Рабочая программа по окружающему миру.
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру.

Оценка 4.9
doc
11.02.2020
Рабочая программа по окружающему миру.
окр мир раб пр.doc

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

* Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

* Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

* Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

У учащегося будет сформировано:

       принятие и освоение социальной роли школьника;

       положительное отношение к изучаемому предмету;

       уважительное отношение к иному мнению;

       внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

       понимать эмоции других людей, умение сочувствовать и сопереживать за другого человека;

       невозможность разделить людей на хороших и плохих;

       умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

       использовать безопасные для органов зрения, нервной системы опорно- двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (зарядку);

       доброжелательно относиться к одноклассникам, умение нравственно оценивать свои и чужие поступки;

       ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;;

       установка на безопасный здоровый образ жизни.

Учащийся получит возможность для формирования:

       внимание к красоте окружающего мира;

       самооценки отдельных действий по критериям предложенным учителем (умение оценить себя);

       осознания роли изучаемого предмета в жизни людей;

       оценивания и принятия следующих базовых ценностей:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;

       оценки ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей;

       умения определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны;

       правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России;

       мотивации к творческому труду и работе на результат;

       готовить и проводить презентации перед небольшой аудиторией..

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

* Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

* высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

* работать по предложенному учителем плану.

*отличать верно выполненное задание от неверного.

* совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

* проговаривать последовательность действий на уроке;

* организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

* осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

* вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

Учащийся получит возможность научиться:

       определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

       делать вывод о степень успешности выполненной работы, в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания;

       вырабатывать критерии оценки;

       осознавать причины своего успеха (неуспеха)

       проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

Познавательные УУД:

*Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

*Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

*Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

*Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

*Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

*Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

*Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

*Слушать и понимать речь других.

*Выразительно читать и пересказывать текст.

*Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

*Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

Учащиеся научатся :

* называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

*объяснять, как люди помогают друг другу жить;

*называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

*называть основные особенности каждого времени года.

*оценивать правильность поведения людей в природе;

*оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Учащиеся получат возможность научиться:

*Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы.

*Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны.

*Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.

*Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

 

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

*Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

*Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

*Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

*В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

У учащегося будут сформированы:

       положительное отношение и изучаемому предмету;

       опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

       оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей;

       ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

       умения оценивать свое отношение к учебе;

       внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

       понимание причин успеха в учебной деятельности и способность к ее оценке;

       готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.

       развитие этических чувств – стыда, вины. совести, как регуляторов морального поведения.;

       понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.

 

Учащийся получит возможность для формирования:

       умения соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

       эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы);

       оценки ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей;

       умения определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны;

       правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России;

       умения отвечать за свои поступки.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД: *Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

*Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

*Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

*Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

*Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

*Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг.

*Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

*Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

*Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

*Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

*Донести свою позицию до других:

*оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

*Слушать и понимать речь других.

*Выразительно читать и пересказывать текст.

*Вступать в беседу на уроке и в жизни.

*Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Ученик научится:

*связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

*наблюдать за погодой и описывать её;

*уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

*пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

*различать изученные группы растений и животных;

*приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

*оценивать правильность поведения людей в природе;

*уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

* назвать нашу планету, родную страну и ее столицу, регион, где живут учащиеся; родной город;

* различать государственную символику России;

*называть государственные праздники;

* называть основные свойства воздуха. воды;

*выделять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

* называть правила сохранения и укрепления своего здоровья;

* соблюдать основные правила поведения в окружающей среде;

Ученик получит возможность научиться:      

* определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

*различные объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

* различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

* приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

*показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

*описывать отдельные изученные события из истории Отечества;

* использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

*решать практические задачи с помощью наблюдений, сравнений, измерений;

*ориентироваться на местности с помощью компаса;

*уметь определять температуру воздуха. воды и тела человека с помощью термометра;

*устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

*осуществлять уход за растениями и животными;

*выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

*оценивать воздействие человека на природу, участвовать в ее охране;

*удовлетворять познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

 

 

3-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

*Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

*Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

*Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

*В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

У учащегося будут сформированы:

       освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

       умение оценивать свое отношение к учебе;

       уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

       бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

       ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

       уважение к культуре разных народов;

       формирование целостного социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.

