Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»
Рабочая программа
Дополнительного образования
« Вспомогательные исторические науки »
Для учащихся 5 классов
( 68 часов)
Учитель: Гребенникова С.А.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит важнейшей задачей «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России». Программа нацеливает на формирование ценностных ориентиров учащихся. Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России.
Программа позволяет решать вопросы патриотического воспитания, показать примеры патриотического служения у разных народов. История России даёт нам множеств примеров патриотического служения и любви к Родине. Эта любовь бескорыстна и не требует ничего взамен. Она проявляется не только на поле боя с врагом, но и в повседневности.
Любовь к Отечеству связана с любовью к родному краю, где человек родился, где он приобрёл первые познания жизни, первые впечатления.
Любовь к Отечеству связана с любовью к народу: к его языку, произведениям искусства, литературы, духовного творчества, Любить Отечество - значит любить прошлое своего народа, т.е. его историю, предания; любить его настоящее - его нравы обычаи, особенности его быта; любить его будущее - его идеалы, стремления.
Любовь к Отечеству предполагает заботу об улучшении его политического устройства, совершенствования его органов власти, стремление к установлению согласия и мира в общественной жизни, совершенствованию его законов и их исполнение.
Любить Отечеств значит любить благо Отечества, благо своего народа, благо своего государства. Дорожить этим благом, охранять его, служить ему, соблюдать обязанности, направленные на сохранение и возвышения блага отечества.
Бережное отношение к обычаям и традициям – важное условие неразрывной связи времён и поколений. Это выражается в почитании национальных святынь могил предков, сохранении и защите памятников истории и культуры – культурного наследия.
Программа дополнительного образования школьников «Вспомогательные исторические науки» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и ознакомление с их методами исследований исторического прошлого.
Цель программы: создание условий для воспитания российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, патриотизма, нравственной позиции, социальной активности.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и углубление знаний учащихся об исторической науке, работе учёных-историков;
- развитие умения работать по извлечению знаний о прошлом из различных исторических источников; навыков исследовательской деятельности, самостоятельной и групповой работы;
- развитие умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- развивать систему гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание.
Воспитательные:
- воспитывать патриотов России, граждан социального государства;
- формировать стремление у школьников к сохранению, распространению, и развитию национальной культуры;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России;
- развивать потребность в исторических знаниях.
Развивающие:
- применение универсальных учебных действий при работе с различными источниками знаний, в процессе самостоятельной и групповой работы;
- развивать умение самостоятельно оценивать события прошлого.
- развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Результаты
Личностные результаты
- проявление в различных ситуациях, с учётом возрастного уровня, позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества;
- проявление патриотических чувств, исходя из особенностей возраста школьника, в оценках событий прошлого и настоящего.
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- умение организовать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить компромиссное решение;
- разрешать возникшие противоречия в ходе работы на основе согласования позиций;
- учитывать мнение других учащихся и соотносить его со своим.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- учитывать предложенные учителем ориентиры действия;
- вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия по алгоритму.
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД:
- проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний;
- при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- строить рассуждения о предложенной информации.
- излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке.
Коммуникативные УУД:
- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
- владеть устной, письменной, монологической речью;
- признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации;
-формулировать собственное мнение и позицию,
- вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению.
- уметь слушать собеседника и вести диалог;
- использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты
- проявлять интерес к изучению истории;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края;
- расширять знания о выдающихся исторических деятелях, важнейших событиях истории.
Формы занятий
Беседы, презентации, экскурсии (в т.ч. виртуальные), поисковые исследования, олимпиады, встречи с учёными-историками, посещение музеев и др., проектная деятельность.
Режим занятий
. Занятия в рамках программы проходят 1 раз в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть, так и практическую. На вторую часть отводится большее количество времени.
Формы представления результатов
сочинения, выпуск стенгазет на историческую тему, участие в олимпиаде, составление доклада, создание родословной своей семьи, участие в конкурсе рисунков, создание компьютерной презентации, проведение экскурсии, участие в обсуждении, фотографирование исторических объектов, интервью, пополнение коллекции школьного музея и др., защита проектов.
