Разработка урока по всемирной истории 5 класс VII вида

  • doc
  • 28.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок восстание спартака.doc

Муниципальное учреждение ЗАТО Северск

"Средняя общеобразовательная школа №83"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по теме: "Восстание Спартака 74-71 гг. до н. э."

 5 класс, VII вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель истории и обществознания

МУ СОШ№83 Гребенникова С. А

Адрес: Северск,  улица Калинина 58-116

 

 

 

Подпись___________

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Урок по теме "Восстание Спартака 74-71 гг. до н. э." проведен в 5г классе (VII вида). Коррекционно-развивающий урок с применением элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель урока:  Формирование навыков систематизации и классификации информации в коррекционном классе.

Презентационный лист урока по теме: "Восстание Спартака 74-71 гг. до н. э."

Задачи урока:

  1. Образовательная – сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстания рабов в древнем мире.
  2. Коррекционно-развивающая – отработка навыков работы с учебниками и картой; классификация информации в зависимости от собственного опыта и знаний ребенка. Составление плана ответа в виде кластера (формирование навыков систематизации и классификации информации).
  3. Воспитательная – сформировать представление об одном из самых прославленных героев древности из числа самых низших слоев общества.

Оборудование: карта "Восстание рабов под предводительством Спартака", видеофильм, кластер.

Форма обучения: применение элементов технологии  развития критического мышления

Данный урок предназначен для учителей и  учащихся коррекционных классов. Может использоваться учителями классов – нормы.

 

Этапы урока

Используемые формы

Приемы и методы

I. Вызов-10 минут

 Индивидуальная форма. Работа в парах.

Сюжетно-ролевая игра. Видеофильм. Инсерт (пробуждение интереса к теме)

II. Реализация  20-25 мин.

Фронтально-индивидуальная форма

Чтение с остановками. Составление кластера (форма графической организации материала), заменяет развернутый план будущего ответа, формирует навык систематизации, классификации информации

III. Рефлексия  5-6 мин.

Фронтально-индивидуальная форма

Синквейн

IV. Домашнее задание и оценивание   3 -4мин.

Индивидуальная форма

Применение кластера, составленного на уроке

 

Ход урока:

I стадия вызов : используется элемент театрализации

Ученик в костюме раба(набедренная повязка, нарисованное клеймо)

– Я родом из Сирии, и имя мое Деметрий. Я защищал свою страну от жестоких завоевателей – римлян. Многие из сирийцев, как и я, попали в плен. Я стал рабом и потерял здесь даже имя. Надсмотрщики называют меня Сириец. В прошлом месяце я бежал в горы вместе с двумя рабами. Легионеры преследовали нас. Мои друзья скрылись, а меня ранили камнем, пущенным из пращи, и связали. По приказу хозяина надсмотрщики исполосовали мне спину…Мы все ненавидим нашего господина и , как можем, вредим ему."

На стадии вызова учащиеся активно вспоминают(вызывают в памяти), что они знают по данной теме. При этом они анализируют собственные знания и, что очень важно, начинают думать о той теме, которую скоро начнут.

Учитель: – Кого мы называем рабами?

– Почему в Риме появилось огромное количество рабов? (1.войны Рима, завоевания. 2.Пиратство 3. долговое рабство  4. рабы, родившиеся и выросшие в доме рабовладельца ценились выше, чем купленные.)

Учитель: Внимание на экран! Видеосюжет.В/ф"Гладиатор"( 3минуты)

Работа в парах: после того, как вы посмотрели отрывок из видеофильма, повернитесь к своему соседу и поделитесь своими соображениям: где использовались рабы?

После обсужденя в парах учитель просит поделиться своими знаниями со всем классом.

            (Рабы использовались в имении: выращивали оливки, виноград, вили верёвки, плели корзины. "Раб должен трудиться или спать", - говорили римляне. Рабы использовались в богатом доме: убирали помещение, помогали одеваться, готовили пищу, носили рабовладельца по городу, раб-врач, раб-библиотекарь, раб-секретарь. Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядится, как пожелает. Рабы-гладиаторы).

Учитель: в 74году до н.э. в Италии началось восстание рабов под предводительством Спартака. Это было самое крупное восстание рабов в древности. Тема нашего урока: "Восстание Спартака 74-71 г.г. до н.э." В Капуе находилась гладиаторская школа Лентула Батиата.

Далее предстоит чтение небольшого текста. Используется приём ИНСЕРТ.

Ученики получают текст для прочтения с пометками. Учитель в это время либо тоже читает, либо просто наблюдает за чтением учеников, не мешая, не отвлекая, не задавая никаких вопросов.  

