Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире физики»
8 класс
Пояснительная записка
Исходя из идеи непрерывности естественно-научного образования и ориентируясь на структуру содержания школьного обучения физике, данная программа выполняет роль ранней пропедевтики и позволяет реализовать принцип развивающего обучения на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет реализовать развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Образовательная деятельность и учебное сотрудничество в ходе изучения программы служит достижению целей личностного и социального развития обучающихся. В ходе его изучения они вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез и экспериментальной проверки теоретических выводов.
Общая характеристика курса
Растущему человеку нужны не только знания по конкретному предмету, но и умение общаться, ставить и решать проблемы. Ему необходимы условия для самовыражения, которые мы можем и должны создавать как на уроке, так и вне его. Именно поэтому большое значение имеет вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету. Чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к физике, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.
Данная программа учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла.
Методологическая основа программы базируется на личностно-ориентированном подходе с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Актуальность
Программа позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.
Программа способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Цели и задачи программы
Цель: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира, развитие у обучающихся интереса к изучению физики и подготовка их к систематическому, углублённому изучению курса физики.
Задачи образовательные: способствовать формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных), ознакомить обучающихся с простейшими механизмами и увлекательно-познавательными опытами, в основе которых лежат физические законы. Раскрыть закономерности наблюдаемых явлений, их практическое применение.
Задачи развивающие: развивать внимание, умение наблюдать физические явления, проводить простейшие естественнонаучные эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
Задачи воспитательные: способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
· повышение познавательного интереса учащихся к изучению физики;
· активное участие в конкурсах, олимпиадах, исследовательской работе.
Мониторинг отслеживания освоения программы базируется на:
· методах психолого-педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование);
· методе контроля и самоконтроля выполнения творческих заданий, практических работ.
Предметные, метапредметные, личностные
результаты освоения курса
Рабочая программа обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Ø определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Ø в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Ø определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
Ø проговаривать последовательность действий на занятии;
Ø учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану;
Ø средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением;
Ø умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Ø слушать и понимать речь других;
Ø средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
Ø совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты:
Ø добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
Ø перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
Ø преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 8 класса. На изучение курса отводится 36 часов, по 1 часу в неделю.
Содержание программы
Содержание программы «В мире физики» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу «Физика». Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные научные факты, способные дать простор воображению. Программа состоит из 3 разделов.
Общий годовой план работы составляет – 35 часов, из них: теоретических – 14 часов, практических – 18 часов, контроля – 3 часа.
Раздел 1. Люди науки (11 часов)
|
Вводное занятие. Знакомство с программой. |
|
Люди науки – рассказы о физиках. |
|
Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике». |
|
Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике. |
|
Проектная деятельность «Люди науки – Архимед, Б.Паскаль и Ньютон». Защита проектов. |
|
Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике. |
|
Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом». Защита проектов. |
Раздел 2. Решение задач (10 часов)
|
Решение олимпиадных задач муниципального этапа. |
|
Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления». |
|
Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление». |
|
Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами. |
|
Исследование электрических цепей. Решение задач. |
Раздел 3. Покорение космоса (14 часов)
|
Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос. |
|
Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев». |
|
Выступление перед учащимися. |
|
Электрические нагревательные приборы, их назначение. |
|
Эффективность использования электронагревательных приборов. 2015 год – год света. |
|
Конкурс-игра «Что? Где? Когда?» |
|
Интересные явления в природе. |
|
Строение Солнечной системы. |
|
Подведение итогов работы.
Формы и методы работы: - опрос; - наблюдение; - участие в конкурсах и олимпиадах; - рефераты; - тестирование; - исследовательские работы; - защита проектов.
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
(1 раз в неделю – 35 часов)
|
№ п/п |
Содержание курса |
Количество часов |
|||
|
|
|
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Контроль |
|
1. |
Раздел 1. Люди науки. |
11 |
4 |
6 |
1 |
|
2. |
Раздел 2. Решение задач. |
10 |
4 |
5 |
1 |
|
3. |
Раздел 3. Покорение космоса. |
14 |
6 |
7 |
1 |
|
Итого: |
35 |
14 |
18 |
3 |
|
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(1 раз в неделю – 35 часов)
|
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание занятия |
|
|
план |
факт |
||||
|
Раздел 1. Люди науки. |
|||||
|
1 |
|
|
Вводное занятие. Знакомство с программой. Входная диагностика |
1 |
Вводное занятие. Входная диагностика |
|
2 |
|
|
Люди науки – рассказы о физиках. |
1 |
Познакомить с биографией известных физиков |
|
3 |
|
|
Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике» |
1 |
Что такое Нобелевская премия? Знакомство с историческими фактами |
|
4 |
|
|
Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике» |
1 |
Знакомство с Нобелевскими лауреатами по физике, их вкладом в науку |
|
5 |
|
|
Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике. |
1 |
Решение задач. Групповая и игровая деятельность |
|
6 |
|
|
Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике. |
1 |
Решение задач. Групповая и игровая деятельность |
|
7 |
|
|
Проектная деятельность «Люди науки – Архимед, Б.Паскаль и Ньютон». Защита проектов. |
1 |
Проектная деятельность. Защита проектов. |
|
8 |
|
|
Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике. |
1 |
Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике. |
|
9 |
|
|
Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике. |
1 |
Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике. |
|
10 |
|
|
Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом» |
1 |
Проектная деятельность. Защита проектов. |
|
11 |
|
|
Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом». Защита проектов. |
1 |
Проектная деятельность. Защита проектов. |
|
Раздел 2. Решение задач |
|||||
|
12 |
|
|
Решение олимпиадных задач муниципального этапа |
1 |
Решение олимпиадных задач муниципального этапа |
|
13 |
|
|
Решение олимпиадных задач муниципального этапа |
1 |
Решение олимпиадных задач муниципального этапа |
|
14 |
|
|
Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления» |
1 |
Решение комбинаторных задач. Контроль полученных знаний на основе самостоятельной работы |
|
15 |
|
|
Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления» |
1 |
Решение комбинаторных задач. Контроль полученных знаний на основе самостоятельной работы |
|
16 |
|
|
Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление» |
1 |
Решение задач. Групповая и игровая деятельность |
|
17 |
|
|
Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление» |
1 |
Решение задач. Повторение формул |
|
18 |
|
|
Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами. |
1 |
Сборка электрических цепей. Знакомство с измерительными приборами. |
|
19 |
|
|
Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами. |
1 |
Самостоятельная работа с измерительными приборами. |
|
20 |
|
|
Исследование электрических цепей. Решение задач. |
1 |
Учащиеся проводят исследование в ходе групповой работы. Решение задач |
|
21 |
|
|
Исследование электрических цепей. Решение задач. Промежуточная диагностика |
1 |
Учащиеся представляют результаты своей работы в виде доклада. Промежуточная диагностика. |
|
Раздел 3. Покорение космоса |
|||||
|
22 |
|
|
Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос. |
1 |
Подготовка ко Дню космонавтики. |
|
23 |
|
|
Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос. |
1 |
Выступление учащихся |
|
24 |
|
|
Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев» |
1 |
Проектная деятельность. Защита проектов. |
|
25 |
|
|
Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев» |
1 |
Проектная деятельность. Защита проектов. |
|
26 |
|
|
Выступление перед учащимися |
1 |
Выступление перед учащимися. Анализ проделанной работы |
|
27 |
|
|
Электрические нагревательные приборы, их назначение. |
1 |
Познакомить с электрическими нагревательными приборами, их назначением. |
|
28 |
|
|
Эффективность использования электронагревательных приборов. 2015 год – год света. |
1 |
Доказать в ходе исследовательской работы эффективность использования электронагревательных приборов. |
|
29 |
|
|
Конкурс-игра «Что? Где? Когда?» |
1 |
Выявление лучшего физика |
|
30 |
|
|
Конкурс-игра «Что? Где? Когда?» |
1 |
Выявление лучшего физика |
|
31 |
|
|
Интересные явления в природе |
|
Познакомить с интересными явлениями в природе |
|
32 |
|
|
Интересные явления в природе |
1 |
Выступления учащихся. Анализ проделанной работы |
|
33 |
|
|
Строение Солнечной системы |
1 |
Вспомнить строение Солнечной системы |
|
34 |
|
|
Строение Солнечной системы |
1 |
Познакомить с интересными научными фактами |
|
35 |
|
|
Подведение итогов работы. Итоговая диагностика |
1 |
Подведение итогов работы. Итоговая диагностика |
Планируемые результаты освоения программы
1 уровень результатов
- Учащиеся приобретают знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.
- Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.
2 уровень результатов
- Учащиеся самостоятельно могут выполнять задания нестандартного типа.
- Учащиеся могут высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.
3 уровень результатов
- Учащиеся могут самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
- Участвовать в школьной научной конференции.
Методическое обеспечение
1. Видео-, аудиоматериалы:
· видеофильмы, соответствующие тематике программы;
· демонстрационные таблицы;
· портрет ученых-физиков;
· телевизор;
· DVD;
3. Цифровые ресурсы:
· компьютер;
· презентационное оборудование;
· выход в Интернет.
4. Оборудование:
· классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
· магнитная доска;
· физический эксперимент;
· ученические двухместные столы с комплектом стульев;
· стол учительский с тумбой;
· шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
Список литературы для педагога:
1. Е.В.Алексеева, «Физика вокруг нас». Пропедевтический курс физики для среднего звена общеобразовательной школы, 5–6 кл. Журнал «Физика – Первое сентября», №12/2013.
2. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех: Физические тела. – 6-е изд., стер. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
3. Я.И.Перельман «Занимательная физика. В 2-х книгах». Издательство «Наука», Москва,1983.
4. Рачлис Х.Физика в ванне: Пер.с англ. – М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит., 1986
(Библиотечка «Квант», выпуск 51).
5. Мария Рыбалкина. Нанотехнологии для всех. www/nanonewsnet.ru.
6. Силин А.А. Трение и мы. – М.: Наука. Гл.ред.физ-мат.лит., 1987(Б-ка «Квант», вып.57)
7.Степанова Г.Н. Физика 5 класс: Учебник. – СПб: Специальная литература, 1998.
8. Степанова Г.Н. Физика 6 класс: Учебник. – СПб: ООО «Валери СПД», 2000.
9.«Физика – Первое сентября», №9 - 12/2013.
Список литературы для учащихся:
1. Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
2. М.И Блудов «Беседы по физике»
3. И.И. Эльшанский «Хочу стать Кулибиным»
4. А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.