Рабочая программа "Экология" 6 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа "Экология" 6 класс

Оценка 4.7
pdf
16.09.2020
Рабочая программа "Экология" 6 класс
экология-АК6класс.pdf

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности  «ЭКОЛОГИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ» 6  класс,  II уровень на 2017-2018  учебный  год 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Разработана: Южиковой  Маргаритой

                                                                                             Александровной,   учителем физики и                        математики высшей квалификационной                                                                                                                категории

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Успенка,   2017  год

Пояснительная записка

 Рабочая   программа   внеурочной деятельности «Экология Алтайского края» составлена  на основании:

             основной   образовательной программы среднего  общего  образования   (ФГОС) Муниципального   бюджетного общеобразовательного  учреждения   «Успенская средняя  общеобразовательная  школа»;

             примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы-составители доцент кафедры естественно-географических научных дисциплин Алексеенко Н.А., старший преподаватель кафедры естественногеографических научных дисциплин Рымарь Т.И.) .- Б.: АКИПКРО, 2006.

    Экологическое образование  сегодня основывается на следующих идеях (по С. В Алексееву):

 Миропонимание на основе современной экологической картины мира;

 Осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе;

 Отношение к окружающему миру, как части самого себя;

 Понимание  многообразия  ценностей  природы и невосполнимости жизни;      Использование системного подхода к изучению живых систем разного уровня организации;         

 Понимание экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем, как процессов обмана веществом, энергией, информацией;

Переход от антропоцентрического  подхода к изучению природных процессов и явлений к биоцентрическому и полицентрическому;                                    

Понимание причин экологических проблем,  как несоответствия природных и социальных законов;

Осознание, морального выбора способов экологически и  нравственно целесообразной деятельности. 

Программа «Экология Алтайского края» предполагает формирование и развитие у школьников не только определенных знаний, но и ценностных ориентаций, а также системы надпредметных умений. В условиях совершенствования работы общеобразовательной школы возникла необходимость нового подхода к организации краеведческого образования, которое должно быть обязательным, доступным, комплексным, ориентированным на профессиональную деятельность и гражданскую активность в региональном пространстве.          Курс «Экология Алтайского края» включает в себя знания об окружающей среде, воздухе, воде, почве, условиях жизни живых организмов и человека, как части этой среды. Он расширяет и дополняет знания учащихся, полученные ими по курсу «Окружающий мир», привлекая адаптированные для учащихся  6  класса материалы по географии, биологии, физике и химии.

    Цели программы - обеспечить, условия, способствующие формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем  в системе-«общество - природа», а также представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнообразии на региональном и локальном уровнях.

   Задачи:

          формирования представлений о живой природе Алтайского края;

          развития   экологического   мышления   и   формирования экологической культуры;

          формирования активной гражданский позиция,

          развития   познавательных   и    творческих   способностей учащихся.                

     В процессе изучения  содержания программы формируется образ живой природы Алтайского края, к которой нужно бережно относиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся, научит людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению.

      Примерные авторские учебные программы разработаны на меньшее число часов в год, в связи с чем произведена корректировка программы и часов в календарно-тематическом планировании. 

    Рабочая программа  рассчитана на 35 часов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

     На занятиях используются различные методы и формы обучения, в основном практические занятия, экскурсии; лекции носят обзорный характер, сопровождаются демонстрацией фотографий, рисунков, а также просмотром видеоматериалов, презентаций. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют творческие задания. Занятия могут проводиться не только в классе, но и вне его.  Каждая тема завершается практической работой или экскурсией.

     Сроки  реализации   данной  программы  1 год. 

     Знания, умения и навыки, приобретенные обучающимся при изучении данного курса будут  применяться  на  уроках биологии, физике, химии.

 Технологии: педагогика сотрудничества,  обучение с применением ИКТ, личностно – ориентированное обучение, метод проектов.

       Планируемые  результаты реализации программы:

            

У  обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей результаты воздействия  общества на природу Алтайского края.

Самостоятельно определять основные экологические последствия этого воздействия.

