Рабочая программа

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.doc

 

Пояснительная записка.

Театр не входит в число учебных предметов, но возможности целенаправленного приобщения школьников к этому искусству во взаимосвязи его с другими дисциплинами гуманитарного и художественных циклов заложены в программу. Театр – искусство синтетическое и коллективное. Театр традиционно воспринимается, как храм искусства, где соединяются усилия актеров, режиссера, художников, музыкантов, мастеров костюма и света, а так же усилия зрителей. Театр, как школа общения, как школа жизни необходим для воспитания нового поколения. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их, как возможность воспитать зрительскую культуру.

 

 

Цель программы: Развитие у детей интереса к знаниям по теории и истории театрального искусства, развитие творческих способностей по средствам театрального коллектива.

 

 

Программные задачи:

Ø Формирование интереса по отношению к культуре,

Ø Формирование интереса к античным истокам театров,

Ø Утоление познавательной жажды каждого ребенка,

Ø Развитие творческих способностей,

Ø Приобщение к национальной культуре,

Ø Приобщение к зарубежной культуре,

Ø Приобщение к поэзии, прозе,

Ø Развитие актёрских способностей,

Ø Развивать умение менять свое отношение к предметам и месту действия и партнерам по игре; превращать и превращаться,

Ø Развить способность оправдывать свои действия нафантазированными причинами,

Ø Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях,

Ø Учить самостоятельно, сочинять этюды, миниатюры с заданными нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями,

Ø Снимать зажатость и скованность, умение свободно держаться на сцене,

Ø Развитие сценической пластики, умение владеть своим телом, совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость,

Ø Развитие художественных способностей,

Ø Развитие зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление,

Ø Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами,

Ø Умение детей согласовывать свои действия с партнерами,

Ø Пополнять словарный запас,

Ø Знакомить с театральной терминологией,

Ø Развить дикцию на материале рифмовок, скороговорок, басен, стихов, монологов, различных упражнений,

Ø Прививать навыки вежливого поведения,

Ø Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками,

Ø Развить речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую правильную речь,

Ø Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение,

Ø Знакомить с театральными профессиями (гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер),

Ø Разъяснять особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусства,

Ø Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри,

Ø Воспитать зрительскую культуру.

 

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, миниатюр, этюдов, спектаклей, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии – важное условие эмоционального воспитания.

При организации и оформлении развивающей предметно – пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы.

Ø Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка: ситуация свободного выбора цели действия.

Ø Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т.д.), выбирать то, что ему по душе.

Ø Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

Ø Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.

 

Для успешной театральной деятельности крайне важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую среду!!!

 

Продолжительность программы: Программа рассчитана на 3 учебных года, 1 год обучения 144 часа, занятия – 4 часа в неделю. 2 год – 216 часов, занятия – 6 часов в неделю. 3 год – 216 часов, занятия – 6 часов в неделю.

 

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

Ø Обращение к практике современного театра;

Ø Ориентирование в разнородной информации;

Ø Опора на историзм;

Ø Свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации;

Ø Последовательность обучения.

 

В процессе обучения используются методы:

Ø Объяснительно – иллюстративный,

Ø Репродуктивный,

Ø Частично – поисковый,

Ø Исследовательский.

 

Основные направления работы с детьми:

Ø Театральная игра – исторически сложившиеся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Ø Сценическая пластика, ритмопластика – включает в себя пластические игры, упражнения обеспечивающие свободу и выразительность телодвижения, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Ø Сценическая речь, культура и техника речи – данный раздел объединяет игры, стихи, басни, монологи и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Ø Основы театральной культуры – призван: познакомить детей с элементами понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; зарождения театра, культура зрителя).

Ø Грим – занимает одно из первых мест в спектакле, являясь одним из ведущих компонентов сценического образа. Объединяет в себе различные приемы, правила и технику наложения грима.

Ø Массовые игры – содержат  в себе не только саму игру, но и техника проведения, активизацию зрителей, различные приемы приглашения к игре.

Ø Декоративно художественное оформление – позволяет выразить чувство художественности в макетах сцен, эскизах на бумаге.

Ø Основы сценарного мастерства – включает в себя все этапы написания различных сценариев: концерта, викторины, сказки и т.д.

Ø Музыкальное оформление – объединяет в себе умения правильно подобрать то или иное музыкальное оформление к этюду, миниатюре, цирковому номеру, сказке и т.д.

Ø Работа над миниатюрами, этюдами, цирковыми номерами и спектаклями – этот радел, позволяет раскрыть мастерство и талант учеников.

 

Возраст обучающихся: 10 – 14 лет. Граница возраста может варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

Наполняемость групп: 5 – 15 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят, как индивидуальный, так и групповой характер.

 

 

Учебно-тематический план.

Первый год обучения.

Тема

Количество

часов

Из них

Теория

Практика

1 раздел: Введение в мир театра.  18 ч.

1

Театр, как вид искусства.

4

2

2

2

Амфитеатры.

6

2

4

3

Мы – зрители.

4

2

2

4

Техника безопасности.

4

1

3

2 раздел: Жанры театра.  20 ч.

5

Спектакль, как художественная ценность.

4

1

3

6

Образ спектакля.

4

1

3

7

Сказка, как жанр театра.

8

2

6

8

Правила дорожного движения.

2

1

1

9

Викторина «День Республики».

2

1

1

3 раздел: Сценическая пластика.  18 ч.

10

Ритмопластика.

10

4

6

11

Реверанс, поклон.

4

1

3

12

Правила поведения на выступлениях и репетициях.

2

1

1

13

Литературная композиция «День Независимости РК».

2

1

1

4 раздел: Сценическая речь.  38 ч.

14

Культура и техника речи.

12

4

8

15

Рифмовки.

4

1

3

16

Скороговорки.

6

1

5

17

Басня, как жанр литературы.

8

2

6

18

Стихи.

8

2

6

5 раздел: Театральная игра.  18 ч.

19

Игра, как вид общения.

10

2

8

20

Подвижные игры.

8

2

6

6 раздел: Драматургия. 22 ч.

21

Пьеса – основа спектакля.

12

4

8

22

Структурные элементы пьесы.

10

2

8

7 раздел: Подведение итогов. 10 ч.

23

Экскурсия. Игры на свежем воздухе.

4

1

3

24

Итоговые занятия.

6

2

4

Итого

144

43

101

 

 

Требование к уровню подготовки воспитанников:

Ø Учащиеся должны иметь более полное представление о театре, как виде искусства, его связи с другими видами искусства (кино, литература, изобразительное искусство, музыка).

Ø Получать первоначальное представление о пьесе, как виде литературы, предназначенном для сцены, и как основе спектакля.

Ø О театральных жанрах.

Ø Уметь выражать представления о том или ином персонаже пьесы, миниатюры, сказки.

Ø Уметь давать оценку своим впечатлениям о спектакле.

Ø Представление о многообразии театральных форм.

