Рабочая программа

  • doc
  • 29.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала занимательная грамматика 3кл на печать.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

          ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________ Г.Х. Константинова

27 августа 2018 года

М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

(общеинтеллектуальное направление)

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 ЛЕТ

3 класс 2018 – 2019 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДНОЕ

2018

Пояснительная записка

        Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников 3-го класса.

 

         Курс программы кружка « Занимательная грамматика» рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов.    Во  3-м классе на освоение программы отводится   34 часа.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

        К концу 3 класса у обучающихся сформируются следующие знания:

Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). Главные члены предложения. Состав слова.

      Обучающиеся научатся:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления.

Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

                                             Содержание программы.

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Сокращение и увеличение часов

Количество часов практически

1

Сказочное царство слов

5

0

5

2

 В гостях у слов родственников. 

2

0

2

3

«Добрые» слова

2

0

2

4

История происхождения слов.

4

0

4

5

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в русском языке

5

0

5

6

В королевстве ошибок

2

0

2

7

В стране Сочинителей

7

0

7

8

Игры со словами

5

0

2

9

Откуда пришли наши имена

1

0

1

10

Итоговое занятие

1

0

1

Итого                                                                                                                          34 часа

 

Тема 1.  Сказочное царство слов.(5ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной    «Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

 Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.

Тема 2.  В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний об отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 3.   Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением  В.Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 4История происхождения слов (4 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 5.  Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в русском языке (5ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 6.  В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 7.  В стране Сочинителей.(7ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

 Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

  Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 8Игры со словами  (5ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

 Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 9Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 10.  КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов по  плану

Виды (формы)деятельности

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Сказочное царство слов -5ч

1

Сказочное царство слов.  

1

Беседа

1 неделя

 

2-3

Путешествие в страну Слов.

2

Квест

2-3 неделя

 

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

Игра

4-5 неделя

 

В гостях у слов родственников – 2ч

6 -7

В гостях у слов-родственников.

2

Беседа,

Викторина

6-7неделя

 

Добрые слова -2ч

8- 9

Добрые слова.

2

Беседа, Игра

8-9неделя

 

История происхождения слов – 4 ч

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

Экскурсия

10неделя

 

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

Беседа,

квест

11-12 неделя

 

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

проект

13 неделя

 

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в русском языке – 5ч

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

Беседа

Игра

14-15 неделя

 

16

Слова - антонимы.

1

Практическое занятие

16 неделя

 

17

Слова - омонимы.

1

игра

17неделя

 

18

Крылатые слова.

1

проект

18неделя

 

В королевстве ошибок- 2ч

19- 20

В королевстве ошибок.

2

Беседа

Практическое занятие

19-20 неделя

 

В стране Сочинителей -7ч

21-22

В стране Сочинителей.

2

Проект, круглый стол

21-22 неделя

 

23-24

Искусство красноречия.

2

диспут

23-24 неделя

 

25

Праздник творчества и игры.

1

Квн

25неделя

 

26- 27

Трудные слова.

2

Беседа, викторина

26-27 неделя

 

Игры со словами – 5ч

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2

игра

28-29 неделя

 

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

Проект, игра

30-31 неделя

 

32

Занимательное словообразование.

1

Практическое занятие

 

32 неделя

 

Откуда пришли наши имена-1ч

33

Откуда пришли наши имена.

1

проект

33неделя

 

Итоговое занятие- 1ч

34

КВН по русскому языку.

1

КВН

34 неделя

 

Итого                                                                34 часа

 

 

СОГЛАСОВАНО:

протокол заседания ШМО

учителей начальных классов

от 27.08.2018 г № 1

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР ____________Т.А.Ловицкая

27.08.2018 г.