Адаптированная (коррекционная) рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ (VIII вида) (Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида / Авт. сост. С. Ю. Ильина)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена для (Ф.И. учащегося) на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МКОУ « Бодеевская СОШ»:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Чтение и развитие речи». М.: «Просвещение», 2010 г.
Чтение
и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения
во многом зависит успешность всего школьного обучения. У учащихся
формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
В программе дается тематика
произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу
текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно, постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение формируется постепенно, во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Работа с иллюстративным материалом – один из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений. В настоящей программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками учебного материала учтена система межпредметных связей.
Цели и задачи обучения
Цель: повышение уровня общего и речевого развития учащихся, их социальная адаптация и реабилитация.
Задачи обучения чтению во 2 классе:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
осмысленно воспринимать прочитанное;
формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
выработка умения правильно строить предложения;
формировать нравственные качества.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать умение сравнивать и обобщать
Развивать речь, владение техникой речи с опорой на математическую деятельность
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Формировать навыки самоконтроля
Создавать условия для развития мыслительных операций : анализ, синтез, классификация, обобщение
Развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение и другие качества мышления, оптимально формируемых средствами математики.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Техника чтения
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками. Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Тексты для заучивания:
Сеф Р. «Я могу считать до ста…»
Школьные загадки.
Осенние загадки.
Загадки о животных
Птичьи загадки Зимние загадки.
Загадки о наших питомцах
Красильников Н. Доброе утро.
Модзалевский Л. Появление весны.
Весенние загадки.
Летние загадки
Книжкины загадки.
Произведения для внеклассного чтения.
Ушинский К. Четыре желания.
Козлов С. Осенние корабли.
Петушок - золотой гребешок.
Маша и медведь.
Паустовский К. Кот-ворюга. Рассказы.
Стихи Агнии Барто (Сторож, Уехали)
Соколов - Микитов И. Листопадничек.
Маршак С. Про всё на свете.
Чаплина В. Птицы под нашим окном.
Горький М. Воробьишко.
Козлов С. Снег пошёл.
Успенский Э.Каникулы в Простоквашино.
Житков Б. Рассказы про животных.
Пермяк Е. Маленькие лукавинки. Торопливый ножик.
Носов Н. Весёлая семейка.
Зощенко М. Самое главное.
Воронкова Л. Бабушкины дела.
Артюхова Н. Саша – дразнилка.
Заходер Б. Очень вежливый индюк.
Емельянова Мамины руки.
Михалков С. Басни.
Сладков Н. Лесные сказки.
Аким Я. Весна, весною, о весне.
Пришвин М. Этажи леса.
Твои защитники. Рассказы о войне.
Остер Г. Котёнок примени Гав.
Пантелеев Л. Большая стирка.
Катаев В. Дудочка и кувшинчик.
Цыферов Г. Разноцветный жираф.
Берестов В. Как хорошо уметь читать. Стихи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
|
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
|
|
Зазвенел звонок - начался урок. |
