Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 37»
(МБОУ «Школа № 37»)
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научных дисциплин Протокол от ______________№___ Председатель МО _________________ _________________
|
Согласовано на заседании МС МБОУ «Школа № 37» Протокол от ______________№___ Председатель МС _________________ _________________
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Школа №37» Приказ от ____________№___ _________________ ____________И.Н. Цыганенко
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОРКСЭ
уровень общего образования начальное общее
класс 4
количество часов 34
учитель Дьяченко С.И.
Программа разработана на основе Рабочей программы по ОРКСЭ
(Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.), Москва «Просвещение», 2016г.)
2019-2020 учебный год
г. Ростов-на-Дон
1.Пояснительная записка
1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа.
Законов:
- Федерального Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федерального закона от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
- Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Программ:
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Программы основного общего образования по ОРКСЭ Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.), Москва «Просвещение», 2016г.
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
Постановлений:
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Приказов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
- приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, 05.07.2017 № 629);
- приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
- приказа Минобрнауки РФ от 29.06.2017 №613 «О внесении изменений в ФГОС СОО»
Распоряжений:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»
Писем:
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ города Ростова –на – Дону «Школа № 37», утвержденная приказом от 30.08.2018 года № 212
-Положение о рабочей программе учителя МБОУ города Ростова –на – Дону «Школа № 37», утвержденное приказом от 01.11.2017 года № 346
-Учебный план МБОУ города Ростова –на – Дону «Школа № 37» на 2019 -2020 учебный год;
- Календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 37» на 2018 - 2019 учебный год
Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 13,14), Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)
Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 13,14), Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)
Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
1.2 УМК «Перспективная начальная школа» соответствует ФГОС и рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.), Москва «Просвещение», 2016г.
1.3 Общая характеристика учебного предмета
Учебный модуль «Основы православной культуры» открывает новые возможности для диалога учителя с обучающимися, предоставляя возможность разнообразить формы и методы учебно–воспитательной работы, выстраиваемой на изучении культурологических основ православия и понимания роли православной веры в становлении и развитии российской государственности. Предлагаемый к изучению материал содержит новую информацию, направлен на развитие логического и образного мышления детей, активизацию их творческих способностей, поиск самостоятельных решений.
Концепция учебника «Основы православной культуры» базируется на следующих принципах:
· учебный материал расположен в порядке, соответствующем значимости и месту события;
· исторические, культурологические, нравственные аспекты православного учения освещаются комплексно;
· общеобразовательный характер преподавания является светским.
· В методическом плане основополагающими стали следующие положения:
· раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретные примеры (идеалы христианской нравственности могут быть представлены на примере жития конкретных святых);
· отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
· объяснение новых понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения их сути в самом тексте учебника, а не путем введения сложных определений.
1.4 Цели и задачи курса
ЦЕЛЬ: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры. «Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
ЦЕЛЬ: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ:
1. Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
2. Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
1.5 Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (1ч в неделю).
Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящего Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час. Программа будет пройдена за:
Период обучения |
Количество часов |
||
|
4 «А» |
4 «Б» |
4 «В» |
1 четверть |
8 |
8 |
8 |
2 четверть |
7 |
8 |
7 |
3 четверть |
10 |
10 |
10 |
4 четверть |
8 |
8 |
8 |
Итого |
33 |
34 |
33 |
В 4 «А» и 4 «Б» произведена коррекция по теме « Творческие работы учащихся»
с целью выполнения программы
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(личностные, метапредметные и предметные результаты)
6. Результаты (в рамках ФГОС общего образования-личностные, метапредметные, и предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и система их оценки.
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
Личностные
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
Предметные
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме. Для подведения итогов по данным работам применяется оценочная форма.
3. Содержание учебного предмета
№п/п |
Разделы программы |
характеристика основных содержательных линий |
1 |
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
|
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
|
2 |
Раздел II. Православие в России.
|
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение). |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Тема |
Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
|
По программе кол-во часов |
Фактическое кол-во часов |
||
|
|
|
4 «А», 4 «В» / 4 «Б» |
1 |
Введение |
1 |
1/1 |
2 |
Основы православной культуры |
28 |
27/28 |
3 |
Духовные традиции многонационального народа России
|
5 |
5/5 |
ИТОГО: |
34 |
33/34 |
4. Календарно-тематическое планирование
Дата проведения урока |
Тема урока |
Домашнее задание |
|||||
1 |
1 |
1 |
3 |
5 |
|||
4 «А» |
4 «Б» |
4 «В» |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
3.09 |
|
6.09 |
|
03.09 |
|
Россия - наша Родина |
Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» |
10.09 |
|
13.09 |
|
10.09 |
|
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия |
Работа с книгой. Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе. |
17.09 |
|
20.09 |
|
17.09 |
|
Священное Писание |
Работа с книгой. Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе |
24.09 |
|
27.09 |
|
24.09 |
|
Священное Писание и Священное Предание |
Самостоятельная работа с учебником. Выполнение заданий по разграничению понятий. |
1.10 |
|
4.10 |
|
01.10. |
|
Во что верят православные христиане |
Анализ проблемных ситуаций.
