Рабочая программа

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 22.doc

                                                                                                                                                      

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Федоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Утверждаю:

Директор школы

_______          .

Приказ № 559       

от 31.08.2016 г.

 

 

Согласовано

на заседании МС.

_____  .

Протокол № 1

от 27.08.2016 г.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 


РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«ПОЗНАЮ СЕБЯ И УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ»

 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР)

5-9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.п. Федоровский, 2016 г.

 

 

Пояснительная записка.

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи школьникам с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), обучающимся инклюзивно в общеобразовательных классах, деятельности школьного психолого-педагогического консилиума, рекомендаций ПМПК Сургутского района № 4831, 4832, 4834, 4836, 4839 от 28.04.16г разрабатывается данная коррекционно-развивающая психолого- педагогическая программа.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012).

Приказ Минобразования РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам начального общего, среднего общего и среднего общего образования»;

Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №437 от 20.05.2013 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Федоровская СОШ №1» (приказ от 31.08.2015, №546).

Программа «Познаю себя и учусь управлять собой» разрабатывается на основе авторской программы практических занятий учащихся 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции) – автор Чернышова Е.А., с использованием методического руководства автора Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников». 7-8 класс Часть II., программы предпрофильной подготовки Резапкиной Г.В. Психология и выбор профессии.

Цель психокорреционных занятий: преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизация межличностных отношений обучающихся с ОВЗ (ЗПР).

Задачи:

диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация мнемической деятельности, развития понятийного мышления);

диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);

формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального  поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);

формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

 

Для эффективной организации обучения детей с ЗПР организуется учебная работа в мини-коллективах, группах-парах. В 2016-2017 учебном году в 5-х обучается три ученика с ЗПР, в 7 классе два ученика. Особенности учащихся, включенных в коррекционную работу:

 

А.А имеет недостаточный для своего возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности. У Елены слабо сформированы пространственные представления, ориентировка в направлениях пространства осуществляется обычно на уровне практических действий.

 Особенности внимания проявляется в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте.

       Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания, неустойчивости ,недостаточном объеме и низкой скорости  запоминания.

Особенность мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности. Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления.

У Лены особенно четко определяется недоразвитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, проявляющиеся в повышенной эмоциональной лабильности и отсутствии контактов со сверстниками. Ее беспокоят страхи, наблюдается боязливость, пониженный фон настроения, все это скрывается в маске «улыбка». Эти особенности эмоционально-волевой сферы затрудняют процесс адаптации ребенка к школе.

У О.С напротив, преобладает эйфоричный фон настроения, повышенная аффективная возбудимость, отвлекаемость в сочетании с импульсивностью и неспособностью к волевым усилиям. Эти особенности эмоционально-волевой сферы также затрудняют процесс адаптации ребенка к школе.

В тоже время для мальчика также характерны нарушения самоконтроля во всех видах деятельности, трудности в контроле за поведением, в приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроения, неуверенность.

О.С имеет характерные для детей с ЗПР особенности и трудности в усвоении учебного материала и в адаптации к обучению в новых для нее условиях.  У нее недостаточный для возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности. Наблюдается повышенная тревожность по отношению к взрослым.  В случае затруднений в деятельности ребенок скорее прекратит деятельность, чем обратится к взрослому за помощью.

 

 

Ф.Т

 Работоспособность низкая. Темп деятельности медленный. Характер деятельности и эмоциональный фон в момент утомления: снижается

 Обучаемость.  Нуждается в помощи направляющего и обучающего характера. Перенос сформированного навыка на аналогичный материал осуществляет частично, требуется дополнительное время на закрепление навыка. Основные трудности при обучении обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоя­тельную деятельность, произвольно сосредоточенно рабо­тать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.

А.Ч.

Особенности интеллектуального развития (результаты диагностики): по методике ГИТ успешность выполнения - 18% уровень – «Низкий». Успешность выполнения задания на анализ и синтез:5 %., обобщение – 20%, сравнение -15%, классификации – 15%, установка причинно-следственной связи -10

Обучаемость.  Нуждается в помощи направляющего и обучающего характера. Перенос сформированного навыка на аналогичный материал осуществляет частично, требуется дополнительное время на закрепление навыка. Основные трудности при обучении обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоя­тельную деятельность, произвольно сосредоточенно рабо­тать.

 Деятельность педагога-психолога с учащимися с ЗПР 7 класса направлена на преодоление возникающих у них трудностей включения в общеобразовательный процесс через общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков внимания, памяти, восприятия; развитию мыслительной деятельности и коммуникативных навыков и включает следующие виды работы:

-диагностика личностных особенностей ребенка, межличностных отношений в классе с точки зрения возможности возникновения зон психологической напряженности;

-психокоррекционная работа.

