Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ______/Курбатова Г.Н./ Протокол №_______ От «_____»____20___г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР «____»______20___г. ____/Хализева И.Н.)/ |
Принято на заседании педагогического совета Протокол №________ От «_____»______20__г. |
Утверждено и введено в действие Приказ №___________ От «_____»________20__г. Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области _______/Жарких М.В./
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности 7 класс
«Азы журналистики»
Направление «Общекультурное»
Срок реализации 1 год
(возраст 11-12 лет)
Учитель: Курбатова Г.Н.
2020 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;
Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 классы. – М. : Просвещение, 2012; Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012
Программа рассчитана на учащихся 7 класса.
Программа составлена в связи с педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей (законных представителей).
Содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
- знакомство с газетными жанрами;
- развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы, формирование навыков совместной деятельности и делового общения;
- развитие сознательного интереса к СМИ;
- развитие инициативы и творческих способностей учащихся, индивидуального мышления;
- расширение общего кругозора учащихся
- формирование умения решать творческие задачи.
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
· ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
· чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
· приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
· осознать свое место в мире;
· оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
· анализировать и обобщать на основе фактов;
· устанавливать причинные явления и их следствия;
· представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· выполнять проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· - расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
· адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· взаимодействовать со сверстниками;
· совершенствовать собственную речь.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Формы организации и виды деятельности |
1 |
Введение в проблематику курса «Журналистика» |
1
|
Беседа. Рефлексивная анкета, синквейн |
2 |
Журналист и журналистика. Кодекс чести журналиста |
1 |
Работа со словами, правила работы журналиста (в парах), оформление памятки, синквейн |
3 |
Из истории газет |
1 |
Лекция с элементами беседы, презентация |
4 |
СМИ в Льгове. Что мы читаем? |
1 |
Экскурсия в библиотеку, работа с подборками газет, анкета |
5 |
Газетная информация. Всякая ли информация правдива. Анализ языковых средств |
1 |
Работа с подборками газет Презентация газетного материала |
6 |
Кто и о чем пишет в газете Виды и типы газет |
1 |
Работа с подборками газет Презентация |
7-8 |
Основные понятия о газете. |
2 |
Презентация, работа с прессой |
9 |
Информационные газетные жанры |
1 |
Презентация, работа с прессой, работа в группах |
10 |
Хроника как газетный жанр |
1 |
Беседа, работа в группах, словарная работа |
11 |
Хроника, ее особенности |
1 |
Анализ газетных хроник |
12 |
Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок |
1 |
Набросок хроники, творческая мастерская |
13 |
Заметка в газету. Разновидности заметок |
1 |
Работа с газетными текстами, работа в парах |
14 |
А я сделал так… |
1 |
Практикум набросок заметки |
15 |
Репортаж и репортеры |
1 |
Презентация заметок, памятка пишущему |
16 |
Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа |
1 |
Работа в парах Памятка (синквейн) |
17 |
Закон репортажа- эффект присутствия |
1 |
Практикум, работа с газетными текстами, анализ газетного текста |
18 |
Когда «я» - не последняя буква в алфавите |
1 |
Работа в парах по созданию репортажа |
19 |
Вы – репортер. « Мы ведем наш репортаж» |
1 |
Набросок и представление репортажа |
20 |
Особенности фоторепортажа. |
1 |
Презентация репортажа, деловая игра |
21 |
Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию? |
1 |
Работа с подборками газет |
22 |
Интервью как газетный жанр, его признаки |
1 |
Макет фоторепортажа |
23 |
Интервью. Правила поведения в диалоге |
1 |
Работа в парах. Анализ тексов |
24-25 |
Этапы работы над интервью |
2 |
Работа в парах, деловая игра |
26 |
Как выбрать собеседника? Темы интервью |
1 |
Рецензирование Конкурс вопросов |
27 |
Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации |
1 |
Подбор тем, анализ текстов, вопросник, |
28 |
У нас в гостях |
1 |
Составление опросника |
29-30 |
Редактирование статьи |
2 |
Деловая игра Презентация интервью |
31 |
“Я ещё не волшебник, я только учусь” |
1 |
Деловая игра. Создание макета газеты, работа в группах, анонс газеты |
32-33 |
Защита проектов |
2 |
Ролевая игра. Презентация проекта |
34 |
Круглый стол- подведение итогов « Самый удачный номер» |
1 |
Презентация проекта, анкета |
Краткое описание содержания тем
№ |
тема занятия |
Описание содержания темы занятия |
1 |
Введение в проблематику курса «Журналистика» |
Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества
|
2 |
Журналист и журналистика. Кодекс чести журналиста |
Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. Профессиональная деятельность журналиста. Журналистские этика и стандарты. |
3 |
Из истории газет |
Появление газеты, путь от древности к современному облику. Российские рукописные и печатные газеты. Роль Петра 1 в создании газет. «Ведомости» — начало истории российской печати |
4 |
СМИ в Льгове. Что мы читаем? |
Средства массовой информации. Печатные СМИ. ... Интернет портал «Подмосковье» |
5 |
Газетная информация. Всякая ли информация правдива. Анализ языковых средств |
Понятие газетная информация. Языковые газетные средства |
6 |
Кто и о чем пишет в газете Виды и типы газет |
Типы газет как фактор, формирующий ее информационную политику. Характеристика основных видов: оперативная информация и публицистические произведения. Процесс удовлетворения информационной потребности аудиторией. Убеждения журналистов и редакции газеты. |
7-8 |
Основные понятия о газете. |
Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.
