Учитель : Ганиева Эльвира Гайсаровна
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» (закрепление)
Цель: формировать умение ориентироваться в тексте большого объёма; вырабатывать навыки выразительного чтения; уточнять характеристику героев на основании их речи, внешнего вида, поступков , высказываний о них других персонажей; подтверждать суждения цитатами из текста; обсуждать нравственную проблематику, формулировать выводы.
Задачи урока:
образовательные:
· раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака;
· дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть жанровые особенности произведения.
· развивать навыки осознанного выразительного чтения;
развивающие:
· учить обобщать и делать выводы,
· развивать умение рассуждать;
воспитательные:
· расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Планируемые результаты:
Предметные:
-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
Личностные:
- развитие чувства сопереживания, сострадания.
Метапредметные:
Познавательные
-находить в тексте ответ на заданный вопрос;
-уметь выделять главное;
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Регулятивные
-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
-оценивать результаты работы;
Коммуникативные
-участвовать в учебном диалоге;
-выражать свои мысли в учебном диалоге;
-проявлять самостоятельность в парной и групповой работе;
Методы: Словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности, поисковый метод и метод обобщения; индивидуальный, групповой.
Оборудование: мультимедийное оборудование
Ход урока
1.Организационный момент.
приветствие
Я спешу сказать всем – "Здравствуйте!”,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – "Благости!”,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – "Радости!
Удач, успехов и везенья!”,
Чтоб пожелать всем в классе
Прекраснейшего настроения.
2. Разминка. Слайд.
Чтобы легче нам работалось, проведем разминку.
Какое задание можно выполнить по нему? (Найти лишнее название сказки, назвать общим словом)
1) «Иван – царевич и Серый Волк» (русская народная сказка)
2) «Летучий корабль»(русская народная сказка)
3) «Двенадцать месяцев» (авторская сказка)
4) «Кашица из топора»(русская народная сказка).
Слайд.
1) «И поступь, и голос у времени тише…» (С.Я. Маршак)
2) «Сказка про короля и солдата» (С.Я. Маршак)
3) «Сказка о глупом мышонке» (С.Я.Маршак)
4) «Стойкий оловянный солдатик» (Г.Х.Андерсен)
Слайд
1) «Хаврошечка»(сказка)
2) «Илья муромец и Соловей-разбойник»(былина)
3) «Двенадцать месяцев»(сказка)
4) «Хитрая лиса»(сказка)
3.Задание.
– Внимание! Необычное задание. ( на
доске)
На доске зашифровано слово:
– Расшифровать и прочитать его вы сможете, выполнив следующее задание:
– Сопоставьте одинаковые геометрические фигуры, и вы узнаете последовательность
букв.
– Прочитайте, какое слово зашифровано?
(Сказка)
СЛАЙД
Со сказкой всегда интересно
Сказки все любят читать
Сегодня попробуем вместе
Смысл авторской сказки понять.
– Прочитайте глазами.
– Прочитайте птичьим базаром.
– Прочитайте скороговоркой.
– Прочитайте выразительно.
4.Повторение пройденного материала.
- С каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?
( С.Я.Маршак)
Давайте совершим маленькое путешествие в самое раннее детство.
1.Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи. (Сказка о глупом мышонке)
2.Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой. (Мяч)
3.Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (Жираф)
СЛАЙД
- Четыре года тому назад вы пришли на занятия в школу. Каждый ребёнок, переступая порог школы, знакомится с произведением С.Маршака «Весёлый счёт. Путешествие от А до Я.»
Стихотворение С.Я. Маршака читает ученик.
Чудес, хоть я живу давно,
Не видел я покуда.
А впрочем, в мире есть одно
Действительное чудо:
Помножен мир (иль разделен?)
На те миры живые,
В которых сам он отражен,
И каждый раз впервые.
Всё в мире было бы мертво —
Как будто мира самого
Совсем и не бывало,—
Когда б живое существо
Его не открывало. (С.Я. Маршак)
-Какое чудо нам открыл С.Я. Маршак и в каком произведении?
- Когда С.Я.Маршак написал сказку «Двенадцать месяцев»?
5.Определение темы урока
Обобщаю ответы детей:
- Когда месяцы уступают друг другу время, когда в лесу падчерица становится принцессой, когда солдат становится профессором. Это действительно – чудо!
-А почему так произошло, что королева в лесу уже не королева, а профессор уже не профессор? О чём же мы будем говорить на уроке? Определите ТЕМУ И ЦЕЛИ урока.
- У вас на парте листочки с предложениями.
Прочитайте. Отметьте знаком + то, что вы уже знаете, ! то, что вам интересно, ? знаком - то, что не знаете.
|
- Кто определит тему и цели нашего урока?
-Да, сегодня на уроке мы будем инсценировать отрывок из пьесы-сказки, а для этого надо уточнить характеристику героев на основании их речи, внешнего вида, поступков, высказываний о них других персонажей; подтверждать суждения цитатами из текста. Попробуем определить нравственные проблемы.
6. Проверка Д/З
-Чтение по ролям(С.145
Физминутка
- Представьте себя в роли актеров.
- Мальчики, покажите нам бравого солдата. Помаршируйте. Покажите, как отдают честь.
- Девочки, представьте себя придворными дамами. Покажите свою безупречную осанку, грациозно помашите веером. Начинается бал, входит королева. Изобразите реверанс.
- А теперь представьте, что вы идёте вперёд, преодолевая сильные порывы ветра.
- Уже наступила зима. Как говорится в пословице «Мороз не велик, а стоять не велит». Покажите, что вам холодно, вы замерзли.
