Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 56.docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

 

ОТДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

 

 

ПРИНЯТА: 

на заседании педагогического совета

МАУ ЦДО города Cлавянска-на-Кубани

от 01 сентября 2017 года

Протокол №1 от 01 сентября 2017 года

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАУ ЦДО

города Cлавянска-на-Кубани

____________ Е.П. Слюсарева

приказ №138 от «01» сентября 2017 г.

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

 

«АВИАМОДЕЛИСТ»

 

 

Уровень базовый

(ознакомительный, базовый углубленный)

Срок реализации программы: 1 год (144 часа)

Возрастная категория:  9 - 17 лет

Вид программы: модифицированная

 

 

 

Автор-составитель: Набоков Андрей Николаевич

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

Славянск-на-Кубани, 2017


 

Содержание

 

I.

Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты

3

 

1.1

Пояснительная записка

7

 

1.2

Направленность программы

7

 

1.3

Актуальность программы

7

 

1.4

Педагогическая целесообразность

8

 

1.5

Адресат программы

8

 

1.6

Уровень программы, объем и сроки реализации

9

 

1.7

Особенности организации образовательного процесса

9

 

1.8

Цели и задачи программы

9

 

1.9

Нормативная база

10

 

1.10

Особенности построения курса и его содержания

11

 

1.11

Учебный план по программе «Авиамоделист»

13

 

1.12

Содержание программы

14

 

1.13

Планируемые результаты

14

II

Комплекс социально-педагогических условий,

включающий  формы аттестации

17

 

2.1

Календарный учебный график

16

 

2.2

Значимость программы

20

 

2.3

Условия реализации программы

21

 

2.4

Оценка образовательных результатов

21

 

2.5

Методические материалы

23

 

2.6

Образовательные технологии

24

 

2.8

Тематика и формы методических материалов по программе  (пособия, оборудование, приборы)

24

 

2.9

Дидактические материалы

24

 

2.10

Алгоритм  учебного занятия

25

 

2.11

Список литературы

26

 

Приложение 1. Карта учета результатов учащихся

28

 

 

 


Раздел 1.

комплекс основных характеристик образования:

 объем, содержание, планируемые результаты

 

1. Паспорт дополнительной общеобразовательной программы

 

Название ДОП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности «Авиамоделист»

Сведения об авторе

Ф.И.О.  Набоков Андрей Николаевич

Место работы: МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани (отделение технического творчества)

Адрес образовательной организации:

Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Краснодарская, 258-а

Домашний адрес: г. Славянск–на–Кубани, ул. Крупской 134

Телефон служебный: 8 (861-2-46) 2-28-59

Телефон мобильный: 8-918-052-44-96

Должность: педагог дополнительного образования

Нормативно-правовая база

Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций министерства образования и науки Краснодарского края 2016г.

Материально-техническая база

Соответствует нормативам

Год разработки,

редактирования

Разработка – 2008г.

Редактирование – 2017г.

Направленность

Техническая

Возраст обучающихся

9 – 17лет

Срок реализации

1 год

Ожидаемые результаты

Выявление, развитие, реализация потенциальных творческих возможностей учащихся.

Воспитание чувства коллективизма и ответственности за конечный результат.

Умение самостоятельно и творчески решать проблемные задачи.

Получение навыков работы с основными слесарными и столярными инструментами.

Углубление базовых знаний по школьным курсам черчения, математики, физики.

Осознанное усвоение принципов построения и создания творческих проектов.

Формы занятий

Индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа; консультативная работа.

Режим занятий

1 год обучения – 144 часа – 2 часа 2 раза в неделю

Формы подведения итогов реализации

 Участие в выставках, соревнованиях, неделе науки и техники.

 
ВВЕДЕНИЕ

 

Представить современный мир без самолётов и авиарейсов невозможно. Будучи одним из самых важных достояний среди изобретений человечества, летательный аппарат появился на свет благодаря неистовому желанию человека иметь за своей спиной крылья. Наверняка наши предки грезили мечтою парить в небесах. Любуясь птицами и раскинув руки, представляли себя рядом с ними. Даже ребёнок искренне верит в существование сказочных летающих приспособлений, по-настоящему завидуя героям волшебных историй. Осуществились мечтания лишь спустя тысячелетия – тогда, когда было накоплено достаточное количество научных знаний. Опыт, полученный в ходе множества неудачных попыток, которые совершил создатель первого в мире летательного аппарата и его предшественники, пригодился и в наши дни.

 Авиамоделирование – одно из самых трогательных и зрелищных хобби – это спорт, наука, искусство и тяжелое ремесло. Просто знать физику, химию, математику, быть немного инженером и владеть основами художественного ремесла – это еще не значит быть авиамоделистом.

Авиамодельный спорт – это вид технического спорта, включающий постройку моделей самолётов и планеров, а также участие в соревнованиях. В состязаниях участвуют и настольные (стендовые), и летающие модели. Суть стендовых соревнований состоит в оценке изящества изготовления модели и соответствия ее чертежам и прототипу. При выведении окончательной оценки настольной модели учитываются сложность ее постройки, объем работы, полнота изображения, а также авиационная и техническая грамотность изготовления. Лётные испытания моделей проводятся на специальный площадках. Баллы, полученные за выполнение свободного или управляемого полёта, имеют большое значение в суммарной оценке модели.

