МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
27 августа 2018 года
М.П.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
(общеинтеллектуальное направление)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 ЛЕТ
3 класс 2018 – 2019 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2018
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников 3-го класса.
Курс программы кружка « Занимательная грамматика» рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов. Во 3-м классе на освоение программы отводится 34 часа.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
К концу 3 класса у обучающихся сформируются следующие знания:
Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). Главные члены предложения. Состав слова.
Обучающиеся научатся:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Содержание программы.
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов практически |
1 |
Сказочное царство слов |
5 |
0 |
5 |
2 |
В гостях у слов родственников. |
2 |
0 |
2 |
3 |
«Добрые» слова |
2 |
0 |
2 |
4 |
История происхождения слов. |
4 |
0 |
4 |
5 |
Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в русском языке |
5 |
0 |
5 |
6 |
В королевстве ошибок |
2 |
0 |
2 |
7 |
В стране Сочинителей |
7 |
0 |
7 |
8 |
Игры со словами |
5 |
0 |
2 |
9 |
Откуда пришли наши имена |
1 |
0 |
1 |
10 |
Итоговое занятие |
1 |
0 |
1 |
Итого 34 часа |
Тема 1. Сказочное царство слов.(5ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.
Тема 2. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний об отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 3. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В.Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 4. История происхождения слов (4 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 5. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в русском языке (5ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 6. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 7. В стране Сочинителей.(7ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 8. Игры со словами (5ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 9. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 10. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Количество часов по плану |
Виды (формы)деятельности |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
Сказочное царство слов -5ч |
|||||
1 |
Сказочное царство слов. |
1 |
Беседа |
1 неделя |
|
2-3 |
Путешествие в страну Слов. |
2 |
Квест |
2-3 неделя |
|
4 - 5 |
Чудесные превращения слов. |
2 |
Игра |
4-5 неделя |
|
В гостях у слов родственников – 2ч |
|||||
6 -7 |
В гостях у слов-родственников. |
2 |
Беседа, Викторина |
6-7неделя |
|
Добрые слова -2ч |
|||||
8- 9 |
Добрые слова. |
2 |
Беседа, Игра |
8-9неделя |
|
История происхождения слов – 4 ч |
|||||
10 |
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. |
1 |
Экскурсия |
10неделя |
|
11- 12 |
Новые слова в русском языке. |
2 |
Беседа, квест |
11-12 неделя |
|
13 |
Встреча с зарубежными друзьями. |
1 |
проект |
13 неделя |
|
Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в русском языке – 5ч |
|||||
14- 15 |
Синонимы в русском языке. |
2 |
Беседа Игра |
14-15 неделя |
|
16 |
Слова - антонимы. |
1 |
Практическое занятие |
16 неделя |
|
17 |
Слова - омонимы. |
1 |
игра |
17неделя |
|
18 |
Крылатые слова. |
1 |
проект |
18неделя |
|
В королевстве ошибок- 2ч |
|||||
19- 20 |
В королевстве ошибок. |
2 |
Беседа Практическое занятие |
19-20 неделя |
|
В стране Сочинителей -7ч |
|||||
21-22 |
В стране Сочинителей. |
2 |
Проект, круглый стол |
21-22 неделя |
|
23-24 |
Искусство красноречия. |
2 |
диспут |
23-24 неделя |
|
25 |
Праздник творчества и игры. |
1 |
Квн |
25неделя |
|
26- 27 |
Трудные слова. |
2 |
Беседа, викторина |
26-27 неделя |
|
Игры со словами – 5ч |
|||||
28- 29 |
Анаграммы и метаграммы. |
2 |
игра |
28-29 неделя |
|
30- 31 |
Шарады и логогрифы. |
2 |
Проект, игра |
30-31 неделя |
|
32 |
Занимательное словообразование. |
1 |
Практическое занятие
|
32 неделя |
|
Откуда пришли наши имена-1ч |
|||||
33 |
Откуда пришли наши имена. |
1 |
проект |
33неделя |
|
Итоговое занятие- 1ч |
|||||
34 |
КВН по русскому языку. |
1 |
КВН |
34 неделя |
|
Итого 34 часа |
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
от 27.08.2018 г № 1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ____________Т.А.Ловицкая
27.08.2018 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.