Mуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Направление: «Творческое»
Номинация: «Творческий калейдоскоп»
Автор:
Ложкин Игорь Александрович
учитель «Технологии»
Ижевск,
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
АКТУАЛЬНОСТЬ И СУЩНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
В настоящее время, когда идет процесс ускорения научно-технического прогресса, реализация реформы общеобразовательной и профессиональной школы, а также и высшей школы, особое внимание уделяется развитию детского технического творчества.
Общеобразовательная подготовка предусматривает получение прочных знаний по различным предметам, тем не менее, необходима дальнейшая целеустремленная работа, по совершенствованию трудовой и профессиональной подготовки учащихся. Одно из эффективных направлений педагогической деятельности - формирование творческого отношения к труду, необходимый компонент, которого - формирование творческого технического мышления. Формирование и развитие технического мышления учащихся начинается с воспитания культуры технического труда, творческого отношения к производственному труду, активного восприятия учебного материала, самостоятельности.
В творческом объединении «Техническое моделирование» все это познается в форме кружковой работы. Кружок позволяет выявить и развить у учащихся способности и творческие наклонности, умения и навыки. В кружковой работе учащиеся получают знания в различных областях науки, техники и производства, а также развивается мышление, самостоятельность и творческая активность.
Занятия в творческом объединении приводят учащихся к более глубокому пониманию технических проблем, способствуют повышению успеваемости, помогают знакомиться с разнообразными областями применения науки в технике и производстве, позволяет применять теоретические знания на практике.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Первые свои шаги в конструировании дети делают занимаясь в основном моделированием и конструированием простейших образцов моделей, станков, машин и оборудования.
Программа обучения предусматривает расширение и углубление знаний и умений в области конструирования, изготовления и модернизации техники повышенной сложности, предполагает конструирование и изготовление технических устройств от начала до конца, с применением полученных знаний и навыков самостоятельного проектирования, используя при этом современную технологию, электронику, автоматику и компьютерные технологии.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Удовлетворить интересы школьников к практическому конструированию различных технических устройств, привить навыки разработки и изготовления машин, приспособлений способствующих повышению качества и эффективности труда, способствовать стремлению школьников к поиску радикальных путей повышения производительности труда.
Основными задачами творческого объединения являются:
Обучающие:
· Обучить умению планировать работу
· Обучить способам разработки чертежей, схем, технологических процессов
· Обучить безопасным приемам практической работы с инструментом и оборудованием при конструировании и создании технических устройств, их эксплуатации, ремонте и обслуживании
· Изучить устройство конструкций, технические термины, историю техники
Ознакомиться с правилами и критериями оценок соревнований и конкурсов
Воспитательные:
· Формирование нравственных качеств: самостоятельности ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей, коллективизма
· Воспитание уважения к труду и людям труда
· Помощь школе и родителям в воспитании у детей чувства патриотизма и гражданственности на примере истории развития техники России, традиций, и её героев
Развивающие:
· Развитие познавательных интересов школьников к науке и технике
· Развитие межпредметных связей
· Развитие творческих способностей учащихся: умение поставить задачу, изобретать, исследовать, делать выводы, обобщать
· Развитие элементов творческого мышления и творческой инициативы
· Развитие навыков управления техническими конструкциями и моделями
· Создание условий для саморазвития детей
Данная программа является модифицированной, написанной на основе типовых программ «Конструирование малогабаритной техники», «Технического моделирования и конструирования». Данная программа является специализированной, направленной на развитие в области конструирования и изготовления технических моделей.
Отличительной особенностью программы является синтез информации по основам конструирования технических устройств, их назначению и принципам работы. Изучаются устройство механизмов и их назначения, в том числе силовые установки, кинематические схемы, механизмы управления, контроля, а также автоматические устройства. Теоретические и практические знания, полученные учащимися, позволяют выполнить решение конструкторских задач, разрабатывать и изготавливать различные конструкции.
