МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ГОРОДА МОРОЗОВСКА
|
ПРИНЯТО Протокол заседания Педагогического совета от ______201__ г №___
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Острикова А.Г.. _____________ |
УТВЕРЖДЕНО Приказ директора МБОУ «СОШ № 6» г. Морозовска от_______201__ г №___ . Гвозденко__ М. Н ______________ |
СОГЛАСОВАНО Ф.И.О. родителя -------------------------- подпись дата
Адаптированная рабочая программа
для детей с ОВЗ (ЗПР)
«Математика»
4 класс
Составитель /Разработчик программы
Шевелева Светлана Павловна
Квалификация - учитель начальных классов
Педагогический стаж -13 лет
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике составлена на основе учебной «Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой и авторской программы М.Н.Перовой и В.В.Эк «Математика». – М.: Просвещение, 2012.
Задачей школы является всесторонняя коррекция нарушения здоровья детей и формирование их личности в целом. Данная учебная программа составлена для обучения ребенка с ограниченными возможностями обучения в связи с заболеванием. Ребенку прописан индивидуальный режим обучениям с меньшим количеством часов, отведенных для изучения предметов школьного курса.
Программа предусматривает индивидуальное обучение на дому как наиболее оптимальный вариант для получения образования. Обучение проводится по учебнику для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Математика 4 класс» автор М.Н.Перова.
Рабочая программа по математики для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
с использованием
1. Примерной программы начального общего образования для 1-4 классы.
2. Авторской программы М.Н.Перовой и В.В.Эк «Математика»-Просвещение ,2012 г.
. в соответствии с
1. Учебным планом МБОУ СОШ №6 на 2017-2018 учебный год
2. Образовательной программой МБОУ СОШ №6 на 2017-2018 учебный год
3. Уставом МБОУ СОШ 6
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
В соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком на 2017-2018 учебный год программа рассчитана на 103 часа в год (3 часа в неделю) и на 98 часов самостоятельной работы. Программой предусмотрено проведение 6 контрольных работ.
Цель:
ü подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и
овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Задачи:
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· обогащение словаря.
Данная рабочая программа учитывает особенности обучающегося с ОВЗ и КРО 8 варианта.
· Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
· Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
· Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
· Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
· Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
· У детей с ОВЗ и КРО наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
· Обучающийся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы является исправление присущих обучающимся недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка. Вся система коррекционной работы направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с нарушением интеллекта (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшей их развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе.
Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что воспитанники овладевают знаниями неравномерно.
Общая и индивидуальная коррекция осуществляются практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и тоже время. У детей с задержкой в развитии наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Кроме того, у этих детей наблюдаются инертность мышления, поверхность ума, застревание на привычных действиях. Затруднено осознание собственной мыслительной деятельности. Память у таких обучающихся характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Для них невозможным, оказывается, длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
· Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
· Целостное восприятие окружающего мира.
· Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
· Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
· Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
· Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
· Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
· Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
· Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
· Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
· Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
·
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
· Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
· Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
· Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
· Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
· Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
·
Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
· Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
· Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
· Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
· входная контрольная работа;
· промежуточные контрольные работы;
· самостоятельные работы;
· проверочные работы;
· математические диктанты;
· тесты;
· итоговая контрольная работа.
Содержание обучения.
Нумерация.
В 4 классе продолжается изучение чисел в пределах 100: учащиеся читают, записывают и сравнивают их. При счёте отрабатывается переход к новой разрядной единице, анализируются числа, выделяются разряды.
Арифметические действия.
Программа предусматривает сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. При обучении письменным вычислениям в пределах 100 необходимо добиться чёткости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Необходимо приучать учащихся давать развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся при решении примеров и задач содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
В 4 классе продолжается ознакомление с действиями умножения и деления.
Величины, единицы измерения.
Параллельно с изучением чисел происходит ознакомление с величинами (длина, масса, время) и их единицами измерения.
В 4 классе вводятся единица массы – центнер, единица длины – миллиметр, единица времени – секунда. Полученные знания используются при решении задач, примеров, тут же учащиеся знакомятся и с соотношением единиц массы: 1 ц = 100 кг; единиц длины: 1 см = 10 мм; единиц времени: 1 мин = 60 с.
Текстовые арифметические задачи.
С 4 класса учащиеся знакомятся с арифметическими задачами, которые являются важным средством формирования многих математических понятий. В программу данного класса входят следующие виды задач:
· простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз;
· составные текстовые арифметические задачи, требующие двух действий – сложения и вычитания, умножения и деления;
· решение простых текстовых задач на зависимость между величинами: ценой, количеством и стоимостью.
Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике в коррекционной школе VIII вида. При работе с геометрическим материалом учащиеся овладевают элементарными графическими умениями, учатся пользоваться измерительными и чертёжными приборами (линейкой, циркулем, чертёжным треугольником).
Программа составлена в соответствии с учебным планом.
Содержание программного учебного предмета.
Нумерация чисел в пределах 100 (повторение).
Нумерация чисел в пределах 100. Последовательности чисел в числовом ряду. Состав чисел в пределах 100. Получение двузначных чисел. Поразрядное сравнение чисел. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Решение примеров со скобками. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Величины, единицы измерения (повторение).
Единицы (меры) длины: метр, дециметр, сантиметр. Обозначение: 1 м, 1дм, 1 см. Соотношение между единицами длины. Соотношение между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм, 1 дм = 10 см. Отрезки (измерение, построение).
Масса. Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1 кг.
Умножение и деление (повторение).
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Запись и чтение действия деления. Название компонентов и результата деления.
Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Умножение и деление.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учащихся. Переместительное свойство умножения.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Запись и чтение действия деления. Название компонентов и результата деления в речи учащихся.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей в пределах 100. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Умножение единицы и на единицу. Деление на единицу. Умножение нуля и на нуль. Деление нуля. Умножение числа 10 и на 10. Деление чисел на 10.
Деление с остатком.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд.
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного в пределах 100 с переходом через разряд. Письменное сложение двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Письменное вычитание двузначных чисел в пределах с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3 (до 30), 4 (до 40), 6 (до 60), 7 (до 70), 8 (до 80), 9 (до 90).
Текстовые арифметические задачи.
Простые текстовые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Решение простых текстовых задач на зависимость между величинами: ценой, количеством и стоимостью (все случаи).
Составные текстовые арифметические задачи, решаемые двумя действиями.
Величины, единицы измерения.
Единица (мера) длины: миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение между единицами длины: 1 см = 10 мм.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение между единицами массы: 1 ц = 100 кг.
