Рабочая программа дисциплины Астрономия ТОП 50 для среднего профессионального образования
Оценка 5

Рабочая программа дисциплины Астрономия ТОП 50 для среднего профессионального образования

Оценка 5
Документация
doc
астрономия
Взрослым
17.09.2022
Рабочая программа дисциплины Астрономия ТОП 50 для среднего профессионального образования
Рабочая программа общеобразовательной (профильной) по выбору дисциплины Астрономия для профессий СПО технологического профиля профессионального образования.
rp_astronomia_ТОП 50_2 kurs 2020 окончательно.doc

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Южно-Уральский многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

АСТРОНОМИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Челябинск, 2020

 


ОДОБРЕНА

Цикловой методической комиссией

естественнонаучных дисциплин

Протокол № _____

«__» ____________ 2020г.

Председатель ЦМК

______/Е.В. Костылева/

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

по комплексной безопасности:

____________ /А.В. Сазонов/

«___» _____________ 2020г.

 

 

 

 

 

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 17.05.2012 № 413 и примерной основной образовательной программы среднего общего образования от 28 июня 2016 г. № 2/16-з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация-разработчик:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж»

 

 

Разработчик:

Кунгурцева Светлана Викторовна, преподаватель астрономии


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

3.      условия реализации  учебной дисциплины

 

10

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

12

 


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Астрономия

 

 

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательная учебная дисциплина (профильная) по выбору, формируемая из обязательных предметных областей для профессий СПО технологического профиля профессионального образования.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

-       чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки;

-       готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из- бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;

-       умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

-        умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;

-        умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

-        умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

-       использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-        использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

-        умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

-        умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность;

-        умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

-        умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

–   смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

–  определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

–   смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела,  Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

–     использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

–     выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

–    приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

–     решение задачи на применение изученных астрономических законов;

 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

8

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

-

Итоговая аттестация в форме зачёта

 


2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика

 

Наименование разделов и тем

 

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

 

Объем часов

 

Уровень освоения

                    1

                                                                                      2

3

        4

Раздел 1.  Введение

 

 

2

 

 

Тема 1.1. Введение

 

П  Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения.

     Телескопы. Особенности астрономических наблюдений.

 

 

 

      2

  

     

        1

Раздел 2.  Практические основы астрономии.

 

      8

 

     

 

Тема 2.1.

Созвездия.

Звездное небо.

Звездные карты.

Звездное небо. Видимая яркость и цвет звезд.

Наблюдения невооруженным глазом. Звездные карты и небесные координаты.

1

2

Практическое занятие № 1 « Изменение вида звездного неба  в течение суток, года».

 

       1

 

Тема 2.2.  Движение Луны. Солнечные и лунные затмения.

Эклиптика. Движение Луны. Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.

Время и календарь.

Практическое занятие № 2 «Изменение фаз Луны».

 

1

2

1

 

Тема 2.3. 

Движение небесных тел.

 

Видимое движение планет. Законы Кеплера.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

4

2

Раздел 3. Природа тел

Солнечной системы.

 

 

10

 

Тема 3.1.  Развитие представлений о Солнечной системе.

Общие характеристики планет. Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли.

Планеты земной группы.

4

2

Тема 3.2. Планеты –гиганты.

Особенности Планет – гигантов. Спутники и кольца планет.

2

2

Тема 3.3. Малые тела Солнечной системы.

 

Малые тела Солнечной системы. Астероиды. Болиды и метеориты. Кометы.

Физическая природа комет. Метеоры.

2

2

Тема 3.4.  Определение расстояний до тел Солнечной системы.

Практическое занятие № 3.

«Определение расстояний до тел Солнечной системы».

2

 

Раздел 4. Солнце и звезды.

 

8

 

Тема 4.1.  Солнце  -

ближайшая Звезда.

Энергия Солнца. Строение Солнца.

Солнечная активность. Солнечно-земные связи. Практическое занятие № 4.

«Строение Солнца»

2

2

2

 

Тема 4.2. Масса

и размеры звезд.

 

Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд.

Цвет спектры и температура звезд.

2

2

Тема 4.3.  Определение

 расстояний до звезд.

Практическое занятие № 5.

«Определение расстояний до звезд»

2

 

Тема 5. Строение

 и эволюция Вселенной.

 

6

 

Тема 5.1.  Наша Галактика.

Млечный путь и Галактика. Звездные скопления.

 Движение Солнечной системы.

2

2

Тема 5.2.  Диффузная материя.

Межзвездная пыль и газ. Возникновение звезд.

2

2

Тема 5.3.  Другие звездные системы.

 

Основные характеристики галактик.

Радиогалактики и квазары.

2

2

Материалистическая картина мира.

2

2

Зачёт

 

2

2

 

Всего:

36

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                           


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

-       посадочные места студентов;

-       рабочее место преподавателя;

-       рабочая меловая доска;

-       наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

¾     ПК,

¾    видеопроектор,

¾    проекционный  экран.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1. Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут - М.: Дрофа, 2018 г.

