Казенное общеобразовательное учреждение
«Ханты – Мансийская школа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
|
Рассмотрена на заседании методического совета школы Протокол от «____»_____ 2016 г. № ____
|
УТВЕРЖДЕНА приказом директора от «____»_____ 2016 г. № _____ |
Рабочая программа по предмету
«Чтение» (вариант I)
для учащихся 2 класса на 2017/2018 учебный год
Составила: Айдарова Л.У.
г. Ханты - Мансийск, 2017 г
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
1.2. Цели и задачи
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся. Описание места учебного предмета в учебном плане
3. Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)
4. Содержание учебного предмета, формы и методы работы
5. Тематическое планирование.
6. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
1. Пояснительная записка
Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе федерального государственного образовательного Стандарта (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения ПМПК и специальной образовательной Программы под редакцией В.В. Воронковой по математике, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. - М., 2013г.
1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы
Федерального уровня:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993).
Регионального уровня:
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июня 2015г. №6681 «О направлении Инструктивно-методического письма об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году»;
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»
Уровень общеобразовательной организации:
- Устав казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Ханты–Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.
- Базовый учебный план КОУ «Ханты - Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
1.2. Цель программы:
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с легкой умственной отсталостью по чтению и развитию речи.
Коррекционно – образовательные задачи:
· учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное;
· способствовать формированию навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
· работать над выразительностью речи детей.
Коррекционно – развивающие задачи:
• привитие учащимся навыков учебной деятельности, осознание чтения для решения социально значимых задач
• формирование и развитие техники чтения, осознанное чтение доступных по содержанию и возрасту литературных текстов;
• развитие речевого слуха, фонематического восприятия;
• развитие образного и словесно – логического мышления;
• коррекция последовательности и системности мышления через работу по плану;
• обогащение словаря.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
• обогащать нравственный опыт школьника средствами художественной литературы;
• формировать представление о добре и зле, дружбе, правде и ответственности, справедливости и честности.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания обучающегося, получаемые им, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для его социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обусловлена трудностями овладения им русской фонетикой, орфографией, своеобразием его общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 102 часов, из расчета 3 часа в неделю.
Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.
3. Планируемые результаты учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся по средствам речевого общения. Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками. Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях.
Личностные результаты освоения программы:
- Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий
- Развитие мыслительной деятельности;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, творческой и других видах деятельности;
- Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (2 вариант).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений;
Достаточный уровнь усвоения предметных результатов на конец обучения в младших классах (IV класс):
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
4. Содержание учебного предмета, формы и методы работы
Содержание:
Повторение.
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ѐ, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных Е, Я, Ю, Ё, Ц, Ч, Щ, Ф, Э.
Списывание с классной доски и с букваря слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из 3-4 слов. Прописная буква в именах людей.
Письмо под диктовку слов и предложений из 2-3 слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из 3-4 букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.
Слова звонкие и глухие, артикуляторно сходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово.
Изучение слов, обозначающих предметы:
-называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
-называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
-различение основных частей хорошо знакомых предметов;
-сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
-называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
-группировка действий по признаку их однородности;
-различение предметов по их действиям;
-умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение.
Практическое знакомство с построением простого предложения:
-составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
-заканчивание начатого предложения;
-составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
-выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь (упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку)
Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке.
Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание (упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин).
Типы уроков:
· Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
· Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
· Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно – проверочный урок);
· Комбинированный урок;
· Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).
Методы:
· Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
· Наглядные – наблюдение, демонстрация;
· Практические – упражнения;
· Методы изложения новых знаний;
· Методы повторения, закрепления знаний;
· Методы применения знаний;
· Методы контроля.
