Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 42.docx

Казенное общеобразовательное учреждение

«Ханты – Мансийская школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании

методического совета школы

Протокол от «____»_____ 2016 г.

№ ____

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

от «____»_____ 2016 г. № _____

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету

«Чтение» (вариант I)

для учащихся 2 класса на 2017/2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Айдарова Л.У.

 

 

 

 

г. Ханты - Мансийск, 2017 г

Содержание

1.                  Пояснительная записка

1.1.            Нормативная база

1.2.            Цели и задачи

2.                  Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся. Описание места учебного предмета в учебном плане

3.                  Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)

4.                  Содержание учебного предмета, формы и методы работы

5.                  Тематическое планирование.

6.                  Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.                  Пояснительная записка

Программа  по данному предмету сформирована  и реализуется на  основе федерального государственного образовательного Стандарта (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения ПМПК  и специальной  образовательной Программы под  редакцией В.В. Воронковой по математике, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. - М., 2013г.  

1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы

Федерального уровня:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к  образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости  учебного процесса  и оборудования учебных помещений»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993).  

Регионального уровня:

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июня 2015г. №6681 «О направлении Инструктивно-методического письма об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году»;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»

Уровень общеобразовательной организации:

- Устав казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Ханты–Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.

- Базовый учебный план  КОУ «Ханты - Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

1.2.            Цель программы:

Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся  с легкой умственной отсталостью по чтению и развитию речи.

Коррекционно – образовательные задачи:

·                     учить детей читать доступный их пониманию текст  вслух  и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное;

·                    способствовать  формированию навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;

·                     работать над выразительностью речи детей.

Коррекционно – развивающие задачи:

•          привитие учащимся навыков учебной деятельности, осознание чтения для решения социально значимых задач

•          формирование и развитие техники чтения, осознанное чтение доступных по содержанию и возрасту литературных текстов;

•          развитие речевого слуха, фонематического восприятия;

•          развитие образного и словесно – логического мышления;

•          коррекция последовательности и системности мышления через работу по плану;

•          обогащение словаря.

Коррекционно-воспитательные задачи:

•          воспитывать интерес к чтению художественной литературы;

•          обогащать нравственный опыт школьника средствами художественной литературы;

•          формировать представление о добре и зле, дружбе, правде и ответственности, справедливости и честности.

 

2.                  Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания обучающегося, получаемые им, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для его социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обусловлена трудностями овладения им русской фонетикой, орфографией, своеобразием его общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 102 часов, из расчета 3 часа в неделю.

Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.

 

3.                              Планируемые результаты учебного предмета

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся по средствам речевого общения. Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверс­т­ни­ками. Способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях.

Личностные результаты освоения программы:

- Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- Развитая мотивация  учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

- Развитие мыслительной деятельности;

- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,  творческой и других видах деятельности;

- Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

- Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.

Предметные результаты освоения АООП образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения это­го уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обу­чающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (2 вариант).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения во 2 классе:

Минимальный уровень:

- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

- деление слов на слоги для переноса;

- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

- составление предложений;

Достаточный уровнь усвоения предметных результатов на конец обучения в младших классах (IV класс):

- различение звуков и букв;

- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

- деление текста на предложения;

- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

 

4.                              Содержание учебного предмета, формы и методы работы

Содержание:

Повторение.

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ѐ, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных Е, Я, Ю, Ё, Ц, Ч, Щ, Ф, Э.

Списывание с классной доски и с букваря слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из 3-4 слов. Прописная буква в именах людей.

Письмо под диктовку слов и предложений из 2-3 слов с предварительным анализом.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из 3-4 букв с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

Звуки и буквы.

Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения.

Слова с гласной э.

Слова с буквами и и й, их различение.

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.

Слова звонкие и глухие, артикуляторно сходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

Слово.

Изучение слов, обозначающих предметы:

-называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

-называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;

-различение основных частей хорошо знакомых предметов;

-сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.

Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Изучение слов, обозначающих действия:

-называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;

-группировка действий по признаку их однородности;

-различение предметов по их действиям;

-умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

Предложение.

Практическое знакомство с построением простого предложения:

-составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

-заканчивание начатого предложения;

-составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

-выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

Связная письменная речь (упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку)

Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке.

Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.

Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

Письмо и чистописание (упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин).

          Типы уроков:

·                    Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

·                    Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);

·                    Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно – проверочный урок);

·                    Комбинированный урок;

·                    Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).