 

Учащийся получит возможность для формирования:

       интереса и мотивации к творческому труду;

       интерес к изучению предмета;

       осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

       нравственного чувства и чувственного сознания;

       умения анализировать свои переживания и поступки;

       способности к самооценке;

       симпатии, способности к сопереживанию другим людям;

       бережного отношения к живой природе;

       эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

*Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

*Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

*В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

* выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

* фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

* анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

* Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

*Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

*Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

*Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

*Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

*Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

*Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

       ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

       находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

       определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

       отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

       сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

       подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план

       осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствие с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

       понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию;

       отбирать источники информации для решения учебной задачи из предложенных учителем;

       делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Учащиеся получат возможность научиться:

       осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

       находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

       делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

       осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

       анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

       представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста;

       участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.

 

Коммуникативные УУД:

*Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

*Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

*Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Учащийся научится:

       участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

       выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

       слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

       отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

       критично относиться к своему мнению;

       понимать точку зрения другого;

       участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

       строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

       строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

       прислушиваться к партнёру по общению (деятельности). Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;

       аргументировать свою точку зрения в данном вопросе по заданной теме;

       выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов;

       готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Учащийся получит возможность научиться:

       аргументировать свою точку зрения;

       употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;

       находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет;

       конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними;

       контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других учеников, работающих в группе, паре;

       использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий при работе в паре, в группе, во время участия в проектной деятельности;

       согласовывать свою позицию с позицией других участников по работе;

       признавать возможность существования различных точек зрения;

       корректно отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Ученик научится:

* приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов;

* приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

* объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

* приводить примеры живых организмов

* перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

* животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

* называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

* доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

* оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

* объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

* применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

* объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

* объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

* находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

*что такое тела, вещества, частицы;

*компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые,

*компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы

*группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвой­ные, цветковые, органы растений; растениеводство

*группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;

*основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране

*некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

*взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

*строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;

*основные полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Калужском крае , и их назначение;

*элементарные экономические понятия;

*названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности

*основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;

*основные дорожные знаки и их назначение;

*номера телефонов экстренных служб;

*основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.

Ученик получит возможность научиться:

       различать наиболее распространенные в Калужском крае растения, животных;

       устно описывать объекты природы;

       объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

       подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнитель­ных источников;

       проводить самостоятельные наблюдения в природе; вы­полнять простейшие опыты;

       оперировать с моделями, указанными в программе;

       изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;

       выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

       в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

       выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;

       соблюдать правила пожарной безопасности;

       соблюдать правила дорожного движения;

       соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;

       определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;

       составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики (по плану или опорным словам);

       «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;

       участвовать в мероприятиях по охране природы на территории своего села;

       использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

        

4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

У выпускника будут сформированы:

       внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

       широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

       ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

       способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности;

       освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

       знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

       ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

       оценка и принятие следующих базовых ценностей:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

       установка на здоровый образ жизни;

       основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

       чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

       основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания « Я как член семьи, представитель народа, гражданин России». Осознание ответственности человека за общее благополучие.

 

Выпускник получит возможность для формирования:

       внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

       выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

       устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

       адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

       положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

       компетентности в реализации основ гражданской идентичностив поступках и деятельности;

       способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентация на их мотивы и чувства;

       установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;

       осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

регулятивные

Выпускник научится:

       принимать и сохранять учебную задачу;

       учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

       определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока;

       выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных;

       планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера;

       работать по плану, используя основные средства;

       по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя;

       по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;

       создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их.

       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

       оценивать правильность выполнения действия;

       адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

       различать способ и результат действия;

       использовать внешнюю речь для регулирования и контроля собственных действий;

       вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Выпускник получит возможность научиться:

       в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

       преобразовывать практическую задачу в познавательную;

       определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, тему проекта;

       выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, самостоятельно искать средств достижения цели;

       осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

       самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации;

       планировать с помощью учителя учебную деятельность при работе над проектом;

       работать по плану, используя дополнительные средства (справочники, доп. литературу, средства ИКТ).

