Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №22»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УР Приказ №_________
___________ (фио) от «___» ____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Окружающий мир»
для 1 А класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель: Кравченко О. М.
Рассмотрено на заседании МО ____________________________________ Протокол № ___________ от _____2019г. руководитель МО ___________________ |
(подпись, ФИО)
Содержание:
1.Пояснительная записка ………………………………………………………………………………..…….3
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………………….……….…………..…..3
3.Содержание учебного предмета …………………………………………………………………………...…6
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему……………... 7
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Нормативных документов используемых для составления рабочей программы:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, Приказ Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования». Раздел 3. п.19.5;
3. Примерная образовательная программа начального общего образования по окружающему миру;
4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СШ № 22»;
5. Учебный план МБОУ «СШ №22» на 2019 – 2020 учебный год.
6. Авторская программа Плешакова А.А. «Окружающий мир», приведенный в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (М.: Просвещение, 2011)
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019 – 2020 учебный год;
8.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта НОО.
Программа обеспечена следующим УМК «Школа России»:
Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2 /А.А.Плешаков – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета окружающий мир в 1 классе начальной школы отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33 недели), что соответствует учебному плану МБОУ «СШ № 22» на 2019– 2020 учебный год и годовому календарному учебному графику.
Планируемые результаты освоения программы «Окружающий мир» 1 класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения:
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
-Называть домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.
-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
-Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
-Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
-Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
-Развивать эколого-этическую деятельность; анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
- Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
- Формировать умение работать в группах и парах.
- Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать».
Предметными результатами обучающихся 1 класса является:
Обучающийся научится:
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• вести наблюдения в природе.
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
• различать овощи и фрукты;
• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
• соблюдать правила ОБЖ, уличного движения, правила перехода улицы, правила сохранения и укрепления здоровья.
• понимать особую роль России в мировой истории, воспитывать чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
• формировать уважительное отношение к России, РТ, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
• осознать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
•развивать навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать объекты природы и предметы, созданные человеком; объекты живой и неживой природы;
• вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе;
• различать изученные виды транспорта;
• выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
• объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
• анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
• осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью.
Обучающийся узнает:
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России: флаг, герб, гимн;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства снега, льда;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• группы растений (деревья, кустарники, травы); группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
• особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Содержание обучения окружающему миру в 1 классе направлено на формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат формирование целостной картины мира, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя обшей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных—долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов, отводимое на каждую тему |
Календарные сроки |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
|
Раздел «Что и кто?» |
21 |
|
|
|
1 |
Задавайте вопросы! |
|
|
|
|
2 |
Что такое Родина? |
|
|
|
|
3 |
Что мы знаем о народах России? |
|
|
|
|
4 |
Что мы знаем о Москве? |
|
|
|
|
5 |
Проект «Моя малая Родина». |
|
|
|
|
6 |
Что у нас над головой? |
|
|
|
|
7 |
Что у нас под ногами? |
|
|
|
|
8 |
Что общего у разных растений? |
|
|
|
|
9 |
Что растёт на подоконнике? |
|
|
|
|
10 |
Что растёт на клумбе? |
|
|
|
|
11 |
Что это за листья? |
|
|
|
|
12 |
Что такое хвоинки? |
|
|
|
|
13 |
Кто такие насекомые? |
|
|
|
|
14 |
Кто такие рыбы? |
|
|
|
|
15 |
Кто такие птицы? |
|
|
|
|
16 |
Кто такие звери? |
|
|
|
|
17 |
Что окружает нас дома? |
|
|
|
|
18 |
Что умеет компьютер? |
|
|
|
|
19 |
Что вокруг нас может быть опасным? |
|
|
|
|
20 |
На что похожа наша планета? |
|
|
|
|
21 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». |
|
|
|
|
|
Раздел «Как, откуда и куда?» |
12 |
|
|
|
22 |
Как живёт семья? Проект «Моя семья». |
|
|
|
|
23 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
|
|
|
|
24 |
Откуда в наш дом приходит электричество? |
|
|
|
|
25 |
Как путешествует письмо? |
|
|
|
|
26 |
Куда текут реки? |
|
|
|
|
27 |
Откуда берутся снег и лёд? |
|
|
|
|
28 |
Как живут растения? |
|
|
|
|
29 |
Как живут животные? |
|
|
|
|
30 |
Как зимой помочь птицам? |
|
|
|
|
31 |
Откуда берётся и куда девается мусор? |
|
|
|
|
32 |
Откуда в снежках грязь? |
|
|
|
|
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». |
|
|
|
|
|
Раздел «Где и когда?» |
11 |
|
|
|
34 |
Когда учиться интересно? |
|
|
|
|
35 |
Проект «Мой класс и моя школа». |
|
|
|
|
36 |
Когда придёт суббота? |
|
|
|
|
37 |
Когда наступит лето? |
|
|
|
|
38 |
Где живут белые медведи? |
|
|
|
|
39 |
Где живут слоны? |
|
|
|
|
40 |
Где зимуют птицы? |
|
|
|
|
41 |
Когда появилась одежда? |
|
|
|
|
42 |
Когда изобрели велосипед? |
|
|
|
|
43 |
Когда мы станем взрослыми? |
|
|
|
|
44 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
|
|
|
|
|
Раздел «Почему и зачем?» |
22 |
|
|
|
45 |
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
|
|
|
|
46 |
Почему Луна бывает разной? |
|
|
|
|
47 |
Почему идёт дождь и дует ветер? |
|
|
|
|
48 |
Почему звенит звонок? |
|
|
|
|
49 |
Почему радуга разноцветная? |
|
|
|
|
50 |
Почему мы любим кошек и собак? |
|
|
|
|
51 |
Проект «Мои домашние питомцы». |
|
|
|
|
52 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
|
|
|
|
53 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
|
|
|
|
54 |
Зачем мы спим ночью? |
|
|
|
|
55 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
|
|
|
|
56 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
|
|
|
|
57 |
Зачем нам телефон и телевизор? |
|
|
|
|
58 |
Зачем нужны автомобили? |
|
|
|
|
59 |
Зачем нужны поезда? |
|
|
|
|
60 |
Зачем строят корабли? |
|
|
|
|
61 |
Зачем строят самолёты? |
|
|
|
|
62 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
|
|
|
|
63 |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? |
|
|
|
|
64 |
Зачем люди осваивают космос? |
|
|
|
|
65 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
|
|
|
|
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.