Рабочая программа 5 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа 5 класс

Оценка 4.6
docx
10.12.2021
Рабочая программа 5 класс
Рабочая программа биология 5 класс.docx

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

при Посольстве России в Мозамбике

 

Рассмотрено:

руководитель МС

_________/____________/

ФИО

Протокол №_____

от «____ » августа 20___ г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

_________/____________/

ФИО

от «___» сентября  20___ г.

Утверждено:

директор школы

______/_____________ /

ФИО

Приказ № ____

от «___» сентября 20____ г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету биология

уровень образования основного общего образования, 5 класс

34 часа

 

 

 

 

 

Программу составил:

Сальников Евгений Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАПУТУ, 2020 год

I.                  Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, примерной программы основного общего образования.

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, УМК «Линия жизни», издательства «Просвещение», созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана как нормативно правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану ОУ СОШ при Посольстве России в Мозамбике.

Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В. Пасечника. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 5 класс – один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, исходя из требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

•  социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•  приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи биологического образования:

•  ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

•  развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

•  овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

•  формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под ред. В.В. Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетент-ностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, которая способствует формированию УУД, таких как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить данную задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и научных идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.

Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

- многообразие и эволюция органического мира

- биологическая природа и социальная сущность человека

- уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Такое структурирование курсов биологии сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 класса по 9 класс и сохраняет концентрическую систему предмета.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать школьников приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Реализация программы подкрепляется проектной и исследовательской деятельностью учащихся и летними практиками.

Раздел «Живые организмы» включает в себя сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания и роли в экосистемах.

Рабочая программа по биологии для 5 класса включает в себя часть раздела «Живые организмы» и соответствует содержанию примерной программы (Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. Москва «Просвещение», 2010).

На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 34 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.        Содержание учебного предмета Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Введение (6 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, охрана природы.

Практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в природе.

 Раздел 1. Клеточное строение организмов (7 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации: микропрепаратов растительных тканей.

Лабораторные и практические работы:

1.   Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с прибором.

2.   Изучение клеток растений с помощью лупы.

3.   Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

4.   Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

5.   Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

6.   Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (6 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (плодовые тела трутовиков, ржавчины, головни, спорыньи).

Лабораторные и практические работы:

1.   Строение плодовых тел шляпочных грибов.

2.   Строение плесневого гриба мукора.

3.   Строение клеток дрожжей.

Раздел 4. Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы:

1.   Строение зеленых водорослей.

2.   Строение мха (на примере местных видов)

3.   Строение спороносящего хвоща

4.   Строение спороносящего папоротника.

5.   Строение хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

·     знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

·     сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

·     овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

·     сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

Метапредметные образовательные результаты освоения учебного предмета биология:

·     овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;

·     освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

·     формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

·     способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

·     развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные образовательные результаты освоения учебного предмета биология:

·      В познавательной сфере:

– формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.

– расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;

- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;

- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.

·      В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

·      В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.

·      В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.

·      В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В результате изучения биологии в 5 классе ученик научится:

·     составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;

·     работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

·     составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

·     выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

·     оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

·     под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

·     получать биологическую информацию из разных источников;

·     определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

·     анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

·     сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

·     находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

·     оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

·     определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

·     характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

·     определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;

·     работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;

·     давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;

·     отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

·     находить отличия съедобных грибов и ядовитых;

·     объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.

·     давать общую характеристику растительного царства;

·     давать характеристику основных группам растений;

·     объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Ученик получит возможность учиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

•  стартовой диагностики;

    текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

•  промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

•  текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

•  защиты итогового индивидуального проекта.

Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

•  первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

•  выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

•  выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

•  стартовой диагностики;

•  тематических и итоговых проверочных работ, творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование.

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности

1.

Введение

6

Биология — наука о живой природе

Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Многообразие организмов и их классификация.

Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Ставить биологические эксперименты по изуче­нию процессов жизнедеятельности растительного организма и объяснять их результаты. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей.

2.

Клеточное строение организмов

7

Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Приготовление мик­ропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Химический состав клетки: неорга­нические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание),  рост, развитие. Деление клетки. Понятие «ткань».

3.