Ø Представление о народном искусстве.

Ø Уметь анализировать свою работу.

Ø Уметь критиковать работу других.

Ø Уметь правильно вести себя за кулисами во время, какого-либо представления.

Ø Умение пластично двигаться по сцене.

Ø Правильно выходить и покидать сцену.

Ø Знать общее представление об игре.

Ø Умение правильно и четко говорить со сцены.

 

 

Учебно-тематический план.

Второй год обучения.

Тема

Количество

часов

Из них

Теория

Практика

1 раздел: Введение. Зарождение и становление театра.  14 ч.

1

Из истории древнего театра.

4

2

2

2

Из истории амфитеатров.

4

2

2

3

Принцип системы Станиславского.

4

1

3

4

Техника безопасности.

2

1

1

2 раздел: Римские амфитеатры и празднества.  16 ч.

5

Железная дисциплина.

4

1

3

6

Римский театр.

4

1

3

7

Колизей – прототип всех стадионов мира.

2

1

1

8

Праздники древнего Рима.

4

1

3

9

Правила дорожного движения.

2

1

1

3 раздел: Становление сцены. 8 ч.

10

Средневековый театр.

4

1

3

11

Устройство сцены.

4

1

3

4 раздел: Пластика. 26 ч.

12

Пластика, мимика, жесты, сценические штампы.

6

1

5

13

Воображаемый предмет.

8

2

6

14

Викторина «Мой Казахстан».

2

0,5

1,5

15

Мышление, внимание в статике.

6

2

4

16

Координация движений.

4

1

3

5 раздел: Техника сцены.  26 ч.

17

Уличный театр.

3

1

2

18

Зарождение сцены - коробки.

3

1

2

19

Одежда сцены.

4

2

2

20

Механические эффекты.

3

1

2

21

Костюм и его трансформация.

3

1

2

22

Миниатюра.

2

1

1

23

Работа над цирковыми номерами.

8

2

6

6 раздел: Оформление сцены.  22 ч.

24

Цвет в оформлении спектаклей, цветовой круг.

4

1

3

25

Основные композиции художественного оформления.

6

2

4

26

Планшет сцены и его механизация.

4

1

3

27

Литературная композиция «День Независимости РК».

2

0,5

1,5

 

28

Театральная игра «Цирк».

4

1

3

29

Театральная игра «Миниатюра».

2

1

1

7 раздел: Мизансцены и репетиции. 12 ч.

30

Мизансцена – язык режиссера.

4

1

3

31

Стратегия и тактика репетиционного процесса.

4

1

3

32

Режиссерский замысел концерта.

4

2

2

8 раздел: Основные элементы актерского мастерства.  26 ч.

33

Воображение в творчестве актера.

4

2

2

34

Магическое «Если бы».

2

1

1

35

Сценическое внимание.

4

1

3

36

Действие.

4

1

3

37

Бутафория и реквизит.

2

1

1

38

Чувство правды, логика и последовательность.

6

2

4

39

Театральная игра.

4

1

3

9 раздел: Музыкальное оформление. 52 ч.

40

Музыка массовых театрализованных представлений.

8

2

6

41

Драматургические функции музыки.

6

1

5

42

Условная музыка.

4

1

3

43

Музыка, как средство характеристики.

6

2

4

44

Музыка и внутренние действие.

4

2

2

45

Лейтмотив.

4

1

3

46

Музыка и эмоциональная атмосфера действия.

4

2

2

47

Театральная игра.

4

1

3

48

Специфические особенности музыки, как искусство.

4

1

3

49

Тема, идея, конфликт в литературно – музыкальной композиции.

4

1

3

50

Литературно – музыкальная композиция, как вид театральных представлений.

6

2

4

10 раздел: Подведение итогов. 14 ч.

51

Театральная игра.

4

-

4

52

Викторина «Театр наш дом родной».

2

1

1

53

Экскурсия. Игры на свежем воздухе.

4

1

3

54

Итоговое занятие.

4

2

2

Итого

216

67

149

 

 

Требование к уровню подготовки воспитанников:

Ø Представление о многообразии театральных форм;

Ø Знание истории древнего амфитеатра;

Ø Умение использования общих принципов системы Станиславского;

Ø Знание становления древнеримских театров, самого крупного в мире амфитеатра;

Ø Знание устройство сцены и зрительного зала;

Ø Получать первоначальное представление о режиссерском замысле;

Ø Умение понимать принципы и типы сцен;

Ø Умение использования воображаемых предметов;

Ø Уметь пользоваться мимикой и жестами;

Ø  Умение пользоваться воображением и фантазией в театральной игре;

Ø Уметь анализировать свою работу, уметь критиковать работу других;

Ø Умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;

Ø Умение пользоваться пластической выразительностью и музыкальностью;

Ø Умение самостоятельно подобрать музыкальное оформление к миниатюре, цирковым номерам;

Ø Умение работать с бутафорией и реквизитом на сцене;

Ø Умение правильно вести себя в театре, мероприятиях и на репетициях.

 

 

Учебно-тематический план.

Третий год обучения.

Тема

Количество

часов

Из них

Теория

Практика

1 раздел: Грим, как неотъемлемая часть театра. 50 ч.

1

Техника безопасности на занятиях театральной студии.

2

1

1

2

Роль грима в спектакле.

4

2

2

3

Технические приёмы грима.

6

2

4

4

Анатомические основы грима.

6

1

5

5

Подготовка лица к гриму.

4

1

3

6

Общий тон.

6

1

5

7

Наложение румян.

4

1

3

8

Приёмы по физиогномике.

6

1

5

9

Приёмы гримировки отдельных частей лица.

4

1

3

10

Мимика и грим.

4

1

3

11

Грим сказочных героев.

4

1

3

2 раздел: Основы сценарного мастерства. 36 ч.

12

Правила дорожного движения.

2

1

1

13

Виды сценариев.

4

2

2

14

Номера в сценарии массового театрализованного представления.

4

1

3

15

Основные этапы работы над сценарием.

6

2

4

16

Материал в сценарии.

4

2

2

17

Музыкальные номера в сценарии.

8

2

6

18

Специфика клубной драматургии.

4

1

3

19

Композиции сценария.

4

1

3

3 раздел: Массовые игры. 24 ч.

20

Социальное назначение игры и игрового общения.

6

2

4

21

Методика приглашения к игре, пояснения игры.

4

1

3

22

Проведение игры.

6

1

5

23

Игра с персонажами.

4

1

3

24

Квалификация игр.

4

2

2

4 раздел: Культура и техника речи. 40 ч.

25

Речевой этикет.

4

2

2

26

Скороговорки, как техника упражнений.

6

1

5

27

Басни.

10

2

8

28

Стихи.

10

2

8

29

Монолог.

10

2

8

5 раздел: Декоративно художественное оформление. 36ч.

30

Пригласительный билет.

4

1

3

31

Афиша, объявление – неотъемлемая часть спектакля.

