Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа «Средняя школа № 4 г. Нарьян-Мара
с углублённым изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНО |
УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО
Протокол № ____ от _____ мая 2019 г.
Руководитель МО __________________
|
Директор ГБОУ НАО «СШ №4 г.Нарьян-Мара» _________________/В.В.Кременская
Приказ № _______ от ______ мая 2019 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Работа с текстом»
2 класс
Программа разработана на основе методических материалов
О. Н. Крыловой «Работа с текстом».
Возраст детей, на которых программа рассчитана – 8 – 9 лет
Срок реализации программы – 1 год
Рабочую программу составил(а) __________________(А.Г.Безверхова)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом».
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимание текста, но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые умения и определять их место в системе языка в целом, учиться интерпретировать текст.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: формирование у учащихся 2 класса умений по работе с информацией.
Задачи
- сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению;
- расширить кругозор школьников;
- укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.
- развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску;
- способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Во втором классе на изучение предмета «Работа с текстом» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике, пунктуации. В ходе работы обучающиеся:
- определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;
- определяют главную мысль текста;
-озаглавливают текст;
- различают абзацы;
- подбирают антонимы и синонимы к словам;
- определяют сравнение.
Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Особое внимание уделено работе со словом, которая в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
С целью развития познавательной активности продуманна работа с иллюстративным материалом.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
- систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющуюся в тексте информацию;
- интерпретировать и преобразовывать информацию;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей;
- объяснять, обосновывать утверждения;
- принимать решения в простых учебных и практических ситуациях;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме;
- приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как:
- поиск информации;
- выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий
Личностные УДД:
Формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
Возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.
Познавательные УДД:
осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
- определять тип и стиль текста;
- находить главную мысль;
- определять тему текста;
- делить текст на части, озаглавливать каждую часть;
- подбирать антонимы и синонимы к словам;
- находить сравнения;
- составлять план текста.
№ урока по теме |
Дата проведения |
Названия разделов и тем |
ИКТ и виды упражнений |
|||
план |
факт |
|||||
1. |
07.09. |
07.09 |
Вводное занятие. Знакомство с тетрадью. |
презентация |
||
2. |
14.09. |
14.09 |
Соколов – Микитов. Выделение главной мысли текста. |
интерактивная доска |
||
3. |
21.09 |
21.09 |
В. Осеева «Плохо». Определение последовательности событий в тексте. |
интерактивная доска |
||
4. |
28.09 |
28.09 |
Л. Толстой «Два товарища». Определяем тему текста. |
|
||
5. |
05.10 |
05.10 |
Рассказы В. Бурлакова. Составляем план текста. |
|
||
6. |
12.10 |
12.10 |
Рассказы А. Тихонова. Подбираем заголовок к тексту. |
интерактивная доска |
||
7. |
19.10 |
19.10 |
С. Михалков «Аисты и лягушки». Диалог. |
|
||
8. |
26.10 |
26.10 |
Рассказы И. Пузанова. Задаём вопросы к тексту. |
|
||
9. |
09.11 |
09.11 |
Рассказы В. Бахревского. Ищем синонимы. |
презентация |
||
10. |
16.11 |
16.11 |
Рассказы И. Соколова – Микитова. Оформляем обложку книги. |
интерактивная доска |
||
11. |
23.11 |
23.11 |
Рассказы Л. Яхтина. Делим текст на части. |
презентация |
||
12. |
30.11 |
30.11 |
Рассказы Л. Яхтина. Составляем план текста. |
|
||
13. |
07.12 |
07.12 |
Рассказы А. Тихонова. Ищем сравнения в тексте. |
презентация |
||
14. |
14.12 |
14.12 |
Чтение научных текстов. Определяем главную мысль. |
|
||
15. |
21.12 |
21.12 |
Рассказы К. Ушинского. Определяем своё отношение к тексту. |
презентация |
||
16. |
28.12 |
28.12 |
Рассказы И. Соколова – Микитова. Ищем сравнения. Подбираем заголовок. |
|
||
17. |
11.01 |
11.01 |
Рассказы Е. Пермяка. Определяем стиль речи. |
интерактивная доска |
||
18. |
18.01 |
18.01 |
Рассказы И. Соколова – Микитова. Определяем тип текста. |
интерактивная доска |
||
19. |
25.01 |
|
Рассказы С. Михалкова. Подбираем антонимы. |
|
||
20. |
01.02 |
|
Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок». Сказка или быль. Учимся обосновывать свои ответы. |
|
||
21. |
08.02 |
|
В. Кологрив.»Кузнечик». Определяем тип речи. Учимся отвечать на вопросы по тексту. |
интерактивная доска |
||
22. |
15.02 |
|
Рассказы С Аксакова. Учимся определять стиль текста. |
|
||
23. |
22.02 |
|
Рассказы С. Аксакова. Подбираем антонимы и образуем однокоренные слова. |
презентация |
||
24. |
29.02 |
|
Сказки Ш. Перро. Определяем последовательность пунктов плана. |
презентация |
||
25. |
07.03 |
|
Сказки Ш. Перо. Учимся подбирать антонимы. |
|
||
26. |
14.03 |
|
Н. Юрцевич «Берёза». Дополняем предложения, опираясь на содержание текста. |
интерактивная доска |
||
27. |
21.03 |
|
Рассказы С. Юцзунь. Работаем с пословицами. |
|
||
28. |
04.04 |
|
Рассказы С. Юцзунь. Восстанавливаем диалог. |
|
||
29. |
11.04 |
|
Рассказы В. Танасийчук. Стиль текста. Заголовок. |
презентация |
||
30. |
18.04 |
|
Рассказы В. Коржикова. Работаем с иллюстрациями к тексту. |
интерактивная доска |
||
31. |
25.04 |
|
Рассказы В. Коржикова. Подбираем синонимы и антонимы. |
презентация |
||
32. |
02.05 |
|
Занимательные книги Э. Успенского. |
|
||
33. |
09.05 |
|
Занимательные книги Э. Успенского. |
|
||
34. |
16.05 |
|
Обобщающий урок – игра: «Я читал, много узнал, а значит уже подрос…» |
|
||
Резерв -1 ч
Учитель: Безверхова А.Г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.