Решение примеров и задач с мерами длины и веса.
Числа. Полученные при измерении стоимости, длины, времени.
Единица (мера) времени: секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение между единицами времени: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер.
Числа, получаемые при измерении одной единицей, двумя единицами стоимости, длины, времени.
Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.
Геометрический материал.
Построение углов, определение вида угла с помощью чертёжного треугольника.
Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.
Замкнутая и незамкнутая кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление её длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине её отрезка.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
Построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон (в сантиметрах) с помощью чертёжного треугольника.
Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные стороны.
Треугольники: основание, боковые стороны.
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
· различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
· таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;
· правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деления на 1, на 10;
· названия компонентов умножения, деления;
· меры длины, массы и их соотношения;
· меры времени и их соотношения;
· различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
· названия элементов четырёхугольников.
Учащиеся должны уметь:
· выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
· практически пользоваться переместительным свойством умножения;
· определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
· решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
· самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
· различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
· вычислять длину ломаной;
· узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
· чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертёжного треугольника на нелинованной бумаге.
Примечания.
1. Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного.
2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.
3. Определение времени по часам хотя бы одним способом.
4. Решение составных задач с помощью учителя.
5. Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.
Содержание программы по разделам.
|
№ п/п |
Название разделов программы. |
Количество часов. |
|
1. |
Повторение. |
18 ч |
|
2. |
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. |
8 ч |
|
3. |
Умножение и деление в пределах 100. |
35 ч |
|
4. |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. |
14 ч |
|
8. |
Меры длины. |
2 ч |
|
9. |
Меры времени. |
4 ч |
|
11. |
Меры веса. |
2 ч |
|
12. |
Числа, полученные при измерении стоимости, длины. |
3 ч |
|
13. |
Все действия в пределах 100. |
4 ч |
|
14. |
Геометрический материал. |
10 ч |
|
15. |
Повторение пройденного за год. |
3ч |
Всего: 103 ч
Календарно-тематическое планирование по математике.
|
№ п/п |
Содержание программного материала. |
Часы. |
Дата. |
Повторение. |
Словарь. |
|
I. |
Нумерация чисел в пределах 100 (повторение). |
9 ч |
|
|
|
|
1. |
Нумерация чисел в пределах 100. |
1 ч |
5.09 |
прямой и обратный счёт |
|
|
2. |
Состав двузначных чисел в пределах 100. |
1 ч |
6.09 |
двузначные числа |
числовой ряд |
|
3. |
Образование чисел в пределах 100. |
1 ч |
7.09 |
разрядные единицы |
десяток, единица |
|
4-6 |
Для самостоятельной работы Повторение .Запись двузначных чисел. . |
|
|
|
|
|
7. |
Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. |
1ч |
12.09 |
счёт десятками |
круглые десятки |
|
8. |
Сложение чисел в пределах 100 без перехода через разряд. М.д |
1 ч |
13.09 |
состав двузначных чисел |
|
|
9. |
Вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. |
1 ч |
14.09 |
состав двузначных чисел |
|
|
10-12 |
Для самостоятельной работы Сложение и вычитание чисел в пределах 100
|
|
|
|
|
|
13. |
Мера массы – килограмм. |
1 ч |
19.09 |
сравнение предметов по массе |
весы, гири |
|
14. |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. |
1 ч |
20.09 |
решение примеров и задач |
|
|
15. |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд» (повторение). |
1 ч |
21.09 |
по разделу |
|
|
16-18 |
Для самостоятельной работы Сложение и вычитание чисел в пределах 100
|
|
|
|
|
|
II. |
Меры длины. Меры массы. |
2 ч |
|
|
|
|
19. |
Единица (мера) длины: миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение между единицами длины: 1 см = 10 мм. |
1 ч |
26.09 |
изученные меры длины |
миллиметр |
|
20. |
Единица массы: центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение между единицами массы: 1 ц = 100 кг. |
1 ч |
27.09 |
меры веса |
центнер |
|
III. |
Умножение и деление в пределах 20 (повторение). |
7 ч |
|
|
|
|
21. |
Таблица умножения по 2. |
1 ч |
28.09 |
замена сложения умножением |
множитель произведение |
|
22-24 |
Для самостоятельной работы Повторение таблицы умножения на 2 |
|
|
|
|
|
25. |
Таблица деления на 2. |
1 ч |
3.10 |
деление на равные части |
делимое, делитель, частное |
|
26. |
Умножение числа 3 и деление на 3. |
1 ч |
4.10 |
замена сложения умножением |
компоненты при умножении и делении |
|
27. |
Таблица умножения по 4 и деления на 4. |
1 ч |
5.10 |
взаимосвязь умножения и деления |
компоненты при умножении и делении |
|
28-30 |
Для самостоятельной работы Повторение таблицы умножения и деления на 2 и3 |
|
|
|
|
|
31. |
Таблица умножения по 5 и деления на 5. М.д. |
1 ч |
10.10 |
порядок действий в примерах |
|
|
32.
