МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
при Посольстве России в Мозамбике
Рассмотрено: руководитель МС _________/____________/ ФИО Протокол №_____ от «____ » августа 20___ г. |
Согласовано: зам. директора по УВР _________/____________/ ФИО от «___» сентября 20___ г. |
Утверждено: директор школы ______/_____________ / ФИО Приказ № ____ от «___» сентября 20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету биология
уровень образования основного общего образования, 8 класс
68 часов
Программу составил:
Сальников Евгений Александрович
МАПУТУ, 2020 год
Пояснительная записка
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану.
Рабочая программа по биологии построена на основе:
· Фундаментального ядра содержания общего образования;
· Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования;
· Примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной части учебного курса;
· Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
· Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология, как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
· Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, гаметы, наследственная и ненаследственная изменчивость), об экосистемной организации жизни, овладение понятийным аппаратом биология;
· Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека; наблюдения за живыми объектами собственным организмом, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
· Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации т руда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними, проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
· Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, к здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
· Овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;
· Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды деятельности как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Учебное содержание курса биологии в серии УМК «Линия жизни» сконструировано следующим образом:
1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5-6 классы);
2. Многообразие живой природы (7 класс);
3. Человек и его здоровье (8 класс);
4. Основы общей биологии (9 класс).
Содержание учебников 5-6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Основное содержание курса 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализации установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5-7 классах.
Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах, тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.
Принципы реализации учебного предмета
· научный;
· культурологический;
· гуманистический;
· личностно-деятельностный;
· историко-проблемный;
· интегративный;
· компетентностный.
Место учебного предмета в учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения составляет – 272, из них 34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классах, по 68 часов (2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Содержание учебного предмета.
Учебное содержание курса биологии имеет следующую конструкцию:
1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5,6 кл.).
2. Многообразие живой природы (7 класс).
3. Человек и его здоровье (8 класс).
4. Основы общей биологии (9 класс).
Содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5-7 классах, приобретение азов оказания первой медицинской помощи.
Основное содержание учебного курса Человек и его здоровье (8 класс)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система человека. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах ОДС.
Транспорт веществ. Внутренняя среда человека, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных веществ, белков, углеводов, жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передаваемые половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция, её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-биологическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения, слуха. Нарушения зрения, слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Особенности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости лёгких.
Строение и работа органа зрения.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК серии «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника с 5 по 9 класс.
Комплект УМК серии «Линия жизни»:
Учебник «Биология. 8 класс», В.В.Пасечник и др.
Рабочая тетрадь « Биология. 8 класс», В.В. Пасечник и др.
Поурочные разработки «Биология. 8 класс», В.В. Пасечник и др.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
· Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
· Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
· Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;
· Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
· Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· Смысловое чтение;
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· Формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
· Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
· Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
· Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
· Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
· Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
· Освоение приёмов оказания первой помощи , рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Человек и его здоровье. 8 класс.
Ученик научиться:
· Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
· Применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
· Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
· Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия выявления факторов риска на здоровье человека.
Ученик получит возможность научиться:
· Использовать на практике приёмы оказания первой медицинской помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
· Выделять эстетические достоинства человеческого тела;
· Реализовывать установки здорового образа жизни;
· Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
· Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
· Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Тематическое планирование.
