Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Забайкальский транспортный техникум»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании методической комиссии Зам. директора по УПР
Председатель МК _________ А.А. Наумова ___________ О.Н. Куткина
«___» ________ 2019 года «___» 2019 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
по профессиям СПО:
23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин
Чита, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
| 
 
  | 
 
  | 
 стр.  | 
| 
 
  | 
 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
  | 
 3  | 
| 
 
  | 
 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
  | 
 6  | 
| 
 
  | 
 3. условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины 
  | 
 9  | 
| 
 
  | 
 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 
  | 
 10 
 14  | 
Лист актуализации программы
| 
 Дата обновления  | 
 Содержание обновления  | 
 Ответственный за обновление  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 .  | 
| 
 
 
 
 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
Рабочая программа разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) на основе примерной программы предназначенной для получения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих для профессий технического профиля.
А в т о р ы:
П.М.Скворцов, доцент кафедры методики обучения биологии Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования РФ;
Е.В.Титов, профессор кафедры естествознания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, доцент;
Е.В.Колесова, доцент кафедры экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования, председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по экологии, эксперт Института устойчивого развития Общественной палаты РФ, кандидат педагогических наук;
Я.В.Скворцова, преподаватель высшей педагогической категории ГБОУ среднего профессионального образования.
Программа может использоваться другими профессиональными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС).
Программа адаптирована: Калинина В.В., преподаватель ГПОУ «Забайкальский транспортный техникум».
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Программа разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для профессий:
23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
· получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
· овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
· воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
· использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной
· жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования –программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
Л1 устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
Л2 готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-
бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
Л3 объективное осознание значимости компетенций в области экологии для
человека и общества;
Л4 умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
Л5 готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
Л6 умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
Л7 умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
МП1 овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
МП2 применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
МП3 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
МП4 умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
предметных:
П1 сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, связях в системе «человек—общество—природа»;
П2 сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
П3 владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
П4 владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
П5 сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия своих действий в
окружающей среде;
П6 сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| 
 Вид учебной работы  | 
 Количество часов  | 
| 
 Максимальная учебная нагрузка (всего)  | 
 54  | 
| 
 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  | 
 36  | 
| 
 в том числе:  | 
 
  | 
| 
 практические занятия  | 
 6  | 
| 
 контрольные работы  | 
 2  | 
| 
 Самостоятельная работа обучающегося (всего)  | 
 18  | 
| 
 в том числе:  | 
 
  | 
| 
 Подготовка и защита мини-проекта  | 
 10  | 
| 
 создание презентаций  | 
 8  | 
| 
 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета  | 
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»
| 
 Наименование разделов и тем  | 
 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся  | 
 Объем часов  | 
 Уровень освоения  | 
 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы  | 
  | 
|
| 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
  | 
|
| 
 Раздел 1. Введение 
  | 
 
  | 
 2  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|
| 
 Тема 1.1. Введение  | 
 Содержание учебного материала  | 
 
 2  | 
 
 1  | 
 ОК1,2,3,4,6 Л1,2,4,6 МП1,2,3 П1,5  | 
  | 
|
| 
 1.  | 
 Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем  | 
  | 
||||
| 
 2.  | 
 Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.  | 
  | 
||||
| 
 Раздел 2. Экология как научная дисциплина  | 
 
  | 
 6  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 Тема 2.1. Экология как научная дисциплина 
  | 
 Содержание учебного материала  | 
 
  | 
 
  | 
 ОК1,2,3,5 Л1,2,4,6 МП 1,3 П1,3,5  | 
  | 
|
| 
 1.  | 
 Организмы и среда их обитания  | 
 3  | 
  | 
|||
| 
 2.  | 
 Социальная экология  | 
 2  | 
  | 
|||
| 
 3.  | 
 Прикладная экология  | 
 2  | 
  | 
|||
| 
 
  | 
 4.  | 
 Практическое занятие №1 «Глобальные экологические проблемы»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 Раздел 3.Среда обитания человека и экологическая безопасность  | 
 
  | 
 26  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|
| 
 Тема 3.1. Среда обитания человека и экологическая безопасность  | 
 Содержание учебного материала  | 
 
