Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Хабаровска
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей ______________________ от « »__________2019 г. протокол №____________ Руководитель МО: _______________________ |
СОГЛАСОВАНА заместителем директора по УВР
______________________ от « »__________2019 г.
|
ПРИНЯТА на педагогическом совете протокол №___от _______ УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ СОШ № 16 ___________ Н.В.Казачук приказ №____________ от « »__________2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 10-11 классе среднего общего образования
срок реализации 2019-2020 г.г.
Разработчик рабочей программы: Козлова И.Е., учитель русского языка и
литературы, высшая категория
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 10 класс
Ступень образования |
Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет |
Русский язык |
Класс, вид класса |
10 универсальный |
Учебник |
Гусарова И.В. «Русский язык» (базовый и углублённый уровни) 10 класс, «Вентана-Граф» 2015-2016 год
|
Программа |
Программа общеобразовательных учреждений |
Уровень программы |
Базовый |
Вид занятий, на которых реализуется программа |
Обязательные |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 11 класс
Ступень образования |
Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет |
Русский язык |
Класс, вид класса |
11 универсальный |
Учебник |
Гусарова И.В. «Русский язык» (базовый и углублённый уровни) 11 класс, «Вентана-Граф» 2017 год
|
Программа |
Программа общеобразовательных учреждений |
Уровень программы |
Базовый |
Вид занятий, на которых реализуется программа |
Обязательные |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку составлена на основе:
1) Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
2) Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, Москва, «Дрофа», 2007 г.
3) Учебного плана школы в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Реализация рабочей программы по русскому языку обеспечивается рядом нормативно-правовых документов.
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г.) "Об образовании в Российской Федерации".
2. Стандарт основного общего образования по русскому языку// Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1089от 05.03.2004 г. (ред. от 31.01.2012 г.)"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№ 1897от 17.12.2010 г.
4. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (п.8.Требования к организации учебного процесса, в котором описаны требования к уроку, требования к техническим средствам обучения, к продолжительности домашних заданий и др.).
5. Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации".
6. "Конвенция о правах ребёнка"(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.)
Обучение русскому языку является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано обеспечить овладение учащимися умениями врешении различных практических и межпредметных задач. Русский язык входит в предметную область "Филология".
Основными целями курса русского языка являются:
–воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Содержание курса «Русский язык» строится на основе системно-деятельностного подхода, принципов разделения трудностей, укрупнения дидактических единиц, опережающего формирования ориентировочной основы действий, принципов позитивной педагогики.
Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования– развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
Принцип разделения трудностей. Учебная деятельность, которой должен овладеть школьник, является комплексной, состоящей из многих компонентов. Именно эта многокомпонентность является основной причиной испытываемых школьниками трудностей. Концентрация внимания на обучении отдельным компонентам делает материал доступнее. Для осуществления принципа необходимо правильно и последовательно выбирать компоненты для обучения.
Если некоторая учебная деятельность содержит в себе творческую и техническую компоненту, то согласно принципу разделения трудностей, они изучаются отдельно, а затем интегрируются. Когда изучаемый материал носит алгоритмический характер, для отработки и осознания каждого шага алгоритма в учебнике составляется система творческих заданий. Каждое следующее задание в системе опирается на результат предыдущего, применяется сформированное умение, новое знание. Так постепенно формируется весь алгоритм действия.
Принцип опережающего формирования ориентировочной основы действия (ООД) заключается в формировании у обучающегося представления о цели, плане и средствах осуществления некоторого действия. Полная ООД обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в некотором диапазоне ситуаций. ООД составляется учениками совместно с учителем в ходе выполнения системы заданий. Отдельные этапы ООД включаются в опережающую систему упражнений, что даёт возможность подготовить базу для изучения нового материала и увеличивает время на его усвоение.
