Рабочая программа элективного курса по физике для 9-ого класса в рамках предпрофильной подготовки

  • Образовательные программы
  • doc
  • 31.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа предназначена для обучающихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора физико-математического профиля обучения, познакомить девятиклассников с особенностями физико-математической исследовательской деятельности на материале классической механики.
Иконка файла материала Рабочая программа элективного курса по физике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки.doc

Исследовательская работа на уроках физики

 

Программа элективного курса по физике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

(Программа разработана учителем физики Н. В. Лосевой)

 

Пояснительная записка.

       Программа предназначена для обучающихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.

        Цель данного элективного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора физико-математического профиля обучения, познакомить девятиклассников с особенностями физико-математической исследовательской деятельности на материале классической механики.

Элективный курс решает следующие задачи:

·       углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы на основе закономерностей классической механики;

·       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;

·       овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;

·       воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии, развитие способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям.

        Планируемые результаты элективных занятий:

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

·        сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

·        приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата или отчёта экспериментальной работы, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов.

   Содержание программы определялось следующими требованиями и ограничениями:

·        входящие в неё исследовательские задачи должны допускать разный уровень выполнения, иметь ясную и интересную постановку, которая сама мотивировала бы обучающихся к исследованию;

·        задачи не должны требовать дорогостоящего или сложного оборудования;

·        последовательность задач должна подчиняться определённой логике, основанной, главным образом, на постепенном усложнении действий обучающегося от задачи к задаче;

·        учебные занятия должны включать такие формы коммуникативной деятельности, работа в группе, участие в дискуссии, презентация полученных результатов.

   Курс построен с опорой на знания и умения, полученные обучающимися при изучении физики и математики на уровне основного общего образования.

    При изучении данного элективного курса акцент стоит делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитии способности и интереса самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Ведущими формами занятий будут являться семинары и практические занятия. В данном курсе будет также уделено внимание изучению истории физики.

     Обучающимся будет предложено сделать презентации по темам:

1.     Законы Кеплера;

2.     Гравитационные и инертные массы. Принцип эквивалентности.

3.     Маятник Максвелла.

4.     Агрегатные состояния вещества.

5.     Плавание судов.

6.     Воздухоплавание.

7.     Строение атмосферы Земли.

8.     Плотность вещества. Плотность вещества в различных агрегатных состояниях.

9.     Географическая широта, её влияние на ускорение свободного падения.

10. Задача Аристотеля.

11. Биография Исаака Ньютона.

12. Равновесие. Условия равновесия.

13. Устойчивость равновесия.

14. Давление. Давление жидкостей и твёрдых тел. Давление в газах.

 

 

Содержание программы (16 часов).

1. Вводное занятие. Основные силы в природе. Источник сил. Погрешности. Относительные и абсолютные погрешности. (2ч.)

2. Лабораторная работа: «Исследование равноускоренного движения». (2ч.)

3. Лабораторная работа: «Исследование движения тела в гравитационном поле». (2ч.)

4. Лабораторная работа: «Измерение жесткости пружины». (2ч.)

5. Лабораторная работа: «Измерение коэффициента трения». (2ч.)

6. Лабораторная работа: «Исследование и проверка условия равновесия». (2ч.)

7. Лабораторная работа: «Измерение коэффициента полезного действия наклонной плоскости». (2ч.)

8. Обобщающая конференция по презентациям обучающихся.