Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ольховатская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского муниципального района Воронежской области
Программа рассмотрена и одобрена на заседании
ШМО учителей начальных классов
МКОУ Ольховатская СОШ
от «31» августа 2015 г. Протокол № 1 .
Утверждаю
Директор МКОУ Ольховатская СОШ
Н. И. Бердник
Приказ от «_31_» августа 2015 г. № 45/2-О
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(VIII вида, обучение на дому)
по окружающему миру
для учащегося 2 «Б» класса
Ткаченко Дмитрия
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и в соответствии с примерными программами по окружающему миру начального общего образования для обучающегося с ОВЗ
Рабочая программа подготовлена
учителем начальных классов
Г.П. Сушко
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 19.12.2014 года № 1598.
2. Примерной программы по учебным предметам по окружающему миру. М.: Просвещение, 2015г.
3. Примерной авторской программы начального общего образования по окружающему миру, автор – составитель Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова - М: Просвещение, 2015 г.
4. Учебного плана МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Учащийся включается в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог. В структуру программы включены следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета
3. Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
5. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения окружающего мира
на ступени начального образования
6. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе
7. Тематическое планирование уроков во 2 классе
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа ориентирована на УМК:
1.Окружающий мир. Учебник для 2 класса Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова – М.: Просвещение, 2015.
2. Общая характеристика учебного предмета
Данный УМК предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований Адаптированной основной образовательной программы в предметной области «Естествознание».
Курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования направлен на формирование у учащихся личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Основной задачей работы второго года обучения по программе является пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла. Программа направлена на развитии учащегося с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения систематических знаний о природе, формировании образного и аналитического мышления, развитии кругозора и словаря учащегося.
Отбор содержания проведен с учетом возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа по окружающему миру строится с учетом следующих содержательных линий: природоведческих, обществоведческих, исторических знаний; даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Содержание структурировано в виде разделов:
1. Сезонные изменения в природе (13 часов)
2. Неживая природа (5 часов)
3. Живая природа (11 часов)
4. Животные (5 часов)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса.
Содержание предмета представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: основы практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
3. Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения «Окружающего мира» во 2 классе из расчета 1 час в неделю.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение окружающего мира в начальной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи обучения:
· формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
· осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
· формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
· формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения окружающего мира на ступени начального образования.
Изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
1. Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.
2. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
3. Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
4. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
5. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
6. Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
7. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
8. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
5. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
6. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
7. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
8. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
5. Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
2. Слушать и понимать речь других.
3. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
Предметные результаты:
1. Вести наблюдения в природе.
2. Различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
3. Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
4. Называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру;
5. Вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
6. Выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
7. Объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
8. Различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
9. Различать овощи и фрукты;
10.Выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
11. Оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
12. Правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
6. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе
Раздел 1. Сезонные изменения в природе (13 часов)
Долгота дня. Растения осенью. Осень. Животные осенью. Занятия людей осенью. Растения зимой. Зима. Животные зимой. Занятия людей зимой. Весна. Растения весной. Животные весной. Лето. Растения летом. Животные летом. Занятия людей летом.
Раздел 2. Неживая природа (5 часов)
Занятия людей летом. Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды. Вода в природе. Значение воды.
Раздел 3. Живая природа (11 часов) Комнатные растения. Части растений. Жизнь растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и тенелюбивые. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода.
Раздел 4. Животные (5 часов)
Кошка и рысь. Породы кошек. Собака и волк. Породы собак. Рыбы.
7. Тематическое планирование уроков во 2 классе
|
№ урока |
Наименование разделов, тем |
Тип урока |
Кол-во час. |
Дата |
Планируемые результаты (УУД) |
|
|
план |
факт
|
|||||
|
Сезонные изменения в природе (13 часов) |
||||||
|
1 |
Долгота дня |
Урок отработки умений и рефлексий |
1 |
2.09 |
2.09 |
Личностные результаты: -знать домашний адрес, имена и отчества родителей; -проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям; -самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); -объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Метапредметные результаты: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану; -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении); -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Коммуникативные УУД: -оформлять свою мысль в предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь учителя; -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания, культура поведения в общественных местах). Предметные результаты: -вести наблюдения в природе; -различать объекты природы и изделия; -объекты неживой и живой природы; -называть их роль в жизни человека; -называть окружающие предметы и их взаимосвязи; -называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру. |
|
2 |
Растения осенью. Осень |
Урок-экскурсия |
1 |
9.09 |
9.09 |
|
|
3 |
Животные осенью |
Урок-путешествие |
1 |
16.09 |
16.09 |
|
|
4 |
Занятия людей осенью |
Урок-экскурсия |
1 |
23.09 |
23.09 |
|
|
5 |
Растения зимой. Зима |
Урок-игра |
1 |
30.09 |
30.09 |
|
|
6 |
Животные зимой |
Урок-путешествие |
1 |
7.10 |
7.10 |
|
|
7 |
Занятия людей зимой |
Урок отработки умений и рефлексий |
1 |
14.10 |
14.10 |
|
|
8 |
Весна. Растения весной |
Урок-игра |
1 |
21.10 |
21.10 |
|
|
9 |
Животные весной |
Урок открытия нового знания |
1 |
28.10 |
28.10 |
|
|
10 |
Лето |
Урок открытия нового знания |
1 |
11.11 |
11.11 |
|
|
11 |
Растения летом |
Урок развивающего контроля |
1 |
18.11 |
18.11 |
|
|
12 |
Животные летом |
Урок-путешествие |
|
25.11 |
25.11 |
|
|
13 |
Занятия людей летом |
Урок-игра |
|
2.12 |
2.12 |
|
|
|
Неживая природа (5 часов) |
|||||
|
14 |
Занятия людей летом. Вода |
Урок открытия нового знания |
1 |
9.12 |
9.12 |
Личностные результаты: -оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; -самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); -объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Метапредметные результаты: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану; -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Предметные результаты: -различать объекты неживой природы, явления природы; -обозначать объекты природы цветными фишками; -осуществлять контроль и коррекцию; -приводить примеры объектов неживой природы; анализировать иллюстрации учебника; -различать холодную и горячую воду; -рассказывать о значении воды для растений, животных и человека.
