Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 95.docx

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая адаптивная программа по чтению составлена на основе:

·        Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

·        Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. От 07.06.2017) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего  общего образования».

·        Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г.).

·        Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г.№ 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643).

·        Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

·        Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

·        Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

·        Основной адаптированной образовательной программы начального общего  образования МБОУ Задоно – Кагальницкая СОШ на 2019-2020 учебный год.

·        Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой . Предлагаемая программа ориентирована на учебник » С. Ю. Ильина, 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018. 

·        Учебно-методического комплекта Автор: С.Ю. Ильина. Чтние 4 класс,  (Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы). В 2 ч.- 4-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 2019г.

 

Цели программы обучения:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора;

- коррекция и развитие познавательной и речевой деятельности;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 

Основными задачами обучения чтению в 4 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

 

Содержание учебног предмета «Чтение»

Чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка,  потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.

 

Место предмета в учебном плане и учебном процессе

На изучение предмета выделяется 170 часа, по  5 ч в неделю. (в соответствии с календарным  учебным графиком МБОУ Задоно-Кагальницкая на 2019 – 2020 учебный год будет проведено 166 часов, программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала)

Количество часов в год – 166.

Количество часов в неделю – 5.

Количество часов в I четверти – 40.

Количество часов во II четверти – 39.

Количество часов в III четверти – 50.

        Количество часов в IV четверти –37

 

 

 

 

Тематическое планирование.

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

«Школьная жизнь»

14

2.

 «Время листьям опадать»

19

3.

«Делу- время, потехе- час»

10

4.

«В мире животных»

15

5.

«Жизнь дана на добрые дела»

11

6.

«Зима наступила»

25

7.

«Весёлые истории»

12

8.

«Полюбуйся, весна наступает»

16

9.

«В мире волшебной сказки»

15

10.

«Родная земля»

13

11.

«Лето пришло»

16

 

                                                          Итого:

166 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование.

Тема раздела

Содержание раздела

Количество часов

1

«Школьная жизнь»

Рассматривание иллюстраций. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Определение эмоционального состояния героя. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между поступками героев.  Пересказ текста по картинкам.

14

2

 «Время листьям опадать»

Определение признаков  времени года по иллюстрации. Установление причинно-следственных связей на основе анализа иллюстраций. Формулирование элементарных суждений. Уточнение названий перелетных и зимующих птиц. Эмоциональная оценка стихотворения. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Определение общей темы текста. Пересказ текста по опорным вопросам.

19

3

«Делу- время, потехе- час»

Самостоятельный рассказ по картине. Продолжение рассказа по аналогии.  Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение слов с опорой на текс. Ответы на вопросы словами текста. Инсценировка игр. Пересказ текста по картинному плану.

10

4

«В мире животных»

Называние животных изображенных на иллюстрации. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Элементарная оценка поступков героев. Рассказывание сказки с опорой на картинный план. Ответы на вопросы словами из текста. Составление рассказа о домашних животных. Выражение собственного отношение к домашним животным.

15

5

«Жизнь дана на добрые дела»

Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев.  Определение собственного отношения к главному герою. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Словесное рисование. Объяснение образного выражения. Сравнение поступков двух героев. Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок».

11

6

«Зима наступила»

Выбор к иллюстрации подходящего заголовка. Графическое иллюстрирование. Объяснение образных выражений. Выразительное чтение. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассказывание сказки по картинному плану. Узнавание предметов по образным сравнениям. Разгадывание загадок.  Заучивание стихотворения наизусть. Словесное рисование. Свободные высказывание о зимних праздниках.

25

7

«Весёлые истории»

Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение слов с опорой на материал учебника и иллюстрации. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Определение основных черт характера героев. Установление причинно-следственных связей. Формулирование элементарных суждений и доказательств. Рассказывание сказки по иллюстрации и готовому плану. Выборочный пересказ. Словесное рисование.

12

8

«Полюбуйся, весна наступает»

Понимание мотивов поступков героев. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Свободные рассказы о весенних птицах заучивание стихотворения наизусть. Графическое рисование. Объяснение пословиц. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного рассказа. Описание растения на основе иллюстрации и прочитанного текста.

16

9

«В мире волшебной сказки»

Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из сказки. Анализ содержания иллюстрации. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Словесное рисование. Пересказ текста на основе готового плана. Эмоциональная оценка текста. Ответы на вопросы по содержанию текста.

