Рабочая программа 1 класс. Литературное чтение.
Оценка 4.8

Рабочая программа 1 класс. Литературное чтение.

Оценка 4.8
docx
24.11.2021
Рабочая программа 1 класс. Литературное чтение.
Л.ЧТЕНИЕ.docx

        государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ростовской области

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ РО СШИ

___________  / Н.Н. Чопурян

 

приказ  № ___от_______2021 г.

 

 «Семичанская школа-интернат» Дубовского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                 по  Литературному чтению

составлена по программе курса «Школа России»

                       под редакцией В. Г. Горецкого, М.В.Бойкиной.

 

 

 для 1 класса

 

 

 

 

        Составитель:

        Бородина  Лилия Викторовна

   Количество часов: 134

  «Обучение чтению»94часа,

  «Литературное чтение»40ч.

 

 

 

 

 

 

                                                   2021 - 2022 учебный год

 

Пояснительная записка.    

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом

-проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ РО Семичанской школы – интерната по предмету «Литературное чтение»;

-примерной программы начального общего образования по литературному чтению;

-программ УМК «Школа Росси» под редакцией  В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной 2021г.

-рабочей программы воспитания ГБОУ РО Семичанской школы – интерната;

-положения о рабочей программе;

- учебного плана и годового календарного графика ГБОУ РО Семичанской школы – интерната.

Для реализации  Адаптированноой рабочей программы в 1 классе используется учебно-методический комплект «Школа России» который включает в себя учебник:  В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной.

       Адаптированная  образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее АОП НОО) – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

      АОП НОО обучающихся с задержкой психического развития является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования, определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности: духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.

 

Общая характеристика учебного предмета.

 

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовнонравственного развития младших школьников.

Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Предмет «Литературное чтение» способствует становлению грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития,  осознающего  роль  чтения  в  успешности  обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

   формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

   достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

   осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

   овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

   овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

Рабочая программа представляет возможный вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов, отражает  примерную последовательность изучения тем/разделов, содержит рекомендации по объёму учебного времени с выделением резервных часов, позволяющие учитывать индивидуальные потребности и способности обучающихся и организовывать дифференцированный подход.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения:  соответствие  возрастным  возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоциональноэстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной  грамотности  младшего  школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

 

Описание места предмета  в учебном плане.

     Освоение  программы  по  предмету  «Литературное  чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»1 (180 ч: 100 ч предмета «Русский язык» и 80 ч предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов  «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее  10  учебных  недель, 4 часа в неделю, всего 40 часов в год.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

   становление ценностного отношения к своей Родине России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

   осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

   первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

 

Духовно-нравственное воспитание:

     освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

     осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

   выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

   неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

   понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

   приобретение эстетического  опыта  слушания,  чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

   проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художествен- ной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

   соблюдение правил  здорового  и  безопасного  (для  себя и других людей) образа жизни в окружающей среде том числе информационной);

   бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

   осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

   бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

   неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

   овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

— понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в начальной школе у обучающихся формируются универсальные учебные познавательные действия:

базовые логические действия:

   сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

   объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

   определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

   находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

   выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

   устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

   определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

   формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

   сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

   проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по  установлению  особенностей  объекта  изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

   формулировать выводы и подкреплять их доказательства- ми на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

   прогнозировать возможное развитие  процессов,  событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

   выбирать источник получения информации;

   согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

   распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

   соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (за- конных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

   анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

   самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;

универсальные учебные коммуникативные действия:

общение:

   воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

   проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

   признавать возможность существования разных точек зрения;

   корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

   строить речевое высказывание в соответствии с поставлен- ной задачей;

   создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

   готовить небольшие публичные выступления;

   подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

   формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные  с  учётом  участия  в  коллективных  задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

   проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

   ответственно выполнять свою часть работы;

   оценивать свой вклад в общий результат;

   выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

универсальные учебные регулятивные действия:

самоорганизация:

     планировать действия по решению учебной задачи для по- лучения результата;

     выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

   устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

   корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

1  КЛАСС

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

   понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;

   владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для  восприятия  и  небольшие  по  объёму  прозаические и стихотворные произведения со скоростью не менее 20 слов в минуту;

   читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;

   различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;

   различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);

   понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

    владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

   участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

   пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;

   читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;

   составлять высказывания по  содержанию  произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;

   сочинять небольшие тексты по предложенному началу;

   ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

   выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;

   обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

 

 

Содержание учебного курса.

    Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества. Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия.  Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои  сказочных  произведений.  Нравственные  ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, пред- метам).

Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной те- мы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере произведений  К. Д.  Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г.  Сутеева,  Е. А.  Пермяка,  В. А.  Осеевой, А. Л. Барто,  Ю. И.  Ермолаева,  Р. С.  Сефа,  С. В.  Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н.  Плещеева,  Е. А.  Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.

Устное народное творчество — малые фольклорные жанры. Многообразие малых жанров устного народного творчества: по- тешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.

Произведения о братьях наших меньших. Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.

Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (на примере доступных произведений Е. А. Благининой,  А. Л.  Барто,  Н. Н.  Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии. Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.

Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.


Тематическое планирование.                             1 КЛАСС (40 ЧАСОВ1)

 

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности учащихся

1

Сказка

Восприятие текста

Слушание чтения учителем фольклорных произведений

 

народная

произведений художе-

(на примере русских народных сказок: «Кот, петух и лиса»,

 

(фольклор-

ственной литературы

«Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк»

 

ная) и

и устного народного

и литературных (авторских): К. И. Чуковский «Путаница»,

 

литератур-

творчества. Фольклор-

«Айболит», «Муха-Цокотуха», С. Я.  Маршак «Тихая сказка»,

 

ная (автор-

ная и литературная

В. Г.  Сутеев «Палочка-выручалочка»).

 

ская)

(авторская) сказка:

Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова тема сказки,

 

 

сходство и различия.

кто её герои, что произошло (что происходило) в сказке.

 

 

Реальность и волшеб-

Задание на формулирование предложений с использованием

 

 

ство в сказке. Собы-

вопросительного слова с учётом фактического содержания

 

 

тийная сторона

текста (где? как? когда? почему?).

 


1 В 1 классе 33 учебные недели, что составляет 132 ч на изучение предмета «Литературное чтение». Данное тематическое планирование рассчитано на 40 ч, так как выделяется резерв учебного времени (12 ч), который может быть добавлен как к курсу«Обучение грамоте», так и к систематическому курсу с учётом готовности первоклассников.

2  Начальным этапом изучения предметов«Русский язык» и «Литературное чтение» в 1 классе является курс

«Обучение грамоте». Тематическое планирование курса «Обучение грамоте» представлено в Примерной рабочей программе учебного предмета «Русский язык».

 

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.  Характеристика деятельности учащихся

 

 

сказок: последова-

Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми словами

тельность событий

с постепенным увеличением скорости чтения соответствии

в фольклорной

с индивидуальными возможностями учащегося).

(народной) и литера-

Смысловое чтение народных (фольклорных) и литературных

турной (авторской)

(авторских) сказок. Например, русские народные сказки: «Лиса

сказке. Отражение

и рак», «Лисица и тетерев», «Журавль и цапля», «Волк и семе-

сюжета в иллюстраци-

ро козлят», «Лиса и заяц», татарская народная сказка «Два

ях. Герои сказочных

лентяя», ингушская народная сказка «Заяц и черепаха»,

произведений. Нрав-

литературные (авторские) сказки: К. Д.  Ушинский «Петух

ственные ценности

и собака», «Лиса и козёл», В. Г.  Сутеев «Кораблик»,

и идеи, традиции,

В. В.  Бианки «Лис и Мышонок», Е. И.  Чарушин «Теремок»,

быт, культура в рус-

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) и др.

ских народных

(не менее 5 произведений по выбору).

