Рабочая программа для 2-3 классов

  • Документация
  • docx
  • 28.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учителя-логопеда для учащихся 2-3 классов с нарушениями чтения и письма смешанного типа
Иконка файла материала РП 2-3 класс.docx

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №103»

 

 

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

МБОУ «СОШ № 103»

 __________ И. Н. Ищук

«___»___________2022 г.

                           УТВЕРЖДАЮ

      Директор МБОУ «СОШ №103»

                                           ____________________В.В.Ищук

                                                                   «___»__________2022 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учителя-логопеда

Группы 5, 6 (для учащихся вторых и третьих классов  

с нарушениями чтения и письма, обусловленными НВ ОНР)

 

 

 

Учебный год: 2022-2023

Общее кол-во часов 56,                                                                                                                Учитель-логопед

кол-во часов в неделю 2                                                                                                               Соломина Анна Владимировна  

 

 

 

 

Воронеж – 2022

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  • ООП НОО МОУ СОШ №72

Настоящая программа разработана на основе перспективного планирования, использованием методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку, автор Рамзаева Т.Г.

Также для составления программы были использованы следующие методические разработки:

      1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической

работы в школе. М.: 2001.

      1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. М.: 2001.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: 1991.

4. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.: 1965.

5. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.- М.: 2005.

6. Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии», - М., 2006 г.

7. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: 1995.

8. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М.: 2000.

 

Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся 2 и 3 классов, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы.

Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет 80 часов (2 часа в неделю занятий в кабинете и 1 час в неделю в сенсорной комнате)

Цель программы: устранить недостатки устной и предупредить и устранить нарушения письменной речи у младших школьников, обусловленных ОНР создать базу для успешного усвоения программ по русскому языку и литературному чтению.

Задачи:

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие коммуникативных навыков умения общения с детьми и взрослыми;

- обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи;

- развитие умения оперировать единицами языка – звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребѐнка;

- формирование мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей;

- содействовать усвоению программы по русскому языку;

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.

Уровень развития устной речи второклассников и третьеклассников с дис­графией достаточен для бытового общения. У части детей наблюдаются затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Отличие устной речи младших школьников с дисграфией от нормально развивающихся сверстников выражается в некоторой смазанности арти­куляции, в связи с чем речь носит неотчетливый харак­тер. У многих детей, к тому же, имеются некоторые рас­стройства голоса: у части детей наблюдается тихий, слабо модулированный голос, другие дети не могут произвольно регулировать силу голоса и говорят слишком громко.

Особенности письменной речи у детей с дисграфией

У детей, обучающихся в массовых школах, встречаются различные формы дисграфии, часто сочетающиеся между собой. Ниже представлены основные особенности письменной и устной речи детей-дисграфиков.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение на письме неправильного звукопро-изношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах обучения он пишет, проговаривая слоги, слова, опираясь на дефектное произношение звуков, и отражает свое неправильное произношение на письме.

При этом у ребенка в работе присутствуют замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в произношении. Иногда замены букв на письме остаются и после устранения нарушений звукопроизношения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка еще нет пока достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе чаще всего имеет нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии, в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

Акустическая дисграфия проявляется в работах ребенка в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки:

— свистящие — шипящие (с-ш, з-ж),

— звонкие — глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),

— твердые — мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц).

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).

Дисграфия, обусловленная нарушением
языкового анализа и синтеза

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, проявляется в ошибочном делении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы.

Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова. Это может быть:

— слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» — «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных («уворот» — «у ворот»);

— сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» — «у мамы красная кофта»);

— раздельное написание частей слова («со чинила» — «сочинила»).

Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов, вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Это может быть:

— пропуск гласного, («крова» — «корова»), или согласного, особенно при стечении («ратет» — «растет», «мика» — «мишка», «лит» — «лист»);

— добавление гласного («палаток» — платок»);

— перестановка букв («коно» — окно»);

— пропуски, перестановки, вставки. слогов («кова» — «корова», «палота» — «лопата», «листиточек» — «листочек»).

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР.

Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.

Аграмматизмы на письме проявляются:

— в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («налететь» — «влететь», «котенка» — «котята», «много стулов» — «много стульев»);

— в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на столе», «в кухня» — «в кухне»);

— в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев»).