|
Решение примеров и задач. |
1 ч |
11.10 |
взаимосвязь умножения и деления |
|
|
33. |
Решение примеров и задач. Самостоятельная работа |
1 ч |
12.10 |
по разделу |
|
|
34-36 |
Для самостоятельной работы Повторение таблицы умножения и деления на 4 и 5 |
|
|
|
|
|
IV. |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. |
14 ч |
|
|
|
|
37. |
Сложение типа 29+2; 2+29. |
1 ч |
17.10 |
состав числа 10 |
разложение чисел на 2 слагаемых |
|
38. |
Сложение типа 38+3; 3+38. |
1 ч |
18.10 |
переместительное свойство сложения |
компоненты при сложении |
|
39. |
Сложение типа 57+4; 4+57. |
1 ч |
19.10 |
решение примеров с именованными числами |
|
|
40-42 |
Для самостоятельной работы Решение примеров с переходом через разряд |
|
|
|
|
|
43. |
Сложение типа 76+5; 5+76. |
1 ч |
24.10 |
состав числа 10 |
|
|
44. |
Сложение типа 85+6; 6+85; 46+7; 7+46. |
1 ч |
25.10 |
дополнение чисел до круглого десятка |
компоненты при сложении |
|
45. |
Контрольная работа за I четверть. |
1ч |
26.10 |
по изученному материалу |
|
|
46-48 |
Для самостоятельной работы Решение примеров изученного типа |
|
|
|
|
|
49. |
Сложение типа 69+8; 8+69; 34+9; 9+34. |
1 ч |
7.11 |
чётные и нечётные числа |
замена числа двумя слагаемыми |
|
50. |
Сложение двузначных чисел (37+45).М.д. |
1 ч |
8.11 |
поразрядный состав чисел |
переход через разряд |
|
51. |
Вычитание типа 51-2; 42-3; 63-4. |
1 ч |
9.11 |
состав чисел 2, 3, 4 |
компоненты при вычитании |
|
52-54 |
Для самостоятельной работы Сложение и вычитание двузначных чисел |
|
|
|
|
|
55. |
Вычитание типа 34-5; 83-6; 75-7. |
1 ч |
14.11 |
состав чисел 5, 6, 7 |
|
|
56. |
Вычитание типа 96-8; 67-9. |
1 ч |
15.11 |
состав чисел 8, 9 |
|
|
57. |
Вычитание типа 75-28. |
1 ч |
16.11 |
замена 1 десятка 10 единицами |
разность остаток |
|
58-60 |
Для самостоятельной работы Решение примеров изученного типа |
|
|
|
|
|
61. |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. |
1 ч |
21.11 |
состав чисел в пределах 10 |
|
|
62. |
Решение примеров и задач. Проверочная работа |
1 ч |
22.11 |
сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд |
|
|
V. |
Геометрический материал. |
2 ч |
|
|
|
|
63. |
Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. |
1 ч |
23.11 |
название и различение фигур |
отрезки ломаных |
|
64-66 |
Для самостоятельной работы Решение примеров и задач. |
|
|
|
|
|
67. |
Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга. |
1 ч |
28.11 |
отличие круга от окружности |
дуга |
|
VI. |
Умножение и деление в пределах 100. |
13 ч |
|
|
|
|
68. |
Умножение и деление числа 2. |
1 ч |
29.11 |
счёт по 2 до 20 |
множитель произведение |
|
69. |
Умножение числа 3. |
1 ч |
30.11 |
счёт по 3 до 30 |
счёт тройками |
|
70-72 |
Для самостоятельной работы Повторить таблицу умножения и деления на 2 и 3 |
|
|
|
|
|
73. |
Таблица деления на 3. |
1 ч |
5.12 |
взаимосвязь умножения и деления |
компоненты при делении |
|
74. |
Решение примеров и задач. М.д. |
1 ч |
6.12 |
нахождение частного |
|
|
75. |
Закрепление таблиц умножения и деления. |
1 ч |
7.12 |
чётные и нечётные числа |
|
|
76-78 |
Для самостоятельной работы Таблица умножения и деления. |
|
|
|
|
|
79. |
Умножение числа 4. |
1 ч |
12.12 |
счёт по 4 до 40 |
счёт четвёрками |
|
80. |
Деление на 4 равные части. |
1 ч |
13.12 |
выполнение действий со счётными палочками |
компоненты при делении |
|
81. |
Взаимосвязь умножения и деления. |
1 ч |
14.12 |
решение примеров |
|
|
82-84 |
Для самостоятельной работы Решение примеров и задач |
|
|
|
|
|
85. |
Закрепление таблиц умножения и деления на 4. |
1 ч |
19.12 |
деление по содержанию |
|
|
86. |
Умножение числа 5. |
1 ч |
20.12 |
счёт по 5 до 50 |
счёт пятёрками |
|
87. |
Деление на 5 равных частей. |
1 ч |
21.12 |
взаимосвязь умножения и деления |
|
|
88-90 |
Для самостоятельной работы Повторить таблицу умножения и деления на 4 |
|
|
|
|
|
91 |
Контрольная работа за I полугодие |
1ч |
26.12 |
по изученному материалу |
|
|
92 |
Работа над ошибками. |
1ч |
27.12 |
по изученному материалу |
|
|
VII. |
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. |
6 ч |
|
|
|
|
93. |
Увеличение числа в несколько раз. |
1 ч |
28.12 |
выполнение действий со счётными палочками |
компоненты при умножении |
|
94-96 |
Для самостоятельной работы Повторить таблицу умножения на 5 |
|
|
|
|
|
97. |
Уменьшение числа в несколько раз. |
1 ч |
10.01 |
выполнение действий со счётными палочками |
компоненты при делении |
|
98. |
Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. |
2 ч |
11.01 16.01 |
компоненты при умножении и делении |
|
|
99. |
Решение примеров и задач изученных видов. |
1 ч |
17.01 |
составные задачи |
|
|
100-102 |
Для самостоятельной работы Решение задач и примеров изученных видов |
|
|
|
|
|
103. |
Решение примеров и задач. Проверочная работа |
1 ч |
18.01 |
по изученному материалу |
|
|
VIII. |
Геометрический материал. |
5 ч |
|
|
|
|
104. |
Длина ломаной линии. |
1 ч |
23.01 |
измерение и построение отрезков |
ломаная линия |
|
105. |
Прямая линия. Отрезок. |
1 ч |
24.01 |
меры длины |
прямая, отрезок |
|
106-108 |
Для самостоятельной работы Измерение и построение отрезков. |
|
|
|
|
|
109. |
Взаимное положение прямых, отрезков. |
1 ч |
25.01 |
отличие отрезков от прямых |
точка пересечения |
|
110. |
Взаимное положение окружности, прямой, отрезка. |
1 ч |
30.01 |
построение геометрических фигур |
общая точка |
|
111. |
Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. |
1 ч |
31.01 |
обозначение точек буквами |
|
|
112-114 |
Для самостоятельной работы Построение геометрических фигур |
|
|
|
|
|
IX. |
Умножение и деление в пределах 100. |
28 ч |
|
|
|
|
115. |
Умножение числа 6. |
