Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 82.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

«ПЛАНЕТА ВЗРОСЛЕНИЯ»

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО                                           УТВЕРЖДАЮ

Научно-методическим                                       Директор МАУДО  «Центр

советом «Центра                                                внешкольной работы

внешкольной работы                                         «Планета взросления»

«Планета взросления»                                       ____________Т.П. Савельева

Протокол №________                                        Приказ № _____________

«___»___________20__г.                                   «___»______________20__г.

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

 «Аленький цветочек»

Возраст обучающихся: 7–13 лет.

 Срок реализации - 3 года обучения.

 

 

 

 

 

 

                                                             Автор-составитель: Давыдкина С.В.,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск, 2016

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аленький цветочек»  имеет  художественную направленность. 

Нормативно-правовая база  Программы  разработана в соответствии с:

·     Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-Ф3;

·     Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г.;

·     Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726;

·     Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·     Приказом Департамента образования г. Москвы от 01.03.2011г. №166 «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы».

 

Актуальность программы

На сегодняшний день 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук, что приводит к неразвитости кистей. Младшему школьнику сложно в процессе письма выдерживать длительное напряжение руки, что мешает ему выработать хороший почерк. Ребенку сложно проводить  достаточно прямые и четкие линии. У детей этого возраста возникают трудности в написании цифр, букв, в вырезании из бумаги фигуры и по контуру и т. д. Неразвитость мелкой моторики влияет и на речь: ребёнок не может ясно высказать свою мысль, объяснить точку зрения. Все эти факторы говорят о том, как важна мелкая моторика для учеников. Немаловажное значение имеет и тот факт, что все свое свободное время младший школьник проводит за компьютерными играми, что оказывает негативное влияние на детскую психику.

Помогает решить эту проблему дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аленький цветочек».

 

Отличительные особенности программы

Являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики,  дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аленький цветочек» призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и  пробудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Большое внимание на занятиях уделяется использованию здоровьесберегающих технологий. Это вызвано тем, что  при работе с бисером идет длительная  нагрузка не только на глаза, но и на позвоночник. Для снятия утомляемости  во время занятий  с учащимися проводится несложная гимнастика для глаз (комплекс упражнений по методикам  профессоров Э.С.Аветисова и М.Норбекова), которая  занимает около 3-х минут. Также предлагается игра-упражнение для укрепления зрения и шейного отдела позвоночника под названием  «Пишем носом, пишем глазками» по методике профессора Л.И.Латохиной.

Особенностью данной программы является использование в методике игр, развивающих у детей зрительную  память, глазомер, внимание, мелкую моторику, мышление и т.д.                                               

 

Педагогическая целесообразность

Являясь прикладной,  данная программа носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие моторики, на овладение учащимися основных приёмов бисероплетения.

Бисероплетение – тот вид деятельности, который предъявляет к учащимся особенно высокий уровень требований к личности: здесь необходима усидчивость, настойчивость, собранность, внимание, высокий художественный вкус.

Обучение  по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Аленький цветочек» помогает учащимся развивать учебные и общекультурные компетенции, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Цель программы: формирование общекультурных компетенций и оптимальное приобщение растущей личности к художественно-творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели решается следующий комплекс задач:

Предметные:

§   дать знания об истории возникновения и развития бисероплетения;

§   обучить различным техникам бисероплетения;

§   сформировать знания по основам композиции и цветоведения

§   научить приемам изготовления и декорирования изделий из бисера;

§   способствовать выработке умения изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим эскизам, схемам, рисункам.

Метапредметные:

§   обучить навыкам самостоятельной работы в целенаправленном освоении искусства бисероплетения;

§   развивать и повышать внутреннюю мотивацию ребенка к занятиям рукоделием;

§   развивать эмоционально комфортные отношения в учебной группе, располагающих  к творческому самовыражению;

Личностные:

§   способствовать появлению уверенности в своих силах, выработке адекватной самооценке при изготовлении изделий из бисера;

§   воспитывать общечеловеческие ценности  и художественный вкус при работе с бисером.