 

Методы:

·                    Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

·                    Наглядные – наблюдение, демонстрация;

·                    Практические – упражнения;

·                    Методы изложения новых знаний;

·                    Методы повторения, закрепления знаний;

·                    Методы применения знаний;

·                    Методы контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.                  Тематическое планирование

Содержание материала

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

1.      Зазвенел звонок – начался урок

1.

По Н. Саксонской. Осень в школе

Знать о празднике

1 сентября (День Знаний);

Уметь читать стихотворение выразительно по слогам, соблюдая знаки препинания;

Навык ответов на вопросы

2.

Р. Сеф. Я могу считать до ста

Знать буквы алфавита;

Уметь  выразительно читать считалку, слова со стечением согласных,

отвечать на вопросы к тексту;

Навык правильного чтения.

3.

По В. Берестову. Где лево, где право

Знать значение новых слов;

Уметь осознанно читать по слогам предложенный текст, передавать его содержание по вопросам учителя;

Навык правильного, осознанного чтения.

4.

По В. Драгунскому. Школьные слова

Уметь читать по слогам короткий текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, давать элементарную оценку прочитанного;

Навык правильного чтения.

5.

По М. Яснову. Я учусь писать

Знать буквы алфавита;

Уметь читать трехсложные слова,  слова  со стечением согласных, отвечать на вопросы к тексту;

Навык выразительного  чтения.

6.

Л. Толстой. Таня знала буквы

Знать буквы алфавита;

Уметь  читать слова со стечением согласных, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык ответов на вопросы.

7.

По К. Ушинскому. В школе

Знать имя и отчество учителя, имена одноклассников;

Уметь составлять и читать сложные слова со сходными по звучанию и артикуляции звуками, учить соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания;

Навык правильного чтения.

8.

По В. Викторову. Мы дежурим

Знать обязанности дежурного;

Уметь осознанно, правильно читать по слогам доступный текст, отвечать на вопросы к тексту и по иллюстрации, соблюдать интонацию при чтении;

Навык выразительного чтения.

9.

По В. Голявкину. Про то, для кого Вовка учится

Знать, для чего нужно учиться;

Уметь читать текст в соответствии со знаками препинания,  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык ответов на вопросы.

10.

По Э. Мошковской. Физкультура

Знать, для чего нужны уроки физической культуры;

Уметь выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы по иллюстрации;

Навык выразительного чтения.

11.

По Р. Сефу. Пятерка

Знать школьные отметки;

Уметь читать стихотворный текст выразительно,  в соответствии со знаками препинания;

Навык  осознанного чтения.

12.

По К.Ушинскому. Всякой вещи свое место

Знать, для чего нужно содержать вещи в порядке;

Уметь читать сложные слова со сходными по звучанию и артикуляции звуками, учить соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания;

Навык правильного чтения.

13.

М. Юдалевич. Три плюс пять

Знать изученные цифры;

Уметь читать трехсложные слова,  слова  со стечением согласных, отвечать на вопросы к тексту;

Навык выразительного  чтения.

14.

 

В. Голявкин. Первый урок

Знать буквы алфавита;

Уметь составлять и читать слова с мягким знаком на конце и с разделительным ь; осознанно читать по слогам доступный текст;

Навык правильного чтения.

15.

 

По В. Драгунскому. Уроки

Знать значение домашнего задания;

Уметь  осознанно, правильно читать по слогам доступный текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, соблюдать интонацию при чтении;

Навык выразительного чтения.

16.

 

Г. Мамлин. Давайте складывать слова

Знать изученные буквы;

Уметь читать  стихотворный текст, соблюдать интонацию в соответствии со знаками препинания;

Навык правильного, выразительного чтения.

17.

Внеклассное чтение.

Стихи и рассказы о школе

Знать название текстов;

Уметь слушать небольшой рассказ в чтении учителя, отвечать на вопросы по содержанию текста с опорой на иллюстрацию, давать элементарную оценку прочитанного;

Навык связной речи.

18.

Обобщение по теме: «Зазвенел звонок – начался урок»

Знать изученный материал по теме: « Зазвенел звонок – начался урок »;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям;

Навык работы с учебником.

2.      Осенние страницы

       19.

По Г. Скребицкому. Художник-Осень

Знать признаки осени;

Уметь правильно читать текст, несложные слова прочитывать целиком, отвечать на вопросы учителя;

Навык правильного чтения.

20.

С. Козлов. В эту осень (отрывок)

Знать названия осенних месяцев;

Уметь читать в тексте некоторые 2-сложные и трехсложные слова слитно, сложные слова – правильно по слогам;

Навык правильного чтения.