Познавательные

Выпускник научится:

       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете;

       осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

       отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства ИКТ;

       ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

       строить сообщения в устной и письменной форме;

       устанавливать аналогии;

       проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

       выделять существенную информацию из текстов разных видов;

       осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

       осуществлять синтез как составление целого из частей;

       устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, устанавливать аналогии;

       извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций;

       анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия;

       группировать факты и явления;

       сравнивать факты и явления;

       распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтеза;

       устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

       владеть рядом общих приемов решения задач;

       создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их.

Выпускник получит возможность научиться:

       осуществлять расширенный поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернета;

       записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

       осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

       самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы как по ходу действия, так и в конце действия;

       создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

       устанавливать причинно- следственные связи, выявлять их последствия, формулировать цепочки правил “если …, то…”)

       создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

       проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

       произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;

       строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Выпускник научится:

       адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые. средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

       контролировать действия партнера;

       работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

       аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

       слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

       точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

       оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

       владеть диалогической формой речи;

       оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

       строить понятные для партнера высказывания, учитывая что партнер видит, а что нет;

       корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

       учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

       аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

       продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

       адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;

       понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

       задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;

       принимать концептуальный смысл текстов в целом.

       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

       осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

       продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

 

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Выпускник научится:

* знать государственную символику и государственные праздни­ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка

* распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;.

* отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

* объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

* по году определять век, место события в прошлом;

* отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

* объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

* по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

* отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

Выпускник получит возможность научиться:

* объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

* объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

* замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

* распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;

* проводить наблюдения природных тел и явлений;

*самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

* применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

* владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Выпускник на ступени начального общего образования научится:

* определять: * Земля — планета Солнечной системы,

* объяснять причины смены дня и ночи и времен года;

* распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;

* рассказывать что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

* называть некоторые современные экологические проблемы;

*определять природные зоны России;

* отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

* объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

* по году определять век, место события в прошлом;

* отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

* отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

* объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

* отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

* объяснять своё отношение к прошлому и настоящему родной страны.

* отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

* называть особенности природы своего края: формы земной поверх­ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

* характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

* называть важнейшие события и великих людей отечественной ис­тории;

* знать государственную символику и государственные праздни­ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

выпускник получит возможность научиться:

* распознавать природные объекты с помощью атласа-опре­делителя; различать важнейшие полезные ископаемые свое­го края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

* проводить наблюдения природных тел и явлений;

* в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости; определять возможные причины: отри­цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

* приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

* соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

* приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

* приводить примеры народов России;

* владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

* объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

*понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

*уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

* объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

*осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей ,норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

* замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

* распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;

* проводить наблюдения природных тел и явлений; *осваивать доступные способы изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение и т.д.)

*устанавливать и принимать причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе. Они приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры.

     Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.

    Выпускники получат возможность осознать целостность научной картины мира, свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

   Выпускники познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно- следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

    В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природой и культуро-сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

 

 

 

 

 

Содержание учебного  предмета.

1 КЛАСС (66 ч)

 

Человек и природа (46 ч)

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и не­живой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, кото­рые можно определить на основе наблюдений с помощью орга­нов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое — лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.

Растения — часть живой природы. Разнообразие растений. Де­ревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни рас­тений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений: стебель, корень, лист, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения рас­тений. Лекарственные растения. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.

Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.

Примеры явлений природы. Смена времен года.

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Призна­ки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, от­лет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лес­ных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зим­нее время года. Зимние игры.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки вес­ны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем по­томстве).

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (вы­сокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.

Человек и общество (15 ч)

Ознакомление с условными обозначениями учебника и их ис­пользование при работе с учебником.

Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в ком­пьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.

Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Крас­ная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных из Красной книги на юбилейных моне­тах России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.

Труд людей в осенний период года.