 

Особенности реализации программы

Адресат программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аленький цветочек» рассчитана на школьников 7-13 лет.

Набор детей в коллектив – свободный, начиная с 7 лет, поскольку занятия  в кружке предполагают знание элементарных навыков чтения и счета. К занятиям допускаются все дети без дополнительного отбора (с разным уровнем подготовки), в т.ч. дети с ОВЗ. Для детей с ОВЗ, отстающих, одарённых предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута.

Форма обучения - очная.

 

Форма организации занятий

Основная форма организации занятий - групповая.

Бисерное рукоделие требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности  предмета бисероплетения, для эффективности выполнения данной программы группы 1-го года обучения должны состоять из 10-12 человек, 2-3-го  годов обучения – не более 8-10 человек.

 

Объем и срок освоения программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аленький цветочек»  предполагает  обучение учащихся в течение 3 лет.

Курс первого года обучения рассчитан на 144 часа, а  второго, третьего – на 180 часов.

Режим организации занятий

На первом  году обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, на втором, третьем – 2 раза в неделю по 2,5 часа.

 

Особенности организации образовательного процесса

Для более эффективной реализации программы «Аленький цветочек» предлагается использовать различные формы занятий.

Состав групп, как правило, разновозрастной, темп восприятия учебного материала, динамика и качество выполнения заданий сугубо индивидуален и зависит от возрастных  и психофизических особенностей каждого ребенка. Для создания более комфортных условий для обучения детей в группе, каждому ребенку даются индивидуальные, посильные для него, задания. В методическом арсенале имеются разноуровневые учебные задания, обеспечивающие процесс восхождения ребенка к художественно-творческой деятельности.

Комплект заданий дифференцирован не только по степени сложности, но и по тематическому принципу, что дает возможность сделать занятия более интересными и эффективными в учебно-дидактическом плане.

Групповые занятия помогают освоить детям теоретический материал, формировать определенные умения и навыки в области рукоделия. По подгруппам целесообразно проводить занятия по сложным темам, требующим многократного повторения и закрепления пройденного материала. По подгруппам проводятся занятия с учащимися, которые работают над собственным авторским  проектом, коллективной работой.

В процессе занятий бисероплетением в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими методами, как рассказ, объяснение, беседа, задание, упражнение, разработка проекта используются наглядно-иллюстративные: показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем, мультимедийные презентации. Для гармонизации монотонных заданий, упражнений, для создания положительного эмоционального настроя в группе на занятиях прослушиваются: классическая музыка, народные и бардовские песни (только с созидающими установками).

В процессе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Аленький цветочек» педагог оставляет за собой право использовать и другие формы, методы проведения  занятий, руководствуясь принципами целесообразности и мобильности  самого образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план I года обучения

 

п/п

 

Основные разделы

Количество часов

теория

практика

всего

 

Комплектование  групп

 

4

4

 

Вводное занятие

1

1

2

1.

Раздел 1. Плетение на проволоке

1.1.

Тема 1.1.

Плоские фигурки из бисера

2

26

28

1.2.

Тема 1.2.

Цветы из бисера

2

18

20

1.3.

Тема 1.3. Изготовление декоративного панно

2

16

18

2.

Раздел 2. Плетение на леске

2.1.

Тема 2.1.

Основные приемы бисероплетения

2

26

28

2.2.

Тема 2.2.

Плетение комплекта украшений «Розовая фантазия»

2

18

20

3.

Раздел 3. Воспитательная работа

 

 

5

17

22

 

Подведение итогов года. Выставка работ обучающихся.

 

2

2

 

                 Итого:   

16ч

128ч

144ч

 

Содержание программы

 

Раздел 1. Плетение на проволоке

Цель: Обучить основным приемам бисероплетения. Познакомить со способами составления несложного орнамента.

 

Тема 1.1. Плоские фигурки животных

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.                                            Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

 

 

Тема 1.2. Цветы из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. 