5. Тематическое планирование
|
№ |
Содержание материала |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). |
|
1. Зазвенел звонок – начался урок |
||
|
1. |
По Н. Саксонской. Осень в школе |
Знать о празднике 1 сентября (День Знаний); Уметь читать стихотворение выразительно по слогам, соблюдая знаки препинания; Навык ответов на вопросы |
|
2. |
Р. Сеф. Я могу считать до ста |
Знать буквы алфавита; Уметь выразительно читать считалку, слова со стечением согласных, отвечать на вопросы к тексту; Навык правильного чтения. |
|
3. |
По В. Берестову. Где лево, где право |
Знать значение новых слов; Уметь осознанно читать по слогам предложенный текст, передавать его содержание по вопросам учителя; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
4. |
По В. Драгунскому. Школьные слова |
Уметь читать по слогам короткий текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, давать элементарную оценку прочитанного; Навык правильного чтения. |
|
5. |
По М. Яснову. Я учусь писать |
Знать буквы алфавита; Уметь читать трехсложные слова, слова со стечением согласных, отвечать на вопросы к тексту; Навык выразительного чтения. |
|
6. |
Л. Толстой. Таня знала буквы |
Знать буквы алфавита; Уметь читать слова со стечением согласных, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык ответов на вопросы. |
|
7. |
По К. Ушинскому. В школе |
Знать имя и отчество учителя, имена одноклассников; Уметь составлять и читать сложные слова со сходными по звучанию и артикуляции звуками, учить соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания; Навык правильного чтения. |
|
8. |
По В. Викторову. Мы дежурим |
Знать обязанности дежурного; Уметь осознанно, правильно читать по слогам доступный текст, отвечать на вопросы к тексту и по иллюстрации, соблюдать интонацию при чтении; Навык выразительного чтения. |
|
9. |
По В. Голявкину. Про то, для кого Вовка учится |
Знать, для чего нужно учиться; Уметь читать текст в соответствии со знаками препинания, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык ответов на вопросы. |
|
10. |
По Э. Мошковской. Физкультура |
Знать, для чего нужны уроки физической культуры; Уметь выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы по иллюстрации; Навык выразительного чтения. |
|
11. |
По Р. Сефу. Пятерка |
Знать школьные отметки; Уметь читать стихотворный текст выразительно, в соответствии со знаками препинания; Навык осознанного чтения. |
|
12. |
По К.Ушинскому. Всякой вещи свое место |
Знать, для чего нужно содержать вещи в порядке; Уметь читать сложные слова со сходными по звучанию и артикуляции звуками, учить соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания; Навык правильного чтения. |
|
13. |
М. Юдалевич. Три плюс пять |
Знать изученные цифры; Уметь читать трехсложные слова, слова со стечением согласных, отвечать на вопросы к тексту; Навык выразительного чтения. |
|
14.
|
В. Голявкин. Первый урок |
Знать буквы алфавита; Уметь составлять и читать слова с мягким знаком на конце и с разделительным ь; осознанно читать по слогам доступный текст; Навык правильного чтения. |
|
15.
|
По В. Драгунскому. Уроки |
Знать значение домашнего задания; Уметь осознанно, правильно читать по слогам доступный текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, соблюдать интонацию при чтении; Навык выразительного чтения. |
|
16.
|
Г. Мамлин. Давайте складывать слова |
Знать изученные буквы; Уметь читать стихотворный текст, соблюдать интонацию в соответствии со знаками препинания; Навык правильного, выразительного чтения. |
|
17. |
Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о школе |
Знать название текстов; Уметь слушать небольшой рассказ в чтении учителя, отвечать на вопросы по содержанию текста с опорой на иллюстрацию, давать элементарную оценку прочитанного; Навык связной речи. |
|
18. |
Обобщение по теме: «Зазвенел звонок – начался урок» |
Знать изученный материал по теме: « Зазвенел звонок – начался урок »; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; Навык работы с учебником. |
|
2. Осенние страницы |
||
|
19. |
По Г. Скребицкому. Художник-Осень |
Знать признаки осени; Уметь правильно читать текст, несложные слова прочитывать целиком, отвечать на вопросы учителя; Навык правильного чтения. |
|
20. |
С. Козлов. В эту осень (отрывок) |
Знать названия осенних месяцев; Уметь читать в тексте некоторые 2-сложные и трехсложные слова слитно, сложные слова – правильно по слогам; Навык правильного чтения. |
|
21. |
М. Ивенсен. Падают, падают листья… |
Знать названия осенних месяцев, перелетных птиц; Уметь читать в тексте некоторые 2-сложные и трехсложные слова слитно, сложные слова – правильно по слогам; Навык правильного чтения. |
|
22. |
В. Викторов. Здравствуй, осень |
Знать признаки осени; Уметь читать сложные слова со стечением согласных по слогам, употреблять их в своей речи, соотносить жизненные наблюдения с прочитанным; Навык связной речи. |
|
23. |
По А. Митяеву. В октябре |
Уметь читать доступный текст по слогам, отдельные слова целиком, находить в тексте ответ на вопрос, давать элементарную оценку прочитанному; Навык правильного чтения. |
|
24. |