8

1

7

32

Костюм – яркая часть спектакля.

10

2

8

33

Макет сцены.

14

2

12

6 раздел: Сценическая пластика. 30 ч.

34

Движение и мышечное внимание. Разминочный цикл.

8

1

7

35

Пластическая композиция.

10

2

8

36

Характерность пластики.

10

4

6

37

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого

216

55

161

 

 

Требование к уровню подготовки воспитанников:

Ø Знание техники грима, уметь различать грим, умение правильно накладывать грим;

Ø Умение делить сценарии по видам;

Ø Умение использования различного материала в сценариях;

Ø Знать квалификацию игр;

Ø Уметь организовать зал и провести игру;

Ø Знание и использование речевого этикета;

Ø Владение правильной дикцией;

Ø Знание правел оформления пригласительного билета;

Ø Умение создать сценический костюм;

Ø Умение реализовать оформление сцены для спектакля с помощью макета сцены;

Ø Умение правильно провести разминочный цикл, знание характерность пластики;

Ø Умение выстроить пластическую композицию,

Ø Умение пользования театральной терминологией,

Ø Уметь выражать представления о том или ином персонаже пьесы, миниатюры, сказки.

 

 

 

 

 

 

Содержание учебных тем.

 

Первый год обучения.

Раздел № 1: Введение в мир театра. 18 ч.

Тема 1: «Театра, как вид искусства». 4 ч.

Знакомство с особенностями современного и древнего театра, как вида искусства. Театр – искусство синтетическое.  Театральное произведение – спектакль – складывается из текста пьесы, работы режиссера, актера, художника и композитора. Театр – искусство коллективное. Спектакль, как результат деятельности многих людей (и творчество, и производство). Работа с терминологическим словарём.

Тема 2: «Амфитеатры». 6 ч.

Общее понятие термина «Амфитеатр». Зарождение амфитеатров. Основатели древних театров. Первые древнеримские амфитеатры «Марцело», «Помпей».

Тема 3: «Мы - зрители». 4 ч.

Зрители – главные партнеры сценического искусства. «Публика образует драматические таланты …» (А. С. Пушкин). Качества, которые необходимы зрителю: воспитанность, знания об искусстве интерес к театральному искусству, уважение к творчеству мастеров, наличие собственной точки зрения, объективность, эмоциональность, наблюдательность. Просмотр спектакля, для чувство зрителя, общего понимания.

Тема 4: «Техника безопасности на занятиях». 4 ч.

Правила поведения на занятиях: выполнения всех требований руководителя, для того, что бы не нанести себе серьезных травм. Правила безопасности не только на занятиях, но и дома, на улицах и т.д.

 

Раздел № 2: Жанры театра. 20 ч.

Тема 5: «Спектакль, как художественная ценность». 4 ч.

Спектакль - особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое образное мышление. Перенесение драматургического текста на сцену – это «перевод» с литературного языка на сценический. Просмотр спектакля на видеозаписи, анализ.

Тема 6: «Образ спектакля». 4 ч.

Спектакль – театральное произведение, подтверждающее единство замысла режиссера и актерской игры. Образ спектакля, который складывается из актерской игры, а так же ритма, темпа, построенная сценического пространства.

Тема 7: «Сказка, как жанр театра». 8 ч.

Основное понятие «Сказка». Самостоятельное – коллективное сочинение сказки.

Тема 8: «Правило дорожного движения». 2 ч.

Ежегодно на дорогах гибнут дети. Это происходит, как по вине водителей, так и детей. Знание  правил дорожного движения поможет предотвратить детский травматизм и гибель детей на дорогах. Эта лекция зачитывается специально, что бы детям ещё раз напомнить о безопасности пешеходов, о правах и правилах. Правила, дорожные знаки, которые помогают пешеходу двигаться беспрепятственно по городу.

Тема 9: Викторина «День Республика». 2 ч.

Группа делится на две команды. Задаются вопросы на тему: Казахстан. Эта викторина проводится для того, что бы дети знали всё о государстве, в котором проживают. Почему викторина? Для того, что чувствовался дух одной команды, чувство коллектива, научить работать в команде.

 

Раздел № 3: Сценическая пластика. 18 ч.

Тема 10: «Ритмопластика». 10 ч.

Движения под ритм музыки: разминка, «Кошечка», «Змейка», и т.д. Упражнения  под счёт: «Пёрышко», «Чаша с ядом», «Веера», работа над образами с помощью жестов и мимики: образы животных. Упражнения для развития пластики, пластические композиции. Учить детей произвольно реагировать на музыкаль­ный сигнал. Развивать умение передавать в свободных им­провизациях характер и настроение музыки.

Тема 11: «Реверанс, поклон». 4 ч.

Основное определение Реверанс и поклон. Использование реверанса, как упражнение по пластики. Зарождение реверанса и поклона. Использование поклона на практике.

Тема 12: «Правила поведения на выступлениях и репетициях». 2 ч.

Одежда сцены – кулисы – это святое. Потому никогда и ни при каких обстоятельствах не дергать, не хватать, не выглядывать из-за кулис. Надев костюм и положив грим не в коем случае не гулять по помещению и тем более не заходить в столовую и другие общественные места в здании. Все серьги, кольца, часы, цепочки, все звенящие, гремящие и притягивающие внимание предметы оставить дома или за кулисами. Сцена требует особого сценического костюма, обуви. Режиссер, кроме того, что он работник он ещё по определению Немировича – Данченко ОРГАНИЗАТОР. Получив задание от режиссера необходимо его уяснить, понять и не дёргать режиссёра во время мероприятия. Чего нет на репетициях, того никогда не будет на сцене – спектакле.

Тема 13: Литературная композиция «День Независимости РК». 2 ч.

Сами дети подготавливают материал о РК и преподносят в виде: этюдов, миниатюр, лекций.

 

Раздел № 4: Сценическая речь. 38 ч.

Тема 14: «Культура и техника речи». 12 ч.

Одно из основных профессиональных средств выразительности актера. Сегодня, когда уровень речевой и коммуникативной культуры стремительно падает, все больше и больше людей, представителей разных профессий, начинает осознавать необходимость повышения своей речевой компетентности. Входит в основной курс обучения актерскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощенной речи, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса. Упражнения для разминки речевого аппарата, речевые разминки, дыхания.

 

 

Тема 15: «Рифмовки». 4 ч.

Использование рифмовок помогает оживить занятие, сделать его не только познавательным, но и радостным для детей. Рифмовки повышают уровень правильного произношения согласных букв. Рифмовки – уникальный разминочный цикл. Заучивание рифмовок, для разминки.

Тема 16: «Скороговорки». 6 ч.

Скороговорки – это тоже игра, весёлая и безобидная, но очень полезная. Игра в скороговорки – это чёткое и ясное произношение звуков. Это очень важная часть в сценической речи! Заучивая скороговорки, проигрываются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Формирование произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Разучивание скороговорок.

