Р. р. №11-12. Контрольное сочинение-рассуждение

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 52-53.Р. р. №11-12. Контрольное сочинение-рассуждение.docx

Урок русского языка в 7 классе № 52-53

Тема: Р. р. №11-12. Контрольное сочинение-рассуждение

Цели урока:

Обучающие:

1.         Познакомить учащихся с качествами человека, который может быть настоящим другом; с тем, что дружба значит для человека.

2.         Повторить материал о композиции сочинения-рассуждения.

3.         Проверить умение учащихся составлять собственное рассуждение.

Развивающие:

1.         Сформировать потребность иметь настоящего друга.

2.         Закрепить умение строить текст рассуждения.

Воспитательные:

1.         Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение;

2.         Воспитание личностных качеств.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Работа с доской

- Посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске висит плакат и написано стихотворение) и скажите, что символизирует этот рисунок?

Ученики: Голубь является символом мира

- Да, это символ мира, символ дружбы на Земле. Обратите внимание на то, какие тона преобладают на рисунке.

Ученики: синий цвет – цвет истинности и чистоты, зеленый – цвет жизни

- Правильно. Эти понятия являются фундаментом дружбы.

Итак, мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Она звучит следующим образом: “Верному другу цены нет” (записывается на доске тема урока).

- Ребята, обратимся к стихотворению, которое записано на доске.

Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

(Учитель читает стихотворение выразительно, затем просит прочитать еще нескольких учеников).

- Ребята, о ком и о чем это стихотворение?

Ученики: О дружбе, о преданных друзьях.

- А у вас есть друзья?

Ученики: Да, у нас есть друзья.

- Как мы видим, у каждого человека есть друзья. Ведь человек без друзей, как дерево без корней.

III. Работа с пословицами

- Ребята, народ всегда ценил дружбу и верных друзей. О долге, о дружбе сложено и бытует в народе множество пословиц и поговорок.

Вспомните пословицы и объясните их смысл

Ученики:

Друзья познаются в беде.

Друга на деньги не купишь.

Старый друг лучше новых двух.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Верному другу цены нет.

Без беды друга не узнаешь.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

- А что объединяет все эти пословицы?

Ученики: во всех этих пословицах говорится о бесценности человеческой дружбы.

- Запишите понравившиеся пословицы в тетрадь.

- Какие пословицы вы записали?

Несколько учеников читают и комментируют записанные пословицы.

- Дружба – это бескорыстное чувство, ведь мы дружим не ради выгоды, не ради того, чтобы нам что–то делали, а ради уважения друг к другу, взаимопонимания.

IV. Работа с роликом:

Ситуация 1.

Девочка хорошо общалась со своими одноклассниками, помогала им в трудных ситуациях. Вместе они проводили свободное время.

Ситуация 2.

Девочка заболела, лежит дома с температурой. Ей очень плохо.

Ситуация 3.

Навестить ее пришла только одна подруга. У остальных нашлись другие дела.

Вопросы

- Что вы думаете об этой ситуации?

- Случались ли с вами аналогичные ситуации?

- Кто именно приходил к вам на помощь?

- Ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Правильно ли поступили остальные?

- Являлась ли их дружба настоящей или это была корысть?

- Ребята, у вас есть настоящие, верные друзья?

- Приведите примеры настоящей дружбы.

- Лишь у порядочного человека могут быть настоящие друзья, верные и надежные. Друзья на всю жизнь, такие, о которых мечтает каждый из нас. Прекрасное слово “Дружба”!

V. Работа в микрогруппах. Поиск информации.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются объединиться и вспомнить высказывания на тему дружбы, потом попытайтесь составить из своих цитат рассуждение.

(ученики выполняют задание, учитель следит за работой).

- Время вышло. Прошу одного из участников группы выйти к доске и прокомментировать свою работу.

- Хорошо, все вы положили в основу дружбы теплые и нежные чувства. И дети, и взрослые строят свою дружбу не на корысти, а на взаимопонимании.

VI. Обобщение. Выводы

- Ребята вспомните ситуацию, которая была представлена в ролике.

- Еще в глубокой древности Аристотель писал: “У кого есть друзья, у того нет друга” (данное высказывание записано на доске).

Разделяете ли вы его мнение?

- Ребята, вы думаете, человек может прожить жизнь без настоящего друга?

Послушайте стихотворение.

Андрей Дементьев 

Друг познаётся в удаче...

Друг познаётся в удаче

Так же порой, как в беде.

Если он душу не прячет

Чувства не держит в узде.

Друг познаётся в удаче.

Если удача твоя

Друга не радует, — значит,

Друг твой лукав, как змея.

 Или же горькая зависть

 Разум затмила его,

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит…

Но иначе

Скажет об этом тебе.

 Друг познаётся в удаче

Больше порой, чем в беде.

 

Согласны ли вы  с утверждением автора? Докажите свою мысль.

Итоги урока. Сегодня мы с вами проделали большую работу. Наша тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Вспомните, какова композиция сочинения – рассуждения.

Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:

I. Основная мысль (тезис).

II. Доказательства:

а)…

б)…

в)…

III. Вывод.

Домашнее задание: написать черновик сочинения-рассуждения  «Верному другу цены нет», используя материал урока.

Второй урок – написание сочинения в контрольных тетрадях.