МАУДО Центр детского творчества Промышленного района
Методическая разработка
« ИГРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА.
ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»
Автор-составитель:
педагог-организатор детского
клуба по месту жительства
им. К.Н. Котова
Соловых О.А.
Введение
Игротворчество обладает значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом, так как обеспечивает снятие накопленной на уроках усталости и агрессии, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию и совершенствованию творческих способностей учащихся, их творческой самореализации.
Актуальность занятий игротворчеством определяется тем, что оно является альтернативой пустому препровождению досуга учащимися, поскольку предполагает вовлечение его участников в интересную, яркую, творческую деятельность, которая будет носить развивающий, социально – адаптирующий характер.
Игротворчество расширит кругозор детей, разовьет их фантазию, образное, ассоциативное мышление, повысит эмоциональную культуру. Оно имеет ярко выраженную практическую направленность и предлагает учащимся работу не с готовым игровым материалом, а деятельность по его самостоятельной разработке.
Кроме того оно дает учащимся возможность попробовать себя в разных социальных ролях.
Специфика игротворчества и его основные формы
Чтобы понять специфику игротворчества следует, прежде всего, уяснить общие отличия культурно-досуговой программы от дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Эти отличия состоят в следующем:
-содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному предмету, а реализуется в процессе подготовки и проведения мероприятия;
-овладение, предусмотренными в ней знаниями, умениями и навыками осуществляется в процессе самостоятельной игровой деятельности и во взаимодействии взрослых и детей во время досуга;
-источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности могут выступать как педагоги, так и сами дети, и их родители;
-в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных ролей учащихся: организатор, исполнитель, зритель, режиссер, бутафор, гример, ведущий, звукорежиссер, осветитель, член жюри и др.
Выделяют несколько основных типов игротворчества. В основе их классификации заложены два фактора: степень соучастия детей в культурно-досуговой программе и ее протяженность во времени.
В соответствии с ними выделяют шесть типов игротворчества:
-разовая игровая программа;
-конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
-игра-спектакль;
-театрализованная игра;
-зрелище;
-праздник;
-длительная досуговая программа.
Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Учащиеся включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа» При этом, предлагаемые им формы могут быть самими разнообразными: различные виды игр, конкурсов, флешмобов, состязаний. Занимает такой тип игротворчества от получаса до полутора часов, в зависимости от возраста участников.
Организуют их, как правило, педагоги-организаторы или аниматоры. От их профессионализма, опыта и таланта зависит качество данного типа игротворчества. Очень важно, чтобы каждый ребенок не только почувствовал радость от своего участия в коллективном «действе», но и получил возможность творчески самовыразиться, не ушел с чувством обиды за то, что его не заметили, не приняли в игру, не дали проявить способности.
С особым интересом дети воспринимают флешмобы, игры-розыгрыши, игры-перевертыши. В то же время избитые, устаревшие приемы (загадки, эстафеты, музыкальные игры типа «Топай-хлопай»), как правило, вызывают невосприимчивость и равнодушие детской аудитории.
Непозволительной ошибкой может стать включение в программу сомнительных конкурсов, создающих щекотливые ситуации, пошлых шуток, черного юмора, игр, пропагандирующих насилие и девиантное поведение.
Как должно выглядеть описание данного типа игротворчества? Иногда достаточно и сценарного плана. Однако, документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора, является литературный сценарий.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и творческие конкурсы, объединенные одной тематикой. Образовательный, воспитательный смысл этого типа игротворчества состоит именно в подготовке, придумывании, совместном сотворчестве детей.
Необходимо знать о некоторых тонкостях подготовки и проведения конкурсно-игровых программ.
Во-первых, при их подготовке важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию. В тоже время самостоятельность учащихся должна сопровождаться аккуратным педагогическим руководством, без которого выступление, мягко говоря, может быть неудачным. Основная задача данного типа игротворчества – привить детям художественный вкус, тонкий юмор, научить самовыражаться в социально приемлемых формах.
Особое место в данном типе игротворчества занимают интеллектуальные игры. Здесь успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей ребят, их интеллекта.
К основным типам интеллектуальных игр относят викторины и стратегии, которые в свою очередь разделяются на следующие формы.
Викторина-форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины могут быть тестовыми (участники отвечают на вопросы и получают оценку). Самыми известными примерами тестовых викторин являются игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Миллионер». Также викторины могут быть сюжетными (организаторы придумывают игровой сюжет, например, путешествие, и игроки становятся путешественниками). К такой форме викторины относится игра «Колесо истории».