Как вид технического спорта авиамоделизм сформировался в середине ХХ века. Сейчас модели самолётов и планеров строят по всему земному шару. Каждый год проходят десятки европейских и международных состязаний. Кроме этого, модели самолётов как памятники истории, техники и искусства занимают почетные места в известных авиасалонах мира и авиационных компаний. У этого вида спорта великая история. Еще в XV веке Леонардо да Винчи был убеждён в том, что человек, преодолев воздушное сопротивление, имеет все шансы подняться в воздух. Помочь ему в этом смогут огромные крылья. Расчёты и детальное изучение птичьих полетов натолкнуло его на идею создания такого аппарата, как махолет. Леонардо да Винчи попытался воплотить в жизнь задумку, на которую воодушевила его обычная стрекоза. О том, что воздушную среду нередко зовут «пятым океаном», слышали многие, но объяснение подобному красноречивому эпитету могут дать не все. История воздухоплавания и авиации помнит, что среди энтузиастов, желающих покорить неизведанное воздушное пространство, было немало капитанов морских кораблей. Быть может, они стремились узнать и неизведанные просторы, но, откинув романтику, стоит отметить, что моряки имели большие познания в сложных технических устройствах, умели управлять большими фрегатами. В случае необходимости могли без труда починить или построить новый корабль. Поэтому опыт профессиональных моряков пригодился в процессе создания первых самодвижущихся над землей приспособлений. Современная гражданская и военная авиация, история которой богата множеством экспериментов, прошла через чувства восхищения и разочарования, человеческие потери и открывшиеся новые возможности. Многогранна авиация, история которой имеет ещё немало достойных примеров и образцовых конструкций, среди которых лучшие грузоподъемные, гражданские самолеты и истребители. Нельзя не сказать и об изящном авиалайнере Ту-144, истребителе с реактивным двигателем МиГ-25, орбитальных самолетах «Колумбия» и «Буран». Важным прорывом стало применение таких стратегических приспособлений, как беспилотные аппараты.

Авиамоделизм многогранен. Инженеру он помогает оценить правильность новой технической идеи, а школьнику попробовать свои силы в конструировании. Строя модели, дети приобретают различные знания и навыки. Проектирование и постройка модели знакомят с авиационным делом, авиастроением, основами математики и физики, черчения и геометрии. Моделист должен отлично владеть столярным и слесарным инструментом. В процессе обучения, учащиеся знакомятся с инструментами и материалами, изготавливают действующие модели судов различного класса и назначения проводят их ходовые испытания. Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе авиа моделирования, в сочетании с аккуратностью и настойчивостью способствуют гармоничному развитию творческой личности.

Каждый ребенок, осознав свое желание построить первую модель технического объекта, хочет, чтобы она была действующей. Второе желание – показать эти качества модели другим людям и сравнить качества разных моделей. Тем самым ребенок оказывается вовлеченным в процесс спортивно-технического моделирования.

Первоначально увлечение техническим моделированием является для ребенка новой игрой, которая в дальнейшем приводит к изучению достижений техники и познанию истории человечества.

Особое развитие творческой мысли ребенок получает при изготовлении действующих моделей технических объектов. Для того чтобы модель управлялась или держалась в воздухе не хуже прототипа, нужно, хотя бы в доступном школьнику виде, знать и применять законы аэродинамики. Участие в соревнованиях требует от ребенка не только высокого мастерства изготовления модели, но и большого эмоционального напряжения, связанного с физическими и психологическими нагрузками. Однако именно такая интересная и сложная игра больше всего и захватывает ребенка. Часто многое в жизни начинается с детской забавы, а со временем перерастает в увлечение на долгие годы.

Авиамоделизм является одной из спортивно-технических направленностей деятельности. В основу работы авиамодельного объединения положена постройка моделей для участия в спортивных соревнованиях, причем модели должны отвечать требованиям правил проведения соревнований. Авиамоделирование служит как развитию индивидуальных творческих способностей детей, так и популяризации технического творчества. Если человек увидел однажды сон, где он летал, желание повторить это в реальной жизни не оставит его никогда. Осуществить мечту можно, попросту, будучи пассажиром самолета, или получив соответствующее образование, чтобы в дальнейшем сидеть за штурвалом, или став величайшим авиаконструктором.


1.1. Пояснительная записка

 

Программа создавалась на основе типовой программы (государственная программа «Кружки авиамоделистов». М.: издат. «Просвещение», 1998 год). Программа составлена с учетом новых тенденций как в спортивно-техническом творчестве, так и в системе дополнительного образования, что способствует победам учащихся на соревнованиях разного уровня по судомодельному спорту.

Направленность программы – данная программа характеризуется как техническая, так как нацелена на решение задач формирования технических способностей личности.

Важнейшие принципы построения программы:

– научность и доступность: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у учащихся опыт – от простого к сложному;

– системность, последовательность и доступность в освоении технических приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;

– гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;

– образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребенка, с учетом имеющегося потенциала на основе закономерностей внутреннего развития;

– разнообразие и приоритет практической деятельности;

– принцип модульного построения содержания программы;

– принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;

– принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходу ее осуществления и конечному результату.

Новизна программы прослеживается в комплексе методов работы, обуславливающих результативность технического творчества обучающихся. В образовательном процессе в органическом единстве у учащихся развиваются элементы технологической и проектной культуры, как важные составляющие культуры современного человека. Во время занятий учащиеся получают знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им самим планировать и осуществлять трудовую деятельность.