Принципы позитивной педагогики заложены в основу педагогики сопровождения, поддержки и сотрудничества учителя с учеником. Создавая интеллектуальную атмосферу гуманистического образования, учителя формируют у обучающихся критичность, здравый смысл и рациональность. В процессе обучения учитель воспитывает уважением, свободой, ответственностью и участием. В общении с учителем и товарищами по обучению передаются, усваиваются и вырабатываются приёмы жизненного роста как цепь процедур самоидентификации, самоопределения, самоактуализации и самореализации в результате которых формируется творчески-позитивное отношение к себе, к социуму и к окружающему миру в целом, вырабатывается жизнестойкость, расширяются возможности и перспективы здоровой жизни полной радости и творчества.
Общая характеристика курса
Курс «Русский язык» для 10 класса складывается из следующих содержательных компонентов:
Введение Общие сведения о языке Речь как процесс коммуникативной деятельности Орфография Синтаксис и пунктуация |
1 ч. 4 ч. 7 ч.
2 ч. 7 ч. |
Становление и развитие русского языка Текст как результат речевой деятельности Орфография Синтаксис и пунктуация |
3 ч. 2 ч. 2 ч. 6 ч. |
Краткая история русской письменности и реформы русского письма Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста Орфография Синтаксис и пунктуация |
2 ч.
4 ч.
2 ч. 7ч. |
Лексика и фразеология Функциональные стили речи Орфография Синтаксис и пунктуация |
10 ч. 5 ч. 1 ч. 4 ч. |
Фонетика Нормы русского литературного языка Орфография Синтаксис и пунктуация |
7 ч. 3 ч. 3 ч. 5 ч. |
Морфемика и словообразование Русский речевой этикет Орфография Синтаксис и пунктуация |
6 ч. 1 ч. 4 ч. 4 ч. |
Общая характеристика курса
Курс «Русский язык» для 11 класса складывается из следующих содержательных компонентов:
Введение |
1ч. |
Морфология Основные качества хорошей речи Синтаксис и пунктуация |
4ч. 5ч 1 ч. |
Служебные части речи Орфография Нормы языка и культура речи Синтаксис и пунктуация |
3 ч. 2 ч. 1 ч. 6 ч. |
Имя существительное Нормы языка и культуры речи Синтаксис и пунктуация |
8 ч. 5 ч. 5 ч. |
Имя прилагательное как часть речи Орфография Нормы языка и культуры речи Синтаксис и пунктуация |
4 ч. 1 ч. 1 ч. 4 ч. |
Имя числительное как часть речи Орфография Нормы языка и культуры речи Синтаксис и пунктуация |
2 ч. 1 ч. 1 ч. 4 ч. |
Местоимение как часть речи Орфография Нормы языка и культура речи Синтаксис и пунктуация |
1.ч. 1 ч. 3 ч. 4 ч. |
Глагол как часть речи Орфография Нормы языка и культуры речи Синтаксис и пунктуация |
6 ч. 1 ч. 1 ч. 3 ч. |
Причастие как часть речи Орфография Нормы языка и культуры речи Синтаксис и пунктуация |
4 ч. 2 ч. 1 ч. 3 ч. |
Деепричастие как часть речи Орфография Нормы языка и культуры речи Синтаксис и пунктуация |
1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. |
Наречие как часть речи Орфография Нормы языка и культуры речи Синтаксис и пунктуация |
3 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. |
Итоговое повторение |
1 ч. |
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план на изучение курса «Русский язык» в 10-11 классе выделяет по 3 часа в неделю (всего по 102 урока).
Организация образовательного процесса
Для реализации содержания обучения в образовательном процессе предлагается система уроков:
1. Комбинированный урок
– ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
– проверка домашнего задания;
– проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
– изложение нового материала;
– первичное закрепление изученного;
– подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
2.Урок-практикум
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их, проведения являются практические работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Структура уроков-практикумов:
– сообщение темы и задачи практикума;
– актуализация опорных знаний и умений учащихся;
– мотивация учебной деятельности учащихся;
– ознакомление учеников с инструкцией;
– подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
– выполнение работы учащимися под руководством учителя;
– обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
3.Урок-зачёт
Основная цель урока-зачёта состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Виды зачётов: текущий и тематический, зачёт-практикум, дифференцированный зачёт.