Царство Бактерии

3

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека

Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности бактерий, грибов, растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для  человека растения, грибы.

Объяснять роль различных растений в жизни человека.

Проводить наблюдения за ростом и развитием растений.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами, растениями; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных систематических групп).

Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями. Находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, пе­реводить из одной формы в другую. Оценивать с эстетической точки зрения представителей органического мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам живого мира

4.

Царство Грибы

6

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты

5.

Царство Растения

12

Ботаника — наука о растениях. Многообразие растительного мира. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. Лишайники. Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Семенные растения. Голосеменные растения. Покрытосеменные

Растения. Происхождение растений. Основные этапы развития рас­тительного мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

5 класс (34 часа, 1 час в неделю)

 

п/п

По плану

По факту

Тема

Содержание

 

Вид деятельности ученика

 

УУД

Лабора-торные работы

Домаш-нее задание

Введение (6 часов)

1.

 

2 сентябрь

Биология — наука о живой природе

Биология как наука. Значение биологии

 

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

 

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах

 

 

§1

2.

 

9 сентябрь

Методы исследования в биологии

 

 

Методы познания в биологии: наблюдение,

эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

 

Демонст-рация

Приборы и оборудо-вание

§2

3.

 

16 сентябрь

Разнообразие живой природы.

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимостьрост, развитие, размножение

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

 

§3

4.

 

23 сентябрь

Среды обитания живых организмов

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

 

 

§4

5.

 

30 сентября

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенныеВлияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

 

 

 

 

 

 

 

§5

6.

 

7октябрь

Обобщаю-щий урок по теме «Введение»

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Готовят отчет по экскурсии.

 

 

Феноло-

 

гические наблюде-ния за сезонны-ми измене-ниями в природе

Клеточное строение организмов (7 часов)

7.

 

14октябрь

Устройство увеличитель-ных приборов

Увеличитель-ные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

 

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Личностные:

-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки

Регулятивные УУД:

-работая по плану сравнивать свои действия с целью

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

Познавательные УУД:

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

 

Лабора-торная работа

Устрой-ство микро-скопа

§6

8.

 

21октябрь

Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

 

§7,

 

9.

 

11ноябрь

Строение клетки

Пластиды. Хлоропласты Строение клеток кожицы чешуи лука

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Лабора-торная работа

Рассмат-ривание препарата кожицы  чешуи лука

§7

 

10.

 

18ноябрь

Химический состав клетки: неоргани-ческие и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизне-деятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

 

§8

11.

 

25ноябрь

Жизнедея-тельность клетки, ее деление и рост

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

 

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

 

§9

 

12.

 

2декабрь

Ткани

Ткань.

 

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

 

Демонст-

§10

рация

Микро-препараты различных раститель-ных тканей.

13.

 

9декабрь

Обобщаю-щий урок по теме «Клеточное строение организмов»

Систематиза-ция и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепара-тов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Царство Бактерии (3 часа)

14

 

16декабрь

Строение  и жизнедеятельность бактерий

Бактерии, особенности строения и жизнедеятель-ности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распростране-ние

Выделяют существенные признаки бактерий

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

 

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп организмов, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

 

§11

15.

 

23декабрь

 

 

контрольная

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйствен-ной деятель-ности человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

 

§12

16.

 

13январь

Обобщаю-щий урок по теме «Царство Бактерии»

Систематиза-ция и обобщение понятий раздела.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

 

 

Царство Грибы (6 часов)

17.

 

20январь

Общая характеристика грибов

Грибы, особенности строения и жизнедеятель-ности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

 

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

 

 

 

§13

18.

 

20январь

Шляпочные грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

Лабора-торная работа

Строение плодовых тел шляпоч-ных грибов

§14

19.

 

27январь

Шляпочные грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

 

§14

20.

 

3февраль

Плесневые грибы и дрожжи

Плесневые грибы и дрожжи.

 

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Лабора-торная работа

Плесне-вый гриб мукор

§15

21

 

10февраль

Грибы-паразиты

Грибы-паразиты.

Роль грибов-паразитов

в природе и жизни человека

 

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

 

 

 

Демонст-рация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натураль-ные объек-ты (труто-вика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

§16

22.

