Рабочая программа

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 43.doc

ЧАСТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ  №30  СРЕДНЕГО  ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО  ОБЩЕСТВА  «РОССИЙСКИЕ  ЖЕЛЕЗНЫЕ  ДОРОГИ»

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы-интерната №30  ОАО «РЖД»

________________ Н.В. Минько

           подпись         

«____»_____________ 20___года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора  по  УВР

 

________________ И.В. Фудина

           подпись         

«____»_____________ 20___года

 

ПРИНЯТО

Решение педагогического

 совета Школы-интерната

№30 ОАО «РЖД»

от «30» августа 2017 г. № __

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Поликультурное воспитание младших школьников»

(1-4 класс)

 

 

 

 

 

 

Филатова И.С.

Учитель начальных классов


 

 

      Оглавление:

 

 

 

 

 

1.

Пояснительная записка

 

2.

 

3.

 

Содержание учебного предмета

 

Программа первого  года обучения. «Россия  - наша Родина».

 

 

4.

Программа второго года обучения. «Далеко ли дальний восток»

 

 

 

5.

Программа третьего года обучения. «История цивилизаций»

 

 

6.

Программа четвертого года обучения. «История религий мира»

 

 

7.

8.

Список используемой литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В воспитании подрастающего поколения нужно

обратиться не к одному народу, а ко многим…                                                                                                                                                                                                                                                                                             Народное нужно сочетать с инородным,                                                                                                                                                                                                                                                                                                с всенародным и общечеловеческим».

Каптерев П.Ф.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 Рабочая программа по поликультурному воспитанию младших школьников составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-                           Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

-                           Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

-                           Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-                           Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

- учебный план  школы-интерната  №30 ОАО «РЖД» по реализации ФГОС;

- Положение образовательного учреждения  «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин»;

-Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;

 - Национальной доктрины образования в Российской Федерации (на период до 2025 года);

 - Проекта Концепции развития поликультурного образования;

- Проекта Комплексной программы развития поликультурного образования;

- Программы поликультурного образования в образовательных - учреждениях ОАО РЖД;

 - Федерального государственного стандарта общего образования (ФГОС);

 - Федеральной программы развития воспитания в системе образования России;

- Концепции патриотического воспитания граждан Российской Феде рации (принята на заседании Правительственной комиссии – протокол №2(12) П-4 от 21.05.2003 г.;

   В многонациональном социуме идея поликультурного воспитания видится в использовании научных и культурных достижений других народов в воспитательных целях, воспитание в духе дружбы, разумной терпимости и взаимопонимания людей разных национальностей, а наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. В процессе конструирования знаний происходит понимание, изучение и определение знаний при помощи опыта всех этнических и культурных групп.

       Данная программа ориентирована  на формирование личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. В младшем школьном возрасте формы и методы, направленные на чувственное  понимание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание  создают условия для расширения и углубления знаний по этнокультурным, эстетическим ценностям

Актуальность:

- создание модели поликультурного воспитания, последовательно сориентированной на формирование поликультурной личности, адаптированной для жизнедеятельности в социокультурной среде;

- подъем национального самосознания, стремление народов России к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранению родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев

- особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважения к истории, традициям, культуре и языку представителей национальных меньшинств, терпимого отношения к лицам других национальностей (толерантности). Обострение межэтнических отношений, доходящее порой до кровавых конфликтов, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.

     Педагогическая целесообразность:

-  изучение темы «Культура, быт и традиции народов мира» имеет большое значение для социализации школьников, поликультурного воспитания, формирования гражданского сознания, национального самосознания ребят.

- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, семей, специфике их культур и ценностей и   т.д.)

 - эмоциональное воздействие: важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства.

- изучение поведенческих норм (знания, полученные  о нормах взаимоотношения между народами, правила национального  этикета)

 

    Программа «Поликультурное воспитание младших школьников» рассчитана на 16 часов в год.

 

Срок реализации программы – 4 года

 

Цель поликультурного воспитания:

 Формирование гражданской позиции  школьника на основе приобщения к общечеловеческим ценностям через усвоение национальных культур, изучение истории своей малой родины и семьи.

Программа поликультурного воспитания решает следующие задачи, согласованные с ее главными целями:

 - овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на осознание эффективности комфортного поведения в многоэтническом социуме на пользу развития России;

- воспитание понимания, позитивной силы национальной культуры для исторической миссии нации, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

 - воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;

 - приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;

 - формирование культуры межнациональных отношений учащихся;

 - воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира;

 - глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума.

Разработанная Программа базируется на следующих основополагающих принципах, согласованных с принципами Концепции развития поли- культурного образования:

 - принцип преемственности;

- принцип дифференциации и разнообразия;

 - принцип креативности;

 - принцип культурной целостности;

 - принцип объемной картины мира.

