Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №22»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УР Приказ №_________
___________ (фио) от «___» ____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для 1 А класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель: Кравченко О. М.
Рассмотрено на заседании МО ____________________________________ Протокол № ___________ от _____2019г. руководитель МО ___________________ |
(подпись, ФИО)
Содержание:
1.Пояснительная записка ………………………………………………………………………………..…….3
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………………….……….…………..…..4
3.Содержание учебного предмета …………………………………………………………………………...…6
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему……………... 8
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса разработана на основе
Нормативных документов используемых для составления рабочей программы;
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, Приказ Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования». Раздел 3. п.19.5;
3. Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.
4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СШ № 22»;
5. Учебный план МБОУ «СШ№22» на 2019 – 2020 учебный год.
6. Авторской программы Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской «Изобразительное искусство»(Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. –3-е изд., перераб. –М.: Вентана-Граф, 2011г.).
7.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019 – 2020 учебный год;
8.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта НОО.
Программа обеспечена следующим УМК
Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.— М.: Вентана Граф, 2014;
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю),
что соответствует учебному плану МБОУ «СШ № 22» на 2019 – 2020 учебный год и годовому календарному учебному графику.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 класс
Личностные результаты:
- формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса;
- формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др..
Метапредметные результаты:
- развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
Предметные результаты:
- представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии); формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Для учебного курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.
Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием музейной педагогики и т.п.
Обучающийся научится:
- значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
- некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);
- ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
Обучающийся получит возможность научиться:
- организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
- применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учетом замысла;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
- различать теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям:
- проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.
Содержание курса «Изобразительное искусство» в 1 классе
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).
2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства.
Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.
3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.
8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.
10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
12. Развитие индивидуального чувства формы.
13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.
15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
II. Развитие фантазии и воображения
Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.
4. Изображение движения.
5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.
8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.
9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
10. Форма и украшение в народном искусстве.
11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика
1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).
3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым неб
|
Название темы |
Кол-во часов |
Содержание изучаемого материала темы |
Учебные действия |
1. |
Форма, Цвет |
17 |
Понятие «форма следует рассматривать через конкретизацию понятия «силуэт». С целью отработки умений создавать различные формы предметов изображение: дерева, листа дерева, узоров в полосе, круге и т.д., букв русского алфавита, различных видов зданий, различных животных, человека, его костюма и т.д. С помощью цвета художник передаёт раз-ное настроение, создаёт нужный образ, выражает своё отношение к миру. Дети учатся рисовать: осенний, зимний, весенний, летний пейзажи; передавать различное настроение в природе (солнечное и пасмурное, спокойное и тревожное, грустное и радостное) |
1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания; 2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); 3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш; 4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; 5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов; 6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); 7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками); 1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой); 2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.); |
2. |
Композиция |
8 |
Композиция – главное слово для художни-ка. Дети учатся правильно располагать изо-бражение на листе бумаги, то есть компоновать. Ими могут быть выполнены следующие работы: иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, русским народным сказкам; рисование снежинок на окне; изображение аквариума с его жителями; узоры в круге, квадрате, полосе; украшение зданий. |
1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; 2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); 3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками); 4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изобра-жений на основе народной росписи (Городец, Хохлома, Гжель, Жостово и др.). |
4. |
Фантазия |
8
|
Первоклассники учатся фантазировать, мечтать и превращать свои мечты в интересные рисунки и поделки. Они придумывают и изображают: свои сказки в нескольких кар-тинах; необычную шляпу для сказочного героя; узор для калейдоскопа; волшебный лист; сказочную рыбу; цветы- песенки; волшебные камни; планету-яблоко и др. |
1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение; 2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина); 3. Выполнять простые по композиции аппликации.
|
Итого: |
33 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов, отводимое на каждую тему |
Календарные сроки |
Примечание |
|
План |
Факт |
|
|||
|
Форма. Цвет. |
17 ч |
|
|
|
1 |
Рисование по представлению. Волшебный мир красок. |
|
|
|
|
2 |
Форма и цвет предметов. |
|
|
|
|
3 |
Форма и цвет предметов. |
|
|
|
|
4 |
Рисование с натуры. Осенние листья. |
|
|
|
|
5 |
Рисование по представлению. Пейзаж. Осенний. |
|
|
|
|
6 |
Рисование по представлению. Моя любимая сказка. |
|
|
|
|
7 |
Рисование по представлению. Моя любимая сказка. |
|
|
|
|
8 |
Рисование с натуры овощей. Рисование с натуры фруктов. |
|
|
|
|
9 |
Рисование с натуры овощей. Рисование с натуры фруктов. |
|
|
|
|
10 |
Моя любимая сказка. |
|
|
|
|
11 |
Рисование с натуры или по памяти рыб. Природа и фантазия. |
|
|
|
|
12 |
Рисование с натуры или по памяти рыб. Природа и фантазия. |
|
|
|
|
13 |
Рисование с натуры или по памяти птиц. |
|
|
|
|
14 |
Рисование с натуры. Ёлочная игрушка. |
|
|
|
|
15 |
Рисование с натуры. Ёлочная игрушка. |
|
|
|
|
16 |
Рисование на тему. Новогодний праздник. |
|
|
|
|
17 |
Рисование по представлению. Пейзаж. Зимний. |
|
|
|
|
|
Композиция |
8 ч |
|
|
|
18 |
Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца |
|
|
|
|
19 |
Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца |
|
|
|
|
20 |
Декоративное рисование. Растительный орнамент в полосе. |
|
|
|
|
21 |
Декоративное рисование. Растительный орнамент в полосе. |
|
|
|
|
22 |
Декоративное рисование. Растительный орнамент в круге. |
|
|
|
|
23 |
Рисование на тему. Моя любимая мама. |
|
|
|
|
24 |
Рисование с натуры. Дымковская игрушка |
|
|
|
|
25 |
Рисование с натуры. Дымковская игрушка |
|
|
|
|
|
Фантазия |
8 ч |
|
|
|
26 |
Рисование на тему. Весна. |
|
|
|
|
27 |
Рисование на тему. Весна. |
|
|
|
|
28 |
Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок. |
24.04 |
|
|
|
29 |
Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок. |
|
|
|
|
30 |
Рисование на тему. День Победы. |
|
|
|
|
31 |
Рисование на тему. День Победы. |
|
|
|
|
32 |
Рисование на тему. Лето. Утренний букет. |
|
|
|
|
33 |
Рисование на тему. Лето. Утренний букет. |
1 ур |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.