Актуальность программы обусловлена заказом государства на технический прогресс и социальным заказом родителей на развитие интеллектуальной сферы личности ребёнка, потребностью общества в творчески активных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Техническое творчество учащихся содействует эффективному решению проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно и коллективно решать профессиональные научные и технические задачи, быстро адаптироваться в своей профессиональной области, что станет одним из факторов экономического роста края. Авиамоделирование способствует развитию у учащихся интереса к науке, практическому усвоению школьных программ по математике, физике, химии и черчению

Педагогическая  целесообразность данной программы  заключается в выстроенной взаимосвязи процессов обучения, приобретение и закрепление у обучающихся теоретических знаний и начальных практических навыков по созданию моделей судов. Подбор моделей и их конструкция и размеры проводился с таким расчетом, чтобы ребята могли освоить основные технологические процессы, получить начальные профессиональные знания, научиться творчески решать разнообразные задачи. Важная роль отводится патриотическому воспитанию учащихся.

Адресат программы.

Программа рассчитана на учащихся 9-17 лет.

Созданы условия для творческой реализации детей всех возрастов. Создается основа, благоприятная для творческой деятельности, обеспечивается сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоился, – за сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь.

Уровень программы, объём и срок освоения программы. 

Уровень программы базовый.

Сроки реализации программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Авиамоделист» рассчитана на 1 год обучения по 144 часа:

·              это начальный этап, на уровне исполнительской, репродуктивной деятельности, предполагает знакомство воспитанников с правилами безопасности при работе с инструментами и электроприборами, санитарно-гигиеническими требованиями, знакомство с особенностями используемого в работе материала; обучение навыкам использования основных инструментов, освоение основных технических приёмов работы с различным материалом. Этап способствует развитию интереса к сотворчеству в коллективе. 

Форма обучения: очная, групповая

Режим работы:

1 год обучения: 144 часа в год, 4 часа в неделю: 2 раза в неделю по 2 часа, 2 занятия – 40 минут

Особенности организации образовательного процесса.

Группа формируется из учащихся одного или разных возрастов, с постоянным или переменным составом. Занятия проводятся всем составом или подгруппами, в соответствии с особенностями организации учебно-воспитательного процесса и техникой безопасности.

Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в основном: практические, самостоятельная работа, соревнование, выставка и т.д.

 

1.2. Цели и задачи программы.

Цели программы: создание условий для формирования у учащихся представлений о методах и способах построения моделей самолётов и планеров различных классов и формирование у обучающихся навыков конструирования и моделирования.

Задачи:

Образовательные:

1. Изучить физические основы полёта авиамодели и принципы их устройства, дать сведения по аэродинамики и историческим вехам развития авиастроения и воздухоплавания.

2. Ознакомить с историей авиамоделизма, как одного из видов спортивно-технического моделирования;

3. Научить навыкам умения работы с различными материалами и инструментами при овладении различными технологиями изготовления моделей.

4. Заложить умения и навыки в пользовании оборудованием и инструментом при столярных и слесарных работах.

5. Обучить работе на различных станках.

Метапредметные:

1. Развивать качества, необходимые для продуктивной научно-технической деятельности, нацеленной на решение практических задач.

2. Формирование у учащихся навыков самостоятельного моделирования и конструирования, воспроизводящего и творческого воображения.

3. Формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные:

1. Воспитать любознательность, интерес к устройствам различных технических объектов.

2. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к истории авиации.

3. Воспитать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

4. Воспитать достаточный уровень коммуникативной культуры, желание и готовность сотрудничать в составе творческой группы, делиться результатами своей работы и работы участников.

 

 

 

 

Работа в объединении организуется и проводится в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа  2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 1008);

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее – Приказ № 2);

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

7. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.

8 Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных  общеразвивающих программ Рыбалѐвой И.А., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой дополнительного образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края от 2016 г.

9. Уставом муниципального автономного учреждения центра дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район.

        

Отличительной особенностью данной программы является направленность образовательного процесса на формирование у учащихся практических навыков проектной и технологической культуры, что позволяет освоить учебный материал постепенно и качественно. Более последовательный подбор моделей, использование для разных моделей унифицированных деталей и узлов, постепенное усложнение конструкции моделей. В программе большое внимание уделяется вопросам истории развития Российской авиации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «авиамоделист» востребована, т.е. вызывает неоспоримый интерес у учащихся и способствует развитию конструкторского мышления. Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

В сферу деятельности входят элементы школьных дисциплин но, не повторяя, а, дополняя и расширяя те знания, которые учащиеся получают в школе. В объединении занимаются дети различного уровня подготовки. Создание атмосферы творческого поиска, развитие творческой активности и способности самостоятельно решать поставленные перед собой задачи является основой представленной программы. В целях развития самостоятельности и творческой активности на занятиях предлагается решать небольшие познавательные задачи, связанные со способами изготовления и сборки деталей. Так как в процессе спортивно-технического моделирования ребенок использует разнообразные материалы, инструмент, приспособления, то при выполнении творческих работ раскрываются и развиваются индивидуальные способности каждого учащегося в конструкции, художественном и технологическом исполнении моделей.

Предполагается, что обучение идет не только по схеме педагог –  учащийся, но и учащийся – учащийся. Как показала практика, такого рода общение между учащимися способствует лучшему усвоению знаний. Развитие наставничества является не только коммуникативным направлением в воспитании, но и возможностью расширять и углублять свои знания в изучаемом деле. Наставничество старших над младшими и оказание им практической помощи на занятиях и в организации соревнований способствуют формированию доброжелательных отношений в коллективе.

Объекты проектирования, моделирования и конструирования подбираются исходя из интересов учащихся. Педагогу следует поощрять поиск новых нестандартных решений, проявления изобретательности у учащихся.

