Урок литературного чтения в 4 классе
Оценка 4.7

Урок литературного чтения в 4 классе

Оценка 4.7
doc
10.02.2020
Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока двенадцать месяцев.doc

Учитель : Ганиева Эльвира Гайсаровна

 

Урок литературного чтения в 4 классе

 

Тема: С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» (закрепление)

 

Цель: формировать умение ориентироваться в тексте большого объёма; вырабатывать навыки выразительного чтения; уточнять характеристику героев на основании их речи, внешнего вида, поступков , высказываний о них других персонажей; подтверждать суждения цитатами из текста; обсуждать нравственную проблематику, формулировать выводы.

Задачи урока:

образовательные:

·        раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака; 

·        дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть  жанровые особенности произведения.

·        развивать навыки осознанного выразительного чтения;

развивающие:

·        учить обобщать и делать выводы,

·        развивать умение рассуждать;

воспитательные:

·        расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной  и групповой работе;

Методы: Словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности, поисковый метод и метод обобщения; индивидуальный, групповой.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование

 

 

Ход урока

 

1.Организационный момент.

 приветствие

 

Я спешу сказать всем – "Здравствуйте!”,
Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – "Благости!”,
Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – "Радости!
Удач, успехов и везенья!”,
Чтоб пожелать всем в классе
Прекраснейшего настроения.

 

2. Разминка. Слайд.

Чтобы легче нам работалось,  проведем разминку.

Какое задание можно выполнить по нему? (Найти лишнее название сказки, назвать общим словом)

1) «Иван – царевич и Серый Волк» (русская народная сказка)

2) «Летучий корабль»(русская народная сказка)

3) «Двенадцать месяцев» (авторская сказка)

4) «Кашица из топора»(русская народная сказка).

Слайд.

1) «И поступь, и голос у времени тише…» (С.Я. Маршак)

2) «Сказка про короля и солдата» (С.Я. Маршак)

 3) «Сказка о глупом мышонке» (С.Я.Маршак)

4) «Стойкий оловянный солдатик» (Г.Х.Андерсен)

Слайд      

1) «Хаврошечка»(сказка)

2) «Илья муромец и Соловей-разбойник»(былина)

3) «Двенадцать месяцев»(сказка)

4) «Хитрая лиса»(сказка)

3.Задание.

Внимание! Необычное задание. ( на доске)
На доске зашифровано слово:

– Расшифровать и прочитать его вы сможете, выполнив следующее задание:

– Сопоставьте одинаковые геометрические фигуры, и вы узнаете последовательность букв.
– Прочитайте, какое слово зашифровано?
(Сказка)

СЛАЙД

Со сказкой всегда интересно 
Сказки все любят читать 
Сегодня попробуем вместе 
Смысл авторской сказки понять.                                   

– Прочитайте глазами.

– Прочитайте птичьим базаром.

– Прочитайте скороговоркой.

– Прочитайте выразительно.

 

4.Повторение пройденного материала.

 - С каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках? 

( С.Я.Маршак)

Давайте совершим маленькое путешествие в самое раннее детство.

1.Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи. (Сказка о глупом мышонке)

2.Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой. (Мяч)

 

 

3.Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок! (Жираф)

СЛАЙД

- Четыре года тому назад вы пришли на занятия в школу. Каждый ребёнок, переступая порог школы, знакомится с произведением С.Маршака  «Весёлый счёт. Путешествие от А до Я.»

Стихотворение С.Я. Маршака читает ученик.

Чудес, хоть я живу давно,

Не видел я покуда.

А впрочем, в мире есть одно

Действительное чудо:

Помножен мир (иль разделен?)

На те миры живые,

В которых сам он отражен,

И каждый раз впервые.

 

Всё в мире было бы мертво —

Как будто мира самого

Совсем и не бывало,—

Когда б живое существо

Его не открывало. (С.Я. Маршак)

-Какое чудо нам открыл С.Я. Маршак и в каком произведении?

- Когда С.Я.Маршак написал сказку «Двенадцать месяцев»?

5.Определение темы урока

Обобщаю ответы детей:

- Когда месяцы уступают друг другу время, когда в лесу падчерица становится принцессой, когда солдат становится профессором. Это действительно – чудо!