1 ч |
1.02 |
счёт по 6 до 60 |
компоненты при умножении |
|
116. |
Деление на 6 равных частей. |
1 ч |
6.02 |
взаимосвязь умножения и деления |
|
|
117. |
Закрепление деления на 6. М.д. |
1 ч |
7.02 |
порядок действий в примерах |
|
|
118-120 |
Для самостоятельной работы Повторить таблицу умножения и деления на 6 |
|
|
|
|
|
121. |
Решение задач на зависимость между ценой, количеством, стоимостью. |
1 ч |
8.02 |
меры стоимости |
цена, количество стоимость |
|
122. |
Умножение числа 7. |
1 ч |
13.02 |
счёт по 7 до 70 |
счёт семёрками |
|
123. |
Решение примеров и задач. Тест. |
1 ч |
14.02 |
по разделу |
|
|
124-126 |
Для самостоятельной работы Решение примеров и задач. |
|
|
|
|
|
127. |
Деление на 7 равных частей. |
1 ч |
15.02 |
прямой и обратный счёт в пределах 70 |
|
|
128. |
Решение примеров и задач. Закрепление деления на 7. |
1 ч |
20.02 |
по разделу |
|
|
129. |
Решение задач на зависимость между ценой, количеством, стоимостью. |
1 ч |
21.02 |
меры стоимости |
|
|
130-132 |
Для самостоятельной работы Повторить таблицу умножения и деления на 7 |
|
|
|
|
|
133. |
Умножение числа 8. |
1 ч |
22.02 |
счёт по 8 до 80 |
счёт восьмёрками |
|
134. |
Решение примеров и задач. Закрепление умножения числа 8. |
1 ч |
27.02 |
|
|
|
135. |
Деление на 8 равных частей. |
1 ч |
28.02 |
взаимосвязь умножения и деления |
|
|
136-138 |
Для самостоятельной работы Таблица умножения и деления на 8 |
|
|
|
|
|
139. |
Решение примеров и задач. |
1 ч |
1.03 |
по разделу |
|
|
140. |
Умножение числа 9. |
1 ч |
6.03 |
счёт по 9 до 90 |
счёт девятками |
|
141. |
Деление на 9 равных частей. |
1 ч |
7.03 |
взаимосвязь умножения и деления |
|
|
142-144 |
Для самостоятельной работы Таблица .Решение примеров и задач. |
|
|
|
|
|
145 |
Контрольная работа по теме «Умножение и деление» (изученные случаи). |
1ч |
13.03 |
по теме |
|
|
146 |
Работа над ошибками |
1ч |
14.03 |
|
|
|
147. |
Закрепление таблиц умножения и деления. |
1 ч |
15.03 |
изученные случаи умножения и деления |
|
|
148-150 |
Для самостоятельной работы Таблица умножения и деления. |
|
|
|
|
|
151. |
Решение примеров и задач. |
1 ч |
20.03 |
порядок действий в примерах |
|
|
152. |
Контрольная работа за III четверть |
1 ч |
21.03 |
по теме |
|
|
153. |
Умножение единицы и на единицу. |
1 ч |
22.03 |
замена сложения умножением |
компоненты при умножении |
|
154-156 |
Для самостоятельной работы Порядок действий в примерах. |
|
|
|
|
|
157. |
Деление на единицу. |
1 ч |
3.04 |
взаимосвязь умножения и деления |
компоненты при делении |
|
158. |
Умножение нуля и на нуль. |
1 ч |
4.04 |
замена сложения умножением |
компоненты при умножении |
|
159. |
Деление нуля. |
1 ч |
5.04 |
взаимосвязь умножения и деления |
компоненты при делении |
|
160-162 |
Для самостоятельной работы Решение примеров и задач. |
|
|
|
|
|
163. |
Решение примеров в 2 действия. |
1 ч |
10.04 |
порядок действий в примерах |
|
|
164. |
Умножение числа 10 и на 10. |
1 ч |
11.04 |
прямой и обратный счёт десятками |
|
|
165. |
Деление чисел на 10. |
1 ч |
12.04 |
взаимосвязь умножения и деления |
|
|
166-168 |
Для самостоятельной работы Решение примеров в два действия. |
|
|
|
|
|
169. |
Решение примеров и задач. |
1 ч |
17.04 |
|
|
|
Х. |
Меры времени. |
4 ч |
|
|
|
|
170. |
Определение времени по часам. |
1 ч |
18.04 |
работа с моделью часов |
циферблат |
|
171. |
Мера времени: секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение между единицами времени: 1 мин = 60 с. |
1 ч |
19.04 |
изученные меры времени |
секунда секундомер секундная стрелка |
|
172-174 |
Для самостоятельной работы Решение примеров и задач. |
|
|
|
|
|
175. |
Решение примеров и задач с единицами времени. |
2 ч |
24.04 25.04 |
соотношение между мерами времени |
|
|
ХI. |
Числа, полученные при измерении стоимости, длины. |
3 ч |
|
|
|
|
176. |
Числа, полученные при измерении стоимости. |
1 ч |
26.04 |
меры стоимости |
|
|
177. |
Числа, полученные при измерении длины. |
1 ч |
3.05 |
меры длины |
|
|
178-180 |
Для самостоятельной работы Решение примеров и задач с единицами времени.
|
|
|
|
|
|
181. |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины. |
1ч |
8.05 |
по изученному материалу |
|
|
ХII. |
Геометрический материал. |
3 ч |
|
|
|
|
182. |
Взаимное положение геометрических фигур. |
1 ч |
10.05 |
узнавание и называние фигур |
радиус |
|
183. |
Треугольники. Основание, боковые стороны треугольника. |
1 ч |
15.05 |
построение треугольников |
основание, боковые стороны |
|
184-186 |
Для самостоятельной работы Построение треугольников. |
|
|
|
|
|
187. |
Четырёхугольники. |
1 ч |
16.05 |
признаки прямоугольника |
основания, боковые стороны |
|
ХIII. |
Все действия в пределах 100. |
4 ч |
|
|
|
|
188. |
Решение примеров на порядок выполнения действий в примерах. |
1 ч |
17.05 |
арифметические действия в пределах 100 |
|
|
189. |
Решение составных задач. |
1 ч |
22.05 |
изученные виды задач |
|
|
190-192 |
Для самостоятельной работы Решение составных задач. |
|
|
|
|
|
193. |
Контрольная работа за год. |
1 ч |
23.05 |
по изученному материалу |
|
|
194. |
Работа над ошибками. Тест. |
1 ч |
24.05 |
|
|
|
ХV. |
Повторение пройденного за год. |
3 ч |
|
|
|
|
195
|
Повторение изученного |
1ч |
29.05
|
|
|
|
196-198 |
Для самостоятельной работы Решение примеров и задач. |
|
|
|
|
|
199-201 |
Повторение изученного |
2ч |
30.05 31.05 |
|
|
Организация текущего и промежуточного контроля знаний по математике.
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.), либо комбинированными. В комбинированную контрольную работу могут быть включены: задачи, примеры, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений и геометрические задания.