·
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Количество лабораторных работ |
1 |
Введение. Наука о человеке |
3 |
- |
- |
2 |
Общий обзор организма человека |
3 |
- |
- |
3 |
Опора и движение |
7 |
1 |
1 |
4 |
Внутренняя среда организма |
4
|
- |
1 |
5 |
Кровообращение и лимфообразование |
4 |
1 |
1 |
6 |
Дыхание |
4 |
- |
1 |
7 |
Питание |
6 |
1 |
1 |
8 |
Обмен веществ и превращение энергии |
4 |
- |
- |
9 |
Выделение продуктов обмена |
2 |
- |
- |
10 |
Покровы тела |
4 |
1 |
- |
11 |
Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности |
8 |
- |
- |
12 |
Органы чувств. Анализаторы |
5 |
- |
- |
13 |
Психика и поведение человека. ВНД |
6 |
- |
1 |
14 |
Размножение и развитие человека |
4 |
- |
- |
15 |
Человек и окружающая среда |
4 |
- |
- |
Календарно-тематическое планирование. 8 класс 2 часа в неделю
|
Тема урока |
Тип урока |
Элементы обязательного минимума |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Виды контроля Д.З |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
Введение. Наука о человеке (3ч) |
||||||||
1 |
Науки о человеке и их методы. Уровень медицинского обслуживания в Республике Адыгея |
Вводный |
Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. |
Объяснять место и роль человека в природе. Определять значение знаний о человеке в современной жизни. Выявлять методы изучения организма человека. |
§1, стр. 6-9 |
|
|
|
2 |
Биологическая природа человека. Расы человека |
Комбинированный |
Биологическая природа человека. Расы человека |
Объяснять место человека в системе органического мира. Приводить доказательства родства человека с млекопитающими. Определять черты сходства и различия человека и животных |
§2, стр. 10-13 |
|
|
|
3 |
Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. |
Комбинированный |
Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. |
Объяснять современные концепции происхождения человека. Выделять основные этапы эволюции человека. |
§3 , стр.14-17 |
|
|
|
Общий обзор организма человека (3ч) |
||||||||
4 |
Строение организма человека |
Комбинированный |
Строение организма человека. Ткани. Л.р. «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» |
Выделять существенные признаки организма человека. Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения. |
§4 , стр.20-23 |
|
|
|
5 |
Строение организма человека |
Комбинированный |
Строение организма человека. Полости тела. Органы. Системы органов. Самонаблюдение «Определение собственного веса и измерение роста» |
Различать на таблицах органы и системы органов человека. |
§5 , стр.24-25 |
|
|
|
6 |
Регуляция процессов жизнедеятельности |
Комбинированный |
Регуляция процессов жизнедеятельности. Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Эффектор. Самонаблюдение «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный и надбровный рефлексы» |
Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма человека. Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека; согласованность всех процессов жизнедеятельности организма человека |
§ 6, стр.26-29 |
|
|
|
Опора и движение(7ч) |
|
|||||||
7 |
Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей |
Комбинированный |
Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Л.р. «Изучение микроскопического строения кости»; «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека» |
Распознавать на наглядных пособиях органы ОДС. Выделять существенные признаки ОДС. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов. |
§7 , стр.32-35 |
|
|
|
8 |
Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы |
Комбинированный |
Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. Сустав. Кости черепа. |
Распознавать на наглядных пособиях кости скелета человека. Определять типы соединения костей. Объяснять особенности строения скелета человека. |
§8 , стр.36-39 |
|
|
|
9 |
Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов |
Комбинированный |
Скелет туловища. Позвоночник как составная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов |
Объяснять особенности строения скелета человека. Распознавать на наглядных пособиях скелета конечностей и их поясов. Объяснять зависимость гибкости тела человека от строения его позвоночника. |
§9 , стр.40-43 |
|
|
|
10 |
Строение и функции скелетных мышц |
Комбинированный |
Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. |
Выделять особенности строения скелетных мышц. Распознавать на наглядных пособиях скелетные мышцы
|
§ 10, стр.44-47 |
|
|
|
11 |
Работа мышц и её регуляция |
Комбинированный |
Работа мышц и её регуляция. Мышцы синергисты и антогонисты. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц. Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Самонаблюдение «работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» |
Объяснять особенности работы мышц. Объяснять механизмы регуляции работы мышц. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов
|
§11 , стр.48-51 |
|
|
|
12 |
Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Данные о заболеваемости жителей РА ОДС |
Комбинированный |
Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Рахит. Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. Самонаблюдение «Выявление плоскостопия» (выполняется дома) |
Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры Объяснять условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Освоить приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы |
§12 , стр.52-57 |
|
|
|