и литературных

Работа с текстом произведения: поиск описания героев сказки,

(авторских) сказках,

характеристика героя с использованием примеров из текста.

поступки, отражаю-

Воображаемая ситуация: представление, как бы изменилась

щие нравственные

сказка, если бы её герои были другими. Например, лиса — доб-

качества (отношение к

рая, а волк умный.

природе, людям,

Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям.

предметам)

Работа в парах: сравнение литературных (авторских) и народ-

 

ных (фольклорных) сказок: сходство и различия тем, героев,

 

событий.

 

Коллективная работа: восстановление последовательности

 

событий сказки с опорой на иллюстрацию (рисунок).

 

Пересказ (устно) сказки с соблюдением последовательности

 

событий с опорой на иллюстрации (рисунки).

 

 

 

 

Учебный диалог: определение нравственного содержания прочитанного произведения и ответ на вопрос «Чему учит сказка?», объяснение смысла пословиц, которые встречаются в тексте сказки, отражают её идею или содержание.

Творческое задание: коллективное придумывание продолжения текста сказки по предложенному началу (не менее 3 предло- жений).

Группировка книг с фольклорными (народными) и литератур- ными (авторскими) сказками, называть и аргументировать выбор книги, рассказывать о самостоятельно прочитанной книге, ориентируясь на обложку, иллюстрации, оглавление. Дифференцированная работа: работа в парах по заполнению таблицы, проверка работы под руководством учителя.

2

Произведе- ния о детях и для детей

Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитыва- ет?). Произведения

Упражнение в чтении вслух разножанровых произведений о детях (использовать слоговое плавное чтение с переходом

на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов). Например, К. Д. Ушинский «Играющие собаки», «Худо тому, кто добра не делает никому», Л. Н. Толстой «Косточка»,

В. Г.  Сутеев «Чей же гриб?», Е. А.  Пермяк «Самое страшное»,

«Торопливый ножик», В. А. Осеева «Плохо», «Три товарища», А. Л. Барто «Подари, подари…», «Я лишний»,

Н. М. Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. И. Ермолаев «Лучший друг», Р. С. Сеф «Совет».

 

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности учащихся

 

 

одной темы,  но разных жанров: рассказ, стихотворе- ние, сказка (общее представление на примере произведе- ний К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого,

В. Г.  Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто,

Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа и др.).

Характеристика героя произведения, общая оценка поступков.

Понимание заголовка произведения, его соотношения с содер- жанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этиче- ских понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь

Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы детях) и главной мысли произведения, анализ заголовка. Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризо- вать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, под- тверждая ответ примерами из текста.

Выразительное чтение по ролям диалогов героев.

Учебный диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание нрав- ственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация своего мнения.

Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?).

Задание на восстановление последовательности событий в про- читанных произведениях.

Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и на предложенный план.

Работа в парах: сравнение предложенных учителем произведе- ний по указанным критериям и заполнение таблицы. Проверка работы по готовому образцу.

 

 

 

 

Работа по группам с книгами о детях: рассматривание, чтение заголовка и автора произведения, нахождение указанного произведения, ориентируясь на содержание (оглавление).

Выбор книги для самостоятельного чтения по совету взрослого или с учётом рекомендательного списка.

Рассказ о прочитанной книге (произведении): составление высказывания о содержании (не менее 2 предложений)

3

Произведе- ния о родной природе

Восприятие и самосто- ятельное чтение поэтических произве- дений о природе

(на примере доступ- ных произведений А. С. Пушкина,

Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева,

Е. А. Баратынского, И. С. Никитина,

Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто,

С. Я. Маршака). Тема поэтических произве- дений: звуки и краски природы, времена года, человек и при- рода; Родина, природа родного края.

Слушание и чтение поэтических описаний картин природы (пейзажной лирики).

Беседа по выявлению понимания настроения, переданного автором (радость, грусть, удивление и др.), определение темы стихотворных произведений.

