РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании школьного методического совета заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №42»г.Перми
Протокол №1 от 11.09.2017 Н.В. Глухих Н.В.Наугольных
12.09.2017 Приказ №207 от 15.09.2017
Адаптивная основная общеобразовательная программа по биологии для учащихся 7го класса с задержкой психического развития
Вотинова Галина Геннадьевна
учитель биологии
г. Пермь
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора В.Б Захарова, Н.И. Сонина Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (Федеральный компонент). Особое внимание уделяется учету возрастных и психо-физических особенностей учащихся с ЗПР. Курс направлен на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цели обучения:
· освоение знаний о живой природе и средообразующей роли живых организмов;
· овладение умением работать с биологическими справочниками, наблюдением за биологическими объектами;
· развитие и коррекция познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения живой природы;
· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; соблюдением правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа для 7 классов предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки посвящены общей характеристике рассматриваемой группы, вторые – разнообразию видов, их жизнедеятельности, распространенности. Это согласуется с возрастными особенностями развития учащихся с ЗПР.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы способствуют детям развивать основные познавательные процессы, дает возможность расширить кругозор у детей с ЗПР, помогают систематизации учебного материала.
Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно, в виде творческих заданий (доклады, сообщения). Практически на каждом уроке используются краеведческие сведения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.
а также методических пособий для учителя:
1) Е.Т. Бровкина, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 кл.: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина. – М. Дрофа,2006г
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -138 с;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа.
Общее количество часов – 70
Требования к уровню подготовки:
Изучение биологии должно предоставить учащимся возможность:
– ознакомиться с методологией биологического исследования, овладеть умениями проводить наблюдения за организмами и экосистемами, описывать, выявлять и оценивать антропогенные изменения в природе;
– овладеть системой знаний о наиболее общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы: клеточном, организменном, популяционно-видовом, экосистемном;
– познакомиться с фундаментальными открытиями в биологической науке, историей развития и становления современных представлений о живой природе;
– научиться обосновывать единство живой и неживой природы; родство живых организмов; меры профилактики наследственных заболеваний и ВИЧ-инфекции; необходимость охраны видов, экосистем, биосферы, сохранения равновесия в природе; соблюдения правил поведения в природе и обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
|
Класс |
Количество часов в неделю согласно учебному плану |
Реквизиты программы |
УМК обучающихся |
УМК учителя |
||
|
Федеральный компонент |
Региональный компонент |
Школьный компонент |
||||
|
7 |
2 |
|
|
Сборник нормативных документов. Биология. – М., Дрофа, 2005 |
Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. – М., Дрофа, 2007. Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. |
– Биология. Многообразиеживых организмов. 7 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. М.В. Высоцкая - Волгоград: Учитель, 2006 – Н.Ю. Захарова. Тематическое планирование по биологии. 7 класс. – М., Экзамен, 2006
|
Рабочая программа по биологии. 7 класс (2 ч/нед.)
|
№ п/п |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
|
|
I четверть |
|
|
|
Введение |
3ч |
|
1 |
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Инструктаж по ОТ |
ИОТ |
|
2 |
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. |
|
|
3 |
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства Бактерий, грибов, Растений и Животных. |
|
|
|
Раздел 1. Царство Прокариоты |
3ч |
|
|
Тема 1. Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов |
3 |
|
4 |
Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Строение бактериальной клетки. |
|
|
5 |
Распространенность и роль бактерий в природе, жизни человека (роль в биоценозах и медицинское значение). Использование бактерий в биотехнологии. |
|
|
6 |
Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. |
|
|
|
Раздел 2. Царство Грибы |
4ч |
|
|
Тема 2.1. Общая характеристика грибов |
3 |
|
7 |
Общая характеристика грибов. Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» |
|
|
8 |
Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Использование грибов в биотехнологии. Л.р. № 2 «Строение плодового тела шляпочного гриба» |
|
|
9 |
Съедобные и ядовитые грибы Тульской области. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. |
Р.к.1 |
|
|
Тема 2.2. Лишайники |
1 |
|
10 |
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Распространенность и роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. |
|
|
|
Раздел 3. Царство Растения |
16 ч |
|
|
Тема 3.1. Общая характеристика растений |
2 |
|
11 |
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы растений. Регуляция жизнедеятельности растений. |
|
|
12 |
Фотосинтез. Систематика растений: низшие и высшие растения. |
|
|
|
Тема 3.2. Подцарство Низшие растения |
2 |
|
13 |
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика, особенности строения тела водорослей. Л.р. № 3 «Строение спирогиры» |
|
|
14 |
Многообразие водорослей. Распространение, экологическая роль, практическое значение водорослей. |
|
|
|
Тема 3.3. Подцарство Высшие растения |
4 |
|
15 |
Общая характеристика Высших растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. |
|
|
16 |
Споровые растения. Отдел Моховидные. Распространение и роль в биоценозах. Л.р. № 4 «Строение мха кукушкина льна. Строение сфагнума» |
|
|
17 |
Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Распространение и роль в биоценозах. Л.р. № 5 «Строение хвоща» |
|
|
18 |
Отдел Папоротниковидные. Распространение папоротников в природе и роль в биоценозах. Л.р. № 6 «Строение папоротника» |
|
|
|
II четверть |
|
|
|
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения |
2 |
|
19 |