21.

М. Ивенсен. Падают, падают листья…

Знать названия осенних месяцев, перелетных птиц;

Уметь читать в тексте некоторые 2-сложные и трехсложные слова слитно, сложные слова – правильно по слогам;

Навык правильного чтения.

22.

В. Викторов. Здравствуй, осень

Знать признаки осени;

Уметь читать сложные слова со стечением согласных по слогам, употреблять их в своей речи, соотносить жизненные наблюдения с прочитанным;

Навык связной речи.

23.

По А. Митяеву. В октябре

Уметь читать доступный текст по слогам, отдельные слова целиком, находить в тексте ответ на вопрос, давать элементарную оценку прочитанному;

Навык правильного чтения.

24.

Г. Ладонщиков. Верная примета. Народные приметы

Знать народные приметы;

Уметь читать по слогам короткий текст, применяя элементы выразительного чтения;

Навык правильного, осознанного  чтения.

25.

А. Степанов. Когда шубу носить?

Знать признаки осени;

Уметь читать в тексте некоторые 2-сложные и трехсложные слова слитно, сложные слова – правильно по слогам;

Навык правильного, выразительного чтения.

26.

По И. Соколову-Микитову. Белки

Знать некоторых диких животных, как они готовятся к зиме;

Уметь читать по слогам слова из 3 – 5 слогов, использовать их в своей речи при ответе;

 Навык правильного, осознанного чтения.

27.

Е. Благинина. Белкина кладовка

Знать о жизни диких животных в лесу;

Уметь выразительно читать стихотворные произведения;

Навык выразительного чтения.

28.

По Г. Снегиреву. Кто сажает лес

Знать признаки осени;

Уметь правильно читать текст, несложные слова прочитывать целиком, отвечать на вопросы учителя;

Навык правильного чтения.

29.

По Н. Сладкову. Почему ноябрь пегий (часть 1)

Знать признаки осени;

Уметь читать сложные слова со стечением согласных по слогам, употреблять их в своей речи, соотносить жизненные наблюдения с прочитанным;

Навык связной речи.

30.

По Н. Сладкову. Почему ноябрь пегий (часть 2)

Знать признаки осени;

Уметь читать сложные слова со стечением согласных по слогам, употреблять их в своей речи;

Навык ответов на вопросы.

31.

По Н. Сладкову. Почему ноябрь пегий (часть 3)

Знать осенние месяцы;

Уметь читать текст по слогам, отдельные слова целиком; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрацию;

Навык правильного, осознанного чтения.

32.

Внеклассное чтение.

Стихи об осени

Знать название прочитанных произведений об осени;

Уметь самостоятельно читать текст после предварительной подготовки и разбираться в содержании прочитанного;

Навык участия в общей беседе.

33.

Обобщение по теме: «Осенние страницы»

Знать осенние месяцы, признаки осени;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученному материалу, подбирать отрывок к иллюстрации, привлекать для ответа жизненные впечатления;

Навык ответов на вопросы.

3.      Сказка за сказкой

34.

Русская народная сказка. Вершки и корешки

Знать положительные и отрицательные качества, особенности сказки;

Уметь выделять основную идею сказки (первичное умение); понимать смысл аллегории;

Навык правильного, осознанного чтения.

35.

Русская народная сказка. Лиса и кувшин

Знать содержание сказки;

Уметь разбираться в содержании текста, передавать его содержание по вопросам; давать элементарную оценку прочитанного;

Навык беглого чтения.

36.

Русская народная сказка. Рак и Лиса

Знать содержание сказки;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения.

 37.

Русская народная сказка. Старик и два медвежонка

Знать содержание сказки;

Уметь передавать содержание текста по вопросам и иллюстрациям;

Навык работы с учебником

38.

Ингушская сказка. Заяц и черепаха

Знать содержание прочитанной сказки;

Уметь самостоятельно читать доступные по содержанию тексты, передавать их содержание;

Навык работы с книгой.

39.

Румынская сказка. Волк и лошадь

Знать содержание сказки;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения.

40.

Японская сказка. Добрый крестьянин

Знать содержание сказки;

Уметь высказывать свое отношение к прочитанному;

Навык самостоятельной работы.

41.

Обобщение по теме: «Сказка за сказкой»

Знать содержание изученных текстов;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений;

Навык участия в коллективной беседе.

4.      Мир животных

42.

Р. Сеф. Кто любит собак

Знать положительные нравственные качества человека;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык выразительного чтения.

43.

