Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель __/КурбатоваГ.Н. Протокол №_______ От «_____»____20_г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР «____»______20___г. ____/Хализева И.Н./ |
Принято на заседании педагогического совета Протокол №________ От «_____»______20__г. |
Утверждено и введено в действие Приказ №___________ От «_____»________20__г. Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области _______/Жарких М.В./
|
Рабочая программа
элективного курса «Обучение сочинению-рассуждению»
10 класс
Учитель первой квалификационной категории:
Курбатова Г.Н.
2020 год
Пояснительная записка
Элективный курс «Обучение сочинению-рассуждению» составлен на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом МО от 05.03.04 №1089) и нацелен на качественную подготовку выпускников к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ, в том числе – части 2.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования, поскольку задание (сочинение) является заданием повышенного уровня сложности, требующее развернутого ответа и проверяющее умение учащегося создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Программа рассчитана на учащихся 10 классов и представляет систему поэтапной работы над сочинением, которое предлагается написать на итоговой аттестации по предмету.
Программа учитывает специфику КИМов, в нее включены основные модели части С, которая представляет наибольшую трудность для учащихся на ЕГЭ.
Программа позволяет учителю скорректировать основные лингвистические, языковые и коммуникативные компетенции учащихся.
Цель
Основная цель курса – помочь учащимся успешно справиться с заданием части С: познакомить их с основными требованиями к этому виду работы, изучить модели построения сочинения-рассуждения и успешно применять полученные знания на практике.
Кроме того, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами.
Задачи
· Усваивать технологию написания сочинения-рассуждения.
· Систематизировать основные теоретические сведения о сочинении-рассуждении.
· Использовать схемы, таблицы для оптимального восприятия и запоминания теоретического материала.
· Работать над типичными ошибками в части 2.
Содержание курса
В программе курса рассматриваются основные принципы построения сочинения-рассуждения (часть 2).
Особенностью этого курса является его ориентированность на совершенствование умений учащихся в области письменной речи.
Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Учащимся предлагается система работы, назначение которой помочь научиться писать сочинения части 2 ЕГЭ и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся.
Структура курса
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний учащихся по теме «Теория и практика написания сочинений разных жанров».
Попутно повторяются и закрепляются трудные случаи правописания, пунктуации. Должное внимание уделяется лингвистическому анализу текста.
Почти на каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1) Теоретическая часть (изучение требований, разбор трудных вопросов)
2) Практическая часть (отработка необходимых навыков).
Программа рассчитана на 35 часов.
Ожидаемые результаты
В результате усвоения курса учащиеся должны:
Знать:
Уметь:
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема занятия |
Дата |
|
План |
Факт. |
||
1 |
Вводное занятие. О структуре экзаменационного сочинения |
|
|
2 |
Знакомство с критериями оценивая задания части 2 |
|
|
3 |
Тема текста и проблематика текста: в чем отличие? Типы проблем. Составление таблицы |
|
|
4 |
Способы выявления основных проблем в тексте. |
|
|
5 |
Типовые конструкции для формулирования проблемы |
|
|
6 |
Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы. Редактирование. |
|
|
7 |
Практикум по выявлению проблематики текста |
|
|
8 |
Практикум по выявлению проблематики текста |
|
|
9 |
Авторская позиция. Знакомство с информацией об авторе текста. Способы ее включения в сочинение |
|
|
10 |
Авторская позиция. Типовые конструкции для выражения авторской позиции |
|
|
11 |
Автор и рассказчик: в чем разница? |
|
|
12 |
Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора |
|
|
13 |
Практикум по определению позиции автора |
|
|
14 |
Практикум по определению позиции автора |
|
|
15 |
Авторский комментарий к проблеме текста. Поиск доказательств самого автора в предложенных текстах |
|
|
16 |
Авторский комментарий к проблеме текста. Оформление текстуального комментария |
|
|
17 |
Авторский комментарий к проблеме текста |
|
|
18 |
Отработка умений оформления трех частей сочинения: проблема, точка зрения автора, комментарий автора к поднятой проблеме |
|
|
19 |
Отработка умений оформления трех частей сочинения: проблема, точка зрения автора, комментарий автора к поднятой проблеме |
|
|
20 |
Аргументация собственной позиции. Виды аргументов |
|
|
21 |
Аргументация собственной позиции. Виды аргументов |
|
|
22 |
Структура аргумента. |
|
|
23 |
Типовые конструкции для выражения собственной точки зрения |
|
|
24 |
Аргументация собственной точки зрения по проблеме |
|
|
25 |
Аргументация собственной точки зрения по проблеме |
|
|
26 |
Композиция сочинения. Основные средства связи между абзацами, предложениями |
|
|
27 |
Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении |
|
|
28 |
Виды и формы вступления. Виды заключения |
|
|
29 |
Анализ ученических сочинений. Коррекция ошибок. Устранение недочетов |
|
|
30 |
Анализ ученических сочинений. Коррекция ошибок. Устранение недочетов |
|
|
31 |
Практикум по написанию части 2 |
|
|
32 |
Практикум по написанию части 2 |
|
|
33 |
Контрольная работа |
|
|
34 |
Я умею писать сочинение |
|
|
35 |
Итоговое занятие. Критерии оценивая части 2 |
|
|
Используемый учебно-методический комплекс
1. «ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами» / Г.Т. Егораева. – М., 2011.
2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон. текст дан. - Москва: ФИПИ, 2010.
3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2007.
4. Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2011.
5. Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение части 3 (часть С). М.: «Астрель», 2009.
6. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2011.
7. СимаковаЕ.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение» ООО «Издательство Астрель», 2008.
8. Трошева Т.Б. Русский язык: ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Пермь, 2005.
9. Д. Архарова, Т. Долинина, А. Чудинов. «Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание типа С). М., 2006.
10. Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Выполнение задания части 3 (С). М., 2007.
11. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для экспертов. ФИПИ. М., 2008.
12. «ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)» / Г.Т. Егораева. – М., 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.