На занятиях в творческом объединении учащиеся рассматривают многие вопросы и стороны человеческой деятельности, занимаются повышением эффективности процессов и приобретают знания во многих областях науки и техники.
Данная программа рассчитана на полгода обучения – 96 часов (занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа).
Оптимальная группа для занятий в творческом объединении «Конструирование малогабаритной техники» -10-18 человек. Состав группы – постоянный. Набор детей в творческое объединение - свободный. Занятия в творческом объединении рассчитаны на учащихся: – 4 - 8 классов.
Программа учитывает уровень развития учащихся, так как учащиеся именно этого возраста уже имеют определенную подготовку по предмету «Технология», имеют навыки и умения по обработке конструкционных материалов, знания в области физики, химии, математики, черчения, электротехники и т. д. Кроме того многие из них уже прошли предварительную подготовку в творческих объединениях начального технического моделирования, поэтому теоретические и практические знания, полученные учащимися позволяют выполнить решения конструкторских задач, разрабатывать и изготавливать конструкции.
Форма занятий – лекция, дискуссия, практические занятия, защита проекта.
Результатами работы творческого объединения являются разработка и изготовление моделей, конструкций различных технических устройств: моделей, машин, приспособлений, станков и т.д.
Кроме того, учащиеся проводят различные эксперименты, опыты, конкурсы и участвуют в выставках, используя разработанные и изготовленные конструкции.
Контроль знаний, навыков и умений осуществляется на каждом занятии по соответствующей шкале, путем собеседования, выполнения проекта. Оценки не выставляются, но при контроле особое внимание уделяется правильности понимания различных аспектов темы, а также правильности выполнения практических работ.
Важнейшим условием реализации данной программы является ее результативность, которая оценивается по нескольким критериям:
· Полнота освоения программы учащимися, получение знаний, умений и навыков;
· Познавательная активность и социальная инициатива;
· Желание посещать занятия, стремление к совместной деятельности;
· Уровень овладения деятельностью (репродуктивный, алгоритмический, творческо-поисковый);
· Участие и победы в соревнованиях, выставках, конкурсах, получение спортивных разрядов;
· Психологические характеристики уровня мотивации, интересы, способности, коммуникабельность;
· Волевые качества – ответственность, работоспособность, формирование представлений о возможном выборе профессии;
· Престиж объединения у родителей, специалистов, сверстников.
Учебный план
Время обучения |
Количество часов |
В том числе: |
|
Теория |
Практика |
||
Шесть месяцев обучения |
96 |
10 |
86 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п.п. |
Название разделов, тем |
Всего часов |
в том числе |
форма контроля |
|
Теория |
Практика |
||||
1.
|
Раздел: Вводное занятие. |
2
|
2
|
-
|
|
1.1 |
Инструктаж по технике безопасности. Задачи творческого объединения на учебный год. Организация работы в объединении. |
2 |
2 |
- |
Собеседование, опрос |
2. |
Раздел: Основы моделирования технических устройств |
26 |
5 |
21 |
|
2.1. |
Современные конструкционные материалы и технологии |
2 |
1 |
1 |
Собеседование |
2.2. |
Классификация моделей и технических устройств |
2 |
1 |
1 |
Собеседование, опрос |
2.3. |
Теория создания моделей |
4 |
1 |
3 |
Собеседование |
2.4. |
Двигатели и движители моделей |
4 |
1 |
3 |
Собеседование, опрос |
2.5. |
Модели и технические устройства. |
14 |
1 |
13 |
Собеседование, опрос |
3. |
Раздел: Конструирование моделей наземных технических устройств |
10 |
3 |
7 |
|
3.1. |
