Исследовательская работа на уроках физики
Программа элективного курса по физике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
(Программа разработана учителем физики Н. В. Лосевой)
Пояснительная записка.
Программа предназначена для обучающихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора физико-математического профиля обучения, познакомить девятиклассников с особенностями физико-математической исследовательской деятельности на материале классической механики.
Элективный курс решает следующие задачи:
· углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы на основе закономерностей классической механики;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;
· овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;
· воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии, развитие способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям.
Планируемые результаты элективных занятий:
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
· сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
· приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата или отчёта экспериментальной работы, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов.
Содержание программы определялось следующими требованиями и ограничениями:
· входящие в неё исследовательские задачи должны допускать разный уровень выполнения, иметь ясную и интересную постановку, которая сама мотивировала бы обучающихся к исследованию;
· задачи не должны требовать дорогостоящего или сложного оборудования;
· последовательность задач должна подчиняться определённой логике, основанной, главным образом, на постепенном усложнении действий обучающегося от задачи к задаче;
· учебные занятия должны включать такие формы коммуникативной деятельности, работа в группе, участие в дискуссии, презентация полученных результатов.
Курс построен с опорой на знания и умения, полученные обучающимися при изучении физики и математики на уровне основного общего образования.
При изучении данного элективного курса акцент стоит делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитии способности и интереса самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Ведущими формами занятий будут являться семинары и практические занятия. В данном курсе будет также уделено внимание изучению истории физики.
Обучающимся будет предложено сделать презентации по темам:
1. Законы Кеплера;
2. Гравитационные и инертные массы. Принцип эквивалентности.
3. Маятник Максвелла.
4. Агрегатные состояния вещества.
5. Плавание судов.
6. Воздухоплавание.
7. Строение атмосферы Земли.
8. Плотность вещества. Плотность вещества в различных агрегатных состояниях.
9. Географическая широта, её влияние на ускорение свободного падения.
10. Задача Аристотеля.
11. Биография Исаака Ньютона.
12. Равновесие. Условия равновесия.
13. Устойчивость равновесия.
14. Давление. Давление жидкостей и твёрдых тел. Давление в газах.
Содержание программы (16 часов).
1. Вводное занятие. Основные силы в природе. Источник сил. Погрешности. Относительные и абсолютные погрешности. (2ч.)
2. Лабораторная работа: «Исследование равноускоренного движения». (2ч.)
3. Лабораторная работа: «Исследование движения тела в гравитационном поле». (2ч.)
4. Лабораторная работа: «Измерение жесткости пружины». (2ч.)
5. Лабораторная работа: «Измерение коэффициента трения». (2ч.)
6. Лабораторная работа: «Исследование и проверка условия равновесия». (2ч.)
7. Лабораторная работа: «Измерение коэффициента полезного действия наклонной плоскости». (2ч.)
8. Обобщающая конференция по презентациям обучающихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.