2 Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего часов |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Аудиторные ( теория) |
Внеаудиторные (практика)
|
||||
1 |
Как изучается прошлое. |
10 |
4 |
6 |
|
1.1 |
История наука о прошлом. Исторический факт. |
2 |
2 |
1 |
Познакомить учащихся с первоначальным представлением о истории и историческом факте. |
1.2 |
Исторический источник. Виды исторических источников. Архивоведение. |
4 |
2 |
2 |
Познакомить с историческими источниками, их видами. |
1.3 |
Измерение времени в исторической науке. Хронология. |
2 |
|
2 |
Научить работать с лентой времени и ознакомить с особенностями современного летосчисления: счёт лет до нашей эры и нашей эры. |
1.4 |
Историческая карта. История на плане. |
2 |
|
2 |
Уметь различать карту и план. Научить правилам работы с картой. |
2 |
Науки- помошницы. |
12 |
4 |
8 |
|
2.1 |
Археология. |
4 |
2 |
2 |
Общее представление о работе археолога .Познакомить с важнейшими археологическими памятниками России. |
2.2 |
Этнография. |
4 |
1 |
2 |
Уметь анализировать мифы песни и сказания с исторической точки зрения. |
2.3 |
Нумизматика, сфрагистика, метрология и др. |
4 |
1 |
4 |
Иметь представление о данных науках. |
3 |
История вокруг нас. |
20 |
2 |
8 |
|
3.1 |
Генеалогия. |
4 |
|
2 |
Уметь составлять свою родословную. |
3.2 |
Топонимика. |
4 |
|
2 |
Иметь представление о том ,что в географических названиях содержится информация по изучению исторического прошлого. |
3.3 |
Геральдика. |
4 |
|
2 |
Уметь различать гербы разных стран, знать историю возникновения и периоды Государственного герба РФ. |
3.4 |
Знамёна и флаги в истории. |
4 |
|
1 |
Понимать общее и различия между гербом и флагом, знать историю и традиции , связанные с ними. |
3.5 |
Из истории гимнов. |
4 |
2 |
1 |
Знать что такое гимн и историю возникновения гимна РФ. |
4 |
Как работать с историческими материалами в школе. |
14 |
|
4 |
|
4.1 |
Порядок изучения истории. Проектная деятельность |
10 |
|
10 |
Знать периодизацию истории и направления в изучении. |
4.2 |
Художественная литература по исторической тематике. |
2 |
2 |
2 |
Уметь отличать правду от вымысла в художественной литературе. |
4.3 |
Живописные произведения на историческую тему .Историческая фотография. |
2 |
1 |
1 |
Уметь работать с историческими картинами и фотографиями, анализировать и извлекать информацию. |
5 |
Итоговые занятия. Резерв |
10 2ч. резерв |
2 |
2 |
Защита пректов. |
Итого: |
68 |
10 |
37 |
|
3 Содержание программы.
1. Как изучается прошлое.
1.1 История – наука о прошлом. Исторический факт. Главные вопросы историка. Как работают историки. Краткое знакомство с именами выдающихся историков. .
1.2.1 Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки. Как гибнут памятники старины. Культурное наследие.
1.3 Хронология – порядок событий. Историческая хронология - вспомогательная научная дисциплина.
Что называется датой. Мера времени – год. Точка отсчёта времени. Мера времени – век. Мера времени - тысячелетие.
1.4 .Историческая карта. Историческая карта как источник информации. История на плане.
: Понимать особенность информации, предоставляемой картой и планом. Различие карты и плана. Простейшие примеры использования карты при изучении истории. Правила работы с исторической картой.
2. Науки-помощницы: археология, этнография.
2.1 Что изучает археология. Как работают археологи.
Общее представление о работе археолога. Необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Вред раскопок, проводимых случайными людьми.
2.2. Что изучает этнография. Преданья старины глубокой. История в песне.
Особенности работы этнографов; общее и различное в работе этнографа и археолога.
: анализ сказаний, мифов, песен с исторической точки зрения.
2.3. Нумизматика, сфрагистика, метрология и др.
3. История вокруг нас.
3.1 Генеалогия. Знать своих предков – знать историю. Что значит родословие. Из истории имён. Отчество. История в фамилиях.
Генеалогия «приближает» историю к человеку. История семьи, происхождение имени – важные составляющие, из которых складывается историческая память человека.
3.2 Топонимика. Географические названия – свидетели прошлого. Как возникают названия. Названия стран мира. Названия городов, сёл, улиц в родном крае. История их возникновения.
Географические названия как информация по изучению исторического прошлого. Необходимость бережного отношения к географическим названиям.
Краеведческий материал при изучении происхождения географических названий.
3.3 Геральдика. О прошлом рассказывают гербы. Отличительный знак. Символ фамильной чести. Из истории государственных гербов России. Государственный герб Российской Федерации.