При организации работы учитываются и психологические особенности учащихся, их темперамент. У некоторых вера в себя достаточно развита, у других ее нужно формировать и воспитывать. Эта черта характера развивается по мере положительных результатов в практической работе. Большую помощь оказывает поощрение, хорошее отношение или совет со стороны педагога. Очень важно, чтобы во время обучения ребенок взялся за посильную для него работу, которая не превысила бы его возможности. Помогая учащимся выполнять поставленные задачи, занимаясь совместным творчеством, создавая новые разработки, педагог тем самым стимулирует творческую активность учащихся.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области технического проектирования, конструирования и технологии обработки конструкционных материалов. Занятия строятся по принципу: от простого – к сложному. Предыдущие занятия создают предпосылку для последующей работы. Многие темы отрабатываются параллельно, и на одном занятии разные учащиеся могут заниматься разными видами работами. Для практической работы подобран ряд моделей, которые различаются не только по сложности изготовления, но и относятся к различным классам. И каждая модель изготавливается из определенного набора материалов, который расширяется с продвижением от одной модели к другой.


Учебный план

1 год обучения

 

Блок

Планирование

Всего

часов

Теор.

Практ.

Формы контроля

1.      

Вводные занятия.

8

2

6

Педагогическое наблюдение

2.      

Основы теории полета моделей самолёта.

8

2

6

Педагогическое наблюдение

3.      

Бумажные летающие модели самолётов.

18

2

16

Педагогическое наблюдение

4.      

Изготовление профильного самолёта

30

6

24

Педагогическое наблюдение

5.      

Полукопии прототипов из бумаги.

78

10-

68

Педагогическое наблюдение

 

Заключительное занятие. Подведение итогов. Планы на лето. Поощрения призеров

2

2

 

Выставка работ

Всего:

144

8

136

 

 


СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

Тема №1. Вводное занятие. (8 часа).

Вводное занятие. Цели и задачи. План. Техника безопасности.

Прототипы. Виды моделей самолетов. Показ моделей.

Технология изготовления бумаги. Технические характеристики бумаги. Способы изготовления бумажных моделей.

Тема № 2 Основы теории полета моделей самолета. (8 часов).

Баллистические участки полета модели. Аэродинамика модели самолета. Лобовое сопротивление и его составляющие. Устойчивость модели в полете. Центр массы модели и его определение. Регулировка. Демонстрация полета модели самолета и регулировка полета рулями.

Тема № 3 Бумажные летающие модели самолетов. (18 часов).

Самолет «Коршун». Технология изготовления.  Разметка и изготовление. Запуски модели. Регулировка и соревнования на зачет. Самолет «Золотое жало». Технология изготовления. Разметка и изготовление. Запуски модели. Регулировка и соревнования на зачет. Самолет «Скат» Технология изготовления. Разметка и изготовление. Запуски модели. Регулировка и соревнования на зачет. Самолет «Зеленый тигр» Технология изготовления. Разметка и изготовление. Запуски модели. Регулировка и соревнования на зачет. Самолет «Меченосец» Технология изготовления. Разметка и изготовление. Запуски модели. Регулировка и соревнования на зачет. Самолет «Стилет» Технология изготовления. Разметка и изготовление. Запуски модели. Регулировка и соревнования на зачет. Самолет «Быстрый» Технология изготовления. Разметка и изготовление моделей.  Запуски модели. Регулировка и соревнования на зачет.

Тема 4: Изготовление профильного самолета. (30 часов)

Различие с предыдущими моделями. Показ образцов. Технология изготовления несущих поверхностей из картона и фюзеляжа из дерева. «Бабочка» Разметка крыла и кия по шаблонам, вырезка и раскраска. Изготовление фюзеляжа и уголков крепления для сборки. Сборка модели в целом. Способы регулировки и пробные запуски. Правила соревнований. Зачетные запуски модели. Подведение итогов. Поощрение победителей. Дископлан. Разметка крыла и кия по шаблонам, вырезка и раскраска. Изготовление фюзеляжа и уголков крепления. Сборка модели в целом. Пробные запуски, регулировка. Зачетные запуски модели. Стриж. Разметка крыла и кия по шаблонам, вырезка и раскраска по образцу. Изготовление фюзеляжа и уголков крепления. Сборка модели в целом. Пробные запуски, регулировка. Зачетные запуски модели. Классик. Разметка крыла и хвостового оперения по шаблонам. Вырезка и раскраска по образцу. Изготовление фюзеляжа и уголков крепления. Сборка модели в целом. Загрузка, пробные запуски и регулировка. Зачетные запуски.

Тема № 5 Полукопии прототипов из бумаги. (78 часов).

