Методическая разработка « ИГРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА. ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»
Оценка 4.6

Методическая разработка « ИГРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА. ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»

Оценка 4.6
doc
06.06.2021
Методическая разработка  « ИГРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА.  ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»
мммммммр1.doc

МАУДО Центр детского творчества Промышленного района

 

 

Методическая разработка

 

« ИГРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА.

ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»

 

 

 

 

 

                                                 Автор-составитель:

                                                    педагог-организатор детского

                                                             клуба по месту жительства

                                          им. К.Н. Котова                        

                                                                  Соловых О.А.

 

 

 

 

Введение

 

Игротворчество обладает значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом,  так как    обеспечивает снятие накопленной  на уроках усталости и агрессии, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию и совершенствованию творческих  способностей учащихся,   их   творческой  самореализации.

Актуальность занятий игротворчеством определяется тем, что оно    является альтернативой  пустому препровождению  досуга учащимися, поскольку предполагает вовлечение его участников  в интересную, яркую, творческую деятельность, которая будет носить развивающий, социально – адаптирующий   характер.

Игротворчество расширит   кругозор детей,  разовьет их    фантазию, образное, ассоциативное мышление,   повысит  эмоциональную культуру.   Оно имеет ярко выраженную практическую направленность  и  предлагает  учащимся работу не с готовым игровым материалом, а деятельность по его  самостоятельной разработке.

Кроме того   оно дает учащимся возможность попробовать себя в  разных социальных ролях. 

 

Специфика игротворчества и его основные  формы

 

 Чтобы понять специфику игротворчества следует, прежде всего, уяснить общие отличия культурно-досуговой программы от дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Эти отличия состоят в следующем:

-содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному предмету, а реализуется в процессе подготовки и проведения мероприятия;

-овладение, предусмотренными в ней знаниями, умениями и навыками осуществляется в процессе самостоятельной игровой деятельности и во взаимодействии взрослых и детей во время досуга;

-источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности могут выступать как педагоги, так и  сами дети, и их родители;

-в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных ролей учащихся: организатор, исполнитель, зритель, режиссер, бутафор, гример, ведущий, звукорежиссер, осветитель, член жюри и  др.

Выделяют несколько основных типов игротворчества.  В основе их классификации заложены два фактора: степень соучастия детей в культурно-досуговой программе и ее протяженность во времени.

В соответствии с ними выделяют шесть типов игротворчества:

-разовая игровая программа;

-конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

-игра-спектакль;

-театрализованная игра;

-зрелище;

-праздник;

-длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Учащиеся включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа» При этом, предлагаемые им формы могут быть самими разнообразными: различные виды игр, конкурсов, флешмобов, состязаний. Занимает такой тип игротворчества от получаса до полутора часов, в зависимости от возраста участников.

Организуют их, как правило, педагоги-организаторы или аниматоры. От их профессионализма, опыта и таланта зависит качество данного типа игротворчества. Очень важно, чтобы каждый ребенок не только почувствовал радость от своего участия в коллективном «действе», но и получил возможность творчески самовыразиться, не ушел с чувством обиды за то, что его не заметили, не приняли в игру, не дали проявить способности.

С особым интересом дети воспринимают флешмобы, игры-розыгрыши, игры-перевертыши. В то же время избитые, устаревшие приемы (загадки, эстафеты, музыкальные игры типа «Топай-хлопай»), как правило, вызывают невосприимчивость и равнодушие детской аудитории.

Непозволительной ошибкой может стать включение в программу сомнительных конкурсов, создающих щекотливые ситуации, пошлых шуток, черного юмора, игр, пропагандирующих насилие и девиантное поведение.

Как должно выглядеть описание данного  типа игротворчества? Иногда достаточно и сценарного плана. Однако, документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора, является литературный сценарий.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и творческие конкурсы, объединенные одной тематикой. Образовательный, воспитательный   смысл этого типа игротворчества состоит именно в подготовке, придумывании, совместном сотворчестве детей.

Необходимо знать о некоторых тонкостях подготовки и проведения конкурсно-игровых программ.

Во-первых, при их подготовке важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию. В тоже время самостоятельность учащихся должна сопровождаться аккуратным педагогическим руководством, без которого выступление, мягко говоря, может быть неудачным. Основная задача данного типа игротворчества – привить детям  художественный вкус,  тонкий юмор, научить самовыражаться в социально приемлемых формах.

Особое место в данном типе игротворчества занимают интеллектуальные игры. Здесь успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей ребят, их интеллекта.

К основным типам интеллектуальных игр относят викторины и стратегии, которые в свою очередь разделяются на следующие  формы.

Викторина-форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины могут быть тестовыми (участники отвечают на вопросы и получают оценку). Самыми известными примерами тестовых викторин являются игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Миллионер». Также викторины могут быть сюжетными (организаторы придумывают игровой сюжет, например, путешествие, и игроки становятся путешественниками). К такой форме викторины относится игра  «Колесо истории».

Стратегии делятся на:

-ролевые (путь к победе через наилучшее исполнение роли – «Экспромт-театр»);

-экономические (предполагающие успешные сделки – «Менеджер»);

-боевые (путь к успеху через правильное планирование победы над противником – «Шашки», «Зарница»).