Работа с текстом произведения: различение на слух стихотвор- ного и нестихотворного текста, определение особенностей стихотворной речи (ритм, созвучные слова (рифма), нахождение слов и словосочетаний, которые определяют звуковой рисунок текста (например, «слышать» в тексте звуки весны, «журчание воды», «треск и грохот ледохода»).

Анализ стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания.

Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонацион- ный рисунок.

Сравнение произведений на одну тему разных авторов: А. Н.  Майков «Ласточка примчалась…», А. Н.  Плещеев

«Весна» (отрывок), «Травка зеленеет…», С. Д.  Дрожжин

«Пройдёт зима холодная…», С. А.  Есенин «Черёмуха»,

И. З. Суриков «Лето», «Зима», Т. М. Белозёров «Подснежни- ки», С. Я. Маршак «Апрель», И. П. Токмакова «Ручей»,

«Весна», И. С.  Соколов-Микитов «Русский лес».

 

 

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности учащихся

 

 

Особенности стихо- творной речи, сравне- ние с прозаической: рифма, ритм (практи- ческое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отра- жение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произ- ведению как отраже- ние эмоционального отклика на произведе- ние. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонацион- ный рисунок вырази- тельного чтения: ритм, темп, сила голоса

Учебный диалог о своих впечатлениях, эстетическом восприя- тии прослушанных произведений и составление высказывания (не менее 3 предложений).

Рассматривание репродукций картин и характеристика зри- тельных образов, переданных в художественном произведении. Например, И. Э. Грабарь «Март», «Иней. Восход солнца»,

А. А. Рылов «Цветистый луг», И. И. Шишкин «Рожь»,

В. Д. Поленов «Золотая осень», И. И. Левитан «Осень» и др. Чтение наизусть стихотворений о родной природе (не менее 2). Выбор книги по теме «Произведения о родной природе» с учё- том рекомендованного списка.

Работа с книгами: рассматривание, самостоятельное чтение, представление прочитанного произведения.

Составление списка авторов, которые писали о природе помо- щью учителя)

 

 

4

Устное народное творче- ство — ма- лые фоль- клорные жанры

Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назна- чение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фоль- клорных жанров.

Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительно- сти. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понима- ния жизненных правил

Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и переста- новок букв и слогов), соблюдение норм произношения, расста- новка ударений при выразительном чтении.

Анализ потешек, считалок, загадок: поиск «ключевых» слов, помогающих охарактеризовать жанр произведения и назвать его.

Учебный диалог: объяснение смысла пословиц, соотнесение их с содержанием произведения.

Разыгрывание в совместной деятельности небольших диалогов с учётом поставленной цели (организация начала игры, весе- лить, потешать).

Драматизация потешек.

Игра «Вспомни и назови»: определение жанров прослушанных и прочитанных произведений: потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение

5

Произведе- ния о брать- ях наших меньших

Животные — герои произведений. Цель

и назначение произве- дений о взаимоотно- шениях человека и животных воспита- ние добрых чувств

и бережного отноше- ния к животным.

Слушание произведений о животных. Например, произведения Н. И. Сладкова «Без слов», «На одном бревне», Ю. И. Коваля

«Бабочка», Е. И. Чарушина «Про Томку», А. Л. Барто «Страш- ная птица», «Вам не нужна сорока?».

Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения.

Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов. Например, Е. А. Бла- гинина «Котёнок», «В лесу смешная птица», «Жук, жук, где

 

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности учащихся

 

 

Виды текстов: худо-

твой дом?», Э. Ю.  Шим «Жук на ниточке», В. Д.  Берестов

жественный и науч-

«Выводок», «Цыплята», С. В.  Михалков «Мой щенок», «Тре-

но-познавательный,

зор», «Зяблик», И. П. Токмакова «Купите собаку», «Разговор

их сравнение. Харак-

синицы и дятла», И. А. Мазнин «Давайте дружить».

теристика героя:

Учебный диалог по обсуждению прочитанного произведения:

описание его внешно-

определение темы и главной мысли, осознание нравственно-эти-

сти, поступки, речь,

ческого содержания произведения (любовь и забота о братьях

взаимоотношения

наших меньших, бережное отношение к природе).