7 |
||
|
Осенние страницы. |
7 |
||
|
Сказка за сказкой |
4 |
||
|
Мир животных. |
5 |
||
|
Птицы наши друзья. |
5 |
||
|
Зимние страницы. |
7 |
||
|
Все мы делаем своими руками. |
5 |
||
|
Буду делать хорошо и не буду плохо. |
5 |
||
|
Ежели вы вежливы… |
4 |
||
|
Весенние страницы. |
6 |
||
|
Посмеёмся, улыбнемся. |
5 |
||
|
Летние страницы. |
4 |
||
|
Как хорошо уметь читать. |
4 |
||
|
Итого: |
68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
№ |
Дата |
Тема урока |
Словарь |
Повторение |
Коррекционно- развивающие упражнения |
Наглядный и дидактический материал |
|
|
Зазвенел звонок – начался урок (18 ч.) |
|||||||
|
Осень в школе. По Н. Саксонской. Экскурсия. |
Хлопнул, школьная. |
Приметы осени. |
Составление рассказа о школе. |
Сюжетные рисунки. |
|||
|
«Я могу считать до ста…» Р. Сеф. |
Считать, считалка. |
Счёт в пределах изученных чисел. |
Моделирование фраз по опорам. |
Числовой ряд. |
|||
|
Где лево, где право. По В. Берестову. |
Развилка. |
Понятия «справа», «слева». |
Игра «Вверху - внизу, справа - слева». |
Предметные картинки. |
|||
|
Школьные слова. По В. Драгунскому. |
Пример, например |
Правила поведения в школе. |
Игра «Подбери слова к букве». |
Предметные рисунки. |
|||
|
Я учусь писать. По М. Яснову. |
Крючочки, кружочки. |
Основные элементы букв. |
Игра «Недописанные буквы». |
Настенные таблицы. |
|||
|
«Таня знала буквы…» Л. Толстой. |
Алфавит. |
Название букв алфавита. |
Игра «Буква заблудилась». |
Алфавит |
|||
|
В школе. По К. Ушинскому. |
Брат, сестра. |
Члены семьи. |
Игра «Закончи предложение». |
Предметные картинки. |
|||
|
Осенние страницы (16 ч.) |
|||||||
|
Художник – Осень. По Г. Скребицкому. |
Пёстрый, убор. |
Признаки осени. |
Игра «Найди два одинаковых листочка». |
Листья, различающиеся по форме, цвету |
|||
|
В эту осень. (Отрывок) С. Козлов. |
Полыхай, догорит, загорелся. |
Названия осенних месяцев. |
Игра «Повтори, не ошибись». |
Календарь природы. |
|||
|
Падают, падают листья… М. Ивенсен. |
Вьются. |
Изменения в природе осенью. |
Рисование осенних листьев. |
Образцы листьев деревьев. |
|||
|
Здравствуй, осень. В. Викторов. |
Бородатая, хвостатая. |
Овощи и фрукты. |
«Что перепутал художник?» |
Рисунки овощей и фруктов. |
|||
|
В октябре. По А. Митяеву. |
Золотые леса, стаи, косяком, пичуги. |
Отличительные признаки птиц. |
Загадки о птицах. |
Предметные картинки, иллюстрации. |
|||
|
Верная примета. |
Примета, кузовок. |
Приметы осени. |
Игра «Узнай по описанию». |
Иллюстрации. |
|||
|
Народные приметы. |
Строгая зима. |
Изменения в природе осенью. |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
Сюжетные картинки. |
|||
|
Сказка за сказкой (8 ч.) |
|||||||
|
Верши и корешки. |
Вершки. |
Чему учат сказки. |
Пересказ сказки. |
Иллюстрации к сказке. |
|||
|
Лиса и кувшин. |
Жать, не отстанешь честью. |
Персонажи сказки. |
Пересказ сказки по картинкам. |
Иллюстрации к сказке. |
|||
|
Рак и лиса. |
Вильнула. |
Что такое сказка. |
Пересказ сказки по картинкам. |
Иллюстрации к сказке. |
|||
|
Старик и два медвежонка. (Ингушская сказка). |
Медвежонок, медвежата. |
Чему учат сказки. |
Инсценировка сказки |
Иллюстрации в учебнике |
|||
|
Мир животных (20 ч.) |
|||||||
|
Кто любит собак… Р. Сеф. |
Вовеки. |
Домашние животные. |
Загадки о животных. |
Предметные картинки. |
|||
|
Барашек (Английская народная песенка). |
Фуфайки. |
Домашние животные. |
Выразительное чтение. |
Предметные картинки. |
|||
|
Загадка. |
Фуражки. |
Что такое загадка? |
Выразительное чтение. |
Предметные картинки. |
|||
|
Кролик. В. Лифшиц. |
Хрусткая. |
Домашние животные. |
