Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 76.docx

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире физики»

8 класс

 

Пояснительная записка

 

Исходя из идеи непрерывности естественно-научного образования и ориентируясь на структуру содержания школьного обучения физике, данная программа выполняет роль ранней пропедевтики и позволяет реализовать принцип развивающего обучения на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет реализовать развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Образовательная деятельность и учебное сотрудничество в ходе изучения программы служит  достижению целей личностного и социального развития обучающихся. В ходе его изучения они вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез и экспериментальной проверки теоретических выводов.

 

Общая характеристика курса

 

Растущему человеку нужны не только знания по конкретному предмету, но и умение общаться, ставить и решать проблемы. Ему необходимы условия для самовыражения, которые мы можем и должны создавать как на уроке, так и вне его. Именно поэтому большое значение имеет вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету. Чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к физике, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.

Данная программа учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла.

Методологическая основа программы базируется на личностно-ориентированном подходе с учётом  возрастных особенностей обучающихся.

Актуальность

Программа позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.

Программа способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

 

Цели и задачи программы

 

Цель: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира, развитие у обучающихся интереса к изучению физики и подготовка их к систематическому, углублённому изучению курса физики.

Задачи образовательные: способствовать формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных), ознакомить обучающихся с простейшими механизмами и увлекательно-познавательными опытами, в основе которых лежат физические законы. Раскрыть закономерности наблюдаемых явлений, их практическое применение.

Задачи развивающие: развивать внимание, умение наблюдать физические явления, проводить простейшие естественнонаучные эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

Задачи воспитательные: способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты:

·               повышение познавательного интереса учащихся к изучению физики;

·               активное участие в конкурсах, олимпиадах, исследовательской работе.

Мониторинг отслеживания освоения программы базируется на:

·               методах психолого-педагогической диагностики (наблюдение,  анкетирование, собеседование);

·               методе контроля и самоконтроля выполнения творческих заданий, практических работ.

 

Предметные, метапредметные, личностные

результаты освоения курса

 

     Рабочая программа обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты:

Ø    определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Ø    в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Ø    определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

Ø    проговаривать последовательность действий на занятии;

Ø    учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану;

Ø    средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением;

Ø    умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

Ø    слушать и понимать речь других;

Ø    средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

Ø    совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

Предметные результаты:

Ø    добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

Ø    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

Ø    преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

     Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 8 класса. На изучение курса отводится 36 часов, по 1 часу в неделю.

 

Содержание программы

 

            Содержание программы «В мире физики» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу «Физика». Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные научные факты, способные дать простор воображению. Программа состоит из 3 разделов.

Общий годовой план работы составляет – 35 часов, из них: теоретических – 14 часов, практических – 18 часов, контроля – 3 часа.

 

Раздел 1. Люди науки (11 часов)

 

Вводное занятие. Знакомство с программой.

Люди науки – рассказы о физиках.

Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике».

Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике.

Проектная деятельность «Люди науки – Архимед, Б.Паскаль и Ньютон». Защита проектов.

Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике.

Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом». Защита проектов.

            Раздел 2. Решение задач (10 часов)

Решение олимпиадных задач муниципального этапа.

Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления».

Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление».

Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами.

Исследование электрических цепей. Решение задач.

         Раздел 3. Покорение космоса (14 часов)

Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос.

Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев».

Выступление перед учащимися.

Электрические нагревательные приборы, их назначение.

Эффективность использования электронагревательных приборов. 2015 год – год света.

Конкурс-игра «Что? Где? Когда?»

Интересные явления в природе.

Строение Солнечной системы.

Подведение итогов работы.

 

Формы и методы работы:

- опрос;

- наблюдение;

- участие в конкурсах и олимпиадах;

- рефераты;

- тестирование;

- исследовательские работы;

- защита проектов.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

 (1 раз в неделю – 35 часов)

 

№ п/п

Содержание курса

Количество часов

 

 

 

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Контроль

1.

Раздел 1. Люди науки.

11

4

6

1

2.

Раздел 2. Решение задач.

10

4

5

1

3.

Раздел 3. Покорение космоса.

14

6

7

1

Итого:

35

14

18

3

КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

(1 раз в неделю – 35 часов)

 

п/п

Дата

 

Тема учебного занятия

Всего часов

 

Содержание занятия

план

факт

Раздел 1. Люди науки.

1

 

 

Вводное занятие. Знакомство с программой. Входная диагностика

1

Вводное занятие.

Входная диагностика

2

 

 

Люди науки – рассказы о физиках.

1

Познакомить с биографией известных физиков

3

 

 

Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике»

1

Что такое Нобелевская премия? Знакомство с историческими фактами

4

 

 

Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике»

1

Знакомство с Нобелевскими лауреатами по физике, их вкладом в науку

5

 

 

Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике.

1

Решение задач. Групповая и игровая деятельность

6

 

 

Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике.

1

Решение задач. Групповая и игровая деятельность

7

 

 

Проектная деятельность «Люди науки – Архимед, Б.Паскаль и Ньютон». Защита проектов.