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

 

Тема 1.3. Декоративное панно

Теоретические сведения. Орнамент, его значение и применение в изделии. Способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Особенности выполнения декоративного панно. Зарисовка схем.   Практическая работа. Выполнение орнамента из бисера для панно. Оформление панно. Просмотр выполненной работы.

 

Раздел 2. Плетение на леске

Цель: Познакомить с различными способами  плоского и объемного соединения цепочек «в крестик». Дать первичные знания и умения  в освоении основных техник бисероплетения.

 

Тема 2.1. Основные приемы бисероплетения

Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка “зигзаг”, цепочка “змейка”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки “мозаика”, “восьмёрки”, “соты”, ромбы, “фонарики”. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”, “колечки”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Наплетение на цепочку “колечки”. Подвески: бахрома (простая, спиральная), “веточки”, “кораллы”. Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Полотно, «кирпичный стежок», полотно “в крестик”. Ажурный цветок. Кубик из 12-ти бисерин. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.       Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков в технике «кирпичный стежок».

 

 

 

 

Тема 2.2. Комплект украшений

Теоретические сведения. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Зарисовка схем для выполнения украшений.

Практическая работа. Плетение комплекта украшений “Розовая фантазия” на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжки.

 

Раздел 3. Воспитательная работа

Цель: формирование сплоченного детского коллектива

Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. Знакомство с творчеством народов Дальнего Востока. Участие в мероприятиях, проводимых в кружке: «Снежный ком» - игра на знакомство и т.д.

 

Прогнозируемые  результаты обучения

Предметные:

По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:

§  правила техники безопасности на рабочем месте;

§  виды бисероплетения;

§  основные приемы бисероплетения, используемые при изготовлении цветов;

§  способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге;

§  различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”;

§  особенности выполнения декоративного панно.

должны уметь:

§  выполнять отдельные элементы цветов;

§  плести плоские фигурки животных;

§  выполнять низание бисером различными способами;

§  подбирать бисер по цвету  для выполнения какого-либо изделия;

§  читать и зарисовывать схемы.

 

Метапредметные:

§  По окончании 1 года обучения учащиеся научатся организовывать свою деятельность, поддерживать порядок во время работы;  у детей сформируется устойчивая заинтересованность в творческой деятельности.

 

Личностные:

§  Учащиеся научатся проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; творчески откликаться на события окружающей жизни.

 


Учебный план II  года обучения

 

п/п

Основные разделы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Раздел 1. Плетение на проволоке

1.1.

Тема 1.1. Панно из бисера по мотивам сказок

2

18

20

1.2.

 Тема 1.2. Объемные миниатюрные композиции на проволоке

2

16

18

1.3.

Тема 1.3. Изготовление декоративного панно

2

28

30

2.

Раздел 2. Плетение на леске

2.1.

Тема 2.1. Основные приемы бисероплетения

4

26

30

2.2.

Тема 2.2. Заколки для волос

2

16

18

2.3.

Тема 2.3.Объемные игрушки из бисера на леске

4

20

24

2.4.

Тема  2.4. Пасхальное яйцо

2

16

18

3.

Раздел 3. Воспитательная работа

 

 

5

17

22

 

                                    Итого:

23ч

157ч

180ч

Содержание программы

Блок I. Плетение на проволоке

Цель: Познакомить учащихся с техникой двойного соединения и правилами выполнения объемных миниатюр  на проволоке.

 

Тема 1.1. Объемные  игрушки из бисера и бусинок

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.                           Практическая работа. Зарисовка схем. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.

 

Тема 1.2. Объемные  миниатюрные композиции на проволоке из бисера и паеток

Теоретические сведения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Виды паеток. Особенности работы с паетками. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая работа. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы. Составление композиции. Оформление.

Тема 1.3. Декоративное панно

Теоретические сведения. Особенности выполнения декоративных панно. Выполнение объемных композиций по принципу фуллеренов. Зарисовка схем. Подбор наиболее гармоничных оттенков для панно.                          Практическая работа. Выполнение орнамента из бисера для панно. Оформление панно. Просмотр выполненной работы.