-диагностика адекватности и результативности проводимых воспитательных воздействий в семье и школе психологическим особенностям учащихся с задержкой психического развития;

Программа разрабатывается с учетом конституционального характера (вариант как гармонический инфантилизм) происхождения задержки психического развития у обучающихся в условиях инклюзивного образования. Для наших детей характерно, то что они в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности, поведения, эмоциональной сферы.

Для оптими­зации обучения таких школьников в качестве основного на­правления оказания психологической помощи в школе выделяется развитие их мышления. Несмотря на кажущееся многообразие интеллек­туальных задач, встающих перед школьниками в процессе уче­бы, абсолютное большинство из них может быть решено помо­щью понятийного мышления. Понятийное мыш­ление оказывается той основной психологической характеристикой, наличие которой при прочих недостатках развития, обеспечивает возможность обучения. Формирование именно по­нятийного мышления Л.С. Выготский считал центральной зада­чей детского развития в школьном возрасте. Он писал, что «вопрос о развитии научных понятий в школьном возрасте есть, прежде всего, практический вопрос огромной, может быть, даже перво­степенной важности с точки зрения задач, стоящих пред школой в связи с обучением ребенка системе научных знаний

Коррекционный курс составлен у учетом того, что для успешного обучения в старших классах подросткам необходимы следующие интеллектуальные операции:

1.   Понятийное речевое мышление.

2.  Абстрактное мышление.

3.  Визуальное структурно-динамическое мышление.

4.  Пространственное мышление

5.  Логическая оперативная память (то есть память, связанная с понятийным мышлением).

Также необходимы и более общие интеллектуальные навыки и системы, а именно:

    Произвольность мышления (то есть умение произвольно пользоваться имеющимися интеллектуальными операциями).

    Полноценный навык чтения.

    Определенный уровень общей осведомленности, превыша­ющий стихийно складывающиеся в детстве представления об окружающем мире.

На этапе диагностики используется методика «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (Л.А. Ясюкова ), которая содержит специальные тесты для измерения пере­численных показателей, а также для выявления и измерения тех операций, которые пока могут замещать и компенсировать не­достатки развития основных механизмов мышления и в течение некоторого времени обеспечивать хорошую успеваемость.

Методика состоит из основного диагностического комплекса и дополнительных методик.

Основной комплекс включает в себя следующие методики: Тест №1   - тест Ясюковой для оценки сформированности навы­ка чтения. Тест №2  - тест Кеттелла-Ясюковой для оценки самостоятельности мышления. Тест №3  - тест Амтхауэра (модификация для 3-6 классов Ясю­ковой) для диагностики структуры интеллекта. Тест №4  - серии А, В, С и D теста прогрессивных матриц Равена для оценки визуального мышления. Тест №5  - проективный тест рисунка дерева Коха. Тест №6  - цветовой тест Люшера. Тест №7  - тест Тулуз-Пьерона для диагностики внимания и ско­рости переработки информации. Тест №8   - задачи Гилфорда для оценки дивергентного мышления. Тест №9  - детский личностный опросник Кеттелла (модифика­ция Ясюковой). Тест №10- проективный тест межличностных взаимоотношений в классе Ясюковой. В качестве дополнительных могут использоваться методики: Тест №11 - гештальт-тест Бендер для оценки зрительно-мотор­ной координации. Тест №12 - тест Ясюковой для оценки гуманитарных способностей. Тест №13- Тесты Торренса, Рензулли для выявления творческих способностей. Тест №14- фрустрационный тест Розенцвейга. Тест №15- тест  Белавиной  для  оценки  сформированности навыка чтения на английском языке.

В структуре понятийного мышления выделяется три основные операции, степень сформированности которых оце­нивается с помощью трех субтестов Р. Амтхауэра (1ST):

Выделение сущностного признака (субтест 2).

Установление категориальной принадлежности (субтест 4).

Осознание  закономерных   связей   между  явлениями (субтест 3).

Предлагаемая Методика обеспе­чивает комплексное психологическое обследование, а также по­зволяет получить дополнительную информацию о состоянии здо­ровья ребенка, физиологических резервах работоспособности, особенностях функционирования его мозга.

Методы проведения занятий:

- устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих проблем в рамках предлагаемой темы урока;

-«универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик...», «Большинство подростков...»;

- обращение к личному опыту учащегося в процессе работы над темой;

- тестирование,

- ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам,

- рефлексия результатов урока.

Уровень школьной адаптации ребенка определяется с помощью теста школьной тревожности (Филлипса), анкеты для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников (Н.Г.Лускановой), анкеты «Мой любимый учитель», ранжирования предметов, ранжирования ценностей, опросника «Чувства в школе», анкеты для учителей «Уровень адаптации обучающихся», анкеты для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям обучения в среднем звене школы», наблюдений.

