Рабочая программ ЕН.02. Основы аналитической химии
Оценка 4.6

Рабочая программ ЕН.02. Основы аналитической химии

Оценка 4.6
docx
29.04.2023
Рабочая программ ЕН.02. Основы аналитической химии
РПД_35.02.05._ЕН.02. Основы аналитической химии_3г.10м_очная_2023.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского» (ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

_________А.Н. Хаирова

«____» _________ 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЕН.02. Основы аналитической химии

 

специальность 35.02.05 Агрономия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 Агрономия, утвержденного приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 13.07.2021 № 444.

 

 

 

Разработчик:

Пронь Татьяна Петровна - преподаватель высшей  квалификационной категории общеобразовательных и социально- гуманитарных  дисциплин

 

 

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании

цикловой методической комиссии

общеобразовательных и

социально- гуманитарных дисциплин

протокол № ___ от «___» ____ 2023 г.

Председатель _________ Е.С.Афанасьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02. Основы аналитической химии

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 Агрономия.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в состав профессионального учебного цикла

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-обоснованно выбирать методы анализа;

-пользоваться аппаратурой и приборами;

-проводить необходимые расчеты;

-выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;

-определять состав бинарных соединений;

-проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;

-проводить количественный анализ веществ;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-теоретические основы аналитической химии;

- о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем; о возможностях ее использования в химическом анализе;

-специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа;

-практическое применение наиболее распространенных методов анализа;

-аналитическую классификацию катионов и анионов;

-правила проведения химического анализа;

-методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;

-гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа;

 

обладать общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2.

 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 4.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 9.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

112

Аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:

 

     лекционные занятия

58

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

32

семинарские занятия

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

Консультация

3

Промежуточная аттестация в форме экзамена

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание  учебной дисциплины ЕН.02. Основы аналитической химии

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

 

Объем часов

Применение современных образовательных технологий

        1

2

3

4

  Введение

Содержание учебного материала

2

 

1

Предмет аналитической химии. Краткий исторический очерк развития аналитической химии. Задачи и значение аналитической химии в подготовке специалистов. Методы анализа вещества: физические, химические и физико-химические. Особенности качественного и количественного анализа. Требования, предъявляемые к методам анализа.

Раздел I.   Качественный анализ

 

51

 

Тема 1.1. Растворы. Химическое равновесие. Закон действующих масс. Кислотно- основное равновесие. Равновесие в гетерогенной системе: раствор- осадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

6

 

1

Понятие о растворах. Способы выражения концентрации растворов. Закон действующих масс.

2

 

 

Химическое равновесие.  Константа химического равновесия, способы ее выражения. Смещение химического равновесия. Расчет равновесных концентраций.

Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Растворимость.

3

 

 

Равновесие в гетерогенной системе раствор- осадок. Произведение растворимости. Условия образования и растворения осадков. Влияние рН раствора на диссоциацию кислот и оснований. Факторы, влияющие на растворимость труднорастворимых электролитов. Гидролиз солей.

Практические занятия

4

2

1

Приготовление растворов с заданной концентрацией

2

Определение типа гидролиза и кислотности среды

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение (на выбор):

-Предмет аналитической  химии

-Развитие аналитической химии, вклад русских ученых в развитие аналитической химии

-Связь аналитической химии с другими дисциплинами

Решение задач

1

Тема 1.2.

Основы проведения качественного анализа

Содержание учебного материала

2

 

1

Цели и задачи качественного анализа. Аналитические реакции. Дробный и систематический анализ. Признаки качественных реакций: чувствительность реакций, открываемый минимум, групповые и частные реактивы. Деление катионов и анионов на аналитические группы.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклад на тему: «Деление катионов и анионов на аналитические группы»

1

 

Тема1.3.

Характеристика первой и второй аналитических групп катионов 

Содержание учебного материала

     4   

 

 

 

1

Катионы 1 аналитической группы. Общая характеристика. Свойства катионов натрия, калия, аммония. Условия осаждения ионов калия и натрия в зависимости от концентрации, реакции среды, температуры.

2

Катионы 2 аналитической группы. Общая характеристика. Групповой реактив

Практическое занятие

     2

2

1

Проведение качественных реакций на катионы 1,2 аналитических групп

Тема 1.4. Характеристика катионов третьей,

четвертой аналитических групп катионов

Содержание учебного материала

     8

 

1

Амфотерные гидроксиды в качественном анализе .

2

Окислительно- восстановительные реакции . Комплексные соединения в химическом анализе.