Г. Ладонщиков. Верная примета. Народные приметы |
Знать народные приметы; Уметь читать по слогам короткий текст, применяя элементы выразительного чтения; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
25. |
А. Степанов. Когда шубу носить? |
Знать признаки осени; Уметь читать в тексте некоторые 2-сложные и трехсложные слова слитно, сложные слова – правильно по слогам; Навык правильного, выразительного чтения. |
|
26. |
По И. Соколову-Микитову. Белки |
Знать некоторых диких животных, как они готовятся к зиме; Уметь читать по слогам слова из 3 – 5 слогов, использовать их в своей речи при ответе; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
27. |
Е. Благинина. Белкина кладовка |
Знать о жизни диких животных в лесу; Уметь выразительно читать стихотворные произведения; Навык выразительного чтения. |
|
28. |
По Г. Снегиреву. Кто сажает лес |
Знать признаки осени; Уметь правильно читать текст, несложные слова прочитывать целиком, отвечать на вопросы учителя; Навык правильного чтения. |
|
29. |
По Н. Сладкову. Почему ноябрь пегий (часть 1) |
Знать признаки осени; Уметь читать сложные слова со стечением согласных по слогам, употреблять их в своей речи, соотносить жизненные наблюдения с прочитанным; Навык связной речи. |
|
30. |
По Н. Сладкову. Почему ноябрь пегий (часть 2) |
Знать признаки осени; Уметь читать сложные слова со стечением согласных по слогам, употреблять их в своей речи; Навык ответов на вопросы. |
|
31. |
По Н. Сладкову. Почему ноябрь пегий (часть 3) |
Знать осенние месяцы; Уметь читать текст по слогам, отдельные слова целиком; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрацию; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
32. |
Внеклассное чтение. Стихи об осени |
Знать название прочитанных произведений об осени; Уметь самостоятельно читать текст после предварительной подготовки и разбираться в содержании прочитанного; Навык участия в общей беседе. |
|
33. |
Обобщение по теме: «Осенние страницы» |
Знать осенние месяцы, признаки осени; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученному материалу, подбирать отрывок к иллюстрации, привлекать для ответа жизненные впечатления; Навык ответов на вопросы. |
|
3. Сказка за сказкой |
||
|
34. |
Русская народная сказка. Вершки и корешки |
Знать положительные и отрицательные качества, особенности сказки; Уметь выделять основную идею сказки (первичное умение); понимать смысл аллегории; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
35. |
Русская народная сказка. Лиса и кувшин |
Знать содержание сказки; Уметь разбираться в содержании текста, передавать его содержание по вопросам; давать элементарную оценку прочитанного; Навык беглого чтения. |
|
36. |
Русская народная сказка. Рак и Лиса |
Знать содержание сказки; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
37. |
Русская народная сказка. Старик и два медвежонка |
Знать содержание сказки; Уметь передавать содержание текста по вопросам и иллюстрациям; Навык работы с учебником |
|
38. |
Ингушская сказка. Заяц и черепаха |
Знать содержание прочитанной сказки; Уметь самостоятельно читать доступные по содержанию тексты, передавать их содержание; Навык работы с книгой. |
|
39. |
Румынская сказка. Волк и лошадь |
Знать содержание сказки; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
40. |
Японская сказка. Добрый крестьянин |
Знать содержание сказки; Уметь высказывать свое отношение к прочитанному; Навык самостоятельной работы. |
|
41. |
Обобщение по теме: «Сказка за сказкой» |
Знать содержание изученных текстов; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений; Навык участия в коллективной беседе. |
|
4. Мир животных |
||
|
42. |
Р. Сеф. Кто любит собак |
Знать положительные нравственные качества человека; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык выразительного чтения. |
|
43. |
Барашек. Английская народная песенка |
Знать домашних животных, их роль в жизни человека; Уметь правильно читать стихотворный текст; Навык работы с учебником. |
|
44. |
А. Введенский. Загадка |
Знать домашних животных; Уметь читать текст в соответствии со знаками препинания, разбираться в содержании прочитанного; Навык выразительного чтения. |
|
45. |
В. Лифшиц. Кролик |
Знать домашних животных, их роль в жизни человека; Уметь правильно читать стихотворный текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык ответов на вопросы. |
|
46. |
Ю. Коринец. Лапки |
Знать содержание прочитанного; Уметь читать стихотворный текст в соответствии со знаками препинания, разбираться в содержании прочитанного; Навык работы с учебником. |
|
47. |
Е. Благинина. Котенок |
Знать домашних животных, их детенышей; Уметь читать текст в соответствии со знаками препинания, разбираться в содержании прочитанного; Навык ответов на вопросы. |
|
48. |
А. Барто. Собака |
Знать домашних животных, их роль в жизни человека; Уметь правильно читать стихотворный текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык ответов на вопросы. |
|
49. |
Е. Чарушин. Ёж |
Знать о пользе ежа; Уметь самостоятельно разбираться в содержании прочитанного; Навык связной речи. |
|
50. |
Я. Агафарова. Живой букет |