Таблица контрольных работ по математике по четвертям и за год.
|
Вид работы. |
I четв. |
II четв. |
III четв. |
IV четв. |
За год. |
|
Контрольная работа. |
2 ч |
1 ч |
2 ч |
1 ч |
6 ч |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Планируемые результаты
Выпускник научится:
-Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100
-Пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного всех однозначных чисел и числа 10
-Называть с помощью учителя компоненты математических действий
-Знать меры длины, массы, времени и стоимости
-Практически пользоваться переместительным свойством умножения с помощью учителя
-Определять время по часам хотя бы одним способом.
-Решать простые задачи
-Решать составные задач и с помощью учителя
-Различать прямые, кривые, ломаные линии
-Вычислять длину ломаной с помощью учителя
-Знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур
-Уметь чертить прямоугольник(квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя
Выпускник получит возможность научиться:
-Выполнять и знать различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 10
-Знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10
-Знать компоненты математических действий.
-Знать меры длины, массы, времени, стоимости и их соотношения.
-Практически пользоваться переместительным свойством умножения.
-Определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин.
-Решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи
-Самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
-Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии.
-Вычислять длину ломаной самостоятельно
-Уметь узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения.
Уметь чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
Система аттестации учащихся(нормы оценок)
В школе принята5-балльная система отметок для всех работ детей с ОВЗ.
«5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; «1» -отсутствие ответа или работы по неуважительной причине .
Требования , предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиям и образовательных программ и рекомендациям и по оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутри школьного контроля.
Оценивание работ по математике:
⇒В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения; объем выполненного задания.
Классификация ошибок, влияющих на снижение оценки: незнание и неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания и используемых в ходе его выполнения; неправильный выбор действий, операций; нарушение выбора порядка действий в задачах и примерах, неверные вычисления в случае, когда цель задания
– проверка вычислительных умений и навыков;
Классификация недочетов, влияющих на снижение оценки за общее впечатление: неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений величин); ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; неверные вычисления в случае когда, цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; наличие записи действий; отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Нормы оценок:
⇒Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
⇒Оценка «4» ставится за работу с одной - тремя разными ошибками.
⇒Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – пятью разными ошибками.
Список учебно-наглядных пособий:
1. Алгоритмы (опорные таблицы).
2. Диафильмы.
3. Домино «Вычитание».
4. Домино «Сложение».
5. Домино «Таблица умножения».
6. Календари.
7. Касса цифр.
8. Метр – линейка.
9. Модели углов.
10. Модель часов.
11. Натуральные предметы.
12. Перфокарты.
13. Предметные и сюжетные картинки.
14. Развивающая игра «Таблица умножения».
15. Раздаточный дидактический материал.
16. Сосуды ёмкостью 1 л.
17. Счётные палочки.
18. Счёты.
19. Таблица умножения.
20. Учебник.
21. Циркуль.
22. Чертёжный угольник.
23. Числовой ряд (1 – 100).
Контрольно – измерительные материалы АРП
Входная контрольная работа
I вариант.
1. Задача.
В саду растёт 30 яблонь, а груш на 13 деревьев меньше. Сколько всего деревьев растёт в саду?
2. Примеры.
100 – (37 + 43)= 85 + 13 – 27=
90 – (16 + 32)= 70 – 38 + 15=
Увеличь: Уменьши:
54 на 32 100 на 57
62 на 38 90 на 55
3. Геометрический материал (построить отрезки).
Первый отрезок 7 см, второй отрезок на 5 см длиннее, чем первый, а третий
отрезок равен 6 см.
Построить: прямой угол, тупой угол.
II вариант.
1. Задача.
Миша нашёл 14 белых грибов, а подберёзовиков на 16 грибов больше. Сколько всего грибов нашёл Миша?
2. Примеры.
100 – (46 + 34)= 83 + 16 – 52=
80 – (14 + 43)= 90 – 46 + 23=
Увеличь: Уменьши:
53 на 24 100 на 42
85 на 15 80 на 31
3.Геометрический материал (построить отрезки).
Первый отрезок 12 см, второй отрезок на 6 см короче, чем первый, а третий отрезок равен 5 см.
Построить: прямой угол, острый угол.
.
Контрольная работа за I четверть.
I вариант.
1. Задача.
В парке росло 37 тополей, а берёз на 19 деревьев меньше. Сколько всего деревьев росло в парке?
2. Состав чисел в пределах 100.
6 дес. 7 ед. = 54 = … дес. … ед.
10 дес. = 70 = … дес.
3. Примеры.
Найти сумму: Найти разность:
38 и 6 46 и 27 33 и 8 85 и 47
57 и 4 53 и 38 42 и 4 72 и 33
24 + 14 : 2 = 53 + 28 – 44 =
62 – 5 х 3 = 19 + (23 – 19) =
4. Геометрический материал (построить отрезки).
Первый отрезок 7 см, второй отрезок на 5 см длиннее, чем первый, а третий отрезок 4 см 7 мм.
II вариант.
1. Задача.
В саду росло 46 астр, а гвоздик на 18 цветов меньше. Сколько всего цветов росло в саду?
2. Состав чисел в пределах 100.
4 дес. = 100 = … дес.
3 дес. 5 ед. = 96 = … дес. … ед.
3. Примеры.
Найти сумму: Найти разность:
42 и 9 56 и 29 42 и 8 94 и 48
26 и 7 36 и 37 75 и 6 81 и 15
47 + 3 х 3 = 72 + 19 – 27 =
71 – 15 : 3 = 19 + (34 – 16) =
4. Геометрический материал (построить отрезки).
Первый отрезок 12 см, второй отрезок на 4 см короче, чем первый, а третий отрезок 6 см 3 мм.
Контрольная работа за I полугодие.
I вариант.
1. Записать счёт:
- по 5 до 50.
2. Задача.
У Саши 10 марок, а у Пети в 2 раза больше. Сколько всего марок у мальчиков?
3. Примеры.
5 х 9 – 28 = 16 : 4 х 5 =
3 х 7 + 19 = 24 : 3 : 2 =
40 : 5 + 37 = 4 х (45 – 37) =
90 – 4 х 9 = 8 + 25 : 5 =
4. Геометрический материал.
Построить незамкнутую ломаную АВСД.
АВ = 4 см, ВС = 3 см, СД = 5 см
II вариант.
1. Записать счёт:
- по 4 до 40.
2. Задача.
У Оли 20 значков, а у Иры в 2 раза меньше. Сколько всего значков у девочек?
3. Примеры.
4 х 9 – 18 = 18 : 3 х 4 =
2 х 9 + 32 = 24 : 4 : 3 =
32 : 4 + 54 = 6 х (30 – 28) =
43 – 45 : 5 = 17 + 5 х 7 =
4. Геометрический материал.