Постановка задачи. Выбор пути и средств решения. |
1,5 |
0,5 |
1 |
Собеседование |
3.2. |
Источники энергии для моделей |
1,5 |
0,5 |
1 |
Собеседование |
3.3. |
Виды двигателей и передаточных механизмов моделей |
1,5 |
0,5 |
1 |
Собеседование |
3.4. |
Механизмы управления моделями |
1,5 |
0,5 |
1 |
Собеседование |
3.5. |
Компоновка моделей, определение окончательной формы |
2,5 |
0,5 |
2 |
Собеседование, контроль параметров |
3.6. |
Подготовка к изготовлению объекта |
1,5 |
0,5 |
1 |
Собеседование |
4. |
Раздел: Изготовление объекта. |
44 |
- |
44 |
|
4.1. |
Изготовление деталей узлов и механизмов моделей |
38 |
- |
38 |
Контроль размеров |
4.2. |
Сборка и подгонка деталей |
2 |
- |
2 |
Контроль параметров |
4.3. |
Отделка и окраска моделей |
2 |
- |
2 |
Оценка качества |
4.4. |
Испытание моделей |
2 |
- |
2 |
Регулировка и наладка |
5. |
Раздел: Защита проектов моделей |
6 |
- |
6 |
Конкурсы, соревнования |
6. |
Раздел: Экскурсии |
6 |
- |
6 |
Собеседование |
7. |
Заключительное занятие, подведение итогов |
2 |
- |
2 |
Выставка работ |
Итого 96 10 86
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи творческого объединения на учебный год. Организация работы в объединении.
Знакомство с содержанием работ. Инструктаж по технике безопасности и охране труда в творческом объединении.
Конструирование – как основа развития научно-технического прогресса человечества.
Источник знаний: справочники, научно-техническая литература, энциклопедии, СМИ.
Задачи творческого объединения на учебный год.
Практические работы: Знакомство с конструкциями, учебными пособиями, литературой.
ЗУН учащихся: - безопасные приемы работ.
Форма проведения занятия: Лекция.
Форма контроля: Собеседование.
РАЗДЕЛ 2.
Основы моделирования технических устройств.
Тема 2.1.
Современные конструкционные материалы и технологии.
Виды конструкционных материалов. Выбор конструкционных материалов в зависимости от назначения, условий работы, характера нагрузок, свойств.
Технологические процессы, применяемые для изменения формы, размеров и свойств материалов.
Практические работы: Знакомство с материалами, их свойствами, способами обработки.
ЗУН учащихся: - безопасные приемы работ, выбор материалов, определение характеристик материалов по справочным данным, разработка техпроцессов.
Форма проведения занятия: Лекция.
Форма контроля: Собеседование.
Тема 2.2.
Классификация моделей и технических устройств.
1.Стендовые модели, действующие модели, схематические модели, комплексные модели, модели-полукопии.
2. Спортивная классификация
3. Классификация по способу управления
Практическая работа: Выбор объекта проектирования и изготовления согласно поставленной задаче.
ЗУН учащихся: Определение класса модели по характеристикам и назначению. Выбор класса.
Форма проведения занятия: Лекция, дискуссия, практическое занятие.
Форма контроля: Устный контроль.
Тема 2.3.
Теория создания моделей.
Основные этапы создания моделей. Прямое моделирование. Метод аналогии. Полное, неполное и приближенное моделирование. Технологические операции при изготовлении моделей и конструкций.
Практическая работа: Выбор варианта модели. Подготовка технической документации, подготовка материалов к работе.
ЗУН учащихся: Выбор модели. Последовательность изготовления. Правила расчета. Применение чертежных навыков.
Форма проведения занятия: Лекция, дискуссия, практическое занятие.
Форма контроля: Собеседование.
Тема 2.4.
Двигатели и движители.
Типы двигателей: первичные и вторичные двигатели, КПД двигателей, основные характеристики. Устройство, и принципы работы.
Практическая работа: Знакомство с устройством и работой двигателей по плакатам, разрезам и образцам. Правила подбора силовых установок. Устройство и принцип работы передаточных механизмов.