|
|
15 |
Вода горячая и холодная |
Урок открытия нового знания |
1 |
16.12 |
16.12 |
|
|
16 |
Температура воды |
Урок-путешествие |
1 |
23.12 |
23.12 |
|
|
17 |
Вода в природе |
Урок открытия нового знания |
1 |
13.01 |
.01 |
|
|
18 |
Значение воды |
Урок-игра |
1 |
20.01 |
.01 |
|
|
|
Живая природа (11 часов) |
|||||
|
19 |
Комнатные растения |
Урок-проект |
1 |
27.01 |
.01 |
Личностные результаты: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке; -дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями; -обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; -оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Метапредметные результаты: -анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; - знакомиться по учебнику с изменениями в живой природе; -знакомиться с разнообразием в живой природе; -работать со взрослыми: находить информацию об охране растений; -извлекать информацию из различных источников; Предметные результаты: -понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; классифицировать объекты природы по существенным признакам; -различать объекты живой природы, явления природы; -обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры объектов живой природы; -устанавливать связи между живой природой; -анализировать иллюстрации учебника; -различать фрукты и овощи; рассказывать об овощах и фруктах в питании человека; -оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.
|
|
20 |
Части растений |
Урок-игра |
1 |
3.02 |
.02 |
|
|
21 |
Жизнь растений |
Урок открытия нового знания |
1 |
10.02 |
.02 |
|
|
22 |
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые |
Урок открытия нового знания |
1 |
17.02 |
.02 |
|
|
23 |
Растения светолюбивые и тенелюбивые |
Урок открытия нового знания |
1 |
24.02 |
.02 |
|
|
24 |
Уход за комнатными растениями |
Урок-практикум |
1 |
2.03 |
.03 |
|
|
25 |
Огород |
Урок открытия нового знания |
1 |
9.03 |
.03 |
|
|
26
|
Овощи. Овощи в питании человека |
Урок-путешествие |
1 |
16.03 |
.03 |
|
|
27 |
Сад |
Урок-экскурсия |
1 |
23.03 |
.03 |
|
|
28 |
Фрукты. Фрукты в питании человека |
Урок отработки умений и рефлексий |
1 |
6.04 |
.04 |
|
|
29 |
Уход за растениями сада и огорода |
|
1 |
13.04 |
.04 |
|
|
|
Животные (5 часов) |
|||||
|
30 |
Кошка и рысь |
Урок открытия нового знания |
1 |
20.04 |
.04 |
Личностные результаты: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; -обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; -оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к животным; -формировать адекватную самооценку. Метапредметные результаты: -анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку, -знакомиться по учебнику с животным миром; -знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями. Предметные результаты: -понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; -различать объекты живой природы; -осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры животных; -устанавливать связи между животным миром и неживой природой; -анализировать иллюстрации учебника; -устанавливать различия между животными; -приводить примеры животных; -сравнивать животных (собака и волк) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; -сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору). |
|
31 |
Породы кошек |
Урок-путешествие |
1 |
27.04 |
.04 |
|
|
32 |
Собака и волк |
Урок открытия нового знания |
1 |
4.05 |
.05 |
|
|
33 |
Породы собак |
Урок открытия нового знания |
1 |
11.05 |
.05 |
|
|
34
|
Рыбы |
Урок открытия нового знания |
1 |
18.05 |
.05 |
|
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова – М.: Просвещение, 2015.
2. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
3. Рабочая тетрадь / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова –изд. – М.: Просвещение , 2015.
4. Методическое пособие подготовлено в комплект к учебнику «Поурочные разработки уроков окружающий мир» под редакцией – М.: Просвещение , 2015.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.