Тема 17: «Басня, как жанр литературы». 8 ч.

Басня – элемент народности в русской литературе. Басня, как литературно – художественный жанр. С помощью басни развивается правильное сценическое произношение. С подключением мимики и жестов вырабатывается эмоциональность у человека. Работа с баснями, для развития детей.

Тема 18: «Стихи». 8 ч.

Обучение сценической речи неразрывно связано с работай над стихами. Стихи помогают развить правильную интонацию. Выработке не только речи, но и жестов и мимики. С помощью их читка становится более яркой.

 

Раздел № 5: Театральная игра. 18 ч.

Тема 19: «Игра, как вид общения». 10 ч.

Игры с залом – условное обозначение игр, которые проводят с большим количеством детей во время массовых праздников и программ (в залах, на площадках и стадионах). Могут проводиться и в малом кругу, группе. Основное предназначение игр с залом – создать приподнятую, праздничную атмосферу, настроить на восприятие последующего действия.  Такие игры снимают закрепощенность у детей. Все игры проводятся по команде ведущего, выполняются все его просьбы повтора слов и движений.

Тема 20: «Подвижные игры». 8 ч.

Игра и удовольствие неотделимы друг от друга. Игра дает простор фантазии, самостоятельному воплощению своих идей, движению, танцу, пению все это рождает истинное удовольствие.  Даёт эффект команды, чувство коллективности, общения.

 

Раздел № 6: Драматургия. 22 ч.

Тема 21: «Пьеса – основа спектакля». 12 ч.

Драма – особый род литературы. Драматическое в искусстве, как образное воплощение противоречий действительности. Непосредственное изображение межчеловеческих отношений, раскрытие характеров и конфликтов в процессе действенного, диалогического общения героев. Персонажи драмы – действующие лица спектакля. Полноценное раскрытие пьесы только в пространстве сцены. Знакомство детей с текстами пьес разных драматургов.

Тема 22: «Структурные элементы пьесы». 10 ч.

Строение пьесы. Список действующих лиц. Ремарки. Диалог в пьесе. Монологи. Реплики. Особенности построения драматического сюжета. Понятие конфликта, как действующей силы драмы. Практическая работа с текстами различных драматургов.

 

Раздел № 7: Подведение итогов. 10 ч.

Тема 23: Экскурсия. Игры на свежем воздухе. 4 ч.

Экскурсия в парк или выезд на природу. Проводятся серия игр: подвижных – командных, на внимание, фантазию.

Тема 24: Итоговые занятия. 6 ч.

Подведение итогов. Задание на лето. Повторение пройденного материала и практики: миниатюры, номера, этюды.

 

 

Второй год обучения.

Раздел № 1: Зарождение и становления театра. 14 ч.

Тема 1: «Из истории древнего театра». 4 ч.

ТРАГЕДИЯ – от слова ТРАГОС козел и ОДА песень в начале она была шутлива т. к. она возникла из хора сатиров . Сатиры и Менады входили в свиту Диониса .Первоначальное содержание эпизоды брали из жизни Диониса . КОМЕДИЯ – веселая толпа – КОМОС . Аристотель связывал появление комедии с запевалами  фолических песен . На представлении комедии допускались только мужчины .

Тема 2: «Из истории амфитеатров». 4 ч.

Зарождение амфитеатров в древней Греции и продолжение развитие в древнем Риме. Определение составляющих амфитеатров. Орхестра, скена, пароды, диозомы,  маски, котурны.

Тема 3: «Принцип системы Станиславского». 4 ч.

Система создана, как практическое руководство для актера и режиссера. Система, как обобщение творческого и педагогического опыта. Является творческим выражением сценического искусства – искусство переживания. Работа актера над собой, ролью.

Тема 4: «Техника безопасности». 2 ч.

Правила поведения на занятиях: выполнения всех требований руководителя, для того, что бы не нанести себе серьезных травм. Правила безопасности не только на занятиях, но и дома, на улицах и т.д.

 

Раздел № 2: Римские амфитеатры и празднества. 16 ч.

Тема 5: «Железная дисциплина». 4 ч.

Она необходима при всяком коллективном творчестве. Будь – то актерский хор, другой какой – нибудь ансамбль. Не привередничайте, отбросьте критику всматривайтесь внимательно в то, что дают вам более опытные хотя бы они не были одарены гениальностью. Надо уметь брать полезное. НЕДОСТАТКИ ПРИНИМАТЬ ЛЕГКО, НО ДОСТОИНСТВО ТРУДНО. ЗАПОМНИ!!! ЧЕГО НЕТ НА РЕПЕТИЦИИ, НЕ БУДЕТ И НА СПЕКТАКЛЕ!!!

Тема 6: «Римский театр». 4 ч.

Римский театр, взяв на вооружение мастерство греков, вносят свои изменения в конструкцию театральной сцены. Форма и фронтальное расположение по отношению к зрителю строить мизансцены по всей площадки развивая их так же в глубину сцены . До половины 1 века до н. э. римские театры - это временные деревянные сооружения, которые возводились по случаю народных праздников и торжеств , первые постройки относятся к 13 в. до н.э.

Тема 7: «Колизей – прототип всех стадионов мира». 2 ч.

КОЛИЗЕЙ – КОЛОССЕЙ (от лат . colosseus) – громадный, колоссальный или амфитеатр “ Флавиев “ древнеримской архитектуры 75 – 80 г. До н.э. Колизей был построен в 776 году до н.э.

Тема 8: «Праздники древнего Рима». 4 ч.

Рассматривать историю массовых праздников можно начать с эпохи древ.  Греции и Рима. Безусловно, праздники существовали и ранее, но все они были  стихийными и не организованные

Именно в древней Греции мы в первые наблюдаем подготовленные и организованные, Несущие в себе элементы сценарной разработки, режиссуры. И выдвигающие социальную категорию организаторов. В древней Греции праздник яв. одной из самостоятельных и чрезвычайно развитых, популярных форм досуга.

Тема 9: «Правила дорожного движения». 2 ч.

Эта лекция зачитывается специально, что бы детям ещё раз напомнить о безопасности пешеходов, о правах и правилах. Правила, дорожные знаки, которые помогают пешеходу двигаться беспрепятственно по городу.

 

Раздел № 3:Становление сцены. 8 ч.

Тема 10: «Средневековый театр». 4 ч.

Переход исполнения от одной декорации к другой обозначая перемену места действия. К этому времени действие разыгрывалось уже по всему зданию церкви. Устроители спектаклей большое внимание уделяли изобразительной стороне , представления спектаклей . Предметы циркового ритуала заменяются специально приготовленной бутафорией .

Тема 11: «Устройство сцены». 4 ч.

Церковный театр требовал зрелищности , поэтому особое место в церковных спектаклях  уделялось различным эффектам , изобретаются мифические чудовища , механические звери , разрабатывается полетная техника , освещение . Склеп - находящийся под церковью, служит для эффектного появления актера из под земли , персонажа , а так же изображает вход или выход из ада .

