СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАГАРИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
г. Гагарин
2021 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями), Основной профессиональной образовательной программы СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж» для специальности 36.02.01 Ветеринария 2021г.
Составитель: Смирнова Т.А., преподаватель СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж».
комиссии
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19
ОУД.11 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (химия, биология)
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 36.02.01 Ветеринария
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательный цикл.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
• личностных:
1) устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
2) готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
3) объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
4) умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
5) готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
6) умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
7) умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
8) проявлять уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
9) заботиться о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
10) демонстрировать готовность к продолжению образования, к социальной и профессиональной мобильности в условиях современного общества
11) демонстрировать навыки эффективного обмена информацией и взаимодействия с другими людьми, обладающий навыками коммуникации
12) использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
13) принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
•метапредметных:
1) овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
2) применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
3) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
4) умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
1) сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
3) сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального
природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
4) сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;
5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
6) сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 282 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 188 часов; самостоятельной работы обучающегося 94 часов.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.Свойства соединений железа. 2
3.Свойства соединений марганца. 2
Самостоятельное изучение обучающимися: 14
Написание конспекта по темам «Биологическая роль калия, кальция,
натрия, азота, фосфора.» «Элементы побочных подгрупп» Великий ученый М.В. Ломоносов. Виды химической связи. Вклад В.Г. Шухова в развитие нефтяной промышленности России Вклад Д.И. Менделеева в развитие агрохимии, его значение для современного сельского хозяйства Вклад Д.И. Менделеева в развитие науки Вклад Д.И. Менделеева в развитие нефтяной промышленности России Вклад Д.И. Менделеева в
разработку таможенных тарифов и их влияние на экономику России
2.11. Химия в жизни Практические занятия 10 общества. 1. Распознавание минеральных удобрений 2
Самостоятельное изучение обучающегося: Презентация: «Химия и 8 экология», Презентация: »Химия и пища»
Биология Содержание учебного материала 4
Введение 1 Общая характеристика биологии как науки. Признаки живых 2
организмов. Общие закономерности биологии.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка таблицы великих биологов, достижений в области 2 биологических наук
Тема 1. Содержание учебного материала 22
Учение о клетке. 1. Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и 2 основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.
2. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические 2
и неорганические вещества клетки живых организмов. Белки, углеводы, липиды, 2 нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
3. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. 2
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
4.Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и 2 энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
5.Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. 2 Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.Митоз. Цитокинез.
Лабораторное занятие
1.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых 2
микропрепаратах, их описание
Практические занятия
1.Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических 2
клеток
Самостоятельное изучение обучающимися:
Работа со справочной литературой по теме «Учение о клетке».
Составление опорного конспекта по теме «Биосинтеза белка» подготовка 8 материалов бесед по вирусам ,проблеме ЗОЖ,ВИЧ. Составление таблицы «Органоиды клетки»
Тема 2. Содержание учебного материала 18
Организм. Размножение и 1. Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие организмов.
индивидуальное развитие Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое 2 организмов размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
2. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза.
Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное 2 развитие.
3. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как 2
свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии 2 организмов.
4. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения 2 среды на развитие человека.
Практическое занятие.
1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и 2
других позвоночных как доказательство их эволюционного родства
Самостоятельное изучение обучающимися:
Работа со справочной литературой по теме «Размножение».
Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы. 8
Подготовка и организация сообщения на темы: «Последствия влияния:
алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека». «Партеногенез», «Способы размножения».
Составление рекомендаций или буклетов по теме Причины нарушений в развитии организмов.
Тема 3. Содержание учебного материала 30
Основы селекции и 1. Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука 2 генетики. о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. 2. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и 2 дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
3. Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, 2 изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека.
4 Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и 2 2 изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 2 6. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия происхождения 2 культурных растений.
7. Основные методы селекции: гибридизация искусственный отбор. 2
Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
8.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические 2 аспекты некоторых достижений в биотехнологии.
9. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). 2
Практическое занятие
1. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и 2
оценка возможных последствий их влияния на организм. Самостоятельное изучение обучающимися:
Работа со справочной литературой по изучению биографии Г.Мендель – основоположника генетики ,Н.И.Вавилов - достижения в биологии 10
Анализ наследственных болезней человека, их причин и профилактики
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Составление презентаций Достижения в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Тема 4. Содержание учебного материала 16
Происхождение и развитие 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. История жизни на Земле. развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка 2 Эволюционное учение развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.
2.Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция — 2
структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании 2 (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Практическое занятие
1. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. 2 2. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, 2
наземно-воздушной, почвенной).