Знать диких животных; Уметь выделять березу среди других деревьев, связно рассказывать о ней; Навык ответов на вопросы. |
|
51. |
По Г. Снегиреву. Медвежонок (часть 1) |
Знать диких животных; Уметь высказывать свое отношение к прочитанному, пересказывать текст по вопросам; Навык связной речи. |
|
52. |
По Г. Снегиреву. Медвежонок (часть 2) |
Знать диких животных; Уметь самостоятельно разбираться в содержании прочитанного; Навык связной речи. |
|
53. |
По И. Соколову-Микитову. Лисья нора |
Знать диких животных; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
54. |
С. Черный. Кто? |
Знать диких и домашних животных; Уметь выразительно читать стихотворные произведения; Навык выразительного чтения. |
|
55. |
По Г Снегиреву. Бобренок (часть 1) |
Знать содержание прочитанного; Уметь разбираться в содержании текста, находить в тексте ответ на вопрос; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
56. |
По Г Снегиреву. Бобренок (часть 2) |
Знать содержание прочитанного; Уметь читать текст вслух и про себя, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык правильного чтения, навык работы с книгой. |
|
57. |
С. Маршак. Детский дом |
Знать диких животных, их детенышей; Уметь читать трех-и четырехсложные слова, слова со стечением согласных, объяснять значение выделенных слов; Навык выразительного чтения. |
|
58. |
Р. Зеленая, С. Иванов. Животные |
Знать диких и домашних животных; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
59. |
Внеклассное чтение. Рассказы о животных |
Знать название прочитанных произведений; Уметь самостоятельно читать текст после предварительной подготовки и разбираться в содержании прочитанного; Навык участия в общей беседе. |
|
60. |
Обобщение по теме: «Мир животных». Загадки о животных |
Знать содержание изученных текстов; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений; Навык участия в коллективной беседе. |
|
5. Птицы – наши друзья |
||
|
61. |
По И. Соколову-Микитову. Соловей |
Знать о соловье на основе прочитанного; Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста; Навык выразительного чтения. |
|
62. |
Г. Снегирев. Ворон |
Знать об особенностях жизни лесных птиц; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык ответов на вопросы. |
|
63. |
Г. Ладонщиков. Спор на скворечне |
Знать о сезонных изменениях в жизни птиц; Уметь разбираться в содержании прочитанного; Навык правильного, выразительного чтения. |
|
64. |
По Н. Сладкову. Пылесос (часть 1) |
Знать о жизни диких птиц; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, давать элементарную оценку прочитанному; Навык правильного чтения. |
|
65. |
По Н. Сладкову. Пылесос (часть 2) |
Знать о жизни диких птиц; Уметь находить в тексте ответ на вопрос; Навык правильного, осознанного чтения |
|
66. |
По В. Голявкину. Птичка |
Знать содержание текста; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык ответов на вопросы. |
|
67. |
Обобщение по теме: «Птицы – наши друзья». Птичьи загадки |
Знать содержание изученных текстов; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений; Навык участия в коллективной беседе. |
|
6. Зимние страницы |
||
|
68. |
Н. Егоров. По ягоды на лыжах |
Знать признаки зимы; Уметь находить в тексте предложения, подтверждающие ответ на вопрос; Навык выразительного чтения. |
|
69. |
По Л. Воронковой. Снег идет |
Знать признаки зимы; Уметь находить признаки зимы в тексте, связно рассказывать на заданную тему; Навык ответов на вопросы. |
|
70. |
Л. Наппельбаум. Озорные снежинки |
Знать признаки зимы; Уметь разбираться в содержании прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию текста; Навык осознанного чтения. |
|
71. |
По Е. Кузнецовой. Семка и Мороз |
Знать о зимних изменениях в природе; Уметь разбираться в содержании прочитанного; Навык работы с учебником. |
|
72. |
С. Маршак. Белая страница |
Знать признаки зимы; Уметь осознанно воспринимать прочитанное; Навык правильного выразительного чтения |
|
73. |
В. Бианки. Книга зимы |
Знать признаки зимы; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения |
|
74. |
Д. Хармс. Что это было? |
Знать о зимних забавах детей; Уметь разбираться в содержании прочитанного; Навык ответов на вопросы. |
|
75. |
В. Сухомлинский. Зайчик и рябина |
Знать времена года; Уметь разбираться в содержании прочитанного, читать правильно предложенный текст; Навык работы с учебником. |
|
76. |
По Н. Сладкову. Зимний запас |
Знать о подготовке диких животных к зиме; Уметь передавать содержание прочитанного по вопросам; Навык осознанного чтения. |
|
77. |
Г. Ладонщиков. Наши друзья |
Знать признаки зимы; Уметь читать текст стихотворения в соответствии со знаками препинания и смыслом прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения |
|
78. |
Внеклассное чтение. Е. Махалова. Что такое Новый год? |
Знать признаки зимы; Уметь самостоятельно читать доступный по содержанию текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык коллективной работы. |
|
79. |
Б. Брехт. Зимний разговор через форточку (отрывок) |
Знать о жизни диких птиц зимой; Уметь самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, передавать его содержание по вопросам; Навык ответов на вопросы. |
|
80.