В предложенных ситуациях, опираясь на принципы  рационального природоиспользования, делать выбор, как поступить.

Метапредметными  результатами  является  формирование  следующих УУД: 

                 Регулятивные УУД:            

Учитъся работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

                Коммуникативные УУД:                              

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений: 

Оценивать общее экологическое  состояние экосистем.

Различать видовое многообразие растительного и животного мира, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.

Анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению.

Проводить практические  работы.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

 

 Ожидаемый результат обучения:

развитие познавательного интереса,  включенность в    активную познавательную деятельность;

развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения;

сформированность общественной активности, грамотное поведение в социуме;

удовлетворение образовательных потребностей,

умение ценить красоту, культура поведения;

осознание необходимости здорового образа жизни.

 

 

Содержание программы  "Экология Алтайского края"

 

1. Предмет и задачи экологии Алтайского края (1 ч.)

Экологические знания - основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования.                 

2. Влияние человека на природу Алтайского края (7 ч.)

Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова в Алтайском крае. Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. Окультуренные почвы. Хозяйственное отношение к почвам - залог благосостояния сельского жителя в Алтайском крае.

3. Природные сообщества Алтая (биоценозы) (2 ч.)

Многообразие биоценозов Алтайского края. Биоценозы своей местности.

4. Экосистемы Алтая (биоценоз + факторы неживой природы = экосистема) (2 ч.) Многообразие экосистем   Алтайского края. Экосистемы своей местности. 

5. Человек - часть живой природы (6 ч.)

Деятельность человека по спасению природы своего края. Заповедники и заказники Сибирского региона. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов. Экологические праздники и их значение для защиты природы Алтайского края.

6. Рекомендуемая практическая деятельность (16ч.)

-                      Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям Алтайского края.

-                      Рисунки сезонной одежды,  наиболее  подходящей  к природным условиям Алтайского края.

-                      Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своем городе (селе), пришкольном участке.

-                      Рисунки на тему «Красота и гармония в природе».

-                      Экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы.

-                      Рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы.    

-                      Озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие практические мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных.    

-                      Составление схем пищевых связей природных сообществ  своей местности.      

-                      Написание сочинения на тему «Каким бы я хотел видеть свой город (поселок)».          

-                      Уход за  комнатными  растениями  и  аквариумными рыбками.

-                      Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.

-                      Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров. -  Подкармливание птиц зимой.

7. Итоговое занятие (1ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Название тем и занятий

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

Практика

По плану

По факту

I

Предмет и задачи  экологии Алтайского края

1+1

1

1

 

 

1

Экологические знания - основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования.       

 

1

1

 

04.09

 

 

 

2

ПР1."Уход за  комнатными  растениями  и  аквариумными рыбками"

1

 

1

11.09

 

II

 Влияние человека на природу Алтайского края  

7+3

7

3

 

 

3

Природа             как              источник

экономического и духовного развития человека. 

1

1

 

 

18.09

 

4

ПР2. Рисунки на тему «Красота и гармония в природе».

1

 

1

25.09

 

5

Потребительское      отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. 

1

1

 

 

02.10

 

6

Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. 

1

1

 

09.10

 

7

Экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и

случаями уничтожения природы

1

 

1

16.10

 

8

ПР3.          Рисунки           источников

загрязнения и примеров уничтожения природы.    

1

 

1

23.10

 

9

Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова в Алтайском крае.

1

1

 

13.11

 

10

Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. 

1

1

 

20.11

 

11

Окультуренные почвы.

1

1

 

27.11

 

12

Хозяйственное отношение к почвам - залог благосостояния сельского жителя в Алтайском крае.

1

1

 

04.12

 

 

III

Природные сообщества Алтая

(биоценозы)  

2+1

2

1

 

 

13

Многообразие                  биоценозов

Алтайского края 

1

1

 

04.12

 

14

Биоценозы своей местности. 

1

1

 

11.12

 

15

ПР4. "Составление схем пищевых связей природных сообществ  своей местности".      