Построить незамкнутую ломаную АВСД.
АВ = 4 см, ВС = 2 см, СД = 3 см
Контрольная работа по теме «Умножение и деление» (изученные случаи).
I вариант.
1. Задача.
Мальчики собрали 46 кг яблок, а девочки 34 кг. Все яблоки разложили поровну в 8 корзин. Сколько кг яблок в каждой корзине?
2. Примеры.
35 + (47 – 18) = 81 : 9 х 4 =
100 – (36 + 29) = 5 х 8 : 4 =
56 – (7 + 29) = 24 : 3 + 23 =
94 – 27 + 16 = (18 + 18) : 6 =
3.Геометрический материал (построить отрезки).
Первый отрезок 7 см, второй отрезок в 2 раза длиннее, чем первый, а третий отрезок на 6 см короче, чем второй.
II вариант.
1. Задача.
Мальчики собрали 28 кг моркови, а девочки 42 кг. Всю морковь разложили поровну в 7 корзин. Сколько кг моркови в каждой корзине?
2. Примеры.
25 + (56 – 29) = 72 : 9 х 5 =
100 – (43 + 28) = 6 х 6 : 4 =
65 – (6 + 19) = 21 : 3 + 36 =
86 – 38 + 17 = (17 + 28) : 5 =
3. Геометрический материал (построить отрезки).
Первый отрезок 12 см, второй отрезок в 3 раза короче, чем первый, а третий отрезок на 7 см длиннее, чем второй.
Контрольная работа за III четверть.
I вариант.
1. Задача.
Для школы купили 20 пар лыж, а коньков в 2 раза меньше. Сколько пар лыж и коньков купили для школы?
2. Примеры.
(45 – 43) х 5 = 46 + 90 : 9 =
(24 – 6) : 3 = 72 : 8 + 63 =
(100 – 94) х 8 = 7 х 4 – 19 =
6 х 3 + 18 : 2 =
28 см : 4 + 16 см = 1 дм – 8 см =
6 см х 9 – 18 см = 1 р. – 45 к. =
3. Геометрический материал.
Построить квадрат со стороной 50 мм. Внутри квадрата построить отрезок равный 25 мм.
II вариант.
1. Задача.
Дети нашли 8 опят, а волнушек в 5 раз больше. Сколько опят и волнушек нашли дети?
2. Примеры.
(83 – 80) х 9 = 75 + 70 : 7 =
(34 – 18) : 2 = 36 : 9 + 38 =
(100 – 92) х 6 = 6 х 7 – 38 =
6 х 4 + 72 : 8 =
7 см х 6 – 16 см = 1 р. – 33 к. =
36 см : 4 + 38 см = 1 дм - 6 см =
1. Геометрический материал.
Построить прямоугольник со сторонами 60 мм и 30 мм. Пересечь прямоугольник прямой линией в двух точках, обозначить точки пересечения.
Контрольная работа за год.
I вариант.
1.Задача.
Весной около школы посадили 9 лип, а берёз в 8 раз больше. Сколько деревьев посадили всего?
2. Примеры.
35 + (47 – 18) = 81 : 9 х 4 =
100 – (36 + 29) = 5 х 8 : 4 =
56 – (7 + 29) = 24 : 3 + 23 =
94 – 27 + 16 = (18 + 18) : 6 =
1 ч – 45 мин = 1 год – 8 мес. =
1 мин – 27 с = 1 сут. – 18 ч =
3. Геометрический материал.
Построить прямоугольник АВСД. АВ = 5 см, ВС = 3 см.
Подписать основания и боковые стороны. Провести прямую линию, пересекающую прямоугольник в двух точках.
II вариант.
1.Задача.
Вова решил 63 примера, а Саша в 9 раз меньше. Сколько всего примеров решили мальчики?
2. Примеры.
25 + (56 – 29) = 72 : 9 х 5 =
100 – (43 + 38) = 6 х 6 : 4 =
65 – (8 + 19) = 21 : 3 + 36 =
86 – 38 + 17 = (17 + 28) : 5 =
1 ч – 18 мин = 1 сут. – 17 ч =
1 мин – 30 с = 1 год – 5 мес. =
3. Геометрический материал.
Построить треугольник АВС.
Подписать основание и боковые стороны. Провести прямую линию, пересекающую треугольник в двух точках.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г Морозовска
|
ПРИНЯТО Протокол заседания Педагогического совета от ______201__ г №___
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Острикова А.Г.. _____________ |
УТВЕРЖДЕНО Приказ директора МБОУ «СОШ № 6» г. Морозовска от_______201__ г №___ М. Н. Гвозденко________________ |
|
Адаптированная рабочая программа
для детей с ОВЗ (ЗПР)
«Окружающий мир»
4 класс
Составитель /Разработчик программы
Шевелева Светлана Павловна
Квалификация - учитель начальных классов
Педагогический стаж -13 лет
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе учебной «Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2012.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Программа предусматривает индивидуальное обучение на дому как наиболее оптимальный вариант для получения образования. Обучение проводится по учебнику для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII варианта. Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим миром 4 класс» Худенко Е. Д., Терехова И.А.
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
с использованием
1. Примерной программы начального общего образования для 1-4 классы.
2. Авторской программы «Знакомство с окружающим миром» Худенко Е. Д., Терехова И.А.
в соответствии с
1. Учебным планом МБОУ СОШ №6 на 2017-2018 учебный год
2. Образовательной программой МБОУ СОШ №6 на 2017-2018 учебный год
3. Уставом МБОУ СОШ 6
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
В соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком на 2017-2018
учебный год программа рассчитана на 34 часа и на 66 часов самостоятельной работы.
Цель:
ü направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
· формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
· расширять и обогащать представление об окружающем мире;
· обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, т.е. развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся, корректировать их мышление;
· обогащать словарный запас учащихся.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие высших психических функций;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи, владение техникой речи;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
· совершенствование связной речи.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, учащиеся учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Содержание обучения.
Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.
Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.
Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.
Программа составлена в соответствии с учебным планом.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;
· учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
Выпускник получит возможность для формирования:
· чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· целостного восприятия окружающего мира;
· развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий;
· рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
· навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
· установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Выпускник получит возможность научиться:
· ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
· применять установленные правила в планировании способа решения;
· выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок с помощью учителя;
· адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя;
· устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с помощью учителя;
Выпускник получит возможность научиться:
· с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
· с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Выпускник получит возможность научиться:
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
· слушать собеседника;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
Содержание программного учебного предмета.
