Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского муниципального округа"
|
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОБУ Струговская ООШ
__________________Вештемова Е.Н.
«___» ____________________2021 г. |
ПРОГРАММА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебная лепка»
Возраст учащихся: 5-8 лет
Срок реализации программы: 2021-2022 года
Струговка
2021
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Из года в год усиливается интерес к различным видам рукоделия. Умение делать вещи своими руками приносило особое удовлетворение. В наше время каждый ребенок стремиться быть не похожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше одеваться, учиться, выглядеть. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным особенностям и желаниям каждого ребенка.
Декоративно – прикладное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности.
Программа в процессе практико-ориентированных занятий по изготовлению различных изделий и сувениров направлена на развитие как личностных качеств, так способностей и интересов, которые ведут не только к самовоспитанию, но и к социальной и культурной самореализации обучающихся.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная лепка» является общеразвивающей программой художественной направленности.
Уровень освоения базовый.
Отличительные особенности. Особенностью данной программы является то, что она дает каждому учащемуся открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявить и реализовать свои творческие способности в различных его направлениях.
Адресат программы Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 8 лет (включительно).
Срок освоения программы – 1 год обучения.
Объем программы 34 часа.
Программа состоит из трех модулей. Программа предусматривает очную форму организации образовательного процесса.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (34 часа в год).
Наполняемость группы: 10 учащихся.
Формы обучения. Используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.
Формы организации образовательного процесса: групповая. Учитывая младший возраст детей, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетать в себе групповую форму работы с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Методы и приемы обучения. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются в сочетании различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
- словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение).
- наглядные (показ педагога, пример, помощь).
- практические (самостоятельное и совместное выполнение изделия).
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие творческих способностей детей через декоративно-прикладное творчество (лепка).
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей и современными направлениями декоративно-прикладного творчества в лепке;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов лепки.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;
- развивать фантазию, наблюдательность, образное пространственное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать и развивать личные качества: терпение, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;
- воспитывать эстетически- художественный вкус.
1.3 Содержание программы
Учебный план 2021-2022 года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Тестопластика |
11 |
3,5 |
7,5 |
|
1.1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
0 |
игра |
1.2 |
«Фрукты» |
3 |
1 |
2 |
оценка |
1.3 |
«Грибы в лукошке»
|
3 |
1 |
2 |
оценка |
1.4 |
«Животные, птицы»
|
3 |
0,5 |
2,5 |
зачёт |
1.5 |
Итоговое занятие. Промежуточная аттестация
|
1 |
0 |
1 |
выставка работ |
2 |
«Изготовление сувениров» |
10 |
5 |
5 |
|
2.1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1 |
0 |
Зачёт |
2.2 |
Изготовление броши «букет роз». |
2 |
1 |
1 |
оценка |
2.3 |
Изготовление сувенира «котик». |
1 |
0,5 |
0,5 |
оценка |
2.4 |
Изготовление сувенира «рыбка». |
1 |
0,5 |
0,5 |
оценка |
2.5 |
Изготовление сувенира «тигрёнок». |
1 |
0,5 |
0,5 |
оценка |
2.6 |
Изготовление сувенира «пирожное», |
1 |
0,5 |
0,5 |
оценка |
2.7 |
Изготовление сувенира «мороженное рожок» |
1 |
0,5 |
0,5 |
оценка |
2.8 |
Изготовление сувенира «Озорной пингвин» |
1 |
0,5 |
0,5 |
оценка |
2.9 |
Итоговое занятие.
|
1 |
0 |
1 |
зачет |
3 |
Изготовление аппликаций |
12 |
3 |
9 |
|
3.1 |
Изготовление аппликации «Цветы» |
2 |
0,5 |
1,5 |
оценка |
3.2 |
Изготовление аппликации «Ромашки» |
2 |
0,5 |
1,5 |
оценка |
3.3 |
Изготовление аппликации «Божьи коровки» |
2 |
0,5 |
1,5 |
оценка |
3.4 |
Изготовление аппликации « улитки» |
2 |
0,5 |
0,5 |
оценка |
3.5 |
Изготовление аппликации «березы» |
1 |
0,25 |
0,75 |
оценка |
3.6 |
Изготовление аппликации «бабочки» |
1 |
0,25 |
0,75 |
оценка |
3.7 |
Изготовление панно по выбору ребёнка |
1 |
0 |
1 |
зачет |
3.8 |
Выставка работ |
1 |
0 |
1 |
зачет |
3.9 |
Итоговая аттестация |
1 |
0,5 |
0,5 |
зачет |
|
Итого |
34 |
11,5 |
22,5 |
|
Содержание учебного плана 2021-2022 года обучения
Раздел 1. Тестопластика
Вводное занятие
Теоретическая часть. Знакомство с детским коллективом. Режим работы. Основные темы программы. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
1.1. Вводное занятие
Теоретическая часть. Первые навыки работы с тестом. Правила пользования подставкой, стеком, соленым тестом при работе. Поэтапное выполнение изделия: лепка, раскрашивание, сушка.