-А почему так произошло, что королева в лесу уже не королева, а профессор уже не профессор? О чём же мы будем говорить на уроке? Определите ТЕМУ И ЦЕЛИ урока.

- У вас на парте листочки с предложениями.

Прочитайте. Отметьте знаком + то, что вы уже знаете, ! то, что вам интересно, ? знаком - то, что не знаете.

  1. Творчество Маршака
  2. Нравственные проблемы в пьесе-сказке
  3. Выразительное чтение
  4.  Характеристика героев                              
  5. Инсценировка пьесы

- Кто определит тему  и цели нашего урока?

-Да, сегодня на уроке мы будем инсценировать отрывок из пьесы-сказки, а для этого надо уточнить характеристику героев на основании их речи, внешнего вида, поступков, высказываний о них других персонажей; подтверждать суждения цитатами из текста. Попробуем определить нравственные проблемы.

6. Проверка Д/З

-Чтение по ролям(С.145

 

Физминутка

- Представьте себя в роли актеров.

- Мальчики, покажите нам бравого солдата. Помаршируйте. Покажите, как отдают честь.

- Девочки, представьте себя придворными дамами.  Покажите свою безупречную осанку, грациозно помашите веером. Начинается бал, входит королева.  Изобразите реверанс.  

- А теперь представьте, что вы идёте  вперёд, преодолевая сильные порывы ветра.

- Уже наступила зима. Как говорится в пословице «Мороз не велик, а стоять не велит». Покажите, что вам холодно, вы замерзли.

- Зимой многие любят греться у огня. Это может быть костёр в лесу или  домашний камин. Изобразите это действие.

- А теперь поаплодируйте себе.

- Спасибо. Тихо садимся на места

7. Работа по теме.( (У учащихся на столе страничка толкового словаря)

Значение этих слов нам помогут  в дальнейшей работе над сказкой-пьесой.

 

Актёр – артист, исполнитель ролей в театральных представлениях , в кино, телевидении.

Афиша- объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции

Герой – главное действующее лицо литературного произведения.

Драма – род литературных произведений, написанных в диалогической форме предназначенных для исполнения актёрами на сцене.

Пьеса - драматическое произведение для театрального представления.

 

Персонаж – действующее лицо в литературном произведении.

Ремарка – пояснение автора к тексту, касающееся обстановки , поведения действующих лиц, их внешнего вида

Режиссёр – творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной , кино- или театральной постановки, вообще зрелищных программ.

 

- Что такое пьеса ?

-Обратимся к страничке толкового словаря С.И. Ожегова.

Пьеса- драматическое произведение для театрального представления.

- Объясните значение слова «персонаж», «герой».

Персонаж – действующее лицо в литературном произведении. СЛАЙД

Герой – главное действующее лицо литературного произведения. СЛАЙД

 

- Назовите действующих лиц : ( падчерица, солдат, старуха и её дочка, королева, учитель королевы, канцлер, белка, 12 месяцев, первый глашатай, второй глашатай и др.)

-Назовите героев пьесы : (двенадцать месяцев, падчерица, королева)

8. Групповая работа.

Учитель загадывает загадку:

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят
. (месяцы)

– У каждого месяца по сказке свой возраст, свой характер.

- На основе описания, (стр. 145) расскажите, как вы их себе представляете.  

1 группа о  трех старых месяцах .

1.Название месяцев.

2. Внешние  отличительные черты.

3.  Какие По характеру.

 (Январь – с белой бородой и посохом, в красивом узорчатом одеянии со снежинками; )

2 группа о трех пожилых месяцах.

 (Апрель – одет в зеленый плащ, в руке держит посох, который ему дал брат Январь)

3 группа о трех молодых месяцах.

(Май – нежно-зеленый, походка у него веселая, стремительная. У него нежно-зеленые кудри, голос звонкий, благодаря птичьим песням)

4 группа о трех юных месяцах.

- А по характеру какие? (добрые, трудолюбивые, справедливые, понимают друг друга …)

9.Выборочное чтение.

-Попробуем определить характер падчерицы из рассказов братьев-месяцев? Прочитайте. (стр. 150 внизу -152)

(Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, её хорошо знаем. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе – поёт. А нынче приуныла.

Июнь. И мы, летние месяцы, её не хуже знаем.

Июль. Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки – полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придёт – зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет.