Наша Родина — Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия — многонациональная страна. Москва — столи­ца России. Достопримечательности столицы — Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой Рос­сии: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослуши­вании гимна.

Правила безопасного поведения (5 ч)

Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.

Правила безопасного поведения во время зимних игр (тон­кий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег не­съедобен).

Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).

Правила поведения при сборе лекарственных трав.

Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы, осы).

 

2 класс (68 ч)

Человек и природа (40 ч)

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля — планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений мо­рей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, сте­бель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папо­ротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила пове­дения на природе.

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, уса­ми, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора гри­бов. Шляпочные грибы родного края.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Осо­бенности питания малышей млекопитающих животных. Особен­ности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопи­тающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в при­роде и жизни людей. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.

Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водоемы. Материки.

Человек и общество (24 ч)

Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные тради­ции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совмест­ные походы).

Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, со­вместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек — член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Родной край — частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с назва­нием реки, озера; основные достопримечательности.

Наша Родина — Россия. Конституция России — основной закон страны. Важнейшие права граждан России — право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

Государственные   символы   России   (Государственный   герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена ве­ликих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4 ч)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие со­хранения и укрепления здоровья. Чистота — залог здоровья (чи­стые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила по­ведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экс­тренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть ули­цы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Прави­ла дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода, Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные прави­ла поведения с водой, электричеством, газом.

 

 

3 КЛАСС (68 Ч)

Человек и природа (52 ч)

Мир глазами эколога.

Вещества, тела, частицы. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано че­ловеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) — человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метео­риты и др.). Искусственные тела предметы. Молекулы и атомы — мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.

Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три со­стояния воды — твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода — раствори­тель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.

Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.

Кругооборот воды в природе.

Воздух — это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и дру­гие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, жи­вотных, растений.

Погода и ее составляющие: движение воздуха — ветер, темпе­ратура воздуха, туман, облака {форма облаков и их высота над по­верхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизитель­но определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за по­годой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за по­годой».

Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусствен­ные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ис­копаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отноше­ние людей к расходованию полезных ископаемых.

Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйствен­ной жизни человека.

Разнообразие растений, питание растений, размножение и развитие растений, охрана растений.

Разнообразие животных, цепи питания, размножение и развитие животных,  охрана животных.

В царстве грибов, съедобные и несъедобные грибы, части гриба.

Великий круговорот жизни.

 Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Для чего нужна экономика, 3 кита.

Растениеводство. Животноводство.

Что такое деньги? Государственный и семейный бюджет. Экономика и экология.

 

Человек и общество (12 ч)

 

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России.

Что такое деньги? Государственный и семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествие по городам и странам. Лента времени. Последовательность смены времен года. Лен­та времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль) — весна (март, апрель, май) — лето (июнь, июль, август) — осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век — отрезок времени в 100 лет. Лента време­ни истории строительства Московского Кремля (XII век — дере­вянный, XIV век — белокаменный, XV век — из красного кирпи­ча). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.

Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих кня­зей основателей городов (Ярослав Мудрый Ярославль, Юрий Дол­горукий —Кострома, Переславль-Залесский). Основные достопри­мечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI XVII вв., Троице-Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде — XIV в.; му­зей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме — XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире - XII в.).

 

Правила безопасного поведения (4 ч)

Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Со­блюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.

Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при го­лоледе (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).

Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда. Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок.   Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через во­дные пространства).

Правила безопасного поведения при обнаружении следов Ве­ликой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.

 

 

4 класс (68 ч)

Человек и природа (40 ч)

Общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (названия, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Пояса земли. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России.

Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ле­дяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, рас­тительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Соблюдение экологических правил поведения во время прогу­лок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхно­сти земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

Родной край — часть великой России. Карта родного края. По­лезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Рас­тительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края.

Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек — защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в при­родном сообществе (например, клевер-шмели—мыши—кошки). Природные сообщества родного края (два-три примера). Посиль­ное участие в охране природы родного края.