13 |
Зачет №1 «Опора и движение » |
Урок контроля и систематизации знаний |
|
|
|
|
|
|
Внутренняя среда организма (4ч) |
|
|||||||
14 |
Состав внутренней среды организма и ее функции |
Комбинированный |
Состав внутренней среды организма и ее функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Лимфатическая система. |
Объяснять особенности строения и функций внутренней среды организма человека. Различать на таблицах органы и системы органов человека |
§ 13, стр.60-61 |
|
|
|
15 |
Состав крови. Постоянство внутренней среды |
Комбинированный |
Состав крови. Постоянство внутренней среды .Л.р. «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови лягушки и человека) |
Сравнивать клетки организма человека, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями. Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом |
§14 , стр.62-65 |
|
|
|
16 |
Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови |
Комбинированный |
Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови .Донор. Реципиент |
Выделять существенные признаки процессов свёртывания и переливания крови. Объяснять механизмы свёртывания крови и их значение. Объяснять принципы переливания крови и его значение |
§15 , стр.66-69 |
|
|
|
17 |
Иммунитет. Нарушения иммунной системы. Данные ВИЧ инфекции среди жителей РА |
Комбинированный |
Иммунитет. Нарушения иммунной системы. Вакцинация, лечебная сыворотка. СПИД. Аллергия. |
Выделять существенные признаки иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Объяснять причины нарушения иммунитета |
§ 16, стр.70-73 |
|
|
|
Кровообращение и лимфообразование (4ч) |
||||||||
18 |
Органы кровообращения. Строение и работа сердца |
Комбинированный |
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматия сердца. Сердечный цикл. |
Распознавать на наглядных пособиях органы системы кровообращения. Выделять существенные признаки органов кровообращения |
§17 , стр.76-79 |
|
|
|
19 |
Сосудистая система. Лимфообращение |
Комбинированный |
Сосудистая система. Лимфообращение .Л.р. «Измерение кровяного давления». Самонаблюдение «Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке» (выполняется дома) |
Выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. Освоить приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов |
§18 , стр.80-83 |
|
|
|
20 |
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Данные о заболеваниях ССЗ в РА |
Комбинированный |
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Изучение приемов кровотечений. |
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Освоить приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов |
§19 , стр.84-87 |
|
|
|
21 |
Зачет №2 Обобщение на тему: «Внутренняя среда организма»; «Кровообращение и лимфообразование» |
Урок контроля и систематизации знаний |
Обобщение и систематизация знаний |
Систематизировать знания о строении и функционировании транспортных систем организма человека (сердечно-сосудистой и лимфатической) |
|
|
|
|
Дыхание (4ч) |
||||||||
22 |
Дыхание и его значение. Органы дыхания |
Комбинированный |
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. |
Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Различать на таблицах органы дыхательной системы |
§20 , стр.90-93 |
|
|
|
23 |
Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. |
Комбинированный |
Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.Л. р «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» |
Объяснять механизм дыхания. Сравнивать газообмен в лёгких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Освоить приёмы определения жизненной ёмкости лёгких. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов |
§21 , стр.94-97 |
|
|
|
24 |
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды |
Комбинированный |
Регуляция дыхания. Защитные рефлексы дыхательной системы. Охрана воздушной среды. Вред табакокурения. Л.р. «Определение частоты дыхания» |
Объяснять механизмы регуляции дыхания. Распознавать на наглядных пособиях органы дыхательной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости борьбы с табакокурением |
§22 , стр.98-101 |
|
|
|
25 |
Заболевания органов дыхания, их профилактика. Заболевания туберкулезом в РА |
Комбинированный |
Заболевания органов дыхания, их профилактика |
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов |
§23 , стр.102-107 |
|
|
|
Питание (6ч) |
||||||||
26 |
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. |
Комбинированный |
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. |
Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы |
§ 24, стр.110-113 |
|
|
|
27 |
Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод |
Комбинированный |
Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод Самонаблюдение: «Определение положения слюнных желез»; «Движение гортани при глотании» «Изучение действия ферментов слюны на крахмал» |
Объяснять особенности пищеварения в ротовой полости. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов |
§25 , стр.114-117 |
|
|
|
28 |
Пищеварение в желудке и кишечнике |
Комбинированный |
Пищеварение в желудке и кишечнике.Л.р. Изучение действия ферментов желудочного сока на белки» |
Объяснять особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов |
§ 26, стр.118-121 |
|
|
|
29 |
Всасывание питательных веществ в кровь |
Комбинированный |
Всасывание питательных веществ в кровь. Толстый кишечник. |
Объяснять механизм всасывания веществ в кровь. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы |
§27 , стр.122-125 |
|
|
|
30 |
Регуляция пищеварения. Гигиена пищеварения |
Комбинированный |
Регуляция пищеварения. Гигиена пищеварения |
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы |
§ 28, стр.126-129 |
|
|
|
31 |
Зачет №3 «Дыхание»; «Питание» |
Урок контроля и систематизации знаний |
|
|
|
|
|
|
Обмен веществ и превращение энергии (4ч) |
||||||||
32 |
Пластический и энергетический обмен |
комбинированный |
Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей. |
Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Объяснять особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей |
§29 , стр.132-135 |
|
|
|
33 |
Ферменты и их роль в организме человека |
комбинированный |
Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов |
Объяснять механизмы работы ферментов. Объяснять роль ферментов в организме человека |
§ 30, стр.136-137 |
|
|
|
34 |
Витамины и их роль в организме человека |
комбинированный |
Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. |
Классифицировать витамины. Объяснять роль витаминов в организме человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов |
§ 31, стр.138-141 |
|
|
|
35 |
Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ |
комбинированный |
Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. |
Составлять пищевой рацион. Объяснять зависимость пищевого рациона от энергозатрат организма человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме |
§32 , стр.142-147 |
|
|
|
Выделение продуктов обмена (2ч) |
||||||||
36 |
Выделение и его значение. Органы мочевыделения |
комбинированный |
Выделение и его значение. Органы мочевыделения. Регуляция мочеиспускания. |
Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Различать на таблицах органы мочевыдели-тельной системы. Объяснять роль выделения в поддержании гомеостаза |
§33 , стр.150-153 |
|
|
|
37 |
Заболевания органов мочевыделения |
комбинированный |
Заболевания органов мочевыделения |
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы |
§34 , стр.154-155 |
|
|
|
Покровы тела (4ч) |
||||||||
38 |
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи |
комбинированный |
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Самонаблюдение: «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти»; «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки» |
Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов |
§ 35, стр.158-161 |
|
|
|
39 |
Болезни и травмы кожи |
комбинированный |
Болезни и травмы кожи |
Приводить доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить приёмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях |
§36 , стр.162-165 |
|
|
|
40 |
Гигиена кожных покровов |
комбинированный |
Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви. |
Приводить доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова |
§37 , стр.166-169 |
|
|
|
41 |
Зачет№4 Обмен веществ и превращение энергии. Выделение продуктов обмена. Покровы тела |
Урок контроля и систематизации знаний |
|
|
|
|
|
|
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8ч) |
||||||||
42 |
Железы внутренней секреции и их функции |
комбинированный |
Железы внутренней секреции и их функции |
Характеризовать расположение основных эндокринных желёз в организме человека. Объяснять функции желёз внутренней секреции. Объяснять механизмы действия гормонов. Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Различать на таблицах и муляжах органы эндокринной системы |
§38 , стр.172-175 |
|
|
|
43 |
Работа эндокринной системы и ее нарушения. Данные о заболеваемости среди жителей РА |
комбинированный |
Работа эндокринной системы и ее нарушения |
Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять причины нарушений эндокринной системы. |
§39 , стр.176-177 |
|
|
|
44 |
Строение нервной системы и ее значение |
комбинированный |
Строение нервной системы и ее значение. Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. |
Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Классифицировать отделы нервной системы, объяснять принципы этой классификации. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организма человека
|
§40 , стр.178-179 |
|
|
|
45 |
Спинной мозг |
комбинированный |
Спинной мозг. Спинномозговые нервные функции спинного мозга. |
Определять расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Объяснять функции спинного мозга
|
§41 , стр.180-181 |
|
|
|
46 |
Головной мозг |
комбинированный |
Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосная проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. |
Объяснять особенности строения головного мозга и его отделов. Объяснять функции головного мозга и его отделов. Распознавать на наглядных пособиях отделы головного мозга
|
§42 , стр.182-185 |
|
|
|
47 |
Вегетативная нервная система |
комбинированный |
Вегетативная нервная система. Самонаблюдение «Штриховое раздражение кожи» |
Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознавать на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов
|
§43 , стр.186-189 |
|
|
|
48 |
Нарушения в работе нервной системы |
комбинированный |
Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. Врожденные и приобретенные заболевания нервной системы. |
Объяснять причины нарушений в работе нервной системы. Объяснять причины приобретённых заболеваний нервной системы. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний нервной системы |
§44 , стр.190-191 |
|