В реальной практике преобладают комбинированные формы данного типа игротворчества. Чаще всего сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.

Особенностью интеллектуальных игр является наличие вопросов, предлагаемых участнику. Поэтому важнейшей задачей организатора является их качественный отбор в соответствии с возрастом детей, для которых они предназначены.

Существует следующая классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр:

1.Допустимые: вопросы на сообразительность; вопросы типа «неизвестное об известном»; вопросы на логическое и ассоциативное мышление.

2.Условно допустимые (воспроизводящие вопросы; вопросы с «уловкой», вопросы на перечисление; вопросы с развернутым ответом).

3. Недопустимые (вопросы-розыгрыши, вопросы на удачу, вопросы на приближение).

Следующим типом игротворчества является игра-спектакль. Для ее проведения необходима группа ведущих досуговой программы, как правило, это взрослые педагоги. Сюжет строится так, чтобы дети-участники могли без подготовки играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будет зависеть судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и участников в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации и весьма продолжительный период подготовки. Темы таких игр весьма разнообразны и могут иметь как сказочные, так и социальные сюжеты.

В оформленном виде такая программа не может выглядеть как простой сценарий, поскольку это лишит учащихся возможности участвовать в развитии сюжета.  Для ее проведения необходимо иметь:

-четко изложенные педагогические задачи;

-план подготовки игры;

-экспозицию (описание игровой среды, предшествующей началу действия);

-описание хода игрового действия с приемами включения учащихся в ту или иную ситуацию;

- список игр спектакля с подробным описанием.

Еще один тип игротворчества – зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) Данный тип характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя выступление всегда акт творчества, вызывающий сильный душевный подъем. Зритель, даже при эмоциональном отношении к выступлению, остается воспринимающим субъектом. Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно и доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь, организовать дело так, чтобы учащиеся периодически выступали то в роли исполнителей, то в роли зрителей.

Праздник особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип игротворчества. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками, или же следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные формы культурно-досуговой деятельности очень разнообразны. К ним относят: гулянья, карнавальные шествия, представления, слеты, смотры, фестивали и др.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, награждения, различного рода зрелища, игровые программы, состязания.

Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, с описанием всех организационных мероприятий и указанием ответственных за них. Чем  больше детей включены в графу «ответственный», тем большее социализирующее значение имеет событие.

Длительная досуговая программа отличается тем, что рассчитана на постоянный состав участников и может продолжаться в течение нескольких дней, недель, месяцев.

Современные длительные досуговые программы представляют собой сюжетно-ролевые игры, квесты.

Специфическими особенностями данного типа игротворчества являются:

-наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

-наличие коллективной творческой деятельности детей, в качестве системообразующего фактора;

-разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена;

-создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

-конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

Данный тип игротворчества применим в рамках общеобразовательной школы, в учреждении дополнительного образования, в летнем детском лагере и т.п. Обязательное правило этого типа игротворчества – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием.

Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов в общелагерные массовые мероприятия.

Исследователи детского досуга Л.Н. Буйлов и Н.В. Кленова выделяют следующие сюжетные модели данного типа игротворчества:

1. Республика – своеобразное государство, основной закон которого отражает права и обязанности детей и взрослых. Здесь решаются задачи воспитания гражданской позиции детей через их участие вместе с взрослыми в моделировании государственного управления, привитие навыков и умений демократической жизни.

2. Путешествие – по этой модели учащимся предлагается отправиться в путешествие по заданному курсу (тропа приключений, континент знаний, океан здоровья и т.д.)

3. Строительство. Эта модель предполагает создание своего дома из   отношений внутри коллектива, либо своего микрорайона добрых дел.

Заключение

Таким образом, ценность всех типов игротворчества несомненна. Она стимулирует развитие умений и навыков у учащихся, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствует социальной адаптации и стимулирует их социальную активность.

Приведенная классификация является одним из возможных вариантов систематизации типов игротворчества. Ее ценность состоит в том, что степень соучастия в них учащихся – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.


МАУДО Центр детского творчества

МАУДО Центр детского творчества

Введение Игротворчество обладает значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом, так как обеспечивает снятие накопленной на уроках усталости и агрессии, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию…

Введение Игротворчество обладает значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом, так как обеспечивает снятие накопленной на уроках усталости и агрессии, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию…

С особым интересом дети воспринимают флешмобы, игры-розыгрыши, игры-перевертыши

С особым интересом дети воспринимают флешмобы, игры-розыгрыши, игры-перевертыши

Допустимые: вопросы на сообразительность; вопросы типа «неизвестное об известном»; вопросы на логическое и ассоциативное мышление

Допустимые: вопросы на сообразительность; вопросы типа «неизвестное об известном»; вопросы на логическое и ассоциативное мышление

Данный тип игротворчества применим в рамках общеобразовательной школы, в учреждении дополнительного образования, в летнем детском лагере и т

Данный тип игротворчества применим в рамках общеобразовательной школы, в учреждении дополнительного образования, в летнем детском лагере и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2021