 

 

 

 

Человек и общество (24 ч)

Наша родина — Россия. Российская Федерация. Государствен­ная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федера­ции (республика, край, область, город федерального значения — Москва или Санкт-Петербург, автономный округ, Еврейская авто­номная область) в Парламенте страны как представитель интере­сов региона.

Лента времени. Последовательность смены времен года. Лен­та времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль) — весна (март, апрель, май) — лето (июнь, июль, август) — осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век — отрезок времени в 100 лет. Лента време­ни истории строительства Московского Кремля (XII век — дере­вянный, XIV век — белокаменный, XV век — из красного кирпи­ча). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык — государственный язык Российской Феде­рации. Родной край — часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Располо­жение края на политико-административной карте России. Кар­та родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народ­ные промыслы.

Россия на карте. Границы России. Названия государств, имею­щих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, пер­вооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Амери­ки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

Терроризм — международная опасность (США, г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября, 2004 г.).

История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции, верования. Значимые со­бытия в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IXXI вв.). Крещение Руси (988 г.). Первый на Руси свод зако­нов «Русская правда» (памятник законодательства XIXII вв.), основание г. Ярославля (988-1010 гг.). Объединение террито­рий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович — Красное Солнышко (960—1015 гг.), Ярослав Владимирович — Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгород­ский и Владимирский Александр Невский (1221—1263 гг.). Москов­ская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -1157 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).

Традиционные российские религии. Вера в единого бога и со­хранение традиционной обрядовости. Древние времена — вре­мена многобожия (вера в силы природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). На­роды, верующие в единого бога: христиане (Бог — Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах — духовная власть и сила), иудеи (Бог — Всевышний как духовная власть и сила), буддисты (Будда — духовная связь всех проявлений жизни).

Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Со­временные сезонные праздники — дань традициям, историческое и культурное наследие каждого народа.

Москва как летопись истории России. Исторические памятни­ки столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября — День на­родного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфаль­ная арка, музей-панорама «Бородинская битва» ('память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая — День Победы — память страны о героях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.); памятник Юрию Гагарину — первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космо­са», аллея Героев-космонавтов (12 апреля — День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила безопасного поведения (4 ч)

Соблюдение правил безопасного поведения во время летних кани­кул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, не­счастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственно­го здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).

 

 


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

России; мотивации к творческому труду и работе на результат; готовить и проводить презентации перед небольшой аудиторией

России; мотивации к творческому труду и работе на результат; готовить и проводить презентации перед небольшой аудиторией

Познавательные УУД: * Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Познавательные УУД: * Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

ОБЖ, уличного движения). Учащиеся получат возможность научиться: *Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на…

ОБЖ, уличного движения). Учащиеся получат возможность научиться: *Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на…

Учащийся получит возможность для формирования: умения соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное…

Учащийся получит возможность для формирования: умения соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное…

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг

России; *называть государственные праздники; * называть основные свойства воздуха

России; *называть государственные праздники; * называть основные свойства воздуха

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений: *Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:…

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений: *Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:…

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др

Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др

Учащийся научится: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;…

Учащийся научится: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;…

России, в т.ч. в Калужском крае , и их назначение; *элементарные экономические понятия; *названия государств, граничащих с

России, в т.ч. в Калужском крае , и их назначение; *элементарные экономические понятия; *названия государств, граничащих с

ЛИЧНОСТНЫЕ У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;…

ЛИЧНОСТНЫЕ У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;…

Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального…

Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального…

ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их

ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их

ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их

ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их

Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые

Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений

Выпускник на ступени начального общего образования научится: * определять: *

Выпускник на ступени начального общего образования научится: * определять: *

Древний мир, Средние века, Новое время,

Древний мир, Средние века, Новое время,

Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений

Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Государственный герб России, Государственный флаг

Государственный герб России, Государственный флаг

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, со­вместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, со­вместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды

Приметы, позволяющие приблизитель­но определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган)

Приметы, позволяющие приблизитель­но определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган)

Переславле-Залесском; фрески

Переславле-Залесском; фрески

Человек и общество (24 ч) Наша родина —

Человек и общество (24 ч) Наша родина —

Бородинская битва» ('память о войне

Бородинская битва» ('память о войне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020