Рабочая программа

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 59.doc

 

РАССМОТРЕНО                                                                          СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

На заседании школьного методического совета                                                заместитель директора по УВР                                                     Директор МБОУ «СОШ №42»г.Перми         

Протокол      №1 от 11.09.2017                                                                                                        Н.В. Глухих                                                                                           Н.В.Наугольных   

                                                                                                                            12.09.2017                                                                                           Приказ №207 от 15.09.2017        

 

 

 

 

 

Адаптивная основная общеобразовательная программа по биологии для учащихся 7го класса с задержкой психического развития

 

 

Вотинова Галина Геннадьевна

учитель биологии

 

 

 

 

 

 

г. Пермь

2017-2018 учебный год 

 


 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора В.Б Захарова, Н.И. Сонина Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (Федеральный компонент). Особое внимание уделяется учету возрастных и психо-физических особенностей учащихся с ЗПР. Курс направлен на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 

Цели обучения:

·         освоение знаний о живой природе и средообразующей роли живых организмов;

·         овладение умением работать с биологическими справочниками, наблюдением за биологическими объектами;

·         развитие и коррекция познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения живой природы;

·         воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

·         использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; соблюдением правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа для 7 классов предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки посвящены общей характеристике рассматриваемой группы, вторые – разнообразию видов, их жизнедеятельности, распространенности. Это согласуется с возрастными особенностями развития учащихся с ЗПР.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы способствуют детям развивать основные познавательные процессы, дает возможность расширить кругозор у детей с ЗПР, помогают систематизации учебного материала.

Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно, в виде творческих заданий (доклады, сообщения). Практически на каждом уроке используются краеведческие сведения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.

а также методических пособий для учителя:

1) Е.Т. Бровкина, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 кл.: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина. – М. Дрофа,2006г

2)  Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -138 с;

3)  Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа.

 

Общее количество часов – 70

 


Требования к уровню подготовки:

 

Изучение биологии должно предоставить учащимся возможность:

 

– ознакомиться с методологией биологического исследования, овладеть умениями проводить наблюдения за организмами и экосистемами, описывать, выявлять и оценивать антропогенные изменения в природе;

 

– овладеть системой знаний о наиболее общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы: клеточном, организменном, популяционно-видовом, экосистемном;

 

– познакомиться с фундаментальными открытиями в биологической науке, историей развития и становления современных представлений о живой природе;

 

– научиться обосновывать единство живой и неживой природы; родство живых организмов; меры профилактики наследственных заболеваний и ВИЧ-инфекции; необходимость охраны видов, экосистем, биосферы, сохранения равновесия в природе; соблюдения правил поведения в природе и обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

 

 

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

7

2

 

 

Сборник нормативных документов. Биология. – М., Дрофа, 2005

Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. – М., Дрофа, 2007.

Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г.

– Биология. Многообразиеживых организмов. 7 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. М.В. Высоцкая - Волгоград: Учитель, 2006

– Н.Ю. Захарова. Тематическое планирование по биологии. 7 класс. – М., Экзамен, 2006

 


Рабочая программа по биологии. 7 класс (2 ч/нед.)

 

№ п/п

Содержание

(тема урока)

Примечание

 

I четверть

 

 

Введение

1

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Инструктаж по ОТ

ИОТ

2

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции.

 

3

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства Бактерий, грибов, Растений и Животных.

 

 

Раздел 1. Царство Прокариоты

 

Тема 1. Многообразие, особенности строения и происхождения

прокариотических организмов

3

4

Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Строение бактериальной клетки.

 

5

Распространенность и роль бактерий в природе, жизни человека (роль в биоценозах и медицинское значение). Использование бактерий в биотехнологии.

 

6

Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

 

 

Раздел 2. Царство Грибы

 

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

7

Общая характеристика грибов. Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

 

8

Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Использование грибов в биотехнологии. Л.р. № 2 «Строение плодового тела шляпочного гриба»

 

9

Съедобные и ядовитые грибы Тульской области. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

Р.к.1

 

Тема 2.2. Лишайники

1

10

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Распространенность и роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

 

 

Раздел 3. Царство Растения

16 ч

 

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2

11

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы растений. Регуляция жизнедеятельности растений.

 

12

Фотосинтез. Систематика растений: низшие и высшие растения.

 

 

Тема 3.2. Подцарство Низшие растения

2

13

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика, особенности строения тела водорослей. Л.р. № 3 «Строение спирогиры»

 

14

Многообразие водорослей. Распространение, экологическая роль, практическое значение водорослей.

 

 

Тема 3.3. Подцарство Высшие растения

4

15

Общая характеристика Высших растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

 

16

Споровые растения. Отдел Моховидные. Распространение и роль в биоценозах. Л.р. № 4 «Строение мха кукушкина льна. Строение сфагнума»

 

17

Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Распространение и роль в биоценозах. Л.р. № 5 «Строение хвоща»

 

18

Отдел Папоротниковидные. Распространение папоротников в природе и роль в биоценозах. Л.р. № 6 «Строение папоротника»

 

 

II четверть

 

 

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

2

19

Происхождение и особенности организации голосеменных растений. Жизненные формы голосеменных. Л.р. № 7 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны»

 

20

Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

 

 

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения

6

21

Особенности организации покрытосеменных растений. Усложнение растений в процессе эволюции. Жизненные формы покрытосеменных.