с другими героями

Работа с текстом: нахождение в тексте слов, характеризующих

произведения. Автор-

героя (внешность, поступки) в произведениях разных авторов.

ское отношение

Например, Н. И.  Сладков «Лисица и Ёж», М. М.  Пришвин

к герою. Осознание

«Ёж», Ю. Н.  Могутин «Убежал», Б. В.  Заходер «Ёжик»,

нравственно-этиче-

Е. И.  Чарушин «Томка», «Томка и корова», «Томкины сны».

ских понятий: любовь

Упражнение на восстановление последовательности событий

и забота о животных

в произведении: чтение по частям, придумывание заголовка

 

к каждой части, составление плана (под руководством учителя).

 

Пересказ (устно) содержания произведения с соблюдением

 

последовательности событий с опорой на ключевые слова.

 

Работа с текстом произведения: характеристика героев.

 

Задание на сравнение художественного и научно-познаватель-

 

ного текстов: сходство и различия, цель создания, формулиров-

 

ка вопросов к фактическому содержанию текста. Например,

 

В. Д.  Берестов «Лягушата», В. В.  Бианки «Голубые лягушки»,

 

М. С.  Пляцковский «Цап Царапыч», Г. В.  Сапгир «Кошка»,

 

загадки о животных.

 

 

 

 

 

Фамилия автора

Заголовок

Жанр

Тема

Герои

 

 

 

 

 

 

 
Обращение к справочной литературе для расширения своих знаний и получения дополнительной информации о животных. Составление высказывания (не менее 3 предложений) о своём отношении к животным, природе, сочинение рассказа о люби- мом питомце (собаке, кошке) с использованием рисунков.

Работа в парах: сравнение предложенных произведений по автору, теме, главной мысли, заполнение таблицы. Проверка своей работы и оценка своей деятельности (по предложенным критериям).

 

 

 

 

Интерпретация произведения в творческой деятельности: инсценирование отдельных эпизодов, отрывков из произведе- ний о животных.

Составление выставки книг по изучаемой теме

6

Произведе- ния о маме

Восприятие и самосто- ятельное чтение разножанровых произведений о маме (на примере доступ- ных произведений

Е. А. Благининой, А. Л. Барто,

Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова,

Э. Э. Мошковской,

Беседа по выявлению понимания прослушанного/прочитанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведе- ния, понимание идеи произведения: любовь к своей семье, родным, Родине — самое дорогое и важное чувство в жизни человека. Например, слушание и чтение произведений

П. Н.  Воронько «Лучше нет родного края», М. Ю. Есеновского

«Моя небольшая родина», Н. Н. Бромлей «Какое самое первое слово?», А. В. Митяева «За что я люблю маму», В. Д. Берестова

«Любили тебя без особых причин…», Г. П. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе!», И. С. Соколова-Микитова «Радуга», С. Я. Маршака «Радуга» (по выбору не менее 3).

Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов,

 

 

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности учащихся

 

 

Г. П. Виеру и др.). Осознание нравствен- но-этических поня- тий: чувство любви как привязанность одного человека

к другому (матери к ребёнку, детей

к матери, близким), проявление  любви и заботы о родных людях

определяющих главную мысль произведения, объяснение заголов- ка, поиск значения незнакомого слова с использованием словаря. Учебный диалог: обсуждение значения выражений «Роди-

на-мать», «Родина любимая — что мать родная», осознание нравственно-этических понятий, обогащение духовно-нрав- ственного опыта учащихся: заботливое отношение к родным в семье, внимание и любовь к ним.

Выразительное чтение стихотворений с выделением ключевых слов, с соблюдением норм произношения.

Рассказ по предложенному плану о своём родном крае, городе, селе, о своих чувствах к месту.

Задания на проверку знания названия страны, в которой мы живём, её столицы.

Работа в парах: заполнение схемы, проверка и оценка своих результатов.

 

 

 

Произведения о родной природе

 

 

 

Чтение наизусть с соблюдением интонационного рисунка произведения (не менее 2 произведений по выбору).

