Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 60.docx

Адаптированная (коррекционная) рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ (VIII вида) (Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида / Авт. сост.  С. Ю. Ильина)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена для (Ф.И. учащегося) на основе:

Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МКОУ « Бодеевская СОШ»:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Чтение и развитие речи». М.: «Просвещение», 2010 г.

Чтение и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
      В программе дается тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно, постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение формируется постепенно, во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Работа с иллюстративным материалом – один из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений. В настоящей программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками учебного материала учтена система межпредметных связей.

Цели и задачи обучения

Цель: повышение уровня общего и речевого развития учащихся, их социальная адаптация и реабилитация.

Задачи обучения чтению во 2 классе:

научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

осмысленно воспринимать прочитанное;

формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;

выработка умения правильно строить предложения;

формировать нравственные качества.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

Корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы

Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

Развивать умение сравнивать и обобщать

Развивать речь, владение техникой речи с опорой на математическую деятельность

Корригировать слуховое и зрительное восприятие.

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

Формировать навыки самоконтроля

Создавать условия для развития мыслительных операций : анализ, синтез, классификация, обобщение

Развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение и другие качества мышления, оптимально формируемых средствами математики.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Техника чтения

Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками. Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

Понимание читаемого

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

Развитие устной речи

Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение

Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

Примерная тематика

Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.

Тексты для заучивания:

Сеф Р. «Я могу считать до ста…»

Школьные загадки.

Осенние загадки.

Загадки о животных

Птичьи загадки Зимние загадки.

Загадки о наших питомцах

Красильников Н. Доброе утро.

Модзалевский Л. Появление весны.

Весенние загадки.

Летние загадки

Книжкины загадки.

 

 

Произведения для внеклассного чтения.

Ушинский К. Четыре желания.

Козлов С. Осенние корабли.

Петушок - золотой гребешок.

Маша и медведь.

Паустовский К. Кот-ворюга. Рассказы.

Стихи Агнии Барто (Сторож, Уехали)

Соколов - Микитов И. Листопадничек.

Маршак С. Про всё на свете.

Чаплина В. Птицы под нашим окном.

Горький М. Воробьишко.

Козлов С. Снег пошёл.

Успенский Э.Каникулы в Простоквашино.

Житков Б. Рассказы про животных.

Пермяк Е. Маленькие лукавинки. Торопливый ножик.

Носов Н. Весёлая семейка.

Зощенко М. Самое главное.

Воронкова Л. Бабушкины дела.

Артюхова Н. Саша – дразнилка.

Заходер Б. Очень вежливый индюк.

Емельянова Мамины руки.

Михалков С. Басни.

Сладков Н. Лесные сказки.

Аким Я. Весна, весною, о весне.

Пришвин М. Этажи леса.

Твои защитники. Рассказы о войне.

Остер Г. Котёнок примени Гав.

Пантелеев Л. Большая стирка.

Катаев В. Дудочка и кувшинчик.

Цыферов Г. Разноцветный жираф.

Берестов В. Как хорошо уметь читать. Стихи.

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН

 

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

Зазвенел звонок - начался урок.

7

Осенние страницы.

7

Сказка за сказкой

4

Мир животных.

5

Птицы наши друзья.

5

Зимние страницы.

7

Все мы делаем своими руками.

5

Буду делать хорошо и не буду плохо.

5

Ежели вы вежливы…

4

Весенние страницы.

6

Посмеёмся, улыбнемся.

5

Летние страницы.

4

Как хорошо уметь читать.

4

Итого:

68

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Дата

Тема урока

Словарь

Повторение

Коррекционно-

развивающие

упражнения

Наглядный и

дидактический

материал

Зазвенел звонок – начался урок (18 ч.)

Осень в школе.

По Н. Саксонской. Экскурсия.

Хлопнул, школьная.

Приметы осени.

Составление рассказа о школе.

Сюжетные рисунки.

«Я могу считать до ста…»

Р. Сеф.

Считать, считалка.

Счёт в пределах изученных чисел.

Моделирование фраз по опорам.

Числовой ряд.

Где лево, где право.

По В. Берестову.

Развилка.

Понятия «справа», «слева».

Игра «Вверху - внизу, справа - слева».

Предметные картинки.

Школьные слова.

По В. Драгунскому.

Пример, например

Правила поведения в школе.

Игра «Подбери слова к букве».

Предметные рисунки.

Я учусь писать.

По М. Яснову.

Крючочки, кружочки.

Основные элементы букв.

Игра «Недописанные буквы».

Настенные таблицы.

«Таня знала буквы…»

Л. Толстой.

Алфавит.

Название букв алфавита.

Игра «Буква заблудилась».

Алфавит

В школе.

По К. Ушинскому.

Брат, сестра.

Члены семьи.

Игра «Закончи предложение».

Предметные картинки.

Осенние страницы (16 ч.)

Художник – Осень.

По Г. Скребицкому.

Пёстрый, убор.

Признаки осени.

Игра «Найди два одинаковых листочка».

Листья, различающиеся по форме, цвету

В эту осень. (Отрывок)

С. Козлов.