3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни 2
Самостоятельное изучение обучающимися:
Нарисовать плакат Адаптивные особенности организмов, их 6 относительный характер. Анализ информации и составление конспекта
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Охарактеризовать Представителей редких и исчезающих видов растений
ПРИМЕНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
1. «Кока-кола»: новые вопросы старой проблемы
2. Автомагистраль, снег, почва, растения
3. Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы
4. Автомобильное топливо и его применение
5. Агрономия. Эффект минеральных удобрений
6. Азот в пище, воде и организме человека
7. Азот и его соединения
8. Азот как биогенный элемент
9. Акварельные краски. Их состав и изготовление
10. Аквариум как химико-биологический объект исследования
11. Активированный угль. Явление адсорбции
12. Актиноиды: взгляд из прошлого в будущее
13. Актуальность педагогических взглядов Д.И. Менделеева в свете модернизации современного российского образования
14. Актуальность экономических взглядов Д.И. Менделеева в свете современных тенденций развития экономики России
15. Алмаз — аллотропная модификация углерода
16. . Алмазы. Искусственный и естественный рост
17. Алхимия: мифы и реальность
18. . Алюминий
19. Алюминий и его сварка
20. . Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?
21. Алюминий — металл XX века
22. Алюминий. Сплавы алюминия
23. Анализ лекарственных препаратов
24. Анализ прохладительных напитков
25. Анализ содержания аскорбиновой кислоты в некоторых сортах смородины
26. Анализ чипсов
27. Англия в жизни и деятельности Д.И. Менделеева
28. Аномалии воды
29. Антибиотики
30. Антисептики
31. Антропогенное влияние сточных вод на воды родника
32. Арены
33. Аромат здоровья
34. Ароматерапия
35. . Ароматизаторы на основе сложных эфиров
36. Ароматические масла — бесценный дар природы
37. Ароматические эфирные масла и их использование
38. Ароматы, запахи, флюиды
39. Аскорбиновая кислота: свойства, физиологическое действие, содержание и динамика накопления в растениях
40. Аспирин
41. Аспирин как консервант 42. Аспирин — друг или враг?
43. Аспирин — польза или вред
44. Аспирин: за и против
45. Аэрозоли и их применение в медицинской практике
46. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
47. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
48. Драматические страницы в истории развития генетики.
49. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
50. История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
51. К.Линней и его значение для развития биологии.
52. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
53. Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
54. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
55. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
56. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
57. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
58. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
59. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
60. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.
61. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
62. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
63. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
64. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
65. Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
66. Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
67. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
68. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
69. Сахар и сахарозаменители
70. Гемофилия
71. Общие свойства металлов
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Естествознание».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя.
- дидактический и методический материал
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов.
Основные источники:
1 Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2015.
2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват.
учреждений. – М., 2015.
3. Беляев Д.К. Общая биология М.: Просвещение,2011 4. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень).
10 класс. — М., 2017 стериотипное издание.
Дополнительные источники:
1. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
2. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии:
учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.
3. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.
4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
5. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват.
учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.
6. Колесников С.И. Общая биология: учебное пособие: / С.И. Колесников; Доп. Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - 4-е изд., стер. - М.: КноРус, 2014. - 287 с.
7. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
8. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии:
учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
9. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ.
учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
10. Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.
11. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология:
базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
1 pvg.mk.ru - олимпиада «Покори Воробьёвы горы»
2 hemi.wallst.ru - «Химия. Образовательный сайт для школьников»
3 www.alhimikov.net - Образовательный сайт для школьников
4 chem.msu.su - Электронная библиотека по химии
5 www.enauki.ru – интернет-издание для учителей «Естественные науки»
6 1september.ru - методическая газета "Первое сентября"
7 hvsh.ru - журнал «Химия в школе»
8 www.hij.ru/ -«Химия и жизнь»
9 chemistry-chemists.com/index.html - электронный журнал «Химики и химия»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины: «Химия» осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, опроса, решения расчетных задач, ситуационных заданий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты освоения учебной дисциплиной Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
• личностных: Наблюдение за
1) устойчивый интерес к истории и достижениям в обучающимися на области естественных наук, чувство гордости за аудиторных занятиях.
российские естественные науки; Наблюдение и экспертная
2) готовность к продолжению образования, повышению оценка результатов квалификации в избранной профессиональной деятельности
деятельности с использованием знаний в области обучающихся на
естественных наук; практических занятиях
3) объективное осознание значимости компетенций в Взаимопроверка и области естественных наук для человека и общества, взаимооценка умение использовать технологические достижения в обучающихся на области физики, химии, биологии для повышения практических занятиях; собственного интеллектуального развития в самопроверка и выбранной профессиональной деятельности; самооценка выполненных 4) умение проанализировать техногенные последствия заданий.
для окружающей среды, бытовой и Устный опрос, производственной деятельности человека; практическая работа,
5) готовность самостоятельно добывать новые для себя лабораторная работа, естественно-научные знания с использованием для экзамен этого доступных источников информации;
6) умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
7) умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих
задач в области естествознания;
•метапредметных:
1) овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
2) применение основных методов познания
(наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
3) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
4) умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
1) сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
3) сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли
грамотного потребителя;
4) сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;
5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
6) сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
23
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.