Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
20.11.2022
Рабочая программа
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
Рабочая программа по предмету окр.docx

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» 3 класс

 

 Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе требований к результатам освоения ФГОС НОО, авторской программы «Школа России» (А.А. Плешаков) - М.: Просвещение, 2016 г. 2-е издание.

Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

1. Плешаков А.А Окружающий мир: учеб. для 3 класса нач. школа, в 2 –х ч. – М.: Просвещение, 2022

2. Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс к учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир» М. : Просвещение,  2018

3. Электронное   приложение   к   учебнику   «Окружающий мир», 3 класс (Диск СО-КОМ), автор Плешаков А.А.

В соответствии с учебным планом МАОУ СШ № 72 им. М.Н Толстихина 2022-2023 учебный год на изучение окружающего мира  в 3 классе начальной школы отводится 68 часов: 2 часа  в неделю, 34 учебные недели. Этот план полностью соответствует количеству часов, предусмотренных авторской программой.

 

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

средствами предмета «Окружающий мир»

Данная программа обеспечивает продолжение достижения третьеклассниками следую­щих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Окружающий мир:

    1) формирование ответственного отношения к учебе;

    2) формирование мотивации к учебной деятельности;

    3) формирование устойчивых познавательных интересов;

              4) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

5) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

6) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

7) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

  Регулятивные универсальные учебные действия

   1) принимать и сохранять цель и учебную задачу;

            2) формировать умения планировать свои учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей по определенному плану, слушать и точно выполнять указания;

3) планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

4) планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

5) оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

6) соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

7) контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

 

Познавательные УУД

1) осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

2) уметь понимать прочитанный текст и находить информацию;

3) работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

4) уметь передавать информацию в доступной форме (четко, ясно, понятно);

5) анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

6) сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

7) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

8) проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

9) моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

 

Коммуникативные УУД

1) слушать собеседника и понимать речь других;

2) включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

3) формулировать ответы на вопросы;

4) слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

5) высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

6) готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

7) составлять небольшие рассказы на заданную тему.

 

Предметные результаты

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6) находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

 7) называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

 8) различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

9) находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

10) сосдавать текстовые сообщения с использованием ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их.

 

 

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения

В результате изучения окружающего мира в 3 классе

Выпускник научится:

– Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Выпускник получит возможность научиться:

– Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Выпускник научится:

– Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

Выпускник получит возможность научиться:

– Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.

Выпускник научится:

– Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний  мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

– Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.

– Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

– Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

– Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.

Выпускник получит возможность научиться:

– Понимать суть  исторических  побед России, сыгравших  решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение  Европы, борьба  с  нашествием  Наполеона, заграничный  поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки.

– Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН).

Выпускник научится:

– Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

– Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

Выпускник получит возможность научиться:

– Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Выпускник научится:

– Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.

Выпускник получит возможность научиться:

– Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.

Выпускник научится:

– Приводить примеры животных Красной книги России иМеждународной Красной книги.

– Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

– Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.

– Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.

– Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.

– Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

– Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.

– Проводить наблюдения природных тел и явлений.

– Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.

– Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

Выпускник получит возможность научиться:

– Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Выпускник научится:

– Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Выпускник научится:

– Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

Выпускник получит возможность научиться:

– Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.

Выпускник научится:

– Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).

– Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

 

Содержание тем учебного предмета «Окружающий мир. 3 класс»

№ раздела

Название раздела

Кол-во часов

Содержание раздела

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу изучения раздела

1

Раздел 1.

Как устроен мир?

7

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.

Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Обучающиеся научатся:

Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека.

Называть экологические связи и их разнообразие.

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу.

 

2

Раздел 2.

Эта удивительная природа

19

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Различать тела и вещества.

Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения.

Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.

Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.

Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе.

Определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

 

Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.

 

 

 

 

 

3

Раздел 3.

Мы и наше здоровье

10

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

 

Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.

Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.

Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки.

Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система».

Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии.

4

Раздел 4.

Наша безопасность

 

8

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

 

Обучающиеся научатся называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.

Называть правила экологической безопасности.