Сделай рисунок. |
Осколочная картинка. |
|||
|
Лапки. Ю. Коронец. |
Погреб. |
Описание кошки по опорам. |
Составление предложений о кошке. |
Предметные картинки. |
|||
|
Птицы наши друзья (9 ч.) |
|||||||
|
Соловей. По Соколову – Микитову. |
Соловей. |
Узнавание птиц по картинкам. |
Игра «Назови птенца». |
Картинки с птицами. |
|||
|
Ворон. Г. Снегирёв. |
Оповещает, лесные просторы. |
Дикие птицы. |
Игра «Четвёртый лишний». |
Картинки с птицами. |
|||
|
Спор на скворечне. Г. Ладонщиков. |
Временный жилец, наследство. |
Перелётные птицы. |
Составления рассказа по плану. |
Картинки с птицами. |
|||
|
Пылесос. По Н. Сладкову. |
Затрепыхался. |
Зимующие птицы. |
Игра «Что изменилось». |
Предметные картинки. |
|||
|
Птичка. По В. Голявкину. |
Воробышек. |
Положительные и отрицательные качества человека. |
Тест Бурдона (вычеркн/зачерк). |
Раздаточный материал. |
|||
|
Зимние страницы (18 ч.) |
|||||||
|
По ягоды на лыжах. Н. Егоров. |
Вспыхнут, стайка. |
Изменения в природе зимой. |
Составление предложений о снеге. |
Иллюстрации. |
|||
|
Снег идёт. По Л. Воронковой. |
Резные, зубчатые. |
Признаки зимы. |
Рисование снежинки. |
Иллюстрации. |
|||
|
Озорные снежинки. Л. Наппельбаум. |
Растолкал. |
Признаки зимы. |
Игра «Повтори, не ошибись». |
Предметные картинки. |
|||
|
Сёмка и мороз. По Е. Кузнецовой. |
Стужа, непоседа. |
Зимние забавы детей. |
Игра «Сложи картинки». |
Осколочные картинки. |
|||
|
Белая страница. С. Маршак. |
Полозья, пороша. |
Изменения в природе зимой. |
Игра «Чьи это следы?». |
Предметные картинки. |
|||
|
Книга зимы. В. Бианки. |
Гигантская, множество. |
Изменения в природе зимой. |
Игра «Четвёртый лишний». |
Предметные картинки. |
|||
|
Что это было? Д. Хармс |
Пустился. |
Зимние забавы детей. |
Загадки. |
Иллюстрации. |
|||
|
Всё мы делаем сами и своими руками (18 ч.) |
|||||||
|
Знают мамы, знают дети. (Немецкая народная песенка). |
Табурет. |
Труд в жизни человека. |
Игра «Что для чего?». |
Иллюстрации. |
|||
|
Вот какие наши руки. А. Гарф. |
Белоручки. |
Труд в жизни человека. |
Игра «Кто что делает?» |
Иллюстрации. |
|||
|
Белоручки. В. Голышкин. |
Задаваки. |
Положительные и отрицательные качества человека. |
Чтение по ролям. |
Предметные рисунки. |
|||
|
Своими руками. В. Осеева. |
Стройка. |
Названия профессий. |
Игра с мячом «Назови профессию». |
Предметные картинки. |
|||
|
Десять помощников. М. Коцюбинский. |
Успевать. |
Труд в жизни человека. |
Загадки. |
Иллюстрации. |
|||
|
Буду делать хорошо и не буду плохо (11 ч.) |
|||||||
|
Подружки. А. Кузнецова. |
Ссора. |
Правила поведения. |
Игра «Хорошо- плохо». |
Иллюстрации. |
|||
|
Рыцари. А. Барто. |
Крепыш. |
Взаимоотношения между одноклассниками. |
Чтение пословиц. |
Иллюстрации. |
|||
|
Жалейкин пруд. Н. Сладков. |
Склянки, хлам. |
Бережное отношение к природе. |
Составление предложений по вопросам. |
Сюжетные картинки. |
|||
|
Страшная история. Р. Зелёная, С. Иванов. |
Тротуар, вынырнула. |
Правила поведения в городе. |
Игра «Подбери словечко». |
Иллюстрации. |
|||
|
Хитрое яблоко. По Т. Пономарёвой. |
Скатилось, выкатилось. |
Взаимоотношения в семье. |
Моделирование фраз по опорам. |
Рисунки детей. |
|||
|
Ежели вы вежливы… (7 ч.) |
|||||||
|
Доброе утро. Н. Красильников. |
Мудро, улыбчивый, доверчивый. |
Правила вежливости. |
Игра «Повтори, не ошибись». |
Иллюстрации. |
|||
|
Как Маша яблоко ела. Л. Каминский. |
Культура. |
Правила вежливости. |
Составление предложений по опорам. |
Иллюстрации. |
|||
|
Удивительное превращение. По В. Голышкину. |
Восклицает. |
Правила поведения за столом. |
Игра «Хорошо – плохо». |
