Рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарущениями речи
Оценка 5

Рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарущениями речи

Оценка 5
docx
29.12.2021
Рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарущениями речи
РП ТНР.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекции заикания

младших школьников в условиях логопедического пункта

 

программу составила:

Учитель-логопед Бабич Н.М

 

 

 

 

 

 

      

Пояснительная записка.

В основе программы  лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего школьного возраста, условий, которые помогли бы детям использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенции, заложенные в них природой.

Структура и содержание рабочей программы  разработаны в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской      Федерации № 273-ФЗ (в ред.

  Федеральных    законов от 07.05.2013 г. № 99-  ФЗ, от 23.07.2013 г. № 203-ФЗ);

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального   общего образования для обучающихся с ОВЗ;

 - Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной  защите инвалидов в Российской Федерации» с

изменениями и    дополнениями, вступившими в силу 01.09.2013 г.;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;

 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и    осуществления образовательной деятельности по основным   общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-  Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;

- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008 г.;       

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), littp://fgosreestr.ru/;

-  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении

  федерального государственного стандарта НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжёлыми  нарушениями  речи  МБОУ СОШ № 2 ( Пр. №363-О от 30.08.2017г.; пр.№1 от 30.08.2017г.)

- Учебный план МБОУ СОШ № 2 (Пр. №  363-О от 30.08.2017 г.).

Цель программы: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход.

В ходе реализации программы заданная цель достигается путем решения следующих задач:

·      устранить (или ослабить) судорожный компонент речевого нарушения;

·      в процессе формирования техники нормативной речи улучшить состояние дыхательной функции;

·      совершенствуя просодическую сторону речи, сформировать внятную, выразительную бессудорожную речь в нормальном темпе и ритме;

·      закрепляя навыки плавной слитной интонационно окрашенной речи, развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка;

·      снизить уровень эмоционального напряжения;

·       способствовать преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитию моторики;

·      создать условия для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы;

·      провести профилактику рецидивов заикания.

Общедидактические принципы:

  • системности (учёт всех объективных факторов, обусловливающих нарушения речи у дошкольников, а также структуру дефекта);
  • дифференцированности (определение типа дизонтогенеза, учет различия нарушений в состоянии произвольных движений и речи дошкольников с невротическим и неврозоподобным заиканием);
  •  постепенности (непрерывность и регулярность занятий по воспитанию речевой коммуникации, последовательное введение новых навыков в разные формы речи с учетом степени ее самостоятельности); наглядности; комплексности; информированного согласия и активного сотрудничества с семьей.

Количество занятий: 2 раза в неделю (индивидуальные). Всего: 62 занятия. Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.

Длительность занятий:

Индивидуальных  30-35 минут,

Групповых 40 минут

Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов.

Программа состоит из 34 занятий

Режим проведения: 2 занятие в неделю.

Срок реализации: 1 год.

Количество часов в программе примерно и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

 

 

 

 

Характеристика заикающихся:

Можно выделить 3 группы заикающихся:

1 группа. Дети с обычным темпом движений (свободные, плавные, координированные движения), с активным вниманием. К речи некритичны. Не испытывают страха речи, контролируют её. В незнакомой обстановке угловаты, напряжены. Дают хорошие результаты при коррекции, рецидивы редки.

2 группа. Дети с быстрыми, беспорядочными движениями, двигательным беспокойством, плохой моторикой. Они суетливы, болтливы, их речь торопливая, смазанная, недоговариваются слова, фразы. Выражен страх речи. Плохо вступают в контакт, демонстрируют яркие эмоциональные реакции. Отмечаются сопутствующие движения. После лечения и логопедического воздействия успокаиваются, темп речи выравнивается, запинки постепенно проходят (могут проявляться при сильном волнении).

3 группа. Дети с замедленным темпом движений, вялые, нерешительные, малоактивные. Речь медленная, монотонная, голос тихий, дыхание короткое, артикуляция вялая, есть страх речи. После коррекции и лечения становятся активнее, движения и речь нормализуются. Остаются редкие и лёгкие запинки. Возможны рецидивы.

 

Ведущие признаки заикания

  1. Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги;
  2. Расстройство общей моторики. У детей с заиканием обычно нарушены общая и мелкая моторика. Их движения некоординированы, нет синхронности в движениях правой и левой рук, ног, нарушена осанка. Эти дети не могут поймать мяч; медленно, роняя, выкладывают карточки; испытывают трудности в работе с мелкими предметами; у них из рук часто выпадают ручки, карандаши. Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются по-разному: от раздувания крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем телом (кивание головой, раскачивание, притопывание, сжатие кулаков и т.д.).
  3. Нарушение вегетативной нервной системы (усиление потовыделения, покраснение кожного покрова).
  4. Нарушение эмоционально-волевой сферы.  Заикание существенно отражается на формировании личности, наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации ребёнка. Нарушение общения у заикающихся меняет условия формирования личности, развития сознания и самосознания. У детей с невротической формой заикания общественные отношения  (с родителями, сверстниками) нарушаются постепенно, по мере закрепления речевой патологии и осложнения её вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений сильно отстаёт от нормы. Заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и т.д. С возрастом появляется неуверенность в себе, образуется низкая самооценка, возникает боязнь речевого общения.

 

Типы течения заикания

  1. Стационарный тип – характеризуется достаточной стабильностью протекания дефекта, то есть выраженностью речевого дефекта, наличием логофобии, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений.
  2. Рецидивирующий тип – чередование плавной речи с периодами заикания.
  3. Волнообразный тип – периоды различной длительности то в сторону улучшения, то ухудшения.
  4. Прогредиентный тип – тенденция к ухудшению речи (к усиленному заиканию).

 

Для реализации программы требуется тесное сотрудничество психолога, логопеда и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания заняти

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Ученик научится:

  •  речевого статуса в пределах нормы в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания);

·      улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе);

·      совершенствование моторики;

Ученик получит возможность научиться:

·      совершенствованию просодического компонента речи;

·      развитию экспрессивной речи ;

·      расширению коммуникативных возможностей за счет снижения уровня эмоционального напряжения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета.

Раздел 1.   Сопряжённо-отражённая речь (9 часов)

Сопряжённая речь.

Отражённая речь в простой фразе.

Отражённая речь на простых стихотворениях, читаемого текста.

Отражённая речь из материала окружающей обстановки.

Повторение ранее заученных фраз из стихотворений.

Повторение фраз прозаического характера.

Раздел 2. Ответы на вопросы (17 часов)

Ответы на вопросы по предметным картинкам.

Ответы на вопросы по незнакомым предметным картинкам.

Воспроизведение картинок по памяти.

Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.

Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя.

Ответы на вопросы по услышанному.

Заученные ответы.

Развёрнутые  ответы по образцу.

Самостоятельные ответы на вопросы.

Ответы на вопросы постороннего человека.

Раздел 3. Пересказ( 15 часов)

Произнесение заученных фраз, связанных по смыслу.

Составление фраз по картинкам по данному образцу.

Составление фраз, связанных по смыслу.

Воспроизведение фраз по памяти.

Пересказ по прочитанному про себя.

Самостоятельно подготовленный пересказ по картинке.

Пересказ по услышанному сообщению.

Простые обращения, просьбы.

Пересказ по содержанию картины.

Пересказ текста, прочитанного дома.

Пересказ по схемам-карточкам.

Пересказ-театрализация.

Пересказ по опорным словам.

Описание совершаемых действий.

Раздел 4. Рассказ (7 часов)

Составление простого рассказа по картинке.

Cоставление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа, аналогично прочитанному.

Составление рассказа по совершённым действиям.

Развёрнутые вопросы друг к другу.

Заучивание диалога.

 

 

 

Раздел 5 .  Чтение ( 10 часов)

Сопряжённое чтение стихотворений

Чтение простого рассказа.

Чтение сказки.

Чтение заданного урока по чтению.

Самостоятельное чтение стихотворения.

Самостоятельное чтение рассказа.

Самостоятельное чтение заданного  урока

Чтение стихотворения по ролям.

Чтение сказки по ролям.

Раздел 6.  Спонтанная речь ( 4 часа)

Общение с окружающими.

Беседа о просмотренном фильме.

Беседа по телефону.

Общение с одноклассниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Сопряжённо-отражённая речь

9

2

Ответы на вопросы

17

3

Пересказ

15

4

Рассказ

7

5

 Чтение

10

6

Спонтанная речь

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование:

 

№ п/п

Тема коррекционного занятия

Дата

План.

Факт.

 

Сопряжённо-отражённая речь

  1

Сопряжённая речь.

Осень. Сезонные измен. в природе.

 

 

 

2

Сопряжённая речь.

Осень. Сезонные измен. в природе.

 

 

 

  3

Отражённая речь в простой фразе.

Растения огорода. Фрукты, овощи.

 

 

 

4

Отражённая речь в простой фразе.

Растения огорода. Фрукты, овощи.

 

 

 

  5

Отражённая речь на простых стихотворениях, читаемого текста.

Лес,деревья.

 

 

 

6

Отражённая речь на простых стихотворениях, читаемого текста.

Лес,деревья.

 

 

 

  7

Отражённая речь из материала окружающей обстановки. Перелётные птицы.

 

 

 

  8

Повторение ранее заученных фраз из стихотворений. Домашние животные

 

 

 

9

Повторение фраз прозаического характера.

Домашние птицы

 

 

 

 

Ответы на вопросы

  10

Ответы на вопросы по предметным картинкам.

 Дикие животные готовятся к зиме

 

 

 

11

Ответы на вопросы по предметным картинкам.

 Дикие животные готовятся к зиме

 

 

 

  12

Ответы на вопросы по незнакомым предметным картинкам.

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

 

 

13

Ответы на вопросы по незнакомым предметным картинкам.

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

 

 

  14

Воспроизведение картинок по памяти.

Части тела. Человек и его здоровье.

 

 

15

Воспроизведение картинок по памяти.

Части тела. Человек и его здоровье.

 

 

  16

Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.

Продукты. Магазин.

 

 

17

Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.

Продукты. Магазин.

 

 

  18

Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя.

Посуда.

 

 

19

Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя.

Посуда.

 

 

  20

Ответы на вопросы по услышанному.

Мебель. Квартира.

 

 

21

Ответы на вопросы по услышанному.

Мебель. Квартира.

 

 

  22

Заученные ответы.

Зима.

 

 

22

Заученные ответы.

Зима.

 

 

  24

Развёрнутые ответы по образцу. Животные северных и жарких стран.

 

 

  25

Самостоятельные ответы на вопросы.

Времена года.

 

 

  26

Ответы на вопросы постороннего человека. Электроприборы.

 

 

Пересказ

  27

Произнесение заученных фраз, связанных по смыслу. Инструменты.

 

 

  28

Составление фраз по картинкам по данному образцу.

Профессия продавца. Магазин игрушек.

 

 

  29

Составление фраз, связанных по смыслу.

Профессии людей.

 

 

  30

Воспроизведение фраз по памяти.

Профессии людей.

 

 

  31

Пересказ по прочитанному про себя.

Транспорт.

 

 

  32

Самостоятельно подготовленный пересказ по картинке.

Профессии людей.

 

 

  33

Пересказ по услышанному сообщению.

Правила дорожного движения.

 

 

  34

Простые обращения, просьбы. День Защитника Отечества.

 

 

  35

Пересказ по содержанию картины.

Комнатные растения.

 

 

 36

Пересказ текста, прочитанного дома.

 Моя семья.

 

 

37

Пересказ по схемам-карточкам. Весна.

 

 

  38

Пересказ-театрализация.

 Речные рыбы.

 

 

 

  39

Пересказ по опорным словам. Наш город. Мамин праздник.

 

 

40

Пересказ по опорным словам. Наш город. Мамин праздник.

 

 

  41

Описание совершаемых действий.

 Птицы прилетели.

 

 

Рассказ

  42

Составление простого рассказа по картинке.

Насекомые.

 

 

43

Составление простого рассказа по картинке.

Насекомые.

 

 

  44

Cоставление рассказа по серии сюжетных картинок.

Прогулка в лес.

 

 

  45

Составление рассказа, аналогично прочитанному. Цветы.

 

 

  46

Составление рассказа по совершённым действиям. Ягоды.

 

 

  47

Развёрнутые вопросы друг к другу.

Ягоды.

 

 

  48

Заучивание диалога.

Школа.

 

 

Чтение

  49

Сопряжённое чтение стихотворений

Цветы.

 

 

  50

Чтение простого рассказа. Откуда хлеб пришёл.

 

 

 51

Чтение сказки.

Любимые сказочные герои.

 

 

  52

Чтение заданного урока по чтению.

Космос.

 

 

  53

Самостоятельное чтение стихотворения.

Лето.

 

 

  54

Самостоятельное чтение рассказа.

 Лето.

 

 

  55

Самостоятельное чтение заданного  урока

В зоопарке.

 

 

56

Чтение стихотворения по ролям. Наши чувства, эмоции.

 

 

  57

Чтение сказки по ролям. Любимые сказочные персонажи.

 

 

58

Чтение сказки по ролям. Любимые сказочные персонажи.

 

 

Спонтанная речь

  59

Общение с окружающими. Библиотека. День рождения книги.

 

 

  60

Беседа о просмотренном фильме.

Кино.

 

 

  61

Беседа по телефону.

Мои друзья.

 

 

  62

Общение с одноклассниками. Уроки вежливости.

 

 

Итого: 62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
  2. Е.А.Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмах»
  3. А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»
  4. И.С. Лопухина «Логопедия»
  5. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учись говорить правильно»
  6. Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа»
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999
  8. Н.В. Новоторцева. Рабочие тетради по развитию речи ч, щ, л, л’, р, р’.
  9. Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения», «Найди и обведи», «Найди и объясни», «Символы звуков»
  10. «Игры в логопедической работе с детьми»/ под ред. В.И. Селиверстов.
  11. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Москва «Просвещение» 2008
  12. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 2008
  13. Цвынтарный В.В. «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем» М., 2004.

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции заикания младших школьников в условиях логопедического пункта программу составила:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции заикания младших школьников в условиях логопедического пункта программу составила:

Пояснительная записка. В основе программы лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего школьного возраста, условий,…

Пояснительная записка. В основе программы лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего школьного возраста, условий,…

Цель программы : оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности

Цель программы : оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности

Характеристика заикающихся: Можно выделить 3 группы заикающихся: 1 группа

Характеристика заикающихся: Можно выделить 3 группы заикающихся: 1 группа

Рецидивирующий тип – чередование плавной речи с периодами заикания

Рецидивирующий тип – чередование плавной речи с периодами заикания

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета.

Раздел 5 . Чтение ( 10 часов)

Раздел 5 . Чтение ( 10 часов)

Календарно-тематическое планирование: № п / п

Календарно-тематическое планирование: № п / п

Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя

Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя

Составление простого рассказа по картинке

Составление простого рассказа по картинке

Литература: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ

Литература: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021