МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
29 августа 2016 года
М.П.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
(Общеинтеллектуальная направленность)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6,6 – 7 ЛЕТ
1 класс 2016 – 2017 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВИДНОЕ
2016
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
На изучение предмета по учебному плану отводится 1 час в неделю, итого 33 часа в год.
Предполагаемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Обучающиеся 1-го класса должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Личностные результаты:
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Содержание программы кружка «Занимательная грамматика»
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема 7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов практически |
1 |
В мире безмолвия и неведомых звуков. |
1 |
0 |
1 |
2 |
В страну слов. Первые встречи. |
1 |
0 |
1 |
3 |
К тайнам волшебных слов. |
2 |
0 |
2 |
4 |
Выбор друзей в Стране Слов |
1 |
0 |
1 |
5 |
К несметным сокровищам Страны Слов. |
1 |
0 |
1 |
6 |
Чудесные превращения слов. |
1 |
0 |
1 |
7 |
В гости к Алфавиту. |
2 |
0 |
2 |
8 |
К тайнам звуков и букв. |
1 |
0 |
1 |
9 |
Встреча с Радугой. |
1 |
0 |
1 |
10 |
В Страну Говорящих Скал. |
1 |
0 |
1 |
11 |
В глубь веков на Машине времени. |
1 |
0 |
1 |
12 |
В Королевстве ошибок. |
1 |
0 |
1 |
13 |
В Страну Слогов. |
1 |
0 |
1 |
14 |
Неожиданная остановка в пути. |
1 |
0 |
1 |
15 |
В удивительном городе Неслове. |
1 |
0 |
1 |
16 |
Чудеса в Стране Слов. |
2 |
0 |
2 |
17 |
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. |
1 |
0 |
1 |
20 |
На карнавале слов. |
2 |
0 |
2 |
21 |
В Театре близнецов. |
1 |
0 |
1 |
22 |
Конкурс знающих. |
1 |
0 |
1 |
23 |
Новое представление. |
1 |
0 |
1 |
24 |
Необычный урок. |
1 |
0 |
1 |
25 |
Следопыты развлекают гостей. |
1 |
0 |
1 |
26 |
В Клубе весёлых человечков. |
1 |
0 |
1 |
27 |
К словам – родственникам. Почему их так назвали? |
2 |
0 |
2 |
28 |
Экскурсия в прошлое. |
1 |
0 |
1 |
29 |
Полёт в будущее. |
1 |
0 |
1 |
30 |
Итоговое занятие. |
1 |
0 |
1 |
Итого 33 часа |
Тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Виды (формы) деятельности |
Количество часов по плану |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
1 |
В мире безмолвия и неведомых звуков. |
Викторина |
1 |
1 неделя |
|
2 |
В страну слов. Первые встречи. |
Экскурсия |
1 |
2 неделя |
|
3-4 |
К тайнам волшебных слов. |
КВН |
2 |
3-4 недели |
|
5 |
Выбор друзей в Стране Слов |
Игра |
1 |
5 неделя |
|
6 |
К несметным сокровищам Страны Слов. |
Круглый стол |
1 |
6 неделя |
|
7 |
Чудесные превращения слов. |
Практическое занятие |
1 |
7 неделя |
|
8-9 |
В гости к Алфавиту. |
Игра |
2 |
8-9 недели |
|
10 |
К тайнам звуков и букв. |
Соревнование |
1 |
10 неделя |
|
11 |
Встреча с Радугой. |
Викторина |
1 |
11 неделя |
|
12 |
В Страну Говорящих Скал. |
Проект |
1 |
12 неделя |
|
13 |
В глубь веков на Машине времени. |
Игра |
1 |
13 неделя |
|
14 |
В Королевстве ошибок. |
Викторина |
1 |
14 неделя |
|
15 |
В Страну Слогов. |
Игра |
1 |
15 неделя |
|
16 |
Неожиданная остановка в пути. |
Беседа |
1 |
16 неделя |
|
17 |
В удивительном городе Неслове. |
Лекция |
1 |
17 неделя |
|
18-19 |
Чудеса в Стране Слов. |
Лекция |
2 |
18-19 недели |
|
20 |
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. |
Практическое занятие |
1 |
20 неделя |
|
21-22 |
На карнавале слов. |
Театрализованное представление |
2 |
21-22 недели |
|
23 |
В Театре близнецов. |
Театрализованное представление |
1 |
23 неделя |
|
24 |
Конкурс знающих. |
Викторина |
1 |
24 неделя |
|
25 |
Новое представление. |
Игра |
1 |
25 неделя |
|
26 |
Необычный урок. |
Путешествие |
1 |
26 неделя |
|
27 |
Следопыты развлекают гостей. |
Викторина |
1 |
27 неделя |
|
28 |
В Клубе весёлых человечков. |
КВН |
1 |
28 неделя |
|
29-30 |
К словам – родственникам. Почему их так назвали? |
Проект |
2 |
29-30 недели |
|
31 |
Экскурсия в прошлое. |
Экскурсия |
1 |
31 неделя |
|
32 |
Полёт в будущее. |
Путешествие |
1 |
32 неделя |
|
33 |
Итоговое занятие. |
Круглый стол |
1 |
33 неделя |
|
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от 29.08.2016 г
№ 1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ____________Т.А.Ловицкая
29.08.2016 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.