Рабочая программа
по курсу «Юный эколог» 6 класс
на 2020/2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель истории и обществознания,
Соколова А.Г.
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Юный эколог» для учащихся 6 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.
Актуальность разработки и создания программы обоснована ее ориентированностью на углубленное изучение курса экологии основной средней школы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
1.Моя экологическая грамотность 5-6 классы» Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров Г. М.: «Просвещение», 2012.
2. Примерные программы 5-9 классы. Экология.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую и практическую часть: 19 часов теории и 15 часов практики.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
-критическое восприятие и осмысление разнородной информации, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-анализ явлений и событий, происходящих в современном мире (современные экологические проблемы);
-решение логических, творческих задач, отражающих экологические проблемы.
Основные задачи курса:
1. Изучение тем по курсу;
2. Применение полученных знаний в практической подготовке;
3.Самостоятельный поиск информации, умение анализировать ее, интерпретировать, классифицировать и применять на практике.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты, карты флоры и фауны.
Формы и методы контроля образовательного результата.
В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (100-90% - «5», 89-70% - «4», 69-51% - «3»).
-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения экологией;
-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
-в работе применяются компьютерные технологии изучения экологии и поиска необходимой информации;
-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты заключаются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы экологической действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметными результатами являются:
• относительно целостное представление об экологии в современном мире;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьной экологии наук;
• умения находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные экологические термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям.
Адаптация программы для учеников с ОВЗ
Программа адаптирована для учеников с ОВЗ
Содержание теоретической части курса:
Введение –1 час:
Знакомство учеников с основными структурными и содержательными характеристиками предмета «Экология» (Рисунок).
Раздел 1. Живая и неживая природа –8 часов.
Что такое природа? Природа – неприрода. Планета Земля в опасности: современные экологические проблемы. Человек в природе. Человек как биологическое существо. Человек как социальное существо. Влияние деятельности людей на природу. Роль человека в природе.
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого –5 часов.
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами. Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов.
Раздел 3. Экологическая культура России – 6 часов.
Экологическая культура коренных Народов России. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству в России. Отношение расточительному природопользованию в России. Возможность использования традиций прошлого в современном мире. Экологическая культура: прошлое и современность.
Раздел 4. Экологическая информация – 6 часов.
Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации. Предупреждён — значит вооружён. Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.
Раздел 5. Мой вклад в экологическое просвещение – 6 часов.
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде. Разработка тем мини-сочинения. Публичное выступление.
Итоговое повторение и контроль –2 часа
Итоговое повторение и мониторинг.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Основные вопросы |
Дата |
Количество часов |
|
|||||||
Теория |
Практика |
|
||||||||||
Введение – 1 час |
|
|||||||||||
1 |
Знакомство учеников с основными структурными и содержательными характеристиками предмета «Экология» |
Основные структурные и содержательные характеристики обществознания. |
07.09 |
1 |
|
|||||||
Раздел 1. Живая и неживая природа– 8 часов |
|
|||||||||||
1 |
Что такое природа? |
Природа, флора, фауна,человек |
14.09 |
1 |
|
|||||||
2 |
Природа – неприрода. |
21.09 |
1 |
|
||||||||
3 |
Планета Земля в опасности: современные экологические проблемы. |
28.09 |
1 |
|
||||||||
4 |
Человек в природе. |
05.10 |
1 |
|
||||||||
5 |
Человек как биологическое существо. Практический тренинг. |
12.10 |
1 |
|
||||||||
6,7,8 |
Практический тренинг. Человек как социальное существо. Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации на темы: «Влияние деятельности людей на природу. Роль человека в природе.» |
19.10 26.10 30.10 |
3 |
|
||||||||
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого –5 часов. |
|
|||||||||||
1 |
Полезная информация из прошлого. |
Роль истории в экологии. Прошлое и его уроки. |
09.11 |
1 |
|
|||||||
2 |
Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. |
16.11 |
1 |
|
||||||||
3 |
Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ. |
23.11 |
1 |
|
||||||||
4 |
Практический тренинг на тему: «Народная мудрость об экологической грамотности.» |
30.11 |
1 |
|
||||||||
5 |
Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации по теме: «Экологические традиции и обычаи народов». |
07.12 |
1 |
|
||||||||
Раздел 3. Экологическая культура России – 6 часов. |
|
|||||||||||
1 |
Экологическая культура коренных народов России. |
Культура, экология, люди, население. Питание, жилище. |
14.12 |
1 |
|
|||||||
2 |
Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. |
21.12 |
1 |
|
||||||||
3 |
Отношение к вредным привычкам, браконьерству в России. |
11.01 |
1 |
|
||||||||
4 |
Практический тренинг на тему: «Отношение расточительному природопользованию в России..» |
18.01 |
1 |
|
||||||||
5 |
Практический тренинг на тему: «Возможность использования традиций прошлого в современном мире». |
25.01 |
1 |
|
||||||||
6 |
Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации на тему: «Экологическая культура: прошлое и современность» |
1.02 |
1 |
|
||||||||
Раздел 4. Экологическая информация – 6 часов. |
|
|||||||||||
1 |
Достоверная и ложная экологическая информация. |
Важность и ценность достоверной экологической информации.
|
8.02 |
1 |
|
|||||||
2 |
Важность достоверности информации. |
15.02 |
1 |
|
||||||||
3 |
Предупреждён — значит вооружён. |
20.02 |
1 |
|
||||||||
4 |
Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. |
01.03 |
1 |
|
||||||||
5 |
Практический тренинг на тему: «Признаки ложной информации». |
13.03 |
1 |
|
||||||||
6 |
Решение ситуативных задач на тему: «Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках». |
15.03 |
1 |
|
||||||||
Раздел 5. Мой вклад в экологическое просвещение – 6 часов. |
|
|||||||||||
1 |
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. |
Вклад, экология, мини-сочинение, защита. |
1 |
|
||||||||
2 |
Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). |
1 |
|
|||||||||
3,4 |
Практический тренинг на тему: «Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде». |
2 |
||||||||||
5,6 |
Разработка тем мини-сочинения. Публичное выступление. |
|||||||||||
2 |
||||||||||||
|
|
|||||||||||
Итоговое повторение и контроль – 2 часа |
||||||||||||
1 |
Урок обобщения полученных знаний |
Повторение, итоговый тест |
1 |
|
||||||||
2 |
Работа над ошибками |
1 |
|
|||||||||
|
Итого |
19 |
15 |
|||||||||
|
Библиографический список:
1. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2004. - 597 c.
2. Высоцкая,
М. В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся:
моногр. / М.В. Высоцкая. - Москва: Гостехиздат,2016.- 256 c.
Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана /
И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. - Москва: РГГУ, 1985. - 192 c.
3. Горбенко, Н. В. Методические рекомендации к учебному пособию С. Б. Шустова, Л. А. Шустовой, Н. А. Горбенко "Химические аспекты экологии" / Н.В. Горбенко, Е.И. Тупикин, С.Б. Шустов. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 264 c.
4. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный аспект / Е.А. Интегрированные уроки и внеурочная деятельность эколого-биологического содержания.
5. Использование ресурсов интеграции и социально-педагогического партнерства в образовательном учреждении для реализации ФГОС. - М.: Перспектива, 2013. - 200 c.
6. «Моя экологическая грамотность 5-6 классы». Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров Г. М.: «Просвещение», 2012.
7. Примерные программы 5-9 классы. Экология.
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.