Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АСТРОНОМИЯ
ОДОБРЕНА Цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин Протокол № _____ «__» ____________ 2020г. Председатель ЦМК ______/Е.В. Костылева/ |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по комплексной безопасности: ____________ /А.В. Сазонов/ «___» _____________ 2020г. |
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 17.05.2012 № 413 и примерной основной образовательной программы среднего общего образования от 28 июня 2016 г. № 2/16-з
Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Разработчик:
Кунгурцева Светлана Викторовна, преподаватель астрономии
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательная учебная дисциплина (профильная) по выбору, формируемая из обязательных предметных областей для профессий СПО технологического профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из- бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
– смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
– определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
– смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
– использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
– выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
– приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
– решение задачи на применение изученных астрономических законов;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
8 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) |
- |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Введение
|
|
2 |
|
Тема 1.1. Введение |
П Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения. Телескопы. Особенности астрономических наблюдений.
|
2 |
1 |
Раздел 2. Практические основы астрономии. |
|
8
|
|
Тема 2.1. Созвездия. Звездное небо. Звездные карты. |
Звездное небо. Видимая яркость и цвет звезд. Наблюдения невооруженным глазом. Звездные карты и небесные координаты. |
1 |
2 |
Практическое занятие № 1 « Изменение вида звездного неба в течение суток, года».
|
1 |
|
|
Тема 2.2. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения. |
Эклиптика. Движение Луны. Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. Практическое занятие № 2 «Изменение фаз Луны».
|
1 |
2 |
1 |
|
||
Тема 2.3. Движение небесных тел.
|
Видимое движение планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. |
4 |
2 |
Раздел 3. Природа тел Солнечной системы.
|
|
10 |
|
Тема 3.1. Развитие представлений о Солнечной системе. |
Общие характеристики планет. Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли. Планеты земной группы. |
4 |
2 |
Тема 3.2. Планеты –гиганты. |
Особенности Планет – гигантов. Спутники и кольца планет. |
2 |
2 |
Тема 3.3. Малые тела Солнечной системы. |
Малые тела Солнечной системы. Астероиды. Болиды и метеориты. Кометы. Физическая природа комет. Метеоры. |
2 |
2 |
Тема 3.4. Определение расстояний до тел Солнечной системы. |
Практическое занятие № 3. «Определение расстояний до тел Солнечной системы». |
2 |
|
Раздел 4. Солнце и звезды. |
|
8 |
|
Тема 4.1. Солнце - ближайшая Звезда. |
Энергия Солнца. Строение Солнца. Солнечная активность. Солнечно-земные связи. Практическое занятие № 4. «Строение Солнца» |
2 |
2 |
2 |
|
||
Тема 4.2. Масса и размеры звезд.
|
Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет спектры и температура звезд. |
2 |
2 |
Тема 4.3. Определение расстояний до звезд. |
Практическое занятие № 5. «Определение расстояний до звезд» |
2 |
|
Тема 5. Строение и эволюция Вселенной. |
|
6 |
|
Тема 5.1. Наша Галактика. |
Млечный путь и Галактика. Звездные скопления. Движение Солнечной системы. |
2 |
2 |
Тема 5.2. Диффузная материя. |
Межзвездная пыль и газ. Возникновение звезд. |
2 |
2 |
Тема 5.3. Другие звездные системы.
|
Основные характеристики галактик. Радиогалактики и квазары. |
2 |
2 |
Материалистическая картина мира. |
2 |
2 |
|
Зачёт |
|
2 |
2 |
|
Всего: |
36 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
¾ ПК,
¾ видеопроектор,
¾ проекционный экран.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут - М.: Дрофа, 2018 г.
Дополнительные источники:
1. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков к учебнику - Воронцова-Вельяминова Б.А. Кунаш М.А. Редактор: Попова Г. П., Бондарева Т. В. Издательство: Учитель, 2019 г.
3. Астрономия: учебное пособие для среднего профессионального образования/А.В.Коломиец и др. – М.: изд-во ЮРайт, 2021 г.
4. Учебно-методическое пособие. Самостоятельная работа на дисциплине Астрономия. Кунгурцева С.В. Челябинск, ЮУМК, 2021 г.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=300
2. .http://www.astro.websib.ru/metod/HOR
3. https://uchitel.club/events/teleskopy-i-observatorii-lektsiya-s-dmitriem-vibe/
4. https://znanija.com/task/45336598
5. http://meteoweb.ru/astro/virtualsky/virtualsky-6.map/embed.html?longitude=37.62&latitude=55.75&gradient=true&projection=polar&negative=false&mouse=true&keyboard=true&cardinalpoints=true&constellations=true&constellationlabels=false&constellationboundaries=false&meteorshowers=true&showstars=true&showstarlabels=true&scalestars=2&showplanets=true&showplanetlabels=true&showorbits=false&showdate=true&showposition=true&ecliptic=false&meridian=false&gridlines_az=false&gridlines_eq=true&gridlines_gal=false&showgalaxy=false&magnitude=5&live=false&az=180&clock=Tue%20Oct%2019%202021%2009:48:23%20GMT+0500%20(%D0%9F%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%20(%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0))&fontsize=16&lang=ru
7.http://uchitelya.com/georgrafiya/100378-prezentaciya-zvezdy-i-sozvezdiya-nebesnye-koordinaty-zvezdnye-karty.html
8.http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php
9.http://astro.murclass.ru/Levitan/text/3.htm
10.https://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php
11.https://zagge.ru/fazy-luny-infografika/
12.https://vk.com/video-94010172_456242716
13.https://urait.ru/viewer/astronomiya-474620#page/111
14.https://my-calend.ru/moon-phase/august)
15.https://www.youtube.com/watch?v=-JPLg6aGi7c
16.https://urait.ru/viewer/astronomiya-474620#page/98
17.https://www.youtube.com/watch?v=h8CRAyB0C48
18.https://urait.ru/viewer/astronomiya-474620#page/93
19.https://onlinetestpad.com/ru/test/6900-zemlya-planeta-solnechnoj-sistemy
20.https://www.youtube.com/watch?v=dwMM4kA1CZU
21.https://urait.ru/viewer/astronomiya-474620#page/118
22.https://urait.ru/viewer/astronomiya-474620#page/121
23.9 класс. Определение расстояний в астрономии методом параллакса - Яндекс.Видео (yandex.ru)
24.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5
25.АСТРОНОМИЯ. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО (urait.ru)
26.M31.SPB.RU: Astronomy and Astronautics
27.Спектры цвет и температура звёзд Диаграмма " спектр — светимость" - YouTube
28.5.1.Годичный параллакс - Любопытному об астрономии (google.com)
29.Трехмерная структура галактики Млечный Путь. - YouTube
30.Млечный Пусть. Наша галактика. - YouTube
31.КАК РОЖДАЮТСЯ И УМИРАЮТ ЗВЕЗДЫ - YouTube
32.КВАЗАРЫ ● ЧТО ТАКОЕ КВАЗАРЫ? - YouTube
33.Задание онлайн олимпиады по астрономии | «Галактики» (source2016.ru)
34.Физическая картина мира - YouTube
35.Развитие представлений о строении мира - YouTube
Дидактический раздаточный материал по всем темам.
Предметные результаты обучения
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
– смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро; – определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы; – смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна; – использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; – выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; – приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; – решение задачи на применение изученных астрономических законов. |
Устный контроль (индивидуальный, фронтальный).
Подготовка рефератов, докладов, сообщений, эссе, отчетов по практическим заданиям, презентаций. Тестовые задания.
Выполнение разноуровневых заданий. Наблюдение и оценка выполнения практических действий. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.