 

17февраль

Обобщающий урок по теме «Царство Грибы»

Систематиза-ция и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепара-ты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

 

 

 

Царство Растения  (12 часов)

23.

 

24февраль

Разнообразие и распростра-нение растений

 

 

 

Разнообразие растений, значение растений в жизни человека. Растения низшие и высшие

Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Готовят сообщение «Роль растений в природе»

 

 

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

 

 

 

§17

 

24.

 

2март

Водоросли

Водоросли: одноклеточ -ные и многоклеточ-ные. Строение, жизнедеятель-ность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя

представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Лабора-торная работа

Строение зеленых одноклеточных  водорос-лей

 

§18

с.93-94

25.

 

9март контр

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

 

 

 

§18

С.95-101

26.

 

16март

Лишайники

Многообразие и распростра-нение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

 

§19

27

 

6апрель

Мхи

Высшие споровые растения. Мхи, их отличитель-ные особен-ности, много-образие, распростра-нение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах

 

§20

28

 

13апрель

Мхи

Высшие споровые растения. Мхи, их отличитель-ные особен-ности, много-образие, распростра-нение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Выполняют лабораторную работу

Лабора-торные работы

Строение мха (на местных видах

§20

29

 

20апрель

Плауны, хвощи, папоротники

Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распростра-нение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

 

Лабора-торные работы

Строение спороносящего хвоща

 

§21

30

 

27апрель

Голосемен-ные растения

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распростра-нение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Выделяют существенные признаки голосеменных растений.

 

§22

31

 

4май

Голосемен-ные растения

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распростра-нение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

 

 

§22

32

 

11май

Покрыто-семенные растения

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.

 

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

 

§23

33

 

18май

Происхожде-ние растений.

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

 

§24

34

 

25май

Обобщаю-щий урок по теме «Царство Растения»

Систематиза-ция и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

 

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

Задачи биологического образования: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание…

Задачи биологического образования: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание…

В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность

В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность

Рабочая программа по биологии для 5 класса включает в себя часть раздела «Живые организмы» и соответствует содержанию примерной программы (Примерные программы основного общего образования

Рабочая программа по биологии для 5 класса включает в себя часть раздела «Живые организмы» и соответствует содержанию примерной программы (Примерные программы основного общего образования

I. Содержание учебного предмета

I. Содержание учебного предмета

Демонстрация . Муляжи плодовых тел шляпочных грибов

Демонстрация . Муляжи плодовых тел шляпочных грибов

III .Планируемые результаты освоения учебного предмета

III .Планируемые результаты освоения учебного предмета

В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека

В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека

Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; · характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;…

Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; · характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;…

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных,…

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных,…

При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: • стартовой диагностики ; текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов ; • промежуточных…

При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: • стартовой диагностики ; текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов ; • промежуточных…

• тематических и итоговых проверочных работ, творческих работ , включая учебные исследования и учебные проекты.

• тематических и итоговых проверочных работ, творческих работ , включая учебные исследования и учебные проекты.

Тематическое планирование. № п/п

Тематическое планирование. № п/п

Царство Бактерии 3

Царство Бактерии 3

Календарно-тематическое планирование 5 класс (34 часа, 1 час в неделю) № п/п

Календарно-тематическое планирование 5 класс (34 часа, 1 час в неделю) № п/п

Коммуникативные УУД: - уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах §1 2

Коммуникативные УУД: - уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах §1 2

Введение» Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных

Введение» Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных

Лабора-торная работа Устрой-ство микро-скопа §6 8

Лабора-торная работа Устрой-ство микро-скопа §6 8

Обобщаю-щий урок по теме «Клеточное строение организмов»

Обобщаю-щий урок по теме «Клеточное строение организмов»

Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л

Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л

Познавательные УУД: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки…

Познавательные УУД: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки…

Обобщающий урок по теме «Царство

Обобщающий урок по теме «Царство

Роль водорослей в природе и жизни человек

Роль водорослей в природе и жизни человек

Выполняют лабораторную работу

Выполняют лабораторную работу

Выполняют лабораторную работу.

Выполняют лабораторную работу.

Обобщаю-щий урок по теме «Царство

Обобщаю-щий урок по теме «Царство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2021