Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Старые Туймазы
Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Согласовано Утверждаю
зам. директора по ВР Директор МБОУСОШ Протокол №__ с. Старые Туймазы
от «__»августа 2019г ________Р.М. Хайдаров _______ З.Ф.Хузиахметова Приказ №____ от «__»августа 2019г
Рабочая программа
Кружок «Забавные поделки»
Направление: художественно – эстетическое
Тип программы: образовательная
Нормативный срок освоения программы: 1 год
Составила: Ганиева Эльвира Гайсаровна
учитель начальных классов
2019г.
I. Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Кружок «Забавные поделки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы
в образовательный процесс
Актуальность.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Практическая значимость.
Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников.
Задачи:
- развитие тонко-координированных движений кисти руки для становления творческого воображения и способностей воспитанников;
- развитие у воспитанников внимания, воображения и чувства цвета;
- формирование интереса к творческой деятельности;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, культуры общения.
1.3. Прогнозируемый результат выполнения программы:
- скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
-развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
1.4. Характеристика программы
1. По характеру деятельности - творческая
2. По педагогическим целям – развивающая художественную одаренность
3. По образовательным областям – профильная
4. По форме занятий – групповая в сочетании с индивидуальными
Программа кружка «Забавные поделки» рассчитан на 1 год обучения детей 7-10 лет.
Программа обучения включает следующие разделы:
1. Введение. Волшебный клубок.
2. Игрушки из ниток.
3. Нитяные игрушки.
4. Аппликация из нитей.
5. Воздушные петели крючком. Петельки на спицах.
6. Шнурочки. Аппликация из вязаного шнура (на магнитах).
1.5. Характеристика образовательного процесса
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме.
Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а так же самоконтролю на основе правил задания.
Для преодоления учащимися затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи. Это:
- стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);
- эмоционально – регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка);
- направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все её компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).
В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям необходимо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.
Школьники быстро утомляются. Чем младше ребенок, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать возможностям обучающихся.
В начале года педагог дает основы технологии вязания и изготовление тех или иных видов игрушек, направляет деятельность учащихся на правильное выполнение различных операции, следит за их качеством.
Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленные знания, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работе должно ощущаться авторство самого ребенка.
При оформлении работы педагогом поощряется творческий подход, самостоятельность учащихся, смелость в поисках новых форм выражения образов. Выполнение заданий в группе иногда проходит неравномерно. Поэтому руководитель проводит индивидуальную работу с учащимися, дополнительно объясняя задание, помогая его выполнить.
Коллективное изготовление игрушек - наиболее эффективная форма работы. Дети выполняют целые изделия или детали одной игрушки, которые затем войдут в композицию. Такая форма способствует сплочению коллектива, ускорению работы, улучшению ее качества, создает возможность соревнования.
1.6. Отличительные особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Занятия ручным трудом, аппликацией позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа «Волшебный клубок» кружка «Забавные поделки» должна помочь стимулировать развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого воспитанника, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Забавные поделки» дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование с использованием ниток, аппликации из ниток) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ воспитанников, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
1.7. Особенности возрастной группы учащиеся 3 класса
Возраст детей и их психологические особенности
Дети 9-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:
-неустойчивое внимание;
-фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;
- пониженная работоспособность;
-общее недоразвитие речи;
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
Поэтому, при составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого воспитанника.
Занятия в кружке обеспечивают возможность для исправления недостатков детей. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие процесса
1.8. Коррекционно-развивающие методы и приемы обучения:
-проблемно-поисковый;
-метод сравнения;
-репродуктивный;
-чередование умственной и практической деятельности;
-поэтапность выполнения задания;
-осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку;
-поощрение малейших успехов, развитие в детях веры в себя, в собственные силы и возможности.
-обучение без принуждения:
-постановка наводящих вопросов;
-дополнительные инструкции в ходе кружковой деятельности;
-поощрения, создание ситуации успеха;
-работа по образцу, трафарету;
-снижение темпа работы;
-подача нового материала небольшими дозами;
-систематичность повторения изученного;
-предупреждение возможных ошибок;
-адаптация содержания, отхождение от сложности материала.
Особенности набора детей: свободный.
Число обучающихся: 12-15 человек, списочный состав группы.
Режим занятий: программа кружка «Забавные поделки» по дополнительному трудовому обучению предназначена для занятий учащихся 3 класса в первой половине дня. На ее изучение отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 ч .
1.9. Уровень результатов работы по программе
Первый уровень результатов — приобретение воспитанником социальных знаний о взаимодействии в коллективе.
Второй уровень результатов — получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовой ценности общества - труду, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия.
