Рабочая программа

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 50.doc

ГБОУ Республики Марий Эл

«Школа  № 2 г. Йошкар-Олы»

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по социально-бытовой ориентировке

 

для 5 класса

 

на 2017-2018 учебный год

(составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В В. Воронковой.

5-9 классы)

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель СБО

Ладина Светлана Александровна

 

 

 

 

 

Йошкар – Ола

2017г.

 

 

 

Пояснительная записка

 

            Программа  составлена  на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.

«Питание» - одно из самых важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания, формирования умений определить простейшими приёмами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств, трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил безопасности и гигиены труда, воспитания желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи, творческого отношения к домашнему труду, развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, смекалки, фантазии, интереса к национальным традициям.

Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них и формирования новых умений и навыков.

Формы и методы реализации программных задач.

Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроках СБО различных методов обучения:

·Устный рассказ учителя (без использования наглядных пособий; с использованием наглядных пособий; с использованием различных технических средств обучения)

·        Беседа

·        Метод объяснительного чтения

·        Экскурсии

·        Лабораторный метод

·        Упражнения в виде записей и графических работ

·        Упражнения в применении полученных знаний

·        Методы проверки знаний

На уроках СБО могут использоваться также следующие методы и приемы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно – ролевые игры, упражнения, личностная аналогия, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных жизненных ситуациях, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и обсуждение диафильмов.

Для повышения эффективности учебного процесса на уроках используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): демонстрация видеосюжетов, фотографий, слайдов; использование компьютерных технологий.

 

Обучающиеся должны знать:

- Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.

- Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.

- Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)

- Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.

- Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.

- Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы, правила организации рабочего места школьника.

- Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.

- Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.

 

Обучающиеся должны уметь:

- Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами

- Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.

- Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.

- Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

- Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,

- Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.

- Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте  и во всем жилом помещении.

- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

- Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.

 

 

Методические пособия

 

1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб. – 1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

2. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2006.

3. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

4. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,.Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

5. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя. – М. : Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС,2005.

6. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное.- М.: АРКТИ,2002.

7. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А. Львова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2005.

8. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/Под ред. А.М.Щербаковой.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

9. Социально-бытовая ориентировка 5 класс: поурочные планы по программе В.В.Воронковой, С.А. Казаковой/ авт.-сост. Л.А.Бабушкина, М.В.Ковтонюк, З.А.Стульнева.- Волгоград: Учитель, 2013.

10. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы: вариантовые тестовые задания/авт.-сост. С.П.Дерябина.- Волгоград: Учитель, 2013.

11. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы:развернутое тематическое планирование/авт.-сост.С.А.Львова.-Волгоград: Учитель, 2012.

12. Хилько А.А., М.Е. Ермощенко, Смирнова А.Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Тема

Кол-

во

часов

Дата

Основные понятия,

словарь

Практическая работа

 

I четверть –9 часов.

1.

Введение в предмет.   

1

 

Социально-бытовая ориентировка

 

 

 

Личная гигиена

2.

Личная гигиена, её значение для жизни и здоровья человека.

1

 

Понятие «Личная  

 гигиена».

Значение.

Последовательность выполнения утреннего туалет.

Последовательность выполнения вечернего туалета.

Мытье рук.

3.

Личные вещи. Содержание в порядке личных вещей.

1

 

Предметы личной гигиены.

Их назначение.

Способы ухода.

Очистка расчески от грязи и жира.

4.

Уход за руками и ногами.

1

 

Правила ухода за кожей рук, ног и ногтями.

Стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, используя детский крем.

 

5.

Уход за зубами.

1

 

Правила ухода за зубами.

Выбор зубной щетки, чистка зубов.

6.

Гигиена зрения.

1

 

Правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

Расположение настольной лампы на рабочем столе.

7.

Уход за волосами.

1

 

Правила расчесывания волос.

Расчесывание волос.

8.

Вред курения и алкоголя на здоровье человека.

1

 

Вред алкоголя,  курения на растущий организм.

Воспитание силы вол.

Рисование.

 

Культура поведения.

9.

Осанка. Формы исправления осанки.

1

 

Значение осанки.

Правила предупреждения искривления осанки.

Способы исправления в домашних условиях.

Проверка своей осанки. Выполнение физических упражнений
для укрепления правильной осанки.

 

 

II четверть – 7 часов

1.

Формы обращения  к старшим и сверстникам.

1

 

Вежливое обращение к взрослым.

Правила обращения к сверстникам.

Способы обращения с просьбой и вопросами.

