Рабочая программа. 9 класс. Внеурочная деятельность. Практическое обществознание

  • docx
  • 26.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9 класс.практическое обществознание. Рабочая программа.docx

 

 

 

Рабочая программа

 

                            по курсу «Практическое обществознание» 9 класс

на 2020/2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составитель рабочей программы:

учитель  истории  и обществознания,

Соколова А.Г.

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 9 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.

Программа  ориентирована на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА и предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. Так как, в условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА.  ОГЭ по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую и практическую часть: 17 часов теории и 17 часов практики.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Основные задачи курса:

1. Повторение тем, вызывающих наибольшие трудности; углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

2. Применение полученных ранее знаний в практической подготовке;

3. Самостоятельный поиск информации, умение анализировать ее, интерпретировать, классифицировать и применять на практике;

4. Сравнение социальных объектов.

Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, написание эссе.

Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты.

Формы и методы контроля образовательного результата.

-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;

-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;

-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;

-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;

-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 - 9 классе по обществознанию.;

-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ.

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;

• заинтересованность в личном успехе;

Метапредметные результаты

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• умении выполнять познавательные и практические задания;

Предметными результатами являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в обществе.

Адаптация программы для учеников с ОВЗ

Программа адаптирована для учеников с ОВЗ

Содержание курса:

Введение: Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. 

Раздел 1. Человек и общество: Что такое общество, общественные отношения, виды общественных отношений, общество и природа, взаимосвязь общества и природы; основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Биологическое и социальное в человеке, личность, подросток, особенности подросткового возраста, качества личности; деятельность человека (игра, учение, труд), потребности, способности.

Межличностные отношения, общение, группа, малая группа, групповая динамика, формы межличностных отношений, структура общения, виды и функции общения.

Межличностные конфликты, виды конфликтов, фазы конфликтов, последствия конфликтов и способы решения.

Раздел 2. Сфера духовной культуры.

Духовная культура, особенности, формы духовной культуры, наука, научные знания.

Образование и его значимость, информационное общество, характерные черты ИО, основные тенденции в развитии образования, функции образования, пути получения образования.

Религия и религиозные организации, вера, функции религии, религиозная группа, религиозная организация, свобода вероисповедания, право на свободу совести, мораль, нравственность, гуманизм, патриотизм, гражданственность.

Раздел 3. Экономика.

Экономика, роль экономики, производство, обмен, потребление, распределение, товары и услуги, ресурсы и потребность, ограниченность ресурсов.

Экономические системы, типы ЭС, собственность, формы собственности, производство, производительность труда, разделение труди и специализация.

Обмен, торговля, рынок, рыночный механизм, спрос, предложение, конкуренция, предпринимательство, формы предпринимательства.

Деньги, заработная плата, стимулирование труда, неравенство доходов, социальная поддержка, налоги, экономические функции государства.

Раздел 4. Социальная сфера.

Социальные группы, социальные отношения, социальная структура, функции социальной структуры общества.

Семья, функции семьи, семейный долг, поколение, социальные роли, подростковый возраст, кризис подросткового возраста, конфликты в семье.

Социальные ценности и нормы, виды социальных норм, отклоняющееся поведение.

Социальный конфликт, виды социальных конфликтов, роль социального конфликта, межнациональные отношения, межнациональные конфликты.

Раздел 5. Политическая сфера

Власть, политика, понятие государства, функции государства, разделение властей, формы государства, политический режим, местное самоуправление

Участие граждан в политической жизни, выборы, референдум, политическая партия, политическое движение, гражданское общество, правовое государство.

Раздел 6. Право.

Право, норма права, правоотношения, виды правоотношений, юридическая ответственность, Конституция РФ, органы государственной власти, правоохранительные органы, обязанности гражданина.

Права ребенка и их защита, гражданские правоотношения, семейные правоотношения, трудовые правоотношения, административные правоотношения, уголовная ответственность.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Основные вопросы

Дата

Количество часов

Теория

Практика

Введение – 2 часа

 

1

Основные требования к выпускникам и содержательные характеристики экзаменационной работы

Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию

03.09

1

2

Входной контроль

Тестирование

10.09

1

Раздел 1. Человек и общество – 6 часов

1

Общество как форма жизнедеятельности людей

Что такое общество, общественные отношения, виды общественных отношений, общество и природа, взаимосвязь общества и природы; основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

17.09

1

2

Биологическое и социальное в человеке

Биологическое и социальное в человеке, личность, подросток, особенности подросткового возраста, качества личности; деятельность человека (игра, учение, труд), потребности, способности.

24.09

1

3

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения

Межличностные отношения, общение, группа, малая группа, групповая динамика, формы межличностных отношений, структура общения, виды и функции общения.

01.10

1

4

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Межличностные конфликты, виды конфликтов, фазы конфликтов, последствия конфликтов и способы решения.

08.10

1

5

Практический тренинг по содержательной линии «Человек и общество»

15.10

1

6

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

22.10

1

Раздел 2. Сфера духовной культуры – 5 часов

1

Сфера духовной культуры и ее особенности

Духовная культура, особенности, формы духовной культуры, наука, научные знания.