Историческая справка, техническая информация, технология изготовления копий прототипов. Стандартный самолет. Разметка листа, обозначения заготовок, раскрой листа  на заготовки. Изготовление фюзеляжа. Изготовление крыла, хвостового оперения. Разметка рулей и их окраска. Сборка хвостового оперения. Раскраска крыла. Сборка модели в целом. Регулировка. Пробные запуски. Регулировка. Запуски модели на зачет. Биплан. Разметка заготовок на листе, обозначения, раскрой. Изготовление фюзеляжа. Изготовление крыльев и хвостового оперения, разметка рулей и их окраска. Сборка модели в целом с предварительной подгонкой и окраской ее узлов согласно чертежа. Акробат. Разметка заготовок на листе, раскрой, разметка. Изготовление фюзеляжа. Изготовление крыла и его раскраска. Изготовление хвостового оперения, раскраска и разметка. Сборка модели в целом, подгонка, балансировка, доводка. Р-47 «Молния» Разметка заготовок на листе, обозначения, раскрой. Изготовление фюзеляжа. Изготовление узлов модели и их раскраска. Подготовка и частичная сборка модели. Запуски модели и ее доводка. Зачетные запуски. Поощрения победителей. Несущий корпус. Разметка заготовок на листе, обозначения, раскрой. Изготовление фюзеляжа. Изготовление узлов модели и их раскраска. Подготовка и частичная сборка модели. Сборка модели. Балансировка и пробные запуски. Доводка модели. Подготовка  к стенду. Зачетные запуски. Поощрение. Планер. Разметка заготовок на листе, обозначения, раскрой. Изготовление фюзеляжа. Изготовление узлов модели и их раскраска. Подгонка и частичная сборка модели. Сборка модели. Балансировка доводка, пробные запуски. F-16, «Сокол» Разметка заготовок на листе, обозначения и раскрой. Изготовление фюзеляжа. Изготовление узлов модели: крыло, хвостовое оперение, гаргрот, кабина. Подгонка узлов, сборка модели, раскраска, подготовка к стенду. Стенд, пробные запуски, зачет. Подведение итогов. F-18, «Шершень» Разметка листа, обозначение заготовок, раскрой, изготовление фюзеляжа. Изготовление узлов модели: крыло, хвостовое оперение, гаргрот, кабина. Подгонка узлов, сборка модели, раскраска, подготовка к стенду. Стенд-модели. Пробные запуски. Запуски на зачет. Итоги. «Авиалайф». Разметка листа, обозначения. Раскрой заготовок, изготовление фюзеляжа. Разметка, изготовление узлов модели. Раскраска, сборка узлов. Частичная сборка модели. Подгонка узлов, сборка модели в целом. Раскраска, подготовка модели к стенду. Стенд, пробные запуски, балансировка. Запуски на зачет

Тема № 6. Заключительное занятие. Подведение итогов. Планы на лето. Поощрения призеров. (2 часа).

 

 


РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕС СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,

ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

Календарный учебный график

к программе «Авиамоделист»

1 год обучения

 

Дата

Тема

занятия

Кол-во

часов

Форма

занятия

Место
проведения

Время проведения

Форма

контроля

план

Факт

Вводное занятие

8

 

      1.             

 

 

Инструктаж по технике безопасности.

 

2

Беседа.

 

 

 

      2.             

 

 

Прототипы. Виды моделей самолетов. Показ моделей.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

      3.             

 

 

Технология изготовления бумаги. Технические характеристики бумаги. Способы изготовления бумажных моделей.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Изготовление бумажных моделей.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

Основы теории полета моделей самолета

8

 

  1.  

 

 

Баллистические участки полета модели. Аэродинамика модели самолета.

2

Смешанная.

 

 

Лабораторная работа

  1.  

 

 

Лобовое сопротивление и его составляющие. Устойчивость модели в полете.

2

Смешанная.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Центр массы модели и его определение. Регулировка.

2

Смешанная.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Демонстрация полета модели самолета и регулировка полета рулями.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

Бумажные летающие модели самолётов.

18

 

      9.             

 

 

Самолет «Коршун». Технология изготовления.  Разметка и изготовление.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Запуски модели. Регулировка и соревнования на зачет.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Самолет «Золотое жало». Технология изготовления. Разметка и изготовление.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  12.             

 

 

Запуски модели. Регулировка и соревнования на зачет.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Самолет «Скат» Технология изготовления. Разметка и изготовление.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Запуски модели. Регулировка и соревнования на зачет.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  15.             

 

 

Самолет «Зеленый тигр» Технология изготовления. Разметка и изготовление.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  16.             

 

 

Запуски модели. Регулировка и соревнования на зачет.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  17.             

 

 

Самолет «Меченосец» Технология изготовления. Разметка и изготовление

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

Изготовление профильного самолёта

30

 

  1.  

 

 

Различие с предыдущими моделями. Показ образцов. Технология изготовления несущих поверхностей из картона и фюзеляжа из дерева.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

«Бабочка» Разметка крыла и кия по шаблонам, вырезка и раскраска.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Изготовление фюзеляжа и уголков крепления для сборки.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Сборка модели в целом. Способы регулировки и пробные запуски

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Правила соревнований. Зачетные запуски модели.

2

Смешанная.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Подведение итогов. Поощрение победителей.

2

Конкурс.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Дископлан. Разметка крыла и кия по шаблонам, вырезка и раскраска

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Изготовление фюзеляжа и уголков крепления. Сборка модели в целом.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Пробные запуски, регулировка. Зачетные запуски модели.

2

Конкурс.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Стриж. Разметка крыла и кия по шаблонам, вырезка и раскраска по образцу.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Изготовление фюзеляжа и уголков крепления. Сборка модели в целом.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Пробные запуски, регулировка. Зачетные запуски модели.

2

Конкурс.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Классик. Разметка крыла и хвостового оперения по шаблонам. Вырезка и раскраска по образцу

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Изготовление фюзеляжа и уголков крепления. Сборка модели в целом.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Загрузка, пробные запуски и регулировка. Зачетные запуски.

2

Конкурс.

 

 

Педагогическое наблюдение

 

Полукопии прототипов из бумаги.

78

 

  1.  

 

 

Историческая справка, техническая информация, технология изготовления копий прототипов

2

Смешанная.

 

 

Лабораторная работа

  1.  