 

В подростковый период развития особое значение приоб­ретают взаимоотношения со сверстниками. Какими они будут, во многом зависит от адекватности самооценки, самокритично­сти самого подростка и его доброжелательности по отношению к другим людям. Поэтому коррекционное воздействие включает в себя коррекцию эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия. Содержание коррекционно- развивающих занятий может рассматриваться как «зона ближайшего развития» личности школьника.

Предлагаемые в данной программе задания сгруппированы по блокам, каждый из которых имеет свою преимущественно коррекционную направленность с учетом возрастных особенностей. V класс, или младший школьный возраст, - сложный возрастной период, суть которого заключается в переходном периоде развития ребенка. При разработке программы учитывалось, что возраст пятиклассников является благоприятным временем для пробуждения интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей. Для VII класса характерен обостренный интерес к вопросам групп, коллективов, к вопросам межличностных отношений. Восьмиклассники уже близко подходят к необходимости сделать первый осмысленный выбор в жизни – через год им надо будет принимать решение об обучении профессионального характера. Девятиклассники – заканчивают основную школу. Им предстоит сдача выпускного экзамена. В этом случае также требуется специальная коррекционная работа.

 Программа рассчитана на 5лет, с 5 по 9 класс (1 час в неделю -34 часа в год). Каждому году обучения соответствует свой раздел: «Первый раз в пятый класс» (5 класс), «Поверь в себя» (6 класс), «Я управляю собой» (7 класс), «Я и ОНИ» (8 класс), «Я и моя будущая профессия» (9 класс).

Название темы

Количество часов

5 класс

1

Вводное занятие

1

2

Диагностика

4

3

Я учусь общаться

12

4

Я учусь учиться

12

5

Подводим итоги года.  Диагностика

5

6 класс

1

Будем знакомы

1

2

Я меняюсь

4

3

Познаем себя

12

4

Учусь управлять собой

12

5

Выходная диагностика.

5

7 класс

1

Введение

1

2

Входная диагностика. «Кто Я? Что я знаю о себе?»

4

3

«Грамоте учиться-всегда пригодится». Коррекция развития познавательных функций.

12

4

«Я управляю собой». Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы.

12

5

«Я и мои успехи». Диагностика по итогам коррекционной работы

5

8 класс

1

Введение

1

2

Входная диагностика. «Мои сильные и слабые стороны»

4

3

«Век живи, век учись». Коррекция и развитие когнитивной сферы..

12

4

«Я и ОНИ». Формирование социальных навыков

12

5

«Я и мои успехи». Диагностика по итогам коррекционной работы

5

9 класс

1

Что я знаю о своих возможностях

9

2

Что я знаю о мире профессии

8

3

Мои профессиональные способности

9

4

Мои планы на будущее

8

 

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Ожидаемые результаты:

Формирование соответствующих возрасту общеинтелллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, формирование умозаключений и т.д.) .

Развитие произвольности внимания (концентрации, устойчивости, распределения, объем внимания и др.) и памяти.

Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (темп деятельности, типа мыслительной деятельности, формирование адекватной саморефлексии и др.)

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

4) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов (невербальные средства общения);

5) готовность слушать собеседника и вести диалог;

6)готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

7)излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

 

Критерии оценки достижения поставленной цели и задач

-Снижение уровня школьной тревожности.

-Повышение уровня мотивации к учебной деятельности.

-Повышение уровня коммуникативных навыков.

-Повышение уровня школьной успеваемости.

Структура занятия.

I.                       Вводная часть. Создание положительной атмосферы. Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы настроиться на совместную деятельность, общение.

II.                    Основная часть. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.

III.                 Заключительная часть Рефлексия. Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения. Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат. Одна из целей подведения итогов создание мотивации на работу по следующей теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методические средства обучения:

 

Основная учебная литература

Название

Автор

Издательство

Год издания

1.       

Психология. Учебное пособиеV класс/под ред И.В. Дубровиной

А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова, И.В. Дубровина и др.

М.:Издательство московского психолого-социального института;

Воронеж: Издательство НПО «Модек».

2007

2.       

Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс)/под ред С.В. Кривцова

С.В.Кривцова, Д.В.Рязанова, О.И Еронова, Е.А Пояркова;

Москва. Гинезис

2012

3.       

Методические материалы для практических занятий учащихся 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции).

 

Е.А. Чернышова

М.: Владос

2015

4.       

Социальная адаптация учащихся 5-9 классов. Программы. Планирование. Тематические занятия. Для образовательных учреждений  VII-VIII видов.

Авторы составители С.А. Родионов. Т.А. Корепанова

 Волгоград: Учитель

2015

1.      Дополнительная учебная литература

Название

Автор

Издательство

Год издания

1.       

Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары

Картушина Е.П.

Учитель

2011

2.       

Я сам строю свою жизнь

Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г.

Речь

2009

3.       

Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником

Монина Г.Б., Панасюк Е.В.

Речь

2011