ЗУН учащихся: Классификация двигателей. Энергетические источники. Правила расчета и выбора двигателей. Устройство передающих механизмов. Механизмы передачи и механизмы преобразования движения. Типы передающих механизмов. Устройство, принципы работы и изображение их на кинематических схемах. Типы, преобразующих механизмов их устройство работы и изображение на кинематических схемах. Расчет и выбор кинематических устройств.
Форма проведения занятия: Лекция, дискуссия, практическое занятие.
Форма контроля: Собеседование, опрос.
Тема 2.5.
Модели и технические устройства
Модели-копии.
Спортивные модели.
Группа радиоуправляемых моделей.
Практическая работа: Компоновка модели. Разработка корпуса, деталей и узлов. Проектирование ходовой части.
ЗУН учащихся Выбор модели согласно функционального назначения. Выполнение технологических операций.
Форма проведения занятия: Лекция, дискуссия, практическое занятие.
Форма контроля: Собеседование.
РАЗДЕЛ 3
Конструирование моделей наземных технических устройств.
Тема 3.1.
Изучения задания. Выбор пути и средств решения.
Обоснование потребностей и требования к качеству конструкции. Выбор функциональной структуры технического объекта. Поиск и выбор наилучшего технического решения. Ознакомление с прототипами и аналогичными конструкциями.
Практическая работа: разработка вариантов конструкции, выполнение схем и чертежей, эскизов.
ЗУН учащихся Актуализация ранее полученных знаний, умений, навыков.
Форма проведения занятия: Лекция, дискуссия, практическое занятие.
Форма контроля: Собеседование.
Тема 3.2.
Источники энергии для моделей.
Электрические батареи и аккумуляторы, специальные горючие смеси для П.ДВС. Характеристики энергетических устройств.
Практическая работа: Выбор источника питания в зависимости от силовой установки.
ЗУН учащихся Актуализация ранее полученных знаний, умений, навыков.
Форма проведения занятия: Лекция.
Форма контроля: Собеседование.
Тема 3.3.
Виды двигателей для моделей и передаточных механизмов.
Характеристики двигателей. Кинематические схемы моделей. Схемы передачи движения.
ЗУН учащихся Выбор источника энергии и силовой установки. Правила составления топливных смесей. Расчет передаточных отношений.
Форма проведения занятия: Практическое занятие, лекция.
Форма контроля: Собеседование.
Тема 3.4.
Компоновка модели. Определение окончательной формы.
Определение взаимного расположения деталей и узлов модели на несущей конструкции. Соединение деталей, узлов и механизмов. Обеспечение необходимых движений модели. Дизайн модели.
Практическая работа: Разработка и выбор вариантов модели, определение окончательной формы, установочных поверхностей и крепежных элементов.
ЗУН учащихся Основные законы технического и эстетического конструирования.
Форма проведения занятия: Практическое занятие, лекция.
Форма контроля: Собеседование.
Тема 3.5.
Подготовка к изготовлению объекта.
Подбор оборудования, материалов, инструментов и приспособлений.
Практическая работа: Настройка и наладка оборудования, инструментов и приспособлений. Разработка технологической схемы изготовления.
ЗУН учащихся Технологические процессы. Способы обработки конструкционных материалов. Безопасные приемы работ.
Форма проведения занятия: Практическое занятие, лекция.
Форма контроля: Собеседование.
РАЗДЕЛ 4
Изготовление объектов.
Тема 4.1.
Изготовление деталей, узлов и механизмов.
По имеющимся чертежам, эскизам, схемам изготовление деталей, узлов и механизмов и сборочных единиц.
Практическая работа: Выполнение слесарных, столярных и других операций с заготовками.
ЗУН учащихся Актуализация ранее полученных знаний, умений, навыков.
Форма проведения занятия: Практическое занятие.
Форма контроля: Контроль размеров и параметров. Взаимопроверка.
Тема 4.2.
Сборка и подгонка деталей и узлов модели.
Доводка, подгонка и подборка деталей. Установка и сборка деталей, узлов, механизмов на соответствующие места.
