Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Новокуйбышевский нефтехимический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина ЕН.02 Компьютерное моделирование
Профиль профессионального образования Технический
Специальность СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Базовая подготовка
г.о. Новокуйбышевск, 2018
РАССМОТРЕНО предметной (цикловой) комиссией Протокол № _____ от «___» ___________ 201_ г. Председатель ПЦК _____________Тарасова О.П. |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по НМР
______________Щелкова О.Д. |
Разработчик:
Комиссарова Н.П., преподаватель ГАПОУ СО «ННХТ»
должность полное название ОО
Внутренняя экспертиза:
__________________________________________________________
Фамилия И.О. должность
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. 2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. 3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины
|
9 |
4. 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
11
12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Компьютерное моделирование
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- численные методы решения прикладных задач, особенности применения системных программных продуктов.
В процессе изучения данной дисциплины у обучающихся должны быть сформированы общие компетенции (ОК):
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В процессе освоения данной дисциплины обучающийся должен овладеть профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 4.1. Проводить анализ систем автоматического управления с учетом специфики технологических процессов.
ПК 4.2. Выбирать приборы и средства автоматизации с учетом специфики технологических процессов.
ПК 4.3. Составлять схемы специализированных узлов, блоков, устройств и систем автоматического управления.
ПК 4.4. Рассчитывать параметры типовых схем и устройств.
ПК 4.5. Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
лабораторно-практические занятия |
22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
18 |
в том числе: |
|
ответы на вопросы (по главам учебных пособий, методическим рекомендациям преподавателя); выполнение тестов; составление кластера, глоссария. подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, составление отчета. |
4
1 2 11
|
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Компьютерное моделирование»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел I. Основы компьютерного моделирования |
|
45 |
|
Тема 1.1. Понятие модели и моделирования |
Содержание учебного материала |
2 |
1
|
Моделирование как метод познания. Натурные и абстрактные модели. Виды моделирования в естественных и технических науках. Компьютерная модель. |
|
||
Самостоятельная работа |
1 |
2 |
|
Понятие модели и моделирования. Ответить на вопросы. |
|
||
Тема 1.2 Основные этапы моделирования |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Постановка задачи. Разработка модели. Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования. |
|
||
Самостоятельная работа |
1 |
2 |
|
Основные этапы моделирования. Ответить на вопросы. |
|
||
Тема 1.3. Информационное моделирование |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Информационные модели. Объекты и их связи. Основные структуры в информационном моделировании. |
|
||
Самостоятельная работа |
1 |
2 |
|
Информационное моделирование. Ответить на вопросы. |
|
||
Тема 1.4. Математическое моделирование |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Понятие математической модели. Имитационное моделирование. Геометрическое моделирование и компьютерная графика. |
|
||
Практические занятия |
22 |
2, 3 |
|
Практическое занятие № 1. Оптимизационное моделирование в электронной таблице. Практическое занятие № 2. Оптимизационное моделирование в электронной таблице. Практическое занятие № 3. Оптимизационное моделирование в электронной таблице. Практическое занятие № 4. Оптимизационное моделирование в электронной таблице. Практическое занятие № 5. Имитационное моделирование. Практическое занятие № 6. Имитационное моделирование. Практическое занятие № 7. Имитационное моделирование. Практическое занятие № 8. Геометрическое и графическое моделирование в Компас 3Д. Практическое занятие № 9. Геометрическое и графическое моделирование в Компас 3Д. Практическое занятие № 10. Геометрическое и графическое моделирование в Компас 3Д. Практическое занятие № 11. Геометрическое и графическое моделирование в Компас 3Д. |
|
||
Самостоятельная работа |
12 |
|
|
Математическое моделирование. Ответить на вопросы. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, составление отчета. |
|
||
Раздел 2. Моделирование систем и процессов |