При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении.

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:

— замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ);

— замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж);

— замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);

— зеркальное написание букв (с — е , э — е).

Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений.

            Настоящая программа разработана для преодоления, в том числе, смешанной дисграфии (обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, акустическая, аграмматическая и оптическая).

 

При составлении программы использованы «Перспективное планирование коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи» Л.Г. Кобзаревой, М.П. Резуновой, Г.Н. Юшиной и Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников, предложенной в книге Е.В. Мазановой «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов». Программа рассчитана на два года обучения. Первый год – 1-й этап коррекционного обучения.

Основные цели коррекционной работы:

·         коррекция нарушений устной речи;

·         коррекция нарушений чтения и письменной речи;

·         развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;

Задачи этого этапа: 

1.      Развивать фонематическое восприятие;

2.      Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

3.      Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

4.      Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

5.      Определять положение звука по отношению к другим звукам;

6.      Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане;

7.      Развивать неречевые высшие психические функции.

 

К концу обучения дети должны знать:

— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);

— все буквы и звуки родного языка;

— отличительные признаки гласных и согласных звуков;

— гласные и согласные звуки;

— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

— узнавать и различать гласные и согласные звуки;

— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

— производить фонетический разбор слова;

— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

— подбирать слова на заданный звук;

— сравнивать слова со сходными звуками;

— строить звуковые схемы слогов и слов;

— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.

Календарно-тематическое планирование

II Этап коррекционного обучения

 

п/п

Тема

Кол-во часов

                                    Содержание занятия

                                                                                                                                          СЕНТЯБРЬ

1

Предложение и слово

2

Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета.

ОКТЯБРЬ

2

Предложение и слово Дифференциация

букв О - А

4

Границы предложения. Дифференциация слов-предметов и слов-действия предметов. Слова, обозначающие признак предмета. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква. Дифференциация [о-а] в связной речи. Дифференциация О – А в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

3

Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация

букв О - А

2

Фонематический разбор слов различной сложности.

Дифференциация [о-а] в связной речи. Дифференциация О – А в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

4

Твердые и мягкие согласные. Смягчение согласных с помощью мягкого знака. Дифференциация

букв О - А

2

Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова.

Дифференциация [о-а] в связной речи. Дифференциация О – А в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

НОЯБРЬ

5

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация

букв О - А

2

Дифференциация [о-а] в связной речи. Дифференциация О – А в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

6

Твердые и мягкие согласные. Смягчение согласных с помощью гласных 2 ряда

6

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Звук й, в гласных второго ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

 ДЕКАБРЬ

7

Слоговой анализ и синтез

3

Слоговой анализ и синтез слов различной сложности

8

Дифференциация Б - Д

3

Дифференциация Б – Д  в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

 

 

 

 

                                                                                                                                         ЯНВАРЬ

9

Промежуточное обследование

2

 

10

Дифференциация И – У 

2

Дифференциация гласных [и-у] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

11

Дифференциация Ц –И 

2

Дифференциация [ц-и] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

12

Дифференциация Д – У

2

Дифференциация гласных [д-у] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

ФЕВРАЛЬ

13

Глухие и звонкие согласные звуки.

2

Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков, слогов, слов, в словосочетаниях и предложениях.

14

Парные согласные

2

Дифференциация Б – П  в устной и письменной речи.

15

Парные согласные

2

Дифференциация Д - Т в устной и письменной речи.

16

Парные согласные

2

Дифференциация Г - К в устной и письменной речи.

 

МАРТ

17

Парные согласные

2

Дифференциация З - С в устной и письменной речи.

18

Парные согласные

2

Дифференциация В - Ф в устной и письменной речи.

19

Парные согласные

2

Дифференциация Ш - Ж в устной и письменной речи.

АПРЕЛЬ

20

Дифференциация В - Д

2

Дифференциация В – Д  в устной и письменной речи.

21

Дифференциация П –Т 

2

Дифференциация П - Т в устной и письменной речи.

22

Дифференциация К –Н 

2

Дифференциация К - Н в устной и письменной речи.

23

Дифференциация П –Р 

2

Дифференциация П - Р в устной и письменной речи.

МАЙ

38

Работа с текстом

2

Анализ и синтез структуры текста

 

Итоговое обследование

 

 

Всего:

56