Барашек. Английская народная песенка

Знать домашних животных, их роль в жизни человека;

Уметь правильно читать стихотворный текст;

Навык работы с учебником.

44.

А. Введенский. Загадка

Знать домашних животных;

Уметь  читать текст в соответствии со знаками препинания, разбираться в содержании прочитанного;

Навык выразительного чтения.

45.

В. Лифшиц. Кролик

Знать домашних животных, их роль в жизни человека;

Уметь правильно читать стихотворный текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык ответов на вопросы.

46.

Ю. Коринец. Лапки

Знать содержание прочитанного;

Уметь читать стихотворный текст в соответствии со знаками препинания,  разбираться в содержании прочитанного;

Навык работы с учебником.

47.

Е. Благинина. Котенок

Знать домашних животных, их детенышей;

Уметь  читать текст в соответствии со знаками препинания, разбираться в содержании прочитанного;

Навык ответов на вопросы.

48.

А. Барто. Собака

Знать домашних животных, их роль в жизни человека;

Уметь правильно читать стихотворный текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык ответов на вопросы.

49.

Е. Чарушин. Ёж

Знать о пользе ежа;

Уметь самостоятельно разбираться в содержании прочитанного;

Навык связной речи.

50.

Я. Агафарова. Живой букет

Знать диких животных;

Уметь выделять березу среди других деревьев, связно рассказывать о ней;

Навык ответов на вопросы.

51.

По Г. Снегиреву. Медвежонок (часть 1)

Знать диких животных;

Уметь высказывать свое отношение к прочитанному, пересказывать текст по вопросам;

Навык связной речи.

52.

По Г. Снегиреву. Медвежонок (часть 2)

Знать диких животных;

Уметь самостоятельно разбираться в содержании прочитанного;

Навык связной речи.

53.

По И. Соколову-Микитову. Лисья нора

Знать диких животных;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения.

54.

С. Черный. Кто?

Знать диких и домашних животных;

Уметь выразительно читать стихотворные произведения;

Навык выразительного чтения.

55.

По Г Снегиреву. Бобренок (часть 1)

Знать содержание прочитанного;

Уметь разбираться в содержании текста, находить в тексте ответ на вопрос;

Навык правильного, осознанного чтения.

56.

По Г Снегиреву. Бобренок (часть 2)

Знать содержание прочитанного;

Уметь читать текст вслух и про себя, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык правильного чтения, навык работы с книгой.

57.

С. Маршак. Детский дом

Знать диких животных, их детенышей;

Уметь читать трех-и четырехсложные слова,  слова  со стечением согласных, объяснять значение выделенных слов;

Навык выразительного  чтения.

58.

Р. Зеленая, С. Иванов. Животные

Знать диких и домашних животных;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения.

59.

Внеклассное чтение. Рассказы о животных

Знать название прочитанных произведений;

Уметь самостоятельно читать текст после предварительной подготовки и разбираться в содержании прочитанного;

Навык участия в общей беседе.

60.

Обобщение по теме: «Мир животных». Загадки о животных

Знать содержание изученных текстов;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений;

Навык участия в коллективной беседе.

5.      Птицы – наши друзья

61.

По И. Соколову-Микитову. Соловей

Знать о соловье на основе прочитанного;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста;

Навык выразительного чтения.

62.

Г. Снегирев. Ворон

Знать об особенностях жизни лесных птиц;

Уметь  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык ответов на вопросы.

63.

Г. Ладонщиков. Спор на скворечне

Знать о сезонных изменениях в жизни птиц;

Уметь  разбираться в содержании прочитанного;

Навык правильного, выразительного чтения.

64.

По Н. Сладкову. Пылесос (часть 1)

Знать о жизни диких птиц;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, давать элементарную оценку прочитанному;

Навык правильного чтения.

65.

По Н. Сладкову. Пылесос (часть 2)

Знать о жизни диких птиц;

Уметь находить в тексте ответ на вопрос;

Навык правильного, осознанного чтения

66.

 По В. Голявкину. Птичка

Знать содержание текста;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык ответов на вопросы.

67.

Обобщение по теме: «Птицы – наши друзья». Птичьи загадки

Знать содержание изученных текстов;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений;

Навык участия в коллективной беседе.

6.      Зимние страницы

68.

Н. Егоров. По ягоды на лыжах

Знать признаки зимы;

Уметь находить в тексте предложения, подтверждающие ответ на вопрос;

Навык выразительного чтения.

69.