|
7
|
|
Тема 2.1 Моделирование сложных систем |
Содержание учебного материала |
2 |
2
|
Модель сложной системы. Типовые математические схемы моделирования. |
|
||
Самостоятельная работа |
1 |
2, 3 |
|
Моделирование сложных систем. Выполнить тест. |
|
||
Тема 2.2. Моделирование систем массового обслуживания |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Аналитические модели систем массового обслуживания. Имитационное моделирование процессов функционирования систем массового обслуживания. |
|
||
Самостоятельная работа |
2 |
2, 3 |
|
Моделирование систем массового обслуживания. Составить кластер. Компьютерное моделирование. Составить глоссарий. |
|
||
Дифференцированный зачет |
2 |
|
|
Всего |
54 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика»
Оборудование учебного кабинета:
1. Рабочее место преподавателя 1;
2. Рабочие места для обучающихся: 25 для теории и 15 для практических занятий на компьютере;
3. Комплект рисунков, схем, таблиц для демонстраций;
4. Комплект учебно-методической документации;
5. Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине;
6. Задания для практических и самостоятельных работ, методические указания по их выполнению и образцы выполненных работ;
7. Учебно-методическая литература;
Технические средства обучения:
1. Демонстрационный (мультимедийный) комплекс;
2. Автоматизированное рабочее место обучающегося 15;
3. Комплект сетевого оборудования;
4. Комплект оборудования для подключения к сети Internet
1. Операционная система Windows XP/7.
2. MS Excel. Редактор электронных таблиц
3. Компас 3-D. Система трехмерного моделирования
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Королев А.Л. Компьютерное моделирование. -М.: БИНОМ, 2016.
2. Королев А.Л. Компьютерное моделирование. Лабораторный практикум -М.: БИНОМ, 2016.
3. А.Л Хейфец. Инженерная компьютерная графика. AutoCAD. СПб.: БХВ-Петербург, 2017.
4. А А. Алямовский, А.А.Собачкин, Одинцов Е.В., Харитонович А.И. SolidWorks. Компьютерное моделирование в инженерной практике. СПб.: БХВ-Петербург, 2017.
5. А.Ф. Горшков. Компьютерное моделирование менеджмента М.: Издательство "Экзамен", 2017.
Дополнительные источники:
1. Мешалкин В.П. Основы информатизации и математического моделирования экологических систем. – М.: ИНФРА-М, 2016.
2. Безручко В.Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика» + СД Электронный учебник. – М.: Форум, 2016.
3. Кельтон В.Д., Лоу А.М. / Имитационное моделирование. Классика CS. 3-е изд. / СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2004.
Интернет ресурсы:
1 . Официальный сайт Компас-3Д www.kompas.ru
2 . Сайт для матлаберов www.matlaber.ru
3 . Матричная лаборатория Matlab www.matlab6.ru
4 www.osp.mesi.ru (сайт учебного процесса МЭСИ)
5 http://www.gpss.ru (язык GPSS)
6 http://www.arenasimulation.com (язык Arena)
Результаты обучения
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знание численных методов решения прикладных задач, особенностей применения системных программных продуктов
|
Оценка результатов самостоятельной работы по темам «Основы моделирования», «Моделирование сложных систем» Оценка результатов практической работы на знание: - особенностей программных продуктов MS Excel, Компас 3-D, - численных методов решения прикладных задач и методов исследования моделей. Оценка результатов итогового дифференцированного зачета
|
Умение работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности
|
Оценка результатов практических работ на умение использовать различные системы моделирования Оценка результатов тестирования и итогового дифференцированного зачета |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Активные и интерактивные формы и методы обучения |
Формируемые универсальные учебные действия |
1. |
Понятие модели и моделирования |
1 |
Интерактивная лекция.
|
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
2. |
Основные этапы моделирования |
1 |
Работа в малых группах, метод «Мозгового штурма». |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
3. |
Информационное моделирование |
1 |
Тренинг, мини-лекция. |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
4. |
Математическое моделирование |
12 |
Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов, творческое задание, работа в малых группах. |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
5. |
Моделирование сложных систем |
2 |
Проблемная лекция, творческое задание. |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
6. |
Моделирование систем массового обслуживания |
2 |
Интерактивная лекция, творческое задание, работа в малых группах, тренинг. |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.