|
8.10 |
|
11.10 |
|
08.10 |
|
Что говорит о Боге и о мире православная культура |
Работа с учебником. |
15.10 |
|
18.10 |
|
15.10 |
|
Что говорит о человеке православная культура |
Анализ проблемных ситуаций.
|
22.10 |
|
25.10 |
|
22.10 |
|
Христианское учение о спасении |
Работа с книгой. Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе. |
12.10 |
|
8.11 |
|
12.10 |
|
Добро и зло в православной традиции |
Анализ проблемных ситуаций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. |
19.11 |
|
15.11 |
|
19.11 |
|
Православное учение о человеке |
Работа с учебником. |
26.11 |
|
22.11 |
|
26.11 |
|
Совесть и раскаяние |
Анализ проблемных ситуаций. Выполнение заданий по разграничению понятий. |
3.12 |
|
29.11 |
|
3.12 |
|
Заповеди |
Работа с учебником. |
10.12 |
|
6.12 |
|
10.12 |
|
Милосердие и сострадание |
Анализ проблемных ситуаций. Выполнение заданий по разграничению понятий. |
17.12 |
|
13.12 |
|
17.12 |
|
Милосердие и сострадание |
Анализ проблемных ситуаций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. |
24.12 |
|
20.12 |
|
24.12 |
|
Золотое правило этики |
Работа с учебником. |
14.01 |
|
27.12 |
|
14.01 |
|
Творческие работы учащихся |
Написание рефератов и докладов.
|
21.01 |
|
10.01 |
|
21.01 |
|
Храм |
Работа с учебником. |
28.01 |
|
17.01 |
|
28.01 |
|
Икона |
Работа с книгой. Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе. |
4.02 |
|
24.01 |
|
4.02 |
|
Как христианство пришло на Русь |
Работа с учебником. |
11.02 |
|
31.01 |
|
11.02 |
|
Подвиг |
Анализ проблемных ситуаций. |
18.02 |
|
7.02 |
|
18.02 |
|
Заповеди блаженства |
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. |
25.02 |
|
14.02 |
|
25.02 |
|
Зачем творить добро? |
Анализ проблемных ситуаций. |
3.03 |
|
21.02 |
|
3.03 |
|
Чудо в жизни христианина |
Работа с учебником. |
10.03 |
|
28.02 |
|
10.03 |
|
Православие в Божием суде |
Анализ проблемных ситуаций. |
17.03 |
|
6.03
|
|
17.03 |
|
Таинство Причастия |
Работа с учебником. |
31.03 |
|
13.03 |
|
31.03 |
|
Творческие работы учащихся |
Написание рефератов и докладов. |
7.04 |
|
3.04 |
|
7.04 |
|
Монастырь |
Работа с учебником. |
14.04 |
|
10.04 |
|
14.04 |
|
Отношение христианина к природе |
Анализ проблемных ситуаций. |
21.04 |
|
17.04 |
|
21.04 |
|
Христианская семья |
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. |
28.04 |
|
24.04 |
|
28.04 |
|
Защита Отечества |
Анализ проблемных ситуаций. |
12.05 |
|
8.05 |
|
12.05 |
|
Христианин в труде |
Анализ проблемных ситуаций. |
19.05 |
|
15.05 |
|
19.05 |
|
Любовь и уважение к Отечеству |
Работа с учебником. |
26.05 |
|
22.05 |
|
26.05 |
|
Творческие работы учащихся |
Написание рефератов и докладов. |
|
|
29.05
|
|
|
|
Творческие работы учащихся |
Написание рефератов и докладов. |
Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.
Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.
Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.
1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.
2.Учение Христа.
3.Жертва и воскресение.
4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.
5.Как я понимаю золотое правило этики?
6.Суть православного поведения.
7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».
8.Православные традиции русской семьи.
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей естественнонаучного цикла _______________ ФИО Протокол заседания МО № 1 от 28.08.2019г
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ФИО 29.08.2019г.
|
СОГЛАСОВАНО Руководитель МС _________________ ФИО Протокол заседания МС № 1 от 29.08.2019 г. |
ПРИНЯТО Протокол заседания Педагогического совета № 1 от 29.08.2019г.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.