4.Урок-консультация
В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки-консультации. Тематические уроки-консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачётов, экзаменов. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы и т.д.
На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Система мониторинга при обучении русскому языку в 10 классе
Система мониторинга качества образовательных достижений школьников, осуществляемая учителем русского языка, включает в себя входную диагностику, текущий контроль, промежуточную аттестацию.
Контрольный диктант |
2 |
Контрольный словарный диктант |
6 |
Контрольная работа |
6 |
Контрольное сочинение |
4 |
Тестирование |
8 (в течение рабочего урока) |
Система мониторинга при обучении русскому языку в 11 классе
Система мониторинга качества образовательных достижений школьников, осуществляемая учителем русского языка, включает в себя входную диагностику, текущий контроль, промежуточную аттестацию.
Контрольный словарный диктант |
4 |
Контрольная работа |
6 |
Контрольное сочинение |
4 |
Тестирование |
8 (в течение рабочего урока) |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
(профильный уровень)
Введение в курс русского языка. Цель изучения курса 1 ч.
«Общие сведения о языке» 4 ч.
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка, разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы Разница между языком и речью.
«Речь как процесс коммуникативной деятельности» 7 ч.
Речь, формы речи: внутренняя-внешняя, устная-письменная, монологическая-диалогическая. Характерные различия форм речи. Формы речи: монолог, классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь. Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ Формы речи: диалоги его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Организация дискуссии на актуальную тему. Подготовка к ЕГЭ. Структурно-содержательные элементы сочинения : формулировка проблемы. Комментарий, позиция автора, аргументация собственной позиции. Составление рабочих материалов и их анализ .
«Орфография» 2 ч.
Правописание сложных слов.
«Синтаксис и пунктуация» 7 ч.
Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. Особенности управления некоторых грамматических форм. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании
«Становление и развитие русского языка»3 ч.
Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. Подготовка к ЕГЭ. Комментарий к проблеме, типы комментариев: текстуальный и концептуальный. Составление рабочих материалов и их анализ.
«Текст как результат речевой деятельности» 2 ч.
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (текстов). Комплексный анализ текста. Конструирование текста.
«Орфография» 2 ч.
Употребление прописных и строчных букв.
«Синтаксис и пунктуация» 6 ч.
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений.
«Краткая история русской письменности и реформы русского письма» 2 ч.
Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии
«Виды речевой деятельности» 4 ч.
Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение. Подготовка к ЕГЭ .Авторская позиция, средства её выражения. Составление рабочих материалов к сочинению. Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование.
«Орфография» 2 ч.
Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.
« Синтаксис и пунктуация» 7 ч.
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении. Типы неполных предложений. Тире в неполных предложениях. Нечленимые предложения.
«Лексика и фразеология» 10 ч.
Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха. Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы, омоформы. Паронимия. Синонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствованная из славянских языков: старославянизмы и их признаки, заимствования из неславянских языков. Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка и диалектная лексика. Специальная лексика – термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Фразеология; отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания и выражения. Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения.
« Функциональные стили речи» 5 ч.
Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности. Анализ текста научного стиля. Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме.
Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова.
«Орфография» 1 ч.
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-
«Синтаксис и пунктуация» 4 ч.
Общая характеристика сложных предложений, Сложносочинённые предложения.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
«Фонетика» 7 ч.
Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. Артикуляционная классификация согласных звуков. Артикуляционная классификация согласных звуков. Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения, слоги и такты, ударение, такты и фразы, интонация. Звуки речи и фонемы, фонетическая транскрипция, изобразительные средства фонетики
«Нормы русского литературного языка» 3 ч.
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки «старшей» орфоэпической нормы. Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах. Акцентологические нормы произношения отдельных слов.
«Орфография» 3 ч.
Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Правописание приставок на З-С; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв Ы и И в корне слова после приставок на согласную. Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости
«Синтаксис и пунктуация» 5 ч.
Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях Типы соподчинения/ подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями.
«Морфемика и словообразование» 6 ч.
Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс. Классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Словообразовательный анализ слова
«Русской речевой этикет» 1 ч.
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения.
«Орфография» 4 ч.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Правописание Ы и И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова.
«Синтаксис и пунктуация» 4 ч.
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 11 класс
(профильный уровень)
Введение в курс русского языка 11 класса. Цель изучения курса
Морфология 4 часа
Принципы классификации слов по частям речи. Междометия и звукоподражательные слова, как особые части речи. Правописание НЕ со словами разных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ со словами разных частей речи.
Основные качества хорошей речи 5 часов
Правильность речи. Богатство речи. Чистота речи. Логичность речи. Точность, уместность, выразительность речи. Основные виды тропов. Фигуры речи.
Синтаксис и пунктуация 1 час
Знаки препинания при обращениях и междометиях.
Служебные части речи 3 часа
Предлог как служебная часть речи, разряды предлогов по происхождению, структуре, значению. Союз как служебная часть речи, разряды союзов по происхождению, структуре, употреблению, синтаксической функции. Частица как служебная часть речи, разряды частиц по значению.
Орфография 2 часа
Правописание предлогов, частиц, разграничение частиц НЕ и НИ
Нормы языка и культуры речи 1 час
Употребление предлогов, частиц, союзов.
Синтаксис и пунктуация 6 часов
Вводные компоненты и знаки препинания при них. Отличия вводных компонентов от омонимичных членов предложения. Вставные конструкции, знаки препинания при них. Отличия вводных компонентов, вставных конструкций от омонимичных членов предложения.
Имя существительное 8 часов
Имя существительное как часть речи. Собственные и нарицательные имена существительные. Категория одушевлённости-неодушевлённости. Категория рода имён существительных. Несклоняемые существительные и определение рода несклоняемых существительных. Категория числа, категория падежа, трудности в определении падежей. Типы склонения имён существительных, разносклоняемые существительные. Словообразование имён существительных, переход слов других частей речи в имена существительные. Правописание безударных окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных.
Нормы языка и культуры речи 5 часов
Употребление форм имён существительных; варианты окончаний предложного падежа единственного числа неодушевлённых существительных мужского рода. Варианты окончаний имён существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. Склонение географических названий на –о, особенности склонения имён, фамилий.
Синтаксис и пунктуация 5 часов
Основные синтаксические функции имён существительных. Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах предложения.
Имя прилагательное как часть речи 4 часа
Лексико-грамматические разряды имён прилагательных, переход прилагательных из разряда в разряд. Полная и краткая форма качественных прилагательных, степени сравнения. Степени качества имён прилагательных, особенности склонения имён прилагательных. Словообразование прилагательных.
Орфография 1 час
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Нормы языка и культуры речи 1 час
Употребление форм имён прилагательных
Синтаксис и пунктуация 4 часа
Основные синтаксические функции имён прилагательных. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Имя числительное как часть речи 2 часа
Разряды числительных по составу, по значению. Переход числительных в разряд слов других частей речи
Орфография 1 час
Особенности склонения и правописания количественных, порядковых, собирательных числительных
Нормы языка и культуры речи 1 час
Особенности употребления форм числительных.
Синтаксис и пунктуация 4 часа
Синтаксические функции имён числительных .Обособленные уточняющие дополнения и знаки препинания при них.
Местоимение как часть речи 1 час
Разряды местоимений по значению. Переход частей речи в местоимения и переход местоимений в другие части речи, образование местоимений.
Орфография. 1 час
Правописание отрицательных и неопределённых местоимений.
Нормы языка и культуры речи 3 часа
Особенности употребления форм некоторых местоимений.
Синтаксис и пунктуация 4 часа
Основные синтаксические функции местоимений. Понятие сравнительного оборота, знаки препинания при сравнительных оборотах и других конструкциях с союзом КАК.