Сезонные изменения в природе.
Погода. Высота солнца в разное время дня. Признаки лета. Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы. Труд людей зимой. Названия зимних месяцев. Признаки весны. Названия весенних месяцев.
Где мы живём.
Город, село, деревня. Главная улица города. Учреждения города (почта, телеграф, магазины, рынок, больница, аптека).
Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня. Назначение.
Жизнь и быт человека.
Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.
Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.
Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.
Природа.
Растения.
Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.
Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек).
Полевые растения. Рожь, кукуруза, овёс. Части растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метёлка, початок), зёрна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.
Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.
Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна – хвойные деревья.
Животные.
Домашние животные. Лошадь, корова, свинья. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Птицы.
Домашние птицы. Гусь, индюк. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.
Дикие птицы. Гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища.
Птицы перелётные и зимующие. Время отлёта и прилёта разных птиц.
Насекомые.
Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
Рыбы.
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.
Здоровье и безопасность.
Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).
Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии по главной улице города, в школьные мастерские, магазины, парк, к цветочной клумбе.
Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
· называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
· активно участвовать в беседе;
· связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;
· выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений;
· соблюдать правила личной гигиены;
· соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся должны знать:
· названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
· правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Содержание программы по окружающему миру по четвертям и за год.
|
№ п/п |
Название разделов программы. |
I четв. |
II четв. |
III четв. |
IV четв. |
За год. |
|
1. |
Сезонные изменения в природе. |
3 ч |
2 ч |
4 ч |
4 ч |
13 ч |
|
2. |
Где мы живём. |
1 ч |
2 ч |
- |
- |
3 ч |
|
3. |
Жизнь и быт человека. |
- |
4 ч |
1 |
- |
5 ч |
|
4. |
Природа. |
4 ч |
- |
4 ч |
4 ч |
12 ч |
|
5. |
Здоровье и безопасность |
- |
- |
- |
1 ч |
1 ч |
|
|
Всего: |
8 ч |
8 ч |
9 ч |
16 ч |
34ч |
Темы экскурсий.
1. Сентябрь – начало осени.
2. Октябрь – середина осени.
3. Ноябрь – последний месяц осени.
4. Декабрь – первый месяц зимы.
5. Январь – начало года.
6. Февраль – последний месяц зимы.
7. Природа весной. Приметы весны.
8. Май – конец весны.
Темы практических работ
1. Выращивание комнатных растений из черенков.
2. Выращивание цветковых растений из семян.
3. Уход за одеждой.
4. Уход за обувью.
5. Уход за посудой.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
|
№ п/п |
Содержание программного материала. |
Часы. |
Дата. |
Повторение. |
Словарь. |
|
|
Сезонные изменения в природе. |
2 ч |
|
|
|
|
1. |
Сентябрь – начало осени. Экскурсия. |
1 ч |
4.09 |
изменения в природе |
ненастье осадки |
|
2-3 |
Для самостоятельной работы Признаки осени. |
|
|
|
|
|
4. |
Осенние работы в поле. |
1 ч |
11.09 |
виды труда людей |
урожай |
|
5-6 |
Для самостоятельной работы Труд людей осенью. |
|
|
|
|
|
|
Природа. Растения. |
4 ч |
|
|
|
|
7. |
Овощи. Фрукты. Ягоды. Сбор урожая. Определение и различение
|
1 ч |
18.09 |
назначение овощей огородные растения значение фруктов и ягод |
витамины заготовка консервация |
|
8-9 |
Для самостоятельной работы Подготовить рассказ о фруктах, овощах и ягодах. |
|
|
|
|
|
10. |
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
|
1 ч |
25.09 |
правила сбора грибов |
шляпка, ножка грибница |
|
11-12 |
Для самостоятельной работы Подготовить рассказ о съедобных и несъедобных грибах |
|
|
|
|
|
13. |
Полевые растения: рожь, овёс, кукуруза. Части растений. Их использование в пищу |
1 ч |
2.10 |
части растений приготовление пищи из полевых растений
|
колос, метёлка початок, соломина крахмал, крупа, злак питательные вещества |
|
14-15 |
Для самостоятельной работы Рассказ о полевых растениях. |
|
|
|
|
|
16. |
Обобщение по теме «Природа. Растения». Тест№1 |
1 ч |
9.10 |
по разделу |
|
|
17-18 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за природой осенью. |
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения в природе. |
1 ч |
|
|
|
|
19. |
Октябрь – середина осени. Экскурсия. |
1 ч |
16.10 |
признаки осени |
листопад |
|
20-21 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за природой,погодой. |
|
|
|
|
|
|
Где мы живём. Город. |
1 ч |
|
|
|
|
22. |
Москва – главный город страны. |
1 ч |
23.10 |
достопримечатель-ности Москвы |
столица |
|
23-24 |
Для самостоятельной работы Подготовить рассказ о городе. в котором живем |
|
|
|
|
|
|
Где мы живём. Квартира, комната. |
2 ч |
|
|
|
|
25. |
Квартира. Комната. Кухня. Назначение. |
1 ч |
13.11 |
кухонные бытовые предметы |
кладовая, кухня прихожая |
|
26-27 |
Для самостоятельной работы Подготовить рассказ о своей комнате. |
|
|
|
|
|
28. |
Комнаты: столовая, спальня, детская. Назначение. |
1 ч |
20.11 |
рассказ учащихся о своей квартире |
столовая (зал) спальня |
|
20-30 |
Для самостоятельной работы Подготовить рассказ о столовой |
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения в природе.