29.10

1

2

Образование и его значимость

Образование и его значимость, информационное общество, характерные черты ИО, основные тенденции в развитии образования, функции образования, пути получения образования

12.11

1

3

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни

Религия и религиозные организации, вера, функции религии, религиозная группа, религиозная организация, свобода вероисповедания, право на свободу совести, мораль, нравственность, гуманизм, патриотизм, гражданственность.

19.11

1

4

Практический тренинг по содержательной линии «Сфера духовной культуры»

26.11

1

5

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

03.12

1

Раздел 3. Экономика – 6 часов

1

Экономика и ее роль в жизни общества

Экономика, роль экономики, производство, обмен, потребление, распределение, товары и услуги, ресурсы и потребность, ограниченность ресурсов.

10.12

1

2

Экономические системы

Экономические системы, типы ЭС, собственность, формы собственности, производство, производительность труда, разделение труди и специализация.

17.12

1

3

Обмен. Торговля. Рынок.

Обмен, торговля, рынок, рыночный механизм, спрос, предложение, конкуренция, предпринимательство, формы предпринимательства.

24.12

1

4

Деньги и их функции

Деньги, заработная плата, стимулирование труда, неравенство доходов, социальная поддержка, налоги, экономические функции государства.

14.01

1

5

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика»

21.01

1

6

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

28.01

1

Раздел 4. Социальная сфера – 6 часов

1

Социальная структура общества

Социальные группы, социальные отношения, социальная структура, функции социальной структуры общества.

04.02

1

2

Семья. Функции семьи

Семья, функции семьи, семейный долг, поколение, социальные роли, подростковый возраст, кризис подросткового возраста, конфликты в семье.

11.02

1

3

Социальные ценности и нормы

Социальные ценности и нормы, виды социальных норм, отклоняющееся поведение.

18.02

1

4

Социальный конфликт

Социальный конфликт, виды социальных конфликтов, роль социального конфликта, межнациональные отношения, межнациональные конфликты.

25.02

1

5

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера»

04.03

1

6

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

11.03

1

Раздел 5. Политическая сфера – 4 часа

1

Власть. Роль политики в жизни, государства

Власть, политика, понятие государства, функции государства, разделение властей, формы государства, политический режим, местное самоуправление

18.03

1

2

Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни, выборы, референдум, политическая партия, политическое движение, гражданское общество, правовое государство.

1

3

Практический тренинг по содержательной линии «Политическая сфера»

1

4

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

1

Раздел 6. Право – 4 часа

1

Право. Правоотношения. Обязанности граждан.

Право, норма права, правоотношения, виды правоотношений, юридическая ответственность, Конституция РФ, органы государственной власти, правоохранительные органы, обязанности гражданина.

1

Права ребенка и их защита

Права ребенка и их защита, гражданские правоотношения, семейные правоотношения, трудовые правоотношения, административные правоотношения, уголовная ответственность.

1

2

Практический тренинг по содержательной линии «Право»

1

3

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

1

Обобщающий урок – 2 часа

1

Урок обобщения полученных знаний

Повторение, итоговый тест

1

2

Работа над ошибками

1

                                                                                                           Итого:

17

17

Библиографический список:

                                        Школьные  учебные пособия:

1.     Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Человек. Право. Экономика.  9 кл.- М.Просвещение, 2013.

2.     Конституция Российской Федерации.

3.     Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.В: обществознание. 9 класс. Учебник. ФГОС. М.:Академкнига /учебник.,2018.-208с.

4.     Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание: рабочая тетрадь. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2015. –76с.

5.     Обществознание. 9 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/[Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.].–М.: Просвещение.,2017. -207с.

6.     Обществознание.9 класс. Учебник. 4 издание (ФГОС). Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Дрофа, 2019.–271с.

7.     Обществознание: учебное пособие / под ред. Б.Н. Малькова и Р.В. Шагиевой.–М.:НОРМА-ИНФРА-М , 2016.–496с.

8.     Черникин, П.А. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с.

Психолого-педагогическая литература:

1.     Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубро­вина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.

2.     Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.

3.     Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции.М.: Де-По, 2012. 340с.

4.     Леонтъев А.Н. Психологические вопросы созна­тельности учения.–М., 1987.340с.

5.     Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.

Интернет-ресурсы

1.     Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме  основного государственного экзамена (ОГЭ). Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по обществознанию.–Текст: электронный //ФИПИURL: [Электронный ресурс] URL:https://4ege.ru/up/v/demo-oge-2020/1obsh.pdf (режим доступа: свободный)

2.     Почему я использую условно – графическую наглядность?–Текст: электронный//Педагогическое сообщество–URL: http://slovo.mosmetod.ru/ 2017/06/15/ (режим доступа: свободный)

3.     Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора–URL: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный)

4.     Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)

5.     Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания–Текст: электронный//УчебникиURL:https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nikov-obschestvo znaniya-2074171.html (режим доступа: свободный)


 

Скачано с www.znanio.ru