Разработана: Южиковой Маргаритой
Александровной, учителем физики и математики высшей квалификационной категории
с. Успенка, 2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология Алтайского края» составлена на основании:
• основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа»;
• примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы-составители доцент кафедры естественно-географических научных дисциплин Алексеенко Н.А., старший преподаватель кафедры естественногеографических научных дисциплин Рымарь Т.И.) .- Б.: АКИПКРО, 2006.
Экологическое образование сегодня основывается на следующих идеях (по С. В Алексееву):
Миропонимание на основе современной экологической картины мира;
Осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе;
Отношение к окружающему миру, как части самого себя;
Понимание многообразия ценностей природы и невосполнимости жизни; Использование системного подхода к изучению живых систем разного уровня организации;
Понимание экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем, как процессов обмана веществом, энергией, информацией;
Переход от антропоцентрического подхода к изучению природных процессов и явлений к биоцентрическому и полицентрическому;
Понимание причин экологических проблем, как несоответствия природных и социальных законов;
Осознание, морального выбора способов экологически и нравственно целесообразной деятельности.
Программа «Экология Алтайского края» предполагает формирование и развитие у школьников не только определенных знаний, но и ценностных ориентаций, а также системы надпредметных умений. В условиях совершенствования работы общеобразовательной школы возникла необходимость нового подхода к организации краеведческого образования, которое должно быть обязательным, доступным, комплексным, ориентированным на профессиональную деятельность и гражданскую активность в региональном пространстве. Курс «Экология Алтайского края» включает в себя знания об окружающей среде, воздухе, воде, почве, условиях жизни живых организмов и человека, как части этой среды. Он расширяет и дополняет знания учащихся, полученные ими по курсу «Окружающий мир», привлекая адаптированные для учащихся 6 класса материалы по географии, биологии, физике и химии.
Цели программы - обеспечить, условия, способствующие формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе-«общество - природа», а также представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнообразии на региональном и локальном уровнях.
Задачи:
• формирования представлений о живой природе Алтайского края;
• развития экологического мышления и формирования экологической культуры;
• формирования активной гражданский позиция,
• развития познавательных и творческих способностей учащихся.
В процессе изучения содержания программы формируется образ живой природы Алтайского края, к которой нужно бережно относиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся, научит людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению.
Примерные авторские учебные программы разработаны на меньшее число часов в год, в связи с чем произведена корректировка программы и часов в календарно-тематическом планировании.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
На занятиях используются различные методы и формы обучения, в основном практические занятия, экскурсии; лекции носят обзорный характер, сопровождаются демонстрацией фотографий, рисунков, а также просмотром видеоматериалов, презентаций. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют творческие задания. Занятия могут проводиться не только в классе, но и вне его. Каждая тема завершается практической работой или экскурсией.
Сроки реализации данной программы 1 год.
Знания, умения и навыки, приобретенные обучающимся при изучении данного курса будут применяться на уроках биологии, физике, химии.
Технологии: педагогика сотрудничества, обучение с применением ИКТ, личностно – ориентированное обучение, метод проектов.
Планируемые результаты реализации программы:
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
•Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей результаты воздействия общества на природу Алтайского края.
•Самостоятельно определять основные экологические последствия этого воздействия.
•В предложенных ситуациях, опираясь на принципы рационального природоиспользования, делать выбор, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
•Учитъся работать по предложенному учителем плану.
•Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
•Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
•Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
•Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
•Слушать и понимать речь других.
•Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
•Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
•Оценивать общее экологическое состояние экосистем.
•Различать видовое многообразие растительного и животного мира, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
•Анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению.
•Проводить практические работы.
•Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
Ожидаемый результат обучения:
•развитие познавательного интереса, включенность в активную познавательную деятельность;
•развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения;
•сформированность общественной активности, грамотное поведение в социуме;
•удовлетворение образовательных потребностей,
•умение ценить красоту, культура поведения;
•осознание необходимости здорового образа жизни.
Содержание программы "Экология Алтайского края"
Экологические знания - основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования.
Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова в Алтайском крае. Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. Окультуренные почвы. Хозяйственное отношение к почвам - залог благосостояния сельского жителя в Алтайском крае.
Многообразие биоценозов Алтайского края. Биоценозы своей местности.
4. Экосистемы Алтая (биоценоз + факторы неживой природы = экосистема) (2 ч.) Многообразие экосистем Алтайского края. Экосистемы своей местности.
Деятельность человека по спасению природы своего края. Заповедники и заказники Сибирского региона. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов. Экологические праздники и их значение для защиты природы Алтайского края.
- Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям Алтайского края.
- Рисунки сезонной одежды, наиболее подходящей к природным условиям Алтайского края.
- Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своем городе (селе), пришкольном участке.
- Рисунки на тему «Красота и гармония в природе».
- Экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы.
- Рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы.
- Озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие практические мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных.
- Составление схем пищевых связей природных сообществ своей местности.
- Написание сочинения на тему «Каким бы я хотел видеть свой город (поселок)».
- Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками.
- Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.
- Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров. - Подкармливание птиц зимой.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название тем и занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
||||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
По плану |
По факту |
||||||
I |
Предмет и задачи экологии Алтайского края |
1+1 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
Экологические знания - основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования.
|
1 |
1 |
|
04.09 |
|
|
2 |
ПР1."Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками" |
1 |
|
1 |
11.09 |
|
|
II |
Влияние человека на природу Алтайского края |
7+3 |
7 |
3 |
|
|
|
3 |
Природа как источник экономического и духовного развития человека. |
1 |
1 |
|
18.09 |
|
|
4 |
ПР2. Рисунки на тему «Красота и гармония в природе». |
1 |
|
1 |
25.09 |
|
|
5 |
Потребительское отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. |
1 |
1 |
|
02.10 |
|
|
6 |
Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. |
1 |
1 |
|
09.10 |
|
|
7 |
Экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы |
1 |
|
1 |
16.10 |
|
|
8 |
ПР3. Рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы. |
1 |
|
1 |
23.10 |
|
|
9 |
Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова в Алтайском крае. |
1 |
1 |
|
13.11 |
|
|
10 |
Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. |
1 |
1 |
|
20.11 |
|
|
11 |
Окультуренные почвы. |
1 |
1 |
|
27.11 |
|
|
12 |
Хозяйственное отношение к почвам - залог благосостояния сельского жителя в Алтайском крае. |
1 |
1 |
|
04.12 |
|
III |
Природные сообщества Алтая (биоценозы) |
2+1 |
2 |
1 |
|
|
13 |
Многообразие биоценозов Алтайского края |
1 |
1 |
|
04.12 |
|
14 |
Биоценозы своей местности. |
1 |
1 |
|
11.12 |
|
15 |
ПР4. "Составление схем пищевых связей природных сообществ своей местности". |
1 |
|
1 |
18.12 |
|
IV |
Экосистемы Алтая (биоценоз + факторы неживой природы = экосистема) |
2+1 |
2 |
1 |
|
|
16 |
Многообразие экосистем Алтайского края |
1 |
1 |
|
25.12 |
|
17 |
Экосистемы своей местности |
1 |
1 |
|
15.01 |
|
18 |
ПР5.Подкармливание птиц зимой. |
1 |
|
1 |
22.01 |
|
V |
Человек - часть живой природы |
16 |
5 |
11 |
|
|
19 |
Деятельность человека по спасению природы своего края. Заповедники и заказники Сибирского региона. |
1 |
1 |
|
29.01 |
|
20 |
ПР6. «Просмотр видеоматериалов о заповедниках и заказниках» |
1 |
|
1 |
05.02 |
|
21 |
Понятие об экологической культуре человека. |
1 |
1 |
|
12.02 |
|
22 |
ПР7. Написание сочинений на тему «Каким бы я хотел видеть своё село». |
1 |
|
1 |
19.02 |
|
23 |
ПР8. Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям Алтайского края |
1 |
|
1 |
26.02 |
|
24 |
ПР9. Рисунки сезонной одежды, наиболее подходящей к природным условиям Алтайского края |
1 |
|
1 |
05.03 |
|
25 |
Экологические праздники и их значение для защиты природы Алтайского края. |
1 |
1 |
|
12.03 |
|
26 |
ПР10.Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. |
1 |
|
1 |
19.03 |
|
27 |
Экологический праздник. |
1 |
1 |
|
02.04 |
|
28 |
ПР11. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров. |
1 |
|
1 |
09.04 |
|
29 |
Пр12. Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке. |
1 |
|
1 |
16.04 |
|
30
|
ПР13. Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своем городе (селе), пришкольном участке. |
1 |
|
1 |
23.04 |
|
31-32 |
ПР14.Озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие практические мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных |
2 |
|
2 |
30.04 07.05 |
|
33-34 |
Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов. |
2 |
2 |
|
14.05 21.05 |
|
VI |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
|
35 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
28.05 |
|
|
Итого |
35 |
19 |
16 |
35 |
|
Литература для учителя:
1.Алексеев С. В. Экология: наука и область образования. — СПб: СПГУПМ, 1994. 2.Бабенко В. Г., Богомолов Д: В., Шаталова С. П., Шубин А.О. Экология животных: пособие для учащихся 5 класса / Под ред. д-ра биол. наук, проф. Н. М. Черновой. - М.: Вентана-Граф, 2ОО1.
3. Былова А. М., Шорина Н. И. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. д-ра биол. наук, проф. Н. М. Черновой. - М.: ВентанаГраф, 2001.
4. Зверев А. Т. Экология. Учебная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: ОНИКС - XXI век, 2003
5. Сухова Т. С, Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. Н. М. Черновой. -М.: Вентана-Граф, 2001.
6. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений.- Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 1998.
7. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1998. Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999.
2. Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.
3. Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
4. Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
5. Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д.
Полонский.-М., 2000.
6. Романова Н. Комнатные растения и уход за ними./ Н. Романова. — М., 1996.
7. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений.- Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 1998.
8. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: кн. Для учащихся.- М.: Просвещение,
1998 Интернет ресурсы
1.Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры на базе
Российской государственной юношеской библиотеки (ВЦЭК) http://www.ecoculture.ru
2.География и природные ресурсы http://www.irigs.irk.ru/gipr/journal.html
3. Заповедники и национальные парки: [Сайт]/Благотворительный фонд «Центр Охраны Дикой Природы». http://www.biodiversity.ru/publications/zpnp/index.html.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.