 

Раздел № 4:Пластика. 26 ч.

Тема 12: «Пластика, мимика, жесты, сценические штампы». 6 ч.

Определение пластики, мимики и жестов. Использование в постановках. Понятие сценические штампы. Самостоятельная работа с этими определениями в этюдах, миниатюрах.

 

 

Тема 13: «Воображаемый предмет». 8 ч.

Понимание предмета материального, ощущение его в действительности. Понимание предмета воображаемого, его ощущение. Работа с воображаемыми предметами в этюдах.

Тема 14: Викторина «Мой Казахстан». 2 ч.

Группа делится на две команды. Задаются вопросы на тему: Казахстан. Эта викторина проводится для того, что бы дети знали всё о государстве, в котором проживают. Почему викторина? Для того, что чувствовался дух одной команды, чувство коллектива, научить работать в команде.

Тема 15: «Мышление, внимание в статике». 6 ч.

Свободная стойка. Концентрирования внимания, на мышечных группах начиная снизу вверх (Всех групп). Затем внимание на отдельных группах мышечных групп, по команде педагога.

Тема 16: «Координация движений». 4 ч.

В основе упражнений на координацию лежат движения различных частей тела относительно друг друга в не совсем привычных для человека сочетаниях. Именно через внимание достигается согласованность и соответствие необходимых движений, поэтому упражнения на координацию – важнейший способ достижения взаимосвязи внимания и движения. Выполнения упражнений: разминочные комбинации, «Волны», инерция движений, «Самоудары», «Противодвижение». Интенсивный разогрев мышц, суставов и связок. Серия пластических движений по сценической драки.

 

Раздел № 5:Техника сцены. 26 ч.

Тема 17: «Уличный театр». 3 ч.

Церковь стала использовать театр в своих интересах. Показывались сюжеты из  евангельских напевов. Сцена представляла собой трёхэтажную повозку, где изображались: ад, земля, рай.

Тема 18: «Зарождение сцены - коробки». 3 ч.

В 1585 году постановка “ ЦАРЯ ИДИНО БЫЛ ОТКРЫТ театр  ОЛИМПИНО “. Этот театр типично академический в закрытом помещении, он воссоздает образец римской театральной архитектуры. Эллипсовидный в плане амфитеатра примыкает к портальной стене сцены, оставляя в средней части зала небольшую площадку. Архитектуры, в котором сочетается и зрительный за и не были связаны со сценическим действием .и зала небольшую площадку . т.д. ой челеди рхестре л , и сцена – этот театр завершение историю Ренесанской сцены и именно в ренесанском театре зарождается распространенное в современности сцена – ( СЦЕНА КОРОБКА ) . 

Тема 19: «Одежда сцены». 4 ч.

Появления новых приспособлений для сцены: арлекин, портальные кулисы, портальная падуга, задник, панорама. Сценический свет осуществляется с помощью свечей. Появление сценических эффектов. Появления людей под названием мастера чудес, которые занимались сценическими эффектами. Предоставление наглядных пособий.

 

 

 

Тема 20: «Механические эффекты». 3 ч.

Пояснения понятий механические эффекты, световые эффекты. Использование сценических эффектов в театре Станиславского. Основные типы оформления спектаклей.

Тема 21: «Костюм и его трансформация». 3 ч.

Истоки возникновения костюма. Игра с костюмом. Работа с костюмами, изготовления отдельных частей костюма детьми.

Тема 22: «Миниатюра». 2 ч.

Понятие «миниатюра». Работа над миниатюрами: репетиции, подготовка костюмов.

Тема 23: Работа над цирковыми номерами. 8 ч.

Выбор номеров – пародий на цирк самостоятельно. Не стихийно, а обдуманно сопоставив все «за» и «против». Репетиция, подготовка реквизита, бутафории и изготовление костюмов.

 

Раздел № 6: Оформление сцены. 22 ч.

Тема 24: «Цвет в оформление спектаклей, цветовой круг». 4 ч.

Цветовой круг и его значение в оформлении спектакля. Основные цвета, их сочетание друг с другом. Холодные и теплые цвета в оформлении.

Тема 25: «Основные композиции художественного оформления». 6 ч.

Определение композиция. Композиционные средства выражения. Использования в художественном оформлении таких понятий, как: ритм, акцент, интервал, симметрия, асимметрия, равновесие и контрастность.

Тема 26: «Планшет сцены и его механизация». 4 ч.

Самым распространенным видом планшетом сцены является  РАЗБОРНЫЙ ЩЕТОВОЙ ПЛАНШЕТ. Вся игровая часть сцены покрывается отдельными съемными щитами, а закулисные пространства – СПЛОШНЫМ ДОСЧАТЫМ НАСТИЛОМ. Использование кулисных машин. Вращающийся планшет сцены: резные или дисковые, барабанные и накладные.

Тема 27: Литературная композиция «День Независимости РК». 2 ч.

Сами дети подготавливают материал о РК и преподносят в виде: этюдов, миниатюр, лекций.

Тема 28: Театральная игра «Цирк». 4 ч.

Тема 29: Театральная игра «Миниатюра». 2 ч.

 

Раздел № 7: Мизансцены и репетиции. 12 ч.

Тема 30: «Мизансцена – язык режиссера». 4 ч.

Понятие «мизансцена». Умение зрителя прочитывать спектакль. Через расположение персонажей на сцене режиссер передает определенную мысль и вызывает у зрителя определеннее эмоции. Сложность понятия метафоры в сценическом искусстве. Мизансцена развивается во времени, имеет определенную продолжительность, протяженность. Мизансцена состоит из группировок. Обобщение зрительского опыта на материале просмотренных миниатюр, этюдов.

Тема 31: «Стратегия и тактика репетиционного процесса». 4 ч.

Репетиция в процессе режиссера значит все, чем он живет и все на, что надеется в будущем. РЕПЕТИЦИЯ – происходит от французского слова,  в переводе означает – ПОВТОРЕНИЕ – это и тренинг, и работа, и творчество. Репетиционный период делится на: подготовительная работа, застольный период, выгородка, работа на сцене, генеральная репетиция.

Тема 32: «Режиссерский замысел концерта». 4 ч.

Замысел – задумка начало любого творчества. Любой творческий процесс начинается с придумывания первоначального образного наброска эскиза будущего произведения.

С задумки начинает свою работу не только писатель, художник, композитор, режиссер, но и рабочий модельер. В теории искусства творческий процесс делится на 3 этапа.

 

Раздел № 8: Основные элементы актерского мастерства. 26 ч.

Тема 33: «Воображение в творчестве актера». 4 ч.

ВООБРАЖЕНИЕ – это создание новых образов на основе  материале прошлых воспоминаний. Процесс воображений яв. Возбудителем создает внут. Жизни актера. Воображение создает, то, что есть, что бывает, а фантазия то чего нет и не будет, а может быть и будет.

Тема 34: «Магическое «Если бы». 2 ч.