Практическая работа: Сборка технического устройства. Доводка и испытание узлов, механизмов и технического устройства.
ЗУН учащихся Актуализация ранее полученных знаний, умений, навыков.
Форма проведения занятия: Практическое занятие.
Форма контроля: Контроль параметров. Взаимопроверка.
Тема 4.3.
Отделка и окраска модели.
Практическая работа: Технология отделки. Отделочные материалы и покрытия.
ЗУН учащихся Подготовка поверхностей к отделке. Выполнение отделочных операций. Элементы дизайна.
Форма проведения занятия: Практическое занятие.
Форма контроля: Контроль качества.
Тема 4.4.
Испытание модели.
Практическая работа: Получение данных о работе модели и отдельных ее узлов. Сравнение технической документации с готовой моделью. Внесение изменений, согласно результатам испытания.
ЗУН учащихся Актуализация ранее полученных знаний, умений, навыков.
Форма проведения занятия: Практическое занятие.
Форма контроля: Контроль параметров и функциональности.
РАЗДЕЛ 5.
Защита проектов моделей.
Участие в конкурсах, соревнованиях.
ЗУН учащихся Правила оформления проектов. Правила соревнований и конкурсов.
Форма проведения занятия: Защита проекта.
Форма контроля: Выставка работ
РАЗДЕЛ 6.
Экскурсии.
Объекты экскурсий музеи, выставки, предприятия, организации, трудовые коллективы, кружки, курсы и т.д.
Практические работы: сбор материалов, информации.
ЗУН учащихся Актуализация ранее полученных знаний, умений, навыков.
Форма проведения занятия: Практическое занятие.
Форма контроля: Собеседование
РАЗДЕЛ 7.
Заключительное занятие.
Подведение итогов.
ЗУН учащихся
Актуализация ранее полученных знаний, умений, навыков.
Форма проведения занятия:
Защита проекта.
Форма контроля:
Выставка работ
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходима мастерская, соответствующая санитарным требованиям.
Для изготовления моделей требуются станки и инструменты, а также различные материалы, двигатели, передаточные механизмы, механизмы управления.
В мастерской необходимы шкафы для хранения инструментов, материалов, заготовок для моделей, чертежей, пособий, журналов и методической литературы по моделированию.
Выполнению программы способствует проведение тренировочных запусков моделей. Участие в различных соревнованиях и конкурсах.
Прогнозируемые результаты:
По окончанию обучения по данной программе учащиеся должны иметь следующие знания, умения и навыки:
· Классификацию моделей и технических устройств,
· Общее устройство моделей и основы их конструирования,
· Знать принципы работы двигателей и механизмов,
· Самостоятельно производить разметку с помощью шаблонов, линейки, циркуля,
· Производить обработку материалов с помощью лобзика, напильников, наждачной бумаги, ножниц по металлу,
· Работать на сверлильном станке,
· Экономно расходовать материалы,
· Уметь пользоваться инструментами, обрабатывать различные материалы, с соблюдением техники безопасности,
· Уметь читать технические чертежи.
· Участвовать в соревнованиях, конкурсах.
· Решать нестандартные проблемы, возникающие при постройке моделей,
· Добиться определенных результатов в соревнованиях и конкурсах.