|
По Н. Плавильщикову. Храбрая птица |
Знать сведения о жизни клеста ; Уметь самостоятельно читать доступный по содержанию текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык коллективной работы. |
|
81. |
Ю. Кушак. Ночное приключение |
Знать зимние забавы детей; Уметь читать стихотворный текст в соответствии со знаками препинания; Навык правильного выразительного чтения. |
|
82. |
По Л. Сергееву. Снеговики» (часть 1) |
Знать о сезонных изменениях в природе; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык работы с учебником. |
|
83. |
По Л. Сергееву. Снеговики» (часть 2) |
Знать содержание изученных произведений. Уметь самостоятельно разбираться в содержании прочитанного. Навык осознанного правильного чтения. |
|
84. |
Обобщение по теме: «Зимние страницы». Зимние загадки |
Знать содержание изученных текстов; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений; Навык участия в коллективной беседе. |
|
7. Все сделаем сами и своими руками |
||
|
85. |
Знают мамы, знают дети. Немецкая народная песенка |
Знать значение труда в жизни человека; Уметь выделять главную мысль произведения; Навык выразительного чтения. |
|
86. |
А. Гарф. Вот какие наши руки |
Знать значение труда в жизни человека; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Навык правильного осознанного чтения.
|
|
87. |
В. Голышкин. Белоручки |
Знать содержание текста; Уметь выделять главную мысль произведения; Навык правильного выразительного чтения. |
|
88. |
В. Осеева. Своими руками |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь находить в тексте ответы на вопросы; Навык работы с книгой, чтения текста целыми словами. |
|
89. |
М. Коцюбинский. Десять помощников |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь разбираться в содержании прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
90. |
Е. Пермяк. Первая рыбка |
Знать значение труда в жизни человека; Уметь высказывать свое отношение к содержанию прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
91. |
Г. Ладонщиков. Кукла и Катя |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь находить в тексте ответы на вопросы; Навык правильного выразительного чтения. |
|
92. |
Е. Серова. Разговор о технике |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь правильно читать текст стихотворения с соблюдением интонации, в соответствии со знаками препинания и содержанием текста; Навык выразительного чтения. |
|
93. |
И. Мазнин. Странное дело |
Знать значение выражения «бегать от дела»; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык правильного беглого чтения. |
|
94. |
Внеклассное чтение Рассказы и стихи о труде детей |
Знать положительные качества человека (трудолюбие, терпение); Уметь выбирать книгу по теме, выделять главное в прочитанном; Навык участия в общей беседе. |
|
95. |
По П. Тихонову. Вкусный пирог (часть 1) |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь находить в тексте ответы на вопросы; Навык работы с книгой, чтения текста целыми словами. |
|
96. |
По П. Тихонову. Вкусный пирог (часть 2) |
Знать виды работ в саду и огороде; Уметь разбираться в содержании прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
97. |
Г. Глушнев. Мы вдвоем |
Знать значение труда в жизни человека; Уметь читать короткие тексты, соблюдая знаки препинания; Навык выразительного чтения. |
|
98. |
По В. Голявкину. Подходящая вещь |
Знать значение труда в жизни человека; Уметь самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, передавать его по вопросам учителя; Навык выразительного чтения. |
|
99. |
М. Глазков. Танечка-хозяйка |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь читать стихотворный текст в соответствии со знаками препинания, составлять рассказ по иллюстрации; Навык связных высказываний. |
|
100. |
М. Моисеева. Доктор Петрова |