Если бы это термин придумал Н. С. Станиславский. Это один из основных элементов системы, “ если бы “ замечательно тем, что начинает всякое творчество. “ Если бы “ яв. Для артиста рычагом, переводящим нас из действительности, в мир в котором только и может совершаться творчество, в мир вы масла.

Тема 35: «Сценическое внимание». 4 ч.

Настоящие жизненное внимание, направленное на объект с интересом мы называем органическим вниманием. Сосредоточенность субъекта на объекте называется – внимание. Существует 2 вида внимания непроизвольное и произвольное. Элементарная первичная форма внимания, им обладает даже младенец. При непроизвольном внимании не субъект овладевает объектом, а наоборот объект овладевает субъектом. Так же существует внимание внутренние и внешнее.

Тема 36: «Действие». 4 ч.

Действие фабулы или представленное действие: все, что происходит в рамках вымысла и все, что делают персонажи пьес. Действие драматурга и режиссера через мизансцену. Словесное действие персонажей, произносящих текст, посредством которого передается вымысел. Творческие задания и этюды на основе бессловесных и словесных действий.

Тема 37: «Бутафория и реквизит». 2 ч.

Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках. Реквизит - вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля. Различия между этими двумя театральными понятиями.

 

Тема 38: «Чувство правды, логика и последовательность». 6 ч.

Правда и логика в игре актера очень важная часть спектакля. Актер должен чувствовать правду того, что воплощает на сцене – роль. И в то же время осознавать логику происходящего. Проигрывание миниатюр, анализ происходящего на сцене самим – актером (ребёнком).

Тема 39: Театральная игра «Обезьянки», «Подарок». 4 ч.

 

Раздел № 9: Музыкальное оформление. 52 ч.

Тема 40: «Музыка массовых театрализованных представлений». 8 ч.

Одним из компонентов м.т.п., одним из выразительных средств яв. Музыка. Созданная или подобранная она становится могучим помощником режиссера актера и драматурга в реализации их замыслов. Многие театральные режиссеры отводят музыке одну из главных ролей. Во многих случаях обращение режиссеров к музыке интуитивно и если режиссер обращается к музыке эстрады и к крупным формам камерной вокальной музыке обращаются реже, потому что-либо не знают ее, а если знают, то не достаточно, поэтому азы муз. Образования режиссуру просто необходимы.

Тема 41: «Драматургические функции музыки». 6 ч.

Во всяком произведении, для сценического воплощения присутствует драматургия, т.е. столкновение и взаимодействие различных характеров в их развитии. Музыку, так или иначе связанную с действиями называют «Бытовой» или «Сюжетной». Самостоятельный подбор музыкальных отрывков для этюдов.

Тема 42: «Условная музыка». 4 ч.

В отличие от музыкального звучания, которое, так или иначе, подкрепляется сюжетом,  не мотивированную музыку в сюжете называют Условной. Если сюжетную муз можно сравнить с поверхностным течением, то условная музыку с глубоким. Условная музыка обладает большими  возможностями, чем сюжетная, она более самостоятельна и имеет более широкое поле действия. Усолов музыка не связана с исполняющими возможностями действующих лиц, потому она в состоянии использовать весь свой финал, все свое мелодическое тембровое ритмическое богатство. Просмотр пьесы, распознание условной музыки.

Тема 43: «Музыка, как средство характеристики». 6 ч.

Главным объектом музыкальной характеристики, яв человек, его душевные качества, вместе с тем муз может отражать черты группы людей, участников, или свидетелей тех,  или иных сведений. Основные виды музыкальных характеристик.

Тема 44: «Музыка и внутренние действие». 4 ч.

Речь человеческая, есть завершение сложного, духовного и физического процесса в мозгу и теле человека, движения не прерывный поток эмоций, чувств, идей и

следующих за ними физических движений. Человек непрерывно жестикулирует, за жестом следует слово.  Л.Н. Толстой.

3 ступени выражения человеческих эмоций. Передать эти эмоции человеческих чувств можно по средствам. Общение через музыку. Работа над своими внутренними действиями и совместить их с музыкой.

 

 

Тема 45: «Лейтмотив». 4 ч.

Большими возможностями музыкального оформления представления заложены в лейтмотивности – повторности, музыка тем и их сквозного звучания, лейтмотив сопровождает не однократно появления действующего лица. Лейтмотив сопровождает, то или иное явление, события возникают в сходной ситуации. Просмотр фильмов и рассуждения лейтмотивов.

Тема 46: «Музыка и эмоциональная атмосфера действия». 4 ч.

В силу своей эмоциональности, музыка активно воздействует на эмоциональность – ухо, представления при выполнении ее любых драматургических функций. Многое зависит от того, насколько драматически важным оказалось место, в котором дана или не дана музыка, важна эмоциональная яркость, глубина, т.е. качество самой музыки. Все это в единстве создает своеобразный колорит, самобытность атмосферы. Эмоциональный строй помогает выразить сверхзадачу произведения.

Тема 47: Театральная игра «Прилипало», «Скульптор». 4 ч.

Тема 48: «Специфические особенности музыки, как искусство». 4 ч.

Музыка искусство динамическое, переходы, смена настроений, эмоций в ней главное.

Выразительные средства музыки. Ни одному из видов искусств, кроме музыки не дано, так понимать сферу чувств переживаний, настроений человека. Психология различает несколько видов эмоционального состояния человека: главные из них “чувства и настроение”. Чувства всегда предметны они всегда связаны, с каким – либо объектом или направлены на него. Чувства разделяются по характеру.

Тема 49: «Тема, идея, конфликт в литературно – музыкальной композиции». 4 ч.

При создании литературно – музыкальной композиции выбор темы, её определение является частью творческого процесса. Как и при написании программы и любого другого представления, началом начал, основой всей дальнейшей работы является знакомство с материалом. Создание литературно – музыкальной композиции является процессом самостоятельным и творческом.

Тема 50: «Литературно – музыкальная композиция, как вид театральных представлений». 6 ч.

Понять литературно – музыкальную композицию, как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.

 

 

Раздел № 10: Подведение итогов. 14 ч.

Тема 51: Театральная игра «Ипподром», «Школа аплодисментов». 4 ч.

Тема 52: Викторина «Театр наш дом родной». 2 ч.

Викторина проводится для закрепления тем пройденных за учебный год. В неё включается практическая часть. Показ наработанных номеров, миниатюр и этюдов.

 

 

Тема 53: Экскурсия. Игры на свежем воздухе. 4 ч.

 Экскурсия в парк или выезд на природу. Проводятся серия игр: подвижных – командных, на внимание, фантазию.

Тема 54: Итоговое занятие. 4 ч.

Подведение итогов. Задание на лето. Повторение пройденного материала и практики: миниатюры, номера, этюды.

 

 

Третий год обучения.

Раздел № 1: Грим, как неотъемлемая часть театра. 50 ч.

