Рабочая программа для учебной дисциплины Естествознание

  • pdf
  • 27.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОУД. Естествознание 2020 и 2021 для 36.02.01.pdf

 

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ГАГАРИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Гагарин

2021 г

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями), Основной профессиональной образовательной программы СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»  для специальности  36.02.01 Ветеринария 2021г.

 

Составитель: Смирнова Т.А.,  преподаватель СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж».

 

комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

                                                                                                                                                   стр.

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                      4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                            6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                  19

 

 

1.      ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОУД.11  ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (химия, биология)

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  36.02.01 Ветеринария

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательный цикл.

1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

  личностных:

1)      устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

2)      готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

3)      объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

4)      умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

5)      готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

6)      умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

7)      умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

8)      проявлять уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

9)      заботиться о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

10)  демонстрировать готовность к продолжению образования, к социальной и профессиональной мобильности в условиях современного общества

11)  демонстрировать навыки эффективного обмена информацией и взаимодействия с другими людьми, обладающий навыками коммуникации

12)  использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

13)  принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

метапредметных:

1)     овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

2)     применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

3)     умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

4)     умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

  предметных:

1)     сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;

2)     владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

3)     сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального

природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

4)     сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

5)     владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

6)     сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

 

1.4  Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:         максимальной учебной нагрузки обучающегося 282 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 188 часов; самостоятельной работы обучающегося 94 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 


 

 

 

 


                                                                      2.Свойства соединений железа.                                                                     2

                                                                      3.Свойства соединений марганца.                                                                 2

                                                                       Самостоятельное изучение обучающимися:                                         14

                                                                      Написание конспекта по темам «Биологическая роль  калия, кальция,  

натрия,  азота, фосфора.» «Элементы побочных подгрупп» Великий ученый М.В. Ломоносов. Виды химической связи. Вклад В.Г. Шухова в развитие нефтяной промышленности России Вклад Д.И. Менделеева в развитие агрохимии, его значение для современного сельского хозяйства Вклад Д.И. Менделеева в развитие науки Вклад Д.И. Менделеева в развитие нефтяной промышленности России Вклад Д.И. Менделеева в

разработку таможенных тарифов и их влияние на экономику России 

2.11. Химия в жизни Практические занятия 10 общества. 1. Распознавание  минеральных удобрений 2

Самостоятельное изучение обучающегося: Презентация: «Химия и    8 экология», Презентация: »Химия и пища»

                     Биология                    Содержание учебного материала                         4                                                          

                      Введение                              1 Общая характеристика биологии как науки. Признаки живых 2

 организмов. Общие закономерности биологии.

                                                                      Самостоятельная работа обучающихся                                                      

Подготовка таблицы великих биологов, достижений в области 2  биологических наук

                        Тема 1.                      Содержание учебного материала                        22                                                         

Учение о клетке. 1. Химическая организация клетки. Клетка элементарная живая система и 2 основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

2.     Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические 2

и неорганические вещества клетки живых организмов. Белки, углеводы, липиды, 2 нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

3.     Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. 2

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

4.Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и 2 энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

5.Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. 2 Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.Митоз. Цитокинез.

                                                             Лабораторное занятие                                                                             

                                                                    1.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых                                                                                                                    2

 микропрепаратах, их описание

                                                                      Практические занятия                                                                                                                                                                                    

                                                                         1.Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических                                                                                                                    2

 клеток

                                                                       Самостоятельное изучение обучающимися:                                              

                                                                                  Работа со справочной литературой  по теме «Учение о клетке».        

Составление опорного конспекта по теме «Биосинтеза белка» подготовка          8           материалов бесед по вирусам ,проблеме ЗОЖ,ВИЧ. Составление таблицы «Органоиды клетки»

                        Тема 2.                      Содержание учебного материала                        18                                                         

Организм. Размножение и        1. Размножение организмов. Организм единое целое. Многообразие организмов.  

индивидуальное развитие           Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое 2 организмов          размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

2.         Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза.  

Основные      стадии эмбрионального                 развития.         Органогенез.       Постэмбриональное 2 развитие.  

3.         Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как             2

свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии 2 организмов.