По Л. Воронковой. Снег идет

Знать признаки зимы;

Уметь находить признаки зимы в тексте, связно рассказывать на заданную тему;

Навык ответов на вопросы.

70.

Л. Наппельбаум. Озорные снежинки

Знать признаки зимы;

Уметь разбираться в содержании прочитанного;  отвечать на вопросы по содержанию текста;

Навык осознанного чтения.

71.

По Е. Кузнецовой. Семка и Мороз

Знать о зимних изменениях в природе;

Уметь разбираться в содержании прочитанного;

Навык работы с учебником.

72.

С. Маршак. Белая страница

Знать признаки зимы;

Уметь осознанно воспринимать прочитанное;

Навык правильного выразительного чтения

73.

В. Бианки. Книга зимы

Знать признаки зимы;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения

74.

Д. Хармс. Что это было?

Знать о зимних забавах детей;

Уметь  разбираться в содержании прочитанного;

Навык ответов на вопросы.

75.

В. Сухомлинский. Зайчик и рябина

Знать времена года;

Уметь разбираться в содержании прочитанного, читать правильно предложенный текст;

Навык работы с учебником.

76.

По Н. Сладкову. Зимний запас

Знать  о подготовке диких животных к зиме;

Уметь  передавать содержание прочитанного по вопросам;

Навык осознанного чтения.

77.

Г. Ладонщиков. Наши друзья

Знать признаки зимы;

Уметь читать текст стихотворения в соответствии со знаками препинания и смыслом прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения

78.

Внеклассное чтение. Е. Махалова. Что такое Новый год?

Знать признаки зимы;

Уметь самостоятельно читать доступный по содержанию текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык коллективной работы.

79.

Б. Брехт. Зимний разговор через форточку (отрывок)

Знать  о жизни диких птиц зимой;

Уметь  самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, передавать его содержание по вопросам;

Навык ответов на вопросы.

80.

 

 

 

 

По Н. Плавильщикову. Храбрая птица

Знать сведения о жизни клеста ;

Уметь самостоятельно читать доступный по содержанию текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык коллективной работы.

81.

Ю. Кушак. Ночное приключение

Знать зимние забавы детей;

Уметь читать стихотворный текст в соответствии со знаками препинания;

Навык правильного выразительного  чтения.

82.

По Л. Сергееву. Снеговики» (часть 1)

Знать о сезонных изменениях в природе;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык работы с учебником.

83.

По Л. Сергееву. Снеговики» (часть 2)

Знать содержание изученных произведений.

Уметь самостоятельно разбираться в содержании прочитанного.

Навык   осознанного правильного чтения.

84.

Обобщение по теме: «Зимние страницы». Зимние загадки

Знать содержание изученных текстов;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений;

Навык участия в коллективной беседе.

7.      Все сделаем сами и своими руками

85.

Знают мамы, знают дети. Немецкая народная песенка

Знать значение труда в жизни человека;

Уметь выделять главную мысль произведения;

Навык выразительного чтения.

86.

А. Гарф. Вот какие наши руки

Знать  значение труда в жизни человека;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Навык правильного осознанного чтения.

 

87.

В. Голышкин. Белоручки

Знать содержание текста;

Уметь выделять главную мысль произведения;

Навык правильного выразительного чтения.

88.

В. Осеева. Своими руками

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь находить в тексте ответы на вопросы;

Навык работы с книгой, чтения текста целыми словами.

89.

М. Коцюбинский. Десять помощников

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь разбираться в содержании прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения.

90.

Е. Пермяк. Первая рыбка

Знать  значение труда в жизни человека;

Уметь высказывать свое отношение к содержанию прочитанного;

 Навык правильного, осознанного  чтения.

91.

Г. Ладонщиков. Кукла и Катя

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь находить в тексте ответы на вопросы;

Навык правильного выразительного чтения.

92.

Е. Серова. Разговор о технике

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь правильно читать текст стихотворения с соблюдением интонации, в соответствии со знаками препинания и содержанием текста;

Навык выразительного чтения.

93.

И. Мазнин. Странное дело

Знать значение выражения «бегать от дела»;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык правильного беглого чтения.

94.

Внеклассное чтение Рассказы и стихи о  труде детей

Знать положительные качества человека (трудолюбие, терпение);

Уметь выбирать книгу по теме, выделять главное в прочитанном;

Навык участия в общей беседе.

95.

По П. Тихонову. Вкусный пирог (часть 1)

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь находить в тексте ответы на вопросы;

Навык работы с книгой, чтения текста целыми словами.

96.