Тема 1: «Техника безопасности на занятиях театральной студии». 2 ч.

Правила поведения на занятиях: выполнения всех требований руководителя, для того, что бы не нанести себе серьезных травм. Правила безопасности не только на занятиях, но и дома, на улицах и т.д.

Тема 2: «Роль грима в спектакле». 4 ч.

Одно из первых мест в спектакле занимает грим, являясь одним из ведущих компонентов сценического образа. Часто именно от сценического грима зависит наиболее полное раскрытие идейно художественного замысла драматурга, режиссера, актёра. Грим помогает раскрывать характер роли, и тесно связан со стилем и жанром представления.

Тема 3: «Технические приёмы грима». 6 ч.

Техника грима – это важный момент в гримировальном процессе. Подготовительный период. Инструменты и принадлежности для работы по гриму. Грим требует определенной последовательности, нарушение, которой может привести к снижению уровня работы. Проба технических приёмов на лице.

Тема 4: «Анатомические основы грима». 6 ч.

Для того, чтобы хорошо овладеть искусством гримирования, необходимо внимательно изучить лицо, анатомическое строение лицевой части черепа, расположение мышц, знать пластическую анатомию головы. Все это поможет в работе с гримом. Скуловые кости и скуловые отростки, височные впадины, нос, форма носа, мышцы: мимические, жевательные. Гримирование лица «Череп».

Тема 5: «Подготовка лица к гриму». 4 ч.

В первую очередь перед нанесением грима нужно выполнить по инструкции перечень подготовительных работ лица к гриму: умывание, смазывание вазелином лицо и т.д.

Тема 6: «Общий тон». 6 ч.

Общий тон - это цвет кожи лица сценического персонажа. При работе над ролью, каждый актер ищет определенный общий тон, учитываются при этом индивидуальные особенности своего героя: возраст, национальность, социальное положение, профессию, состояние здоровья, цвет волос, глаз. Под влиянием сценического освещения кожа человека кажется мертвенно бледной, серой или с синим отливом, поэтому пользуются общим тоном, который является своеобразной грунтовкой для наложения гримерных красок.

 

 

Тема 7: «Наложение румян». 4 ч.

Наложение румян. Цвет сценического освещения очень влияет на цвет гримерных красок, поглощая или изменяя его, особенно сильно это сказывается на краски для румян. Для характерного грима приходится пользоваться приемами светотени. Выделяя выпуклости лица и затушевывая впадины, чтобы правильно оттенить рельеф лица. Худое лицо, полное лицо. Грим худого лица. Теневой грим. Взрослый, молодой грим. Холодные тона, теплые, острые линии. Применение всех определений на практике.

Тема 8: «Приёмы по физиогномике». 6 ч.

По китайской физиогномике лицо делится на 3 части: верхнюю, среднюю и нижнюю.

Идеальных форм и зон не бывает. Форма рта. Морщины, родинки, лицо: треугольной, квадратной и трапециевидной формы. Всё это можно изменить с помощью грима.

Тема 9: «Приёмы гримировки отдельных частей лица». 4 ч.

Глаза. Строение глаз. Глаза имеют внутренние и верхние углы. Линии верхних и нижних ресниц обычно имеют овальную форму. Обыкновенная подводка. Можно не изменить форму глаз: открытая форма глаз, раскосая, круглая, удлиненная. А так же изменить: увеличить глаз по вертикале, узкие глаза. Изменяется не только форма глаз, но и носа, бровей, губ.

Тема 10: «Мимика и грим». 4 ч.

Переживания человека – радость, смех, печаль, гнев - приводит к повторению движений одной и той же группе мышц, которые создают определенное выражение лица. В гриме нельзя передать проявление мимики. Достаточно подчеркнуть мимические морщины.

Тема 11: «Грим сказочных героев». 4 ч.

Самый сложный, но и интересный грим – это превращения лица человека в лицо сказочного персонажа. Здесь используются все: техника наложения грима, приемы гримировки отдельных частей лица, общий тон и т.д. Самостоятельный выбор персонажа и воплощение в него с объяснением: «Почему я выбрал этого героя»?

 

 

Раздел № 2: Основы сценарного мастерства. 36 ч.

Тема 12: «Правила дорожного движения». 2 ч.

Эта лекция зачитывается специально, что бы детям ещё раз напомнить о безопасности пешеходов, о правах и правилах. Правила, дорожные знаки, которые помогают пешеходу двигаться беспрепятственно по городу.

Тема 13: «Виды сценариев». 4 ч.

Существует 3 вида сценария: Компилированный, Оригинальный, Смешанный.

По предоставленным сценариям разделить их по видам.

Тема 14: «Номера в сценарии массового театрализованного представления». 4 ч.

«Номер в сценарии» - это отдельный отрезок действия, который имеет свою внутреннею структуру (строение). Структура номера, т.е. построение равна строению любого драматического действия. В нём должны быть и экспозиция, и завязка, и развития действия, и кульминация. Виды и жанр номеров: разговорные или речевые, музыкальные, смешанные, пластика – хореографические, оригинальные. Самостоятельный выбор номеров, определение их по жанрам и написания связки для номера в сценарии.

Тема 15: «Основные этапы работы над сценарием». 6 ч.

Этап работы над сценарием является определение: 1«Тема». Выбор темы определяется исходя из: гражданская позиция автора, задачи клубного учреждения или коллектива, социального заказа. 2 проблема, 3 ракурс, 4 сверх задача, 5 идея.  Конфликт - борьба, противодействие и т.д., бывает явным и не явным.

Тема 16: «Материал в сценарии». 4 ч.

Материал, используемый для написания сценария, существует 2 видов: документальный, художественный.

«Документальный материал». Существуют разные документы. Но, используя одни и теже документы, разные художники используют их по разному, в силу своей индивидуальности.

«Художественный материал» материал в сценарии. К художественному материалу в сценарии относятся произведения искусства: музыка, песни, спектакль, его фрагменты, монологи, пантомима, пародия и т.д.

Тема 17: «Музыкальные номера в сценарии». 8 ч.

Музыкальные номера: частушка, муз. фельетон, куплет, музыкальные пародии. Эстрадные куплеты, смешанные номера, пластика хореографические номера. Оригинальные номера: фокусы, пародии, звукоподражание, лубок, тантамарезко, буффонада. Ко всем номерам применяются требования.

Тема 18: «Клубная специфика драматургии». 4 ч.

Подобно тому, как пьеса является основой для создания драматургического спектакля, либретто, для постановки опер и оперетт, киносценарий основа для кинофильма, литературные сценарии есть драматургический фундамент будущего театрализованного представления (т.е. в основе любого театрализованного представления обычно лежит литературный сценарий).

Тема 19: «Композиции сценария». 4 ч.