 

Дополнительные источники:

1. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков к учебнику - Воронцова-Вельяминова Б.А.  Кунаш М.А. Редактор: Попова Г. П.Бондарева Т. В. Издательство: Учитель, 2019 г.

2.  Астрономия. 10-11 классы - Чаругин В.М. – М.: Просвещение, 2021 г.

3. Астрономия: учебное пособие для среднего профессионального образования/А.В.Коломиец и др. – М.: изд-во ЮРайт, 2021 г.

4. Учебно-методическое пособие. Самостоятельная работа на дисциплине Астрономия. Кунгурцева С.В. Челябинск, ЮУМК, 2021 г.

 

Интернет-ресурсы:

1. https://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=300

2. .http://www.astro.websib.ru/metod/HOR

3. https://uchitel.club/events/teleskopy-i-observatorii-lektsiya-s-dmitriem-vibe/

4. https://znanija.com/task/45336598

5. http://meteoweb.ru/astro/virtualsky/virtualsky-6.map/embed.html?longitude=37.62&latitude=55.75&gradient=true&projection=polar&negative=false&mouse=true&keyboard=true&cardinalpoints=true&constellations=true&constellationlabels=false&constellationboundaries=false&meteorshowers=true&showstars=true&showstarlabels=true&scalestars=2&showplanets=true&showplanetlabels=true&showorbits=false&showdate=true&showposition=true&ecliptic=false&meridian=false&gridlines_az=false&gridlines_eq=true&gridlines_gal=false&showgalaxy=false&magnitude=5&live=false&az=180&clock=Tue%20Oct%2019%202021%2009:48:23%20GMT+0500%20(%D0%9F%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%20(%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0))&fontsize=16&lang=ru

7.http://uchitelya.com/georgrafiya/100378-prezentaciya-zvezdy-i-sozvezdiya-nebesnye-koordinaty-zvezdnye-karty.html

8.http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

9.http://astro.murclass.ru/Levitan/text/3.htm

10.https://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

11.https://zagge.ru/fazy-luny-infografika/

12.https://vk.com/video-94010172_456242716

13.https://urait.ru/viewer/astronomiya-474620#page/111

14.https://my-calend.ru/moon-phase/august)

15.https://www.youtube.com/watch?v=-JPLg6aGi7c

16.https://urait.ru/viewer/astronomiya-474620#page/98

17.https://www.youtube.com/watch?v=h8CRAyB0C48

18.https://urait.ru/viewer/astronomiya-474620#page/93

19.https://onlinetestpad.com/ru/test/6900-zemlya-planeta-solnechnoj-sistemy

20.https://www.youtube.com/watch?v=dwMM4kA1CZU

21.https://urait.ru/viewer/astronomiya-474620#page/118

22.https://urait.ru/viewer/astronomiya-474620#page/121

23.9 класс. Определение расстояний в астрономии методом параллакса - Яндекс.Видео (yandex.ru)

24.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5

25.АСТРОНОМИЯ. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО (urait.ru)

26.M31.SPB.RU: Astronomy and Astronautics

27.Спектры цвет и температура звёзд Диаграмма " спектр — светимость" - YouTube

28.5.1.Годичный параллакс - Любопытному об астрономии (google.com)

29.Трехмерная структура галактики Млечный Путь. - YouTube

30.Млечный Пусть. Наша галактика. - YouTube

31.КАК РОЖДАЮТСЯ И УМИРАЮТ ЗВЕЗДЫ - YouTube

32.КВАЗАРЫ ● ЧТО ТАКОЕ КВАЗАРЫ? - YouTube

33.Задание онлайн олимпиады по астрономии | «Галактики» (source2016.ru)

34.Физическая картина мира - YouTube

35.Развитие представлений о строении мира - YouTube

 

Дидактический раздаточный материал по всем темам.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

 

Предметные результаты обучения

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

– смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

– определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

– смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела,  Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

– использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

– выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

– приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

– решение задачи на применение изученных астрономических законов.

 

Устный контроль (индивидуальный, фронтальный).

 

 

Подготовка рефератов, докладов, сообщений, эссе, отчетов по практическим заданиям, презентаций.

Тестовые задания.

 

Выполнение разноуровневых заданий.

Наблюдение и оценка выполнения практических действий.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

ОДОБРЕНА Цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин

ОДОБРЕНА Цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной…

Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной…

Аристотеля, Птолемея, Галилея,

Аристотеля, Птолемея, Галилея,

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины

Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины

Тема 3.3. Малые тела Солнечной системы

Тема 3.3. Малые тела Солнечной системы

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН 3

Tue%20Oct%2019%202021%2009:48:23%20GMT+0500%20(%D0%9F%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%20(%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0))&fontsize=16&lang=ru 7

Tue%20Oct%2019%202021%2009:48:23%20GMT+0500%20(%D0%9F%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%20(%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0))&fontsize=16&lang=ru 7

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной…

Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2022