3

Общая характеристика катионов 3 аналитической группы. Основные направления использования органических реагентов в химическом анализе. Осаждение сульфидов

4

Понятие о произведении растворимости. Значение и применение гидролиза и амфотерности в открытии и отделении катионов 4 аналитической группы. Групповой реактив.

Практическое занятие

  2

2

1

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций различными методами

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение:

Коллоидные растворы в качественном анализе

1

Тема 1.5.

Катионы 5 и 6 аналитических групп

Содержание учебного материала

4

 

 

1

Окислительно- восстановительные реакции и использование их при открытии и анализе катионов 5 группы.

2

Реакции комплексообразования и использование их при открытии катионов 6 группы. Групповой реактив. Систематический анализ смеси катионов 1-6 групп

Практическое занятие

  2

        2

1

Анализ смеси катионов 1- 6 групп

Самостоятельная работа обучающихся

Создание презентации: «Катионы микро- и макроэлементов, их положение в периодической системе Д. И. Менделеева и их действие на организм человека»

Составить схему разделения и открытия смеси катионов.

  1

 

   Тема 1.6.

Реакции и ход анализов смеси анионов

Содержание учебного материала

8

 

1

Классификация анионов. Особенности анализов смеси анионов. Первая аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение.

2

 Групповой реактив и характерные реакции на анионы 2 группы.

3

Третья аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

4

Анализ смеси реактивов на третью аналитическую группу анионов

Практические занятия

4

           2

1

Реакции сульфат- ионов, карбонат- ионов ,фосфат – ионов, хлорид- ионов ,нитрат – ионов. Анализ смеси анионов первой и третьей аналитических групп.

2

Решение расчетных задач

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение:Анализ второй аналитической группы анионов и их сельскохозяйственное и биологическое значение.Оформление таблицы «Принципы разделения катионов и анионов на аналитические группы»

1

 

Раздел 2.

Количественный анализ

 

39

 

Тема 2.1.

Гравиметрический анализ

 

 

Содержание учебного материала

      4

 

1

Методы количественного анализа . Сущность гравиметрического анализа. Требования , предъявляемые к в сельскохозяйственном анализе.

2

Последовательность операций и приемы обработки осадков, промывание осадков, декантация и фильтрование , высушивание и взвешивание осадков.

Практические занятия

4

2

1

Расчет количества осадителя

2

Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах

Самостоятельная работа обучающихся

Составить таблицу: «Важнейшие условия осаждения кристаллических и аморфных веществ»

Составить сообщение: «Методы количественного анализа". Решение задач

1

 

Тема 2. 2.

Титриметрический анализ

 Содержание учебного материала

      4

 

1

Прямое и обратное титрование. Методы титриметрического титрования .

 Способы выражения состава растворов и вычисления в различных методах титриметрического анализа. Стандартные и стандартизированные растворы.

2

Кислотно-основное титрование. Точка  нейтральности , точка эквивалентности и конечная точка титрования. Вычисление рН в различные моменты титрования и построение кривых титрования

Практические занятия

      4

2

1

Приготовление растворов кислоты и щелочи. Определение жесткости воды титрованием

2

Решение расчетных задач в титриметрическом методе анализа

Самостоятельная работа обучающихся

Описать роль индикаторов в методе кислотно- основного титрования. Составить схему применения методов анализа: перманганатометрия, йодометрия, дихроматометрия, окисления- восстановления.

     1

 

       Тема 2. 3.

Окислительно-восстановительные методы (оксидиметрия)

 

Содержание учебного материала

     6

 

 

1

Перманганатометрия. Окислительные свойства перманганата калия в зависимости от реакции среды.

2

Йодометрия. Химические реакции, лежащие в основе йодометрического метода.

Метод броматометрии. Рабочий и стандартный раствор.

 Химические реакции, лежащие в основе метода. Условия титрования.

Способы фиксации точки эквивалентности.

3

Метод нитритометрии. Рабочий и стандартный раствор. Фиксирование точки эквивалентности с помощью внешнего и внутренних индикаторов.

Практические занятия

    4

 

1

Приготовление рабочего раствора йода

2

Решение расчетных задач

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сообщения: «Приготовление стандартных растворов». Составление таблицы «Окислительно-восстановительное титрование». Решение задач.

      1

 

Тема 2. 4.