Ноябрь. Я её не раз дождём поливал. Жалко, а ничего не поделаешь – на то я осенний месяц!

Февраль. Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я её пробирал, стужей студил. Знает она Февраль-месяц, да зато и Февраль её знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить.

Апрель. Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расставался.

Сентябрь. Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь.

Апрель. Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей своё обручальное колечко!

Декабрь. Что ж, дари. Дело твоё молодое!

(Из-за деревьев выходит Падчерица. В руках у неё корзинка, полная подснежников.)

Январь. Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.)

Падчерица

 

трудолюбивая

весёлая

приветливая

любит природу

хозяйственная

добрая

вежливая

отзывчивая

покорная

несчастная

благодарная

 

 

10. Работа в парах.

-Следующая героиня, которую обучает профессор это…

Королева – это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву – безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую.

– Прочитайте отрывки из пьесы, из которых мы узнаем характер королевы.  (Один из вариантов ответа:стр.134-135)

Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?

Профессор. Нет, вы правильно написали это слово – и всё-таки сделали очень грубую ошибку.

Королева. Какую же?

Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

Королева. Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, Ваше величество!

Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала бог знает что... Но, к счастью, я вас не слушаюсь... Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!

Профессор. Осмелюсь спросить Ваше величество: сколько будет семью восемь?

Королева. Не помню что-то... Это меня никогда не интересовало... А вас?

Профессор. Разумеется, интересовало, Ваше величество!

Королева. Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.

Профессор. Как угодно Вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.)

Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним). Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель.)

 

Королева

безграмотная

равнодушная

несправедливая

своенравная

гордая

нетерпеливая

не хочет думать

глупая

злая

несчастная

неблагодарная

ленивая

 

- В конце сказки изменился характер Королевы? Какой она стала?

 

- Заставили ли Братья-месяцы Королеву задуматься о том, что такое доброта?

(Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим). Подберите синонимы к слову доброта.

11. Инсценирование пьесы – сказки

Падчерица (поклонившись) .Добрый вечер (стр. 146-150)…до слов «Бегу, бегу…)

(Когда наступает Апрель, звучит произведение П.И. Чайковского « Времена года. Апрель )

Оцените работу актёров.                                                                           

 

12.Итог урока: Самуил Яковлевич Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки...».

Итогом нашего урока будет пословица.

“Друг в беде – настоящий друг”

13.Домашнее задание.

1.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

14. Рефлексия

Продолжите фразу:

-Мне сегодня удалось…

 

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

15. Оценивание.

Оцените свою работу на уроке.

 Если вы были активными, выберите синий цвет,

Если вы были внимательными - красный цвет,

 Если вы были артистичными - зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.

Разные цвета  показывают, что вы действительно активные, внимательные, артистичные.

  Молодцы!

 

Вывод : 
1.Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг. 
2.Не пользоваться беспомощностью других. 
3.Быть в жизни сильным и стойким. 
4.Люди должны заботиться о тех , кто слабее. 

 

                                                                 Спасибо за урок!!!


Учитель : Ганиева Эльвира Гайсаровна

Учитель : Ганиева Эльвира Гайсаровна

Коммуникативные -участвовать в учебном диалоге; -выражать свои мысли в учебном диалоге; -проявлять самостоятельность в парной и групповой работе;

Коммуникативные -участвовать в учебном диалоге; -выражать свои мысли в учебном диалоге; -проявлять самостоятельность в парной и групповой работе;

Внимание! Необычное задание. ( на доске)

Внимание! Необычное задание. ( на доске)

СЛАЙД - Четыре года тому назад вы пришли на занятия в школу

СЛАЙД - Четыре года тому назад вы пришли на занятия в школу

Творчество Маршака Нравственные проблемы в пьесе-сказке

Творчество Маршака Нравственные проблемы в пьесе-сказке

Пьеса - драматическое произведение для театрального представления

Пьеса - драматическое произведение для театрального представления

Название месяцев. 2. Внешние отличительные черты

Название месяцев. 2. Внешние отличительные черты

Январь. Уже полную корзину набрала?

Январь. Уже полную корзину набрала?

Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала…

Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала…

Заставили ли Братья-месяцы Королеву задуматься о том, что такое доброта? (Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

Заставили ли Братья-месяцы Королеву задуматься о том, что такое доброта? (Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

Быть в жизни сильным и стойким

Быть в жизни сильным и стойким
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020