1

 

1

18.12

 

IV

Экосистемы Алтая (биоценоз + факторы неживой природы =

экосистема)  

2+1

2

1

 

 

16

Многообразие экосистем   Алтайского края

1

1

 

25.12

 

17

Экосистемы своей местности

1

1

 

15.01

 

18

ПР5.Подкармливание птиц зимой.

1

 

1

22.01

 

V

Человек - часть живой природы 

16

5

11

 

 

19

Деятельность человека по спасению природы своего края. Заповедники и заказники Сибирского региона.  

1

1

 

29.01

 

20

ПР6. «Просмотр видеоматериалов о заповедниках и заказниках»

1

 

1

05.02

 

21

Понятие об экологической культуре человека. 

1

1

 

12.02

 

22

ПР7. Написание сочинений на тему «Каким бы я хотел видеть своё село».

1

 

1

19.02

 

23

ПР8. Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям Алтайского края

1

 

1

26.02

 

24

ПР9. Рисунки сезонной одежды, наиболее подходящей к природным условиям Алтайского края

1

 

1

05.03

 

25

Экологические праздники и их значение для защиты природы Алтайского края.

1

1

 

12.03

 

26

ПР10.Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе.

1

 

1

19.03

 

27

Экологический  праздник.

1

1

 

02.04

 

28

ПР11. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

1

 

1

09.04

 

29

Пр12. Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.

1

 

1

16.04

 

30

 

ПР13. Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своем городе (селе), пришкольном участке.

1

 

1

23.04

 

31-32

ПР14.Озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие практические мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных

2

 

2

30.04

07.05

 

33-34

Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов.

2

2

 

14.05

21.05

 

VI

Итоговое занятие

1

1

 

 

 

35

Итоговое занятие

1

1

 

28.05

 

 

Итого

35

19

16

35

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

 

   Литература для учителя:

  1.Алексеев С. В. Экология: наука и область образования.  — СПб: СПГУПМ, 1994.          2.Бабенко В. Г., Богомолов Д: В., Шаталова С. П., Шубин А.О. Экология животных: пособие для учащихся 5 класса / Под ред. д-ра биол. наук, проф. Н. М. Черновой. - М.: Вентана-Граф, 2ОО1.

3.                 Былова А. М., Шорина Н. И. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. д-ра биол. наук, проф. Н. М. Черновой. - М.: ВентанаГраф, 2001.

4.                 Зверев А. Т. Экология. Учебная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: ОНИКС - XXI век, 2003

5.                 Сухова Т. С, Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. Н. М. Черновой. -М.: Вентана-Граф, 2001.

6.                 Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений.- Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 1998.

7.                 Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1998.    Литература, рекомендованная для учащихся:

1.     Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999.

2.     Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.

3.     Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.

4.     Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.

5.     Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д.

Полонский.-М., 2000.

6.     Романова Н. Комнатные растения и уход за ними./ Н. Романова. — М., 1996.

7.     Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений.- Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 1998.

8.     Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: кн. Для учащихся.- М.: Просвещение,

1998      Интернет ресурсы

1.Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры на базе

Российской государственной юношеской библиотеки (ВЦЭК)  http://www.ecoculture.ru

2.География и природные ресурсы  http://www.irigs.irk.ru/gipr/journal.html

3. Заповедники и национальные парки: [Сайт]/Благотворительный фонд «Центр Охраны Дикой Природы». http://www.biodiversity.ru/publications/zpnp/index.html. 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «ЭКОЛОГИЯ

Рабочая программа внеурочной деятельности «ЭКОЛОГИЯ

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология

В процессе изучения содержания программы формируется образ живой природы

В процессе изучения содержания программы формируется образ живой природы

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

Влияние человека на природу Алтайского края (7 ч

Влияние человека на природу Алтайского края (7 ч

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

ПР2. Рисунки на тему «Красота и гармония в природе»

ПР2. Рисунки на тему «Красота и гармония в природе»

ПР6. «Просмотр видеоматериалов о заповедниках и заказниках» 1 1 05

ПР6. «Просмотр видеоматериалов о заповедниках и заказниках» 1 1 05

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Зверев А. Т. Экология. Учебная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

Зверев А. Т. Экология. Учебная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2020