"Спартак происходил из Фракии (Болгария). Служил в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря физической силе попал в гладиаторы. В источниках упоминается об уме, образованности и гуманности Спартака. В 73г. до н.э. находился в одной из гладиаторских школ г. Капуи. В начале лета около 200 гладиаторов составили заговор, который был раскрыт. Однако 60-70 человек вырвались из школы на свободу, вооружившись ножами, кухонными вертелами, затем сбежали из города. Своим предводителем они выбрали Спартака. У Спартака в ходе восстания был план – …"

Найдите в тексте сведения, которые вы уже знали ( V ).

            Что совершенно новое открыли для себя (+).

            Наконец то, о чем хотелось бы узнать побольше (?).

 

Текст и памятка на каждом ученическом столе.

После того как все прочитали, необходимо вернуться и обсудить прочитанное: какие знания подтвердились? Какие представления не подтвердились? О чём хотелось бы узнать побольше?

Снова посмотрите текст и свои пометки

II. РЕАЛИЗАЦИЯ. Составление КЛАСТЕРА.

Учитель: Наша цель – сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном  в древнем мире, которое несмотря на поражение, имело огромное значение. Мы попробуем, с помощью чтения с остановками и рассказа учителя, составить КЛАСТЕР (форма составления конспекта, - заменяет развёрнутый план будущего ответа).

Установим последовательность событий в виде схемы (КЛАСТЕР). Читаем § 51 стр. 234

Учебник "История древнего мира" А.А.Вигасин Г.И.Годер.  см. приложение 1.

По ходу чтения учеников, рассказа учителя на доске рядом с картой, вывешивается цветная бумага с написанным (кластер). Окончательно КЛАСТЕР может выглядеть так:

Походы воставших.

  1. Заговор в гладиаторской школе. (Зелёный)
  2. Бегство восставших на г. Везувий. (Жёлтый)
  3.  Разгром восставшими 3-тыс. отряда римлян у г. Везувий. (Фиолетовый)
  4.  Поход Спартака на Север Италии. (Оранжевый)
  5.  Поход к Сицилии. Рабы в ловушке. (Розовый)
  6.  Разгром восставших. Поражение. (Синий)

Каковы причины поражения восстания? (1 Разногласия между рабами. 2 Отсутствовал единый план войны с Римом. 3 Римская армия более боеспособна и организована.)

Игровая пауза. (см. приложение)

III этап. Рефлексия

На стадии рефлексии учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления. Именно на этой фазе ученики действительно делают новые знания своими – усваивают. Именно на этой фазе имеет место учение, которое служит человеку долго.

На уроке эта стадия была реализована с помощью составления СИНКВЕЙНА.

Предложено составить синквейн о Спартаке (3-4 минуты, см. дидактический материал). Учащимся предложено это задание выполнить письменно в тетради. Окончательный вариант составления синквейна может выглядеть так:

 

СПАРТАК.

  1. РАБ-ФРАКИЕЦ.
  2.  Отважный, смелый, храбрый.
  3. Возглавлял, организовывал, сражался, побеждал.
  4.  Учусь,  восхищаюсь, горжусь.
  5.  Спартак- предводитель восстания рабов.

Учитель: Что для вас особо значимо в изучаемых событиях? Какие черты характера вас привлекают в личности Спартака?

IV  Домашнее задание и оценивание.

При подготовке домашнего задания использовать кластер, составленный на уроке.

 

Дидактические материалы.

 

I. Рекомендации по работе с кластером.

  1. Прочитатать текст. Выделить в тексте большие и малые смысловые единицы.
  2. Первые 2-3 раза надо помочь ученику выделить смысловые единицы. Но желательно, чтобы окончательные формулировки он высказал сам.
  3. Чтобы ученики оценили степень значимости  выделенной мысли, можно использовать цветную бумагу (на ней  написана главная мысль) и с помощью магнитов по ходу работы прикреплять к доске.

 

II. Правила составления синквейна.

Синквейн (в переводе с франц.) – пятистишие.

  1. I строчка – указывает тему и пояснение к теме существительным.
  2. II строчка – описание темы с помощью прилагательных (какой? какая?) 3-5 слов.
  3. III строчка – описание действия глаголами 3-5 слов.
  4. Фраза из четырех слов – отношение автора к теме, его чувства.
  5. Вывод – 1-2 слова, выражающий главный смысл.

 

III. Игровая пауза.

Игра «Деревья в лесу»

(младшие школьники, подростковый возраст)

(Звучит музыка.)

Педагог. А теперь — игра. Вы готовы превращаться? Сейчас мы будем деревьями. Встаньте друг за другом.

В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны... Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются... Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя.

Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто ласково стучит дождик.

Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее... И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

 

Литература:

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер § 51
  2. В.Г. Ян "Спартак"
  3. Джованьоли "Спартак"
  4. Хрестоматия по истории Древнего мира. М.1975г.
  5. С.Г. Смирнов Задачник по истории древнего мира. М.1994г.
  6. Энциклопедический словарь юного историка. М.1994г.стр.152,335,381-382