Содержание
1. |
Планируемые результаты освоения учебного материала |
3 |
2. |
Содержание учебного предмета |
5 |
3. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы |
6 |
1. Планируемые результаты освоения учебного материала
Личностный результаты
1) отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
2) готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
3) готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
4) понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
5) понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
6) ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
7) понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
8) ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
9) осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
10) соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
11) сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
12) активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
13) ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
14) осознание экологических проблем и путей их решения;
15) готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
3) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).
В ходе реализации курса по выбору обучающиеся:
1) познакомятся с главными направлениями в бионике, с ее современным новым подходом к проблемам жизни и технике;
2) узнают о бионике как науке, возникшей в век научно – технической революции;
3) узнают практическую направленность науки и ее значимость в различных отраслях хозяйства;
4) приобретут навыки инженерного видения природы;
5) узнают о профессиях, связанных с бионикой;
6) получат более глубокие знания в сфере естественных наук – математики, астрономии, физики, биологии, химии, информатики.
2. Содержание учебного предмета
Раздел |
Основное содержание |
Бионика – наука больших возможностей и открытий |
История возникновения бионики. Предмет ее изучения, задачи и пути развития. Основные направления бионики. Бионическое моделирование. Связь бионики с различными отраслями народного хозяйства. Бионика и медицина. |
Мир ощущений |
Сенсорные системы человека и их значение для познания окружающей среды. Цветовое зрение человека. Психофизика цветового видения. Особенности строения органов зрения у разных животных. Зрение у птиц, бинокулярное зрение млекопитающих, мозаичное зрение насекомых. Как животные различают цвет. Прибор «небесный компас». Распознавание зрительных образов с помощью автоматических устройств. История биоакустики. Способы излучения и восприятия звуков. Звуковая коммуникация у животных. Бионические исследования органа слуха человека и животных. Живые радары. «Электронное ухо». Кибернетика и кибертроны. Применение кибертронов в медицинской практике. Бионические исследования органов обоняния. Орган обоняния человека. Роль обоняния в жизни животных. Феромоны и эпагоны. «Электронный нос» и его возможности. Бионические исследования органов осязания. Будущее квазиопознавательных систем. |
Локаторы природы |
Эхолокация в мире животных. Звуковые локаторы. Эхолокация птиц и животных. Ультразвуковая локация летучих мышей. Генератор ультразвука летучих мышей. Устройство звукового приемника летучих мышей. Эхолокация у пещерных птиц. Гидролокация морских животных (китообразные и дельфины). Характеристика подводных звуков. Звуковой локатор дельфина. Механизм звукоизлучения у дельфинов. Термоскопические глаза животных. Термолокаторы пресмыкающихся: змеи и ящерицы. Бионический подход в современных исследованиях. |
Живые приборы |
Живые предсказатели погоды. Живые барометры и гигрометры. Барометры на суше, в воде, воздухе. «Инфраухо» медузы. Синоптические карты животных. Живые сейсмографы. Прогнозирование землетрясений. Механизм воздействия предвестников землетрясений на сейсмические анализаторы живых существ. «Вулканический прогноз». В мире электрического чувства. Электрическое чувство рыб. Классификация электрических рыб. Живые приборы, улавливающие электромагнитные поля. «Прибор ночного видения». Биомеханика и ее возможности. Шагающие устройства и землеройные машины. Плавающие биосистемы. Природные летающие конструкции. Архитекторы в природе. Трансформация природных конструкций. Живые приборы времени. Анализаторы магнитных полей. Живые датчики и индикаторы. Анализаторы запахов и молекул. Датчики экологического равновесия. |
Будущее бионики |
Биологическая связь. Биоакустические новинки. «Язык» животных и другие возможности природы. |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Бионика – наука больших возможностей и открытий |
4 |
|
1. |
История возникновения науки. |
1 |
2. |
Роль бионики в народном хозяйстве. |
1 |
3. |
Бионическое моделирование. |
1 |
4. |
Бионика и медицина. |
1 |
Мир ощущений |
17 |
|
5. |
Сенсорные системы человека и животных. |
1 |
6. |
Цветовое зрение человека. |
1 |
7. |
Особенности зрения у разных животных. |
1 |
8. |
Самые необычные глаза. |
1 |
9. |
Распознавание зрительных образов с помощью автоматических устройств. |
1 |
10. |
Биоакустика. Орган слуха. |
1 |
11. |
Звуковая коммуникация животных. |
1 |
12. |
Бионические исследования органа слуха человека и животных. |
1 |
13. |
Живые радары. |
1 |
14. |
Кибернетика и кибертроны. |
1 |
15. |
Бионические исследования органов обоняния. |
1 |
16. |
Органы обоняния человека. |
1 |
17. |
Роль обоняния в жизни животных. |
1 |
18. |
Феромоны и эпагоны. |
1 |
19. |
«Электронный нос» и его возможности. |
1 |
20. |
Бионические исследования органов осязания. |
1 |
21. |
Будущее квазиопознавательных систем. |
1 |
Локаторы природы |
4 |
|
22. |
Эхолокация в мире животных. Звуковые локаторы. |
1 |
23. |
Технические локационные системы. |
1 |
24. |
Гидролокация морских животных. |
1 |
25. |
Термолокация пресмыкающихся. |
1 |
Живые приборы |
8 |
|
26. |
Живые предсказатели погоды. Живые барометры, гигрометры |
1 |
27. |
Живые сейсмографы. |
1 |
28. |
В мире электрического чувства. Электрические рыбы. |
1 |
29. |
Биомеханика и ее возможности. |
1 |
30. |
Шагающие устройства и землеройные машины. |
1 |
31. |
Плавающие биосистемы и их исследование. |
1 |
32. |
Природные летающие конструкции. |
1 |
33. |
Архитекторы в природе. |
1 |
Будущее бионики |
1 |
|
34. |
Биологическая связь. Биоакустические новинки. «Язык» животных и другие возможности природы. |
1 |
ИТОГО |
34 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.