Глагол как часть речи 6 часов
Инфинитив глагола, основы глагола. Категория вида глагола, способы образования видовых пар. Категория залога глагола, переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы. Категория наклонения, особенности употребления наклонения глагола. Категория времени, особенности употребления времени глагола. Категория лица. Безличные глаголы. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Образование глаголов.
Орфография 1 час
Правописание глаголов.
Нормы языка и культуры речи 1 час
Особенности употребления форм глаголов.
Синтаксис и пунктуация 3 часа
Синтаксическая функция глаголов. Знаки препинания при обособленных приложениях.
Причастие как часть речи 4 часа
Причастие как особая форма глагола. Формы причастия. Образование причастий. Склонение причастий. Краткие причастия. Переход причастий в разряд других частей речи.
Орфография 2 часа
Правописание действительных и страдательных причастий. Н и НН в суффиксах страдательных причастий, кратких прилагательных и наречий.
Нормы языка и культуры речи 1 час
Особенности употребления форм причастий и причастных оборотов.
Синтаксис и пунктуация 3 часа
Синтаксическая функция причастий, нормативные принципы употребления причастных оборотов. Знаки препинания в предложениях с согласованными и несогласованными определениями.
Деепричастие как часть речи 1 час
Деепричастие как особая форма глагола. Вид деепричастий. Образование деепричастий. Переход деепричастий в другие части речи.
Орфография 1 час
Правописание гласных перед суффиксами деепричастий
Нормы языка и культуры речи 2 часа
Особенности употребления деепричастных оборотов
Синтаксис и пунктуация 1 час
Синтаксические функции деепричастий. Знаки препинания при обстоятельствах.
Наречие как часть речи 3 часа
Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Степени качества наречий. Словообразование наречий. Переход наречий в категорию слов других частей речи. Слова категории состояния.
Орфография 2 часа
Правописание суффиксов наречий. Дефисное, слитное , раздельное написание наречий и наречных словосочетаний.
Нормы языка и культуры речи 2 часа
Особенности употребления форм наречий.
Синтаксис и пунктуация 1 час
Синтаксическая функция наречий. Уточняющие обособленные члены предложения и знаки препинания при них.
Итоговое повторение 1 ч.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс
№ |
Тема |
часы |
Форма контроля |
1. |
Введение в курс русского языка. Цель изучения курса. |
1 |
|
2. |
Общие сведения о языке |
4 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием (входной контроль) |
3. |
Речь как процесс коммуникативной деятельности |
7 |
Контрольное сочинение |
4. |
Орфография |
2 |
Словарный диктант |
5. |
Синтаксис и пунктуация |
7 |
Тест Контрольная работа |
6. |
Становление и развитие русского языка |
3 |
|
7 |
Тест как результат речевой деятельности |
2 |
Тест |
8 |
Орфография |
2 |
Словарный диктант |
9 |
Синтаксис и пунктуация |
6 |
Контрольная работа |
10 |
Краткая история русской письменности и реформы русского письма |
2 |
Тест |
11 |
Виды речевой деятельности |
4 |
|
12 |
Орфография |
2 |
Словарный диктант |
13 |
Синтаксис и пунктуация |
7 |
Тест Контрольная работа Контрольное сочинение |
14 |
Лексика и фразеология |
10 |
|
15 |
Функциональные стили речи |
5 |
Тест |
16 |
Орфография |
1 |
Словарный диктант |
17 |
Синтаксис и пунктуация |
4 |
Контрольная работа |
18 |
Фонетика |
7 |
Контрольное сочинение |
19 |
Нормы русского литературного языка |
3 |
Тест |
20 |
Орфография |
3 |
Словарный диктант |
21 |
Синтаксис и пунктуация |
5 |
Тест Контрольная работа |
22 |
Морфемика и словообразование |
6 |
Тест Контрольное сочинение |
23 |
Русский речевой этикет |
1 |
|
24 |
Орфография |
4 |
Контрольный диктант Словарный диктант |
25 |
Синтаксис и пунктуация |
4 |
Контрольная работа |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 класс
Тема |
часы |
Форма контроля |
Введение в курс русского языка. Цель изучения курса. |
1 |
|
Морфология |
4 |
Входной контроль Тест |
Основные качества хорошей речи |
5 |
Контрольное сочинение |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|
Служебные части речи |
3 |
Словарный диктант |
Орфография |
2 |
|
Норма языка и культура речи |
1 |
|
Синтаксис и пунктуация |
6 |
Тест |
Имя существительное |
8 |
Тест |
Нормы языка и культура речи |
5 |
Контрольное сочинение Словарный диктант |
Синтаксис и пунктуация |
5 |
Контрольная работа |
Имя прилагательное как часть речи |
4 |
Тест |
Орфография |