Символические изображения в работе учёных историков. Значение символики в жизни людей.
Уважение к государственным символам – одна из нравственных и социальных установок любого общества.
3.4 Знамёна и флаги в истории. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории знамён. Флаг – отличительный знак. Общее и различное между ними. Из истории флагов России. Государственный флаг Российской Федерации.
Флаг и знамя как часть государственной символики. Традиции, связанные с флагом и знаменем.
3.5. Из истории гимнов. Песнь во славу Отечества. Из истории гимнов зарубежных стран и нашей страны. Государственный гимн Российской Федерации.
Отношение к государственным символам – показатель нравственной установки личности. Патриотическая песнь в истории нашего государства. Взаимосвязь между изменениями порядков в стране и появлением государственных символов.
4. Как работать с историческим материалом в школе. Проектная деятельность.
4.1. Порядок изучения истории. Периоды в истории. Направления (курсы) в изучении истории: Всеобщая история и история России.
4.2. Художественная литература по исторической тематике. Правда и вымысел в художественной литературе. Писатели, создавшие произведения на историческую тему.
4.3. Иллюстрации на историческую тему. Репродукции картин, изображающих историческое прошлое. Правда и вымысел в живописных произведениях. Художники, создававшие свои полотна на историческую тему.
Применять: изучение исторического прошлого с помощью фотографии. Анализировать фотографии, изображающие историческое прошлое.
4 . Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации программы учащиеся должны научиться:
1 Владеть устной, письменной, монологической речью на исторические темы.
2 Признавать существование различных точек зрения .
3 Формировать собственное мнение по различным вопросам.
4 Уметь слушать собеседника и вести диалог.
5 Применять исторические знания и исторический анализ для раскрытия исторических событий.
6 Уметь исследовать исторические источники.
7 Писать учебно-исследовательские работы по истории семьи.(составлять родословную ,записывать воспоминания).
8 Проводить поисковые работы.
9 Создавать домашний архив.
10.Работать с историческими экспонатами.
11Работать с исторической картой и биографиями исторических деятелей.
5 .Формы и виды контроля.
Сочинения, выпуск стенгазет на историческую тему, участие в олимпиаде, составление доклада, создание родословной своей семьи, участие в конкурсе рисунков, создание компьютерной презентации, проведение экскурсии, участие в обсуждении, фотографирование исторических объектов. В конце года учащиеся должны защитить проект в письменном или электронном виде.
.
6 Описание материально-технической базы.
Майков А.Н История. Введение в историю. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 5 класс. (Гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки для учащихся общеобразовательных учреждений) М.: «Вентана-Граф». 2014 г. 128 стр.
Майков А. Н. История. Введение в историю. Методические рекомендации 5 класс. М.: «Вентана-Граф». 2012 г. 121 стр.
Майков А.Н. История. Введение в историю. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: «Вентана-Граф».
Методика обучения истории: Учебник для студ. учреждений высшего образования (Гриф Допущено УМО по направлению «Педагогическое образование») / Барабанов В.В., Лазукова Н.Н., Ванина Э.В., Журавлева О.Н. и др. / под ред. Барабанова В.В., Лазуковой Н.Н. М.: ИЦ «Академия», 2014. - 432 с.
Багров Лео. История картографии / пер. с англ. Н.И. Лисовой. М.: Центрполиграф, 2004. 319 с.
Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Вестник образования. – 2009. - № 17.
Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.: Вако, 2007
Журавлева О.Н. Диалог с прошлым: историческая интерпретация учащимися текстовых источников и художественных произведений // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст. СПб.: АППО, 2006. 236 с. С. 154–158.
Ишимова А.О. История России. В рассказах для детей. Аудиозапись. МР3 http://gorenka.org/index.php/detyam/3648-ishimova-a-o-istoriya-rossii-v-rasskazakh-dlya-detej
Митяев А.В. Ветры Куликова поля. Рассказы о воинской доблести предков. М.: Детская литература. 1984 г. Переплет: ламинированный тверд.; 319 страниц.
Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы. СПб.: Искусство СПб, 2002. 880 с.
Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.
Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М.: Дет. лит., 1991. - 143 рассказы русских летописей XII-XIV вв. / сост.-ред.: Лихачев Д. С. М.: «Детская литература» , 2013. - 205 с.
Религии Санкт-Петербурга. Историко-культурный атлас: Уч. пособие / под ред. В.В. Аржанухина. – СПб.: Союз, 2002. 212 с.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М. Педагогическое общество Росс. М., 2002. 224 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.