5

Раздел 5.

Чему учит экономика?

12

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

 

Научатся понимать, что удовлетворение

потребностей людей – главная задача экономики.

Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.

Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых.

Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.

Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».

6

Раздел 6.

Путешествие по городам и странам.

12

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества.

 

Научатся рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца.

Узнавать достопримечательности

городов Золотого кольца по фотографиям.

Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.

Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.

Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.

 

ИТОГО:

68

 

 

 

 

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

 

1. Плешаков А.А Окружающий мир: учеб. для 3 класса нач. школа, в 2 –х ч. – М.: Просвещение, 2022

2. Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс к учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир» М. : Просвещение,  2018

3. Электронное   приложение   к   учебнику   «Окружающий мир», 3 класс (Диск СО-КОМ), автор Плешаков А.А.

4. Бондаренко А.А. Поурочные разработки. УМК «Школа России». 1-4 класс - Волгоград «Учитель», 2015.

5. Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. 1-4 класс - М. ВАКО,2015.

Технические средства обучения.

Компьютерная техника.

        Видео проектор.

Интерактивная доска.

      Оборудование класса.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

      Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

      Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

      Стол учительский с тумбой.

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 3 класс (136 ч.)

 

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

урока

Количество часов

Основные виды

учебной деятельности

 

Раздел «Как устроен мир» (7 часов)

 

1

05.09.22

 

Природа.

 

1

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.

 

2

06.09

 

Человек.

Тест №1

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.

 

3

12.09

 

Проект «Богатства, отданные людям».

 

1

Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.

 

4

13.09

 

Общество.

 

1

Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

 

5

19.09

 

Что такое экология?

Входная контрольная работа.

 

1

Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

 

6

20.09

 

Природа в опасности!

 

1

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки.

 

7

26.09

 

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

1

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

 

Раздел «Эта удивительная природа» (19 часов)

 

 

 

8

27.09

 

Тела, вещества, частицы.

 

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества.

 

9

03.10

 

Разнообразие веществ.

 

 

1

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

 

10

04.10

 

Воздух и его охрана.

 

1

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.

 

11

10.10

 

Вода.

 

1

Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.

 

12

11.10

 

Превращения и круговорот воды.

Тест №2

1

Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара.

 

13

17.10

 

Берегите воду!

 

1

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

 

14

18.10

 

Что такое почва.

 

 

1

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента.

 

15

24.10

 

Разнообразие растений.

1

Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений.

 

16

25.10

 

Солнце, растения и мы с вами.

1

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.

 

17

07.11

 

Размножение и развитие растений.

 

 

1

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.

 

18

08.11

 

Охрана растений.

 

 

1

Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения».

 

 

19

14.11

 

Разнообразие животных.

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Классифицировать животных.

 

20

15.11

 

Кто есть кто?

1

Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

 

21

21.11

 

Проект «Разнообразие природы родного края»

1

Подготовка проектов.

 

22

22.11

 

Размножение и развитие животных.

1

Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве.

 

23

28.11

 

Охрана животных.

1

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. Создать книжку-малышку «Береги животных».

 

24

29.11

 

В царстве грибов.

1

Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников.

 

25

05.12

 

Великий круговорот жизни.

 

Тест №3.

1

Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе.

 

26

06.12

 

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

1

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

 

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

 

27

12.12

 

Организм человека.

1

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы человека.

 

28

13.12

 

Органы чувств.

1

Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств.

 

29

19.12

 

Надёжная защита организма.

 

 

1

Практическая работа: изучить свойства кожи. Осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей.

 

30

20.12

 

Опора тела и движение.

1

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

 

31

26.12

 

Наше питание.

1

Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания.

 

32

27.12

 

Проект «Школа кулинаров».

1

 

 

33

09.01.23

 

Дыхание и кровообращение.

 

 

1

Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.

 

34

10.01

 

Умей предупреждать болезни.

1

Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

 

35

16.01

 

Здоровый образ

жизни.

1

 

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать.

 

36

17.01

 

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».