 

Самостоятельная работа детей: подбор иллюстраций  различных видов орнамента  для панно.

Форма контроля: выставка изделий

 

 

Раздел 2. Плетение на леске

Цель:  Познакомить с правилами косого и многослойного плетений.

 

Тема 2.1. Основные приемы бисероплетения

Теоретические сведения. Назначение и правила выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение – вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью. Объёмное плетение. Жгуты: жгут “мозаика”, “спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Объёмные цветочки: цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками. Объёмные снежинки. Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Последовательность изготовления. Анализ схем.           Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов (жгут “мозаика”, “спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут). Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками), объёмных снежинок, шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах.

Тема 2.2. Заколки для волос

Теоретические сведения. Анализ образцов заколок для волос. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем выполнения заколок для волос.

Практическая работа. Плетение заколок для волос на основе изученных приёмов. Сборка. Оформление. Прикрепление к основе.

 

Тема 2.3. Объемные игрушки из бисера на леске

Теоретические сведения. Различные техники объемного плетения на леске. Объемные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ  модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.             Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приемов. Сборка и оформление игрушек.

Тема 2.4. Пасхальные композиции

Теоретические сведения. Празднование Святой Пасхи на Руси. Особенности выполнения пасхальных композиций. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.

Практическая работа. Выполнение пасхальных  композиций. Оформление готовых изделий. Просмотр выполненной работы.

Самостоятельная работа детей: написание реферата на тему: «История возникновения праздника Святой Пасхи».                                               

 Форма контроля: выставка детских работ.

 

Раздел 3. Воспитательная работа

Цель: приобщение  к ценностям русской культуры.

Посещение выставок  декоративно-прикладного творчества. Участие в мероприятиях, проводимых в кружке: игровые программы «Спортивная ярмарка», «О, счастливчик», викторина «Кот-ученый»  и т.д.

Самостоятельная работа детей: подбор вопросов для викторин, конкурсных заданий для игровых программ

 

Прогнозируемые результаты обучения

Предметные:

По окончании  2 года  обучения  учащиеся должны знать:

§   основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления

    объемных игрушек из бисера;

§   правила выполнения  объемных миниатюр на проволоке;

§   правила выполнения косого плетения;

§   особенности выполнения многослойного плетения;

должны уметь:

§   самостоятельно читать чертежи, схемы плетения изделий;

§   работать со справочной литературой  по бисероплетению;

§   выполнять задания более высокого  уровня сложности;

§   составлять композиции;

§   плести объемные миниатюры, цветы, жгуты, игрушки на основе

изученных  приемов.

 

 

 

 

Метапредметные:

По окончании 2 года обучения учащиеся научатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, работать в группе и индивидуально.

 

Личностные:

Учащиеся научатся оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к мнению других людей.

 

 

 

Учебный план III года обучения

 

п/п

Основные разделы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Раздел 1. Плетение на проволоке

1.1.

Тема 1.1. Объемные цветы из бисера

2

19

21

1.2.

Тема 1.2. Бонсай

2

19

21

2.

Раздел 2. Плетение на леске

2.1.

Тема 2.1.Объемные поделки из бисера и бусин

2  

16

18

 3.

Раздел 3. Ручное ткачество  

3.1.

Тема 3.1. Чехол для мобильного телефона

4

20

24

3.2.

Тема 3.2. Салфетка

2

28

30

3.3.

Тема 3.3. Пасхальная композиция

2

24

26

4.

Раздел 4. Вышивка бисером

4.1.

Тема 4.1. Техника вышивки бисером по ткани

2

16

18

 

Раздел 5. Воспитательная работа

 

 

5

17

22

 

                                    Итого:

21ч

169ч

180ч

 

 

Содержание программы

 

Раздел 1. Плетение на проволоке

Цель: познакомить с особенностями выполнения объемных цветов из бисера. Научить технике выполнения бонсай.