Знать основные профессии людей; Уметь осмысленно отвечать на вопросы учителя; Навык правильного чтения. |
|
101. |
По Е. Пермяку. Мамина работа |
Знать профессию штукатура; Уметь находить в тексте ответы на вопросы; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
102. |
По Е. Пермяку. Мамина работа |
Знать значение труда в жизни человека; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык работы с учебником. |
|
103. |
Обобщение по теме: «Все мы сделаем сами и своими руками». Загадки о наших помощниках |
Знать содержание изученных текстов; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; Навык работы с учебником. |
|
8. Буду делать хорошо и не буду плохо |
||
|
104. |
А. Кузнецова. Подружки |
Знать положительные качества человека; Уметь разбираться в содержании прочитанного; Навык связной речи. |
|
105. |
А. Барто. Рыцари |
Знать положительные и отрицательные качества человека; Уметь делать связные высказывания с опорой на иллюстрацию; Навык связной речи. |
|
106. |
Н. Сладков. Жалейкин и пруд |
Знать положительные качества человека; Уметь находить в тексте ответы на вопросы; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
107. |
Р. Зеленая, С. Иванов. Страшная история |
Знать положительные качества человека; Уметь передавать содержание текста по вопросам; Навык правильного, осознанного чтения |
|
108. |
По Т. Пономаревой. Хитрое яблоко |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь разбираться в содержании прочитанного, выражать свое отношение, делать выводы из прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
109. |
М. Пляцковский. Урок дружбы |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь находить в тексте ответы на вопросы, давать элементарную оценку прочитанного; Навык правильного чтения. |
|
110. |
М. Пляцковский. Урок дружбы |
Знать положительные качества человека; Уметь высказывать свое отношение к поступкам героев; Навык ответов на вопросы. |
|
111. |
Внеклассное чтение. Рассказы о хороших поступках. В. Осеева |
Знать положительные качества человека; Уметь самостоятельно читать доступный по содержанию текст, делать выводы из прочитанного; Навык работы с книгой. |
|
112. |
В. Хомченко. Яблоко |
Знать положительные качества человека; Уметь разбираться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы к тексу; Навык чтения по ролям. |
|
113. |
В. Хомченко. Яблоко |
Знать положительные и отрицательные качества человека; Уметь высказывать свое отношение к поступкам героев; Навык связной речи. |
|
114. |
В. Карасева. Про Людочку |
Знать содержание текста; Уметь разбираться в содержании текста, передавать его содержание по вопросам; давать элементарную оценку прочитанного; Навык работы с учебником.
|
|
115. |
Р. Баумволь. Никто не мешает |
Знать содержание текста; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык осознанного правильного чтения.
|
|
116. |
С. Прокофьева. Сказка про честные ушки |
Знать положительные качества человека; Уметь читать текст по ролям; Навык выразительного чтения по ролям. |
|
117. |
С. Прокофьева. Сказка про честные ушки |
Знать содержание текста; Уметь разбираться в содержании прочитанного, передавать содержание текста по вопросам; Навык осознанного правильного чтения. |
|
118. |
Обобщение по теме: «Буду делать хорошо и не буду плохо» |
Знать содержание изученных текстов; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; Навык работы с учебником. |
|
9. Ежели вы вежливы… |
||
|
119. |
Н. Красильников. Доброе утро |
Знать вежливые слова; Уметь разбираться в содержании прочитанного; Навык работы с учебником |
|
120. |
Л. Каминский. Как Маша яблоко ела |
Знать элементарные правила вежливости; Уметь выразительно читать текст; Навык работы с книгой. |
|
121. |
По В. Голышкину. Удивительное превращение |
Знать содержание текста; Уметь читать текст по ролям; Навык осознанного правильного чтения.