Практическая часть. Лепка изделия «Колобок».
1.2. «Фрукты»
Теоретическая часть. Последовательность выполнения изделий. Развитие творческих способностей.
Практическая часть. Лепка изделий: «Яблоко», «Груша», «Виноград», «Тарелка с фруктами».
1.3. «Грибы в лукошке»
Теоретическая часть. Изучение способов лепки корзинки, лукошки.
Практическая часть. Лепка различных грибов.
1.4. «Животные, птицы»
Теоретическая часть. Природа и ее обитатели.
Практическая часть. Лепка различных животных и птиц.
1.5. Итоговое занятие.
Подведение итогов учебного года. Итоговая аттестация. Оформление отчетной выставки работ.
Раздел 2. «Изготовление сувениров»
2.1. Вводное занятие
Теоретическая часть. Организация рабочего места, инструменты для работы. Виды сувениров. Методы работы с тестом.
Практическая часть. Изготовление броши «букет роз».
2.2.- 2.8. Изготовление броши «букет роз».
Теоретическая часть. Формы и приемы лепки.
Практическая часть. Изготовление различных сувениров («котик», «рыбка», «тигрёнок», «пирожное», «мороженное-рожок», «озорной пингвин», и т.п.
2.9. Итоговое занятие.
Промежуточная аттестация. Оформление отчетной выставки работ.
Раздел 3. «Изготовление аппликаций»
3.1. Вводное занятие
Теоретическая часть. Организация рабочего места, инструменты для работы. Виды аппликаций. Методы работы с тестом.
Практическая часть. Изготовление аппликации «Цветы».
3.2.-3.8. «Изготовление аппликации»
Теоретическая часть. Формы и приемы лепки.
Практическая часть. Изготовление различных аппликаций («Ромашки», «Божьи коровки», «улитки», «березы», «бабочки»)
Раздел 3.
3.9. Итоговое занятие
Подведение итогов учебного года. Итоговая аттестация. Оформление отчетной выставки работ.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы интересы к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения.
У обучающегося будет познавательный интерес к новым способом исследования технологий и материалов.
Метапредметные результаты:
-Сформирована способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и всего коллектива группы, навыки сотрудничества.
- Сформирована мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Предметные результаты:
-сформированы практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
–сформировано умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к продукту творчества.
–развита способность высказывать суждения о художественных особенностях своей поделки, умение обсуждать коллективные результаты, сформированы навыки сотрудничества.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
-Информационное обеспечение– при подготовке к занятиям педагог широко использует интернет ресурсы, фото - и видеоматериалы.
Формы аттестации
-формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Как итог работы в конце изучения каждой темы дети привлекаются к оформлению композиций, игровых модулей, т.к. видят применение своего труда в реальной жизни, а значит, понимают важность и необходимость сделать свои работы более красивыми. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсной и выставочной деятельности (посещение художественных выставок, участие в творческих мероприятиях).
Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка, педагог проводит коллективные творческие задания, коллективные выставки.
Методические материалы
-Особенности организации образовательного процесса–очный.
-Методы обучения:
Объяснительно-иллюстрированный метод
-рассматривание и обсуждение,
-использование сюрпризных моментов,
-использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности
-Репродуктивный метод
-экспериментирование с изобразительными материалами;
-создание и решение проблемных ситуаций;
-игровые приемы; показ технических приемов;
Личностные результаты:
- умение адекватно оценивать свои возможности, уверенность в себе;
- преобладание позитивной мотивации к занятиям по изобразительному искусству.
К концу обучения:
Обучающиеся должны знать:
- Правила техники безопасности.