- Зимой многие любят греться у огня. Это может быть костёр в лесу или домашний камин. Изобразите это действие.
- А теперь поаплодируйте себе.
- Спасибо. Тихо садимся на места
7. Работа по теме.( (У учащихся на столе страничка толкового словаря)
Значение этих слов нам помогут в дальнейшей работе над сказкой-пьесой.
Актёр – артист, исполнитель ролей в театральных представлениях , в кино, телевидении.
Афиша- объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции
Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
Драма – род литературных произведений, написанных в диалогической форме предназначенных для исполнения актёрами на сцене.
Пьеса - драматическое произведение для театрального представления.
Персонаж – действующее лицо в литературном произведении.
Ремарка – пояснение автора к тексту, касающееся обстановки , поведения действующих лиц, их внешнего вида
Режиссёр – творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной , кино- или театральной постановки, вообще зрелищных программ.
- Что такое пьеса ?
-Обратимся к страничке толкового словаря С.И. Ожегова.
Пьеса- драматическое произведение для театрального представления.
- Объясните значение слова «персонаж», «герой».
Персонаж – действующее лицо в литературном произведении. СЛАЙД
Герой – главное действующее лицо литературного произведения. СЛАЙД
- Назовите действующих лиц : ( падчерица, солдат, старуха и её дочка, королева, учитель королевы, канцлер, белка, 12 месяцев, первый глашатай, второй глашатай и др.)
-Назовите героев пьесы : (двенадцать месяцев, падчерица, королева)
8. Групповая работа.
Учитель загадывает загадку:
Двенадцать
братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (месяцы)
– У каждого месяца по сказке свой возраст, свой характер.
- На основе описания, (стр. 145) расскажите, как вы их себе представляете.
1 группа о трех старых месяцах .
1.Название месяцев.
2. Внешние отличительные черты.
3. Какие По характеру.
(Январь – с белой бородой и посохом, в красивом узорчатом одеянии со снежинками; )
2 группа о трех пожилых месяцах.
(Апрель – одет в зеленый плащ, в руке держит посох, который ему дал брат Январь)
3 группа о трех молодых месяцах.
(Май – нежно-зеленый, походка у него веселая, стремительная. У него нежно-зеленые кудри, голос звонкий, благодаря птичьим песням)
4 группа о трех юных месяцах.
- А по характеру какие? (добрые, трудолюбивые, справедливые, понимают друг друга …)
9.Выборочное чтение.
-Попробуем определить характер падчерицы из рассказов братьев-месяцев? Прочитайте. (стр. 150 внизу -152)
(Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, её хорошо знаем. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе – поёт. А нынче приуныла.
Июнь. И мы, летние месяцы, её не хуже знаем.
Июль. Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки – полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придёт – зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет.
Ноябрь. Я её не раз дождём поливал. Жалко, а ничего не поделаешь – на то я осенний месяц!
Февраль. Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я её пробирал, стужей студил. Знает она Февраль-месяц, да зато и Февраль её знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить.
Апрель. Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расставался.
Сентябрь. Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь.
Апрель. Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей своё обручальное колечко!
Декабрь. Что ж, дари. Дело твоё молодое!
(Из-за деревьев выходит Падчерица. В руках у неё корзинка, полная подснежников.)
Январь. Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.)
Падчерица
трудолюбивая
весёлая
приветливая
любит природу
хозяйственная
добрая
вежливая
отзывчивая
покорная
несчастная
благодарная
10. Работа в парах.
-Следующая героиня, которую обучает профессор это…
Королева – это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву – безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую.
– Прочитайте отрывки из пьесы, из которых мы узнаем характер королевы. (Один из вариантов ответа:стр.134-135)
Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?
Профессор. Нет, вы правильно написали это слово – и всё-таки сделали очень грубую ошибку.
Королева. Какую же?
Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!
Королева. Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.
Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, Ваше величество!
Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала бог знает что... Но, к счастью, я вас не слушаюсь... Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!
Профессор. Осмелюсь спросить Ваше величество: сколько будет семью восемь?
Королева. Не помню что-то... Это меня никогда не интересовало... А вас?
Профессор. Разумеется, интересовало, Ваше величество!
Королева. Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.
Профессор. Как угодно Вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.)
Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним). Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель.)
Королева
безграмотная
равнодушная
несправедливая
своенравная
гордая
нетерпеливая
не хочет думать
глупая
злая
несчастная
неблагодарная
ленивая
- В конце сказки изменился характер Королевы? Какой она стала?
- Заставили ли Братья-месяцы Королеву задуматься о том, что такое доброта?
(Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим). Подберите синонимы к слову доброта.
11. Инсценирование пьесы – сказки
Падчерица (поклонившись) .Добрый вечер (стр. 146-150)…до слов «Бегу, бегу…)
(Когда наступает Апрель, звучит произведение П.И. Чайковского « Времена года. Апрель )
Оцените работу актёров.
12.Итог урока: Самуил Яковлевич Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки...».
Итогом нашего урока будет пословица.
“Друг в беде – настоящий друг”
13.Домашнее задание.
1.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду
14. Рефлексия
Продолжите фразу:
-Мне сегодня удалось…
-Мне было интересно…
-Мне было трудно…
15. Оценивание.
Оцените свою работу на уроке.
Если вы были активными, выберите синий цвет,
Если вы были внимательными - красный цвет,
Если
вы были артистичными - зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Разные цвета показывают, что вы действительно активные, внимательные, артистичные.
Молодцы!
Вывод :
1.Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.
2.Не пользоваться беспомощностью других.
3.Быть в жизни сильным и стойким.
4.Люди должны заботиться о тех , кто слабее.
Спасибо за урок!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.