Рабочая программа "Азы журналистики" 7 класс
Оценка 5

Рабочая программа "Азы журналистики" 7 класс

Оценка 5
docx
25.10.2020
Рабочая программа "Азы журналистики" 7 класс
азы журналистики 7.docx

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

 

Рассмотрено на

 заседании ШМО

Руководитель

______/Курбатова Г.Н./

Протокол №_______

От «_____»____20___г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

«____»______20___г.

____/Хализева И.Н.)/

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №________

От «_____»______20__г.

Утверждено и введено в действие

Приказ №___________

От «_____»________20__г.

Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

_______/Жарких М.В./

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности 7 класс

«Азы журналистики»

Направление «Общекультурное»

Срок реализации 1 год

(возраст 11-12 лет)

Учитель: Курбатова Г.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2020 год

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа разработана   на основе:

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 классы. – М. : Просвещение, 2012; Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012

 

Программа рассчитана на учащихся  7 класса.

Программа составлена в связи с педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей (законных представителей).

 

Цель курса:

создать условия для развития и совершенствования коммуникативной, компетенций учащихся через формирование и развитие понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья, что будет способствовать развитию познавательной активности,   формированию положительной мотивации к освоению журналистского мастерства; грамотному оформлению своих идей и мыслей в работах различных жанров.

 

Содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:

 

- знакомство с  газетными  жанрами;

- развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы, формирование  навыков совместной деятельности и делового общения;

- развитие сознательного интереса к СМИ;

- развитие инициативы и творческих способностей учащихся, индивидуального мышления;

- расширение общего кругозора учащихся

-  формирование умения решать творческие задачи.

-  формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

 

 

результаты освоения курса внеурочной деятельности

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

 

Личностные универсальные учебные действия

 

Обучающиеся научатся:

·         ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·         оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·         осознавать себя как гражданина России, чувствовать  сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;

·         чувствовать  прекрасное  на основе знакомства с мировой культурой;

·         приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;

·         осознать свое место в мире;

·         оптимистически воспринимать мир.

 

Познавательные универсальные учебные действия

 

Обучающиеся научатся:

·                    анализировать и обобщать на основе фактов;

·                    устанавливать причинные явления и их следствия;

·                    представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;

·                    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

·                              осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·                              выполнять  проекты в устной и письменной форме;

·                              проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·                              осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  •  узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • - узнать и научиться пользоваться нормами  русского языка: произносительными, словоупотребительными;
  • - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

·         - расширить, систематизировать исходные представления о языке.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 

Обучающиеся научатся:

·   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

·  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

 

Обучающиеся научатся:

·         адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·         допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         формулировать собственное мнение и позицию;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·         использовать речь для регуляции своего действия;

·         задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·         взаимодействовать со сверстниками;

·         совершенствовать собственную речь.

 

 

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

 

Тема занятия

Кол-во часов

Формы организации  и виды деятельности

1

Введение в проблематику курса «Журналистика»

1

 

Беседа.  Рефлексивная анкета, синквейн

2

Журналист и журналистика. Кодекс чести журналиста

1

Работа со словами, правила работы журналиста (в парах), оформление памятки, синквейн

3

Из истории газет

1

Лекция с элементами беседы, презентация

4

СМИ в Льгове. Что мы читаем?

1

Экскурсия в библиотеку, работа с подборками газет,  анкета

5

 Газетная  информация. Всякая ли информация правдива.  Анализ языковых средств

1

Работа с подборками газет Презентация газетного материала

6

Кто и о чем пишет в газете Виды и типы газет

1

Работа с подборками газет Презентация

7-8

Основные понятия о газете.

2

Презентация, работа с прессой

9

Информационные газетные  жанры

1

Презентация, работа с прессой, работа в группах

10

Хроника как газетный жанр

1

Беседа, работа в группах, словарная работа

11

Хроника, ее особенности

1

Анализ газетных хроник

12

Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок

1

Набросок хроники, творческая мастерская

13

Заметка в газету. Разновидности заметок

1

Работа с газетными текстами, работа в парах

14

А я сделал так…

1

Практикум набросок заметки

15

Репортаж и репортеры

1

Презентация заметок, памятка пишущему

16

Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа

1

Работа в парах Памятка (синквейн)

17

Закон репортажа- эффект присутствия

1

Практикум, работа с газетными текстами, анализ газетного текста

18

Когда «я» - не последняя буква в алфавите

1

Работа в парах по созданию репортажа

19

Вы – репортер. « Мы ведем наш репортаж»

1

Набросок  и представление репортажа

20

Особенности фоторепортажа.

1

Презентация репортажа, деловая игра

21

Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию?

1

Работа с подборками газет

22

 Интервью как газетный жанр,  его признаки

1

Макет фоторепортажа

23

Интервью. Правила поведения в диалоге

1

Работа в парах. Анализ тексов

24-25

Этапы работы над интервью

2

Работа в парах,  деловая игра

26

Как выбрать собеседника? Темы интервью

1

Рецензирование

Конкурс вопросов

27

Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации

1

Подбор тем, анализ текстов, вопросник,

28

У нас в гостях

1

Составление опросника

29-30

Редактирование статьи

2

Деловая игра Презентация интервью

31

“Я ещё не волшебник, я только учусь”

1

Деловая игра.  Создание макета газеты, работа в группах, анонс газеты

32-33

Защита проектов

2

Ролевая игра. Презентация проекта

34

Круглый стол- подведение итогов

« Самый удачный номер»

1

Презентация проекта, анкета

 

 

 

Краткое описание содержания тем

 

тема занятия

Описание содержания темы занятия

1

Введение в проблематику курса «Журналистика»

Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества

 

2

Журналист и журналистика. Кодекс чести журналиста

Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. Профессиональная деятельность журналиста. Журналистские этика и стандарты.