 

22

Систематика отдела Покрытосеменных. Признаки классов Однодольные и Двудольные. Л.р. № 8 «Строение пшеницы. Строение шиповника»

 

23

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаковые.

 

24

Класс Двудольные. Семейства Розоцветных, Крестоцветных, Бобовых.

 

25

Многообразие, распространенность цветковых. Роль в природе и жизни человека. Охраняемые растения Тульской области.

Р.к2

26

Повторение, обобщение и коррекция знаний по пройденному материалу

 

 

Раздел 4. Царство Животные

38 ч.

 

Тема 4.1. Общая характеристика животных

1

27

Животный организм как целостная система. Особенности организации животных. Систематика животных. Усложнение животных в процессе эволюции.

 

 

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

28

Общая характеристика простейших. Особенности организации клеток, специальные органоиды. Л.р. № 9 «Строение инфузории-туфельки»

 

29

Разнообразие простейших, их роль в биоценозах, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными (простейшими)

 

 

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные

1

30

Общая характеристика многоклеточных. Тип Губки.

 

 

Тема 4.4. Двухслойные животные – Кишечнополостные

3

31

Особенности кишечнополостных, их размножение. Бесполое и половое размножение кишечнополостных

 

32

Л.р. № 10 «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость и движение гидры»

 

 

III четверть

 

33

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

 

 

Тема 4.5. Трехслойные животные – Тип Плоские черви

2

34

Особенности организации плоских червей. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах.

 

35

Классы Сосальщиков и ленточных червей. Многообразие плоских червей - паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

 

 

Тема 4.6. Первичнополостные – Тип Круглые черви

1

36

Особенности организации круглых червей. Свободноживущие и паразитические черви. Меры профилактики аскаридоза.

 

 

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

3

37

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червы нереиды). Л.р. № 11 «Внешнее строение дождевого червя»

 

38

Многообразие кольчатых червей: многощетинковые, малощетинковые, пиявки. Роль кольчатых червей в биоценозах.

 

39

Повторение, обобщение и коррекция знаний по пройденному материалу. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных, человека.

 

 

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

40

Особенности организации моллюсков. Л.р. № 12. «Внешнее строение моллюска»

 

41

Многообразие моллюсков. Роль моллюсков в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

 

 

Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

42

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих, их классификация.

 

43

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса Ракообразные на примере речного рака. Л.р. № 13. «Внешнее строение речного рака»

 

44

Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Ракообразные в Тульской области

Р.к3

45

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

 

46

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса Насекомых. Л.р. № 14. «Внешнее строение насекомого»

 

47

Отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом.

 

48

Многообразие и роль насекомых в биоценозах и для человека в Тульской области. Меры профилактики заболеваний, вызываемых членистоногими.

Р.к4

 

Тема 4.10 Тип Хордовые. Бесчерепные животные

1

49

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

 

 

Тема 4.11. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

50

Общая характеристика позвоночных. Общая характеристика надкласса Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

 

51

Многообразие видов рыб и черты приспособления к среде обитания. Роль рыб в природе и хозяйственной деятельности человека

 

 

Тема 4.12. Класс Земноводные

2

52

Общая характеристика класса Земноводные как первых наземных позвоночных. Приспособление земноводных к средам обитания.

 

53

Экологическая роль и многообразие земноводных. Земноводные Тульской области

Р.к5

 

IV четверть

 

 

Тема 4.13. Класс Пресмыкающиеся

2

54

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся как первичноназемных животных.

 

55

Распространение и многообразие форм рептилий. Роль в природе и жизни человека. Вымершие группы пресмыкающихся.

 

 

Тема 4.14. Класс Птицы

4

56

Общая характеристика класса Птицы. Особенности организации летающих (килегрудых) птиц.

 

57

Экологическая дифференцировка летающих птиц.

 

58

Охрана птиц Тульской области и ее значение.

р.к6

59

Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

 

 

Класс Млекопитающие

5

60

Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих.

 

61

Основные отряды млекопитающих. Л.р. № 15 «Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов. Особенности строения млекопитающих на муляже»

 

62

Экологическая роль млекопитающих в процессе эволюции. Приспособления млекопитающих к жизни в разных средах обитания.

 

63

Роль млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Домашние млекопитающие.

 

64

Многообразие млекопитающих. Охрана ценных зверей. Охрана млекопитающих в Тульской области

Р.к7

 

Раздел 5. Царство вирусы

2 ч

65

Вирусы – неклеточные формы. История их открытия. Строение вируса, взаимодействие его с клеткой.

 

66

Вирусы – переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами

 

67

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции

 

68

Повторение, обобщение, коррекция знаний по курсу биологии «Многообразие живых организмов»

 

69

Повторение, обобщение, коррекция знаний краеведческого характера.

 

70

Итоговое повторение, обобщение, систематизация и коррекция знаний за курс 7 класса