1 |
|
Нормы языка и культура речи |
1 |
|
Синтаксис и пунктуация |
4 |
Контрольная работа |
Имя числительное как часть речи |
2 |
|
Орфография |
1 |
|
Нормы языка и культура речи |
1 |
|
Синтаксис и пунктуация |
4 |
Контрольная работа Словарный диктант |
Местоимение как часть речи |
1 |
|
Орфография |
1 |
тест |
Нормы языка и культура речи |
3 |
Контрольное сочинение |
Синтаксис и пунктуация |
4 |
Контрольная работа |
Глагол как часть речи |
6 |
Тест |
Орфография |
1 |
Тест |
Нормы языка и культура речи |
1 |
|
Синтаксис и пунктуация |
3 |
Контрольная работа |
Причастие как часть речи |
4 |
|
Орфография |
2 |
Словарный диктант |
Нормы языка и культура речи
|
1 |
|
Синтаксис и пунктуация |
3 |
Тест Контрольная работа |
Деепричастие как часть речи |
1 |
|
Орфография |
1 |
|
Нормы языка и культура речи |
2 |
Контрольное сочинение |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|
Наречие как часть речи |
3 |
|
Орфография |
2 |
|
Нормы языка и культура речи |
2 |
|
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|
Итоговое повторение |
1 |
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ 10 класс
В результате изучения русского языка ученик 10 класса должен
знать/понимать
-функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
-системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
-понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
-компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
-основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
-проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
-разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
-проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
-использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
-применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к -речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ 11 класс
В результате изучения русского языка ученик 11 класса должен
знать/понимать
-связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебно-методическое обеспечение
3. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Риторика. Методическое пособие. 10-11 кл. . - М.: Вентана-Граф,2008.
4. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Стилистика. Методическое пособие. 10-11 кл. . - М.: Вентана-Граф,2008.
5. Соловьёва Н.Н. речевое общение, или искусство понимания. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф,2008.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
2. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №1. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.
3. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №2. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.
4. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №3. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.
5. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №4. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.
6. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №5. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. Русский язык10-11 классы. Тесты для учащихся(8компакт-диск) – «Учитель» 2008
2. www.gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/3 2/4/htm 2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL: www.labirint.ru/software/135117/
3. Как правильно говорить по-русски. Интерактивное учебное пособие, 2007.
4. Единый государственный экзамен: Русский язык. 2015-2016 электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (CD-ROM).
5. Подготовка к ЕГЭ 2016 на 100 баллов: электронное учебное пособие. - 2 электрон, диск (CD-ROM).
6. Русский язык 10-11 классы. Тестовый контроль. Компакт-диск проверочных интерактивных тестирований. – «Учитель» ,2015.
Учебно-методические пособия
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2008.
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2007.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2007.
4. Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 – 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Горшков. – М., 2010..
5. Горшков, А. И. Русская стилистика : учебное пособие/ А.И. Горшков. – М., 2011.
6. Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)Издательство «Экзамен»Москва 2015
7. Г.Т.Егораева «Русский язык» ЕГЭ Практикум. Реальные тесты 2016,2017 г. Издательство «Экзамен». Москва 2016
8. Г.Т.Егораева «Русский язык» ЕГЭ Практикум. Реальные тесты 2016г.-2017 . Издательство «Экзамен». Москва 2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.