Ролевая игра — ситуативные диало­ги — при встрече, расставании и за сто­лом.

Тест.

2.

Правила поведения за столом.

1

 

Поведение во время приемы пищи.

Действия после приёма пищи.

Ролевая игра — ситуативные диало­ги за сто-­
лом.

 

Семья.

3.

Семья, родственные отношения в семье.

1

 

Понятие «Семья».

Родственные отношения в семье.

 

4.

Состав семьи учащихся. Взаимоотноше-ния между членами семьи.

 

 

 

 

1

 

Взаимоотношения между членами семьи.

Запись фамилии, имени, отчества каждого члена семьи.

 

Одежда, обувь

5.

Значение одежды, головных уборов и обуви для человека.

1

 

Значение.

Разновидности одежды.

Разновидности обуви.

Разновидности головных уборов.

Работа по таблице.

6.

Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой.

1

 

Поддержание одежды в порядке.

Правила ухода (сушка, чистка).

Воспитание полезной привычки.

Выбор легкой одежды, размещение в шкафу. Складывание вязаных вещей в шкаф.

7.

Правила и приёмы ухода за обувью.

1

 

Правила ухода за обувью из замши.

Правила ухода за обувью из кожи.

Порядок ухода, периодичность.

 

Повседневный уход за обувью: чистка.

 

III четверть – 10 часов.

Жилище

1.

Виды жилья, виды жилых помещений.

1

 

Виды жилых помещений (по материалу).

Виды жилых помещений (по способы проживания людей).

Отличия городских домов от сельских.

Работа по таблице.

2.

Организация рабочего места школьника.

1

 

Особенности организации рабочего места.

Назначение.

Соблюдение распорядка дня.

Организация рабочего места.

3.

Почтовый адрес дома и школы.

1

 

Что входит в почтовый адрес.

Написание почтового адреса дома.

Адрес школы.

Запись почтового адреса дома и школы

 

Транспорт

4.

Виды транспортных средств.

1

 

Понятие «транспорт».

Разновидности транспорта (по способу передвижения).

Транспорт города Йошкар - Олы.

Тест.

5.

Поведение в транспорте.

1

 

Составление рационального маршрута до школы.

Правила поведения в транспорте.

Правила поведения на улицах города.

Определение маршрута следования.

6.

Правила и знаки дорожного движения.

1

 

Элементарные правила дорожного движения.

Знаки дорожного движения, встречающиеся по  пути.

Назначение знаков дорожного движения.

Тест.

 

Торговля

7.

Виды и значение торговых предприятий.

1

 

Торговые предприятия.

Назначение.

Характерные различия.

Работа по таблице.

8.

Продуктовые магазины и их отделы.

1

 

Назначение продуктовых магазинов.

Разновидности продуктовых магазинов.

Отделы, их назначение.

 

9.

Порядок приобретения товаров в продуктовых магазинах.

1

 

Рассмотреть, выбрать, занять очередь, подсчитать сумму и сдачу, оплатить и поблагодарить,

сохранить чек.

Зарисовка продуктов по отделам.

10.

Срок годности, стоимость и хранение товаров, покупка в развес, в разлив.

1

 

Хранение фасованных продуктов. Хранение продуктов на розлив.

Хранение продуктов на разновес. Скоропортящиеся продукты, определение срока годности (по запаху, по виду, по вкусу).

Экспертиза продуктов.

 

IVчетверть – 8 часов.

Питание

1.

Значение питания в жизни человека.

1

 

Понятие «питание».

Значение питания.

Содержание полезных веществ в продуктах (витамины).

Группы продуктов по происхождению (растительная, животная).

Работа по таблице.

2.

Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

1

 

Понятие «режим питания».

Значение правильного режима питания.

Распределение приемов пищи по часам.

 

3.

Место приготовления пищи и его оборудование.

1

 

Назначение кухни.

Оборудование кухни.

Разновидности посуды.

Экскурсия в кухонную зону.

4.

Кухонная посуда и приспособления.

1

 

Правила ухода за посудой.

Мытье чайной посуды.

5.

Приготовление бутербродов.

1

 

Понятие «Бутерброд».

Виды бутербродов.

Последовательность приготовления.

Приготовление бутербродов.

6/7.

Приготовление пищи из овощей.

2

 

Порядок приготовления.

Подготовка и нарезка овощей.

Подача к столу.

Приготовление салата.

8.

Сервировка стола к завтраку.

1

 

Понятие «сервировка стола».

Назначение.

Правила расположения посуды и столовых приборов на столе.

Сервировка стола к завтраку.