Стратегии делятся на:
-ролевые (путь к победе через наилучшее исполнение роли – «Экспромт-театр»);
-экономические (предполагающие успешные сделки – «Менеджер»);
-боевые (путь к успеху через правильное планирование победы над противником – «Шашки», «Зарница»).
В реальной практике преобладают комбинированные формы данного типа игротворчества. Чаще всего сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.
Особенностью интеллектуальных игр является наличие вопросов, предлагаемых участнику. Поэтому важнейшей задачей организатора является их качественный отбор в соответствии с возрастом детей, для которых они предназначены.
Существует следующая классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр:
1.Допустимые: вопросы на сообразительность; вопросы типа «неизвестное об известном»; вопросы на логическое и ассоциативное мышление.
2.Условно допустимые (воспроизводящие вопросы; вопросы с «уловкой», вопросы на перечисление; вопросы с развернутым ответом).
3. Недопустимые (вопросы-розыгрыши, вопросы на удачу, вопросы на приближение).
Следующим типом игротворчества является игра-спектакль. Для ее проведения необходима группа ведущих досуговой программы, как правило, это взрослые педагоги. Сюжет строится так, чтобы дети-участники могли без подготовки играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будет зависеть судьба героев спектакля.
Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и участников в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации и весьма продолжительный период подготовки. Темы таких игр весьма разнообразны и могут иметь как сказочные, так и социальные сюжеты.
В оформленном виде такая программа не может выглядеть как простой сценарий, поскольку это лишит учащихся возможности участвовать в развитии сюжета. Для ее проведения необходимо иметь:
-четко изложенные педагогические задачи;
-план подготовки игры;
-экспозицию (описание игровой среды, предшествующей началу действия);
-описание хода игрового действия с приемами включения учащихся в ту или иную ситуацию;
- список игр спектакля с подробным описанием.
Еще один тип игротворчества – зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) Данный тип характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя выступление всегда акт творчества, вызывающий сильный душевный подъем. Зритель, даже при эмоциональном отношении к выступлению, остается воспринимающим субъектом. Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно и доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь, организовать дело так, чтобы учащиеся периодически выступали то в роли исполнителей, то в роли зрителей.
Праздник особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип игротворчества. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками, или же следовать друг за другом, одновременно для всех.
Праздничные формы культурно-досуговой деятельности очень разнообразны. К ним относят: гулянья, карнавальные шествия, представления, слеты, смотры, фестивали и др.
В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, награждения, различного рода зрелища, игровые программы, состязания.
Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, с описанием всех организационных мероприятий и указанием ответственных за них. Чем больше детей включены в графу «ответственный», тем большее социализирующее значение имеет событие.
Длительная досуговая программа отличается тем, что рассчитана на постоянный состав участников и может продолжаться в течение нескольких дней, недель, месяцев.
Современные длительные досуговые программы представляют собой сюжетно-ролевые игры, квесты.
Специфическими особенностями данного типа игротворчества являются:
-наличие развивающей социальной идеи (сюжета);
-наличие коллективной творческой деятельности детей, в качестве системообразующего фактора;
-разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена;
-создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;
-конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.
Данный тип игротворчества применим в рамках общеобразовательной школы, в учреждении дополнительного образования, в летнем детском лагере и т.п. Обязательное правило этого типа игротворчества – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием.
Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов в общелагерные массовые мероприятия.
Исследователи детского досуга Л.Н. Буйлов и Н.В. Кленова выделяют следующие сюжетные модели данного типа игротворчества:
1. Республика – своеобразное государство, основной закон которого отражает права и обязанности детей и взрослых. Здесь решаются задачи воспитания гражданской позиции детей через их участие вместе с взрослыми в моделировании государственного управления, привитие навыков и умений демократической жизни.
2. Путешествие – по этой модели учащимся предлагается отправиться в путешествие по заданному курсу (тропа приключений, континент знаний, океан здоровья и т.д.)
3. Строительство. Эта модель предполагает создание своего дома из отношений внутри коллектива, либо своего микрорайона добрых дел.
Заключение
Таким образом, ценность всех типов игротворчества несомненна. Она стимулирует развитие умений и навыков у учащихся, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствует социальной адаптации и стимулирует их социальную активность.
Приведенная классификация является одним из возможных вариантов систематизации типов игротворчества. Ее ценность состоит в том, что степень соучастия в них учащихся – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.