Проверочная работа. Презентация проектов

1

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

 

Раздел «Наша безопасность» (8 часов)

 

37

23.01

 

Огонь, вода и газ.

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.

 

38

24.01

 

Чтобы путь был счастливым.

 

Тест № 4.

1

Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте.

 

39

30.01

 

Дорожные знаки.

 

Тест № 5.

1

Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков.

 

40

31.01

 

Проект «Кто нас защищает».

1

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

 

 

41

06.02

 

Опасные места.

1

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

 

42

07.02

 

Природа и наша безопасность.

 

 

1

Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа.

 

43

13.02

 

Экологическая безопасность.

 

1

Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

 

44

14.02

 

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

1

 

 

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

 

45

20.02

 

Для чего нужна экономика.

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня.

 

46

21.02

 

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике.

 

47

27.02

 

Полезные ископаемые.

 

 

1

Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.

 

48

28.02

 

Растениеводство

 

 

1

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Работа со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства.

 

49

06.03

 

Животноводство.

1

Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюировать работников животноводства.

 

50

07.03

 

Какая бывает промышленность.

1

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.

 

51

13.03

 

Проект «Экономика родного края».

1

Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

 

52

14.03

 

Что такое деньги.

 

 

1

Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.

 

53

20.03

 

Государственный бюджет.

1

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.

 

54

03.04

 

Семейный бюджет.

1

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет.

 

55

04.04

 

Экономика и экология.

 

Тест № 6.

1

Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

 

56

10.04

 

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

1

Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.

 

Раздел «Путешествия по городам и странам» (12 часов)

 

57

11.04

 

Золотое кольцо России.

1

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

 

58

17.04

 

Золотое кольцо России.

1

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.

 

59

18.04

 

Золотое кольцо России.

1

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца.

 

60

24.04

 

Проект «Музей путешествий».

1

Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

 

61

25.04

 

Наши ближайшие соседи.

1

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.

 

62

02.05

 

На севере Европы.

1

Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

 

63

15.05

 

Что такое Бенилюкс.

1

Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга.

 

64

16.05

 

В центре Европы.

1

Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии.

 

65

22.05

 

По Франции и Великобритании.

1

Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции.

Самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Великобритании. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании.

 

66

23.05

 

На юге Европы.

1

Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

 

67

29.05

 

Всемирное наследие. По знаменитым местам мира.

 

Итоговая контрольная работа

1

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения.

 

68

30.05

 

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Презентация проектов.

1

Выполнять задания; проверять свои знания.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети

Коммуникативные УУД 1) слушать собеседника и понимать речь других; 2) включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; 3) формулировать ответы на вопросы; 4)…

Коммуникативные УУД 1) слушать собеседника и понимать речь других; 2) включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; 3) формулировать ответы на вопросы; 4)…

Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка

Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка

Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др

Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др

Раздел 1. Как устроен мир? 7

Раздел 1. Как устроен мир? 7

России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение

России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение

Меры безопасности при общении с природой

Меры безопасности при общении с природой

Раздел 6. Путешествие по городам и странам

Раздел 6. Путешествие по городам и странам

Календарно-тематическое планирование 3 класс (136 ч

Календарно-тематическое планирование 3 класс (136 ч

Что такое экология? Входная контрольная работа

Что такое экология? Входная контрольная работа

Воздух и его охрана. 1Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха

Воздух и его охрана. 1Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха

Размножение и развитие растений

Размножение и развитие растений

Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе

Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе

Надёжная защита организма. 1Практическая работа: изучить свойства кожи

Надёжная защита организма. 1Практическая работа: изучить свойства кожи

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать

Проект «Кто нас защищает». 1

Проект «Кто нас защищает». 1

Для чего нужна экономика.1Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить

Для чего нужна экономика.1Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить

Работа со взрослыми: интервьюировать работников животноводства

Работа со взрослыми: интервьюировать работников животноводства

Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными

Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными

Наши ближайшие соседи. 1

Наши ближайшие соседи. 1

По Франции и Великобритании. 1

По Франции и Великобритании. 1

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2022