По П. Тихонову. Вкусный пирог (часть 2)

Знать виды работ в саду и огороде;

Уметь разбираться в содержании прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения.

97.

Г. Глушнев. Мы вдвоем

Знать значение труда в жизни человека;

Уметь читать короткие тексты, соблюдая знаки препинания;

Навык выразительного чтения.

98.

По В. Голявкину. Подходящая вещь

Знать значение труда в жизни человека;

Уметь  самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, передавать его по вопросам учителя;

Навык выразительного чтения.

99.

М. Глазков. Танечка-хозяйка

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь  читать стихотворный текст в соответствии со знаками препинания, составлять рассказ по иллюстрации;

Навык связных высказываний.

100.

М. Моисеева. Доктор Петрова

Знать основные профессии людей;

Уметь осмысленно отвечать на вопросы учителя;

Навык правильного чтения.

101.

По Е. Пермяку. Мамина работа

Знать профессию штукатура;

Уметь находить в тексте ответы на вопросы;

Навык правильного, осознанного  чтения.

102.

По Е. Пермяку. Мамина работа

Знать значение труда в жизни человека;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык работы с учебником.

103.

Обобщение по теме: «Все мы сделаем сами и своими руками». Загадки о наших помощниках

Знать содержание изученных текстов;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям;

Навык работы с учебником.

8.      Буду делать хорошо и не буду плохо

104.

А. Кузнецова. Подружки

Знать положительные качества человека;

Уметь разбираться в содержании прочитанного;

Навык связной речи.

105.

А. Барто. Рыцари

Знать положительные и отрицательные качества человека;

Уметь делать связные высказывания с опорой на иллюстрацию;

Навык связной речи.

106.

Н. Сладков. Жалейкин и пруд

Знать положительные качества человека;

Уметь находить в тексте ответы на вопросы;

Навык правильного, осознанного чтения.

107.

Р. Зеленая, С. Иванов. Страшная история

Знать положительные качества человека;

Уметь передавать содержание текста по вопросам;

Навык правильного, осознанного чтения

108.

По Т. Пономаревой. Хитрое яблоко

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь разбираться в содержании прочитанного, выражать свое отношение, делать выводы из прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения.

109.

М. Пляцковский. Урок дружбы

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь находить в тексте ответы на вопросы, давать элементарную оценку прочитанного;

Навык правильного чтения.

110.

М. Пляцковский. Урок дружбы

Знать положительные качества человека;

Уметь высказывать свое отношение к поступкам героев;

Навык ответов на вопросы.

111.

Внеклассное чтение. Рассказы о хороших поступках. В. Осеева

Знать положительные качества человека;

Уметь самостоятельно читать доступный по содержанию текст, делать выводы из прочитанного;

Навык работы с книгой.

112.

В. Хомченко. Яблоко

Знать положительные качества человека;

Уметь разбираться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы к тексу;

Навык чтения по ролям.

113.

В. Хомченко. Яблоко

Знать положительные и отрицательные качества человека;

Уметь высказывать свое отношение к поступкам героев;

Навык связной речи.

114.

В. Карасева. Про Людочку

Знать содержание текста;

Уметь разбираться в содержании текста, передавать его содержание по вопросам; давать элементарную оценку прочитанного;

Навык работы с учебником.

 

115.

Р. Баумволь. Никто не мешает

Знать содержание текста;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык осознанного правильного чтения.

 

116.

С. Прокофьева. Сказка про честные ушки

Знать положительные качества человека;

Уметь читать текст по ролям;

Навык выразительного чтения по ролям.

117.

С. Прокофьева. Сказка про честные ушки

Знать содержание текста;

Уметь разбираться в содержании прочитанного, передавать содержание текста по вопросам;

Навык осознанного правильного чтения.

118.

Обобщение по теме: «Буду делать хорошо и не буду плохо»

Знать содержание изученных текстов;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям;

Навык работы с учебником.

9.      Ежели вы вежливы…

119.

Н. Красильников. Доброе утро

Знать вежливые слова;

Уметь разбираться в содержании прочитанного;

Навык работы с учебником

120.

Л. Каминский. Как Маша яблоко ела

Знать элементарные правила вежливости;

Уметь выразительно читать текст;

Навык работы с книгой.

121.

По В. Голышкину. Удивительное превращение

Знать содержание текста;

Уметь читать текст по ролям;

Навык осознанного правильного чтения.

 

122.

По В. Голышкину. Удивительное превращение

Знать вежливые слова и поступки;

Уметь передавать содержание текста по вопросам;

Навык осознанного правильного чтения.