Самостоятельное чтение книг, выбранных по теме «О Родине, о семье» с учётом рекомендованного списка, представление (рассказ) о прочитанном произведении по предложенному алгоритму

 

 

7

Фольклорные и авторские произведения

о чудесах

и фантазии

Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычны- ми, сказочными, фантастическими

Упражнение в чтении стихотворных произведений о чудесах и превращении, словесной игре и фантазии. Например,

К. И. Чуковский «Путаница», И. П. Токмакова «Мы играли в хохотушки», И. М. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»,

«Я палочкой волшебной…», В. В. Лунин «Я видела чудо», Р. С. Сеф «Чудо», Б. В. Заходер «Моя вообразилия»,

Ю. П. Мориц «Сто фантазий», Ю. Тувим «Чудеса», английские народные песни и небылицы в переводе К. И. Чуковского

и С. Я. Маршака.

Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют необычность, сказочность событий произ- ведения, нахождение созвучных слов (рифм), наблюдение за ритмом стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания, объяснение значения слова с использованием словаря.

Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь», передача своих впечатлений от прочитанного произведения в высказывании (не менее 3 предложений) или в рисунке.

Задание на сравнение произведений на одну тему разных авторов: прозаическое или стихотворное, жанр (рассказ, стихотворение, сказка, загадка, скороговорка, потешка). Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонацион- ный рисунок.

Задание на развитие творческого воображения: узнай зритель- ные образы, представленные в воображаемой ситуации (напри- мер, задание «Кто живёт в кляксах?», «Каких животных ты видишь в проплывающих облаках?»).

Дифференцированная работа: определение фрагмента для устного словесного рисования, выделение слов, словосочетаний, отражающих содержание этого фрагмента

 

 

 

 

 

 

 

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности учащихся

8

Библиогра- фическая культура (работа

с детской книгой)

Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы  ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке

Экскурсия в библиотеку, нахождение книги по определённой теме.

Участие в беседе: обсуждение важности чтения для развития и обучения, использование изученных понятий в диалоге.

Группировка книг по изученным разделам и темам.

Поиск необходимой информации в словарях и справочниках об авторах изученных произведений.

Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму. Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя

 


Скачано с www.znanio.ru

Ростовской области УТВЕРЖДАЮ директор

Ростовской области УТВЕРЖДАЮ директор

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой,…

Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой,…

Рабочая программа представляет возможный вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов, отражает примерную последовательность изучения тем/разделов, содержит рекомендации по объёму учебного…

Рабочая программа представляет возможный вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов, отражает примерную последовательность изучения тем/разделов, содержит рекомендации по объёму учебного…

Описание места предмета в учебном плане

Описание места предмета в учебном плане

Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и…

Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в начальной школе у обучающихся форми руются универсальные учебные познавательные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в начальной школе у обучающихся форми руются универсальные учебные познавательные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной…

Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графиче скую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представле ния информации;…

Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графиче скую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представле ния информации;…

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и…

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и…

Содержание учебного курса.

Содержание учебного курса.

Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей

Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фанта зии

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фанта зии

Тематическое планирование. 1

Тематическое планирование. 1

Тематическое планирование. 1

Тематическое планирование. 1

Произведе- ния о детях и для детей

Произведе- ния о детях и для детей

К. Д. Ушинского, Л. Н.

К. Д. Ушинского, Л. Н.

Тема, раздел курса Программное содержание

Тема, раздел курса Программное содержание

Устное народное творче- ство — ма- лые фоль- клорные жанры

Устное народное творче- ство — ма- лые фоль- клорные жанры

Устное народное творче- ство — ма- лые фоль- клорные жанры

Устное народное творче- ство — ма- лые фоль- клорные жанры

Обращение к справочной литературе для расширения своих знаний и получения дополнительной информации о животных

Обращение к справочной литературе для расширения своих знаний и получения дополнительной информации о животных

Тема, раздел курса Программное содержание

Тема, раздел курса Программное содержание

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии

Тема, раздел курса Программное содержание

Тема, раздел курса Программное содержание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2021