   Большое значение имеет и опора на основополагающие принципы развития личности:

 - принципа историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ "культурных стереотипов", развитие целостного поликультурного мировоззрения;

 - принципа самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела),  формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире.

В основе содержательных компонентов Программы:

 - взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;

- гуманистическая суть системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания; - одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика воспитанника;

 - последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения и его направления;

 - творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.

Возраст участников:  7-10 лет (1-4 класс)

Формы работы: тренинг «карусель»; беседы, позволяющие выявить насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме; практическая работа в группах; сообщения учащихся по темам « Народы Дальнего Востока»; экскурсии в краеведческий музей тематические праздники народов; выставки совместных поделок «Праздничный семейный календарь» (национальные, семейные праздники в семье), конкурс творческих работ.


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

Содержание

Планируемые результаты

обучения

1

«Россия  - наша Родина».

 

16

Понятие гражданина России.

Символика Российской Федерации:

-флаг

-герб

-гимн.

Праздники и традиции.

Знакомство с обычаями и традициями татаров, киргизов, русских.

Сказки разных народов:

«Мудрая девушка» (киргизская сказка),

«Мудрый старик» (татарская сказка), «Мудрая дева» (русская сказка).

Знакомство с историей города Комсомольска-на-Амуре.

Река Амур

Улицы г. Комсомольска-на-Амуре

 

Правила безопасного поведения на улицах города.

 

Личностные:

-  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

- понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе;

- стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);

-базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);

-любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;

-базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);

Предметные:

- Система краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

- любовь и бережное отношение к родной природе;

-сформированность умения работают с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);

- умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.

Познавательные УУД.

Использовать словари, определители

* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал.

* Использовать готовые модели (условные знаки, карту) для наблюдений.

* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);

* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находят примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);

* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывают достопримечательности городов и своего края;

* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находят место изученных событий на ленте времени;

* Используя дополнительные источники информации находят факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);

* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;

* Проявлять уважение и готовность выполняют совместно установленные договорённости и правила;

Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

2

«Далеко ли Дальний Восток»

 

16

Введение. История дальнего Востока. Народы Дальнего Востока.

Рассказ о коренных народах ДВ. Дополнительный материал о нивхах, эвенах, нанайцах, алеутах, чукчах. Неповторимый художественный мир , декоративно-прикладное искусство. Дополнительный материал: видео «Одежда и художественные промыслы народов ДВ». Древние поверья коренных народов

Материал «Это интересно»: северное сияние

Знакомство с литературой Дальнего Востока «Нанайские сказки»:

Дополнительная информация  «Нанайцы» (иллюстрации, место проживания, основные занятия, основные виды фольклора); «Этнографический словарь» . Чтение сказки из хрестоматии по дальневосточной литературе «Лукошко»

«Как белка с бурундуком дружить перестали».

Традиции и обряды еврейского народа. Еврейские сказки.

 «Религиозные верования еврейского народа». Чтение сказок «Ливьятан и Лис», «Забывчивый котенок».

 

Знакомство с географией, населением и литературой народов Японии.

«Честный мальчик» (корейская сказка), «Ивовый росток» (японская сказка), «Добрый крестьянин» (японская сказка)

Особенности изучения культуры сибирского региона

В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.
    Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями.
Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.
     В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление.
Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны. 

 «Сын бедняка и жестокий хан" (бурятская сказка)

 

Личностные:

- мотивированность на посильное и созидательное уча­стие в жизни своего края;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своего края;

Предметные:

- Знакомство  с различными аспектами истории родного края - политическими,           социальными,  культурологическими, экономическими

- Устойчивый интерес к истории своей Родины.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

- умение сознательно организовывать свою познаватель­ную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);

- умение выполнять познавательные и практические за­дания, в том числе с использованием проектной деятельности

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

- выражать речь в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД.

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 

3

«История цивилизаций»

 

16

Введение. История как наука. Вспомогательные дисциплины. Исторические источники. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Ход времени и способы его измерения. Летосчисление исторические события Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Вещественные источники, письменные источники, археология как наука. О чем рассказывает карта. Топонимы- географические названия.

Цивилизации Древнего Востока.

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

 

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности.

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Индия и Китай в древности.

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

 Древняя Греция.

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского  полиса:  граждане,  переселенцы,  рабы.   Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Древний Рим

Местоположение   и   природные   особенности   Италии.   Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение   в  правах  патрициев  и   плебеев.   Отмена  долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств  Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.