 
 9 
 
  | 
 
 1  | 
 ОК1,2,3,5 Л1,2,3,4,6,7 МП1,2, 3,4 П1,2,3,4,5,6  | 
  | 
|
| 
 1.  | 
 Среда обитания человека  | 
  | 
||||
| 
 2.  | 
 Городская среда  | 
 1  | 
  | 
|||
| 
 3.  | 
 Проблемы утилизации промышленных и твёрдых бытовых отходов в городе  | 
 2  | 
  | 
|||
| 
 4.  | 
 Городская квартира и требования к её экологической безопасности  | 
 2  | 
  | 
|||
| 
 5.  | 
 Сельская среда  | 
 3  | 
  | 
|||
| 
 6.  | 
 Окружающая среда и здоровье человека  | 
 2  | 
  | 
|||
| 
 Контрольная работа № 1  | 
 1  | 
 
  | 
  | 
|||
| 
 Практическое занятие №2 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.  | 
 
 2  | 
 
  | 
  | 
|||
| 
 Самостоятельная работа обучающихся №1. Подготовить презентацию «Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему» №2. Подготовить мини-проект «Экология моей квартиры»  | 
 
 14  | 
 
  | 
  | 
|||
| 
 Раздел 4. Концепция устойчивого развития  | 
 
  | 
 8 
  | 
 
  | 
 ОК1,2,3,5 Л1,2,4,6,7 МП1,2,3 П1,2,3,4,5  | 
  | 
|
| 
 Тема 4.1. Концепция устойчивого развития  | 
 Содержание учебного материала  | 
 6  | 
 
  | 
  | 
||
| 
 1.  | 
 Возникновение концепции устойчивого развития  | 
 2  | 
  | 
|||
| 
 2.  | 
 Решение экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»  | 
 2  | 
  | 
|||
| 
 3.  | 
 Экологический след и индекс человеческого развития  | 
 
  | 
 3  | 
 
  | 
  | 
|
| 
 Практическое занятие № 3 Анализ правовых основ природопользования, концепции устойчивого развития и экологической безопасности. № 4 Решение экологических задач на устойчивость и развитие.  | 
 2  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||
| 
 Раздел 5. Охрана природы  | 
 
  | 
 12  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|
| 
 Тема 5.1. Охрана природы  | 
 Содержание учебного материала  | 
 6  | 
 
  | 
 ОК1,2,3,5,6 Л1,2,3,4,6,7 МП1,2, 3,4 П1,2,3,4,5  | 
  | 
|
| 
 1.  | 
 Природоохранная деятельность  | 
 2  | 
  | 
|||
| 
 2.  | 
 Экологические проблемы России  | 
 2  | 
  | 
|||
| 
 3.  | 
 Природные ресурсы и их охрана. Природные ресурсы Забайкальского края  | 
 2  | 
  | 
|||
| 
 4.  | 
 Практическое занятие № 5 Изучение нормативных документов, регламентирующих экологическую безопасность в профессиональной деятельности.  | 
 1  | 
 
  | 
  | 
||
| 
 Контрольная работа №2  | 
 1  | 
 
  | 
  | 
|||
| 
 Самостоятельная работа обучающихся №3. Подготовить презентацию «Особо охраняемые природные территории Забайкальского края и их значение в охране природы»  | 
 