|
|
49 |
Обобщение на тему: «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности» |
Урок контроля и систематизации знаний |
|
|
|
|
|
|
Органы чувств. Анализаторы (5ч) |
||||||||
50 |
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор |
комбинированный |
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Л.р. «Строение зрительного анализатора» (на модели) |
Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, зрительного анализатора. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения |
§45 , стр.194-197 |
|
|
|
51 |
Слуховой анализатор |
комбинированный |
Слуховой анализатор, его строение. |
Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, слухового анализатора. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха |
§46 , стр.198-199 |
|
|
|
52 |
Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание |
комбинированный |
Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание |
Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, вестибулярного анализатора. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы |
§47 , стр.200-201 |
|
|
|
53 |
Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль |
комбинированный |
Вкусовой и обонятельный анализаторы. |
Объяснять особенности строения и функции вкусового и обонятельного анализаторов. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы |
§48 , стр.202-203 |
|
|
|
54 |
Общение знаний на тему: «Органы чувств. Анализаторы» |
комбинированный |
|
|
|
|
|
|
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6ч) |
||||||||
55 |
Высшая нервная деятельность. Рефлексы |
комбинированный |
Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Поведение человека. |
Выделять существенные особенности поведения и психики человека |
§49 , стр.206-209 |
|
|
|
56 |
Память и обучение |
комбинированный |
Память и обучение. Виды памяти. Способы улучшения памяти. Л.Р. «Оценка объема кратковременной памяти с помощью теста» |
Выделять (классифицировать) типы и виды памяти. Объяснять причины расстройства памяти. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов |
§50 , стр.210-213 |
|
|
|
57 |
Врожденное и приобретенное поведение |
комбинированный |
Врожденное и приобретенное поведение |
Выделять существенные особенности поведения и психики человека. Объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека |
§51 , стр.214-215 |
|
|
|
58 |
Сон и бодрствование |
комбинированный |
Сон и бодрствование |
Характеризовать фазы сна. Объяснять значение сна |
§52 , стр.216-217 |
|
|
|
59 |
Особенности высшей нервной деятельности человека |
комбинированный |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Эмоции. Речь. Познавательная деятельность. Темперамент. |
Объяснять значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявлять особенности наблюдательности и внимания |
§53 , стр.218-221 |
|
|
|
60 |
Обобщение знаний о высшей нервной деятельности |
комбинированный |
Обобщение знаний о высшей нервной деятельности |
Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов |
|
|
|
|
Размножение и развитие человека (4ч) |
||||||||
61 |
Особенности размножения человека |
комбинированный |
Особенности размножения человека. Ген. Репродукция. Генетическая информация. ДНК. Половые хромосомы. |
Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. Объяснять наследование признаков у человека. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека |
§54 , стр.224-225 |
|
|
|
62 |
Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. |
комбинированный |
Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. |
Выделять существенные признаки органов размножения человека |
§55 , стр.226-229 |
|
|
|
63 |
Беременность и роды |
комбинированный |
Беременность и роды. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода |
Определять основные признаки беременности. Характеризовать условия нормального протекания беременности. Выделять основные этапы развития зародыша человека. Объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек |
§56 , стр.230-233 |
|
|
|
64 |
Рост и развитие ребенка после рождения |
комбинированный |
Рост и развитие ребенка после рождения |
Определять возрастные этапы развития человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять её в виде рефератов, устных сообщений |
§57 , стр.234-237 |
|
|
|
Человек и окружающая среда (4ч) |
||||||||
65 |
Социальная и природная среда человека |
комбинированный |
Социальная и природная среда человека. Адаптация человека к среде обитания. |
Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Объяснять место и роль человека в природе. Соблюдать правила поведения в природе |
§ 58, стр.240-243 |
|
|
|
66 |
Окружающая среда и здоровье человека |
комбинированный |
Окружающая среда и здоровье человека |
Освоить приёмы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек. Овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения красоту человеческого тела |
§59 , стр.244-247 |
|
|
|
67 |
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека |
|
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека |
Находить в научно-популярной литературе информацию о факторах здоровья и риска, оформлять её в виде доклада или реферата, участвовать в обсуждении информации. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью, своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека |
|
|
|
|
68 |
Обобщения повторения по курсу биологии 8 класса |
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.