 

 

Стандартный самолет. Разметка листа, обозначения заготовок, раскрой листа  на заготовки. Изготовление фюзеляжа.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Изготовление крыла, хвостового оперения. Разметка рулей и их окраска. Сборка хвостового оперения.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Раскраска крыла. Сборка модели в целом. Регулировка.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Пробные запуски. Регулировка. Запуски модели на зачет

2

Конкурс.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Биплан. Разметка заготовок на листе, обозначения, раскрой. Изготовление фюзеляжа

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Изготовление крыльев и хвостового оперения, разметка рулей и их окраска

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Сборка модели в целом с предварительной подгонкой и окраской ее узлов согласно чертежа

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Пробные запуски. Балансировка. Регулировка рулей. Запуски на зачет

2

Конкурс.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Акробат. Разметка заготовок на листе, раскрой, разметка. Изготовление фюзеляжа

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Изготовление крыла и его раскраска. Изготовление хвостового оперения, раскраска и разметка.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Сборка модели в целом, подгонка, балансировка, доводка.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Р-47 «Молния» Разметка заготовок на листе, обозначения, раскрой. Изготовление фюзеляжа

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Изготовление узлов модели и их раскраска. Подготовка и частичная сборка модели.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Запуски модели и ее доводка. Зачетные запуски. Поощрения победителей.

2

Конкурс.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Несущий корпус. Разметка заготовок на листе, обозначения, раскрой.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Изготовление фюзеляжа. Изготовление узлов модели и их раскраска. Подготовка и частичная сборка модели.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Сборка модели. Балансировка и пробные запуски

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Доводка модели. Подготовка  к стенду. Зачетные запуски. Поощрение.

2

Конкурс.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Планер. Разметка заготовок на листе, обозначения, раскрой. Изготовление фюзеляжа

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Изготовление узлов модели и их раскраска. Подгонка и частичная сборка модели.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Сборка модели. Балансировка доводка, пробные запуски.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Подготовка модели к стенду. Запуски модели на зачет

2

Смешанная.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

F-16 «Сокол» Разметка заготовок на листе, обозначения и раскрой. Изготовление фюзеляжа

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Изготовление узлов модели: крыло, хвостовое оперение, гаргрот, кабина.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Подгонка узлов, сборка модели, раскраска, подготовка к стенду

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Стенд, пробные запуски, зачет. Подведение итогов.

2

Смешанная.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

F-18 «Шершень» Разметка листа, обозначение заготовок, раскрой, изготовление фюзеляжа

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Изготовление узлов модели: крыло, хвостовое оперение, гаргрот, кабина.

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Подгонка узлов, сборка модели, раскраска, подготовка к стенду

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Сборка модели,

2

Практическая работа

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Раскраска, подготовка к стенду

2

Практическая работа

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Стенд-модели. Пробные запуски. Запуски на зачет. Итоги.

2

Смешанная

 

 

Лабораторная работа

  1.  

 

 

«Авиалайф». Разметка листа, обозначения. Раскрой заготовок, изготовление фюзеляжа

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Разметка, изготовление узлов модели. Раскраска, сборка узлов. Частичная сборка модели.

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Подгонка узлов, сборка модели в целом. Раскраска, подготовка модели к стенду

2

Практическая работа.

 

 

Практическая работа

  1.  

 

 

Стенд, пробные запуски, балансировка. Запуски на зачет

2

Конкурс.

 

 

Конкурс.

  1.  

 

 

Посещение показательных выступлений в поле группы

2

Практическая работа.

 

 

Педагогическое наблюдение

  1.  

 

 

Показательные выступления чемпионов группы для родителей

2

Смешанная.

 

 

Педагогическое наблюдение

 

Итоговое занятие.

2

 

  1.  

 

 

Заключительное занятие. Подведение итогов. Планы на лето. Поощрения призеров

2

Смешанная.

 

 

Выставка

Итого:

144

 


2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.2.1.Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа:

– помещения для занятий, оборудованные:

1.     Стулья – 12 шт.

2.     Парты – 12 шт.

3.     Стол для педагога – 1 шт.

4.     Стул для педагога – 1шт.

5.     Шкаф для оборудования – 1 шт.

6.     Стеллажи для инструментов – 2 шт.

7.     Чертежная доска – 1 шт.

8.     Полки для литературы – 4 шт.

9.     Шкаф для моделей – 3 шт.

10.  Стол для слесарных работ – 1шт.

11.  Стол-верстак для столярных работ – 1 шт.

12.  Шкаф для незаконченных работ – 3 шт.

13.  Аптечка – 1 шт.

 

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся):
Станки и вспомогательное оборудование

1.     Комбинированный станок УБДС по дереву – 1 шт.

2.     Токарно-винторезный станок – 1 шт.

3.     Фрезерный станок – 1 шт.

4.     Заточный станок – 1 шт.

5.     Сверлильный станок – 2шт.

6.     Шлифовальный по дереву – 1 шт.

7.     Шуруповерт – 1 шт.

8.     Дрель электрическая.

9.     Принудительная вентиляция – 1 комплект.

10.  Покрасочный шкаф.

11. Компрессор малый – 1 шт.

 

Материалы, клей, лакокраски


1.     Древесина разных пород

2.     Бумага разных видов

3.     Фанера 0,5 – 6мм

4.     Пенопласт потолочный

5.     Пеноплекс

 

6.     Калька

7.     Картон

8.     Нитки

9.     Проволока

10.  Пластик

11.  Проволока медная

12.  Резина модельная

13.  Свинец

14.  Шпатлевка по дереву

15.  Лак бесцветный на водной основе

16.  Краски разных цветов

17.  Растворитель 650

18.  Клеи: «Момент», ПВА, нитроцеллюлозный, эпоксидный


 

Инструменты

1.     Плоскогубцы – 3 шт.

2.     Пассатижи – 2 шт.

3.     Круглогубцы – 3 шт.

4.     Отвертки – 5 шт.

5.     Ручные ножницы по металлу – 1 шт.

6.     Шило – 3 шт.

7.     Молоток слесарный – 2 шт.

8.     Киянка – 2 шт.

9.     Ножовка по металлу с полотнами – 1 шт.