 4  | 
 
  | 
  | 
|||
| 
 
  | 
 Всего  | 
 54  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Экология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебники;
- доска;
- таблицы по экологии;
- методические пособия для кабинета экологии.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Валова В. Д. Экология. — М., 2012.
2. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.
3. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
4. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Дополнительные источники:
1. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
2. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014
Интернет-ресурсы:
1. www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
2. www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
3. www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися внеаудиторных самостоятельных работ.
| 
 Основные показатели оценки результата (освоенные умения, усвоенные знания)  | 
 Критерии оценки  | 
 Формы и методы контроля  | 
| 
 П1 сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, связях в системе «человек—общество—природа»;  | 
 (Приложение) К1- критерии оценки контрольной работы К2- критерии оценки лабораторной и практической работы К3– критерии оценки презентации К4-критерии оценки проекта  | 
 - оценка выполнения практических работ № 1-2 - оценка выполнения практических работ № 1,2 - оценка выполнения самостоятельных работ № 1-3 - контрольные работы (в форме тестирования)  | 
| 
 П2 сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;  | 
 - оценка выполнения практических работ № 1-2 - оценка выполнения практических работ № 1,2 - оценка выполнения самостоятельных работ № 1-3 - контрольные работы (в форме тестирования)  | 
|
| 
 П3 владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;  | 
 - оценка выполнения практических работ № 1-2 - оценка выполнения практических работ № 1,2 - оценка выполнения самостоятельных работ № 1-3 - контрольные работы (в форме тестирования)  | 
|
| 
 П4 владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;  | 
 - оценка выполнения практических работ № 1-2 - оценка выполнения практических работ № 1,2 - оценка выполнения самостоятельных работ № 1-3 - контрольные работы (в форме тестирования)  | 
|
| 
 П5 сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;  | 
 - оценка выполнения самостоятельных работ № 1-3  | 
|
| 
 П6 сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.  | 
 - оценка выполнения самостоятельной работы № 2 
  | 
|
| 
 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Л1 устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии; Л2 готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из- бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания; Л3 объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;  | 
 - оценка выполнения практических работ № 1,2 - оценка выполнения самостоятельных работ № 1-3  | 
|
| 
 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Л5 готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; Л6 умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; МП1 овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; МП3 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;  | 
 - оценка выполнения практических работ № 1-2 - оценка выполнения практических работ № 1,2 - оценка выполнения самостоятельных работ № 1-3 - контрольные работы (в форме тестирования)  | 
|
| 
 ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности. Л4 умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; Л6 умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; МП1 овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; МП3 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;  | 
 - оценка выполнения практических работ № 1-2 - оценка выполнения практических работ № 1,2 - оценка выполнения самостоятельных работ № 1-3 - контрольные работы (в форме тестирования) 
  | 
|
| 
 ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Л5 готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; МП2 применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; МП3 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; МП4 умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;  | 
 - оценка выполнения самостоятельных работ № 1-3  | 
|
| 
 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Л5 готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; МП2 применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; МП4 умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;  | 
 - оценка выполнения самостоятельных работ № 1-3  | 
|
| 
 ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Л7 умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии; МП2 применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;  | 
 - оценка выполнения практических работ № 1,2 - оценка выполнения самостоятельных работ № 1-3  | 
5. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов.
| 
 Содержание обучения  | 
 Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)  | 
| 
 Введение  | 
 Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования  | 
| 
 ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА  | 
|
| 
 Общая экология  | 
 Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере  | 
| 
 Социальная экология  | 
 Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выделять основные черты среды, окружающей человека  | 
| 
 Прикладная экология  | 
 Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду. Знать основные направления развития прикладной экологии  | 
| 
 СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ  | 
|
| 
 Среда обитания человека  | 
 Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды  | 
| 
 Городская среда  | 
 Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного местообитания современного человека. Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города  | 
| 
 Сельская среда  | 
 Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности  | 
| 
 КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ  | 
|
| 
 Возникновение концепции устойчивого развития  | 
 Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие».  | 
| 
 Устойчивость и развитие  | 
 Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде 
 
