Р. р. №1 Сочинение-рассуждение
Оценка 4.6

Р. р. №1 Сочинение-рассуждение

Оценка 4.6
docx
29.05.2021
Р. р. №1 Сочинение-рассуждение
9-10.Р. р. №1 Сочинение-рассуждение.docx

Урок русского языка в 7 классе № 9-10

Тема: Р. р. №1 Сочинение-рассуждение

(1 час – подготовка к сочинению, 2 час – написание сочинения)

Цели: формирование коммуникатиной компетенции: углубить и расширить знания о рассуждении-размышлении:виды аргументов, проблема и проблематика текста; развитие умения анализировать, структурировать материал; определять и формулировать проблемы, тезисы; воспитание нравственных качеств, умения работать в группе, толерантного мышления.

Ход урока

Для того, чтобы совершенствовать,

развивать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.

Рене Декарт, 16 век,

французский физик, математик, философ.

Оргмомент.

1.                                 Слово учителя.

- Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль.

Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Читаю эпиграф, комментирую его.

2.                                 Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).

3.                                 Как различаются типы речи?

К повествованию ставится вопрос: что произошло?

К описанию: какой?

К рассуждению: почему?)

Сегодня на уроке перед нами стоит проблема – как научиться писать сочинение-рассуждение. И к концу урока мы должны ее решить. Но сначала мы должны ответить на вопрос:

что такое проблема? (Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования.)Записать в словарь-справочник(если у кого-то нет записи)

Какие бывают проблемы (общие и частные)? (нравственные, социальные, философские и т.д.)

II. Тренировочное упражнение

ПОСЛУШАЙТЕ ТЕКСТЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП РЕЧИ.

Текст 1:

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом рез-

ко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”

(А. Толстой)

Дети определяют, что это повествование, так как есть сюжет, развивается действие.

Текст 2:

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.

(А. Толстой)

Это описание, так как нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная. Есть эпитеты, метафоры (подтверждают текстом).

Текст 3:

Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод

3. Работа с текстом Д.Гранина.

Целевой вопрос: Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?

Чтение текста.

О МИЛОСЕРДИИ

1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2)Шёл я по улице, поскользнулся и упал... (3)Упал неудачно, хуже некуда: сломал переносицу, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4)Было это примерно в семь часов вечера. (5)В центре города, недалеко от дома, где я живу. 

(6)С большим трудом поднялся... (7)Лицо залито кровью, рука повисла плетью. (8)3абрёл в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. (9)Куда там — она продолжала хлестать, и я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. (10)И говорить-то не могу — рот разбит. 

(11)Решил повернуть назад, домой. 

(12)Я шёл по улице, думаю, не шатаясь. (13)Шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестело от крови. (14)Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. (15)Народу на улице было много. (16)Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. (17)Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (18)Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (19)Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи... 

(20)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (21)Надо добираться до дома. 

(22)Позже я раздумывал над этой историей. (23)Могли ли люди принять меня за пьяного? (24)Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. (25)Но даже если бы и принимали за пьяного... (25)Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось: упал, ударился. (26)Почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? (27)3начит, стремление пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил стало обычным явлением, а «меня это не касается» стало убеждением? 

(28)Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей; поначалу я злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. (29)И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. (30)Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. (31)Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в собственном поведении: желание отойти, уклониться, не ввязываться... (32)И, уличив себя, начал понимать, каким привычным стало это стремление, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. 

(33)Раздумывая, я вспоминал и другое. (34)Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (35)Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. (36)Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... (37)Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. (38)Но не о них речь, мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры. 

(39)И после войны это чувство взаимопомощи, взаимообязанности долго оставалось среди нас. (40)Но постепенно оно исчезло. (41)Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. (42)Мы привыкли делать оговорки, что-де не все люди такие, не все так поступают, но я сейчас не хочу оговариваться. (43)Мне как-то пожаловались новгородские библиотекари: «Вот вы в „Блокадной книге“ пишете, как ленинградцы поднимали упавших от голода, а у нас на днях сотрудница подвернула ногу, упала посреди площади — и все шли мимо, никто не остановился, не поднял её. (44)Как же это так?» (45)Обида и даже упрёк мне звучали в их словах. 

(46)И в самом деле, что же это с нами происходит? (47)Как мы дошли до этого? (48)Как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие? (49)Как это стало обычным, нормальным? 

(50)Я уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (51)Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (52)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. 

(53)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве, — всегда давал мне медяк и говорил: поди подай. (54)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело страшновато, — подавал. (55)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (56)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. (57)В это он не вникал: раз нищий — надо подать. 

(58)И, как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить. (59)Упражняется ли милосердие сегодня в нашей жизни?.. (60)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (61)Толчок, призыв к нему? 

(62)Всегда существовали и будут существовать разные возможности для проявления милосердия человеческого, которые нужно использовать. (63)Не только в чрезвычайных, аварийных случаях необходимо проявление милосердия, оно должно находить своих адресатов и в обычной жизни. (64)Пусть не угаснет свет милосердия в сердцах людей! 

(По Д. Гранину) 

Даниил Александрович Гранин (1919-2017 гг.) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель. 

4. Частичный анализ текста.
– О чем этот текст?
- В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?

1.                                 Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.

2.                                 Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.

3.                                 Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.

4.                                 Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

 5. Что же делать, чтобы не было в мире равнодушия или хотя бы было его меньше?
Как вы считаете?
Выслушаем детей. (Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным, всегда помогать кому бывает трудно.)

6. Словарная работа.
- Как вы понимаете значение слова равнодушие? (равнодушие – выражение безразличия, безучастности)

 - А сейчас я попрошу вас подобрать синонимы и антонимы к слову «равнодушие» (работа в группах)

Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.

 Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами  

бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.

Примерные ответы:

Синонимы: равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.) Запись в тетради.
- Каких качеств больше?
- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?

- Посмотрите на столбик с антонимами.

-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. (Ответ: Милосердие.)
- Как вы понимаете это слово?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Мы с вами подобрали составляющие милосердия.

- Является ли проблема милосердия сегодня актуальной? Докажите примерами.

-Кто нуждается в милосердии? (Старый человек, больной, инвалиды, больные люди …)
итог: все люди нуждаются в милосердии.

7.  Творческая работа. 
Пришло время начать работу над текстом-рассуждением.  Помните, что данный текст имеет особое строение.

Примерный круг проблем:
 1. Почему сегодня люди способны оставить нуждающегося в помощи человека без внимания? К чему приводит нежелание проявлять милосердие? 
2. Как относились к нуждающимся в помощи в военное время? 
3. В чем принципиальное различие в отношении к нуждающимся в помощи людям в военное и мирное время? 
4. Как сохранить милосердие в сердцах людей? 
5. Как пробудить милосердие? 
6. Когда необходимо проявлять милосердие? Существуют ли возможности для проявления милосердия сегодня?

Темы для работы:

·                                   Согреть своим теплом. Что это значит?

·                                   Равнодушие или милосердие?

·                                   Что же с нами происходит?

·                                   Своя тема.

Составляем план сочинения.

Итоги урока.

Я хотела бы к вашим сочинениям добавить слова добавить слова В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.»
Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.

Дома вы продолжите работу над своим планом и поработаете с черновиками вашего сочинения.

8. Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок заставил задуматься над поднятой проблемой - поднимите руки, если  вас урок оставил равнодушными – нет.

 

Домашнее задание: закончить план, подготовить черновик сочинения.


 

Урок русского языка в 7 классе № 9-10

Урок русского языка в 7 классе № 9-10

Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи

Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи

Примерные ответы : Синонимы : равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность

Примерные ответы : Синонимы : равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021