|
1 ч |
|
|
|
|
31 |
Ноябрь – последний месяц осени. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе. |
1ч |
27.11 |
признаки поздней осени |
отлёт птиц |
|
32-33 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за изменениями в природе |
|
|
|
|
|
|
Жизнь и быт человека. |
2 ч |
|
|
|
|
34. |
Назначение мебели. Уход за мебелью. |
1 ч |
4.12 |
бережное отношение к мебели |
протирание чистка пылесосом |
|
35-36 |
Для самостоятельной работы Как я ухаживаю за мебелью |
|
|
|
|
|
37. |
Мебель. Как обставить квартиру. |
|
11.12 |
|
|
|
38-39 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за природой. |
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения в природе. |
1ч |
|
|
|
|
40. |
Декабрь – первый месяц зимы. Экскурсия. Наблюдение за сезонными изменениями в природе в декабре. |
1ч |
18.12 |
название зимних месяцев |
иней |
|
41-42 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за сезонными изменениями в природе в декабре. |
|
|
|
|
|
|
Жизнь и быт человека. |
3 ч |
|
|
|
|
43. |
Посуда. Называние и различение. Уход и хранение. |
1 ч |
25.12 |
подбор обобщающих слов |
дуршлаг донышко, носик |
|
44-45 |
Для самостоятельной работы Рассказ о посуде |
|
|
|
|
|
46. |
Одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита одежда. Уход за одеждой. |
1 ч |
15.12 |
название предметов одежды, материал для одежды |
демисезонная чистка, сушка проветривание |
|
47-48 |
Для самостоятельной работы Подготовить рассказ «Одежда и уход» |
|
|
|
|
|
49. |
Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за обувью. Тест № 2 по теме «Жизнь и быт человека» |
1 ч |
22.01 |
название предметов обуви средства ухода за обувью |
валяная текстильная ,крем для обуви, дезодорант для обуви |
|
50-51 |
Для самостоятельной работы Рассказ «обувь и уход» |
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения в природе. |
2 ч |
|
|
|
|
52 |
Январь – начало года. Наблюдение за изменениями в природе. Экскурсия. |
1 ч |
29.01 |
признаки зимы |
снегопад |
|
53-54 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за изменениями в природе. |
|
|
|
|
|
55 |
Труд людей города зимой. |
1 ч |
5.02 |
связь зимнего труда людей с изменениями в природе |
фермер механизатор овощехранилище |
|
56-57 |
Для самостоятельной работы Подготовить рассказ о труде людей города зимой. |
|
|
|
|
|
|
Природа. Растения. |
2 ч |
|
|
|
|
58. |
Деревья. Ель. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья – хвоя. Использование в народном хозяйстве. |
1 ч |
12.02 |
название деревьев |
хвойные деревья |
|
59-60 |
Для самостоятельной работы Использование в народном хозяйстве лиственных деревьев |
|
|
|
|
|
61. |
Деревья. Сосна. Части дерева. Значение, использование в народном хозяйстве. |
1 ч |
19.02 |
части дерева |
семена |
|
62-63 |
Для самостоятельной работы Рассказ о хвойных деревьях |
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения в природе. |
1 ч |
|
|
|
|
64 |
Февраль – последний месяц зимы. Наблюдение за изменениями в природе. Экскурсия. |
1 ч |
26.02 |
признаки зимы |
вьюга, пурга метель |
|
65-66 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за изменениями в природе. |
|
|
|
|
|
|
Природа. Домашние животные. Дикие животные. |
1 ч |
|
|
|
|
67. |
Лошадь. Внешний вид. Пища. Уход. Польза. Лось. Внешний вид, пища, повадки. |
1 ч |
5.03 |
названия домашних животных и их детёнышей травоядные животные защита от врагов |
жеребец, конь конюшня, хлев жеребёнок, конюх телёнок, бык ферма, вымя лосиха, лосёнок
|
|
68-69 |
Для самостоятельной работы Подготовить рассказ о лошади. |
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения в природе. |
1 ч |
|
|
|
|
70 |
Март – весенний месяц Тест по теме «Неживая природа» |
1 ч |
12.03 |
оживление природы в марте |
проталины |
|
71-72 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за изменениями в природе |
|
|
|
|
|
|
Природа. Домашние и дикие птицы. |
2 ч |
|
|
|
|
73. |
Гусь. Индюк. Внешний вид, пища. Повадки. Польза. |
1 ч |
19.03 |
водоплавающие домашние птицы названия домашних птиц |
гусыня гусята индюшка индюшата |
|
74-75 |
Для самостоятельной работы Рассказ о домашней и дикой птице. |
|
|
|
|
|
76. |
Глухарь. Внешний вид. Места обитания, пища. Образ жизни. |
1 ч |
2.04 |
лесные птицы |
глухарята токовище |
|
77-78 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за природой. |
|
|
|
|
|
|
Природа. Птицы перелётные и зимующие. |
1 ч |
|
|
|
|
79. |
Время отлёта и прилёта разных птиц. Тест по теме: « Природа» |
1 ч |
9.04 |
бережное отношение к птицам и забота о них |
постройка гнёзд, разновидности гнёзд |
|
80-81 |
Для самостоятельной работы Рассказ о перелётных и зимующих птицах. |
|
|
|
|
|
|
Природа. Комнатные и цветковые растения. |
1 ч |
|
|
|
|
82. |
Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. |
1 ч |
16.04 |
растения клумбы |
настурция ноготки |
|
83-84 |
Для самостоятельной работы Подготовить рассказ о комнатных растениях. |
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения в природе. |
2 ч |
|
|
|
|
85. |
Природа весной. Приметы весны. Экскурсия. |
1 ч |
23.04 |
признаки весны |
потепление |
|
86-87 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за природой весной |
|
|
|
|
|
88. |
Апрель – весенний месяц. Обобщение наблюдений. Итоги экскурсии. |
1 ч |
30.04 |
пословицы о весне |
капель |
|
89-90 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за природой . |
|
|
|
|
|
|
Здоровье и безопасность. Охрана здоровья. |
1 ч |
|
|
|
|
91. |
Отдых и труд дома. Режим дня. Тест по теме «Охрана здоровья» |
1 ч |
7.05 |
забота о здоровье |
режим дня |
|
92-93 |
Для самостоятельной работы Составить свой режим дня. |
|
|
|
|
|
|
Природа. Рыбы. Насекомые. |
1 ч |
|
|
|
|
94. |
Рыбы. Уход за рыбами. Полезные и вредные насекомые.
|
1 ч |
14.05 |
название рыб полезные насекомые вредные насекомые |
аквариум жабры улей, дупло муравейник лимонница капустница крапивница |
|
95-96 |
Для самостоятельной работы Рассказ о полезных и вредных насекомых.
|
|
|
|
|
|
|
Сезонные изменения в природе. |
2 ч |
|
|
|
|
97. |
Май – конец весны. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе. |
1 ч |
21.05 |
признаки весны по наблюдениям |
набухание почек |
|
98-99 |
Для самостоятельной работы Наблюдение за изменениями в природе. |
|
|
|
|
|
100. |
Обобщение наблюдений. Итоги экскурсии. |
1 ч |
28.05 |
по теме |
|
Список учебно-методической литературы:
для учащихся:
Худенко Е. Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. – М.: АРКТИ, 2012.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.