Рабочая программа "Бионика- наука будущего"
Оценка 4.9

Рабочая программа "Бионика- наука будущего"

Оценка 4.9
doc
16.06.2022
Рабочая программа "Бионика- наука будущего"
РП бионика.doc

Содержание

 

1.

Планируемые результаты освоения учебного материала

3

2.

Содержание учебного предмета

5

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Планируемые результаты освоения учебного материала

Личностный результаты

1) отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

2) готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

3) готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;

4) понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

5) понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

6) ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

7) понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

8) ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

9) осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

10) соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;

11) сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

12) активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

13) ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;

14) осознание экологических проблем и путей их решения;

15) готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

 

Метапредметные результаты

1)         овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)        Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

3)        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4)        Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельно­сти в процессе достижения результата, определять спо­собы действий в рамках предложенных условий и тре­бований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

5)        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)        способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

7)        умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)        умение осознанно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

9)        умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками, ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10)    формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).

 

В ходе реализации курса по выбору обучающиеся:

1) познакомятся с главными направлениями в бионике, с ее современным новым подходом к проблемам жизни и технике;

2) узнают о бионике как науке, возникшей в век научно – технической революции;

3) узнают практическую направленность науки и ее значимость в различных отраслях хозяйства;

4) приобретут навыки инженерного видения природы;

5) узнают о профессиях, связанных с бионикой;

6) получат более глубокие знания в сфере естественных наук – математики, астрономии, физики, биологии, химии, информатики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                  Содержание учебного предмета

 

Раздел

Основное содержание

Бионика – наука больших возможностей и открытий

История возникновения бионики. Предмет ее изучения, задачи и пути развития. Основные направления бионики. Бионическое моделирование. Связь бионики с различными отраслями народного хозяйства. Бионика и медицина. 

Мир ощущений

Сенсорные системы человека и их значение для познания окружающей среды. Цветовое зрение человека. Психофизика цветового видения. Особенности строения органов зрения у разных животных. Зрение у птиц, бинокулярное зрение млекопитающих, мозаичное зрение насекомых. Как животные различают цвет. Прибор «небесный компас».  Распознавание зрительных образов с помощью автоматических устройств.

История биоакустики. Способы излучения и восприятия звуков. Звуковая коммуникация у животных. Бионические исследования органа слуха человека и животных. Живые радары. «Электронное ухо». Кибернетика и кибертроны. Применение кибертронов в медицинской практике.

Бионические исследования органов обоняния. Орган обоняния человека. Роль обоняния в жизни животных. Феромоны и эпагоны. «Электронный нос» и его возможности. Бионические исследования органов осязания.

Будущее квазиопознавательных систем.

Локаторы природы

Эхолокация в мире животных. Звуковые локаторы. Эхолокация птиц и животных. Ультразвуковая локация летучих мышей. Генератор ультразвука летучих мышей. Устройство звукового приемника летучих мышей. Эхолокация у пещерных птиц. Гидролокация морских животных (китообразные и дельфины). Характеристика подводных звуков. Звуковой локатор дельфина. Механизм звукоизлучения у дельфинов. Термоскопические глаза животных. Термолокаторы пресмыкающихся: змеи и ящерицы. Бионический подход в современных исследованиях.

Живые приборы

Живые предсказатели погоды. Живые барометры и гигрометры. Барометры на суше, в воде, воздухе. «Инфраухо» медузы. Синоптические карты животных. Живые сейсмографы.  Прогнозирование землетрясений. Механизм воздействия предвестников землетрясений на сейсмические анализаторы живых существ.  «Вулканический прогноз».

В мире электрического чувства. Электрическое чувство рыб. Классификация электрических рыб. Живые приборы, улавливающие электромагнитные поля. «Прибор ночного видения». Биомеханика и ее возможности. Шагающие устройства и землеройные машины. Плавающие биосистемы. Природные летающие конструкции. Архитекторы в природе. Трансформация природных конструкций.

Живые приборы времени. Анализаторы магнитных полей. Живые датчики и индикаторы. Анализаторы запахов и молекул. Датчики экологического равновесия.                                                       

Будущее бионики

Биологическая связь. Биоакустические новинки.  «Язык» животных и другие возможности природы.

3.      Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Бионика – наука больших возможностей и открытий

4

1.

История возникновения науки.

1

2.

Роль бионики в народном хозяйстве.

1

3.

Бионическое моделирование.  

1

4.

Бионика и медицина.

1

Мир ощущений

17

5.

Сенсорные системы человека и животных.

1

6.

Цветовое зрение человека.

1

7.

Особенности зрения у разных животных.

1

8.

Самые необычные глаза.

1

9.

Распознавание зрительных образов с помощью автоматических устройств.

1

10.

Биоакустика. Орган слуха.

1

11.

Звуковая коммуникация животных.

1

12.

Бионические исследования органа слуха человека и животных.

1

13.

Живые радары.

1

14.

Кибернетика и кибертроны.

1

15.

Бионические исследования органов обоняния.

1

16.

Органы обоняния человека.

1

17.

Роль обоняния в жизни животных.

1

18.

Феромоны и эпагоны.

1

19.

«Электронный нос» и его возможности.

1

20.

Бионические исследования органов осязания.

1

21.

Будущее квазиопознавательных систем.

1

Локаторы природы

4

22.

Эхолокация в мире животных. Звуковые локаторы.

1

23.

Технические локационные системы.

1

24.

Гидролокация морских животных.

1

25.

Термолокация пресмыкающихся.

1

Живые приборы

8

26.

Живые предсказатели погоды. Живые барометры, гигрометры 

1

27.

Живые сейсмографы.

1

28.

В мире электрического чувства. Электрические рыбы.

1

29.

Биомеханика и ее возможности.

1

30.

Шагающие устройства и землеройные машины.

1

31.

Плавающие биосистемы и их исследование.

1

32.

Природные летающие конструкции.

1

33.

Архитекторы в природе.

1

Будущее бионики

1

34.

Биологическая связь. Биоакустические новинки. «Язык» животных и другие возможности природы.

1

ИТОГО

34

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного материала 3 2

Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного материала 3 2

Планируемые результаты освоения учебного материала

Планируемые результаты освоения учебного материала

ИКТ - компетенции). В ходе реализации курса по выбору обучающиеся: 1) познакомятся с главными направлениями в бионике, с ее современным новым подходом к проблемам жизни…

ИКТ - компетенции). В ходе реализации курса по выбору обучающиеся: 1) познакомятся с главными направлениями в бионике, с ее современным новым подходом к проблемам жизни…

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2022