10.  Ножовка по дереву – 2 шт.

11.  Напильники разных сечений – 15-20 шт.

12.  Рашпили 2-3 типов – по 1 шт.

13.  Шлифовальная шкурка – 10 кв.м.

14.  Чертилка – 2 шт.

15.  Разметочный циркуль – 1 шт.

16.  Кернер – 2 шт.

17.  Линейки металлические длиной, (мм):

·        до 150 мм – 10 шт.

·        300-400 – 5 шт.

·        1000 мм – 1 шт.

18.  Штангенциркуль – 2 шт.

19.  Микрометр – 1 шт.

20.  Угольник – 1 шт.

21.  Лобзик с пилочками – 8 шт.

22.  Стамески – 5 шт.

23.  Рубанки малые – 5 шт.

24.  Бормашина «Гном» – 1 шт.

25.  Станок «Умелые руки» – 1 шт.

26.  Чертежный инструмент – 1 комплект.

27.  Аэрограф – 2 шт.


 

2.2.3. Информационное обеспечение (аудио-видео-фото-интернет-источники)

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

1.Авиобаза: http://forums.airbase.ru

2. Авиамоделирование https://pikabu.ru/tag/ /ho

3. Моделирование для начинающихhttp://nach-mod-class.ucoz.ru

4. Модель своими руками http://wsesam.ru/text/Byistroe-izgotovlenie-aviamodeli-svoimi-rukami.html

5. Модели и макеты самолётов.http://modellmix.su/

6. Авиамоделизм. http://mexalib.com

7. Авиамоделизм с чего начать http://rc-aviation.ru

8. Ютуб. youtube.com

9.Советы начинающим авиамоделистам. rcdesign.ru

 

2.2.4. Кадровое обеспечение

Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства научно-технической деятельностью учащихся. 

Набоков Андрей Николаевич – первая квалификационная категория, стаж педагогической работы – 10 лет, образование – высшее педагогическое, педагог-психолог, имеет большой опыт работы с детьми, занимающимися техническим творчеством.

2.3. ФОРМЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговая аттестация детей, посещающих авиамодельное объединение, является добровольной, что не ущемляет личности ребенка и дает ему возможность свободно продемонстрировать свои знания. Предметом проверки являются знания, умения и навыки детей, полученные ими в процессе обучения. Основными принципами аттестации являются учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, свобода выбора педагогом методов и форм проведения аттестации и оценки результатов; открытость результатов аттестации для родителей.

В качестве основных средств контроля используются: беседа, устный опрос, участие воспитанника в соревнованиях по авиамодельному спорту; итоговая выставка.

2.4.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Система оценки учебных достижений позволяет проследить связи процесса усвоения программного материала на разных его этапах, поэтому предполагает предварительный (вводный) контроль, текущий (тематический) контроль, итоговый контроль (может касаться как отдельного цикла обучения, так и какого-либо раздела).

Учебные достижения обучающихся (усвоение программного материала) в дополнительном образовании необходимо рассматривать, в первую очередь, как систему творческой самореализации детей.

Формы подведения итогов

·     игровые конкурсы

·     наблюдения

·     выставка,

·     соревнования

 

2.5.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися на уроках в школе в соответствии с обязательным образовательным минимумом и занятий в авиамодельной лаборатории. Основное внимание учащихся на занятиях обращается на совершенствование навыков и умений, качество изготавливаемых моделей, узлов и деталей.

Создание ситуаций необходимости применения теоретических знаний, полученных в школе на уроках физики, математики, химии, черчения, на практических занятиях. В процессе работы над моделями, ходовых испытаний и участия в соревнованиях учащиеся знакомятся с историей авиастроения, изучают жизнь и деятельность выдающихся ученых и конструкторов, достижения и перспективы развития авиастроения.

На сообщение теоретических сведений следует отводить не более 15% учебного времени. Примечательно то, что теория дается в связи с предстоящей практической работой. Изложение теории проводится постепенно, иногда ограничиваясь лишь краткими беседами и пояснениями по ходу учебного процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым, необходимо развивать его постоянно, излагая материал по степени трудности применения его на практике.

С первых занятий учащиеся приучаются к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем месте. Перед практической работой с инструментом и на станочном оборудовании проводится инструктаж по технике безопасности и периодически повторяется в процессе работы.

Все практические работы учащихся могут быть учебными и творческими. Каждое новое задание у учащихся должно заканчиваться готовой моделью или изделием для модели. Как показывает практика, выполнение этого правила способствует большей заинтересованности учащихся в дальнейшей работе, ускорению формирования у них навыков и умений, а также побуждению творческой активности. Очень важно отметить, что в процессе работы над моделью учащиеся приходят к выводу: любое техническое решение должно быть подвергнуто практической проверке.

Для повышения трудовой активности, регулирования мышечной нагрузки и отдыха глаз в ходе занятий чередуются виды деятельности учащихся.

Программа составлена так, чтобы, с одной стороны, она была бы выполнима и не перегружала детей, а с другой – способствовала развитию творческих способностей детей.

Снижению возраста начинающих моделистов способствует желание детей расширить кругозор, попробовать себя в различных видах деятельности, заполнить свободное от школы время и поиск интересного дела. Кроме того, родители через учреждение дополнительного образования хотят привить своим детям такие качества, как: самостоятельность, усидчивость, способность решать творческие задачи и т. п.