123.

Внеклассное чтение. Г. Остер. Вредные советы

Знать элементарные правила вежливости;

Уметь самостоятельно читать доступные по содержанию тексты, разбираться в содержании прочитанного;

Навык работы с книгой.

124.

А. Седугин. Брысь, шапочка!

Знать вежливые слова и обороты речи;

Уметь передавать содержание текста по вопросам;

Навык работы с учебником.

125.

С. Маршак. Песенка о вежливости (отрывок)

Знать вежливые поступки;

Уметь читать текст выразительно;

Навык осознанного правильного чтения.

126.

По Я. Пинясову. Кто грамотней?

Вежливые дела и поступки;

Уметь делать выводы из прочитанного.

Навык правильного, осознанного чтения.

127.

По Я. Пинясову. Кто грамотней?

Знать содержание рассказа;

Уметь правильно читать текст, высказывать свое отношение к событиям и героям;

Навык связной речи.

128.

Обобщение по теме: «Ежели вы вежливы…»

Знать содержание изученных текстов;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям;

Навык работы с учебником.

10.  Весенние страницы

129.

Л. Модзалевский. Появление весны

Знать весенние изменения в природе;

Уметь делать выводы из прочитанного, читать по слогам короткие тексты;

Навык ответов на вопросы.

 

130.

И. Соколов-Микитов. Весна-красна

Знать весенние изменения в природе, название весенних месяцев;

Уметь читать по слогам короткие тексты, отвечать на вопросы учителя;

Навык правильного чтения

131.

Ю. Коринец. Март

Знать о весенних изменениях в природе;

Уметь разбираться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы учителя;

Навык ответов на вопросы.

132.

Л. Барбас. Поздравление

Знать содержание текста;

Уметь читать стихотворение в соответствии со смыслом и знаками препинания;

Навык выразительного чтения.

133.

М. Пляцковский. Сосульки

Знать весенние изменения в природе;

Уметь осмысленно воспринимать прочитанное, правильно читать доступный текст;

Навык правильного чтения.

134.

М. Борисова. Песенка капели

Знать весенние изменения в природе;

Уметь называть отличительные признаки весны; осмысленно воспринимать прочитанное, правильно читать доступный текст;

Навык устного ответа.

135.

По Г. Скребицкому. Художник-Весна

Знать весенние изменения в природе;

Уметь разбираться в содержании прочитанного; называть приметы весны на основе прочитанного произведения;

Навык устного ответа

136.

Е. Серова. Подснежник

Знать стихотворение наизусть;

Уметь заучивать стихотворение наизусть;

Навык правильного выразительного чтения.

137.

По Ю. Ковалю. Белое и желтое

Знать весенние изменения в природе;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык правильного выразительного чтения.

138.

З. Александрова. Салют весне

Знать весенние изменения в природе;

Уметь читать текст стихотворения в соответствии со знаками препинания;

Навык правильного, осознанного чтения.

139.

Н. Сладков. Любитель цветов

Знать весенние изменения в природе;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык правильного осознанного чтения.

140.

В. Хомченко. Терем-рукавица

Знать содержание текста;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык осознанного правильного чтения.

141.

Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о весне

Знать признаки весны;

Уметь самостоятельно читать доступные по содержанию тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять иллюстрации;

Навык работы с книгой.

142.

Г. Виеру. Девятое мая

Знать главный праздник страны – День Победы;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык связной речи.

143.

По Л. Кассилю. Никто не знает, но помнят все

Знать главный праздник страны – День Победы;

Уметь осмысленно воспринимать прочитанное, правильно читать доступный текст;

Навык коллективной работы.

144.

Т. Белозеров. Майский праздник

Знать главный праздник страны – День Победы, стихотворение наизусть;

Уметь читать короткие тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык выразительного чтения.

145.

П. Воронько. Лучше нет родного края

Знать признаки весны и весенние праздники;

Уметь разбираться в содержании прочитанного;

Навык связной речи.

146.

Обобщение по теме: «Весенние страницы». Весенние загадки

Знать содержание изученных текстов;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений;

Навык участия в коллективной беседе.

11.  Посмеемся, улыбнемся

147.

О. Григорьев. Повар

Знать содержание прочитанного;

Уметь видеть смешное,  читать стихотворный текст в соответствии со смыслом и знаками препинания;

Навык ответов на вопросы.

148.

Э. Успенский. Память

Знать содержание прочитанного;

Уметь читать стихотворный текст в соответствии со знаками препинания и его  смыслом;

Навык выразительного чтения.