15

10

«Родная земля»

Рассматривание иллюстрации: ответы на вопросы по ее содержанию. Объяснение смысла пословиц  о родине. Заучивание наизусть пословицы. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Формулирование элементарных суждений и доказательств. Выразительное чтение. Установление причинно-следственных связей.

13

11

«Лето пришло»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассматривание сюжетной картинки: определение ее содержания. Заучивание наизусть.  Объяснение образного сравнения, использованного в стихотворении.  Определение черт характера героя рассказа. Выразительное чтение.

16

Всего

166

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата урока

Тема

1 четверть

«Школьная жизнь!»

1

02.09

По Н.Носову «Скоро в школу».

2

03.09

Э.Мошковская «Жил – был учитель».

3

04.09

М.Пляцковский «Чему учат в школе».

4

05.09

По Ю.Ермолаеву «Поздравление».

5

06.09

По Е.Шварцу «Как Маруся дежурила».

6

09.09

По Е.Ильиной «Шум и Шумок».

7

10.09

В.Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок».

8

11.09

По  Л.Каминскому «Три желания Вити».

9

12.09

В.Берестов «Читалочка».

10

13.09

По М.Бартеневу «Зарубите на носу».

11

16.09

Загадки. Обобщение по теме: «Школьная жизнь»

12

17.09

Проверь себя!

Время листьям опадать

13

18.09

Н.Антонова «Желтой краской кто-то…».

14

19.09

По Н.Абрамцевой «Осенняя сказка».

15

20.09

Е.Благинина «Подарки осени».

16

23.09

По Л.Воронковой «Лесные подарки».

17

24.09

А.Твардовкий «Лес осенью».

18

25.09

По В.Путилиной «В осеннем лесу».

19

26.09

Н.Некрасов «Славная осень».

20

27.09

По Ю.Шиму «Отчего Осень грустна».

21

30.09

К.Бальмонт «Осень».

22

01.10

По Ю.Ковалю «Три сойки» .

23

02.10

По Н.Сладкову «Холодная зимовка».

24

03.10

А.Плещеев «Скучная картина».

25

04.10

По О.Иваненко «Сказка про маленького жучка».

26

07.10

По К.Ушинскому «Пчелы и мухи».

27

08.10

По Г.Граубину «Время листьям опадать».

28

09.10

Проверь себя!

Делу время а потехе час

29

10.10

«Пекла кошка пирожки…» (русская потешка).

30

11.10

«Сенокос». (чешская потешка).

31

14.10

По Л.Пантелееву «Карусели».

32

15.10

По Н.Носову «Прятки».

33

16.10

«Пекла кошка пирожки…» (русская потешка).

34

17.10

«Сенокос». (чешская потешка).

35

18.10

По Л.Пантелееву «Карусели».

36

21.10

По Н.Носову «Прятки».

37

22.10

«Пекла кошка пирожки…» (русская потешка).

38

23.10

«Пуговица» По В. Хомченко.

39

24.10

«Портниха» Г. Ладонщикова.

40

25.10

«Пуговица» В. Осеева.

2 четверть

1

05.11

Повторение пройденного материала

2

06.11

Считалки

3

07.11

По М.Булатову «Жмурки».

4

08.11

Обобщение по теме: «Делу - время, потехе- час».

В мире животных

5

11.11

По К.Ушинскому «Бодливая корова».

6

12.11

По В.Бирюкову «Упрямый котенок».

7

13.11

По В.Гаранжину «Пушок».

8

14.11

По Е.Чарушину «Томка».

9

15.11

По Б.Житкову «Охотник и собаки».

10

18.11

По Л.Матвеевой «Чук заболел».

11

19.11

Г.Снегирев «Хитрый бурундук».

12

20.11

По А.Баркову «Барсучья кладовая».

13

21.11

По А.Дорохову «Гостья».

14

22.11

Г.Корольков «Игрушки лисят».

15

25.11

По Ю.Дмитриеву «Лиса».

16

26.11

Внеклассное чтение. стихи и рассказы о животных.  Е.Чарушин "Томкины сны"

17

27.11

Загадки. Обобщение по теме: «В мире животных».

18

28.11

Смешинка. По Л. Вершинину.

19

29.11

«Котята». По Н. Павловой.

20

02.12

«Кошкин щенок». В. Берестов (в сокращении).

21

03.12

«Сердитый дог Буль» По Пляцковскому. Проверь себя!

Жизнь дана на добрые дела 25

22

04.12

Г.Ладонщиков «Миша-мастер».