 
  | 
| 
 ОХРАНА ПРИРОДЫ  | 
|
| 
 Природоохранная деятельность  | 
 Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. Уметь сравнивать режим ООПТ.  | 
| 
 Природные ресурсы и их охрана  | 
 Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране  | 
Приложение
К1 – критерии оценки контрольной работы (в форме теста):
| 
 Процент результативности (правильных ответов)  | 
 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений  | 
|
| 
 балл (отметка)  | 
 вербальный аналог  | 
|
| 
 90 ÷ 100  | 
 5  | 
 отлично  | 
| 
 80 ÷ 89  | 
 4  | 
 хорошо  | 
| 
 70 ÷ 79  | 
 3  | 
 удовлетворительно  | 
| 
 менее 70  | 
 2  | 
 не удовлетворительно  | 
К2- критерии оценки практической работы
Отметка «5» ставится, если студент:
1.Правильно определил цель работы.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений и правил ТБ.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы.
Отметка «4» ставится, в случаях, если:
1. студент проводил опыт в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. допущено два-три недочета.
3.эксперимент проведен не полностью.
5.в описании наблюдений допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если:
1. Студент правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2. В ходе проведения работы и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Работа проводилась в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью.
Отметка «2» ставится, если:
1. Студент не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование
2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
К3-критерии оценки презентации:
| 
 № п/п  | 
 Критерии оценки  | 
 Работа выполнена  | 
 Работа выполнена не полностью  | 
 Работа не выполнена  | 
| 
 Высокий уровень 3 балла  | 
 Средний уровень 2 балла  | 
 Низкий уровень 1 балл  | 
||
| 
 1  | 
 Соответствие представленной информации заданной теме  | 
 - Содержание слайдов презентации полностью соответствует заданной теме сообщения, тема раскрыта полностью  | 
 - Содержание слайдов презентации соответствует заданной теме, но в презентации есть отклонения от темы или тема раскрыта не полностью.  | 
 1. Обучающийся работу не выполнил вовсе. 2. Содержание слайдов презентации не соответствует заданной теме сообщения, тема не раскрыта. 3. Презентация выполнена и оформлена небрежно, без соблюдения установленных требований. 4. Объем презентации не соответствует требованиям  | 
| 
 2  | 
 Характер и стиль изложения материала в презентации  | 
 - Корректность текста презентации (отсутствие ошибок, точность, лаконичность, полезность, актуальность информации). - Картинки, графики, диаграммы акцентируют внимание на материале сообщения. - Текст слайдов написан грамотно, сформированные идеи ясно изложены. - Присутствуют элементы творчества, оригинальность подачи.  | 
 - Корректность текста презентации (наличие ошибок, неточность, информации). - Картинки, графики, диаграммы не акцентируют внимание на материале сообщения. - В тексте слайдов присутствуют грамматические ошибки, сформированные идеи изложены не ясно. 
  | 
|
| 
 3  | 
 Дизайн  | 
 - Общий дизайн (логичность оформления презентации, непротиворечивость дизайна и содержания презентации). - Оформление диаграмм и рисунков (изображения хорошего качества, соответствуют содержанию, не накладываются на текст). - Сочетание текста, цвета, фона (текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами). - Оформление списков и таблиц (списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно). - Целесообразность использования анимации и дополнительных эффектов.  | 
 - Общий дизайн (нет логичности в оформления презентации, противоречивость дизайна и содержания презентации). - Оформление диаграмм и рисунков (изображения плохого качества, не соответствуют содержанию, накладываются на текст). - Сочетание текста, цвета, фона (текст плохо читается, фон не сочетается с графическими элементами). - Оформление списков и таблиц (списки и таблицы в презентации выстроены и размещены некорректно). - Нецелесообразность использования анимации и дополнительных эффектов.  | 
| 
 Оценка  | 
 4-5 баллов «удовлетворительно»  | 
 6-7 баллов «хорошо»  | 
 8-9 баллов «отлично»  | 
К4- критерии оценивания исследовательского проекта
| 
 Критерии оценки проекта  | 
 Содержание критерия оценки  | 
 Количество баллов  | 
| 
 Актуальность поставленной проблемы (до 5 баллов)  | 
 Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?  | 
 От 0 до 1  | 
| 
 Верно ли определены цели, задачи работы?  | 
 От 0 до 2  | 
|
| 
 Теоретическая и \ или практическая ценность (до 5 баллов)  | 
 Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.  | 
 От 0 до 2  | 
| 
 Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области  | 
 От 0 до 2  | 
|
| 
 Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость  | 
 От 0 до 1  | 
|
| 
 Методы исследования (до 2 баллов)  | 
 Целесообразность применяемых методов  | 
 От 0 до 1  | 
| 
 Соблюдение технологии использования методов  | 
 От 0 до 1  | 
|
| 
 Качество содержания проектной работы (до 8 баллов)  | 
 выводы работы соответствуют поставленным целям  | 
 От 0 до 2  | 
| 
 оригинальность, неповторимость проекта  | 
 От 0 до 2  | 
|
| 
 в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы  | 
 От 0 до 1  | 
|
| 
 есть ли исследовательский аспект в работе  | 
 От 0 до 2  | 
|
| 
 есть ли у работы перспектива развития  | 
 От 0 до 1  | 
|
| 
 Оформление работы (до 8 баллов)  | 
 Титульный лист  | 
 0т 0 до 1  | 
| 
 Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов  | 
 0т 0 до 1  | 
|
| 
 Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений  | 
 0т 0 до 2  | 
|
| 
 Информационные источники  | 
 0т 0 до 2  | 
|
| 
 Форматирование текста, нумерация и параметры страниц  | 
 0т 0 до 2  | 
|
| 
 Итого:  | 
 
  | 
 26  | 
| 
 Баллы  | 
 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений  | 
|
| 
 балл (отметка)  | 
 вербальный аналог  | 
|
| 
 24 ÷ 26  | 
 5  | 
 отлично  | 
| 
 23 ÷ 19  | 
 4  | 
 хорошо  | 
| 
 17 ÷ 79  | 
 3  | 
 удовлетворительно  | 
| 
 менее 17  | 
 2  | 
 не удовлетворительно  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.