4.         Индивидуальное      развитие         человека.       Репродуктивное            здоровье.  

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения 2 среды на развитие человека.

                                                              Практическое занятие.                                                                            

                                                                            1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и                                                                                                                    2                                                             


других позвоночных как доказательство их эволюционного родства

                                                                       Самостоятельное изучение обучающимися:                                              

                                                                      Работа со справочной литературой по теме «Размножение».                       

                                                                       Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы.                         8

                                                                                Подготовка и организация сообщения на темы: «Последствия влияния:     

алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека».  «Партеногенез», «Способы размножения».  

Составление рекомендаций или буклетов по теме Причины нарушений в развитии организмов.

                        Тема 3.                 Содержание учебного материала                        30                                                         

Основы селекции и     1. Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука 2 генетики. о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. 2. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и 2 дигибридное            скрещивание   Хромосомная теория         наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

3. Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, 2 изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. 

4 Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и 2 2 изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.  2 6. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия происхождения 2 культурных растений.

7. Основные методы селекции: гибридизация искусственный отбор. 2

Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних  животных и микроорганизмов.  

8.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические 2 аспекты некоторых достижений в биотехнологии.  

                                                                      9. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).            2

                                                                      Практическое занятие                                                                                                                                                                                     

                                                                          1. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и                                                                                                                    2

оценка возможных последствий их влияния на организм.    Самостоятельное изучение обучающимися:          

Работа со справочной литературой по изучению биографии Г.Мендель –           основоположника генетики ,Н.И.Вавилов - достижения в биологии       10

                                                                      Анализ наследственных болезней человека, их  причин и профилактики            

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Составление презентаций Достижения в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

                        Тема 4.                      Содержание учебного материала                        16                                                         

Происхождение и развитие 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. История  жизни на Земле. развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка 2 Эволюционное учение развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.  Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

                                                                        2.Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция                                                                                                                     2

структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая  теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании 2 (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

                                                                       Практическое занятие                                                                                                                                                                                   

1. Описание особей одного вида по морфологическому критерию.         2           2. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной,     2

 наземно-воздушной, почвенной).

                                                                      3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни                                                                                                          2                                                                        

                                                                       Самостоятельное изучение обучающимися:                                              

Нарисовать плакат Адаптивные особенности организмов, их         6 относительный характер. Анализ информации и составление конспекта  

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Охарактеризовать Представителей редких и исчезающих видов растений



ПРИМЕНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

1.      «Кока-кола»: новые вопросы старой проблемы 

2.      Автомагистраль, снег, почва, растения 

3.      Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы 

4.      Автомобильное топливо и его применение 

5.      Агрономия. Эффект минеральных удобрений 

6.      Азот в пище, воде и организме человека 

7.      Азот и его соединения 

8.      Азот как биогенный элемент 

9.      Акварельные краски. Их состав и изготовление 

10.  Аквариум как химико-биологический объект исследования 

11.  Активированный угль. Явление адсорбции 

12.  Актиноиды: взгляд из прошлого в будущее 

13.  Актуальность педагогических взглядов Д.И. Менделеева в свете модернизации современного российского образования 

14.  Актуальность экономических взглядов Д.И. Менделеева в свете современных тенденций развития экономики России 

15.  Алмаз — аллотропная модификация углерода 

16.  . Алмазы. Искусственный и естественный рост 

17.  Алхимия: мифы и реальность 

18.  . Алюминий 

19.  Алюминий и его сварка 

20.  . Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник? 

21.  Алюминий — металл XX века 

22.  Алюминий. Сплавы алюминия 

23.  Анализ лекарственных препаратов 

24.  Анализ прохладительных напитков 

25.  Анализ содержания аскорбиновой кислоты в некоторых сортах смородины 

26.  Анализ чипсов 

27.  Англия в жизни и деятельности Д.И. Менделеева 

28.  Аномалии воды 

29.  Антибиотики 

30.  Антисептики 

31.  Антропогенное влияние сточных вод на воды родника 

32.  Арены 

33.  Аромат здоровья 

34.  Ароматерапия

35.  . Ароматизаторы на основе сложных эфиров 

36.  Ароматические масла — бесценный дар природы 

37.  Ароматические эфирные масла и их использование 

38.  Ароматы, запахи, флюиды 

39.  Аскорбиновая кислота: свойства, физиологическое действие, содержание и динамика накопления в растениях 

40.  Аспирин 

41.  Аспирин как консервант  42. Аспирин — друг или враг?