23

05.12

По Е.Пермяку «Пичугин мост».

24

06.12

В.Хомченко «Михаськин сад».

25

09.12

По С.Баруздину «Когда люди радуются».

26

10.12

По Ю.Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела».

27

11.12

Е.Благинина «Котенок».

28

12.12

В.Голявкин «Птичка».

29

13.12

Обобщение по теме: «Жизнь дана на добрые дела»

30

16.12

Г.Ладонщиков «Миша-мастер».

31

17.12

«Глупый котёнок» Удмуртская народная сказка.

32

18.12

Обобщающий урок по разделу. Проверь себя!

Зима наступила

33

19.12

По Л.Воронковой «Снег идет».

34

20.12

А.Слащев «Снегурочка».

35

23.12

И.Суриков «Зима».

36

24.12

С.Маршак «Декабрь».

37

25.12

По В.Сутееву «Елка».

38

26.12

По Л.Клавдиной «Вечер под Рождество».

39

27.12

С. Попов «В новогоднюю ночь».

3 четверть

Веселые истории

1

09.01

М.Садовский «Где лежало спасибо ?»

2

10.01

По Н.Носову «На горке».

3

13.01

«Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка).

4

14.01

А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились».

5

15.01

П.Головкин «Зимняя сказка».

6

16.01

Г.Скребицкий «Митины друзья».

7

17.01

В.Бирюков «Снежная шапка».

8

20.01

По А.Тумбасову «В шубах и шапках».

9

21.01

Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором».

10

22.01

По В.Бианки «Находчивый медведь».

11

23.01

По А.Спирину «Зимние приметы».

12

24.01

Загадки. Обобщение по теме: «Зима наступила»

13

27.01

М.Садовский «Где лежало спасибо ?»

14

28.01

По Н.Носову «На горке».

15

29.01

«Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка).

16

30.01

А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились».

17

31.01

«Доскажи словечко» зимние загадки.

18

03.02

В. Аникин, Н. Майданик Зимние загадки.

19

04.02

Обобщающий урок по разделу. Проверь себя!

Веселые истории

20

05.02

Знакомство с разделом «Веселые истории»

21

06.02

По Н.Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос».

22

07.02

Г.Остер «Одни неприятности».

23

10.02

М.Пляцковский «Однажды утром».

24

11.02

В.Бирюков «Почему комары кусаются».

25

12.02

С.Маршак «Вот какой рассеянный».

26

13.02

По О.Кургузову «Две лишние коробки».

27

14.02

Внеклассное чтение: «Смешные истории». "Затейники" Н.Носов.

28

17.02

Г.Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?» Обобщение по теме: «Весёлые истории»

29

18.02

По Н.Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос».

30

19.02

Г.Остер «Одни неприятности».

31

20.02

М.Пляцковский «Однажды утром».

32

21.02

В.Бирюков «Почему комары кусаются».

33

25.02

Обобщающий урок по разделу. Проверь себя!

Полюбуйся весна наступает

34

26.02

Знакомство с разделом «Полюбуйся весна наступает»

35

27.02

В.Алферов «Март».

36

28.02

По М.Фроловой «Восьмое марта».

37

02.03

Е.Благинина «Забота».

38

03.03

По А.Соколовскому «Бабушкина вешалка».

39

04.03

По В.Бианки «Последняя льдина».

40

05.03

А.Плещеев «Весна».

41

06.03

По А.Баркову «Скворцы прилетели».

42

10.03

По Э.Шиму «Всему свой срок».

43

11.03

И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает».

44

12.03

По Ю.Ковалю «Весенний вечер».

45

13.03

По Ю.Дмитриеву  «Опасная красавица».

46

16.03

Загадки. Обобщение по теме: «Полюбуйся, весна наступает»

47

17.03

В.Алферов «Март».

48

18.03

По В.Бианки «Заяц на дереве»

49

19.03

С. Погореловский «Наши гости».

50

20.03

По Г. Скребицкому «Скворушка»

4 четверть

1

30.03

И. Белоусов «Весенняя гостья».

2

31.03

По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках».

3

01.04

По А. Баркову «Тюльпаны».

4

02.04

Е. Савельева «Доскажи словечко». Весенние загадки

5

03.04

Обобщающий урок по разделу. Проверь себя!

6

06.04

Литературная весенняя викторина.