 

 

Тема 1.1. Панно из бисера по мотивам сказок

Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.                                      Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.

 

Тема 1.2. Объемные цветы из бисера

Теоретические сведения. Особенности выполнения объемных цветов из бисера (цветы лугов, полей, домашние и садовые цветы). Зарисовка схем. Подбор наиболее гармоничных оттенков для цветов.                                      Практическая работа. Плетение бисерных цветов. Оформление готовых изделий. Составление композиции. Закрепление цветочной композиции в кашпо. Составление букета в  вазе. Просмотр выполненной работы.

 

Тема 1.3. Бонсаи                                                                            

Теоретические сведения. Понятие «бонсай». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приемов. Техника выполнения элементов  бонсай. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов бонсай. Составление композиций. Сборка и закрепление бонсай в кашпо. Использование бонсай для оформления интерьера.

Самостоятельная работа детей: написание реферата по теме  «Японский бонсай».                                                                                                                Форма контроля: выставка детских работ

 

Раздел 2. Плетение на леске

Цель: Познакомить учащихся с особенностями выполнения тканных чехлов, с последовательностью выполнения салфеток.

 

Тема 2.1. Объемные украшения  из бисера

Теоретические сведения. История сувенира, его назначение. Особенности выполнения тканных чехлов. Расширение и сужение  тканного чехла. Зарисовка схем. Подбор наиболее гармоничных цветов.                   Практическая работа. Выполнение «сложных» браслетов и шкатулок из бисера. Оформление готовых изделий. Просмотр выполненной работы.

 

 

 

Тема 2.2. Салфетка                                                                        

Теоретические сведения. Анализ образцов салфеток. Орнамент. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения салфетки. Зарисовка схем.

Практическая работа. Плетение салфетки на основе изученных приемов. Сборка и оформление.

 

Тема 2.3. Пасхальное яйцо                                                          

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Приемы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно «в крестик», «полоски», ажурное плетение, «колечки», вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, «от макушки до макушки»; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов  яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение. Практическая работа. Подготовка основы. Расчет  плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объемных украшений.  Украшение пасхального яйца.

 

Самостоятельная работа детей: разработка эскизов оформления пасхальных яиц.                                                                                           

Форма контроля: письменный опрос

 

 

Раздел 3. Вышивка бисером

Цель: познакомить воспитанников с техникой вышивки по ткани

 

Тема 3.1. Техника вышивки бисером по ткани                     

Теоретические сведения. Особенности вышивки по ткани. Способы перевода рисунка. Прошивание контура рисунка швом «вперед иголку».       Практическая работа. Перевод рисунка на ткань. Подбор  цветового решения. Оформление вышитого изделия.

 

Самостоятельная работа детей: написание реферата по теме: «История возникновения вышивки бисером»; подбор иллюстраций с элементами изделий, оформленных вышивкой.                                                              

Форма контроля: выставка детских работ.

 

Раздел 4. Воспитательная работа

Цель: развитие лидерских качеств, умение добиваться поставленных целей.

Посещение выставок декоративно-прикладного творчества. Проведение тематических бесед к праздникам. Участие в мероприятиях кружка: турнир  знатоков народного творчества  «Забытая старина, традиции, ремесла, мастера»; конкурсно – игровая программа «Поле чудес»; «Рыцарский турнир  вежливости» и др. Выезды на природу. Экскурсии по городу. 

Самостоятельная работа детей: подбор материала к тематическим беседам.

Форма контроля: активное участие в воспитательных мероприятиях Центра.

 

Прогнозируемые результаты обучения

Предметные:

По окончании  3 года обучения учащиеся должны знать:

§  понятие «бонсай»;

§  приемы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай и оплетения пасхальных яиц;

§  историю сувенира и его назначение;

§  особенности выполнения тканных чехлов, «сложных» браслетов и шкатулок из бисера;

§  последовательность выполнения салфетки;

§  различные варианты оплетения пасхальных яиц;

§  основы выставочной культуры.