1.10. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Отслеживание результатов детских работ могут быть представлены в выставках, соревнованиях, конкурсах, проводимых на школьном, городском и областном уровнях.
1.11. Методы, средства и способы оценки
1. Мониторинг-показатель результата участия в конкурсах.
2. Педагогические наблюдения.
3. Анкетирование.
4. Информация педагогов, психологов, родителей.
1.12. Методическое обеспечение программы
Методы и формы работы
Моделирование ситуаций, использование занимательного материала, игротерапия.
Коррекционные приёмы:
- создание атмосферы доброжелательности;
- сюрпризные моменты;
- создание ситуации успеха;
- чёткие инструкции;
- предупреждение ошибок в выполнении заданий, поручений;
- чередование труда и отдыха;
- педагогический такт;
- индивидуальный подход (учёт индивидуальных качеств ребёнка).
Педагогические приёмы:
- доверие к личности ребёнка;
- анализ конфликтных ситуаций;
- метод ученического самоуправления;
- позиция стимулирования (доверия к ребёнку);
- поощрение.
Коррекционные методы:
- метод релаксации;
- психогимнастика;
- коммуникативные игры, тренинги;
- педагогический такт;
- доброжелательный тон.
1.13. Перечень материально-технических материалов
Краткий перечень оборудования, инструментов и материалов:
Ножницы, наборы цветной бумаги, картон, листы белой бумаги, клей ПВА, нитки-пряжа.
II. Программа
(1 час в неделю)
2.1. Задачи 1 года обучения
Задачи:
- развитие тонко-координированных движений кисти руки для становления творческого воображения и способностей воспитанников;
- развитие у воспитанников внимания, воображения и чувства цвета;
- формирование интереса к творческой деятельности;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, культуры общения.
2.3. Содержание программы
1 год обучения - «Волшебный клубок»
Количество обучаемых в группе - 15 воспитанников
Возраст – 9-10 лет
Задачи
- воспитать у детей интерес к различным видам прикладного творчества;
- развивать творческое мышление и художественный вкус;
- воспитать в детях старание, терпение, аккуратность, самостоятельность;
- обучить детей навыкам и приемам изготовления игрушек, забавных поделок;
- приучить к безопасным и качественным приемам работы;
- научить соблюдать санитарно-гигиенические нормы;
- формировать добросовестное отношение к труду, дисциплинированность в работе и товарищеской взаимопомощи.
1. Введение. Волшебный клубок. ТБ. ПБ (1 час)
Игра и игрушки - не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения, приобретения им реальных жизненных навыков. Создание игрушек – важный компонент трудового обучения ребенка. Ребенок приобретает навыки рукоделия, работы с различными инструментами, развивает глазомер, объемное видение, учится терпению и настойчивости в достижении поставленной цели.
2. Игрушки из ниток (3час)
Игрушка – это один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, в котором всегда проявлялись черты, свойственные национальным традициям. А игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии человека, выражении его индивидуальности. Создание игрушки - это непрерывная и многосторонняя игра, способная увлечь ребенка на годы. Создавая игрушки, дети включаются в игровой процесс. Любая деятельность ребенка, особенно если она происходит в игровой форме, содержит огромные возможности для выявления и раскрытия его «я», а также дальнейшего его развития.
- Игрушки из ниток. Виды ниток. Их разнообразие.
- Игрушки из помпонов. Клоун «Помпончик».
- Куклы из ниток. Человечки из кисточек.
3. Нитяные игрушки (10 час)
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу. Самодельные игрушки бывают тряпичными и соломенными, картонными и деревянными… Мы рассмотрим, как можно сделать игрушки из ниток (Дюймовочка. Кувшинка. Уточки, лебедь. Змеи, ящерица на пеньке. Кошка, собака, бычок, дерево. Лев, пальмы.), - ведь в каждом доме есть какие-то ненужные клубочки, старые вязаные вещи.
Изготовление нитяных игрушек – очень увлекательное занятие, которое помогает развивать у детей усидчивость, творческие способности, фантазию, мелкую моторику. Чтобы сделать игрушку, от детей потребуются волевые усилия.
Техника изготовления нитяных игрушек достаточно проста. Освоив основные приемы изготовления нитяных игрушек, дети смогут создавать все новые веселые и добрые игрушки.
Для работы нам понадобится: нити любых цветов и оттенков – толстые и тонкие, предназначенные для ручного вязания; ножницы, крючок для вязания; пуговицы, бисер.
Способ изготовления нитяных игрушек: обмотка.