|
|
122. |
По В. Голышкину. Удивительное превращение |
Знать вежливые слова и поступки; Уметь передавать содержание текста по вопросам; Навык осознанного правильного чтения. |
|
123. |
Внеклассное чтение. Г. Остер. Вредные советы |
Знать элементарные правила вежливости; Уметь самостоятельно читать доступные по содержанию тексты, разбираться в содержании прочитанного; Навык работы с книгой. |
|
124. |
А. Седугин. Брысь, шапочка! |
Знать вежливые слова и обороты речи; Уметь передавать содержание текста по вопросам; Навык работы с учебником. |
|
125. |
С. Маршак. Песенка о вежливости (отрывок) |
Знать вежливые поступки; Уметь читать текст выразительно; Навык осознанного правильного чтения. |
|
126. |
По Я. Пинясову. Кто грамотней? |
Вежливые дела и поступки; Уметь делать выводы из прочитанного. Навык правильного, осознанного чтения. |
|
127. |
По Я. Пинясову. Кто грамотней? |
Знать содержание рассказа; Уметь правильно читать текст, высказывать свое отношение к событиям и героям; Навык связной речи. |
|
128. |
Обобщение по теме: «Ежели вы вежливы…» |
Знать содержание изученных текстов; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; Навык работы с учебником. |
|
10. Весенние страницы |
||
|
129. |
Л. Модзалевский. Появление весны |
Знать весенние изменения в природе; Уметь делать выводы из прочитанного, читать по слогам короткие тексты; Навык ответов на вопросы.
|
|
130. |
И. Соколов-Микитов. Весна-красна |
Знать весенние изменения в природе, название весенних месяцев; Уметь читать по слогам короткие тексты, отвечать на вопросы учителя; Навык правильного чтения |
|
131. |
Ю. Коринец. Март |
Знать о весенних изменениях в природе; Уметь разбираться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы учителя; Навык ответов на вопросы. |
|
132. |
Л. Барбас. Поздравление |
Знать содержание текста; Уметь читать стихотворение в соответствии со смыслом и знаками препинания; Навык выразительного чтения. |
|
133. |
М. Пляцковский. Сосульки |
Знать весенние изменения в природе; Уметь осмысленно воспринимать прочитанное, правильно читать доступный текст; Навык правильного чтения. |
|
134. |
М. Борисова. Песенка капели |
Знать весенние изменения в природе; Уметь называть отличительные признаки весны; осмысленно воспринимать прочитанное, правильно читать доступный текст; Навык устного ответа. |
|
135. |
По Г. Скребицкому. Художник-Весна |
Знать весенние изменения в природе; Уметь разбираться в содержании прочитанного; называть приметы весны на основе прочитанного произведения; Навык устного ответа |
|
136. |
Е. Серова. Подснежник |
Знать стихотворение наизусть; Уметь заучивать стихотворение наизусть; Навык правильного выразительного чтения. |
|
137. |
По Ю. Ковалю. Белое и желтое |
Знать весенние изменения в природе; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык правильного выразительного чтения. |
|
138. |
З. Александрова. Салют весне |
Знать весенние изменения в природе; Уметь читать текст стихотворения в соответствии со знаками препинания; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
139. |
Н. Сладков. Любитель цветов |
Знать весенние изменения в природе; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык правильного осознанного чтения. |
|
140. |
В. Хомченко. Терем-рукавица |
Знать содержание текста; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык осознанного правильного чтения. |
|
141. |
Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о весне |
Знать признаки весны; Уметь самостоятельно читать доступные по содержанию тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять иллюстрации; Навык работы с книгой. |
|
142. |
Г. Виеру. Девятое мая |
Знать главный праздник страны – День Победы; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык связной речи. |
|
143. |
По Л. Кассилю. Никто не знает, но помнят все |
Знать главный праздник страны – День Победы; Уметь осмысленно воспринимать прочитанное, правильно читать доступный текст; Навык коллективной работы. |
|
144. |
Т. Белозеров. Майский праздник |
Знать главный праздник страны – День Победы, стихотворение наизусть; Уметь читать короткие тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык выразительного чтения. |
|
145. |
П. Воронько. Лучше нет родного края |
Знать признаки весны и весенние праздники; Уметь разбираться в содержании прочитанного; Навык связной речи. |
|
146. |
Обобщение по теме: «Весенние страницы». Весенние загадки |
Знать содержание изученных текстов; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений; Навык участия в коллективной беседе. |
|
11. Посмеемся, улыбнемся |
||
|
147. |
О. Григорьев. Повар |
Знать содержание прочитанного; Уметь видеть смешное, читать стихотворный текст в соответствии со смыслом и знаками препинания; Навык ответов на вопросы. |
|
148. |
Э. Успенский. Память |
Знать содержание прочитанного; Уметь читать стихотворный текст в соответствии со знаками препинания и его смыслом; Навык выразительного чтения. |
|
149. |
Г. Остер. Хорошо спрятанная котлета |
Знать содержание текста; Уметь читать текст по ролям; Навык осознанного правильного чтения. |
|
150. |
По Л. Пантелееву. Как поросенок говорить научился |
Знать содержание текста; Уметь разбираться в содержании прочитанного, читать по ролям; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
151. |
Ю. Кушак. Банька |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь осмысленно воспринимать прочитанное, правильно читать доступный текст, составлять рассказ по картинке; Навык беглого чтения. |
|
152. |
По Л. Каминскому. Как котенок Яша учился рисовать (часть 1) |
Знать содержание текста; Уметь читать текст по ролям; Навык осознанного правильного чтения. |
|
153. |
По Л. Каминскому. Как котенок Яша учился рисовать (часть 2) |
Знать содержание текста; Уметь разбираться в содержании прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
154. |
В. Лапшин. Познакомился |
Знать содержание прочитанного; Уметь передавать содержание прочитанного по вопросам; Навык работы с учебником. |
|
155. |
По Г. Чичинадзе. Отвечайте, правда ли? Обобщение по теме: «Посмеемся, улыбнемся» |
Знать содержание изученных текстов; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; Навык участия в коллективной беседе. |
|
12. Летние страницы |
||
|
156.