должны уметь:

§   выполнять отдельные элементы фигурок сказочных героев;

§   подготавливать основу декоративного панно;

§   выполнять отдельные элементы бонсай, «сложные» браслеты и     шкатулки из бисера;

§   плести салфетки на основе изученных приемов;

§   производить расчет плотности плетения;

§   украшать пасхальные яйца;

§   самостоятельно выбирать и выполнять изделия в изученных техниках бисероплетения.

 

Метапредметные:

По окончании 3 года обучения учащиеся смогут освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; научатся аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно-прикладного творчества; научатся понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности и приобретут способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

 

Личностные:

Учащиеся овладеют социально и личностно значимыми качествами, индивидуально-личностными позициями, системой норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.


Диагностика  результативности                                                                 прохождения образовательной программы

    Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования, выполнения расчетов, схем, чертежей, путем опроса во время учебных занятий (см. Приложение). Путем наблюдения за детьми на учебных занятиях, участия их в выставках, конкурсах различного уровня диагностируется  интерес к бисероплетению. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к их выставкам, диагностируется развитие художественно-творческих способностей детей. В учебном кабинете постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень обученности детей, а тем, в свою очередь позволяют самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников. Учащиеся, успешно освоившие программный материал и имеющие большое количество талантливо и качественно выполненных работ, имеют возможность продемонстрировать свои изделия на персональных выставках.

 По окончании трехгодичного обучения и по результатам  итоговой аттестации учащиеся, успешно освоившие комплекс, представленных в программе знаний, умений и навыков могут продолжить обучение по индивидуальным  планам над авторскими проектами.

 

Воспитательная работа

 

         Большое  значение  в работе с детьми уделяется  и воспитательной работе. На нее в данной образовательной программе выделяется 22 часа. Экскурсии в музеи, на тематические выставки, участие в выставках и конкурсах различного уровня, беседы о различных видах искусства и их истории, о народном творчестве играют важную роль в развитии художественно-эстетических чувств детей. Здесь учащиеся могут научиться иному, новому взгляду на творчество, почерпнуть идеи и пополнить свой багаж незнакомыми приемами изготовления изделий. Участие в воспитательных мероприятиях позволяет  сплотить  детей в единый дружный коллектив, создать в объединении благоприятную атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

 

Работа с родителями

 

·        Дни открытых дверей (сентябрь, май).

·        Родительские собрания (декабрь, апрель).

·        Анкетирование.

·        Индивидуальные собеседования с родителями (в течение года).

·        Открытые занятия, выставки для родителей (в течение года).

С целью ознакомления родителей с образовательным процессом, проводятся открытые занятия в начале, середине и в конце учебного года.

 

 

Методическое обеспечение программы

         Важнейшими условиями реализации программы являются  следующие:

Методические:                                                                                          Интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью  выполнения учебно-творческих заданий. Для этого педагог должен в совершенстве владеть различными техниками работы с бисером, а также иметь определенную технику педагогических действий.

Дидактические:                                                                                                      Необходимо создание по каждой учебной теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени ее сложности и доступности для учащихся с различным уровнем практической обученности бисероплетению.

Материально-технические:                                                                                       Для кабинета, в котором систематически проводятся занятия необходимо хорошее освещение, а также специальное оборудование, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.

Кабинет должен быть оборудован столами, за которыми работают дети, и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия, литература, фотоальбомы по результатам различных выставок. Для показа тематических презентаций необходим компьютер и мультимедийная установка.

В качестве дидактического материала необходимо иметь хорошо оформленные  схемы изделий и образцы этих изделий для показа учащимся, набор схем по вышивке крестом для подборки и компоновки композиций изделий.