4. Аппликация из нитей (7 час)
Сегодня рукоделие привлекает все больше внимания, покоряя своей красотой и широкими возможностями для проявления творческих фантазий. Сам процесс изготовления игрушек способен доставить огромную радость. Разнообразие приемов позволяет создавать забавные игрушки, игрушки-сувениры, вещи домашнего обихода и т.д. Овладев основными приемами работы с нитками, научиться превращать обыкновенный клубок ниток в самые разнообразные и интересные, забавные поделки, аппликации. Мы рассмотрим, как можно сделать аппликации из ниток, - ведь в каждом доме есть какие-то ненужные клубочки, старые вязаные вещи.
- Аппликация из нитей, пряжи «Снежинка».
- Аппликация из распущенного трикотажа «Бабочка».
- Аппликация из резаных нитей «Одуванчик», «Фантазия», «Астра», «Африканская хижина». Радуга цвета.
- Аппликация из скрученных ниток «Улитка».
5. Воздушные петели крючком (5 час)
Вязание крючком, как и любой другой вид рукоделия, способствует формированию у ребенка эмоциональной стабильности и воспитывает усидчивость. Набор воздушных петель крючком. Закладка для книг «косичка». Картинки из вязаных цепочек «Цветок», «Город», «Натюрморт».
Петельки на спицах (3 час)
Набор петель на спицах. Ковровое панно из петель.
6. Шнурочки. Аппликация из вязаного шнура (на магнитах) (8 час)
Аппликация из вязаного шнура развивает внимание, зрительно-пространственные представления, наблюдательность, цветоощущение, зрительную память, способствует развитию координации. Магниты из разноцветной пряжи, созданные своими руками, станут замечательным украшением вашего дома или отличным подарком. (Вкусное лето. Машины. Жители пруда. Военная техника. Елочка. Летние бабочки. Романтика лета. Цветочная корзина. Луговые подружки.)
7. Итоговое занятие. Выставка работ (1 час)
2.4. Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
· название и назначение материалов – бумага, ткань, нитки, пряжа;
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
III. Факторы риска выполнения программы
1. Изменение смены в школе
2. Изменения расписания в школе
3. Эпидемии, погодные условия
4. Настроения детей
5. Каникулы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятий |
Дата |
1 |
Введение. Волшебный клубок. Правила безопасного труда. |
|
2 |
Игрушки из ниток. Виды ниток. Их разнообразие. |
|
3 |
Игрушки из помпонов. Клоун «Помпончик». |
|
4 |
Куклы из ниток. Человечки из кисточек. |
|
5 |
Нитяные игрушки. Дюймовочка. Кувшинка. |
|
6 |
Нитяные игрушки. Дюймовочка. Кувшинка. |
|
7 |
Нитяные игрушки. Уточки, лебедь. |
|
8 |
Нитяные игрушки. Уточки, лебедь. |
|
9 |
Нитяные игрушки. Змеи, ящерица на пеньке. |
|
10 |
Нитяные игрушки. Змеи, ящерица на пеньке. |
|
11 |
Нитяные игрушки. Кошка, собака, бычок, дерево. |
|
12 |
Нитяные игрушки. Кошка, собака, бычок, дерево. |
|
13 |
Нитяные игрушки. Лев, пальмы. |
|
14 |
Нитяные игрушки. Лев, пальмы. |
|
15 |
Аппликация из нитей. Аппликация из пряжи «Снежинка». |
|
16 |
Аппликация из распущенного трикотажа. Аппликация «Бабочка». |
|
17 |
Аппликация из резаных нитей. Аппликация «Одуванчик». |
|
18 |
Аппликация из резаных нитей. Аппликация «Фантазия». |
|
19 |
Аппликация из резаных нитей. Радуга цвета. Аппликация «Астра». |
|
20 |
Аппликация из резаных нитей. Радуга цвета. Аппликация «Африканская хижина». |
|
21 |
Аппликация из скрученных ниток. Аппликация «Улитка». |
|
|
|
|
22 |
Набор воздушных петель крючком. |
|
23 |
Закладка для книг «косичка». |
|
24 |
Картинки из вязаных цепочек. Цветок. |
|
25 |
Картинки из вязаных цепочек. Город. |
|
26 |
Картинки из вязаных цепочек. Натюрморт. |
|
27 |
Набор петель на спицах. |
|
28 |
Ковровое панно из петель. |
|
29 |
Аппликация из вязаного шнура (на магнитах). Вкусное лето. |
|
30 |
Аппликация из вязаного шнура (на магнитах). Машины. |
|
31 |
Аппликация из вязаного шнура (на магнитах). Жители пруда. |
|
32 |
Аппликация из вязаного шнура (на магнитах). Военная техника. |
|
33 |
Аппликация из вязаного шнура (на магнитах). Елочка. |
|
34 |
Итоговое занятие. Выставка работ. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.