Начальный этап обучения, в соответствии с числом моделей, разбит на три стадии, каждая из которых заканчивается постройкой модели и получением определенных практических знаний о аэродинамике и регулировании модели в полёте. Модели изготавливаются с использованием шаблонов и простейших чертежей. В конце каждой стадии обучения проводится итоговое занятие в форме выставки, соревнования, демонстрации лучших достижений отдельных учащихся, показательных выступлений и т.п. Итоговое занятие заканчивается выявлением лучших работ и лучших учащихся.

Образовательные технологии

 

Технология индивидуализации обучения

Индивидуализация обучения – это: 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Технология дифференцированного обучения

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. В решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности я опираюсь на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей.

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся. Дифференциация обучения – это способ увлечь учащихся вперед по пути знаний, а не отсекать и не бросать отстающих.

Технология проблемного обучения

М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

 

 

Технология проектной деятельности

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Здоровьесберегающие технологии

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательная литература:

Для педагога:

 

1.     Гаевский O.K. Авиамоделирование. М.: ДОСААФ, 1990.

2.     Гаевский O.K. Авиамодельные двигатели. М,; ДОСААФ,1973.

3.     Гончаренко В.В. Техника и тактика парящих полётов. М.: ДОСААФ, 1974,

4.     Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. М.; Просвещение. 1984.

5.     Кокунина Л.Х. Основы аэродинамики. М.: Транспорт, 1976.

6.     Костенко И. К. Демин С.И. Советские самолёты М,;  ДОСААФ,1973.

7.     Костенко И.К. Микиртумов Э.Н. Летающие модели. М. Москва. 1973.

8.     Лагутин О.В. Самолёт на столе. М.; «Аэрохобби»1997.

9.     Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. М.: Воениздат, 1980.

10. Рожков B.C. Авиамодельный кружок. М.: Просвещение,! 986.

11. Сироткин Ю.А. В воздухе летающие модели. М. Москва. 1973.

12. Спунда Б. Летающие модели вертолётов. М. Мир.; 1988.

13. Смирнов Э.П. Как сконструировать и построить летающую модель. М.: ДОСААФ, 1973.

14. Фомин В.И. Назаров А.Ш. Авиамодельный спорт. М. Москва. ДОСААФ. 1985.

 

Для детей:

1.     «Авиамодельный кружок» В.С. Рожков, Москва «Просвещение» 1986.

2.     Большаков И.С., Сергеев М.А. Справочник слесаря. Л.: Лениздат, 1974.

3.     Миклашевский Г. Спутник юного авиастроителя. М. Москва. 1979.

4.     Павлов А. П. Твоя первая модель. М. Москва. 1979.

5.     Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель. М.; Москва 1973.

6.     В. Шурыгин, В. Тютин « FlG-для молодых спортсменов». Журнал «Моделизм-спорт и хобби» № 5, 1999.

7.     Тютин В.Ф. «Стрекоза-победительница». Журнал «Моделист-конструктор» № 4, 1990.

 

Периодические издания

1.     Журнал «Моделист конструктор», изд. Гангут

2.     Журнал «Мир техники», изд. Моделист конструктор


 

 

КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «________________________»

 

«________________»                            ____________                      __________________________                                _____________                                            

                      объединение                                                           год обучения                                           Ф.И.О. педагога                                                           дата наблюдения

Ф.И. воспитанника,

возраст

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Теоретические знания

Владение специальной терминологией

Практические умения и навыки

Владение специальным оборудованием и оснащением

Творческие навыки

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод диагностики

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный) и др.

Собеседование (индивидуальное и групповое) и др.

Контрольное задание и др.

Контрольное задание и др.

Контрольное задание и др.

 


 

 

ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА

 

Ф.И. воспитанника

Учебно-интеллектуальные умения

Учебно-коммуникативные умения

Учебно-организационные умения и навыки

Методы диагностики

Умение подбирать и анализировать спец.литературу

Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

Умение слушать и слышать педагога

Умение выступать перед аудиторией

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Умение организовать свое рабочее место

Навыки соблюдения правил ТБ

Умение аккуратно выполнять работу

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ

 

 

 

Исследовательские работы

 

 

 

Наблюдения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

КЛЮЧ К ТЕХНОЛОГИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

                                                                                                                                                                                                                                                              Возможное количество баллов от 2 до 5

№ п.п.

Оцениваемые параметры (ожидаемые результаты)

Критерии (мерило)

Степень выраженности оцениваемого качества

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

Теоретическая подготовка

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы).

 

 

 

 

 

 

Владение специальной терминологией

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям (в программе определено - «Дети должны знать»)

 

 

 

 

 

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- минимальный уровень: менее ½  объема знаний, предусмотренных программой;

- средний уровень: более ½ объема знаний;

- максимальный уровень: практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период.

- минимальный уровень: как правило, избегает употребления специальных терминов;

- средний уровень: сочетает специальную терминологию с бытовой;

- максимальный уровень: специальные термины употребляются осознано и в полном  соответствии с их содержанием.

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

 

 

 

 

 

Владение специальным оборудованием и оснащение

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие навыки

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям (в программе определено как «Дети должны уметь»)

 

 

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

 

 

 

 

 

 

Креативность в выполнении практических заданий

- минимальный уровень: менее ½ предусмотренных умений и навыков;

- средний балл: более ½ объема усвоенных умений и навыков;

- максимальный уровень: практически все умения и навыки.

- минимальный уровень: серьезные затруднения при работе с оборудованием;

- средний уровень: работа с оборудованием с помощью педагога;

- максимальный уровень: работа с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей.

- начальный уровень развития креативности: выполнение лишь простейших практических заданий педагога;

- репродуктивный уровень: выполнение в основном задания на основе образца;

- творческий уровень: выполнение практических заданий с элементами творчества.

 


Скачано с www.znanio.ru