149.

Г. Остер. Хорошо спрятанная котлета

Знать содержание текста;

Уметь читать текст  по ролям;

Навык осознанного правильного чтения.

150.

По Л. Пантелееву. Как поросенок говорить научился

Знать содержание текста;

Уметь разбираться в содержании прочитанного, читать по ролям;

Навык правильного, осознанного чтения.

151.

Ю. Кушак. Банька

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь осмысленно воспринимать прочитанное, правильно читать доступный текст, составлять рассказ по картинке;

Навык беглого чтения.

152.

По Л. Каминскому. Как котенок Яша учился рисовать (часть 1)

Знать содержание текста;

Уметь читать текст  по ролям;

Навык осознанного правильного чтения.

153.

По Л. Каминскому. Как котенок Яша учился рисовать (часть 2)

Знать содержание текста;

Уметь разбираться в содержании прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения.

154.

В. Лапшин. Познакомился

Знать содержание прочитанного;

Уметь передавать содержание прочитанного по вопросам;

Навык работы с учебником.

155.

По Г. Чичинадзе. Отвечайте, правда ли? Обобщение по теме: «Посмеемся, улыбнемся»

Знать содержание изученных текстов;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям;

Навык участия в коллективной беседе.

12.  Летние страницы

156.

 

Е. Трутнева. Земляника

Знать летние изменения в природе, название летних месяцев;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык выразительного чтения.

157.

К. Ушинский. Солнце и радуга

Знать летние изменения в природе, название летних месяцев;

Уметь находить приметы лета в изучаемом произведении;

Навык ответов на вопросы.

158.

Л. Мануш. Мост

Знать стихотворение наизусть;

Уметь читать стихотворный текст в соответствии со знаками препинания и смыслом прочитанного;

Навык выразительного чтения.

159.

А. Седугин. Шмель и Миша

Знать содержание прочитанного;

Уметь подтверждать свой ответ отрывками из текста;

Навык правильного, осознанного чтения.

160.

По В. Хомченко. Гнездо в траве

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь разбираться в содержании прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения.

161.

Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о лете

Знать наизусть стихотворение о лете;

Уметь самостоятельно читать доступные по содержанию тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Навык коллективной работы.

162.

Л. Фадеева. Каникулы

Знать признаки лета;

Уметь составлять рассказ по картинке, связно высказываться на предложенную тему;

Навык выразительного чтения.

163.

Обобщение по теме: «Летние страницы». Летние загадки

Знать содержание изученных текстов;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений;

Навык участия в коллективной беседе.

13.  Как хорошо уметь читать

164.

В. Берестов. Читалочка

Знать стихотворение наизусть;

Уметь высказывать свое отношение к чтению, читать стихотворный текст в соответствии со смыслом и знаками препинания;

Навык связных высказываний.

165.

И. Железнова. Раньше улица молчала

Знать положительные качества человека;

Уметь правильно читать текст стихотворения с соблюдением интонации, в соответствии со знаками препинания;

Навык выразительного чтения.

166.

Р. Сеф. Читателю

Знать значение чтения для человека;

Уметь разбираться в содержании прочитанного, выражать свое отношение, делать выводы из прочитанного;

Навык правильного, осознанного чтения.

167.

В. Голявкин. Спрятался

Знать содержание прочитанного рассказа;

Уметь передавать содержание прочитанного по вопросам;

Навык правильного, осознанного чтения.

168.

Л. Пантелеев. Ау

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь осмысленно читать предложенный текст, передавать его содержание по вопросам;

Навык работы с учебником.

169.

Д. Чиарди. Прощальная игра

Знать содержание прочитанного текста;

Уметь связно высказываться на предложенную тему, читать стихотворный текст выразительно;

Навык выразительного чтения.

170.

Обобщение по теме: «Как хорошо уметь читать!»

Знать содержание изученных текстов;

Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям, подтверждать свой ответ примерами из прочитанных произведений;

Навык участия в коллективной беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.                  Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методический комплект:

 

1. Андреев В.И. Педагогика. – М., 2012.

2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб.для студ. дефектол. фак. педвузов - М., 2004.

3. Немов Р.С. Психология. В 2 т. Т. 2: Психология образования. - М., 1994.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1—4 классы / В.В. Воронковой. – М., 2010. 

5. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. – СПб., 2012.

6. Самсонова Е.В. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации. – М., 2012.

7. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс /под ред. Э. В. Якубовской, Н. В. Павловой. – М., 2013.