Муниципальное учреждение ЗАТО Северск
"Средняя общеобразовательная школа №83"
Урок по теме: "Восстание Спартака 74-71 гг. до н. э."
5 класс, VII вида.
Учитель истории и обществознания
МУ СОШ№83 Гребенникова С. А
Адрес: Северск, улица Калинина 58-116
Подпись___________
Пояснительная записка
Урок по теме "Восстание Спартака 74-71 гг. до н. э." проведен в 5г классе (VII вида). Коррекционно-развивающий урок с применением элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока: Формирование навыков систематизации и классификации информации в коррекционном классе.
Презентационный лист урока по теме: "Восстание Спартака 74-71 гг. до н. э."
Задачи урока:
Оборудование: карта "Восстание рабов под предводительством Спартака", видеофильм, кластер.
Форма обучения: применение элементов технологии развития критического мышления
Данный урок предназначен для учителей и учащихся коррекционных классов. Может использоваться учителями классов – нормы.
Этапы урока |
Используемые формы |
Приемы и методы |
I. Вызов-10 минут |
Индивидуальная форма. Работа в парах. |
Сюжетно-ролевая игра. Видеофильм. Инсерт (пробуждение интереса к теме) |
II. Реализация 20-25 мин. |
Фронтально-индивидуальная форма |
Чтение с остановками. Составление кластера (форма графической организации материала), заменяет развернутый план будущего ответа, формирует навык систематизации, классификации информации |
III. Рефлексия 5-6 мин. |
Фронтально-индивидуальная форма |
Синквейн |
IV. Домашнее задание и оценивание 3 -4мин. |
Индивидуальная форма |
Применение кластера, составленного на уроке |
Ход урока:
I стадия вызов : используется элемент театрализации
Ученик в костюме раба(набедренная повязка, нарисованное клеймо)
– Я родом из Сирии, и имя мое Деметрий. Я защищал свою страну от жестоких завоевателей – римлян. Многие из сирийцев, как и я, попали в плен. Я стал рабом и потерял здесь даже имя. Надсмотрщики называют меня Сириец. В прошлом месяце я бежал в горы вместе с двумя рабами. Легионеры преследовали нас. Мои друзья скрылись, а меня ранили камнем, пущенным из пращи, и связали. По приказу хозяина надсмотрщики исполосовали мне спину…Мы все ненавидим нашего господина и , как можем, вредим ему."
На стадии вызова учащиеся активно вспоминают(вызывают в памяти), что они знают по данной теме. При этом они анализируют собственные знания и, что очень важно, начинают думать о той теме, которую скоро начнут.
Учитель: – Кого мы называем рабами?
– Почему в Риме появилось огромное количество рабов? (1.войны Рима, завоевания. 2.Пиратство 3. долговое рабство 4. рабы, родившиеся и выросшие в доме рабовладельца ценились выше, чем купленные.)
Учитель: Внимание на экран! Видеосюжет.В/ф"Гладиатор"( 3минуты)
Работа в парах: после того, как вы посмотрели отрывок из видеофильма, повернитесь к своему соседу и поделитесь своими соображениям: где использовались рабы?
После обсужденя в парах учитель просит поделиться своими знаниями со всем классом.
(Рабы использовались в имении: выращивали оливки, виноград, вили верёвки, плели корзины. "Раб должен трудиться или спать", - говорили римляне. Рабы использовались в богатом доме: убирали помещение, помогали одеваться, готовили пищу, носили рабовладельца по городу, раб-врач, раб-библиотекарь, раб-секретарь. Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядится, как пожелает. Рабы-гладиаторы).
Учитель: в 74году до н.э. в Италии началось восстание рабов под предводительством Спартака. Это было самое крупное восстание рабов в древности. Тема нашего урока: "Восстание Спартака 74-71 г.г. до н.э." В Капуе находилась гладиаторская школа Лентула Батиата.
Далее предстоит чтение небольшого текста. Используется приём ИНСЕРТ.
Ученики получают текст для прочтения с пометками. Учитель в это время либо тоже читает, либо просто наблюдает за чтением учеников, не мешая, не отвлекая, не задавая никаких вопросов.
"Спартак происходил из Фракии (Болгария). Служил в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря физической силе попал в гладиаторы. В источниках упоминается об уме, образованности и гуманности Спартака. В 73г. до н.э. находился в одной из гладиаторских школ г. Капуи. В начале лета около 200 гладиаторов составили заговор, который был раскрыт. Однако 60-70 человек вырвались из школы на свободу, вооружившись ножами, кухонными вертелами, затем сбежали из города. Своим предводителем они выбрали Спартака. У Спартака в ходе восстания был план – …"
Найдите в тексте сведения, которые вы уже знали ( V ).
Что совершенно новое открыли для себя (+).
Наконец то, о чем хотелось бы узнать побольше (?).
Текст и памятка на каждом ученическом столе.
После того как все прочитали, необходимо вернуться и обсудить прочитанное: какие знания подтвердились? Какие представления не подтвердились? О чём хотелось бы узнать побольше?
Снова посмотрите текст и свои пометки
II. РЕАЛИЗАЦИЯ. Составление КЛАСТЕРА.
Учитель: Наша цель – сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном в древнем мире, которое несмотря на поражение, имело огромное значение. Мы попробуем, с помощью чтения с остановками и рассказа учителя, составить КЛАСТЕР (форма составления конспекта, - заменяет развёрнутый план будущего ответа).
Установим последовательность событий в виде схемы (КЛАСТЕР). Читаем § 51 стр. 234
Учебник "История древнего мира" А.А.Вигасин Г.И.Годер. см. приложение 1.
По ходу чтения учеников, рассказа учителя на доске рядом с картой, вывешивается цветная бумага с написанным (кластер). Окончательно КЛАСТЕР может выглядеть так:
Походы воставших.
Каковы причины поражения восстания? (1 Разногласия между рабами. 2 Отсутствовал единый план войны с Римом. 3 Римская армия более боеспособна и организована.)
Игровая пауза. (см. приложение)
III этап. Рефлексия
На стадии рефлексии учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления. Именно на этой фазе ученики действительно делают новые знания своими – усваивают. Именно на этой фазе имеет место учение, которое служит человеку долго.
На уроке эта стадия была реализована с помощью составления СИНКВЕЙНА.
Предложено составить синквейн о Спартаке (3-4 минуты, см. дидактический материал). Учащимся предложено это задание выполнить письменно в тетради. Окончательный вариант составления синквейна может выглядеть так:
СПАРТАК.
Учитель: Что для вас особо значимо в изучаемых событиях? Какие черты характера вас привлекают в личности Спартака?
IV Домашнее задание и оценивание.
При подготовке домашнего задания использовать кластер, составленный на уроке.
Дидактические материалы.
I. Рекомендации по работе с кластером.
II. Правила составления синквейна.
Синквейн (в переводе с франц.) – пятистишие.
III. Игровая пауза.
Игра «Деревья в лесу»
(младшие школьники, подростковый возраст)
(Звучит музыка.)
Педагог. А теперь — игра. Вы готовы превращаться? Сейчас мы будем деревьями. Встаньте друг за другом.
В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны... Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются... Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя.
Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто ласково стучит дождик.
Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее... И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.
Литература:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.