Технология критического мышления
1.Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности сформулированных выводов. Его особенность в том, что любой человек может усомниться в достоверности полученных данных, оценить их.
2. Главная ценность технологии критического мышления и ее приемов – умение объективно воспринимать информацию, не принимать увиденное и услышанное на веру, право сомневаться, предполагать, воспринимать ее как гипотезу, требующую доказательств.
3. Три стадии развития критического мышления:
вызов – осмысление – рефлексия.
Эпизод сказки
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Приём третий. Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД («До» и «После»)
1.Прочитайте приведенные утверждения и запишите свой ответ(+/-) в столбце «До».
2.Эти утверждения приведены,чтобы помочь нам сосредоточиться на видеоклипе,который мы сейчас посмотрим.
3.Пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в столбце «После».
4.Ответьте на вопросы:
Поменяли ли вы какой-либо из ваших ответов? Если да, какой и почему?
Какие из утверждений наиболее важны для вас? Почему?
До и после (таблица утверждений)
До | Утверждения | После |
1.Царь долго был неутешен, | ||
2.Не была она царицей: | ||
3.Ей в подарочек дано было зеркальце одно; | ||
4.Но царица молодая, в буйстве света расцветая, |
Приём второй. Открытые и закрытые вопросы ( по 5 вопросов)
Открытые вопросы | Закрытые вопросы |
1.Кто герои данного эпизода? | 1.Почему зеркальце – это тоже одно из действующих персонажей эпизода? |
2.С кем царица могла быть веселой и общительной? | 2.Почему,разговаривая с зеркальцем , царица становится веселой? |
3.Чей жених Елисей? | 3.Какие признаки того ,что у царевны добрый характер? |
4.На ком женился царь? | 4.Зачем царь женился на другой женщине? |
5.У кого из двух героинь черные брови и светлый цвет лица? | 5.Как доказать , что царевна была красивее царицы? |
Приём «Пять слов»
Задание: прочитайте внимательно предложенный отрывок, отметьте все важные детали , рассказывающие о той или иной героине отрывка , расскажите в пяти словах о каждой героине сказки.
Например:
Молодая царевна:
молодая
белолицая
чернобровая
кроткая
красивая
Приём четвёртый. Синквейн
5 строк
1- тема, выраженная одним словом(сущ.)
2-описание темы в 2-ух словах(прилагательные или причастия чаще всего)
3-описание действия в рамках темы тремя словами(глаголы)
4- фраза из 4-х слов, выражающая отношение автора к теме
5-синоним к первой строке,на эмоциональном или философско-обобщенном уровне(суть темы).
Например:
Героини
Своенравная и скромная
Гордилась, хвалилась, трудилась
Столкновение красоты душевной и внешней
Женщины
Пятый приём. Кластер (дом.зад)
Кластер переводится как гроздь, пучок.
Правила составления кластеров просты:
главная тема размещается в центре,
ее окружают смысловые единицы, заслуживающие внимания.
Рядом с ними – слова-спутники.
Логические связи отображаются как линии между ключевыми понятиями.
По факту получается схема из кругов, соединенных между собой прямыми линиями или стрелками.
Ценность этого метода в том, что он позволяет охватить и проанализировать больший объем информации, чем при чтении и анализе с листа. Система кластеров – это графическое отображение размышлений пользователя, его идей, сомнений, логических умозаключений.
Кластеры используются на стадиях вызова и рефлексии, подходят для изучения разных тем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.