Полыхай, догорит, загорелся.

Названия осенних месяцев.

Игра «Повтори, не ошибись».

Календарь природы.

Падают, падают листья…

М. Ивенсен.

Вьются.

Изменения в природе осенью.

Рисование осенних листьев.

Образцы листьев деревьев.

Здравствуй, осень.

В. Викторов.

Бородатая, хвостатая.

Овощи и фрукты.

«Что перепутал художник?»

Рисунки овощей и фруктов.

В октябре.

По А. Митяеву.

Золотые леса, стаи, косяком, пичуги.

Отличительные признаки птиц.

Загадки о птицах.

Предметные картинки, иллюстрации.

Верная примета.

Примета, кузовок.

Приметы осени.

Игра «Узнай по описанию».

Иллюстрации.

Народные приметы.

Строгая зима.

Изменения в природе осенью.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Сюжетные картинки.

Сказка за сказкой (8 ч.)

Верши и корешки.

Вершки.

Чему учат сказки.

Пересказ сказки.

Иллюстрации к сказке.

Лиса и кувшин.

Жать, не отстанешь честью.

Персонажи сказки.

Пересказ сказки по картинкам.

Иллюстрации к сказке.

Рак и лиса.

Вильнула.

Что такое сказка.

Пересказ сказки по картинкам.

Иллюстрации к сказке.

Старик и два медвежонка. (Ингушская сказка).

Медвежонок, медвежата.

Чему учат сказки.

Инсценировка сказки

Иллюстрации в учебнике

Мир животных (20 ч.)

Кто любит собак…

Р. Сеф.

Вовеки.

Домашние животные.

Загадки о животных.

Предметные картинки.

Барашек

(Английская народная песенка).

Фуфайки.

Домашние животные.

Выразительное чтение.

Предметные картинки.

Загадка.

Фуражки.

Что такое загадка?

Выразительное чтение.

Предметные картинки.

Кролик.

В. Лифшиц.

Хрусткая.

Домашние животные.

Сделай рисунок.

Осколочная картинка.

Лапки.

Ю. Коронец.

Погреб.

Описание кошки по опорам.

Составление предложений о кошке.

Предметные картинки.

Птицы наши друзья (9 ч.)

Соловей.

По Соколову – Микитову.

Соловей.

Узнавание птиц по картинкам.

Игра «Назови птенца».

Картинки с птицами.

Ворон.

Г. Снегирёв.

Оповещает, лесные просторы.

Дикие птицы.

Игра «Четвёртый лишний».

Картинки с птицами.

Спор на скворечне.

Г. Ладонщиков.

Временный жилец, наследство.

Перелётные птицы.

Составления рассказа по плану.

Картинки с птицами.

Пылесос.

По Н. Сладкову.

Затрепыхался.

Зимующие птицы.

Игра «Что изменилось».

Предметные картинки.

Птичка.

По В. Голявкину.

Воробышек.

Положительные и отрицательные качества человека.

Тест Бурдона (вычеркн/зачерк).

Раздаточный материал.

Зимние страницы (18 ч.)

По ягоды на лыжах.

Н. Егоров.

Вспыхнут, стайка.

Изменения в природе зимой.

Составление предложений о снеге.

Иллюстрации.

Снег идёт.

По Л. Воронковой.

Резные, зубчатые.

Признаки зимы.

Рисование снежинки.

Иллюстрации.

Озорные снежинки.

Л. Наппельбаум.

Растолкал.

Признаки зимы.

Игра «Повтори, не ошибись».

Предметные картинки.

Сёмка и мороз.

По Е. Кузнецовой.

Стужа, непоседа.

Зимние забавы детей.

Игра «Сложи картинки».

Осколочные картинки.

Белая страница.

С. Маршак.

Полозья, пороша.

Изменения в природе зимой.

Игра «Чьи это следы?».

Предметные картинки.

Книга зимы.

В. Бианки.

Гигантская, множество.

Изменения в природе зимой.

Игра «Четвёртый лишний».

Предметные картинки.

Что это было?

Д. Хармс

Пустился.

Зимние забавы детей.

Загадки.

Иллюстрации.

Всё мы делаем сами и своими руками (18 ч.)

Знают мамы, знают дети. (Немецкая народная песенка).

Табурет.

Труд в жизни человека.

Игра «Что для чего?».

Иллюстрации.

Вот какие наши руки.

А. Гарф.

Белоручки.

Труд в жизни человека.

Игра «Кто что делает?»

Иллюстрации.

Белоручки.

В. Голышкин.

Задаваки.

Положительные и отрицательные качества человека.

Чтение по ролям.

Предметные рисунки.

Своими руками.

В. Осеева.

Стройка.

Названия профессий.

Игра с мячом «Назови профессию».

Предметные картинки.

Десять помощников.

М. Коцюбинский.

Успевать.

Труд в жизни человека.

Загадки.

Иллюстрации.

Буду делать хорошо и не буду плохо (11 ч.)

Подружки.

А. Кузнецова.

Ссора.