43.  Аспирин — польза или вред 

44.  Аспирин: за и против 

45.  Аэрозоли и их применение в медицинской практике 

46.  Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

47.  Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

48.  Драматические страницы в истории развития генетики.

49.  Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

50.  История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

51.  К.Линней и его значение для развития биологии.

52.  Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

53.  Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения

54.  Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

55.  Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

56.  Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

57.  Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

58.  Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

59.  Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

60.  Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.

61.  Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

62.  Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

63.  Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

64.  Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

65.  Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

66.  Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).

67.  Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

68.  Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

69.  Сахар и сахарозаменители

70.  Гемофилия

71.  Общие свойства металлов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация      программы      дисциплины       требует       наличия      учебного      кабинета

«Естествознание».

Оборудование учебного кабинета:

-   посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя.

-   дидактический и методический материал

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов.

 

Основные источники:

1 Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2015.

2.      Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват.

учреждений. – М., 2015.

3.      Беляев Д.К. Общая биология М.: Просвещение,2011 4.  Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень).

10 класс. — М., 2017 стериотипное издание.

Дополнительные источники:

1.                  Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

2.                  Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии:

учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.

3.                  Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.

4.                  Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.

5.                  Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват.

учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.

6.                  Колесников С.И. Общая биология: учебное пособие: / С.И. Колесников; Доп. Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - 4-е изд., стер. - М.: КноРус, 2014. - 287 с. 

7.                  Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

8.                  Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии:

учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

9.                  Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ.

учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.

10.              Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.

11.              Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология:

базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.

Интернет-ресурсы

1        pvg.mk.ru - олимпиада «Покори Воробьёвы горы»

2        hemi.wallst.ru - «Химия. Образовательный сайт для школьников»

3        www.alhimikov.net - Образовательный сайт для школьников

4        chem.msu.su - Электронная библиотека по химии

5        www.enauki.ru – интернет-издание для учителей «Естественные науки»

6        1september.ru - методическая газета "Первое сентября"

7        hvsh.ru - журнал «Химия в школе»

8        www.hij.ru/ -«Химия и жизнь»

9        chemistry-chemists.com/index.html - электронный журнал «Химики и химия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины: «Химия» осуществляется преподавателем в процессе проведения  лабораторных работ, тестирования, опроса, решения расчетных задач, ситуационных заданий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

                         Результаты освоения учебной дисциплиной                                   Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения 

  личностных:         Наблюдение за

1)      устойчивый интерес к истории и достижениям в обучающимися на области естественных наук, чувство гордости за аудиторных занятиях.

                российские естественные науки;                                            Наблюдение и экспертная

2)      готовность к продолжению образования, повышению оценка результатов квалификации в          избранной профессиональной деятельности

деятельности с использованием знаний в области обучающихся на

                естественных наук;                                                               практических занятиях 

3)      объективное осознание значимости компетенций в Взаимопроверка и области естественных наук для человека и общества, взаимооценка умение использовать технологические достижения в обучающихся  на области физики, химии, биологии для повышения практических занятиях; собственного интеллектуального   развития         в самопроверка и выбранной профессиональной деятельности; самооценка выполненных 4) умение проанализировать техногенные последствия заданий.

для окружающей среды, бытовой и Устный опрос, производственной деятельности человека; практическая работа,

5)      готовность самостоятельно добывать новые для себя лабораторная работа, естественно-научные знания с использованием для экзамен этого доступных источников информации;

6)      умение            управлять      своей познавательной деятельностью,     проводить самооценку    уровня собственного интеллектуального развития;

7)      умение            выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих

задач в области естествознания;

метапредметных:

1)      овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

2)      применение   основных       методов          познания

(наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных            сторон            естественно-научной           картины мира,          с            которыми       возникает       необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

3)      умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

4)      умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

 

  предметных:

1)      сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;

2)      владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

3)      сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли

грамотного потребителя;

4)      сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

5)      владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

6)      сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

 


 

 

23