Для выполнения работ каждому учащемуся необходимо иметь:

o   тетрадь в клетку;

o   простой карандаш;

o   ластик;

o   ручку;

o   цветные карандаши и фломастеры;

o   салфетку для работы;

o   ножницы;

o   бисер, стеклярус, бусины;

o   иглы для бисера;

o   нитки капроновые и х/б леску, проволоку, воск;

o   фурнитуру для изготовления украшений;

o   заготовки для оплетения;

o   деревянные рамки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2000. - 112 с.

2.       Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.  - 192с.

3.       Белякова Н. Е. Пасхальные яйца: Практич. пособие. СПб.: Корона-принт,  2000. - 124с.

4.       Берлина Н.А. Игрушечки. – М.: "Культура и традиции", 2000. - 48с.

5.       Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. - 208с.

6.       Божко Л. Бисер. – М.: Мартин, 2000. - 120с.

7.       Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М.: Мартин, 2002. - 148с.

8.       Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону: Контэнт, 2000. - 167с.

9.       Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб.: Корона-Принт,  2006. - 64с.

10.   Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб.: Издательский дом МСП,  2001. – 60с.

11.   Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М.: Олма, 2002. - 64с.

12.   Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. -  Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320с.

13.   Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно,                бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2005. - 104с.

14.   Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – СПб.: Эксмо, 2002. - 176с.

Электронные образовательные ресурсы

http://bisero-mania.ru/

http://cluclu.ru/

http://stranamasterov.ru/

http://masterclassy.ru/

http://bebi.lv/

http://podelkin-dom.ru/

http://alimero.ru/

http://uroki-online.com

 

Список  литературы для учащихся:

 

1.   Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб.: Кристалл, 2004. - 192с.

2.   Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320с.

3.   Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М.: Культура и традиции, 2005. –    82 с.

Приложение

 

Система отслеживания результатов усвоения материала

1 год обучения

 

Вид работ

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 уровень)

Высокий уровень

(3 балла)

1.

Умение пользоваться инструментами.

Не знает и путает инструменты, не умеет грамотно ими пользоваться.

Знает предназначение, но неуверенно чувствует себя при работе с инструментами.

Хорошо знает все инструменты, грамотно применяет их в работе.

2.

Знание видов бисера

(бисер, рубка, стеклярус, бусины).

Не чётко знает разновидности бисера.

Знает виды бисера, но не всегда грамотно подходит к подбору видов бисера в изделии.

Точно знает виды бисера, грамотно подбирает разновидность бисера для определённых изделий, за счёт чего изделия получаются гармоничными.

3.

Работа с проволокой

Не умеет работать с проволокой аккуратно, небрежно заправляет концы проволоки.

Знает правила работы с проволокой, область применения в бисероплетении, но не умеет аккуратно выполнить работу.

Уверенно работает с проволокой, аккуратно, качественно выполняет работу.

4.

Работа с леской

Не умеет работать, постоянно путает леску.

Знает правила работы с леской, области применения лески в бисероплетении; выполняя работу, испытывает затруднения.

Хорошо владеет леской, чётко выполняет работу.

 

 

 

 

 

Этапы педагогического контроля

1 год обучения

 

Срок проведения

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма аттестации

Входной контроль

1.

Сентябрь

(или по мере поступления)

Знание техники безопасности и умение пользоваться инструментами

Практический тест

Текущая аттестация

2.

 

3.

Декабрь

 

Апрель

Знание блоков программы за 1-е полугодие.

Знание специальной терминологии.

Решение кроссворда

Терминологический диктант

Итоговая аттестация

4.

Май

Выявление знаний, умений, навыков по итогам по итогам 1 года обучения.

Обобщающее занятие.

 

 

Система отслеживания результатов усвоения материала

2 год обучения

 

Вид работы

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 уровень)

Высокий уровень

(3 балла)

1.

Работа инструментами.

Не умеет пользоваться грамотно.

Пользуется инструментами неуверенно.

Хорошо знает инструменты, умеет использовать в работе.

2.

Материаловедение (бисер, стеклярус, пайетки и другие подручные материалы), нитки, иглы.

Не знает чётко разновидности бисера

Умеет различать все виды бисера, но не умеет аккуратно выполнять работу

Хорошо разбирается во всём богатстве бисера, умеет работать с пайетками.