Четкое композиционное построение позволяет упорядочить расположить состовные части сценария. Композия – одно из основных средств художественной организации материалом. Вопросы композиции в первые получили териотическое осмысление в «Поэтике Арестотеля» именно ему пренодлежат слова «Целое есть то, что имеет начало, середину и конец».Композиция включает в себя: композицию или пролог, завязку действия (событие), само действие (развитие действия), кульминацию (гл. событие). развязка (событие), финал (финальное событие) - пролог.

 

Раздел № 3: Массовые игры. 24 ч.

Тема 20: «Социальное назначение игры и игрового общения». 6 ч.

Социальная личность происходит в ходе игрового процесса. Человек входит в общество и познает весь тот социальный опыт, который принадлежит обществу.

Каждый народ имеет множество разнообразных починов в сфере формирования личность по средствам игры. Игра формирует в человеке нравственные качества такие, как: доброта, гуманность, порядочность, честность, правдивость, справедливость, отзывчивость, искренность, ответственность.

Тема 21: «Методика приглашения к игре, пояснение игры». 4 ч.

Существует множество приёмов и правил приглашения к игре.

Не конкретных приглашений не должно быть, т.е. ведущий должен обращаться к людям заведомо зная, что та игра, которую, планируя провести, будет проведена. Приёмы: использование атрибутики, приглашение через игру, приглашение через игру, приглашение через игру, цвет одежды цвет одежды.

Тема 22: «Проведение игры». 6 ч.

Необходимо, чётко, правильно пояснить игру. Ведущий в течение игры не должен стоять, а принимать активное участие. Нельзя говорить аудитории «Вы должны», «Вы обязаны», когда объясняется игра.

Тема 23: «Игра с персонажами». 4 ч.

Практическая часть. Например: «Догони Красную шапочку». Участники: Красная шапочка – девочка, волк – мальчик, несколько человек – препятствие.

Тема 24: «Квалификация игр». 4 ч.

В природе существует многообразие различных игр. Их можно квалифицировать на различные признаки. Если мы возьмем время года, то игры бывают: Зимними, летними, весенними, осенними. Беря за основу признак аудитории: детские, молодежные, игры для смешанной аудитории и пожилых людей. Но самым важным признаком на основании, в котором идет квалификация, является признак – структурный элемент.

 

Раздел № 4:Культура и техника речи. 40 ч.

Тема 25: «Речевой этикет». 4 ч.

Универсальное языковое явление, присущие всем народам мира. Вместе с тем каждый язык уникален своим запасом слов и выражений, отражающим национальную специфику речевой вежливости.

Тема 26: «Скороговорки, как техника упражнений». 6 ч.

Скороговорки – это тоже игра, весёлая и безобидная, но очень полезная. Игра в скороговорки – это чёткое и ясное произношение звуков. Это очень важная часть в сценической речи! Заучивая скороговорки, проигрываются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Формирование произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Разучивание скороговорок.

Тема 27: «Басни». 10 ч.

Басня – элемент народности в русской литературе. Басня, как литературно – художественный жанр. С помощью басни развивается правильное сценическое произношение. С подключением мимики и жестов вырабатывается эмоциональность у человека. Работа с баснями, для развития детей.

Тема 28: «Стихи». 10 ч.

Обучение сценической речи неразрывно связано с работай над стихами. Стихи помогают развить правильную интонацию. Выработке не только речи, но и жестов и мимики. С помощью их читка становится более яркой. Самостоятельный выбор стихотворения.

Тема 29: «Монолог». 10 ч.

Монолог, так же связан со сценической речью. Определение «Монолог». Использование монолога, как упражнение по выработки правильного посыла голоса и  актерского мастерства. Самостоятельный выбор отрывка из любого произведения. Определение оттенков характера и психологии персонажей, их социального положения, биографии и т.д.

 

Раздел № 5: Декоративно художественное оформление. 36 ч.

Тема 30: «Пригласительный билет». 4 ч.

Определение пригласительного билета. Основные требования именно к пригласительному билету. Самостоятельный выбор темы – праздника. Изготовление билета по своему эскизу.

Тема 31: «Афиша, объявление – неотъемлемая часть спектакля». 8 ч.

Афиша – это не объемлемая часть театра. Более весомое понятие Афиши и объявления. Самостоятельная разработка театральной или цирковой афиши. Изготовление объявления.

Тема 32: «Костюм – яркая часть спектакля». 10 ч.

Самостоятельный образ в обрядовых действах. История костюма (ряжений) на Руси. Ряженья носило гратеско – парадный характер. На Руси костюм олицетворял образ ВСЕЛЕННОЙ. Игра костюмом (переодевание) –  одно из главных мастерства актера.

Тема 33: «Макет сцены». 14 ч.

Определение «Макет» сцены. Пояснение для чего нужен макет. Изготовление макета сцены. Самостоятельный выбор темы: пьесы, оперы, сказки или концерта.

 

Раздел № 6: Сценическая пластика. 30 ч.

Тема 34: «Движение и мышечное внимание. Разминочный цикл». 8 ч.

Мышечное внимание или умение концентрироваться на определенной группе мышц – есть необходимая основа для логического построения пластического рисунка и неразрывной связи между содержанием движения и его формой. Мышечное внимание обеспечивает контроль за своевременным расслаблением и закреплением мышц, как и правильную координацию движений.

Тема 35: «Пластическая композиция». 10 ч.

Пластический тренинг – это систематические упражнения, направленные на достижение органичной взаимосвязи содержания действия и его формы, выраженной в движении исполнителей. Выбор темы, самостоятельное построение пластической композиции, этюда.

Тема 36: «Характерность пластики». 10 ч.

Цикл упражнений, подготавливающих психофизический аппарат человека, его фантазию и воображение к созданию яркой пластической характеристики образа, логическому построению условно – стилизованного пластического рисунка.

 

 

Тема 37: «Итоговое занятие». 2 ч.

Подведение итогов. Задание на лето. Повторение пройденного материала и практики: миниатюры, номера, этюды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. «Театральная деятельность в детском саду».

А.В. Щеткин. Издательство «Мозаика - синтез». Москва 2007 год.

 

2. «Приходите к нам на праздник!»

Л.А. сидорова, К.Ш. Шарифуллина, Т.В. Яговкина. Методическое пособие.

Санкт- Петербург «Детство - пресс» 2006 год.

 

3.«Жулдыз» Программа театральной студии.

Новиков Н.С.

 

4. Театральная студия. Программа дополнительного образования

     творческого объединения.

Е.А. Иванова.

 

5. «Теория и практика сценической школы»: Учебное пособие.

Москва 2006 год.

 

          6. Учебно-методическое пособие. «Двигательные игры, тренинги». Дереклеева Н.И. Москва «ВАКО» 2004 год.

 

          7. Программа по театру (1-11 класс). Бутакова И.А., Винокурова Ю.В., Гончаров Н.А. СШ № 19.

 

          8. Программа для школьного литературного театра «Млечный Путь». Житина Т.В. г. Томск 2004г.

 

          9. «Мастерство актёра» примерная программа для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады». 2002 г.

 

          10. «Искусство пантомимы» Рудольф Славский.