Происхождение и особенности организации голосеменных растений. Жизненные формы голосеменных. Л.р. № 7 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны» |
|
|
20 |
Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. |
|
|
|
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения |
6 |
|
21 |
Особенности организации покрытосеменных растений. Усложнение растений в процессе эволюции. Жизненные формы покрытосеменных. |
|
|
22 |
Систематика отдела Покрытосеменных. Признаки классов Однодольные и Двудольные. Л.р. № 8 «Строение пшеницы. Строение шиповника» |
|
|
23 |
Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаковые. |
|
|
24 |
Класс Двудольные. Семейства Розоцветных, Крестоцветных, Бобовых. |
|
|
25 |
Многообразие, распространенность цветковых. Роль в природе и жизни человека. Охраняемые растения Тульской области. |
Р.к2 |
|
26 |
Повторение, обобщение и коррекция знаний по пройденному материалу |
|
|
|
Раздел 4. Царство Животные |
38 ч. |
|
|
Тема 4.1. Общая характеристика животных |
1 |
|
27 |
Животный организм как целостная система. Особенности организации животных. Систематика животных. Усложнение животных в процессе эволюции. |
|
|
|
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные |
2 |
|
28 |
Общая характеристика простейших. Особенности организации клеток, специальные органоиды. Л.р. № 9 «Строение инфузории-туфельки» |
|
|
29 |
Разнообразие простейших, их роль в биоценозах, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными (простейшими) |
|
|
|
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные |
1 |
|
30 |
Общая характеристика многоклеточных. Тип Губки. |
|
|
|
Тема 4.4. Двухслойные животные – Кишечнополостные |
3 |
|
31 |
Особенности кишечнополостных, их размножение. Бесполое и половое размножение кишечнополостных |
|
|
32 |
Л.р. № 10 «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость и движение гидры» |
|
|
|
III четверть |
|
|
33 |
Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. |
|
|
|
Тема 4.5. Трехслойные животные – Тип Плоские черви |
2 |
|
34 |
Особенности организации плоских червей. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. |
|
|
35 |
Классы Сосальщиков и ленточных червей. Многообразие плоских червей - паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний. |
|
|
|
Тема 4.6. Первичнополостные – Тип Круглые черви |
1 |
|
36 |
Особенности организации круглых червей. Свободноживущие и паразитические черви. Меры профилактики аскаридоза. |
|
|
|
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви |
3 |
|
37 |
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червы нереиды). Л.р. № 11 «Внешнее строение дождевого червя» |
|
|
38 |
Многообразие кольчатых червей: многощетинковые, малощетинковые, пиявки. Роль кольчатых червей в биоценозах. |
|
|
39 |
Повторение, обобщение и коррекция знаний по пройденному материалу. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных, человека. |
|
|
|
Тема 4.8. Тип Моллюски |
2 |
|
40 |
Особенности организации моллюсков. Л.р. № 12. «Внешнее строение моллюска» |
|
|
41 |
Многообразие моллюсков. Роль моллюсков в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. |
|
|
|
Тема 4.9. Тип Членистоногие |
7 |
|
42 |
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих, их классификация. |
|
|
43 |
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса Ракообразные на примере речного рака. Л.р. № 13. «Внешнее строение речного рака» |
|
|
44 |
Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Ракообразные в Тульской области |
Р.к3 |
|
45 |
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. |
|
|
46 |
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса Насекомых. Л.р. № 14. «Внешнее строение насекомого» |
|
|
47 |
Отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. |
|
|
48 |
Многообразие и роль насекомых в биоценозах и для человека в Тульской области. Меры профилактики заболеваний, вызываемых членистоногими. |
Р.к4 |
|
|
Тема 4.10 Тип Хордовые. Бесчерепные животные |
1 |
|
49 |
Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. |
|
|
|
Тема 4.11. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы |
2 |
|
50 |
Общая характеристика позвоночных. Общая характеристика надкласса Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы. |
|
|
51 |
Многообразие видов рыб и черты приспособления к среде обитания. Роль рыб в природе и хозяйственной деятельности человека |
|
|
|
Тема 4.12. Класс Земноводные |
2 |
|
52 |
Общая характеристика класса Земноводные как первых наземных позвоночных. Приспособление земноводных к средам обитания. |
|
|
53 |
Экологическая роль и многообразие земноводных. Земноводные Тульской области |
Р.к5 |
|
|
IV четверть |
|
|
|
Тема 4.13. Класс Пресмыкающиеся |
2 |
|
54 |
Общая характеристика класса Пресмыкающиеся как первичноназемных животных. |
|
|
55 |
Распространение и многообразие форм рептилий. Роль в природе и жизни человека. Вымершие группы пресмыкающихся. |
|
|
|
Тема 4.14. Класс Птицы |
4 |
|
56 |
Общая характеристика класса Птицы. Особенности организации летающих (килегрудых) птиц. |
|
|
57 |
Экологическая дифференцировка летающих птиц. |
|
|
58 |
Охрана птиц Тульской области и ее значение. |
р.к6 |
|
59 |
Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. |
|
|
|
Класс Млекопитающие |
5 |
|
60 |
Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих. |
|
|
61 |
Основные отряды млекопитающих. Л.р. № 15 «Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов. Особенности строения млекопитающих на муляже» |
|
|
62 |
Экологическая роль млекопитающих в процессе эволюции. Приспособления млекопитающих к жизни в разных средах обитания. |
|
|
63 |
Роль млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Домашние млекопитающие. |
|
|
64 |
Многообразие млекопитающих. Охрана ценных зверей. Охрана млекопитающих в Тульской области |
Р.к7 |
|
|
Раздел 5. Царство вирусы |
2 ч |
|
65 |
Вирусы – неклеточные формы. История их открытия. Строение вируса, взаимодействие его с клеткой. |
|
|
66 |
Вирусы – переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами |
|
|
67 |
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции |
|
|
68 |
Повторение, обобщение, коррекция знаний по курсу биологии «Многообразие живых организмов» |
|
|
69 |
Повторение, обобщение, коррекция знаний краеведческого характера. |
|
|
70 |
Итоговое повторение, обобщение, систематизация и коррекция знаний за курс 7 класса |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.