3

Из истории газет

Появление газеты, путь от древности к современному облику. Российские рукописные и печатные газеты. Роль Петра 1 в создании газет. «Ведомости» — начало истории российской печати

4

СМИ в Льгове. Что мы читаем?

Средства массовой информации. Печатные СМИ. ... Интернет портал «Подмосковье»

5

 Газетная  информация. Всякая ли информация правдива.  Анализ языковых средств

Понятие газетная информация. Языковые газетные средства

6

Кто и о чем пишет в газете Виды и типы газет

Типы газет как фактор, формирующий ее информационную политику. Характеристика основных видов: оперативная информация и публицистические произведения. Процесс удовлетворения информационной потребности аудиторией. Убеждения журналистов и редакции газеты.

7-8

Основные понятия о газете.

Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.

 

9

Информационные газетные  жанры

Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность,  краткость информации.

 

10

Хроника как газетный жанр

Хроника как художественно-публицистический жанр. Вторичная хроника как разновидность жанра:
авторский взгляд

11

Хроника, ее особенности

Хроники: от летописей – через Шекспира –
к дневнику и подборке новостей.

 

12

Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок

Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.

 

13

Заметка в газету. Разновидности заметок

Языковые стилистические особенности жанра "Заметка". Определение понятия и характеристика основных видов жанра "заметка". Выделение основных особенностей публицистического стиля "заметка".

14

А я сделал так…

Анализ языковых стилистических особенностей жанра на примере подготовленных материалов в газету 

15

Репортаж и репортеры

Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа.

16

Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа

Отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия».

17

Закон репортажа- эффект присутствия

Репортажа без личного присутствия репортера на месте события не бывает.

18

Когда «я» - не последняя буква в алфавите

Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции.

19

Вы – репортер. « Мы ведем наш репортаж»

Упражнение в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».

20

Особенности фоторепортажа.

Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков».

21

Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию?

Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

22

 Интервью как газетный жанр,  его признаки

Цель и задача интервью. Основной признак жанра – графическое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника

23

Интервью. Правила поведения в диалоге

Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.

24-25

Этапы работы над интервью

Этапы работы над интервью Искусство задавать вопросы и добиваться ответов – составная часть мастерства журналиста. Любое интервью хорошо, когда оно подготовлено. Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа, написание материала.

26

Как выбрать собеседника? Темы интервью

Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного.

27

Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации

 Виды и типы интервью. Виды:  Интервью-беседа Экспресс-интервью Развернутый монолог По тематике: 1)«Человек и дело»: интервью-знакомство, рассказывающее об известной личности, ее достижениях; 2) «Проблема и человек»: интервью-сообщение (информация, мнение)

28

У нас в гостях

Требования к вопросам интервью Составление вопросов. Каков вопрос, таков и ответ. Вопросы должны быть понятными, по возможности краткими, нестереотипными. 

29-30

Редактирование статьи

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.

31

“Я ещё не волшебник, я только учусь”

Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет.

32-33

Защита проектов

 Защита проектов. 

34

Круглый стол- подведение итогов

« Самый удачный номер»

Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев.

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ занятия

Тема занятия

 

Дата

 

План

Факт.

1

Введение в проблематику курса «Журналистика»

 

 

2

Журналист и журналистика. Кодекс чести журналиста

 

 

3

Из истории газет

 

 

4

СМИ в Льгове. Что мы читаем?

 

 

5

Газетная информация. Всякая ли информация правдива.

 

 

6

Кто и о чем пишет в газете. Виды и типы газет

 

 

7

Основные понятия о газете

 

 

 

8

Основные понятия о газете

 

 

 

9

Информационные газетные жанры

 

 

10

Хроника как газетный жанр

 

 

11

Хроника, ее особенности

 

 

12

Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок

 

 

13

Заметка в газету. Разновидности заметок

 

 

14

А я сделал так…

 

 

15

Репортаж и репортеры

 

 

16

Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа

 

 

17

Закон репортажа – эффект присутствия

 

 

18

Когда «я» не последняя буква в алфавите

 

 

19

Вы – репортер. «Мы ведем наш репортаж».

 

 

20

Особенности фоторепортажа

 

 

21

Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию?

 

 

22

Интервью как газетный жанр, его признаки

 

 

23

Интервью. Правила поведения в диалоге

 

 

24

 

Этапы работы над интервью

 

 

25

 

Этапы работы над интервью

 

 

26

Как выбрать собеседника? Темы интервью

 

 

27

Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации

 

 

28

У нас в гостях

 

 

29

Редактирование статьи

 

 

30

Редактирование статьи

 

 

31

«Я не волшебник, я только учусь…»

 

 

32

Защита проектов

 

 

33

Защита проектов

 

 

34

Круглый стол – подведение итогов.

«Самый удачный номер»

 

 

 

 

 

Контроль: курс завершается проектной  работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся, проводятся промежуточные интерактивные тесты, практикумы, презентации по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

 Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников и определяют самые лучшие статьи в школьную газету.  Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка Программа разработана на основе :

Пояснительная записка Программа разработана на основе :

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

ИКТ и дистанционного общения; · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию…

ИКТ и дистанционного общения; · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию…

А я сделал так… 1Практикум набросок заметки 15

А я сделал так… 1Практикум набросок заметки 15

Анализ языковых средствПонятие газетная информация

Анализ языковых средствПонятие газетная информация

Вы – репортер. « Мы ведем наш репортаж»

Вы – репортер. « Мы ведем наш репортаж»

Тематическое планирование № занятия

Тематическое планирование № занятия

Как выбрать собеседника? Темы интервью 27

Как выбрать собеседника? Темы интервью 27
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020