Личностные:

-  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Предметные:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей  истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем  мире и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,  анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах  Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

 

Коммуникативные УУД

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

 

4

«История религий мира»

 

16

Введение.

Возникновение науки о религии. Место религии в современном мире.

 Ранние исторические формы религии.

Табу. Причины возникновения фетишизма. Анимизм. Шаманизм. Первобытная магия. Тотемизм. Культ предков.

Национально – государственные религии. Иудаизм.

Иудаизм как классический тип национально- государственной религии. Источники вероучения иудаизма. Танах и его структура. Особенности учения о Миссии. Основные типы истории иудаизма. Предписания , праздники, обряды иудаизма.

Памятники религиозной культуры иудаизма.

Мировые религии. Буддизм.

Время и место возникновения буддизма. Вероучение буддизма. Раннебуддийские предания о жизни Будды. Четыре  священных истины буддизма. Этика  Буддизма. Основные направления в буддизме. Ад и рай в буддизме. Буддийский пантеон. Культ в буддизме. Ламаизм, дзен – буддизм. Буддизм России.

Мировые религии. Христианство.

Причины возникновения христианства. Новый Завет - основной источник вероучения и истории раннего христианства.

Переход от общины к церкви. Символы веры христианства. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Распад в Римской империи и разногласия в христианстве.

Мировые религии. Ислам.

Исторические условия возникновения ислама. История Мухаммеда. Распространение ислама. Религия народов Кавказа.

Ислам и современность.

Новые  нетрадиционные религиозные движения.

Причины возникновения и распространения  новых нетрадиционных религиозных движений. Типы нетрадиционных религий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

материальным и духовным ценностям.

Предметные:

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг,

милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в

выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их

роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 Метапредметные:

Регулятивные УУД:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Познавательные УУД:

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД:

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 


ПРОГРАММА ПЕРВОГО  ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

«РОССИЯ  - НАША РОДИНА».

Цель программы:

 формирование патриотического сознания, любви к Родине, к родному краю, привитие ценностного отношения к истории страны. Воспитывать осознанную личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины. Воспитание духовности, нравственности, личной и общественной ответственности.

Задачи:

- Развитие умения находить, перерабатывать, применять и сохранять информацию.

- Воспитание гражданского самосознания, политической культуры, чувства гордости за свою страну.

- Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

- Поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся, воспитанников

- Повышать уровень интеллекта и общей культуры обучающихся воспитанников.

Тематический план первого  года обучения.

Тема занятия.

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

2

«Мы – граждане России»

1

3

День народного единства.

«Листая страницы истории».

1

4

«Знай свое Отечество »

1

5

«Патриотическая символика России»

1

6

Мои родные – защитники Родины

1

7

Знакомство с обычаями и традициями разных народов России.

1

8

«Народная мудрость в сказках разных народов»

1

9

Традиции и обычаи русских

1

10

Мой родной город.

1

11

Труд людей в городе и на селе.

1

12

Наш современный город.

1

13

Экскурсия по городу.

1

14

Правила безопасного поведения на улице.

1

15

Викторина «Где эта улица, где этот дом?».

1

16

Экскурсия в краеведческий музей.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВТОРОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

«ДАЛЕКО ЛИ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»

Цель программы:

-Расширять знания по истории и археологии родного края.

Задачи:

 – привитие любви к родному краю, с помощью расширения знаний по истории Хабаровского края, культуры народов, населявших наш край;
      – формирование чувств необходимости сохранения исторических памятников;
      – получение дополнительного образования в рамках вспомогательных исторических дисциплин;
      – активизация творческой исследовательской деятельности детей;
      – исследование жизни и быта коренных народов Дальнего Востока;

      – воспитание уважение к своим корням;

Тематический план второго  года обучения.

Тема занятия.

Количество часов

1

Введение. История дальнего Востока. Уроки природы. Уроки предков.

1

2

Народы Дальнего Востока. Мифы. Обряды. Предания. Промысловый обряд

1

3

Народы Дальнего Востока и их соседи.

1

4

История заселения Дальнего Востока

1

5

Знакомство с литературой Дальнего Востока «Нанайские сказки».

1

6

Традиции и обряды еврейского народа. Еврейские сказки.

1

7

Знакомство с географией, населением и литературой народов Японии.

1

8

Знакомство с географией, населением и литературой народов Кореи.

1

9

Особенности изучения культуры сибирского региона

1

10

Наш Хабаровский край – составная часть  Дальнего Востока

1

11

Театральная гостиная «Фольклор, традиции, обычаи нанайского и русского народов».

1

12

Игра–путешествие, встречи «Традиционные промыслы народов населяющих Хабаровский край».