|
9 |
Информационные газетные жанры |
Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, краткость информации.
|
10 |
Хроника как газетный жанр |
Хроника
как художественно-публицистический жанр. Вторичная хроника как разновидность
жанра:
|
11 |
Хроника, ее особенности |
Хроники:
от летописей – через Шекспира –
|
12 |
Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок |
Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.
|
13 |
Заметка в газету. Разновидности заметок |
Языковые стилистические особенности жанра "Заметка". Определение понятия и характеристика основных видов жанра "заметка". Выделение основных особенностей публицистического стиля "заметка". |
14 |
А я сделал так… |
Анализ языковых стилистических особенностей жанра на примере подготовленных материалов в газету |
15 |
Репортаж и репортеры |
Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа. |
16 |
Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа |
Отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия». |
17 |
Закон репортажа- эффект присутствия |
Репортажа без личного присутствия репортера на месте события не бывает. |
18 |
Когда «я» - не последняя буква в алфавите |
Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции. |
19 |
Вы – репортер. « Мы ведем наш репортаж» |
Упражнение в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж». |
20 |
Особенности фоторепортажа. |
Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков». |
21 |
Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию? |
Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты. |
22 |
Интервью как газетный жанр, его признаки |
Цель и задача интервью. Основной признак жанра – графическое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника |
23 |
Интервью. Правила поведения в диалоге |
Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. |
24-25 |
Этапы работы над интервью |
Этапы работы над интервью Искусство задавать вопросы и добиваться ответов – составная часть мастерства журналиста. Любое интервью хорошо, когда оно подготовлено. Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа, написание материала. |
26 |
Как выбрать собеседника? Темы интервью |
Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. |
27 |
Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации |
Виды и типы интервью. Виды: Интервью-беседа Экспресс-интервью Развернутый монолог По тематике: 1)«Человек и дело»: интервью-знакомство, рассказывающее об известной личности, ее достижениях; 2) «Проблема и человек»: интервью-сообщение (информация, мнение) |
28 |
У нас в гостях |
Требования к вопросам интервью Составление вопросов. Каков вопрос, таков и ответ. Вопросы должны быть понятными, по возможности краткими, нестереотипными. |
29-30 |
Редактирование статьи |
Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка. |
31 |
“Я ещё не волшебник, я только учусь” |
Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. |
32-33 |
Защита проектов |
Защита проектов. |
34 |
Круглый стол- подведение итогов « Самый удачный номер» |
Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев. |
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
|
Дата |
||
|
План |
Факт. |
|||
1 |
Введение в проблематику курса «Журналистика» |
|
|
||
2 |
Журналист и журналистика. Кодекс чести журналиста |
|
|
||
3 |
Из истории газет |
|
|
||
4 |
СМИ в Льгове. Что мы читаем? |
|
|
||
5 |
Газетная информация. Всякая ли информация правдива. |
|
|
||
6 |
Кто и о чем пишет в газете. Виды и типы газет |
|
|
||
7 |
Основные понятия о газете |
|
|
|
|
8 |
Основные понятия о газете |
|
|
|
|
9 |
Информационные газетные жанры |
|
|
||
10 |
Хроника как газетный жанр |
|
|
||
11 |
Хроника, ее особенности |
|
|
||
12 |
Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок |
|
|
||
13 |
Заметка в газету. Разновидности заметок |
|
|
||
14 |
А я сделал так… |
|
|
||
15 |
Репортаж и репортеры |
|
|
||
16 |
Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа |
|
|
||
17 |
Закон репортажа – эффект присутствия |
|
|
||
18 |
Когда «я» не последняя буква в алфавите |
|
|
||
19 |
Вы – репортер. «Мы ведем наш репортаж». |
|
|
||
20 |
Особенности фоторепортажа |
|
|
||
21 |
Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию? |
|
|
||
22 |
Интервью как газетный жанр, его признаки |
|
|
||
23 |
Интервью. Правила поведения в диалоге |
|
|
||
24
|
Этапы работы над интервью |
|
|
||
25
|
Этапы работы над интервью |
|
|
||
26 |
Как выбрать собеседника? Темы интервью |
|
|
||
27 |
Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации |
|
|
||
28 |
У нас в гостях |
|
|
||
29 |
Редактирование статьи |
|
|
||
30 |
Редактирование статьи |
|
|
||
31 |
«Я не волшебник, я только учусь…» |
|
|
||
32 |
Защита проектов |
|
|
||
33 |
Защита проектов |
|
|
||
34 |
Круглый стол – подведение итогов. «Самый удачный номер» |
|
|
||
Контроль: курс завершается проектной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся, проводятся промежуточные интерактивные тесты, практикумы, презентации по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников и определяют самые лучшие статьи в школьную газету. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.