|
Е. Трутнева. Земляника |
Знать летние изменения в природе, название летних месяцев; Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык выразительного чтения. |
|
157. |
К. Ушинский. Солнце и радуга |
Знать летние изменения в природе, название летних месяцев; Уметь находить приметы лета в изучаемом произведении; Навык ответов на вопросы. |
|
158. |
Л. Мануш. Мост |
Знать стихотворение наизусть; Уметь читать стихотворный текст в соответствии со знаками препинания и смыслом прочитанного; Навык выразительного чтения. |
|
159. |
А. Седугин. Шмель и Миша |
Знать содержание прочитанного; Уметь подтверждать свой ответ отрывками из текста; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
160. |
По В. Хомченко. Гнездо в траве |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь разбираться в содержании прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
161. |
Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о лете |
Знать наизусть стихотворение о лете; Уметь самостоятельно читать доступные по содержанию тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Навык коллективной работы. |
|
162. |
Л. Фадеева. Каникулы |
Знать признаки лета; Уметь составлять рассказ по картинке, связно высказываться на предложенную тему; Навык выразительного чтения. |
|
163. |
Обобщение по теме: «Летние страницы». Летние загадки |
Знать содержание изученных текстов; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений; Навык участия в коллективной беседе. |
|
13. Как хорошо уметь читать |
||
|
164. |
В. Берестов. Читалочка |
Знать стихотворение наизусть; Уметь высказывать свое отношение к чтению, читать стихотворный текст в соответствии со смыслом и знаками препинания; Навык связных высказываний. |
|
165. |
И. Железнова. Раньше улица молчала |
Знать положительные качества человека; Уметь правильно читать текст стихотворения с соблюдением интонации, в соответствии со знаками препинания; Навык выразительного чтения. |
|
166. |
Р. Сеф. Читателю |
Знать значение чтения для человека; Уметь разбираться в содержании прочитанного, выражать свое отношение, делать выводы из прочитанного; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
167. |
В. Голявкин. Спрятался |
Знать содержание прочитанного рассказа; Уметь передавать содержание прочитанного по вопросам; Навык правильного, осознанного чтения. |
|
168. |
Л. Пантелеев. Ау |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь осмысленно читать предложенный текст, передавать его содержание по вопросам; Навык работы с учебником. |
|
169. |
Д. Чиарди. Прощальная игра |
Знать содержание прочитанного текста; Уметь связно высказываться на предложенную тему, читать стихотворный текст выразительно; Навык выразительного чтения. |
|
170. |
Обобщение по теме: «Как хорошо уметь читать!» |
Знать содержание изученных текстов; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений; Навык участия в коллективной беседе. |
6. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект:
1. Андреев В.И. Педагогика. – М., 2012.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб.для студ. дефектол. фак. педвузов - М., 2004.
3. Немов Р.С. Психология. В 2 т. Т. 2: Психология образования. - М., 1994.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1—4 классы / В.В. Воронковой. – М., 2010.
5. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. – СПб., 2012.
6. Самсонова Е.В. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации. – М., 2012.
7. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс /под ред. Э. В. Якубовской, Н. В. Павловой. – М., 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.