1

13

Создание интерклуба «Дружба» (история, культура, традиции, забавы народов,  проживающих на территории Хабаровского края)

1

14

Экскурсия в этнографический музей п. Верхняя Эконь.

1

15

Конкурс рисунков на тему: «Мой Дальний Восток»

1

16

Викторина

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

«ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

Цель программы:

Создать условия для формирования представлений детей о письменных и вещественных источниках древней истории человечества.

Задачи:

Способствовать

·         расширению и углублению содержания истории в 3 классе;

·         расширению кругозора;

·         формированию умения самостоятельной работы с историческими источниками;

·         развитию навыков понимания документальных научных фильмов;

·         воспитанию нравственных качеств, позволяющих правильно решать вопросы,     связанные с историей памятников культуры (компетентность, ответственность и др.)

Тематический план третьего  года обучения.

Тема занятия.

Количество часов

1

Возникновение цивилизаций (от первобытности к цивилизации).

1

2

Древний Восток

1

3

Искусство Древнего Востока

1

4

Древний Египет

1

5

Искусство Древнего Египта

1

6

Западная Азия в древности

1

7

Искусство Древней Азии

1

8

Древняя Индия

1

9

Искусство Древней Индии

1

10

Древний Китай

1

11

Искусство Древнего Китая

1

12

Древняя Греция

1

13

Древний Рим

1

14

Искусство Древнего Рима

1

15

Семь чудес света

1

16

Викторина «Древние цивилизации мира»

1

 

ПРОГРАММА ЧЕТВЕРТОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

«ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ МИРА»

Цель программы:

познакомить учащихся с возникновением, развитием и современным состоянием религии, возрождением православия в России и на Дальнем Востоке.

Задачи:

- изучени проблем возникновения, истории и современного состояния религий мира;

- сформировать   целостное представление об этой важной составной части мировой культуры;

- познакомить учащихся со специфической терминологией, знание которой поможет учащимся развивать каналы информации, приобщаться к гуманитарным наукам.

 - представить религию как динамический процесс в единстве;

 - приобщение учащихся к культуре родного края, воспитание чувства бережного отношения памятникам природы, народным традициям;

- формирование здорового образа жизни, коммуникативные навыки  и культуры поведения;

- воспитание самостоятельности, инициативности, стремления к саморазвитию.

 

Тематический план четвертого  года обучения.

Тема занятия.

Количество часов

1

Возникновение науки о религии.

1

2

Место религии в современном мире.

1

3

Ранние исторические формы религии. Тотемизм.

1

4

Культ предков.

1

5

Причины возникновения фетишизма.

1

6

Первобытная магия.

1

7

Иудаизм как классический тип национально- государственной религии.

1

8

Предписания, праздники, обряды иудаизма.

1

9

Время и место возникновения буддизма.

1

10

Буддизм России.

1

11

Причины возникновения христианства.

1

12

Новый Завет - основной источник вероучения и истории раннего христианства.

1

13

Организационные особенности католицизма.

1

14

Исторические условия возникновения ислама.

Священная книга мусульман. Мечеть и ее функции»

1

15

История Мухаммеда.

1

16

Новые  нетрадиционные религиозные движения.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Античная культура. Словарь – справочник. Под. Ред. Ярхо В.Н. М.: «Высшая школа», 1995г.

2.      Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

3.      Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике [Текст] / Е.В. Бондаревская. - М.: Академия, 2001.

  1. Варшавский А. Жемчужное ожерелье. М.: «Детская литература» 1975г.

5.      Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2010.

6.      Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991.

7.      Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). –М.: Баласс, 2010.

8.      Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Григорьев Д.В., Степанов П.В.-М.:Просвещение, 2010.

9.      Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М., 2011.

10.  Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2011.

11.  Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование [Текст] / М.: Академия, 1999.

  1. Древние цивилизации. Под. Ред. Бонгард – Левина Г.М., М.: «Мысль», 1989г.
  2. Древний Восток. Пособие для учителя. М.: «Учпедгиз» 1955г.

14.  Дубровская О. Древние религии мира. -М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

  1. Керрам К. Боги, гробницы, ученые./ Пер. с нем. – изд. «КЭМ» Сп-б, 1994г.
  2. Культура древних цивилизаций. Учебник для вузов. Под ред. Елшиной Т.А. Кострома. КГТУ ТОО «Муш» 1977г.

17.  Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  

18.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

19.  Савинов Е.С. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся.- 2 – е изд., перераб.- М., 2011.

20.  Сизова Ю.А. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие.-г.о. Спасск –Дальний, 2009.

  1. Черняк В.З. Семь чудес света и другие. М.: «Знание» 1983г.

22.  Щурова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., Просвещение, 2010.

 

 

 

 

.