Методическое обеспечение программы
№ п.п. |
Раздел, тема |
Методические виды продукции |
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ |
Дидактический и лекционный материал |
1. |
РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи творческого объединения. Организация работы в объединении. |
Инструкции по технике безопасности для кабинета конструирования малогабаритной техники |
- |
Сборник инструкций по технике безопасности, программа работы, справочная литература, учебно-наглядные пособия, плакаты |
2. |
РАЗДЕЛ 2. Раздел: Основы моделирования технических устройств |
|
||
2.1
|
Современные конструкционные материалы и технологии |
Образцы материалов, образцы моделей; стенды, образцы двигателей |
Выявление особенностей применения тех или иных материалов для конкретной модели |
справочная литература, учебно-наглядные пособия, плакаты |
2.2. |
Классификация моделей и технических устройств |
|||
2.3 |
Теория создания моделей |
|||
2.4. |
Двигатели и движители моделей |
|||
2.5 |
Модели и технические устройства. |
|||
3. |
Раздел: Конструирование моделей наземных технических устройств |
|
||
3.1. |
Постановка задачи. Выбор пути и средств решения. |
Подборка проектов выпускников творческого объединения; прототипы и аналоги конструкций; стенды, узлы и механизмы; мастерская, учебно-наглядные пособия, устройства автоматики. |
Чтение и выполнение чертежей, работа со справочной литературой систематизация
|
справочная литература, учебно-наглядные пособия, плакаты |
3.2. |
Источники энергии для моделей |
|||
3.3. |
Виды двигателей и передаточных механизмов моделей |
|||
3.4. |
Механизмы управления моделями |
|||
3.5. |
Компоновка моделей, определение окончательной формы |
|||
3.6. |
Подготовка к изготовлению объекта |
|||
4. |
Раздел: Изготовление объекта. |
|
||
4.1. |
Изготовление деталей узлов и механизмов моделей |
мастерская, станки, оборудование, инструменты |
- |
литература согласно списку. |
4.2. |
Сборка и подгонка деталей |
|||
4.3. |
Отделка и окраска моделей |
|||
4.4 |
Испытание моделей |
Контроль за соблюдением параметров объектов |
||
5. |
Раздел: Защита проектов моделей |
- |
Требования к оформлению и защите проекта |
- |
6. |
Раздел: Экскурсии |
- |
Соблюдение ПДД |
Тематика экскурсий зависит от выбора объекта:
|
7. |
Заключительное занятие, подведение итогов |
- |
Требования к оформлению и защите проекта |
- |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Андреев П.Н. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, 1986 г.
2. Горский В.А. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, 1981 г.
3. Дриц М.Е. .Москалев М.А., Технология конструкционных материалов и конструирование, М,: Просвещение, 1983 г.
4. Интернет-источники
5. Колотилов В.В. Рузаков В.А., Иванов Ю.И. Техническое моделирование и материаловедение, М. Высшая школа, 1990 г.
6. Мамет И. С., Монтаков В.Л. Кружок конструирования малогабаритной сельскохозяйственной техники. М.: Просвещение, 1989 г.
7. Михалькевич В.Н., Радомский В.М. Основы научно-технического творчества «Ростов -на –Дону», «Феникс», 2004 г.
8. Найт А.Я. Формирование и развитие технического мышления учащихся, М, Высшая школа, 1983 г.
9. Попов А.С. Давай изобретем веломобиль. М.: Патриот, 1991 г.
10. Ростовцева А.Н. «Справочник по техническому труду», М.: просвещение, 1996 г.
11. Сборник материалов по конструированию.
12. «Справочник рационализатора и изобретателя», Машгиз, 1961 г.
13. Столяров Ю.С., Комский Д.М., Гетта В.Г., Плутон А.М. Техническое творчество учащихся, М.: Просвещение, 1989 г.
Для учащихся:
1. Богатырев А.Н. Радио-электроника, автоматика, и элементы ЭВМ, М.: 1992 г.
2. Егоров В.К. Багги. Журнал «Юный техник» № 8, 1986 г.
3. Журналы «Моделист - конструктор» за 1986-1989 гг.
4. Интернет-источники
5. Карабанов И.А., Справочник по трудовому обучению, М.: просвещение, 1992 г.
6. Минервинов ,Г.Б., Медников В.М. О красоте вещей. М.: Просвещение, 1981 г.
7. Ростовцева А.Н., Справочник по техническому труду, М.: Просвещение, 1996 г.
8. Тодоров Н.Р. Картинг. М.: ДОСААФ СССР, 1979 г.
9. Я строю автомобиль. М.: Машиностроение, 1990.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.