3.

Цветоведение

Плохо ориентируется в сочетаемости цветов

Знает хорошо гармоничные сочетания, но не всегда удачно подбирает цветовую гамму

Умело подбирает цветовую гамму при выполнении изделий

4.

Знание условных обозначений, терминов, умение пользоваться схемами.

Путается в условных обозначениях, не умеет пользоваться

схемами.

Знает условные обозначения, умеет читать схемы, но выполняя работу испытывает затруднения.

Отлично знает условные обозначения, читает схемы. При выполнении творческого задания придумывает собственные схемы.

5.

Работа с проволокой

Небрежно работает с проволокой, плохо заправляет концы проволоки по окончанию работы

Знает правила работы с проволокой, но не умеет аккуратно выполнять работу

Уверенно работает с проволокой, аккуратно, качественно выполняет работу

6.

Работа с леской

Не умеет работать, постоянно путает и рвёт леску.

Неплохо знает правила работы с леской.

Хорошо владеет техников плетения леской, работу выполняет чётко, аккуратно.

7.

Изготовление сувениров, подготовка к выставкам.

Не знает чего хочет, не инициативен.

Изготовляя сувенир, делает оформительскую работу заинтересованно.

Активно включается в творческий процесс, самостоятельно разрабатывает сюжеты, композиции работы.


Этапы педагогического контроля

2  год обучения

Срок проведения

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма аттестации

Входной контроль

1.

Сентябрь

 

Знание условных обозначений.

Чтение чертежей, схем плетения изделий.

Цифровой диктант

Практический тест

Текущая аттестация

2.

 

 

 

3.

Декабрь

 

 

Апрель

Знание блоков программы за 1-е полугодие.

 

Умение сочетать цвета и правильно подбирать цветовую гамму

Контрольный срез

 

Графический диктант

Итоговая аттестация

4.

Май

Выявление знаний, умений, навыков по итогам по итогам 2 года обучения.

Решение ситуационных задач.

Выполнение дифф.практических заданий различных уровней сложности

 

 

Система отслеживания результатов усвоения материала

3 год обучения

Вид работы

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 уровень)

Высокий уровень

(3 балла)

1.

Цветоведение

Не умеет грамотно подбирать цветовую гамму.

Знает о правилах подбора цвета, подбирает удачно, но после консультации с педагогом.

Чётко, со знанием правил сочетания цветов подбирает бисер при работе над изделием.

2.

Фантазийное низание (сочетание нескольких техник низания)

Не проявляет инициативы для расширения кругозора.

Знает несколько техник низания, но испытывает затруднения при выборе техники выполнения изделия.

Самостоятельно разрабатывает сочетание техник низания для достижения высокого качества изделия.

3.

Вышивка бисером

Не знает, чего хочет, не стремиться освоить

Умеет вышивать бисером, но испытывает затруднения при выборе темы творческой работы.

Самостоятельно выбирает сюжет, чётко выстраивает порядок своих действий. Работает самостоятельно.

4.

Подготовка сувениров к выставкам

Не умеет самостоятельно выполнять изделия до конца.

Выполняет изделия по собственному замыслу, но творческие элементы вносит в работу только после консультации с педагогом.

Активно включается в творческий процесс, самостоятельно разрабатывает сюжеты композиции и выполняет аккуратно работу.

 

 

Этапы педагогического контроля

3  год обучения

 

Срок проведения

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма аттестации

Входной контроль

1.

Сентябрь

 

Знание основных приемов бисероплетения

Графический диктант

Текущая аттестация

2.

 

 

 

3.

Декабрь

 

 

Апрель

Знание блоков программы за 1-е полугодие.

 

Умение вышивать бисером

Контрольный срез

 

Практический тест

Итоговая аттестация

4.

Май

Выявление знаний, умений, навыков по итогам по итогам 3 года обучения.

Обобщающее занятие.

Тестовый контроль



 

Скачано с www.znanio.ru