В мире волшебной сказки

7

07.04

Знакомство с разделом «В мире волшебной сказки»

8

08.04

«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская народная сказка.

9

09.04

А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый».

10

10.04

По Ш.Перро «Подарки феи».

11

13.04

Братья Гримм «Горшочек каши».

12

14.04

По В.Порудоминскому «Наши сказки».

13

15.04

Внеклассное чтение. Моя любимая сказка.

14

16.04

Обобщение по теме: «В мире волшебной сказки»

15

17.04

«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская народная сказка.

Родная земля

16

20.04

Знакомство с разделом «Родная земля»

17

21.04

М.Ильин «Царь - колокол».

18

22.04

С.Васильева «Город на Неве».

19

23.04

Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле».

20

24.04

С.Вербова «Сочинение на тему».

21

27.04

По Л.Кассилю «Какое это слово?».

22

28.04

По Б.Никольскому «Главное Дело».

23

29.04

А.Усачев «Защита».

24

30.04

По Л.Кассилю «Никто не знает, но помнят все».

25

06.05

Обобщающий урок по разделу. Проверь себя!

Лето пришло

26

07.05

Знакомство с разделом «Здравствуй, лето!»

27

08.05

С.Козлов «Ливень».

28

12.05

Г.Граубин «Тучка».

29

13.05

Н.Павлова «Хитрый одуванчик».

30

14.05

Е.Благинина «Одуванчик»

31

15.05

По А.Дорохову «Встреча со змеей».

32

18.05

А.Бродский Летний снег».

33

19.05

В.Голявкин «После зимы будет лето»

34

20.05

О.Тарнопольская «Хозяюшка»

35

21.05

По А. Спирину «Летние приметы»

36

22.05

Обобщение по теме: «Лето пришло»

37

25.05

Обобщающий урок по разделу. Проверь себя.

Всего 166 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обу­че­ния и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют ос­но­ву формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей; понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

 

Результаты освоения адаптивной программы обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения образования  и предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;   

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения это­го уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный уровень:

осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с      соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной от­сталостью (интеллектуальными нарушениями)

планируемых ре­зуль­та­тов освоения адаптированной программы

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной программы призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и фор­ми­ро­ва­ние базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной программы, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений обучающихся;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­ту­аль­ны­ми нарушениями) в овладении адаптированной программы являются значимыми для оценки качества об­ра­зо­вания обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов це­лесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптированной программы, что сможет обеспечить объективность оценки. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.

При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания адаптированной программы необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При  этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения ме­то­да экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки ре­зуль­та­тов на основе мнений группы специалистов (экспертов), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки лич­ностных результатов освоения обу­чающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сле­ду­ет учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку ос­но­вой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в по­в­се­д­нев­ной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Ре­зуль­таты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Результаты оценки личностных достижений за­но­сят­ся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не толь­ко представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным ком­петенциям.

Программа оценки включает:

1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлен в таблице:

 

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрос­лы­ми

способность инициировать и поддерживать ком­му­ни­ка­цию с взрослыми

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях

 

способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверс­т­ни­ками

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства ко­м­муникации согласно ситу­ации

 

адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

способность правильно при­менить ритуалы социаль­но­го взаимодействия согласно ситуации

 

3) систему бальной оценки результатов;

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);

5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.

6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пред­метных результатов должна базироваться на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов. Усвоенные обу­ча­ющимися даже незначительные по объему и эле­мен­тарные по содержанию знания и умения должны выполнять кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении лич­нос­ти ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных ре­зуль­татов освоения адаптивной программы обуча­ю­щи­мися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, что­бы балльная оценка свидетельствовала о качестве ус­во­енных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.

Таким образом, ус­во­енные предметные ре­зультаты могут быть оценены с точки зрения до­сто­вер­нос­ти как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) сви­детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных при­чинах их появления, способах их предупреждения или пре­о­до­ле­ния. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше по­казатель надежности полученных результатов, что дает основание оце­ни­вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

 «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале, однако требует уточнения и переосмыс­ления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предмет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетен­ций.

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сфор­ми­ро­ван­нос­ти учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить кор­ре­ктировку процесса их формирования на протяжении всего времени обу­че­ния.

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

педсовета МБОУ

Задоно-Кагальницкая СОШ

от 27.08.2019 г. № 1

 

 

                                                           СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________/Коломеец М.А./

                                                       28.08.2019 г.