Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинению-рассуждению" 10 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинению-рассуждению" 10 класс

Оценка 4.8
docx
25.10.2020
Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинению-рассуждению" 10 класс
элкурс 10 класс.docx

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

 

Рассмотрено на

 заседании ШМО

Руководитель

__/КурбатоваГ.Н.

Протокол №_______

От «_____»____20_г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

«____»______20___г.

____/Хализева И.Н./

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №________

От «_____»______20__г.

Утверждено и введено в действие

Приказ №___________

От «_____»________20__г.

Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

_______/Жарких М.В./

 

 

Рабочая программа

элективного курса «Обучение сочинению-рассуждению»

10 класс

 

Учитель первой квалификационной категории:

 Курбатова Г.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

 

Пояснительная записка

 

Элективный курс «Обучение сочинению-рассуждению» составлен на основании  Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом МО от 05.03.04 №1089) и нацелен на качественную подготовку выпускников к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ, в том числе – части 2.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования, поскольку задание (сочинение) является заданием повышенного уровня сложности, требующее развернутого ответа и проверяющее умение учащегося создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Программа рассчитана на учащихся 10 классов и представляет систему поэтапной работы над сочинением, которое предлагается написать на итоговой аттестации по предмету. 

            Программа учитывает специфику КИМов, в нее включены основные модели части С, которая представляет наибольшую трудность для учащихся на ЕГЭ.

            Программа позволяет учителю скорректировать основные лингвистические, языковые и коммуникативные компетенции учащихся. 

 

Цель

 

            Основная цель курса – помочь учащимся успешно справиться с заданием части С: познакомить их с основными требованиями к этому виду работы, изучить модели построения сочинения-рассуждения и успешно применять полученные знания на практике.

Кроме того, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,  продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами.

 

Задачи

 

·         Усваивать технологию написания сочинения-рассуждения.

·         Систематизировать основные теоретические сведения о сочинении-рассуждении.

·         Использовать схемы, таблицы для оптимального восприятия и запоминания теоретического материала.

·         Работать над типичными ошибками в части 2.

 

Содержание курса

 

            В программе курса рассматриваются основные принципы построения сочинения-рассуждения (часть 2).

Особенностью этого курса является его ориентированность на совершенствование умений учащихся в области письменной речи.

Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Учащимся предлагается система работы, назначение которой помочь научиться писать сочинения части 2 ЕГЭ и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся. 

 

Структура курса    

            Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний учащихся по теме «Теория и практика написания сочинений разных жанров».

Попутно повторяются и закрепляются трудные случаи правописания, пунктуации. Должное внимание уделяется лингвистическому анализу текста.

 

Почти на каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1) Теоретическая часть (изучение требований, разбор трудных вопросов)

2) Практическая часть (отработка необходимых навыков).

 

Программа рассчитана на 35 часов.

 

Ожидаемые результаты

 

В результате усвоения курса учащиеся должны:

       Знать:

  • Специфику написания сочинения-рассуждения.
  • Основные теоретические положения о структуре, композиции, компонентах сочинения-рассуждения.

        Уметь:

  • Выделять главную проблему текста.
  • Выстраивать комментарий к проблеме текста.
  • Определять позицию автора.
  • Аргументировать свою позицию.

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п\п

Тема занятия

Дата

План

Факт.

1

Вводное занятие. О структуре экзаменационного сочинения

 

 

2

Знакомство с критериями оценивая задания части 2

 

 

3

Тема текста и проблематика текста: в чем отличие? Типы проблем. Составление таблицы

 

 

4

Способы выявления основных проблем в тексте.

 

 

5

Типовые конструкции для формулирования проблемы

 

 

6

Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы. Редактирование.

 

 

7

Практикум по выявлению проблематики текста

 

 

8

Практикум по выявлению проблематики текста

 

 

9

Авторская позиция. Знакомство с информацией об авторе текста. Способы ее включения в сочинение

 

 

10

Авторская позиция. Типовые конструкции для выражения авторской позиции

 

 

11

Автор и рассказчик: в чем разница?

 

 

12

Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора

 

 

13

Практикум по определению позиции автора

 

 

14

Практикум по определению позиции автора

 

 

15

Авторский комментарий к проблеме текста. Поиск доказательств самого автора в предложенных текстах

 

 

16

Авторский комментарий к проблеме текста. Оформление текстуального комментария

 

 

17

Авторский комментарий к проблеме текста

 

 

18

Отработка умений оформления трех частей сочинения: проблема, точка зрения автора, комментарий автора к поднятой проблеме

 

 

19

Отработка умений оформления трех частей сочинения: проблема, точка зрения автора, комментарий автора к поднятой проблеме

 

 

20

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов

 

 

21

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов

 

 

22

Структура аргумента.

 

 

23

Типовые конструкции для выражения собственной точки зрения

 

 

24

Аргументация собственной точки зрения по проблеме

 

 

25

Аргументация собственной точки зрения по проблеме

 

 

26

Композиция сочинения. Основные средства связи между абзацами, предложениями

 

 

27

Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении

 

 

28

Виды и формы вступления. Виды заключения

 

 

29

Анализ ученических сочинений. Коррекция ошибок. Устранение недочетов

 

 

30

Анализ ученических сочинений. Коррекция ошибок. Устранение недочетов

 

 

31

Практикум по написанию части 2

 

 

32

Практикум по написанию части 2

 

 

33

Контрольная работа

 

 

34

Я умею писать сочинение

 

 

35

Итоговое занятие.  Критерии оценивая части 2

 

 

 

Используемый учебно-методический комплекс

 

1. «ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами» / Г.Т. Егораева. – М., 2011. 

2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон. текст дан. - Москва: ФИПИ, 2010.

3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2011.

5. Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение части 3 (часть С). М.: «Астрель», 2009.

6. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2011.

7. СимаковаЕ.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение» ООО «Издательство Астрель», 2008.

8. Трошева Т.Б. Русский язык: ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Пермь, 2005.

9. Д. Архарова, Т. Долинина, А. Чудинов. «Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание типа С). М., 2006.

10. Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Выполнение задания части 3 (С). М., 2007.

11. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для экспертов. ФИПИ. М., 2008. 

12. «ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)» / Г.Т. Егораева. – М., 2011.

 



 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка Элективный курс «Обучение сочинению-рассуждению» составлен на основании

Пояснительная записка Элективный курс «Обучение сочинению-рассуждению» составлен на основании

Структура курса

Структура курса

Способы ее включения в сочинение 10

Способы ее включения в сочинение 10

Виды и формы вступления. Виды заключения 29

Виды и формы вступления. Виды заключения 29
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020