Сюжетные рисунки. |
|||
|
Брысь, шапочка! А. Седугин. |
Калачиком. |
Уход за одеждой. |
Игра «Что неверно». |
Иллюстрации. |
|||
|
Весенние страницы (19 ч.) |
|||||||
|
Появление весны. Л. Модзалевский. |
Бессильно. |
Признаки весны. |
Игра «Повтори, не ошибись». |
Иллюстрации. |
|||
|
Весна – красна. И. Соколов – Микитов. |
Пуховки, раскисли. |
Признаки весны. |
Игра «Составь и назови». |
Разрезанные картинки с изображением времён года. |
|||
|
Март. Ю. Коринец. |
Ёжится, мрачнеет. |
Названия весенних месяцев. |
Опиши раннюю весну. |
Сюжетные картинки. |
|||
|
Поздравление. Л. Барбас. |
Поздравление. |
Названия весенних месяцев. |
Составление рассказа по теме «8 марта». |
Сюжетная картинка. |
|||
|
Сосульки. М. Пляцковский. |
Упорхнул. |
Признаки весны. |
Загадки. |
Предметные картинки. |
|||
|
Песенка капели. М. Борисова. |
Бранился, талая. |
Признаки весны. |
Чтение скороговорок. |
Раздаточный материал. |
|||
|
Посмеёмся, улыбнёмся (10 ч.) |
|||||||
|
Повар. О. Григорьев. |
Лещ, кочерыжка. |
Уточнение знаний о профессии повара. |
Крылатое выражение «Мастер - золотые руки». |
Иллюстрации. |
|||
|
Память. Э. Успенский. |
Память. |
Чтение ранее изученных стихотворений. |
«Сложи две картинки, которые перепутались». |
Разрезанные картинки. |
|||
|
Хорошо спрятанная котлета. Г. Остер. |
Чердак, без присмотра. |
Домашние животные герои книг. |
Чтение по ролям. |
Картинки домашних животных. |
|||
|
Как поросёнок научился говорить. По Л. Пантелееву. |
Домашние животные - герои книг. |
Чтение по ролям. |
Иллюстрации. |
||||
|
Банька. Ю. Кушак. |
Сенцы, после, с пылу – жару. |
Домашние животные - герои книг. |
Составление рассказа по картинке. |
Сюжетная картинка. |
|||
|
Тема «Летние страницы (8ч.) |
|||||||
|
Земляника. Е. Трутнева. |
Прогалинка. |
Признаки лета. |
Игра «Повтори, не ошибись». |
Предметные картинки. |
|||
|
Солнце и радуга. К. Ушинский. |
Пуще. |
Названия летних месяцев. |
Игра «Продолжи ряд». |
Цветные полоски для составления радуги. |
|||
|
Мост. Л. Мануш. |
Явления природы. |
Загадки. |
Иллюстрации. |
||||
|
Шмель и Миша. А. Седугин. |
Пыльца. |
Насекомые. |
Игра «Найди лишнюю картинку». |
Предметные картинки. |
|||
|
Гнездо в траве. По В. Хомченко. |
Вспорхнула. |
Игра «Сложи картинки». |
Разрезные картинки. |
||||
|
Как хорошо уметь читать (8 ч.) |
|||||||
|
Читалочка. В. Берестов. |
Умолять. |
Книга в жизни человека. |
Игра «Озорные буквы». |
Предметные картинки. |
|||
|
Раньше улица молчала. И. Железнова. |
Бывало. |
Улицы нашего города. |
Игра «Сложи картинки». |
Иллюстрации. |
|||
|
Читателю. Р. Сеф. |
Читатель. |
Выразительное чтение. |
Чтение пословиц о чтении. |
Иллюстрации. |
|||
|
Обобщающий урок по теме «Как хорошо уметь читать». |
Автор. |
Вспоминаем прочитанное в данном разделе. |
Составление рассказа о прочитанной книге. |
Выставка книг. |
|||
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.
Учащиеся должны уметь:
читать по слогам короткие тексты;
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
по
вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Книгопечатная продукция
Программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2010.
Чтение: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида / Авт. сост. С. Ю. Ильина. – 5 изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.
Демонстрационные плакаты
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению.
Портреты писателей и поэтов.
Традиционные средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
Магнитно-маркерная доска
Тематические презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.