Рабочая программа Астрономия
Оценка 4.9

Рабочая программа Астрономия

Оценка 4.9
docx
16.06.2022
Рабочая программа Астрономия
РП Астрономия 11.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа по  астрономии для  обучающихся  11 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного общеобразовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Она рассчитана на 1 час в неделю (34ч за учебный год). С использованием авторской программы по астрономии В. М. Чаругина для 10-11 кл., общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.

Учебник. УМК "Астрономия. 10–11 классы. Базовый уровень" В.М. Чаругин

Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1 Под ред. В.М. Чаругина

Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей. Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел.

Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом зиждутся на достижениях современной астрономии, таких еѐ разделов, как астрофизика и космология. Чтобы правильно понять современное естествознание, необходимо изучать астрономию, пронизывающую его и лежащую в его основах. Многие специалисты считают, что вообще преподавание естествознания надо построить на основе его астрономических корней. По-видимому, такой подход позволит не только повысить качество естественно-научного образования, но и решить проблему потери интереса учащихся к изучению естественных наук.

При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:

·        осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

·        приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

·        овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

·        использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

·        формирование научного мировоззрения;

·        формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XXI в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1.

Введение в астрономию

2

2.

Астрометрия

5

3.

Небесная механика 

4

4.

Строение Солнечной системы      

5

5.

Астрофизика и звёздная астрономия       

6

6.

Млечный Путь – наша Галактика 

3

7.

Галактики    

3

8.

Строение и эволюция Вселенной 

3

9.

Современные проблемы астрономии      

3

ИТОГ

34

 

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение в астрономию

Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется.

Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

 

Раздел 2. Астрометрия

Звёздное небо и видимое движение небесных светил. Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движетсяпо эклиптике. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Планеты совершают петлеобразное движение.

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты.

Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.

Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца.

Движение Луны и затмения. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.

Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.

 

Раздел 3. Небесная механика

Гелиоцентрическая система мира. Представления о строении Солнечной системы в античные времена ивсредневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.

Законы Кеплера. Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.

Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Движение искусственных небесных тел.

Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.

Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

 

Раздел 4. Строение солнечной системы

Современные представления о Солнечной системе.

Структура и масштабы Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-Гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.

Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Система Земля - Луна.

Планеты земной группы. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.

Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Спутники и кольца планет. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.

Планеты-карлики и их свойства.

Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.

Метеоры и метеориты. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров. Астероидная опасность.

 

Раздел 5. Практическая астрофизика и физика Солнца

 Методы астрофизических исследований. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температурыихимического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.

Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.

 

Раздел 6. Звёзды

Основные характеристики звёзд. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.

Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.

Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.

Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.

Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.

 

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

 

Раздел 7. Млечный Путь

Газ и пыль в Галактике. Как       образуются    отражательные         туманности.   Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике. Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики.

Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.

Галактики. Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.

Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная материя в них.

Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик.

Скопления галактик. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Темная материя. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.

Представление о космологии. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

 

Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной

Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии. Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.

Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения

Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.

 

Раздел 9. Современные проблемы астрономии

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.

Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.

Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.

Календарно-тематическое планирование  по астрономии в  11 классе

 

№ п/п

Тема урока

Домашнее задание

Дата

 

 

Введение - 1 час

 

 

1.

1. Введение в астрономию

§ 1, 2

 

 

Астрометрия - 5 часов

 

 

2.

1. Звёздное небо

§ 3

 

3.

2. Небесные координаты

§ 4

 

4.

3. Видимое движение планет и Солнца

§ 5

 

5.

4. Движение Луны и затмения

§ 6

 

6.

5. Время и календарь

§ 7

 

 

Небесная механика - 3 часа

 

 

7.

1. Система мира

§ 8

 

8.

2. Законы Кеплера движения планет

§9

 

9.

3. Космические скорости и межпланетные перелёты

§10-11

 

 

Строение Солнечной системы - 7 часов

 

 

10.

1. Современные представления о строении и составе Солнечной системы

§12

 

11.

2. Планета Земля

§13

 

12.

3. Луна и её влияние на Землю

§14.

 

13.

4. Планеты земной группы

§15

 

14.

5. Планеты-гиганты. Планеты-карлики

§16

 

15.

6. Малые тела Солнечной системы

§17

 

16.

7. Современные представления о происхождении Солнечной системы

§18

 

 

Астрофизика и звёздная астрономия - 7 часов

 

 

17.

1. Методы астрофизических исследований

§19

 

18.

2. Солнце

§20

 

19.

3. Внутреннее строение и источник энергии Солнца

§21

 

20.

4. Основные характеристики звёзд

§22,23

 

21.

5. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

§24,25

 

22.

6. Новые и сверхновые звёзды

§26

 

23.

7. Эволюция звёзд

§27

 

 

Млечный путь - 3 часа

 

 

24.

1. Газ и пыль в Галактике

§28

 

25.

2. Рассеянные и шаровые звёздные скопления

§29

 

26.

3. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

§30

 

 

Галактики - 3 часа

 

 

27.

1. Классификация галактик

§31

 

28.

2. Активные галактики и квазары

§32

 

29.

3. Скопления галактик

§33

 

 

Строение и эволюция Вселенной - 2 часа

 

 

30.

1. Конечность и бесконечность Вселенной

§34, 35

 

31.

2. Модель «горячей Вселенной»

§36

 

 

Современные проблемы астрономии - 3 часа

 

 

32.

1. Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

§37

 

33.

2. Обнаружение планет возле других звёзд

§38

 

34.

3. Поиск жизни и разума во Вселенной

§39

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

·        смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

·        смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

·        смысл физического закона Хаббла;

·        основные этапы освоения космического пространства;

·        гипотезы происхождения Солнечной системы;

·        основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

·        размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

·        приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

·        описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

·        характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

·        находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

·        использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

·        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

·        оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Учебно-методический комплект

Планирование составлено на основе:

 Программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин). Методическое пособие. 10 класс «Просвещение» 2017г. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Учебник: Астрономия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.М. Чаругин. - М.: Просвещение, 2018.-144с

Интернет-ресурсы:

1.            Школьная астрономия Санкт-Перербирга http://school.astro.spbu.ru/

2.            Сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской http://myastronomy.ru/

3.            В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017г. Интернет-ресурсы:  Астронет http://www.astronet.ru  

4.            Н.Н. Гомулина. Открытая астрономия/Под ред. В.Г. Сурдина. - Электронный образовательный ресурс. Доступен он-лайн по ссылке http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm

5.                  Новости космоса, астрономии и космонавтики http:/www.astronews.ru/


 

6.            Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа по астрономии для обучающихся 11 класса составлена на основе

Пояснительная записка Рабочая программа по астрономии для обучающихся 11 класса составлена на основе

Вселенной, пространственных и временных масштабах

Вселенной, пространственных и временных масштабах

Роль астрономии в развитии цивилизации

Роль астрономии в развитии цивилизации

Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете

Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете

Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре

Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре

Строение Солнца, солнечной атмосферы

Строение Солнца, солнечной атмосферы

Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства

Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства

Система мира § 8 8

Система мира § 8 8

Хаббла; · основные этапы освоения космического пространства; · гипотезы происхождения

Хаббла; · основные этапы освоения космического пространства; · гипотезы происхождения

Планирование составлено на основе:

Планирование составлено на основе:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2022