Правила поведения.

Игра «Хорошо- плохо».

Иллюстрации.

Рыцари.

А. Барто.

Крепыш.

Взаимоотношения между одноклассниками.

Чтение пословиц.

Иллюстрации.

Жалейкин пруд.

Н. Сладков.

Склянки, хлам.

Бережное отношение к природе.

Составление предложений по вопросам.

Сюжетные картинки.

Страшная история.

Р. Зелёная, С. Иванов.

Тротуар, вынырнула.

Правила поведения в городе.

Игра «Подбери словечко».

Иллюстрации.

Хитрое яблоко.

По Т. Пономарёвой.

Скатилось, выкатилось.

Взаимоотношения в семье.

Моделирование фраз по опорам.

Рисунки детей.

Ежели вы вежливы… (7 ч.)

Доброе утро.

Н. Красильников.

Мудро, улыбчивый, доверчивый.

Правила вежливости.

Игра «Повтори, не ошибись».

Иллюстрации.

Как Маша яблоко ела.

Л. Каминский.

Культура.

Правила вежливости.

Составление предложений по опорам.

Иллюстрации.

Удивительное превращение.

По В. Голышкину.

Восклицает.

Правила поведения за столом.

Игра «Хорошо – плохо».

Сюжетные рисунки.

Брысь, шапочка!

А. Седугин.

Калачиком.

Уход за одеждой.

Игра «Что неверно».

Иллюстрации.

Весенние страницы (19 ч.)

Появление весны.

Л. Модзалевский.

Бессильно.

Признаки весны.

Игра «Повтори, не ошибись».

Иллюстрации.

Весна – красна.

И. Соколов – Микитов.

Пуховки, раскисли.

Признаки весны.

Игра «Составь и назови».

Разрезанные картинки с изображением времён года.

Март.

Ю. Коринец.

Ёжится, мрачнеет.

Названия весенних месяцев.

Опиши раннюю весну.

Сюжетные картинки.

Поздравление.

Л. Барбас.

Поздравление.

Названия весенних месяцев.

Составление рассказа по теме «8 марта».

Сюжетная картинка.

Сосульки.

М. Пляцковский.

Упорхнул.

Признаки весны.

Загадки.

Предметные картинки.

Песенка капели.

М. Борисова.

Бранился, талая.

Признаки весны.

Чтение скороговорок.

Раздаточный материал.

Посмеёмся, улыбнёмся (10 ч.)

Повар.

О. Григорьев.

Лещ, кочерыжка.

Уточнение знаний о профессии повара.

Крылатое выражение «Мастер - золотые руки».

Иллюстрации.

Память.

Э. Успенский.

Память.

Чтение ранее изученных стихотворений.

«Сложи две картинки, которые перепутались».

Разрезанные картинки.

Хорошо спрятанная котлета.

Г. Остер.

Чердак, без присмотра.

Домашние животные герои книг.

Чтение по ролям.

Картинки домашних животных.

Как поросёнок научился говорить. По Л. Пантелееву.

Домашние животные - герои книг.

Чтение по ролям.

Иллюстрации.

Банька.

Ю. Кушак.

Сенцы, после, с пылу – жару.

Домашние животные - герои книг.

Составление рассказа по картинке.

Сюжетная картинка.

Тема «Летние страницы (8ч.)

Земляника.

Е. Трутнева.

Прогалинка.

Признаки лета.

Игра «Повтори, не ошибись».

Предметные картинки.

Солнце и радуга.

К. Ушинский.

Пуще.

Названия летних месяцев.

Игра «Продолжи ряд».

Цветные полоски для составления радуги.

Мост.

Л. Мануш.

Явления природы.

Загадки.

Иллюстрации.

Шмель и Миша.

А. Седугин.

Пыльца.

Насекомые.

Игра «Найди лишнюю картинку».

Предметные картинки.

Гнездо в траве.

По В. Хомченко.

Вспорхнула.

Игра «Сложи картинки».

Разрезные картинки.

Как хорошо уметь читать (8 ч.)

Читалочка.

В. Берестов.

Умолять.

Книга в жизни человека.

Игра «Озорные буквы».

Предметные картинки.

Раньше улица молчала.

И. Железнова.

Бывало.

Улицы нашего города.

Игра «Сложи картинки».

Иллюстрации.

Читателю.

Р. Сеф.

Читатель.

Выразительное чтение.

Чтение пословиц о чтении.

Иллюстрации.

Обобщающий урок по теме «Как хорошо уметь читать».

Автор.

Вспоминаем прочитанное в данном разделе.

Составление рассказа о прочитанной книге.

Выставка книг.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

Учащиеся должны знать:

наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.

Учащиеся должны уметь:

читать по слогам короткие тексты;

слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
      

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

Книгопечатная продукция

Программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2010.

Чтение: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида / Авт. сост. С. Ю. Ильина. – 5 изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.

Демонстрационные плакаты

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению.

Портреты писателей и поэтов.

Традиционные средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

Магнитно-маркерная доска

Тематические презентации

Интернет-ресурсы

http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru