РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции заикания
младших школьников в условиях логопедического пункта
программу составила:
Учитель-логопед Бабич Н.М
Пояснительная записка.
В основе программы лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего школьного возраста, условий, которые помогли бы детям использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенции, заложенные в них природой.
Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 г. № 99- ФЗ, от 23.07.2013 г. № 203-ФЗ);
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
- Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с
изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.09.2013 г.;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), littp://fgosreestr.ru/;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении
федерального государственного стандарта НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи МБОУ СОШ № 2 ( Пр. №363-О от 30.08.2017г.; пр.№1 от 30.08.2017г.)
- Учебный план МБОУ СОШ № 2 (Пр. № 363-О от 30.08.2017 г.).
Цель программы: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход.
В ходе реализации программы заданная цель достигается путем решения следующих задач:
· устранить (или ослабить) судорожный компонент речевого нарушения;
· в процессе формирования техники нормативной речи улучшить состояние дыхательной функции;
· совершенствуя просодическую сторону речи, сформировать внятную, выразительную бессудорожную речь в нормальном темпе и ритме;
· закрепляя навыки плавной слитной интонационно окрашенной речи, развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка;
· снизить уровень эмоционального напряжения;
· способствовать преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитию моторики;
· создать условия для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы;
· провести профилактику рецидивов заикания.
Общедидактические принципы:
Количество занятий: 2 раза в неделю (индивидуальные). Всего: 62 занятия. Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.
Длительность занятий:
Индивидуальных 30-35 минут,
Групповых 40 минут
Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов.
Программа состоит из 34 занятий
Режим проведения: 2 занятие в неделю.
Срок реализации: 1 год.
Количество часов в программе примерно и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Характеристика заикающихся:
Можно выделить 3 группы заикающихся:
1 группа. Дети с обычным темпом движений (свободные, плавные, координированные движения), с активным вниманием. К речи некритичны. Не испытывают страха речи, контролируют её. В незнакомой обстановке угловаты, напряжены. Дают хорошие результаты при коррекции, рецидивы редки.
2 группа. Дети с быстрыми, беспорядочными движениями, двигательным беспокойством, плохой моторикой. Они суетливы, болтливы, их речь торопливая, смазанная, недоговариваются слова, фразы. Выражен страх речи. Плохо вступают в контакт, демонстрируют яркие эмоциональные реакции. Отмечаются сопутствующие движения. После лечения и логопедического воздействия успокаиваются, темп речи выравнивается, запинки постепенно проходят (могут проявляться при сильном волнении).
3 группа. Дети с замедленным темпом движений, вялые, нерешительные, малоактивные. Речь медленная, монотонная, голос тихий, дыхание короткое, артикуляция вялая, есть страх речи. После коррекции и лечения становятся активнее, движения и речь нормализуются. Остаются редкие и лёгкие запинки. Возможны рецидивы.
Ведущие признаки заикания
Типы течения заикания
Для реализации программы требуется тесное сотрудничество психолога, логопеда и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания заняти
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Ученик научится:
· улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе);
· совершенствование моторики;
Ученик получит возможность научиться:
· совершенствованию просодического компонента речи;
· развитию экспрессивной речи ;
· расширению коммуникативных возможностей за счет снижения уровня эмоционального напряжения;
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Сопряжённо-отражённая речь (9 часов)
Сопряжённая речь. |
Отражённая речь в простой фразе. |
Отражённая речь на простых стихотворениях, читаемого текста. |
Отражённая речь из материала окружающей обстановки. |
Повторение ранее заученных фраз из стихотворений. |
Повторение фраз прозаического характера. |
Раздел 2. Ответы на вопросы (17 часов)
Ответы на вопросы по предметным картинкам. |
Ответы на вопросы по незнакомым предметным картинкам. |
Воспроизведение картинок по памяти. |
Ответы на вопросы по сюжетным картинкам. |
Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя. |
Ответы на вопросы по услышанному. |
Заученные ответы. |
Развёрнутые ответы по образцу. |
Самостоятельные ответы на вопросы. |
Ответы на вопросы постороннего человека. |
Раздел 3. Пересказ( 15 часов)
Произнесение заученных фраз, связанных по смыслу. |
Составление фраз по картинкам по данному образцу. |
Составление фраз, связанных по смыслу. |
Воспроизведение фраз по памяти. |
Пересказ по прочитанному про себя. |
Самостоятельно подготовленный пересказ по картинке. |
Пересказ по услышанному сообщению. |
Простые обращения, просьбы. |
Пересказ по содержанию картины. |
Пересказ текста, прочитанного дома. |
Пересказ по схемам-карточкам. |
Пересказ-театрализация. |
Пересказ по опорным словам. |
Описание совершаемых действий. |
Раздел 4. Рассказ (7 часов)
Составление простого рассказа по картинке. |
Cоставление рассказа по серии сюжетных картинок. |
Составление рассказа, аналогично прочитанному. |
Составление рассказа по совершённым действиям. |
Развёрнутые вопросы друг к другу. |
Заучивание диалога. |
Раздел 5 . Чтение ( 10 часов)
Сопряжённое чтение стихотворений |
Чтение простого рассказа. |
Чтение сказки. |
Чтение заданного урока по чтению. |
Самостоятельное чтение стихотворения. |
Самостоятельное чтение рассказа. |
Самостоятельное чтение заданного урока |
Чтение стихотворения по ролям. |
Чтение сказки по ролям. |
Раздел 6. Спонтанная речь ( 4 часа)
Общение с окружающими. |
Беседа о просмотренном фильме. |
Беседа по телефону. |
Общение с одноклассниками. |
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Сопряжённо-отражённая речь |
9 |
2 |
Ответы на вопросы |
17 |
3 |
Пересказ |
15 |
4 |
Рассказ |
7 |
5 |
Чтение |
10 |
6 |
Спонтанная речь |
4 |
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п |
Тема коррекционного занятия |
Дата |
||||
План. |
Факт. |
|
||||
Сопряжённо-отражённая речь |
||||||
1 |
Сопряжённая речь. Осень. Сезонные измен. в природе. |
|
|
|
||
2 |
Сопряжённая речь. Осень. Сезонные измен. в природе. |
|
|
|
||
3 |
Отражённая речь в простой фразе. Растения огорода. Фрукты, овощи. |
|
|
|
||
4 |
Отражённая речь в простой фразе. Растения огорода. Фрукты, овощи. |
|
|
|
||
5 |
Отражённая речь на простых стихотворениях, читаемого текста. Лес,деревья. |
|
|
|
||
6 |
Отражённая речь на простых стихотворениях, читаемого текста. Лес,деревья. |
|
|
|
||
7 |
Отражённая речь из материала окружающей обстановки. Перелётные птицы. |
|
|
|
||
8 |
Повторение ранее заученных фраз из стихотворений. Домашние животные |
|
|
|
||
9 |
Повторение фраз прозаического характера. Домашние птицы
|
|
|
|
||
Ответы на вопросы |
||||||
10 |
Ответы на вопросы по предметным картинкам. Дикие животные готовятся к зиме
|
|
|
|||
11 |
Ответы на вопросы по предметным картинкам. Дикие животные готовятся к зиме
|
|
|
|||
12 |
Ответы на вопросы по незнакомым предметным картинкам. Осенняя одежда, обувь, головные уборы. |
|
|
|||
13 |
Ответы на вопросы по незнакомым предметным картинкам. Осенняя одежда, обувь, головные уборы. |
|
|
|||
14 |
Воспроизведение картинок по памяти. Части тела. Человек и его здоровье. |
|
|
|||
15 |
Воспроизведение картинок по памяти. Части тела. Человек и его здоровье. |
|
|
|||
16 |
Ответы на вопросы по сюжетным картинкам. Продукты. Магазин. |
|
|
|||
17 |
Ответы на вопросы по сюжетным картинкам. Продукты. Магазин. |
|
|
|||
18 |
Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя. Посуда. |
|
|
|||
19 |
Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя. Посуда. |
|
|
|||
20 |
Ответы на вопросы по услышанному. Мебель. Квартира. |
|
|
|||
21 |
Ответы на вопросы по услышанному. Мебель. Квартира. |
|
|
|||
22 |
Заученные ответы. Зима. |
|
|
|||
22 |
Заученные ответы. Зима. |
|
|
|||
24 |
Развёрнутые ответы по образцу. Животные северных и жарких стран. |
|
|
|||
25 |
Самостоятельные ответы на вопросы. Времена года. |
|
|
|||
26 |
Ответы на вопросы постороннего человека. Электроприборы. |
|
|
|||
Пересказ |
||||||
27 |
Произнесение заученных фраз, связанных по смыслу. Инструменты. |
|
|
|||
28 |
Составление фраз по картинкам по данному образцу. Профессия продавца. Магазин игрушек. |
|
|
|||
29 |
Составление фраз, связанных по смыслу. Профессии людей. |
|
|
|||
30 |
Воспроизведение фраз по памяти. Профессии людей. |
|
|
|||
31 |
Пересказ по прочитанному про себя. Транспорт. |
|
|
|||
32 |
Самостоятельно подготовленный пересказ по картинке. Профессии людей. |
|
|
|||
33 |
Пересказ по услышанному сообщению. Правила дорожного движения. |
|
|
|||
34 |
Простые обращения, просьбы. День Защитника Отечества. |
|
|
|||
35 |
Пересказ по содержанию картины. Комнатные растения. |
|
|
|||
36 |
Пересказ текста, прочитанного дома. Моя семья. |
|
|
|||
37 |
Пересказ по схемам-карточкам. Весна. |
|
|
|||
38 |
Пересказ-театрализация. Речные рыбы.
|
|
|
|||
39 |
Пересказ по опорным словам. Наш город. Мамин праздник. |
|
|
|||
40 |
Пересказ по опорным словам. Наш город. Мамин праздник. |
|
|
|||
41 |
Описание совершаемых действий. Птицы прилетели. |
|
|
|||
Рассказ |
||||||
42 |
Составление простого рассказа по картинке. Насекомые. |
|
|
|||
43 |
Составление простого рассказа по картинке. Насекомые. |
|
|
|||
44 |
Cоставление рассказа по серии сюжетных картинок. Прогулка в лес. |
|
|
|||
45 |
Составление рассказа, аналогично прочитанному. Цветы. |
|
|
|||
46 |
Составление рассказа по совершённым действиям. Ягоды. |
|
|
|||
47 |
Развёрнутые вопросы друг к другу. Ягоды. |
|
|
|||
48 |
Заучивание диалога. Школа. |
|
|
|||
Чтение |
||||||
49 |
Сопряжённое чтение стихотворений Цветы. |
|
|
|||
50 |
Чтение простого рассказа. Откуда хлеб пришёл. |
|
|
|||
51 |
Чтение сказки. Любимые сказочные герои. |
|
|
|||
52 |
Чтение заданного урока по чтению. Космос. |
|
|
|||
53 |
Самостоятельное чтение стихотворения. Лето. |
|
|
|||
54 |
Самостоятельное чтение рассказа. Лето. |
|
|
|||
55 |
Самостоятельное чтение заданного урока В зоопарке. |
|
|
|||
56 |
Чтение стихотворения по ролям. Наши чувства, эмоции. |
|
|
|||
57 |
Чтение сказки по ролям. Любимые сказочные персонажи. |
|
|
|||
58 |
Чтение сказки по ролям. Любимые сказочные персонажи. |
|
|
|||
Спонтанная речь |
||||||
59 |
Общение с окружающими. Библиотека. День рождения книги. |
|
|
|||
60 |
Беседа о просмотренном фильме. Кино. |
|
|
|||
61 |
Беседа по телефону. Мои друзья. |
|
|
|||
62 |
Общение с одноклассниками. Уроки вежливости. |
|
|
|||
Итого: 62 |
||||||
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.