1

Проектная деятельность. Защита проектов.

8

 

 

Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике.

1

Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике.

9

 

 

Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике.

1

Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике.

10

 

 

Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом»

1

Проектная деятельность. Защита проектов.

11

 

 

Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом». Защита проектов.

1

Проектная деятельность. Защита проектов.

Раздел 2. Решение задач

12

 

 

Решение олимпиадных задач муниципального этапа

1

Решение олимпиадных задач муниципального этапа

13

 

 

Решение олимпиадных задач муниципального этапа

1

Решение олимпиадных задач муниципального этапа

14

 

 

Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления»

1

Решение комбинаторных задач. Контроль полученных знаний на основе самостоятельной работы

15

 

 

Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления»

1

Решение комбинаторных задач. Контроль полученных знаний на основе самостоятельной работы

16

 

 

Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление»

1

Решение задач. Групповая и игровая деятельность

17

 

 

Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление»

1

Решение задач. Повторение формул

18

 

 

Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами.

1

Сборка электрических цепей. Знакомство с измерительными приборами.

19

 

 

Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами.

1

Самостоятельная работа с измерительными приборами.

20

 

 

Исследование электрических цепей. Решение задач.

1

Учащиеся проводят исследование в ходе групповой работы. Решение задач

21

 

 

Исследование электрических цепей. Решение задач. Промежуточная диагностика

1

Учащиеся представляют результаты своей работы в виде доклада. Промежуточная диагностика.

Раздел 3. Покорение космоса

22

 

 

Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос.

1

Подготовка ко Дню космонавтики.

23

 

 

Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос.

1

Выступление учащихся

24

 

 

Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев»

1

Проектная деятельность. Защита проектов.

25

 

 

Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев»

1

Проектная деятельность. Защита проектов.

26

 

 

Выступление перед учащимися

1

Выступление перед учащимися. Анализ проделанной работы

27

 

 

Электрические нагревательные приборы, их назначение.

1

Познакомить с электрическими нагревательными приборами, их назначением.

28

 

 

Эффективность использования электронагревательных приборов. 2015 год – год света.

1

Доказать в ходе исследовательской работы эффективность использования электронагревательных приборов.

29

 

 

Конкурс-игра «Что? Где? Когда?»

1

Выявление лучшего физика

30

 

 

Конкурс-игра «Что? Где? Когда?»

1

Выявление лучшего физика

31

 

 

Интересные явления в природе

 

Познакомить с интересными явлениями в природе

32

 

 

Интересные явления в природе

1

Выступления учащихся. Анализ проделанной работы

33

 

 

Строение Солнечной системы

1

Вспомнить строение Солнечной системы

34

 

 

Строение Солнечной системы

1

Познакомить с интересными научными фактами

35

 

 

Подведение итогов работы. Итоговая диагностика

1

Подведение итогов работы. Итоговая диагностика

 

 

 

 

 

Планируемые результаты  освоения программы

 

1 уровень результатов

 

- Учащиеся приобретают знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.

- Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

 

2 уровень результатов

 

- Учащиеся самостоятельно могут выполнять задания нестандартного типа.

- Учащиеся могут высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.

 

3 уровень результатов

 

- Учащиеся могут самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

- Участвовать  в школьной научной конференции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

 

 

1.     Видео-, аудиоматериалы:  

·        видеофильмы, соответствующие тематике программы;

·        демонстрационные таблицы;

·        портрет ученых-физиков;

·        телевизор;

·        DVD;

 

3.   Цифровые ресурсы:

·        компьютер;

·        презентационное оборудование;

·        выход в Интернет.

 

4.    Оборудование:

·        классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

·        магнитная доска;

·        физический эксперимент;

·        ученические двухместные столы с комплектом стульев;

·        стол учительский с тумбой;

·        шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Список литературы для педагога:

 

1. Е.В.Алексеева, «Физика вокруг нас». Пропедевтический курс физики для среднего звена общеобразовательной школы, 5–6 кл. Журнал «Физика – Первое сентября», №12/2013.

2. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех: Физические тела. – 6-е изд., стер. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.

3. Я.И.Перельман «Занимательная физика. В 2-х книгах». Издательство «Наука», Москва,1983.

4. Рачлис Х.Физика в ванне: Пер.с англ. – М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит., 1986

(Библиотечка «Квант», выпуск 51).

5. Мария Рыбалкина. Нанотехнологии для всех. www/nanonewsnet.ru.

6. Силин А.А. Трение и мы. – М.: Наука. Гл.ред.физ-мат.лит., 1987(Б-ка «Квант», вып.57)

7.Степанова Г.Н. Физика 5 класс: Учебник. – СПб: Специальная литература, 1998.

8. Степанова Г.Н. Физика 6 класс: Учебник. – СПб: ООО «Валери СПД», 2000.

9.«Физика – Первое сентября», №9 - 12/2013.

 

 

 

 

                                Список литературы для учащихся:

 

1. Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).

2. М.И Блудов «Беседы по физике»

3. И.И. Эльшанский «Хочу стать Кулибиным»

4. А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»

 


 

Скачано с www.znanio.ru