Пять приемов критического мышления при анализе эпизода художественного произведения (5 класс)

  • pptx
  • 03.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ одного эпизода «Сказки о мертвой царевне.pptx

Анализ одного эпизода «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»А.С.Пушкина

Урок литературы в 5 классе
Шремзер Е.М.,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Всеволожска

Технология критического мышления

1.Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности сформулированных выводов. Его особенность в том, что любой человек может усомниться в достоверности полученных данных, оценить их.

2. Главная ценность технологии критического мышления и ее приемов – умение объективно воспринимать информацию, не принимать увиденное и услышанное на веру, право сомневаться, предполагать, воспринимать ее как гипотезу, требующую доказательств.

3. Три стадии развития критического мышления:
вызов – осмысление – рефлексия.

Эпизод сказки

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Приём третий. Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД («До» и «После»)

1.Прочитайте приведенные утверждения и запишите свой ответ(+/-) в столбце «До».
2.Эти утверждения приведены,чтобы помочь нам сосредоточиться на видеоклипе,который мы сейчас посмотрим.
3.Пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в столбце «После».
4.Ответьте на вопросы:
Поменяли ли вы какой-либо из ваших ответов? Если да, какой и почему?
Какие из утверждений наиболее важны для вас? Почему?

До и после (таблица утверждений)

До

Утверждения

После

1.Царь долго был неутешен,
Но как быть ? И он был грешен.
Года два прошло,как сон,
Царь женился на другой

2.Не была она царицей:
Высока ,стройна,бела,
Но умом не всех взяла…

3.Ей в подарочек дано было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

4.Но царица молодая, в буйстве света расцветая,
Между тем росла,росла,
Поднялась и расцвела…

Видеофрагмент сказки

Приём второй. Открытые и закрытые вопросы ( по 5 вопросов)

Открытые вопросы

Закрытые вопросы

1.Кто герои данного эпизода?

1.Почему зеркальце – это тоже одно из действующих персонажей эпизода?

2.С кем царица могла быть веселой и общительной?

2.Почему,разговаривая с зеркальцем , царица становится веселой?

3.Чей жених Елисей?

3.Какие признаки того ,что у царевны добрый характер?

4.На ком женился царь?

4.Зачем царь женился на другой женщине?

5.У кого из двух героинь черные брови и светлый цвет лица?

5.Как доказать , что царевна была красивее царицы?

Приём «Пять слов»

Задание: прочитайте внимательно предложенный отрывок, отметьте все важные детали , рассказывающие о той или иной героине отрывка , расскажите в пяти словах о каждой героине сказки.

Например:
Молодая царевна:
молодая
белолицая
чернобровая
кроткая
красивая

Приём четвёртый. Синквейн

5 строк
1- тема, выраженная одним словом(сущ.)
2-описание темы в 2-ух словах(прилагательные или причастия чаще всего)
3-описание действия в рамках темы тремя словами(глаголы)
4- фраза из 4-х слов, выражающая отношение автора к теме
5-синоним к первой строке,на эмоциональном или философско-обобщенном уровне(суть темы).

Например:
Героини
Своенравная и скромная
Гордилась, хвалилась, трудилась
Столкновение красоты душевной и внешней
Женщины

Пятый приём. Кластер (дом.зад)

Кластер переводится как гроздь, пучок.
Правила составления кластеров просты:
главная тема размещается в центре,
ее окружают смысловые единицы, заслуживающие внимания.
Рядом с ними – слова-спутники.
Логические связи отображаются как линии между ключевыми понятиями.
По факту получается схема из кругов, соединенных между собой прямыми линиями или стрелками.
Ценность этого метода в том, что он позволяет охватить и проанализировать больший объем информации, чем при чтении и анализе с листа. Система кластеров – это графическое отображение размышлений пользователя, его идей, сомнений, логических умозаключений.
Кластеры используются на стадиях вызова и рефлексии, подходят для изучения разных тем.