- Основные виды пластилинрографии.
- Начальные сведения о пластилинографии
- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия поделки(скатывание, сплющивание, размазывание).
- Владеть техникой самостоятельной лепки по образцу или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью.
- Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм (голова – круглая, значит надо слепить шар и т. д.)
- Деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов.
- Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды.
- Нетрадиционные техники лепки с привлечением бросового и подручного материала
Обучающиеся должны уметь:
- Правильно сидеть за столом.
- Свободно работать с пластилином.
- Передавать в поделке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.
- Обращаться с инструментами и приспособлениями.
- Правильно работать с пластилином, ровно замазывать нужную поверхность.
- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.
- Чувствовать и определять теплые и холодные цвета.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Тестовые задания по мониторингу теоретических и практических знаний разработаны на основании требований учебной программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Для отслеживания реализации программы подобраны специальные методики, тестовые задания и разработаны бланки наблюдения основных умений и навыков, определенных общеразвивающей программой и выбраны способы, сроки и критерии проверки результативности.
3 балла – высокий уровень: Ребёнок воспроизводит предметы круглой, овальной, четырёхугольной, треугольной форм, умеет применять сочетания цветов и оттенков для создания выразительного образа, изображает в одной поделке несколько предметов, располагая их в ряд по одной линии или на всём листе, связывая единым содержанием. Использует различные приёмы лепки
Ребёнок может сосредоточиться на объяснение и работе. Обладает устойчивым вниманием и интересом к работе. Заинтересован как в процессе, так и в конечном результате. Комфортно чувствует себя в коллективе, не испытывает трудностей в общении
2 балла – средний уровень: Ребёнок неуверенно воспроизводит предметы прямоугольной и овальной формы и соотносит их по величине, В работе отсутствует целостность цветового решения – не использует оттенки цветов для создания выразительности образа.
Умеет передавать в поделке предметы окружающей действительности, но затрудняется в лепке фигуры человека. Умеет располагать предметы в ряд по одной линии, но трудности в расположении их на всём листе. Умеет лепить предметы, состоящие из нескольких частей, но не соблюдает соотношения по величине. Не освоил технику лепки в полной мере. Ребёнок не останавливается перед трудностями, но при самостоятельной работе не чувствует себя уверенно, требуется частичная помощь взрослого. Результат работы ребёнка зависит от интереса к данной теме. Ребёнок не всегда достаточно внимателен и усидчив. Не всегда слушает и слышит других. Уверенно чувствует себя в коллективе.
1 балл – низкий уровень: Ребёнок плохо воспроизводит в поделке предметы круглой, овальной, четырёхугольной форм, с трудом располагает части, соотносит их по форме, величине. Использует ограниченное количество цветов для создания выразительности образа. Не умеет располагать предметы на всём листе, изображения мелкие или очень крупные, плохо узнаваемые. Не использует различные приёмы лепки. Останавливается перед трудностями, отказывается от работы, не уверен в собственных силах. Слабо развито образное мышление. Ребёнок не умеет сосредоточиться на объяснении и работе, легко отвлекается. Не доводит работу до конца. Не уверенно чувствует себя в коллективе, испытывает большие трудности в общении.
2.5 Календарный план воспитательной работы
мероприятие |
временные границы |
«Животные, птицы» |
1 четверть |
Изготовление сувенира «рыбка». |
2 четверть |
Изготовление аппликации «Божьи коровки» |
3 четверть |
Выставка работ |
4 четверть |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону:
Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)
2. «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая
картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.
3. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2- 7 лет. Грибовская, Холезова – Зацепина., Сфера, 2012г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
Список использованной литературы для обучающихся
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007. 2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.
3. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового материала.2007. 4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007. 5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006. 6. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003. 7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: Астрель: издательство Аст, 2004. 8. Стародуб К. И. Ткаченко Т. Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003. 9. Е. Г. Лебедева. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. 10. И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009. 11. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. 12. Лыкова Ирина. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008. 13. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 14. Е. А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009. 15. Е. В. Чернова. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006
16. Е. Данкевич, О. Жакова. "Лепим из пластилина
Интернет – ресурсы
1. Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru/catalog.asp
2. Дополнительное образование
http://dopedu.ru/
3. Внешкольник. РФ . http://dop-obrazovanie.com/
4. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.