Методы осаждения

 

Содержание учебного материала

2

 

1

Аргентометрия. Вариант Мора, Фаянса, Фольгарда- Уравнение, условия титрования, индикатор. Тиоцианометрия- титрант, среда, индикатор, основное уравнение реакции

Практическое занятие

2

 

1

Определение содержания хлора в хлориде калия

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение по теме :«Основные методы осаждения и их значение». Оформление таблицы «Использование индикаторов в методах осадительного титрования».

1

 

Тема 2. 5.

Метод комплексонометрии

 

 

Содержание учебного материала

2

 

1

Общая характеристика метода. Индикаторы. Титрование. Влияние кислотности растворов (рН) . Буферные растворы

Практическое занятие

2

 

1

Расчеты метода комплексонометрии: приготовление растворов и определение содержания компонента в пробе.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение по теме:

Метод комплексонометрии. Решение задач.


3

1

 

 

Раздел 3.

Физико-химические (инструментальные) методы анализа

 

12

 

     Тема 3. 1.

Хроматография

Содержание учебного материала

4

 

1

Хроматография: сущность метода . Классификация хроматографических методов.

2

Уравнение Нернста. Использование хроматографических методов в профессиональной деятельности

Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему классификации  основных методов хроматографического анализа

Подготовить презентацию по теме «Физико-химические (инструментальные) методы анализа»

2

 

Тема 3. 2.

Фотометрический метод анализа

Содержание учебного материала

      2

 

1

Фотометрический метод анализа: сущность, основные положения. Обзор оптических электрохимических, радиометрических методов анализа

Практическое занятие

2

2

1

Решение расчетных задач

Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему классификации основных методов хроматографического анализа. Подготовить презентацию по теме : «Физико- химические методы анализа»

2

 

 

Консультация:

3

 

Экзамен:

5

Всего:  

112

 

Применение современных образовательных технологий (в случае применения указать виды):

1 – электронное обучение

2 – дистанционные образовательные технологии

3 – интерактивные лекции

4 – групповые дискуссии

5 – ролевые игры

6 – тренинги

7. анализ ситуаций и имитационных моделей

 

 

 

 

 


3. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, фронтального опроса, устного опроса, тестирования.

Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

Материалы, используемые для контроля результатов освоения по дисциплине, приводятся в Фонде оценочных средств по дисциплине.

 

4.условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины

 

4.1. Учебно-методическое обеспечение

Основная учебная литература:

 

1. Александрова, Э.А. Аналитическая химия. Теоретические основы и лабораторный практикум. В 2-х т. Т. 2. Физико-химические методы анализа / Э.А. Александрова. - М.: КолосС, 2018. - 352 c.

2. Алов, Н.В. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2-х т.: Учебник / Н.В. Алов. - М.: ИЦ Академия, 2019. - 768 c.

3. Валова, (Копылова) В. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Практикум / (Копылова) В.Д. Валова. - М.: Дашков и К, 2018. - 200 .

4. Александрова, Э. А. Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 1. Химические методы анализа : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Э. А. Александрова, Н. Г. Гайдукова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 551 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-6057-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/387245

 

Дополнительная учебная литература:

1. Д.Н. Джабаров. Сборник упражнений и задач по аналитической химии

(качественный анализ, титриметрия). Учебное пособие. Издательство:

МИА, 2018

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1.Электронный ресурс «Аналитическая химия». Форма доступа:http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/

2.www.globator.net, http://photoshopschool.ru/ - Уроки Photoshop.

 

 

 

4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории агрохимии;

 

Оборудование учебной лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- химические реактивы;

- химическая посуда;

- презентации по темам курса;

- раздаточный материал.

 

Комплект учебно-методических и наглядных пособий по дисциплине; - таблицы:

-периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

 - электрохимический ряд напряжений;

 - таблица растворимости.

 

Технические средства обучения:

-мультимедиапроектор.

-экран

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала 6 1

Содержание учебного материала 6 1

Содержание учебного материала 6 1

Содержание учебного материала 6 1

Раздел 2. Количественный анализ 39

Раздел 2. Количественный анализ 39

Содержание учебного материала 6 1

Содержание учебного материала 6 1

Раздел 3. Физико-химические (инструментальные) методы анализа 12

Раздел 3. Физико-химические (инструментальные) методы анализа 12

Применение современных образовательных технологий (в случае применения указать виды): 1 – электронное обучение 2 – дистанционные образовательные технологии 3 – интерактивные лекции 4 – групповые…

Применение современных образовательных технологий (в случае применения указать виды): 1 – электронное обучение 2 – дистанционные образовательные технологии 3 – интерактивные лекции 4 – групповые…

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2023